Курсовая работа особенности течения сахарного диабета у детей

Подборка по базе: дипломная работа 2020 (1).docx, Курсовая работа педиатрия.docx, курсовая работа.docx, Тестовая работа.docx, контрольная работа.docx, Лабораторная работа.docx, Проектная работа по химии. Витамины.doc, Проектная работа по химии. Вода..doc, Аттестационная работа. Хаенок К.С..doc, Лабораторная работа №1 (Паньшина).docx
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Особенности течения сахарного диабета у детей»
Лечебное дело СПО
Автор дипломной работы: Вертко Г.В.

____________________

Руководитель работы: Шарова Н.В.

____________________

Допустить к защите

______________(дата) ______________(дата)

Дипломная работа защищена ______________(подпись) ______________(оценка)
Заместитель директора ______________(подпись)

по учебной работе (Ф.И.О.)

Председатель ГЭК (Ф.И.О.)

Калининград, 2014 г.

Содержание

Введение.

1.Актуальность исследования:

В настоящее время во всем мире наблюдается рост заболеваемости сахарным диабетом, в том числе – у детей и подростков. Ранняя диагностика и своевременное начало лечения позволяют улучшить прогноз и отсрочить развитие осложнений. Правильная тактика лечения является основой в профилактике развития жизнеугрожающих состояний.

2.Цели:
Выявить особенности течения сахарного диабета у детей.

3.Задачи:

а) Изучить этиологию, типы и клиническое течение сахарного диабета у детей.

б) Определить диагностические критерии сахарного диабета в детском возрасте.
в) Установить уровень заболеваемости детей сахарным диабетом в Калининградской области.

4.Объект: Сахарный диабет у детей.
5.Предмет: Особенности течения сахарного диабета.
6.Гипотеза: на течение сахарного диабета у детей влияют …?????

ГЛАВА 1 Теоретическая часть.

1.1. Определение и эпидемиология сахарного диабета.

Определение.

Сахарный диабет — это эндокринное заболевание, характеризующееся хроническим повышением уровня сахара в крови вследствие абсолютного или относительного дефицита инсулина — гормона поджелудочной железы. Заболевание приводит к нарушению всех видов обмена веществ, поражению сосудов, нервной системы, а также других органов и систем.

Эпидемиология.

По данным Международной диабетической федерации по состоянию на 2011 г. около 366 млн человек в мире больны сахарным диабетом (СД), среди них 3 млн россиян. Всемирная Организация Здравоохранения характеризует СД как эпидемию неинфекционного заболевания.

Эпидемиология СД у детей и подростков быстро меняется. Средний годовой темп прироста заболеваемости у детей по РФ в последние 5 лет составляет 2,8%, кроме того, наблюдается снижение возраста манифестации СД .Хороший уход и квалифицированная врачебная помощь ребенку с СД предотвращает развитие многих осложнений, однако продолжительность жизни больных с СД, заболевших в детстве, остается ниже среднепопуляционной .В среднем по РФ распространенность СД среди детей и подростков составляет 55–58, заболеваемость — 9–10, смертность — 0,04–0,08 случая на 100 тыс. детского населения. В то время как смертность от острых осложнений СД (диабетических ком) сейчас не превышает 1%, на первый план выходит новая проблема — сердечно-сосудистые осложнения СД.

1.2. Классификация, этиология и патогенез сахарного диабета.

Классификация.

Этиологическая классификация.


  1. Инсулинзависимый диабет (сахарный диабет 1 типа) развивается в основном у детей и молодых людей;

  2. Инсулиннезависимый диабет (сахарный диабет 2 типа) обычно развивается у людей старше 40 лет, имеющих избыточный вес. Это наиболее распространенный тип болезни (встречается в 80-85% случаев);

  3. Вторичный (или симптоматический) сахарный диабет;

  4. Диабет беременных.

  5. Диабет, обусловленный недостаточностью питания.

Классификация по тяжести течения заболевания.

Лёгкое течение

Легкая (I степень) форма болезни характеризуется невысоким уровнем гликемии, которая не превышает 8 ммоль/л натощак, когда нет больших колебаний содержимого сахара в крови на протяжении суток, незначительная суточная глюкозурия (от следов до 20 г/л). Состояние компенсации поддерживается с помощью диетотерапии. При легкой форме диабета могут диагностироваться у больного сахарным диабетом ангионейропатии доклинической и функциональной стадий.

Средней степени тяжести

При средней (ІІ степень) тяжести сахарного диабета гликемия натощак повышается, как правило, до 14 ммоль/л, колебания гликемии на протяжении суток, суточная глюкозурия обычно не превышает 40 г/л, эпизодически развивается кетоз или кетоацидоз. Компенсация диабета достигается диетой и приёмом сахароснижающих пероральных средств или введением инсулина) в дозе, которая не превышает 40 ОД на сутки. У этих больных могут выявляться диабетические ангионейропатии различной локализации и функциональных стадий.

Тяжёлое течение

Тяжелая (ІІІ степень) форма диабета характеризуется высокими уровнями гликемии (натощак свыше 14 ммоль/л), значительными колебаниями содержимого сахара в крови на протяжении суток, высоким уровнем глюкозурии (свыше 40-50 г/л). Больные нуждаются в постоянной инсулинотерапии в дозе 60 ОД и больше, у них выявляются различные диабетические ангионейропатии.
Классификация по осложнениям.


  • Диабетическая микро- и макроангиопатия.

  • Диабетическая нейропатия.

  • Диабетическая ретинопатия.

  • Диабетическая нефропатия.

  • Диабетическая стопа.

Этиология.

 Наследственность. Есть наблюдения, что диабет первого типа наследуется с вероятностью 3–7% по линии матери и с вероятностью 10% по линии отца. Если же болеют оба родителя, риск заболевания возрастает в несколько раз и составляет до 70%. Диабет второго типа наследуется с вероятностью 80% как по материнской, так и по отцовской линии, а если инсулинонезависимым сахарным диабетом болеют оба родителя, вероятность его проявления у детей приближается к 100%, но, как правило, в зрелом возрасте. Наследственность – главный фактор возникновения диабета.

Ожирение. С точки зрения развития диабета особенно опасно, если ожирение носит абдоминальный характер, то есть форма тела принимает форму яблока. Важное значение имеет величина окружности талии. Риск сахарного диабета повышается при окружности талии у мужчин больше 102 см, у женщин больше 88 см. Оказывается, осиная талия – это не только дань моде, но и верный способ обезопасить себя от диабета. Этот фактор, к счастью, может быть нейтрализован, если человек, сознавая всю меру опасности, будет бороться с избыточным весом (и победит в этой борьбе). Лучший рецепт от врачей в данном случае – отказаться от малоподвижного образа жизни.

Заболевания поджелудочной железы. Панкреатит, рак поджелудочной железы, заболевания других желез внутренней секреции – все, что провоцирует дисфункцию поджелудочной, способствует развитию диабета. Кстати, часто повреждениям поджелудочной может способствовать перенесенная физическая травма.

 Вирусные инфекции. Краснуха, ветряная оспа, эпидемический гепатит и некоторые другие заболевания, включая грипп, повышают риск возникновения диабета. Эти инфекции играют роль спускового механизма, как бы провоцирующего болезнь. Ясно, что для большинства людей грипп не станет началом диабета. Но если это тучный человек с отягченной наследственностью, то для него и простой вирус представляет угрозу. Человек, в роду которого не было диабетиков, может многократно перенести грипп и другие инфекционные заболевания, и при этом вероятность развития диабета у него значительно меньше, чем у лица с наследственной предрасположенностью к диабету. Так что комбинация факторов риска повышает опасность заболевания в несколько раз.

Патогенез.

В патогенезе сахарного диабета выделяют два основных звена:


  1. недостаточное производство инсулина эндокринными клетками поджелудочной железы;

  2. нарушение взаимодействия инсулина с клетками тканей организма (инсулинорезистентность) как следствие изменения структуры или уменьшения количества специфических рецепторов для инсулина, изменения структуры самого инсулина или нарушения внутриклеточных механизмов передачи сигнала от рецепторов органеллам клетки.

1.3.Отличия и характерные признаки сахарного диабета 1-го и 2-го типов у детей.

Сахарный диабет 1-го типа (инсулинозависимый диабет, ювенильный диабет) — аутоиммунное заболевание эндокринной системы, основным диагностическим признаком которого является хроническая гипергликемия — повышенный уровень сахара в крови, полиурия, как следствие этого — жажда; потеря веса; чрезмерный либо сниженный аппетит.

В отличие от сахарного диабета 2-го типа, характеризуется абсолютной (а не относительной) недостаточностью инсулина, вызванной деструкцией бета-клеток поджелудочной железы. Диабет 1-го типа может развиться в любом возрасте, но наиболее часто заболевают лица молодого возраста (дети, подростки, взрослые люди моложе 30 лет).

Клиника.

Классическая клиническая картина диабета у детей и людей молодого возраста характеризуется ярко выраженной симптоматикой, которая нарастает достаточно быстро: на протяжении всего лишь нескольких месяцев или даже недель. Спровоцировать развитие заболевания могут некоторые инфекции и обострение сопутствующих болезней.

Читайте также:  Головокружение может быть причиной сахарного диабета

Для сахарного диабета 1-го типа характерны типичные для всех вариантов диабета симптомы, обусловленные гипергликемией (повышением концентрации сахара (глюкозы) в крови). Отличием же является их резкая выраженность. Прежде всего, это:


  • повышенная жажда;

  • усталость;

  • частое мочеиспускание днем и в ночное время(никтурия);

  • потеря веса(хотя аппетит часто увеличивается);

  • зуд, особенно в области половых органов, вызванный развитием грибковой инфекции;

  • другие инфекции кожи(дрожжевая инфекция и фурункулез).

Диагностика сахарного диабета.
Предположительный диагноз подтверждается следующими исследованиями:
• анализ крови на глюкозу;
• анализ мочи на глюкозу;
• глюкозотолерантный тест;
• определение гликозилированного гемоглобина;
• определение инсулина и С-пептида в крови.
Лечение сахарного диабета 1-го типа у детей.


  1. Регулярные инъекции инсулина. Они выполняются ежедневно или несколько раз в день, в зависимости от вида используемого инсулина.

  2. Поддержание активного образа жизни (устранение гиподинамии).

  3. Поддержание нормальной массы тела.

  4. Соблюдение специальной диеты, содержащей сниженное регулируемое количество углеводов.

Возможные осложнения сахарного диабета 1-го типа.

В большинстве случаев сахарный диабет 1 типа осложнения дает в ближайшей перспективе только при отсутствии адекватного лечения. Могут возникнуть следующие осложнения:

1. Низкий уровень сахара в крови, возникающий при передозировке инсулина, большом перерыве между приемами пищи, физической активности, гипертермии, приводит к потере сознания.

2. Недостаточная замена инсулина фармакологическими заменителями приводит к высокому уровню сахара в крови и может вызвать кетоацидоз.

3. Атеросклероз усугубляется при сахарном диабете и может привести к нарушению кровообращения в ногах (диабетическая стопа), развитию инсультов и заболеваний сердца (стенокардия и инфаркт миокарда).

4. Диабетическое поражение почек (диабетическая нефропатия).

5. Диабетическая ретинопатия (диабетическое поражение глаз).

6. Диабетическая невропатия (дегенерация нервов) и ангиопатия, которые приводят к возникновению язв и инфекций.

7. Повышенная предрасположенность к инфекционным заболеваниям.

8. Кетоацидотическая, гиперосмолярная, лактацидэмическая и гипогликемическая комы в запущенных тяжелых случаях болезни.

Сахарный диабет 2-го типа (инсулиннезависимый диабет) — метаболическое заболевание, характеризующееся хронической гипергликемией, развивающейся в результате нарушения взаимодействия инсулина с клетками тканей

Патогенез.

Этот тип заболевания обусловлен снижением чувствительности тканей к действию инсулина (инсулинорезистентность), который на начальных стадиях заболевания синтезируется в нормальных или даже повышенных количествах. Диета и снижение массы тела пациента в некоторых случаях помогают нормализовать углеводный обмен и снизить синтез глюкозы в печени из неуглеводистого сырья. Со временем избыточная секреция инсулина истощает β-клетки поджелудочной железы, что делает необходимыми инъекции инсулина.

Диабет 2 типа составляет 85—90% от всех типов сахарного диабета и наиболее часто развивается у людей старше 40 лет, и, как правило, ассоциирован с ожирением. Однако, в последнее время, в связи с тем, что количество детей с избыточной массой тела растет, сахарный диабет 2-го типа встречается и у детей.

Клиника.

Развитие диабета 2-го типа происходит не так ярко и стремительно, как в случае сахарного диабета 1-го типа. И только после того, как будут получены результаты исследования крови, назначенные по поводу других заболеваний или в связи с поздними осложнениями диабета, становится очевидным истинный диагноз. Тем не менее существует ряд симптомов, которые должны настораживать.

Так, при сахарном диабете 2-го типа довольно часто встречаются различные поражения кожи. Наличие рецидивирующих инфекций кожи, особенно тех, что трудно поддаются лечению, требует неотложного проведения исследования на содержание глюкозы в крови. Еще одним показателем наличия сахарного диабета 2-го типа может быть грибковая инфекция.

Первыми клиническими признаками диабета 2 типа могут быть:


  • зуд наружных половых органов и промежности;

  • грибковые поражения кистей и стоп в виде паронихий (отек и покраснение) и/или с вовлечением в патологический процесс ногтей;

  • изменения в пародонте;

  • усиленное чувство жажды;

  • повышенный аппетит;

  • сухость во рту.

Лечение.

Первоочередная задача в лечении детей с сахарным диабетом 2-го типа, которые страдают ожирением, заключается в перестройке стереотипа питания и стремлении нормализовать массу тела пациентов.

Однако, с целью выведения больных из кетоацидотического состояния и ликвидации феномена глюкозотоксичности, а также при неясности диагноза целесообразно назначение инсулина. Длительность применения экзогенного инсулина при сахарном диабете 2-го типа редко превышает 6 месяцев. Далее поддержание оптимального гликемического контроля возможно при соблюдении диеты и при назначении таблетированных сахароснижающих препаратов из группы бигуанидов. В лечении сахарного диабета 2-го типа не исключается использование и других сахароснижающих средств. Однако опыт их применения в лечении у детей и подростков недостаточен. 
Диета.

Мероприятия по коррекции питания должны быть направлены на постепенное, длительное снижение веса. Даже небольшая потеря веса может заметно улучшить показатели гликемического контроля и снизить инсулинорезистентность. Помимо снижения веса, целью диетических мероприятий должно быть достижение оптимального контроля уровня глюкозы крови и уменьшение содержания липидов и липопротеинов. Внимание должно быть также направлено на выявление нарушений пищевого поведения у подростков с сахарным диабетом 2-го типа.

Физические нагрузки.

Рутинные физические нагрузки и увеличение ежедневной физической активности имеют первостепенное значение в управлении сахарного диабета 2-го типа, о чем свидетельствует показатели гликемического контроля. Учитывая, что дети с сахарным диабетом 2-го типа и выраженным ожирением очень плохо переносят физические нагрузки, их необходимо поощрять к любой рутинной физической деятельности, как минимум два-три раза в неделю.

Заключение.

Сахарный диабет 2-го типа у детей и подростков все чаще встречается в клинической практике педиатров-эндокринологов. У детей, как и у взрослых, основными факторами патогенеза сахарного диабета являются инсулинорезистентность и дисфункция β-клеток поджелудочной железы. Снижение инсулинорезистентности с помощью мероприятий по изменению образа жизни и характера питания у пациентов этого возраста является сложной задачей, что обусловливает необходимость фармакологической коррекции. Проведенные клинические исследования показали: эффективность и безопасность применения метформина у детей сходна с таковой у взрослых, что подтверждает возможность использования препарата для лечения сахарного диабета 2-го типа у детей. Препарат метформина, Глюкофаж, одобрен к применению при сахарном диабете 2-го типа у детей старше 10 лет в качестве монотерапии, а также в комбинации с инсулином, в странах Европы, США и России. Однако по-прежнему существует острая необходимость в проведении дальнейших клинических исследований пероральных сахароснижающих препаратов у детей с сахарным диабетом 2-го типа.

Список литературы.


  • https://ru.wikipedia.org/wiki
  • врач-эндокринолог Черниговской городской поликлиники № 3 Елена Пискун-газета «Аргументы и факты»,статья от 28/01/2013 «Все о сахарном диабете: профилактика, причины, симптомы и правила питания»

  • Д.м.н. Т.Л. Кураева «Метформин в лечении сахарного диабета 2 типа у детей и подростков»  журнал «ЭФ. Педиатрия» выпуск 1 2011г.

  • https://pediatriya.info/?p=1834

  • https://diabet-help.ru/kategoriya/tipy/saharniy-diabet-1-tipa/

  • https://www.eurolab.ua/diabetes/2585/19331/
  • Е.В. Большова, к.м.н., руководитель отдела детской эндокринной патологии «Инсулинорезистентность и сахарный диабет 2 типа у детей и подростков» медицинская газета «Здоровье Украины» статья размещена в номере 8/1 за апрель 2008 года, на стр. 34-36.

Источник

Ïàòîãåíåç è êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà êàê çàáîëåâàíèÿ, âûçâàííîãî äåôèöèòîì èíñóëèíà â îðãàíèçìå. Äèàãíîñòèêà íàðóøåíèé îáìåíà âåùåñòâ è óãëåâîäîâ ó äåòåé ïðè çàáîëåâàíèè ñàõàðíûì äèàáåòîì. Ñèíäðîì Ìîðèàêà è ëå÷åíèå ñàõàðíîãî äèàáåòà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÀÎ «ÌÓÀ»

ÐÅÔÅÐÀÒ

íà òåìó: «Îñîáåííîñòè êëèíè÷åñêîãî òå÷åíèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà ó äåòåé. Ñèíäðîì Ìîðèàêà»

Ïîäãîòîâèëà:

Æàçåòîâà ÍÌ 339 îì

Ïðîâåðèëà Ñêàêîâà ÀÁ

Àñòàíà 2012

Ïëàí

Ââåäåíèå

Читайте также:  Может ли несахарный диабет перейти в сахарный

1. Ïàòîãåíåç

2. Êëèíèêà

3. Ëå÷åíèå

4. Ñèíäðîì Ìîðèàêà

Âûâîä

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Ñàõàðíûé äèàáåò (diabetes mellitus) — çàáîëåâàíèå, îáóñëîâëåííîå àáñîëþòíûì èëè îòíîñèòåëüíûì äåôèöèòîì èíñóëèíà â îðãàíèçìå; õàðàêòåðèçóåòñÿ íàðóøåíèåì âñëåäñòâèå ýòîãî âñåõ âèäîâ îáìåíà è â ïåðâóþ î÷åðåäü îáìåíà óãëåâîäîâ.

 ñòðóêòóðå ýíäîêðèííîé ïàòîëîãè ñàõàðíûé äèàáåò çàíèìàåò îäíî èç âåäóùèõ ìåñò. Ñîãëàñíî äàííûì àññîöèàöèè çàïàäíîåâðîïåéñêèõ ïåäèàòðîâ, ïîñëåäíèå 10 ëåò õàðàêòåðèçóþòñÿ îò÷åòëèâûì ðîñòîì ýòîé ïàòîëîãèè.

Ðàçëè÷àþò íåñêîëüêî âàðèàíòîâ ñàõàðíîãî äèàáåòà.

1. Ïåðâè÷íûé (íå ñâÿçàííûå ñ äðóãèìè çàáîëåâàíèÿìè). Âñòðå÷àåòñÿ â ïîäàâëÿþùåì áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ – èíñóëèíîçàâèñèìûé.

2. Âòîðè÷íûå (ôîðìû äèàáåòà – ñëåäñòâèå êàêèõ-ëèáî çàáîëåâàíèÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû: õðîíè÷åñêèé ïàíêðåàòèò, èíñóëèò, îïóõîëè, ðåçåêöèÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû – èíñóëèííåçàâèñèìûé.

3 Äèàáåò, âûçâàííûå ïîâûøåííîé ïðîäóêöèåé ãîðìîíîâ àíòàãîíèñòîì èíñóëèíà (ÑÒÃ, íàïðèìåð, ïðè àêðîìåãàëèè åñòü ñèìïòîìû äèàáåòà, êîðòèçîë – ïðè ñèíäðîìå Èöåíêî-Êóøèíãà, êàòåõîëàìèíû – ïðè ôåîõðîìîöèòîìå, òèðåîèäíûõ ãîðìîíîâ – ïðè òèðåîòîêñèêîçå).

Äàëåå áóäåò ðàññìàòðèâàòüñÿ ïðîáëåìà òîëüêî ïåðâè÷íîãî, èíñóëèíîçàâèñèìîãî äèàáåòà.

1. Ïàòîãåíåç

Ðàçâèòèå àóòîèììóííîãî èíñóëèòà (òî åñòü âûðàáîòêà àíòèòåë ê áåòà êëåòêàì îñòðîâêîâ Ëàíãåðãàíñà). Ïî-âèäèìîìó, ñóùåñòâóåò áàçà, ôîí äëÿ ðàçâèòèÿ ýòîãî ïðîöåññà – ýòî ãåíåòè÷åñêè äåòåðìèíèðîâàííîå çàáîëåâàíèå.  11-60% ñëó÷àåâ äèàáåòà óäàåòñÿ ïðîñëåäèòü íàñëåäñòâåííîñòü. Ìîæåò èìåòü ìåñòî ìîíîãåííûé âàðèàíò íàñëåäîâàíèÿ, ïåðåäàþùèéñÿ àóòîñîìíî-ðåöåñèâíûì ïóòåì.

Íî ÷àùå ýòî ïîëèãåííûé òèï íàñëåäîâàíèÿ (èìååòñÿ íåêàÿ àíîìàëèÿ êîíñòèòóöèè íà ìîëåêóëÿðíîì êëåòî÷íîì óðîâíå, êîòîðàÿ ðåàëèçóåòñÿ ïîä âëèÿíèåì âíåøíèõ ôàêòîðîâ è ïðèâîäèò ê ðàçâèòèÿ àóòîèììóííîãî èíñóëèòà).

Ôàêòîðû ðèñêà:

1. Îæèðåíèå (ýêçîãåííî-êîíñòèòóöèîíàëüíîå, èçáûòî÷íîå ïîñòóïëåíèå ëåãêîóñâîÿåìûõ óãëåâîäîâ ïðèâîäèò ê óâåëè÷åíèþ îáúåìà îñòðîâêîâ Ëàíãåðãàíñà è ãèïåðïëàçèè.

2. Ïñèõè÷åñêàÿ òðàâìà (æèçíè ðåáåíêà â ñîñòîÿíèè õðîíè÷åñêîãî ñòðåññà, ïðè ýòîì ïîâûøàåòñÿ àêòèâíîñòü ñèìïàòè÷åñêîãî îòäåëà íåðâíîé ñèñòåìû ñîïðîâîæäàþùååñÿ ïîâûøåíèå óðîâíÿ êàòåõîëàìèíîâ è âòîðè÷íî íåãàòèâíî îòðàæàåòñÿ íà ñèíòåçå èíñóëèíà).

3. Èíôåêöèè (âèðóñíûå: êðàñíóõà, ýíòåðîâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ, âåòðÿíàÿ îñïà, öèòîìåãàëîâèðóñíàÿ èíôåêöèÿ, ïàðîòèò, âèðóñíûé ãåïàòèò).

Ñî÷åòàíèå íàñëåäñòâåííûõ ôàêòîðîâ ñ ôàêòîðàìè ðèñêà, êàêèì-òî îáðàçîì ñêàçûâàåòñÿ íà ãîìåîñòàçå ñ ðàçâèòèåì àóòîèììóííîãî èíñóëèòà. Ñóùåñòâóåò ëàòåíòíûé ïåðèîä ðàçâèòèÿ èíñóëèòà äî ïîÿâëåíèÿ êëèíè÷åñêèõ è ëàáîðàòîðíûõ ïðîÿâëåíèé çàáîëåâàíèÿ (ïðèçíàêîâ èíñóëèíîâîé íåäîñòàòî÷íîñòè). Êëèíèêà ïîÿâëÿåòñÿ òîëüêî òîãäà, êîãäà ïîðàæåíèþ ïîäâåðãíóòî 80-90% áåòà êëåòîê.

Ïàòîãåíåç àóòîèììóííîãî èíñóëèòà.

Ðàçâèâàåòñÿ àóòîèììóííîå âîñïàëåíèå â îáëàñòè îñòðîâêîâ Ëàíãåðãàíñà ñ ìîíîíóêëåàðíîé êëåòî÷íîé èíôèëüòðàöèåé. Êëåòêè, ó÷àñòâóþùèå â âîñïàëåíèè ïðèîáðåòàþò öèòîòîêñè÷åñêèå ñâîéñòâà è ïîâðåæäàþò òêàíü îñòðîâêîâ.

Òàêæå öèòîòîêñè÷åñêèì ýôôåêòîâ îáëàäàþò ÖÈÊ, êîòîðûå îêàçûâàþòñÿ êèëëåðíîå äåéñòâèå.  ðåçóëüòàòå ìû âèäèì ïîðàæåíèå 80-90% áåòà êëåòîê. Íà ýòîì óðîâíå ïîÿâëÿþòñÿ ïåðâûå ïðèçíàêè çàáîëåâàíèÿ, êîãäà åùå âîçìîæíî êîíòðîëèðîâàòü ãëèêåìèþ (“ìåäîâûé ïåðèîä” ñàõàðíîãî äèàáåòà). Äàëåå â ðåçóëüòàòå íåïðåðûâíîãî ïðîöåññà, ïîðàæàþòñÿ âñå áåòà êëåòêè è ðàçâèâàåòñÿ àáñîëþòíàÿ èíñóëèíîâàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.

Ñëåäóþùèì ýòàïîì â ðàçâèòèè ïîðàæåíèÿ ÿâëÿåòñÿ ïîâðåæäåíèå äðóãèõ ýíäîêðèííûõ êëåòîê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû: àëüôà (âûðàáàòûâàþò ãëþêàãîí), Ä-êëåòîê (ñîìàòîñòàòèí), òî åñòü íàðóøåíèå ñèíòåçà, âûðàáîòêè êîíòðèíñóëÿðíûõ ãîðìîíîâ, ÷òî ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ òðóäíî óïðàâëÿåìîé ãèïîãëèêåìèè.

èíñóëèí îáìåí óãëåâîä ñàõàðíûé äèàáåò

2. Êëèíèêà

1. Ðàííèå ñòàäèè

– ïðåäèàáåò

– ëàòåíòíûé äèàáåò

– ëåãêàÿ ôîðìà ÿâíîãî äèàáåòà

– ôîðìû äèàáåòà, ïðè êîòîðûõ âîçìîæíî îáðàòíîå ðàçâèòèå è èñïîëüçîâàíèå äëÿ ëå÷åíèÿ ëèøü äèåòû

2. Ïîçäíèå

– ñðåäíèå è òÿæåëûå ôîðìû

– äèàáåòè÷åñêèé êåòîàöèäîç

– äèàáåòè÷åñêàÿ êîìà

Ïîíÿòèå ïîòåíöèàëüíûé äèàáåò. Ðå÷ü èäåò î äåòÿõ èç ãðóïïû ðèñêà:

– ñàõàðíûé äèàáåò ó áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ

– ó ìàòåðåé, èìåþòñÿ óêàçàíèÿ â àíàìíåçå íà âûêèäûøè, ìåðòâîðîæäåíèÿ

– ìàññà òåëà ïðè ðîæäåíèè áîëåå 4000 ã,

– äåòè, ó êîòîðûõ ðàçâèâàþòñÿ ñèìïòîìû ïàðàòðîôèè è âïîñëåäñòâèè îæèðåíèå

– äåòè ñ íåìîòèâèðîâàííûìè ñèìïòîìàìè ãèïîãëèêåìèè

– ñ ñèìïòîìàìè íàðóøåíèÿ óãëåâîäíîãî îáìåíà (ôåðìåíòàòèâíîé íåäîñòàòî÷íîñòè) ê ýòèì äåòÿì äîëæíî áûòü ïðèñòàëüíî âíèìàíèå.

Ñòàäèè ñàõàðíîãî äèàáåòà.

Ïðåäèàáåò. Íå âûÿâëÿþòñÿ èçìåíåíèÿ ñàõàðà íàòîùàê â òå÷åíèå ñóòîê, è ïðè ïðîâåäåíèè ñàõàðíîé êðèâîé òèï åå íå ÿâëÿåòñÿ äèàãíîñòè÷åñêèì. Ýòà ñòàäèè ìîæåò áûòü âûÿâëåíà ó îäíîãî èç îäíîÿéöåâûõ áëèçíåöîâ, â ñëó÷àå åñëè âòîðîé ñòðàäàåò ñàõàðíûì äèàáåòîì.

Ëàòåíòíûé ñàõàðíûé äèàáåò.

– Ñàõàð íàòîùàê è ãëèêåìèÿ â òå÷åíèå ñóòîê â íîðìå

– äèàáåòè÷åñêèé òèï ñàõàðíîé êðèâîé ïðè ïðîâåäåíèè ïðîáû íà òîëåðàíòíîñòü ê ãëþêîçå

– îòñóòñòâèå ãëþêîçóðèè

– â êëèíèêå õàðàêòåðíî íàëè÷èå ïëîõî çàæèâàþùèõ ðàí, ïîðåçîâ, ñêëîííîñòü ê ôóðóíêóëåçó.

– Ëåãêèå ñèìïòîìû ðåòèíîïàòèè (â 4.5% ñëó÷àåâ).

ßâíûé äèàáåò.

– Ãèïåðãëèêåìèÿ íàòîùàê

– èçìåíåíèå óðîâíÿ ãëèêåìèè â òå÷åíèå ñóòîê

– ãëþêîçîóðèÿ, ïîëèóðèÿ

– ïîëèäèïñèÿ

– ïîõóäàíèå

Ïî ñòåïåíè òÿæåñòè.

1. Ëåãêàÿ ôîðìà

2. Ñðåäíå-òÿæåëàÿ ôîðìà

3. Òÿæåëàÿ ôîðìà

ïðèçíàê

ëåãêàÿ ôîðìà

ñðåäíåé òÿæåñòè

òÿæåëàÿ

íàëè÷èå êåòîçà

íåò

âîçìîæíî ïåðèîäè÷åñêè

íå ðåäêî

ñïîñîáû åãî óñòðàíåíèÿ

äèåòà

ââåäåíèå èíñóëèíà

óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè íàòîùàê

íà áîëåå 7.8 ììîëü /ë

îò 7.8 äî 14 ììîëü/ë

14 ììîëü/ë

ñïîñîáû íîðìàëèçàöèè íàòîùàêîâîãî ñàõàðà

äèåòà

ââåäåíèå èíñóëèíà

ââåäåíèå èíñóëèíà

íàëè÷èå îñëîæíåíèé

íåò

÷àùå íåò

åñòü

Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà.

Òðèàäà ñèìïòîìîâ íà ïåðâîì ìåñòå.

– Ïîëèäèïñèÿ (æàæäà). Ïðè÷èíà åå ýòî ãèïåðãëèêåìèÿ è ïîëèóðèÿ èìååò êîìïåíñàòîðíûé õàðàêòåð äëÿ ðàçâåäåíèÿ ñàõàðà â êðîâè. Äî 6 ëèòðîâ æèäêîñòè â ñóòêè.

– Ïîëèóðèÿ (êîìïåíñàòîðíî ïðèñïîñîáèòåëüíàÿ ðåàêöèÿ).

– Ïîòåðÿ ìàññû òåëà. Çà ñ÷åò îáåçâîæèâàíèÿ, ìåòàáîëè÷åñêèõ íàðóøåíèé – óñèëåíèå ïðîöåññà ãëèêîëèçà, íàðóøåíèå áåëêîâîãî è æèðîâîãî îáìåíà – áåëêè è æèðû àêòèâíî ðàñùåïëÿþòñÿ, ñíèæåíèå àïïåòèòà.

– Ñóõàÿ áëåäíàÿ êîæà ñ êðàñíîâàòûìè ïÿòíàìè íà ùåêàõ, ñêóëàõ (ïðîÿâëåíèå äèñòðîôè÷åñêèõ èçìåíåíèé, ñâÿçàííûõ ñ èçìåíåíèåì ìèêðîöèðêóëÿòîðíîãî ðóñëà) – äèàáåòè÷åñêèé ðóáåîç

– íà êîæå ëàäîíåé, ñòîï ïîÿâëÿþòñÿ æåëòîâàòûå ýëåìåíòû – êñàíòîìàòîç, â åãî îñíîâå îòëîæåíèå êàðîòèíà â ïîâåðõíîñòíûõ ñëîÿõ êîæè, òàê êàê îí ïëîõî óñâàèâàåòñÿ

– ðåöèäèâèðóþùèå ïèîäåðìèè (òàê êàê ñíèæàåòñÿ ìåñòíàÿ ðåçèñòåíòíîñòü êîæíûõ ïîêðîâîâ).

– Ëèïîèäíûé íåêðîáèîç (áëÿøêè âûñòóïàþò íàä ïîâåðõíîñòüþ êîæè ñ òî÷å÷íûì íåêðîçîì â öåíòðå) â îñíîâå íàðóøåíèå ëèïèäíîãî îáìåíà.

– Ó äåâî÷åê – ñèìïòîìû âóëüâ âàãèíèòîâ

– èçìåíåíèÿ ìûøå÷íîãî àïïàðàòà: ñèìïòîìû ãèïîòîíèè, ñíèæåíèå ôèçè÷åñêîé ñèëû, â ïîñëåäóþùåì ðàçâèòèå ìûøå÷íîé àòðîôèè; ïîñòåïåííîå îòñòàâàíèå â ðîñòå. Îäíàêî íà ðàííèõ ýòàïàõ ðàçâèòèÿ äèàáåòà îòëè÷àåòñÿ îïåðåæåíèå â ðîñòå (òàê êàê ïðîèñõîäèò êîìïåíñàòîðíîå ïîâûøåíèå ñåêðåöèè àíòàãîíèñòîâ – èíñóëèí, â òîì ÷èñëå ñîìàòîñòàòèíà).

– Ìèêðîàíãèîïàòèè ëåæàò â îñíîâå êàðäèîâàñêóëÿðíîãî ñèíäðîìà, ïîýòîìó îòìå÷àåòñÿ ïðèãëóøåííîñòü òîíîâ ñåðäöà, ñèñòîëè÷åñêèé øóì, íàðóøåíèå ðèòìà, èíîãäà ðàñøèðåíèå ãðàíèö âëåâî, èíîãäà ñíèæåíèå ÀÄ.  òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ñàõàðíîãî äèàáåòà íàáëþäàåòñÿ ðàçâèòèå ñèìïòîìîâ ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Ìèêðîàíãèîïàòèè òàêæå ëåæàò â îñíîâå ïîðàæåíèÿ ãëàç ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå ïðèâîäÿ ê íåéðîðåòèíîïàòèè (èçìåíåíèå ìèêðîöèðêóëÿòîðíîãî ðóñëà ñåò÷àòêè ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ êàòàðêòû).

– Èíòðàêàïèëëÿðíûé ãëîìåðóëîñêëåðîç. Ïî÷å÷íûé ïîðîã ïðîíèöàåìîñòè äëÿ ãëþêîçû: ãëþêîçóðèÿ ðàçâèâàåòñÿ â òîì ñëó÷àå, êîãäà óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè áîëåå 5.6 -11.1 ììîëü/ë. Èíòåðåñíî, ÷òî ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå íåò êîððåëÿöèè ãëþêîçóðèè è ãèïåðãëèêåìèè è, ïî-âèäèìîìó, ýòî îáóñëîâëåíî èíòåðêàïèëëÿðíûìè ãëîìåðóëîñêëåðîçîì. Ïðîÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìàìè ãëîìåðóëîíåôðèòà: îòåêè, ïðîòåèíóðèÿ, ãèïåðõîëåñòåðèíåìèÿ, ãèïåðàçîòåìèÿ – âïëîòü äî ðàçâèòèÿ óðåìèè, òÿæåëîé ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè.  îñíîâå ýòîé ñèìïòîìàòèêè íàðóøåíèÿ ìèêðîöèðêóëÿòîðíîãî ðóñëà ïî÷åê è òðîôè÷åñêèå èçìåíåíèÿ, â ñèëó êîòîðûõ íàðóøàåòñÿ ôóíêöèÿ íåôðîíà

– äèàáåòè÷åñêàÿ ýíöåôàëîïàòèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìàìè íàðóøåíèÿ öåíòðàëüíîé è âåãåòàòèâíîé íåðâíîé ñèñòåìû, ïåðèôåðè÷åñêèõ íåðâíûõ ñòðóêòóð (ðàçâèòèå ïàðåçîâ, ïàðàëè÷åé, ïîëèðàäèêóëèòîâ).

– Ñèìïòîìû âîâëå÷åíèÿ â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìû (ïîðàæåíèå îêîëîùèòîâèäíûõ è ñëþííûõ æåëåç, ðàçâèòèå ïàðîäîíòîçà, ýðîçèâíî-ÿçâåííûõ ñîñòîÿíèé, âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèé, âîâëå÷åíèå ïå÷åíè âïëîòü äî ðàçâèòèÿ öèððîçà.

Ïðîÿâëåíèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà ó ãðóäíûõ äåòåé.

– Æàæäà

– îñòàíîâêà ïðèáàâîê ìàññû èëè ïîòåðÿ âåñà, óïëîùåíèå âåñîâûõ êðèâûõ

Читайте также:  Сахарном диабете и возможных осложнений

– íåîáû÷íîå áåñïîêîéñòâî, êîòîðîå ïðîõîäèò ïîñëå ïèòüÿ

– ôåíîìåí íàêðàõìàëåííûõ ïåëåíîê (îáóñëîâëåí ãëþêîçóðèåé).

– Ñóõîñòü êîæè, ïèîäåðìèè, óïîðíûå îïðåëîñòè

– äåáþò ñàõàðíîãî äèàáåòà ìîæåò áûòü ðàçëè÷íûì: ïîñòåïåííûì ëèáî îñòðûì, ñ ðàçâèòèåì ñèìïòîìîâ èíòîêñèêàöèè è îáåçâîæèâàíèÿ.

–  òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ ìîæåò îòñóòñòâîâàòü ãèïåðãëèêåìèÿ íàòîùàê

Ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà.

1. Èññëåäîâàíèå ñàõàðà íàòîùàê â êðîâè

2. Èññëåäîâàíèå êîëåáàíèé ñàõàðà â êðîâè â òå÷åíèå ñóòîê

3. ïðîáà íà òîëåðàíòíîñòü ê ãëþêîçå

4. êà÷åñòâåííàÿ ðåàêöèÿ ìî÷è íà ñàõàð

5. ïðåäíèçîëîíîâàÿ ïðîáà íà òîëåðàíòíîñòü ê ãëþêîçå

3. Ëå÷åíèå

Òåðàïèÿ îñíîâûâàåòñÿ íà 2 ïîëîæåíèÿõ: íîðìàëèçàöèÿ äèåòû, ïîïûòêà êîìïåíñàöèè èíñóëèíîâîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Íà êàêîì-òî ýòàïå ìîæíî îáîéòèñü òîëüêî äèåòîé. Ýòî âîçìîæíî â ñëó÷àÿõ ëàòåíòíîãî äèàáåòà, ïðè óðîâíå ãëèêåìèè â äèíàìèêå ïðîáû íà òîëåðàíòíîñòü ê ãëþêîçå (÷åðåç ÷àñ ïîñëå íàãðóçêè 10-10.8 , ÷åðåç 2 ÷àñà – 7.2-8.3 ììîëü/ë; â ïåðèîäå ñòîéêîé ðåìèññèè (àãëþêîçóðèÿ).

Ïðèíöèïû äèåòîòåðàïèè.

1. Ïî êàëîðèéíîñòè è ñîîòíîøåíèþ áåëêîâ, æèðîâ, óãëåâîäîâ äîëæíà ïðèáëèæàòüñÿ ê ôèçèîëîãè÷åñêîìó äëÿ äîøêîëüíèêîâ: 1: 0.7-0.8: 3-4 (ïðèìåðíî íîðìà 1:1:5-6)

2. ïåðâûå 3-6 ìåñ. Îò íà÷àëà ëå÷åíèÿ íåîáõîäèìî çíà÷èòåëüíîå îãðàíè÷åíèå ïðîäóêòîâ, ñîäåðæàùèõ áûñòðî âñàñûâàþùèåñÿ óãëåâîäû, ëèáî ïîëíîå èõ èñêëþ÷åíèå (ñàõàð, êîíäèòåðñêèå èçäåëèÿ, ìàííàÿ êðóïà, ðèñ, ìàêàðîíû, âåðìèøåëü èç áåëîé ìóêè è ò.ä.). Èõ çàìåíÿþò êàðòîôåëåì, ÷åðíûì õëåáîì, çëàêàìè, ãðå÷åé (â èõ ñîñòàâå òðóäíîóñâàåâàåìûå óãëåâîäû). Ðåêîìåíäóåòñÿ âêëþ÷åíèå â äèåòó äî 300-400 ã ôðóêòîâ, èñêëþ÷àÿ âèíîãðàä, èíæèð, ñëàäêèå ãðóøè, áàíàíû, âèøíþ. Äëÿ òîãî ÷òîáû êàê-òî ðàçíîîáðàçèòü äèåòó, ìîæíî ïðîèçâîäèòü çàìåíó ïðîäóêòîâ íà ýêâèâàëåíòíûå: 25 ã ÷åðíîãî õëåáà =70 ã êàðòîôåëÿ=15 ã êðóïû (ïøåíèöà, ðîæü, îâåñ).

3. Íîðìàëèçàöèÿ ëèïèäíîãî îáìåíà. Ìîæíî èñïîëüçîâàòü ïèùåâûå äîáàâêè (ïîëèåí, æèðû îìåãà-3).

4. Ïðè äîñòèæåíèè íîðìîãëèêåìèè è àãëþêîçîóðèè íà÷èíàþòñÿ ðàñøèðåíèå äèåòû, ïóòåì òðåíèðîâî÷íûõ ââåäåíèé íîâûõ ïðîäóêòîâ.

5. Íóæíî ïðèñïîñàáëèâàòü ââåäåíèå ïèùè ê âðåìåíè ââåäåíèÿ èíñóëèíà.

6. Åñëè âî âðåìÿ ðàñøèðåíèÿ äèåòû âíîâü ïîÿâèëîñü ãèïåðãëèêåìèÿ, òî íåîáõîäèìî ïîäêëþ÷åíèÿ ïðåïàðàòîâ èíñóëèíà.

Èíñóëèíîòåðàïèÿ.

7. Èíñóëèíû êîðîòêîãî äåéñòâèÿ (äî 8 ÷àñîâ). – Èíñóëèí ñâèíîé, õóèíñóëèí è äð.

8. Ïðåïàðàòû ïîëó ïðîäëåííîãî äåéñòâèÿ (îò 10 äî16 ÷àñîâ): ñåìèëåíòå, èíñóëèí Â,

9. Ïðåïàðàòû äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ (22-24 ÷àñà): èíñóëèí ìîíîòàðä.

 äåáþòå çàáîëåâàíèÿ äîçà èíñóëèíà ñîñòàâëÿåò 0.5 åä. íà êã â ñóòêè. Äàëåå 0.7 – 1 åä. íà êã â ñóòêè. Íåîáõîäèì èíäèâèäóàëüíûé ïîäõîä â ñîîòâåòñòâèè ñ óðîâíåì ãëèêåìèè: 1 åä. èíñóëèíà óìåíüøàåò ãëþêîçó â êðîâè íà 2.3 ììîëü/ë. 1% ãèïåðãëèêåìèè ñîîòâåòñòâóåò ââåäåíèþ 2-4 åä. Èíñóëèíà. Êîíòðîëü ââåäåíèÿ èíñóëèíà áîëåå íàäåæåí ïî óðîâíþ ãëèêåìèè, à íå ãëþêîçóðèè.

Ïðåïàðàòû èíñóëèíà ââîäÿòñÿ 3 ðàçà â ñóòêè:

1. ïåðåä çàâòðàêîì

2. ïåðåä îáåäîì

3. ïåðåä óæèíîì çà 30 ìèíóò.

Óòðîì ââîäÿò â ðàçíûõ øïðèöàõ èíñóëèí äëèòåëüíîãî è êîðîòêîãî äåéñòâèÿ. Ïåðåä îáåäîì è óæèíîì ââîäÿò èíñóëèí êîðîòêîãî äåéñòâèÿ. Èíñóëèí äëèòåëüíîãî äåéñòâèÿ ñîñòàâëÿåò 50% ñóòî÷íîé äîçû èíñóëèíû. Ðåêîìåíäóåòñÿ òàêòèêà èíòåíñèâíîé èíñóëèíîòåðàïèè. Áîëüíûõ è èõ ðîäèòåëåé îáó÷àþò îïðåäåëåíèþ óðîâíÿ ãëèêåìèè è ðàñ÷åòó äîçû èíñóëèíà. Áîëüíîìó ðåáåíêó íåîáõîäèìà ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîääåðæêà, îðãàíèçàöèÿ îïòèìàëüíîãî ðåæèìà äíÿ, ïèòàíèÿ, ñàíàöèÿ î÷àãîâ èíôåêöèè.

4. Ñèíäðîì Ìîðèàêà

Åùå îäíèì òÿæåëûì îñëîæíåíèåì ñàõàðíîãî äèàáåòà ó äåòåé ÿâëÿåòñÿ ñèíäðîì Ìîðèàêà. Êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà åãî âåñüìà ñâîåîáðàçíà è äèàãíîñòèêà íå ïðåäñòàâëÿåò îñîáûõ çàòðóäíåíèé.

Êàê ïðàâèëî, ó ðåáåíêà çàäåðæàíû ðîñò è ïîëîâîå ñîçðåâàíèå, åñòü ïåðåðàñïðåäåëåíèå ïîäêîæíîé æèðîâîé êëåò÷àòêè ñ èçáûòî÷íûì åå ðàñïðåäåëåíèåì â âåðõíåé ÷àñòè òóëîâèùà, óâåëè÷åíèå ïå÷åíè. Ýòîò ñèíäðîì îïèñàí åùå â 1930 ãîäó. Îñíîâíîé ïðè÷èíîé ñèíäðîìà Ìîðèàêà ñ÷èòàþò õðîíè÷åñêóþ èíñóëèíîâóþ íåäîñòàòî÷íîñòü. Ëå÷åíèå áîëüíûõ ñ ñèíäðîìîì Ìîðèàêà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âåñüìà ñëîæíóþ çàäà÷ó. Îñíîâíîé öåëüþ ëå÷åíèÿ îñòàåòñÿ äîñòèæåíèå ñòîéêîé êîìïåíñàöèè ñàõàðíîãî äèàáåòà. Îñíîâíîé ïðè÷èíîé ñèíäðîìà Ìîðèàêà ñ÷èòàþò õðîíè÷åñêóþ èíñóëèíîâóþ íåäîñòàòî÷íîñòü. Çàäåðæêó ðîñòà ñâÿçûâàþò ñ êàòàáîëè÷åñêèì äåéñòâèåì ãëþêîêîðòèêîèäîâ, êîòîðûå èçáûòî÷íî âûäåëÿþòñÿ â ñâÿçè ñ ïîâûøåííîé ðåàêòèâíîñòüþ êîðû íàäïî÷å÷íèêîâ, à ïîëîâîé èíôàíòèëèçì îáúÿñíÿþò òîðìîæåíèåì ñîìàòîòðîïíîé è ãîíàäîòðîïíîé ôóíêöèé ãèïîôèçà. Ëå÷åíèå áîëüíûõ ñ ñèíäðîìîì Ìîðèàêà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé âåñüìà ñëîæíóþ çàäà÷ó. Îñíîâíîé öåëüþ ëå÷åíèÿ îñòàåòñÿ äîñòèæåíèå ñòîéêîé êîìïåíñàöèè ñàõàðíîãî äèàáåòà. Äèåòà áîëüíûõ äîëæíà ñîäåðæàòü ìèíèìàëüíûå êîëè÷åñòâà æèðà, ôèçèîëîãè÷åñêóþ, ïî âîçðàñòó, íîðìó áåëêà, äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî óãëåâîäîâ, â òîì ÷èñëå ëåãêîóñâîÿåìûõ. Êîëè÷åñòâî æèðà, ïîëàãàþùååñÿ ïî äèåòå, çà âû÷åòîì æèðîâ, ñîäåðæàùèõñÿ â ïðîäóêòàõ, âîñïîëíÿåòñÿ ëåãêîóñâîÿåìûìè óãëåâîäàìè, òâîðîãîì, îâñÿíîé êðóïîé.

Åñëè â ïðåæíèå ãîäû òàêèì áîëüíûì íàçíà÷àëè òîëüêî ïðîñòîé èíñóëèí, ââîäèìûé äðîáíî íåñêîëüêî ðàç â äåíü, à èíîãäà è íî÷üþ, òî â íàñòîÿùåå âðåìÿ ìû ñ óñïåõîì èñïîëüçóåì ïðåïàðàòû èíñóëèíà ïðîäëåííîãî äåéñòâèÿ â ðàçëè÷íûõ êîìáèíàöèÿõ ñ èíñóëèíàìè áûñòðîãî äåéñòâèÿ.
Ïðîëîíãèðîâàííûå ïðåïàðàòû ïîçâîëÿþò îáåñïå÷èòü â êðîâè ðàñòóùåãî îðãàíèçìà ïîñòîÿííóþ êîíöåíòðàöèþ èíñóëèíà, ïðåäîòâðàòèòü ðåçêèå êîëåáàíèÿ óðîâíÿ ñàõàðà êðîâè, ÷òî èìååò çíà÷åíèå äëÿ ïðîôèëàêòèêè ñîñóäèñòûõ îñëîæíåíèé. Ðåáåíîê äîëæåí äëèòåëüíî ïîëó÷àòü ëèïîòðîïíûå ïðåïàðàòû (ëèïàìèä, ëèïîåâàÿ êèñëîòà); ìåòèîíèí, âèòàìèíû ãðóïïû  (Â1 Â6, Â12). Æåëàòåëüíî ïàðåíòåðàëüíîå ââåäåíèå âèòàìèíîâ 2–3 ðàçà â ãîä.

 ñâÿçè ñ æèðîâîé èíôèëüòðàöèåé ïå÷åíè øèðîêî íàçíà÷àþò ôèçèîòåðàïåâòè÷åñêèå ïðîöåäóðû — èíäóêòðòåðìèþ íà îáëàñòü ïå÷åíè.

Äëÿ ñòèìóëèðîâàíèÿ ðîñòà ìû èñïîëüçóåì àíàáîëè÷åñêèå ñòåðîèäíûå ïðåïàðàòû: ìåòèëàíäðîñòåíäèîë ñóáëèíãâàëüíî èç ðàñ÷åòà 1–1,5 ìã/êã/ñóò ÷åðåç ÷àñ ïîñëå åäû; íåðîáîë — ïî 0,1–0,2 ìã/êã/ñóò; ðåòàáîëèë — 1 ìã/êã âíóòðèìûøå÷íî îäèí ðàç â ìåñÿö. Òàáëåòèðîâàííûå ïðåïàðàòû íàçíà÷àþò áîëüíîìó êóðñàìè ïî 20–30 äíåé ñ ïåðåðûâîì íà ìåñÿö, 3–4 êóðñà â ãîä.

Äåòÿì ñòàðøå 14–15 ëåò ìîæíî ââîäèòü ïîëîâûå ãîðìîíû. Â , ïîñëåäíèå ãîäû â ñâÿçè ñ ñîâåðøåíñòâîâàíèåì ìåòîäîâ
èíñóëèíîòåðàïèè, ïîÿâëåíèåì âûñîêîî÷èùåííûõ ïðåïàðàòîâ èíñóëèíà ñèíäðîì Ìîðèàêà ó äåòåé âñòðå÷àåòñÿ çíà÷èòåëüíî ðåæå.

Âûâîä

Ó äåòåé ñîäåðæàíèå áîëüøèíñòâà èç êîíòð èíñóëÿðíûõ ãîðìîíîâ (ãîðìîíû, îáëàäàþùèå ïðîòèâîïîëîæíûì èíñóëèíó äåéñòâèåì) çíà÷èòåëüíî âûøå, ÷åì ó âçðîñëûõ. Îñîáåííî âûñîêî ñîäåðæàíèå ñîìàòîòðîïíîãî ãîðìîíà (ãîðìîíà ðîñòà) â ïåðèîä ôèçèîëîãè÷åñêîãî óñêîðåííîãî ðîñòà ðåáåíêà: 3-4 ãîäà, 7-8 ëåò è âåñü ïóáåðòàòíûé ïåðèîä (âîçìóæàëîñòü, ïîëîâàÿ çðåëîñòü).  ýòè âîçðàñòíûå ïðîìåæóòêè è ðàçâèâàåòñÿ ñàõàðíûé äèàáåò ó äåòåé. Äåòñêîìó îðãàíèçìó ñâîéñòâåííà ïîâûøåííàÿ ëàáèëüíîñòü íåðâíîé ñèñòåìû, îñîáåííî ñèìïàòè÷åñêîé åå ÷àñòè, ÷òî ïðèâîäèò ê èçáûòî÷íîìó îáðàçîâàíèþ àäðåíàëèíà, à àäðåíàëèí, â ñâîþ î÷åðåäü, ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé áóðíîãî ðàñïàäà ãëèêîãåíà â ïå÷åíè è ìûøöàõ, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåíèþ ñîäåðæàíèÿ ñàõàðà â êðîâè. Èçáûòîê êîíòð èíñóëÿðíûõ ãîðìîíîâ ìîæåò â çíà÷èòåëüíîé ìåðå îòÿãîùàòü óæå ñóùåñòâóþùèé äèàãíîç ñàõàðíîãî äèàáåòà. È âñå æå â äåòñêîì âîçðàñòå ñàõàðíûé äèàáåò ðàçâèâàåòñÿ ðåæå, áîëüíûå äåòè ñîñòàâëÿþò 5% îò âñåãî êîëè÷åñòâà áîëüíûõ ñàõàðíûì äèàáåòîì.

Çàáîëåâàíèå ó äåòåé õàðàêòåðèçóåòñÿ áóðíûì åãî íà÷àëîì. Ìîæåò áûòü âïåðâûå ðàñïîçíàí óæå â êîìàòîçíîì ñîñòîÿíèè ðåá¸íêà. Õàðàêòåðíà âûñîêàÿ ïîòðåáíîñòü â èíñóëèíå.  íà÷àëüíîì ïåðèîäå ó ðåáåíêà îòìå÷àþòñÿ îáùàÿ ñëàáîñòü, ïîõóäàíèå ïðè õîðîøåì àïïåòèòå, ðàçäðàæèòåëüíîñòü, ñíèæåíèå óñïåâàåìîñòè â øêîëå, òîøíîòà, ðâîòà, èíîãäà íî÷íîå íåäåðæàíèå ìî÷è, ÷òî óêàçûâàåò íà äåêîìïåíñàöèþ ñàõàðíîãî äèàáåòà.

Ó äåòåé íàáëþäàåòñÿ ïîëíîå ïîðàæåíèå ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, àáñîëþòíàÿ èíñóëèíîâàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü. ×àñòî äèàãíîñòèðóåòñÿ òÿæåëàÿ ôîðìà ñàõàðíîãî äèàáåòà, ðåæå- ñðåäíÿÿ ñòåïåíü òÿæåñòè. Ïðè ëå÷åíèè ðåáåíêà ñëåäóåò ïðèíèìàòü âî âíèìàíèå, ÷òî â ñòàöèîíàðå äèåòà, ïîâåäåíèå è àêòèâíîñòü ðåáåíêà îòëè÷àþòñÿ îò åãî íîðìàëüíîãî ñòåðåîòèïà, è ïî âîçâðàùåíèè â äîìàøíèå óñëîâèÿ íóæíû ïîïðàâêè â äîçå èíñóëèíà. Ó ïîäðîñòêîâ áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ýìîöèîíàëüíûé ôàêòîð, âëèÿþùèé íà òå÷åíèå çàáîëåâàíèÿ. Ê ñîæàëåíèþ, ðîäèòåëè íå âñåãäà ìîãóò ñîçäàòü ðåáåíêó áëàãîïðèÿòíóþ ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêóþ àòìîñôåðó äîìà. Ýòî óñèëèâàåò ó áîëüíîãî î