Курсовая работа сахарный диабет у детей

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАРНАУЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Лечение сахарного диабета у детей в пубертатном периоде.

Барнаул, 2017

Содержание:
Введение 2
1.Методы лечения сахарного диабета у детей пубертатного периода 5
1.1 Диетотерапия 6
1.2 Физическая нагрузка 9
1.3 Массаж 11
1.4 Обучение, самоконтроль 12
2. Современная схема лечения сахарного диабета у детей пубертатного периода 15
3. Проведение анализа лечения сахарного диабета у детей пубертатного периода 29
4.Профилактика диабетической стопы у детей с сахарным диабетом в пубертатном периоде 35
Заключение 37
Список литературы: 39

Введение
Сахарный диабет – клинический синдром хронической гипергликемии и глюкозурии, обусловленный абсолютной или относительной инсулиновой недостаточностью, которая приводит к нарушению всех видов обмена веществ, ангиопатии – поражению сосудов, нейропатии и патологическим изменениям в различных органах и тканях.
На рубеже веков сахарный диабет (СД) приобрел эпидемический характер, являясь одной из наиболее частых причин инвалидности и смертности. Среди тяжелых хронических заболеваний у детей сахарный диабет также занимает третье место, уступая пальму первенства бронхиальной астме и детскому церебральному параличу
Распространённость заболевания составляет среди населения различных стран и этнических групп 1 – 3 %. Заболеваемость сахарным диабетом у детей и подростков колеблется от 0,1 до 0,3 %. С учётом недиагностированных форм распространённость его в отдельных странах достигает более 6 %. Ежегодно количество вновь диагностированных случаев составляет 6 – 10 % по отношению к общему числу больных, что ведёт к его удвоению каждые 10 – 15 лет. В экономически развитых странах сахарный диабет в связи с этим стал не только медицинской, но и социальной проблемой.
Лечение сахарного диабета у детей имеет краткосрочные и долгосрочные цели. Близкая цель состоит в том, что бы ребенок диабетик нормально рос и развивался, хорошо адаптировался в коллективе. Стратегическая цель уже с детства должна быть в том, чтобы предотвратить тяжелые сосудистые осложнения.
Цель: Определить лечение сахарного диабета у детей в пубертатном периоде.
Предмет: Современные схемы лечения у детей пубертатного периода.
Объекты: Дети пубертатного возраста на базе «Краевой клинической детской больницы» страдающие сахарным диабетом
Задачи исследования:
1. Определить методы лечения у детей пубертатного периода
2. Рассмотреть современные подходы к применению лечебных доз у детей
3. Провести анализ лечения сахарного диабета
4. Составить рекомендации для детей пубертатного возраста страдающих сахарным диабетом

ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Методы лечения сахарного диабета у детей пубертатного периода
Сахарный диабет – эндокринное заболевание, протекающее с нарушением углеводного обмена. Существует два вида болезни: диабет 1 и 2 типа.
Диабет 1 типа. У детей основная доля заболеваний – это сахарный диабет именно 1 типа. Причина его развития связана с разрушением клеток поджелудочной железы, которые призваны вырабатывать инсулин. Отсутствие инсулина нарушает обмен глюкозы, поступающей вместе с питанием в организм. Сахар в кровяной плазме повышается, но проникнуть внутрь клеток для дальнейшего синтеза энергии не может. Провокаторами заболевания выступают: наследственные факторы; разрушительное действие ряда аутоиммунных болезней; ослабленный иммунитет. У детей болезнь выявляется в любом возрасте: реже – в период новорожденности, чаще – в возрасте от 5 до 11 лет. При этом единственным способом поддержания нормального углеводного обмена остается регулярное введение инсулина.
Диабет 2 типа. Появление диабета 2 типа обычно связано с постоянными нарушениями питания (избыток углеводистой пищи, переедание) и низкой физической активностью. Как следствие, возникает ожирение – предвестник развития болезни. Нарушается чувствительность тканей к инсулину и способность организма адекватно использовать его в процессе расщепления глюкозы. Название болезни «диабет пожилых» сегодня потеряло свою актуальность, поскольку 2 тип начал все чаще диагностироваться у детей школьного возраста.
В основе лечения лежат три принципа:
-компенсация дефицита инсулина;
-коррекция гормонально-метаболических нарушений;
-лечение профилактика осложнений сахарного диабета.
Эти принципы базируются на 5 позициях:
a) диета;
b) физическая нагрузка;
c) сахароснижающие препараты;
d) инсулинотерапия;
e) обучение, самоконтроль.
1.1 Диетотерапия
Питание ребенка должно основываться на щадящей пище. Диета должна быть построена так, чтобы в организм малыша поступало как можно меньше жиров и углеводов.
В питании больного ребенка (это касается и взрослых) углеводы занимают особое место, ведь они считаются основными источниками энергии. В продуктах, богатых углеводами содержится большое количество витаминов и минеральных солей. При сахарном диабете резко нарушается утилизация углеводов, но уровень этих изменений различен для разных углеводов…

Заключение
В данной курсовой работе были изложены основные моменты относительно сахарного диабета 1 типа у детей и эффективный, на данный момент, метод терапии — система непрерывного подкожного ведения инсулина (помпа).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
• Сахарный диабет (СД) – системное заболевание обмена веществ, которое приняло пандемический характер распространения.
• Диабетический кетоацидоз занимает первое место по распространенности среди острых осложнений эндокринных болезней.
• У 80% детей диагноз сахарного диабета 1 типа выставляется в состоянии кетоацидоза.
• Помповая инсулинотерапия является современным и эффективным методом лечения сахарного диабета и непрерывного мониторинга глюкозы у детей и подростков.
• Помповая инсулинотерапия обеспечивает постоянное введение короткого/ультракороткого инсулина в малых дозах, что позволяет гибче и точнее учитывать и соответственно корректировать колебания уровня сахара на протяжении всех суток.
• Метод НПВИ позволяет достичь стабильной компенсации метаболических нарушений при СД.
• Малое число эпизодов серьезных гипогликемий, признаков кетоацидоза, поражений кожи в местах введения инсулина являются преимуществами данного метода терапии.
• Данный метод лечения позволяет больным вести более свободный образ жизни.
• Благодаря улучшенному мониторингу уровня глюкозы, новым приборам требуются капли крови меньшего размера, поэтому прокол пальцев ланцетом меньше и менее болезненный. Эти приборы также поддерживают альтернативные места взятия пробы для большинства стандартных проб, что обеспечивает практически безболезненные пробы. Это компенсирует необходимость более частого взятия проб на сахар у пользователей помп.
Применение данного метода лечения является удобным для больного ребенка, при правильном использовании он позволяет принимать пищу в любое время, в любом объеме и любой продолжительности, что улучшает их качество жизни и уменьшает риск развития возможных осложнений.

Читайте также:  Сахарный диабет лечение начало гангрены

Список литературы:
1. Древаль А. В. САХАРНЫЙ ДИАБЕТ И ДРУГИЕ ЭНДОКРИНОПАТИИ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ (лекции). Московский областной научно-исследовательский клинический институт.

2. Клиническая эндокринология. Руководство / Н. Т. Старкова. — издание 3-е, переработанное и дополненное. — Санкт-Петербург: Питер, 2002.

3. Дистергова О. В. Руководство по лечению сахарного диабета. Омск, 1996

4. Бирте С.Ольсен, Хенрик Мортенсен – Практическое руководство по лечению детей и подростков с сахарным диабетом. 2001 – med.ru »» Фармацевтические компании »» Ново Нордиск »» ИЗСД (диабет I типа).

5.Сахарный диабет. Клиника, диагностика, поздние осложнения, лечение : Учеб.-метод.пособие, М. : Медпрактика-М, 2005

6. Дедов И.И. Сахарный диабет у детей и подростков, М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007

7.Галстян Г.Р., Старостина Е.Г., Дедов И.И. Обучение больных как интегральная часть лечения сахарного диабета I типа: история развития, принципы, оценка эффективности // Проблемы эндокринологии.-№2/1994 – С.53-57.

8.Чазова Т.Е. Основные принципы лечения сахарного диабета 1 типа. // Русский медицинский журнал–2003 – С. 1507

9.Российское общество детских эндокринологов / Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению сахарного диабета 1 типа у детей и подростков” – 09.2013 – С.8.
10. Гольдберг Е. Д. , Ещенко В. А. , Бовт В. Д. Сахарный диабет. Томск, 1993. С 85-91

Источник

Õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ ïðè÷èí âîçíèêíîâåíèÿ äåòñêîãî ñàõàðíîãî äèàáåòà. Àíàëèç èíñóëèíîçàâèñèìîãî è èíñóëèííåçàâèñèìîãî òèïîâ äàííîé áîëåçíè. Ñèìïòîìû è ñïåöèôèêà òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ ó äåòåé. Îñîáåííîñòü íàçíà÷åíèÿ ëå÷åíèÿ ðåáåíêó ýíäîêðèíîëîãîì.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ââåäåíèå

Ñàõàðíûì äèàáåòîì íàçûâàþò õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå, âîçíèêàþùåå ïðè íåäîñòàòêå ãîðìîíà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû èíñóëèíà.

Äèàáåò – îäíî èç íàèáîëåå ÷àñòûõ çàáîëåâàíèé ýíäîêðèííîé ñèñòåìû ó äåòåé. Ðàñïðîñòðàíåííîñòü ñàõàðíîãî äèàáåòà ñðåäè äåòñêîãî íàñåëåíèÿ (â òîì ÷èñëå ó äåòîê â ðàííåì âîçðàñòå) â íàñòîÿùåå âðåìÿ âûðîñëà. Íîâîðîæäåííûå äåòè äèàáåòîì áîëåþò ðåäêî, ÷àùå îí ïðîÿâëÿåòñÿ â ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ.

Ñàõàð, ïîñòóïàþùèé ñ ïèùåé, ðàñïàäàåòñÿ â ïèùåâàðèòåëüíîì òðàêòå è ïîïàäàåò â êðîâü â âèäå ãëþêîçû. Óòèëèçàöèåé ñàõàðà èç êðîâè çàíèìàåòñÿ èíñóëèí. Ýòî ãîðìîí, âûðàáàòûâàåòñÿ (ñåêðåòèðóåòñÿ) îñîáûìè êëåòêàìè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû (Â-êëåòêè). Åãî îñíîâíàÿ ôóíêöèÿ — ñíèæàòü óðîâåíü ãëþêîçû â êðîâè.

1. Âèäû ñàõàðíîãî äèàáåòà

Äëÿ îáåñïå÷åíèÿ âñåõ ôóíêöèé îðãàíèçìó íóæíà ýíåðãèÿ.  îñíîâíîì ýòó ýíåðãèþ îí ïîëó÷àåò îò ïåðåðàáîòêè ãëþêîçû (èëè ñàõàðà) ïðè ïîñòóïëåíèè åå â êëåòêó.  ïðîöåññå ïðåâðàùåíèÿ ñàõàðà â ýíåðãèþ ïðèíèìàåò ó÷àñòèå èíñóëèí.

Èìåííî îí îáåñïå÷èâàåò ïîñòóïëåíèå ñàõàðà â êëåòêó äëÿ äàëüíåéøåãî ïðåâðàùåíèÿ â ýíåðãèþ. Êîëè÷åñòâî èíñóëèíà â îðãàíèçìå ìåíÿåòñÿ: ïðèåì ïèùè ñïîñîáñòâóåò ñèíòåçó è âûäåëåíèþ ãîðìîíà, à âî ñíå è ïîä äåéñòâèåì íåêîòîðûõ ëåêàðñòâ åãî âûðàáàòûâàåòñÿ ìåíüøå.

Ïîñëå óïîòðåáëåíèÿ óãëåâîäîâ óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè ïîâûøàåòñÿ. Íî ïîä äåéñòâèåì èíñóëèíà ãëþêîçà ïîãëîùàåòñÿ êëåòêàìè âñåãî îðãàíèçìà, è ïîýòîìó óðîâåíü åå ïîñòåïåííî (ïðèìåðíî â òå÷åíèå 2 ÷àñîâ) ñíèæàåòñÿ äî íîðìàëüíûõ ïîêàçàòåëåé (3,3- 5,5 ììîëü/ë). Ïîñëå ýòîãî ïîäæåëóäî÷íàÿ æåëåçà ïðåêðàùàåò âûäåëÿòü èíñóëèí.

Êîãäà èíñóëèíà íåäîñòàòî÷íî, óðîâåíü ãëþêîçû â êðîâè ïîâûøåí, òàê êàê îíà íå ïîãëîùàåòñÿ êëåòêàìè, è ðàçâèâàåòñÿ ñàõàðíûé äèàáåò. Ðàçëè÷àþò 1 è 2 òèï ýòîãî çàáîëåâàíèÿ (èíñóëèíîçàâèñèìûé è èíñóëèííåçàâèñèìûé ñîîòâåòñòâåííî).

Ïðè 1 òèïå (èíñóëèíîçàâèñèìûé) áîëåçíü ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì ïîðàæåíèÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

Ïðè 2 òèïå (èíñóëèííåçàâèñèìûé) æåëåçà ñèíòåçèðóåò èíñóëèí â äîñòàòî÷íîì êîëè÷åñòâå, íî êëåòêè îðãàíèçìà (èõ ðåöåïòîðû) íå ðåàãèðóþò íà íåãî è íå èñïîëüçóþò ñàõàð èç êðîâè, óðîâåíü åãî îñòàåòñÿ âûñîêèì.

Ó äåòåé ðàçâèâàåòñÿ ÷àùå èíñóëèíîçàâèñèìûé 1 òèï áîëåçíè.

2. Ïðè÷èíû äåòñêîãî ñàõàðíîãî äèàáåòà

v Ñóùåñòâóåò äîñòàòî÷íî ìíîãî ïðè÷èí äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ ýòîé áîëåçíè ó äåòåé: Çíà÷èòåëüíóþ ðîëü èãðàåò ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê áîëåçíè, Ñàõàðíûé äèàáåò ó äåòåé Åñòü çàâèñèìîñòü óðîâíÿ äåòñêîé çàáîëåâàåìîñòè îò íàñëåäñòâåííîãî ôàêòîðà òî åñòü íàñëåäñòâåííûé ôàêòîð. Åñëè îáà ðîäèòåëÿ ñòðàäàþò ýòèì çàáîëåâàíèåì, òî ó 80% èõ äåòåé áóäåò íåäîðàçâèòèå èëè ïîðàæåíèå êëåòîê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû. Îíè áóäóò èìåòü âûñîêèé ðèñê ðàçâèòèÿ áîëåçíè, êîòîðàÿ ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ âñêîðå ïîñëå ðîæäåíèÿ èëè æå ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò èëè äåñÿòèëåòèé. Ìîæåò ïðåäðàñïîëàãàòü ê çàáîëåâàíèþ íàëè÷èå äèàáåòà íå òîëüêî ó ðîäèòåëåé ðåáåíêà, íî è ó äðóãèõ, ìåíåå áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ.

v Ïîâûøåííûé óðîâåíü ãëþêîçû ó æåíùèíû â ïåðèîä áåðåìåííîñòè – òàêæå íåáëàãîïðèÿòíûé ôàêòîð äëÿ ðåáåíêà: ãëþêîçà ñâîáîäíî ïðîõîäèò ÷åðåç ïëàöåíòàðíûé áàðüåð. Åå èçëèøêè (ó ðåáåíêà ïîòðåáíîñòü â íåé íåáîëüøàÿ) îòêëàäûâàþòñÿ â ïîäêîæíî-æèðîâîì ñëîå, è äåòêè ðîæäàþòñÿ íå òîëüêî ñ áîëüøîé ìàññîé òåëà (5 êã, à èíîãäà è âûøå), íî è ñ ðèñêîì ðàçâèòèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà â áóäóùåì. Ïîýòîìó áåðåìåííàÿ æåíùèíà äîëæíà ïðèäåðæèâàòüñÿ ðåêîìåíäóåìîé äèåòû, è íå ñòîèò ðàäîâàòüñÿ ðîäèòåëÿì (êàê ïðèíÿòî îáû÷íî) ïðè ðîæäåíèè ðåáåíêà ñ êðóïíûì âåñîì.

Читайте также:  Что делать когда сводит ногу при диабете

v Çàêàðìëèâàíèå äåòåé áîëüøèì êîëè÷åñòâîì ëåãêîóñâîÿåìûõ Ñàõàðíûé äèàáåò ó äåòåé «Íåïðàâèëüíûå» óãëåâîäû óãëåâîäîâ (øîêîëàä, êîíôåòû, ñàõàð, êîíäèòåðñêèå è ìó÷íûå èçäåëèÿ) ïðèâîäèò ê ÷ðåçìåðíîé íàãðóçêå íà ïîäæåëóäî÷íóþ æåëåçó è åå èñòîùåíèþ: âûðàáîòêà èíñóëèíà ñíèæàåòñÿ.

v Èçáûòî÷íûé âåñ òåëà ðåáåíêà âåäåò ê îòëîæåíèþ æèðà â îðãàíèçìå. Æèðîâûå ìîëåêóëû ñïîñîáñòâóþò èçìåíåíèþ ðåöåïòîðîâ êëåòîê, è òå ïåðåñòàþò ðåàãèðîâàòü íà èíñóëèí; ñàõàð íå óòèëèçèðóåòñÿ äàæå ïðè íàëè÷èè äîñòàòî÷íîãî ñîäåðæàíèÿ èíñóëèíà.

v Ìàëîïîäâèæíûé îáðàç æèçíè ðåáåíêà ñïîñîáñòâóåò âîçíèêíîâåíèþ èçáûòî÷íîãî âåñà òåëà. Êðîìå òîãî, ñàìà ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü âûçûâàåò ïîâûøåííóþ ðàáîòó âñåõ òêàíåé â îðãàíèçìå, â òîì ÷èñëå è êëåòîê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû. Òàêèì îáðàçîì, ïðè àêòèâíûõ äâèæåíèÿõ óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè ïîíèæàåòñÿ.

v Ðîäèòåëÿì, êîòîðûå óâëåêàþòñÿ íåîáîñíîâàííîé ñòèìóëÿöèåé èììóíèòåòà ó äåòåé, ñëåäóåò èìåòü â âèäó, ÷òî òåì ñàìûì îíè âûçûâàþò íàðóøåíèå âçàèìîäåéñòâèÿ äâóõ ñèñòåì: àêòèâàöèè è óãíåòåíèÿ èììóííûõ ðåàêöèé. Îðãàíèçì ïðè ýòîì íà÷èíàåò ïîñòîÿííî ïðîäóöèðîâàòü àíòèòåëà. Åñëè àíòèòåëà «íå îáíàðóæàò» ìèêðîîðãàíèçìîâ, òî îíè ðàçðóøàþò êëåòêè ñàìîãî îðãàíèçìà, â òîì ÷èñëå è êëåòêè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû. Âîçíèêíîâåíèå òàêîé ïàòîëîãè÷åñêîé èììóííîé ðåàêöèè ìîæåò áûòü ñâÿçàíî è ñ ÷àñòî âîçíèêàþùèìè ó ðåáåíêà ïðîñòóäíûìè çàáîëåâàíèÿìè èëè âèðóñíûìè èíôåêöèÿìè. Îñîáî íåáëàãîïðèÿòíûìè â ýòîì ïëàíå ÿâëÿþòñÿ âèðóñû ýïèäåìè÷åñêîãî ïàðîòèòà, êðàñíóõè, âåòðÿíîé îñïû, ãåïàòèòà.

v Ïóñêîâûì ìåõàíèçìîì äëÿ ðàçâèòèÿ äèàáåòà â äåòñêîì âîçðàñòå ìîæåò ñòàòü àëëåðãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ (â òîì ÷èñëå íà êîðîâüå ìîëîêî), âîçäåéñòâèå âðåäíûõ õèìè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, ìóêîâèñöèäîç, ïðèìåíåíèå íåêîòîðûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ (ãîðìîíàëüíûå ïðåïàðàòû è äð.), ñòðåññ èëè ÷ðåçìåðíûå ôèçè÷åñêèå íàãðóçêè.

3. Ñèìïòîìû

Äèàáåò ó äåòåé èìååò íåñêîëüêî ñòàäèé:

1. Èìååòñÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê çàáîëåâàíèþ.

2. Òêàíü ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû óæå ïîðàæàåòñÿ, à ïðîÿâëåíèé áîëåçíè åùå íåò, åå ìîæíî äèàãíîñòèðîâàòü òîëüêî ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíûõ îáñëåäîâàíèé.

3. Äèàáåò èìååò êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, è åãî äèàãíîñòèêà íà ýòîé ñòàäèè íå ïðåäñòàâëÿåò ñëîæíîñòè.

Ñïåöèôèêà òå÷åíèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà ó äåòåé:

· ïðàâèëüíîå ëå÷åíèå â íà÷àëüíîé, ñêðûòîé ôîðìå äàåò õîðîøèé ðåçóëüòàò;

· ïðè îòñóòñòâèè ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèå áûñòðî ïðîãðåññèðóåò;

· áîëåå òÿæåëîå òå÷åíèå, ÷åì ó âçðîñëûõ.

 íà÷àëüíîé ñòàäèè áîëåçíè óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè ìîæåò ïîâûøàòüñÿ òîëüêî ïðè êàêèõ-ëèáî îáñòîÿòåëüñòâàõ èëè íàãðóçêàõ, à â áîëåå ïîçäíèõ – è óòðîì íàòîùàê. Íàðóøàåòñÿ íå òîëüêî óãëåâîäíûé îáìåí, íî è äðóãèå îáìåííûå ïðîöåññû, ñèíòåç áåëêîâ è äð.

 îðãàíèçìå ðåáåíêà íàêàïëèâàþòñÿ àöåòîí, íåäîîêèñëåííûå ïðîäóêòû îáìåíà, ïàãóáíî âîçäåéñòâóþùèå íà íåðâíóþ è ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòóþ ñèñòåìû. Äèàáåò ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ â èììóííîé ñèñòåìå, ïå÷åíè.

Çàïîäîçðèòü ó äåòåé ýòî êîâàðíîå çàáîëåâàíèå ìîæíî íà îñíîâàíèè òàêèõ ïðèçíàêîâ:

Ïðèçíàêè äèàáåòà ó äåòåé

Ïîñòîÿííàÿ æàæäà

Äåòè, êîòîðûå çàáîëåëè äèàáåòîì 1 òèïà, à ëå÷èòüñÿ åùå íå íà÷àëè, èñïûòûâàþò ïîñòîÿííóþ æàæäó. Ïîòîìó ÷òî êîãäà ñàõàð âûñîêèé, îðãàíèçì âûòÿãèâàåò âîäó èç êëåòîê è òêàíåé, ÷òîáû ðàçáàâèòü ãëþêîçó â êðîâè. Ðåáåíîê ìîæåò ïèòü íåîáû÷íî ìíîãî ÷èñòîé âîäû, ÷àÿ èëè ñëàäêèõ íàïèòêîâ.

×àñòûå ïîçûâû ê ìî÷åèñïóñêàíèþ

Æèäêîñòü, êîòîðóþ äèàáåòèê ïüåò â èçáûòêå, íóæíî âûâîäèòü èç îðãàíèçìà. Ïîýòîìó ðåáåíîê áóäåò õîäèòü â òóàëåò ÷àùå îáû÷íîãî. Âîçìîæíî, åìó íóæíî áóäåò âûéòè â òóàëåò ñ óðîêîâ íåñêîëüêî ðàç â òå÷åíèå äíÿ. Ýòî ïðèâëå÷åò âíèìàíèå ó÷èòåëåé è îäíîêëàññíèêîâ. Åñëè ðåáåíîê íà÷àë ïèñàòüñÿ íî÷üþ, à ðàíüøå åãî ïîñòåëü áûëà ñóõîé, — ýòî íàñòîðàæèâàþùèé ïðèçíàê.

Íåîáû÷íîå ïîõóäåíèå

Òåëî ðåáåíêà, çàáîëåâøåãî äèàáåòîì, ïîòåðÿëî ñïîñîáíîñòü èñïîëüçîâàòü ãëþêîçó â êà÷åñòâå èñòî÷íèêà ýíåðãèè. Ïîýòîìó îíî ñæèãàåò ñâîè æèðû è ìûøöû. Âìåñòî òîãî, ÷òîáû ðàñòè è ïðèáàâëÿòü â âåñå, ðåáåíîê íàîáîðîò õóäååò è ñëàáååò. Ïîõóäåíèå îáû÷íî áûâàåò âíåçàïíûì è áûñòðûì.

Õðîíè÷åñêàÿ óñòàëîñòü

Ðåáåíîê ìîæåò ÷óâñòâîâàòü ïîñòîÿííóþ âÿëîñòü, ñëàáîñòü, ïîòîìó ÷òî èç-çà íåõâàòêè èíñóëèíà îí íå ìîæåò ïðåâðàùàòü ãëþêîçó â ýíåðãèþ. Òêàíè è âíóòðåííèå îðãàíû ñòðàäàþò îò íåõâàòêè òîïëèâà, ïîñûëàþò òðåâîæíûå ñèãíàëû, è ýòî âûçûâàåò õðîíè÷åñêóþ óñòàëîñòü.

Ñèëüíûé ãîëîä

Îðãàíèçì ðåáåíêà, áîëüíîãî äèàáåòîì 1 òèïà, íå ìîæåò íîðìàëüíî óñâàèâàòü ïèùó è íàñûòèòüñÿ. Ïîýòîìó áîëüíîé âñå âðåìÿ ãîëîäåí, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî åñò ìíîãî. Îäíàêî áûâàåò è íàîáîðîò — àïïåòèò ïàäàåò. Ýòî ñèìïòîì äèàáåòè÷åñêîãî êåòîàöèäîçà — îñòðîãî îñëîæíåíèÿ, îïàñíîãî äëÿ æèçíè.

Íàðóøåíèÿ çðåíèÿ

Ïîâûøåííûé ñàõàð â êðîâè âûçûâàåò îáåçâîæèâàíèå òêàíåé, â ò. ÷. õðóñòàëèêà ãëàçà. Ýòî ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ òóìàíîì â ãëàçàõ èëè äðóãèìè íàðóøåíèÿìè çðåíèÿ. Îäíàêî ìàëåíüêèé ðåáåíîê âðÿä ëè îáðàòèò íà ýòî âíèìàíèå. Ïîòîìó ÷òî îí åùå íå çíàåò, êàê îòëè÷èòü íîðìàëüíîå çðåíèå îò íàðóøåííîãî, îñîáåííî åñëè íå óìååò ÷èòàòü.

Ãðèáêîâûå èíôåêöèè

Ó äåâî÷åê, çàáîëåâøèõ äèàáåòîì 1 òèïà, ìîæåò ðàçâèòüñÿ ìîëî÷íèöà. Ãðèáêîâûå èíôåêöèè ó ìëàäåíöåâ âûçûâàþò òÿæåëûå îïðåëîñòè, êîòîðûå ïðîõîäÿò, ëèøü êîãäà ñàõàð â êðîâè óäàåòñÿ ïîíèçèòü äî íîðìû.

Äèàáåòè÷åñêîé êåòîàöèäîç

Îñòðîå îñëîæíåíèå, íåñóùåå óãðîçó äëÿ æèçíè. Åãî ñèìïòîìû — òîøíîòà, áîëü â æèâîòå, áûñòðîå ïðåðûâèñòîå äûõàíèå, çàïàõ àöåòîíà èçî ðòà, óòîìëÿåìîñòü. Åñëè íå ïðèíÿòü ìåðû, äèàáåòèê ïîòåðÿåò ñîçíàíèå è óìðåò, ïðè÷åì ýòî ìîæåò ñëó÷èòüñÿ áûñòðî. Äèàáåòè÷åñêîé êåòîàöèäîç òðåáóåò íåîòëîæíîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè.

4. Äèàãíîñòèêà

Äèàãíîñòèêà ïðîâîäèòñÿ, ÷òîáû îòâåòèòü íà âîïðîñû:

1. Áîëåí ëè ðåáåíîê äèàáåòîì?

2. Åñëè îáìåí ãëþêîçû íàðóøåí, òî êàêàÿ ýòî ðàçíîâèäíîñòü äèàáåòà?

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ ìîæíî ïîäòâåðäèòü èññëåäîâàíèåì êðîâè íà ñàõàð. Íîðìàëüíîå ñîäåðæàíèå ñàõàðà â êðîâè – îò 3,3 äî 5,5 ììîëü/ë. Ïîâûøåíèå óðîâíÿ ãëþêîçû äî 7,5 ììîëü/ë ìîæåò îòìå÷àòüñÿ ïðè ñêðûòîì ñàõàðíîì äèàáåòå. Óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè âûøå ýòîãî ïîêàçàòåëÿ ñâèäåòåëüñòâóåò î ïîäòâåðæäåíèè äèàáåòà.

Читайте также:  Можно ли спираль при диабете

Ñóùåñòâóåò òàêæå äèàãíîñòè÷åñêèé ãëþêîçîòîëåðàíòíûé òåñò. Ñíà÷àëà îïðåäåëÿþò óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè íàòîùàê, çàòåì äàþò âûïèòü 75 ã ãëþêîçû (ðàñòâîðèâ åå â âîäå); äåòêàì äî 12 ëåò äàþò 35 ã. Ñïóñòÿ 2 ÷àñà ïîâòîðíî äåëàþò àíàëèç êðîâè èç ïàëüöà íà ãëþêîçó. Åñëè ïîêàçàòåëü ðàâåí 7,5-10,9 ììîëü/ë, çíà÷èò, èìååò ìåñòî ñêðûòàÿ ôîðìà çàáîëåâàíèÿ; ïîêàçàòåëü 11 ììîëü/ë è âûøå ñëóæèò ïîäòâåðæäåíèåì äèàãíîçà «ñàõàðíûé äèàáåò». ñàõàðíûé äèàáåò èíñóëèíîçàâèñèìûé ýíäîêðèíîëîã

Ïîìèìî ýòîãî, ïðîâîäèòñÿ ÓÇÈ îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè ñ öåëüþ èñêëþ÷åíèÿ âîñïàëèòåëüíîãî ïðîöåññà â ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçå.

5. Ëå÷åíèå

Ëå÷åíèå ïîäáèðàåòñÿ ðåáåíêó äåòñêèì ýíäîêðèíîëîãîì â çàâèñèìîñòè îò òèïà ñàõàðíîãî äèàáåòà.

Ïðè 1 òèïå ñàõàðíîãî äèàáåòà (îí ñîñòàâëÿåò 98% ñëó÷àåâ «äåòñêîãî» äèàáåòà) ïðîâîäèòñÿ çàìåñòèòåëüíàÿ òåðàïèÿ, òî åñòü ââîäèòñÿ èíñóëèí, êîòîðîãî íåò èëè íåäîñòàòî÷íî âûäåëÿåòñÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçîé.

Ðåáåíêó ïðè ýòîì íàäî îáåñïå÷èòü ïðàâèëüíîå ïèòàíèå, íå äîïóñêàÿ ãîëîäàíèÿ. Ïîìèìî îñíîâíûõ ïðèåìîâ ïèòàíèÿ, âêëþ÷àòü ïðîìåæóòî÷íûå (â îñíîâíîì ýòî ïîòðåáëåíèå ôðóêòîâ è îâîùåé).

Ýòî íåîáõîäèìî âî èçáåæàíèå ðàçâèòèÿ îñëîæíåíèÿ äèàáåòà â âèäå ãèïîãëèêåìè÷åñêîé êîìû, êîòîðàÿ ðàçâèâàåòñÿ â ñëó÷àå ââåäåíèÿ áîëüøåé, ÷åì íóæíî äëÿ ïåðåðàáîòêè ïèùè, äîçû èíñóëèíà.  ýòîì ñëó÷àå ðàñõîäóåòñÿ âåñü çàïàñ ñàõàðà â îðãàíèçìå è ðàçâèâàåòñÿ ýíåðãåòè÷åñêîå ãîëîäàíèå ìîçãà â ïåðâóþ î÷åðåäü. Ýòî ñîñòîÿíèå èíîãäà òðåáóåò äàæå ðåàíèìàöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé.

Ãèïîãëèêåìè÷åñêàÿ êîìà ðàçâèâàåòñÿ î÷åíü áûñòðî, çà 20-30 ìèíóò. Âíåçàïíî ïîÿâëÿåòñÿ ðåçêàÿ ñëàáîñòü, âûðàæåííàÿ ïîòëèâîñòü, äðîæü â òåëå, îùóùåíèå ãîëîäà. Ìîæåò âîçíèêíóòü ãîëîâíàÿ áîëü, äâîåíèå ïåðåä ãëàçàìè, ñåðäöåáèåíèå, òîøíîòà, ðâîòà, îíåìåíèå ÿçûêà è ãóá. Ìåíÿåòñÿ íàñòðîåíèå: îò ïîäàâëåííîãî äî âîçáóæäåííîãî è äàæå àãðåññèâíîãî. Åñëè íå îêàçàíà ïîìîùü, òî ïîÿâëÿþòñÿ çðèòåëüíûå è ñëóõîâûå ãàëëþöèíàöèè, íåìîòèâèðîâàííûå ïîñòóïêè, çàòåì âîçíèêàþò ñóäîðîãè è ïîòåðÿ ñîçíàíèÿ. Ñàõàðíûé äèàáåò ó äåòåé

Ðåáåíîê âñåãäà äîëæåí èìåòü ïðè ñåáå øîêîëàäíóþ êîíôåòó, êîòîðóþ îí ìîã áû ñúåñòü â ñëó÷àå ââåäåíèÿ áîëüøåé äîçû èíñóëèíà, ÷åì íåîáõîäèìî íà òîò ìîìåíò, è ïðåäîòâðàòèòü ðàçâèòèå êîìû. Íî â åæåäíåâíîì ìåíþ ðåáåíêà äîëæíû áûòü îãðàíè÷åíû óãëåâîäû.

Äëÿ äåòåé ïðèìåíÿþòñÿ èíñóëèíû êîðîòêîãî äåéñòâèÿ, ÷àùå âñåãî Àêòðîïèä è Ïðîòîôàí. Ââîäÿòñÿ îíè ïîäêîæíî ñ ïîìîùüþ øïðèö-ðó÷êè. Òàêîé øïðèö ïîçâîëÿåò ÷åòêî óñòàíîâèòü íàçíà÷åííóþ ýíäîêðèíîëîãîì äîçó. ×àñòî äåòè ñàìè ìîãóò çàïðàâèòü åãî è ââåñòè ïðåïàðàò.

 îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå ïðîâîäèòñÿ åæåäíåâíî êîíòðîëü óðîâíÿ ñàõàðà â êðîâè ñ ïîìîùüþ ãëþêîìåòðà. Åãî ïîêàçàíèÿ, à òàêæå ñúåäåííûå ïðîäóêòû îòìå÷àþòñÿ â äíåâíèêå, êîòîðûé ïîìîãàåò âðà÷ó ïðàâèëüíî ïîäîáðàòü äîçó èíñóëèíà.

Ïðè äèàáåòå 1 òèïà âîçìîæíà è òðàíñïëàíòàöèÿ ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, êàê îäèí èç ìåòîäîâ åãî ëå÷åíèÿ.

 ëå÷åíèè äèàáåòà 2 òèïà áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ñòðîãîå ñîáëþäåíèå äèåòû. Âðà÷-ýíäîêðèíîëîã ïîäðîáíî îñòàíîâèòñÿ íà ïèòàíèè ðåáåíêà â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà. Ïðèíöèï äèåòû ñîñòîèò â òîì, ÷òî íàäî ïîëíîñòüþ èñêëþ÷èòü óïîòðåáëåíèå ðåáåíêîì ëåãêî óñâàèâàåìûõ óãëåâîäîâ (øîêîëàä, ñàõàð, ìó÷íûå èçäåëèÿ) è çíà÷èòåëüíî îãðàíè÷èòü â ðàöèîíå äðóãèå óãëåâîäû. Ýòè ðåêîìåíäàöèè íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü äëÿ òîãî, ÷òîáû íå äîïóñêàòü ðåçêîãî ïîâûøåíèÿ â êðîâè ãëþêîçû.

Äëÿ ýòîãî ïðåäïèñûâàþò:

? Óìåíüøåíèå ñîäåðæàíèÿ ñëîæíûõ óãëåâîäîâ â åäå.

? Ïîëíûé îòêàç îò ñëàäîñòåé.

? Ñïåöèàëüíûå âèòàìèííûå êîìïëåêñû.

? Ïðåïàðàòû, ñíèæàþùèå óðîâåíü ãëþêîçû â îðãàíèçìå.

? Ïðàâèëüíûé îáðàç æèçíè ñ ïîñèëüíûìè ôèçè÷åñêèìè íàãðóçêàìè.

? Ôèòîòåðàïèþ.

6. Ïîñëåäñòâèÿ (îñëîæíåíèÿ) ñàõàðíîãî äèàáåòà

Äèàáåò ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîâðåæäåíèþ ñîñóäîâ ìíîãèõ îðãàíîâ ñ ðàçâèòèåì íåîáðàòèìûõ ïîñëåäñòâèé:

Ø ïîðàæåíèå ñîñóäîâ ñåò÷àòêè äàñò ñíèæåíèå (èëè äàæå ïîëíóþ ïîòåðþ) çðåíèÿ;

Ø ïî÷å÷íàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü ìîæåò âîçíèêíóòü êàê ðåçóëüòàò ïîðàæåíèÿ ïî÷å÷íûõ ñîñóäîâ;

Ø ýíöåôàëîïàòèÿ ðàçâèâàåòñÿ âñëåäñòâèå ïîâðåæäåíèÿ ñîñóäîâ ãîëîâíîãî ìîçãà.

Âî èçáåæàíèå òàêèõ òÿæåëûõ îñëîæíåíèé íåîáõîäèìî îáåñïå÷èòü ðåãóëÿðíûé êîíòðîëü íàä óðîâíåì ñàõàðà â êðîâè, òùàòåëüíîå è ïîñòîÿííîå ñîáëþäåíèå äèåòû (ñòîë ¹9), ÷åòêî âûïîëíÿòü âñå ðåêîìåíäàöèè ýíäîêðèíîëîãà ïî ëå÷åíèþ çàáîëåâàíèÿ.

7. Ïðîôèëàêòèêà

Ïðîôèëàêòèêà äèàáåòà ó äåòåé äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ. Âîò íåñêîëüêî ïîëîæåíèé:

1. Îäíîé èç âàæíûõ ìåð ïðîôèëàêòèêè ÿâëÿåòñÿ ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå êàê ìèíèìóì äî ãîäà. Îñîáåííî ýòî âàæíî äëÿ äåòåé ñ íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòüþ ê áîëåçíè. Èñêóññòâåííûå ñìåñè íà êîðîâüåì ìîëîêå ìîãóò íåãàòèâíî ïîâëèÿòü íà ðàáîòó ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû.

2. Ñâîåâðåìåííî ïðîâåäåííàÿ âàêöèíàöèÿ ðåáåíêà ïîìîæåò èçáåæàòü òåõ çàáîëåâàíèé, êîòîðûå ìîãóò ñòàòü ïóñêîâûì ìîìåíòîì ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ.

3. Ñ ðàííåãî âîçðàñòà äåòåé íóæíî ïðèó÷àòü ê çäîðîâîìó îáðàçó æèçíè: ñîáëþäàòü ðåæèì äíÿ (ñ ïîëíîöåííûì ñíîì), çàíèìàòüñÿ ôèçêóëüòóðîé, èñêëþ÷èòü âðåäíûå ïðèâû÷êè (÷òî àêòóàëüíî â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå), ïðîâîäèòü çàêàëèâàíèå îðãàíèçìà è ò.ä.

4. Îáåñïå÷èòü ðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå ðåáåíêó Ñàõàðíûé äèàáåò ó äåòåé. Èñêëþ÷èòü ñàõàð â ñîîòâåòñòâèè ñ âîçðàñòîì. Èñêëþ÷èòü óïîòðåáëåíèå êðàñèòåëåé è âðåäíûõ äîáàâîê, îãðàíè÷èòü óïîòðåáëåíèå êîíñåðâèðîâàííûõ ïðîäóêòîâ. Îáÿçàòåëüíî âêëþ÷àòü â ðàöèîí îâîùè è ôðóêòû.

5. Íåìàëîâàæíîå çíà÷åíèå èìååò èñêëþ÷åíèå ñòðåññîâûõ ñèòóàöèé, îáåñïå÷åíèå ïîëîæèòåëüíîãî ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ôîíà.

6. Ðåãóëÿðíûå âðà÷åáíûå îñìîòðû è ïåðèîäè÷åñêèé (1 ð. â ãîä) êîíòðîëü óðîâíÿ ãëþêîçû â êðîâè (äëÿ äåòåé ñ ãåíåòè÷åñêîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòüþ).

7. Êîíòðîëü ìàññû òåëà è íåäîïóùåíèå îæèðåíèÿ.

Çàêëþ÷åíèå

Âàæíî ïîìíèòü, ÷òî äèàãíîç «ñàõàðíûé äèàáåò» ó ðåáåíêà – ýòî íå ïðèãîâîð. Ïðè àäåêâàòíîì îòíîøåíèè ðîäèòåëåé è îòâåòñòâåííîñòè çà ñâîé îðãàíèçì ñàìîãî ðåáåíêà, ìîæíî âåñòè àáñîëþòíî ïîëíîöåííóþ æèçíü è ðàäîâàòüñÿ åé. Íóæíî ó÷èòü ìàëûøà âåñòè ïðàâèëüíûé îáðàç æèçíè è ïðè íåîáõîäèìîñòè îêàçûâàòü ñåáå ïåðâóþ ïîìîùü. Íå äîïóñêàòü îñëîæíåíèé è íåïîïðàâèìûõ ïîñëåäñòâèé.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник