Курсовая работа на тему лечение сахарного диабета

Курсовая работа на тему лечение сахарного диабета thumbnail

ЛФК
ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ
 
 

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     Введение…………………………………………………………….3

     Глава
1. Клиническое
описание сахарного диабета как одного

      
из самых  распространенных заболеваний
в мире.               

    1. Общие сведения
      о сахарном диабете…………………………5
    2. Классификация
      сахарного диабета……………………………8
    3. Профилактика
      Сахарного диабета…………………………….10
    4. Лечение сахарного
      диабета……………………………………13
    5. Здоровый
      образ жизни…………………………………………14
    6. Здоровое
      питание……………………………………………….14

     1.7Значение
физических упражнений для нормализации

      
массы тела…………………………………………………………..16  

     Глава
2. Роль ЛФК при
лечении сахарного диабета.                 

     2.1
Применение лечебной физической культуры
при

      
сахарном диабете…………………………………………………….17

     2.2
Примерное занятие лечебной гимнастикой
при легкой форме

      
сахарного диабета……………………………………………………….21

     2.3
Самостоятельные занятия больных……………………………..27

     2.4
Особенности физкультуры при 
диабете…………………………28

     Выводы……………………………………………………………
….32

     Литература…………………………………………………………….33 

     
Введение

     Сахарный 
диабет является актуальной медико-социальной
проблемой современности, которая по распространенности
и заболеваемости имеет все черты эпидемии,
охватывающей большинство экономически
развитых стран мира. В настоящее время,
по данным ВОЗ, в мире уже насчитывается
более 175 миллионов больных, их количество
неуклонно растет и к 2025 году достигнет
300 миллионов. Россия в этом плане не является
исключением. Только за последних 15 лет
общее количество больных сахарным диабетом
увеличилось в 2 раза.

     СД 
увеличивает летальность в 2-3 раза,
риск развития ишемической болезни сердца
и инфаркта миокарда увеличивается в 2
раза, патология почек – в 17 раз, гангрены
нижних конечностей в 20 раз, гипертоническая
болезнь – более чем в 3 раза. Наиболее часто
при сахарном диабете развивается инфаркт
миокарда, нарушение мозгового кровообращения.
Основными причинами смерти больных являются
сердечнососудистые и цереброваскулярные
заболевания, атеросклероз (67%), хроническая
почечная недостаточность (6,7%), инфекции
(11,1%).

     Успехи 
в диагностике и лечении привели к увеличению
продолжительности жизни, что привело
к большому количеству поздних осложнений
заболевания. По данным доклада Комитета
экспертов всемирной организации здравоохранения
(ВОЗ) по сахарному диабету продолжительность
жизни при развитии патологии в детском
возрасте около 30 лет (около 50% от нормы)
при СД I типа, а при СД II типа в среднем
около 70% от продолжительности жизни здорового
человека.

     Борьба 
с сахарным диабетом и его осложнениями
зависит не только от согласованной 
работы всех звеньев специализированной
медицинской службы, но и от самих больных,
без участия которых не могут быть достигнуты
целевые задачи по компенсации углеводного
обмена при сахарном диабете, а его нарушение
и вызывает развитие сосудистых осложнений.

     Хорошо
известно, что проблема успешно может
быть решена только тогда, когда все известно
о причинах, стадиях и механизмах ее появления
и развития.

      Лечебная 
роль физических упражнений при нарушениях
обмена веществ прежде всего обусловлена 
их трофическим воздействием. Мышечная
деятельность увеличивает энергетические
траты организма и усиливает обмен веществ.
Однако во многих случаях влияние занятий
лечебной физической культурой не ограничивается
этим. Систематическое применение физических
упражнений способствует восстановлению
нормальных моторно-висцеральных рефлексов,
регулирующих обмен веществ.

  Актуальность:
актуальность изучения проблем сахарного
диабета определяется как исключительно
быстрым ростом заболеваемости, так и
высокой степенью инвалидизации больных,
особенно заболевших в детском возрасте.

  Цель:
и
зучить роль лечебной физической культуры
при лечениии сахарного диабета.
Цель работы раскрывается через ряд поставленных
задач:

   
Задачи:

1.охарактеризовать
понятие сахарного диабета.

2.отразить
применение лечебной физической культуры
при сахарном диабете;

3.выявить
особенности занятия лечебной гимнастикой
при сахарном диабете;

4.сделать соответствующие
выводы по теме.

 При выполнении
работы использовался метод анализа литературных
данных.

Объект 
исследования:
профилактика стабилизации
уровня сахара в крови с помощью применения
методик лечебной физкультуры

  Предмет
исследования:
средства лечебной физической
культурой на разных этапах лечения сахарного
диабета. 

Глава
1
. КЛИНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
САХАРНОГО ДИАБЕТА КАК
ОДНОГО ИЗ САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ В МИРЕ.
 

1.1.
Общие сведения о сахарном
диабете.
 

     Сахарный 
диабет — одно из наиболее распространенных
заболеваний, связанное с нарушением
углеводного обмена из-за недостаточности 
выработки инсулина поджелудочной
железой. При сахарном диабете образование
гликогена в печени и мышцах уменьшается,
в результате повышается содержание сахара
в крови (гипергликемия) и он начинает
выделяться с мочой (глюкозурия). Развитию
сахарного диабета способствуют нарушение
центральной нервной регуляции (часто
после психических травм), расстройствах
питания, излишнее употребление углеводов,
инфекционные болезни, наследственное
предрасположение и другие факторы. Причинами
заболевания могут быть опухоли, воспаление
и склеротические изменения поджелудочной
железы.

     При
значительной гипергликемии ткани 
организма обезвоживаются, больные 
испытывают постоянное чувство жажды,
употребляют большое количество
жидкости и выделяют много мочи.
Расстройство жирового обмена на фоне
сахарного диабета ведет к наводнению
крови жиром. Повышается содержание в
крови холестерина. У больных снижается
тургор кожных покровов, отмечается сухость
кожи и слизистых оболочек, понижается
сопротивляемость организма инфекциям,
появляются различные сопутствующие заболевания
и осложнения (гнойничковые поражения
кожи, гипертоническая болезнь, атеросклероз,
заболевания почек, крови и др.). В пожилом
возрасте диабет может давать осложнения
в виде гангрены нижних конечностей.

     Часто
диабетики страдают и
нарушением белкового и жирового обмена.
В результате в организме скапливаются
ядовитые вещества, которые могут стать
причиной наиболее опасного осложнения,
такого как, гипогликемический шок и диабетическая
кома. Гипогликемический шок наблюдается
при резком падении уровня сахара в крови
под воздействием лечебных препаратов
и характеризуется появлением чувства
слабости, учащенного сердцебиения, чувства
голода, повышением моторной возбудимости,
судорогами и потерей сознания. Диабетическая
кома обусловлена отравлением организма
продуктами неполного сгорания жиров.
Для нее характерны рвота, сонливость
и глубокая потеря сознания.(А.В. Сумаркова;1993)

     Сахарный 
диабет — это заболевание на всю 
жизнь. Больному приходится постоянно 
проявлять упорство и самодисциплину,
а это может психологически надломить
любого. При лечении и уходе за больными
сахарным диабетом необходимы также настойчивость,
человечность, осторожный оптимизм; иначе
не удастся помочь больным преодолеть
все препятствия на их жизненном пути.

     Сахарный 
диабет возникает либо при дефиците,
либо при нарушении действия инсулина.
В обоих случаях в крови повышается концентрация
глюкозы (развивается гипергликемия),
сочетающаяся со многими другими метаболическими
нарушениями: например, при выраженном
дефиците инсулина в крови возрастает
концентрация кетоновых тел.

Читайте также:  Нарыв на пальце при диабет лечение

     Сахарный 
диабет во всех случаях диагностируют 
только по результатам определения 
концентрации глюкозы в крови 
в сертифицированной лаборатории.

     Пробу
на толерантность к глюкозе в 
обычной клинической практике, как 
правило, не используют, а проводят только
при сомнительном диагнозе у молодых пациентов
или для верификации диагноза у беременных.
Для получения достоверных результатов
пробу на толерантность к глюкозе следует
проводить утром натощак; пациенту следует
во время забора крови спокойно сидеть,
ему запрещается курить; в течение 3 дней
перед проведением пробы он должен соблюдать
обычную, а не безуглеводную
диету. В период реконвалесценции
после заболеваний и при длительном постельном
режиме результаты пробы могут оказаться
ложными. Пробу проводят следующим образом:
натощак измеряют уровень глюкозы в крови,
дают обследуемому внутрь 75 г глюкозы,
растворенной в 250-300 мл воды (для детей
— по 1,75 г на 1 кг веса, но не более 75 г; для
более приятного вкуса можно добавить,
например, натуральный лимонный сок), и
повторяют измерение уровня глюкозы в
крови через 1 или 2 ч. Анализы мочи собирают
трижды — перед приемом раствора глюкозы,
через 1 час и через 2 часа после приема.

Нарушение
толерантности к 
глюкозе 
Необходимость лечения при
нарушении толерантности к глюкозе врач
определяет индивидуально. Обычно пожилым
больным лечение не проводят, а более молодым
рекомендуют диету, физические упражнения
и снижение массы тела. Почти в половине
случаев нарушение толерантности к глюкозе
в течение 10 лет приводит к сахарному диабету,
в четверти — сохраняется без ухудшения,
в четверти — исчезает. Беременным при
нарушении толерантности к глюкозе проводят
лечение, аналогичное терапии сахарного
диабета. (. Голубев М.А. , Беляева И.Ф.1997) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2
Классификация сахарного
диабета.
 

     Существует 
два основных типа сахарного диабета 
– 1 тип и 2 тип.

     Сахарный 
диабет I типа
– это хроническое нарушение
углеводного обмена вследствии нарушения
продукции инсулина. При сахарном диабете  
1 типа происходит разрушение бета-клеток
поджелудочной железы, приводящее к инсулиновой
недостаточности. Это происходит на фоне
особой наследственной предрасположенности,
которая при воздействии внешних факторов(инфекция,
вирусы, оперативное вмешательство) ведет
к изменению состояния иммунной системы
организма и, в дальнейшем, к развитию
диабета.

     В
большинстве случаев сахарный диабет
1 типа возникает у молодых людей (до 35
лет), но бывают случаи заболевания и в
более поздним возрасте.

     Разрушение
80-90% бета-клеток приводит к появлению
следующих симптомов диабета: учащенное
мочеиспускание; сильная жажда и сухость
во рту; повышенная утомляемость; потеря
веса; недержании мочи у детей и подростков.

     Данные 
симптомы проходят, если человек начинает
получать инсулин, являющийся единственным
эффективным средством лечения сахарного
диабета 1 типа. Целью лечения инсулином
является круглосуточное поддержание
нормального уровня глюкозы в крови.

     Сахарный 
диабет II типа

     Сахарный 
диабет 2 типа – самая распространенная
форма сахарного диабета. 9 из 10 случаев
сахарного диабета составляет сахарный
диабет 2 типа. Чаще всего он начинается
после 40 лет, хотя количество молодых людей
с сахарным диабетом 2 типа непрерывно
возрастает.

     Существует 
множество причин развития сахарного 
диабета II типа, поскольку под этим термином
понимают широкий круг заболеваний с различными
характером течения и клиническими проявлениями.
Их объединяет общность патогенеза: уменьшение
секреции инсулина (вследствие нарушения
функции островков Лангерганса в сочетании
с повышением периферической резистентности
к действию инсулина, которая приводит
к снижению захвата глюкозы периферическими
тканями) или повышение выработки глюкозы
печенью. В 98% случаев причину развития
сахарного диабета II типа определить не
удается — в этом случае говорят об «идиопатическом»
диабете. Какое из поражений (снижение
секреции инсулина или резистентность
к инсулину) первично, неизвестно; возможно,
патогенез различен у разных больных.
Наиболее часто резистентность к инсулину
обусловлена ожирением;

Источник


Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Общие сведения о сахарном диабете
5
1.1. Этиология и патогенез сахарного диабета
5
1.2. Клинические проявления сахарного диабета
7
1.4.Осложнения сахарного диабета

1.3. Методы диагностики сахарного диабета
8
1.4. Лечение сахарного диабета
9
ГЛАВА 2. Особенности профилактики сахарного диабета
11
2.1. Основные подходы к профилактике сахарного диабета
11
2.2.Первичная профилактика сахарного диабета
11
2.3. Вторичная профилактика сахарного диабета
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
19
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 322

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Проблема сахарный диабет является одной из актуальных в настоящее время, заболевание занимает свое место в тройке «лидеров» – болезней, которые чаще всего являются причиной смерти человека.
По данным ВОЗ сейчас в мире 6% населения больны сахарным диабетом, это примерно 284,7 миллиона человек. Прогнозы на будущее неутешительны, помнению специалистов, количество больных будет неуклонно расти, и к 2030 году их станет уже 438,4 миллиона. Так же с этим и соглашается директор академии РАМН И. И. Дедов ,что сахарный диабет, распространяется у людей быстрым ростом.
Сахарный диабет может наблюдаться в любом возрасте. Все зависит от типа этого заболевания.
В последние годы отмечается неуклонный рост заболеваемости сахарным диабетом вовсем мире, обусловлено это неправильным питанием, малоподвижным образом жизни, эндокринными нарушениями, наследственностью, ожирением, нервными стрессами [1].
Вообще, сахарный диабет относится к тем болезням, в сущности которых лежит нарушение обменных процессов. При этом больше всего страдает углеводный обмен, что проявляется стойким и постоянным увеличением содержания в крови глюкозы. Этотпоказатель называется гипергликемией. Самой главной основой проблемы является искажение взаимодействия инсулина с тканями. Именно этот гормон единственный в организме способствует падению содержания глюкозы, путем её проведения во все клетки, как основного энергетического субстрата для поддержания жизненных процессов. Если происходит сбой в системе взаимодействия инсулина с тканями, то глюкоза не можетвключиться в нормальный обмен веществ, что способствует её постоянному накоплению в крови.
Сахарный диабет (СД) – это нарушение обмена веществ [4].
Цель: изучить подходы к профилактике сахарного диабета.
Задачи:
1. Рассмотреть этиологию заболевания сахарного диабета.
2. Изучить клиническую картину и возможные осложнения сахарного диабета.
3. Рассмотреть подходы к профилактике сахарного диабета.
4.Разработка информационных материалов пациентам с заболеванием сахарный диабет.
Объект: Сахарный диабет
Предмет: Подходы к профилактике сахарного диабета
Методы исследования:
1. Анализ – теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
2. Выборка – выборка и определение доступных литературных источников
3. Обобщение – обобщение литературы, для выявления наиболее значимой литературы по профилактикесахарного диабета.
В написании работы были использованы: 2 диссертация, 4 современных источника литературы по теме курсовой работы, 4 журнала а так же 3 электронных источников, в которые входят различные статьи по данной теме.
Личный вклад в написании курсовой работы представлен в виде трех памяток для пациента: «Питание при сахарном диабете», «Образ жизни при сахарном диабете », «Подготовка к проведениюслепого зондирования (тюбажа)», а также написании варианта беседы медсестры с пациентом на тему «ЛФК при сахарном диабете ».

Читайте также:  При диабете не заживает палец на ноге

ГЛАВА 1: Общие сведения о сахарном диабете
1.1 Этиология и патогенез сахарного диабета
В статье под заглавием «актуальные вопросы терапии сахарного диабета», помещенной в журнал « САХАР’ОК» № 9 за 2013 год , дается определение сахарного диабета….

Источник

1. 9 
Фитотерапевтическое
лечение сахарного диабета

     1.
Крапива двудомная.

Для приготовления настоя 50 г листьев
крапивы заливают 500 мл кипятка, при этом
лучше использовать эмалированную посуду.
Спустя 2 часа настой процедить и пить
по 1 чайной ложке 3 раза в день до еды. Лучше
заваривать свежие листья. Из молодой
крапивы можно приготовить щи и разные
витаминные салаты.

     2.
Стручки фасоли.
Собирают в августе
и используют в виде отвара: 15—20 г стручков
варят в течение 3—4 часов в 1 л воды до
половины объема. Полученный отвар следует
остудить, процедить и принимать по 1/2
стакана за 30 минут до еды 3—4 раза в день
в течение 3—4 месяцев.

     3.
Корень одуванчика.
1
чайную ложку мелко нарезанного корня
заваривают как чай в стакане кипятка,
настаивают 20 минут, охлаждают, процеживают.
Принимают по 1/4 стакана 3—4 раза в день.

     4.
Листья ореха грецкого.

Для приготовления настоя 1 столовую ложку
измельченных листьев заливают стаканом
кипятка, кипятят 20 —30 секунд, настаивают,
процеживают и принимают в течение дня.
Можно также использовать перегородки
грецкого ореха. Для этого перегородки
от 40 штук грецких орехов заливают стаканом
кипятка и томят на водяной бане в течение
1 часа. Внутренняя кастрюля должна быть
стеклянной или эмалированной. Затем следует
остудить, процедить и принимать по 1 чайной
ложке 3 раза в день до еды.

     5.
Осина,
кора. Используется при начальная
стадии диабета. 1 столовую ложку сухой
измельченной коры осины кипятить 30 минут
на малом огне в 2 стаканах воды. Настоять,
укутав, 2—3 часа, процедить. Принимать
по 1/5—1/4 стакана 3 раза в день до еды. Пить
до 3 месяцев и более.

     6.
Черника,
лист. 1 столовую ложку сухих
листьев черники на стакан кипятка. Настоять,
укутав, 30—40 минут, процедить. Принимать
по стакану настоя 3 раза в день в охлажденном
виде небольшими глотками. Применяется
при начальной стадии диабета.

     7.Свекла
красная.
Свежий сок свеклы пьют при
диабете по 1/4 стакана 4  раза в день.

     8.
Черника.
Настой пьют при нетяжелых
формах сахарного диабета. Находящийся
в листьях неомертиллин значительно понижает
содержание сахара в крови (1 чайную ложку
измельченных листьев заварить стаканом
кипятка, настоять 30 минут на горячей плите,
процедить. Пить по 1/3 стакана 3 раза в день).

     9.
Сбор.
Лопух (корни) — 1 часть, фасоль
стручковая, сухие створки — 1 часть, черника
(лист) — 1 часть. 60 г сбора настаивать в
литре холодной воды 12 часов. Затем кипятить
5 минут, настоять, укутав, 1 час, процедить.
Принимать по 3/4 стакана 5 раз в день через
час после еды.

     10.
Брусника обыкновенная.

При диабете благотворное действие оказывают
свежие ягоды брусники.

     11.
Голубика болотная.

В народной медицине применяют отвар молодых
побегов и листьев. 1 столовую ложку травы
заварить стаканом кипятка, кипятить 10
минут на слабом огне, охладить, процедить.
Принимать по столовой ложке 3 раза в день.

     12.
Сбор.
Черника (лист)—1 часть. Фасоль
стручковая, сухие створки— 1 часть. Лен
(семена)— 1 часть. Овсяная солома – 1 часть.
3 столовые ложки сбора на 3 стакана воды.
Кипятить 10 минут, настоять, укутав, 30—40
минут, процедить. Принимать по 1/4 стакана
6—8 раз в день.

     13.
Сбор.
Трава хвоща полевого
— 20 г, трава горца птичьего — 20 г, трава
земляники — 20 г. Столовую ложку сбора
залить стаканом кипятка, кипятить 3—5
минут, настаивать 10— 15 минут. Процедить.
Принимать по столовой ложке за 20-30 минут
до еды 3—4 раза в день.

     14.
Сбор.
Листья черники
— 25 г, листья одуванчика — 25 г, трава галеги
лекарственной — 20 г. Столовую ложку сбора
залить 300 мл кипятка, прокипятить 5 минут,
настоять, процедить. Принимать по 1/2 стакан
а 2— Зраза вдень перед едой за 20 минут.

Читайте также:  Как лечить поражение сосудов при диабете

     При
диабете 2—3 измельченные луковицы залить
2 чайными чашками теплой воды, выдержать
7—8 часов, процедить и пить настой
по кофейной чашке 3 раза в день перед едой.

     15.
Сбор.
Листья черники
— 25 г, трава галеги лекарственной -25 г,
листья крапивы двудомной — 25 г. Одну столовую
ложку сбора залить 300 мл кипятка. Прокипятить
15 минут, настоять 5 минут, процедить. Принимать
по 2—3 столовые ложки 3—4 раза в день перед
едой за 20 минут.

     16.
Хвощ полевой.
Для приготовления отвара
берут 30 г хвоща полевого, заливают 1 стаканом
кипятка, кипятят 5—7 минут, затем настаивают
2—3 часа. После процеживания через марлю
принимают по 2—3 столовые ложки 3—4 раза
в день перед едой.

     Хвощ 
полевой можно использовать в 
свежем виде (салаты, начинка для пирогов),
а также в виде настоя.

     Салат
из хвоща полевого: 2 стакана мелко 
порезанных листьев полевого хвоща 
смешать с 50 г зеленого лука, щавелем
20 г, можно добавить 40—50 г листьев 
одуванчика. Заправить либо растительным
маслом, либо сметаной. По вкусу посолить.
Пестики полевого хвоща можно добавлять
в окрошку.

     18.
Шиповник.
Для приготовления отвара
берут 10 измельченных плодов шиповника,
заливают 1 стаканом кипятка, кипятят 3—5
минут, настаивают 4—5 часов, после процеживания
отвара принимают по 1/2 стакана 3—4 раза
в день.

     
19. Сбор.
Листья пустырника
— 10 г, листья земляники — 15 г, листья шелковицы
— 20 г. Столовую ложку сбора залить стаканом
кипятка, кипятить 3—5 минут, настоять
в течение часа. Процедить, принимать по

столовые ложки 3 раза в день после еды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА
2

Методы 
и организация 
исследования

     2.1 
Методы исследования

     Для
решения поставленных задач были
использованы следующие методы:

  1. Анализ научно-методической
    литературы;
  2. Педагогический
    эксперимент;
  3. Медико-биологические
    методы исследования;
  4. Метод математической
    статистики.

     
2.1.1 Анализ научно-методической 
литературы

     Нами 
были изучены литературные источники
отечественных и зарубежных авторов, анализ
которых позволил изучить теоретический
и практический опыт по изучаемому вопросу,
обосновать актуальность темы исследования,
разработать задачи и программу для проведения
экспериментальной работы. Обобщение
научно-методической литературы способствовало
конкретизации задач настоящей работы,
разработке комплексной программы физической
реабилитации для больных сахарным диабетом.

     2.1.2
Педагогический эксперимент

     Педагогический 
эксперимент  проводится с целью определения
эффективности разработанной  комплексной
программы физической реабилитации. Сущность?????????????????????????????????

     2.1.3 
Медико-биологические 
методы исследования 

     1)
определение уровня глюкозы в 
крови;

     2)
опросник САН (см. приложение 1);

     3)
подсчет ЧСС при работе на 
велоэргометре при пороговой 
мощности (см. приложение 2). 

     2.1.4 
Методы математической 
статистики

     Методы
математической статистики использовались
нами для обработки цифрового материала,
полученного в результате педагогического
эксперимента. Определялись следующие
параметры:

   1)
Среднее арифметическое:

     , где n – количество испытуемых. 

   2)
Среднее квадратическое отклонение:

     ,

     где s
– среднее квадратическое отклонение. 

   
3) Коэффициент Стьюдента:

     ,

     где
t – коэффициент Стьюдента;

     – среднее арифметическое до 
эксперимента;

      – среднее арифметическое после 
эксперимента;

     S1
– стандартная ошибка среднего арифметического
до эксперимента;

         
S2 – стандартная ошибка среднего
арифметического после эксперимента. 

     2.2
Организация исследования

     Педагогический
эксперимент проводился на базе 10-й клиники
эндокринонологического отделения города
Минска в период с 4 февраля по 4 марта.
В исследовании принимают участие экспериментальная
(ЭГ) и контрольная группы (КГ) в количестве
20 человек. Занятия в экспериментальной
группе проводились по разработанной
нами комплексной программе физической
реабилитации, а контрольная группа занималась
по программе 10-й клиники. Новшество нашей
программы заключалось в том, что она включала:

     1-й 
день: комплекс лечебной гимнастики, содержащий
круговую тренировку на тренажерах;

     2-й 
день: круговая тренировка на 
тренажерах и комплекс упражнений 
на релаксацию;

     Занятия
чередовались через день, под контролем 
ЧСС и уровня глюкозы.

     Также
было включено в самостоятельные 
занятия  дыхательные упражнения
по методике Филатова-Бюргеса.

     К
занятию не допускались больные
сахарным диабетом, имеющие хотя бы одно
из следующих нарушений:

     –
уровень глюкозы крови выше 300
мг% (16,6 ммоль);

     –
недавнее значительное кровоизлияние 
в глаз;

     – 
почечная недостаточность при отсутствии
адекватного контроля;

     –
нестабильная стенокардия;

     –
тромбофлебит или интракардиальный 
тромб;

     –
активный или предполагаемый 
миокардит или перикардит;

     –
острая или недостаточно контролируемая 
сердечная недостаточность;

     –
значительный стеноз аорты;

     –
наличие или подозрение на 
наличие аневризмы;

     – 
неконтролируемая аритмия предсердий 
или желудочковая экстрасистолия; 

     –
острое инфекционное заболевание или
повышенная температура. 
 
 
 

    ГЛАВА
3

    Результаты 
исследования и их
обсуждения

    3.1
Комплексная программа
физической
реабилитации при сахарном
диабете

Программа
реабилитации должна преследовать следующие 
задачи:

  1. снижение
    содержания сахара в крови;
  2. улучшение
    физической работоспособности функции
    сердечно- сосудистой и дыхательной систем 
    ;
  3. повышение
    психо – эмоционального состояния;
  4. предупреждение
    развития осложнений.                                                                              

Для реализации
поставленных задач была  разработана 
программа физической реабилитации
на основе изученной научно-методической
литературы, которая представлена в таблице
3.1. 

Таблица
3.1 – Программа физической реабилитации
при сахарном диабете. 

содержаниедозировкаОМУ
Лечебная 
гимнастика
35-45 мин.Упражнения 
для всех мышечных групп. Движения выполняются
с небольшой амплитудой, в медленном и
среднем темпе, а для мелких мышечных групп
— в быстром.
Дозированная 
ходьба
С 5 до 10-12 км.Постепенно 
увеличивая расстояние. Можно использовать
спортивно-прикладные упражнения (ходьбу
на лыжах, катание на коньках, плавание,
греблю, бег), игры   (волейбол, баскетбол,  
бадминтон,   теннис)   при  
строгом   врачебно-педагогическом
контроле в процессе занятий.
Массаж30—40 мин, 

курс — 12—15 сеансов,
лучше через день.

Общий массаж с 
сегментарно-рефлекторным воздействием.
Приемы осуществляют с незначительной
силой и интенсивностью,
Гидротерапияот 1-2 до 3-5 мин.

15-20 процедур.

Душ Шарко. В 
начале курса температура 32-350
,в конце -20-150. 
Самостоятельные
занятия
  4—5 упражнений 
с повторением каждого упражнения
по 4—6 раз.
Простые комбинированные
упражнения для туловища и конечностей
в чередовании с дыхательными упражнениями,
упражнения для брюшного пресса и упражнения
с сопротивлением.

Использование
дыхательных упражнений по методике
Филатова-Бюргеса 

 
Фитотерапевтическое
лечение
в соответствии
с рецептом (см. 1.9.1.)
Индивидуально,
назначается врачом

Источник