Курсовая сестринский процесс при сахарном диабете у детей

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сахарный диабет (СД) – самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.
Информация о заболевании. Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.
Сахарный диабет – это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).
Причина. Сахарный диабет имеет генетический код – наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы. Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец – риск 10 %, если больны оба родителя – риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок – действие провоцирующих факторов:
– вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;
– физические и психические травмы,
– нарушение питания – злоупотребление углеводами и жирами.
Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.
Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.
Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.
Лечебная программа при сахарном диабете:
1. Госпитализация обязательна.
2. Режим физической активности.
3. Диета № 9 – исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ – это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.
4. Заместительная инсулинотерапия – доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.
5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.
6. Лечение осложнений.
7. Фитотерапия.
8. Санаторно-курортное лечение.
9. Рациональная психотерапия.
10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля.
11. Диспансеризация.
Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:
1 этап. Сбор информации о пациенте
– Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью – ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности.
История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.
– Объективные методы обследования:
Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови – гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи – глюкозурия.
2 этап. Выявление проблем больного ребенка
Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость. слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.
Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.
3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара
Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.
Постовая медицинская сестра обеспечивает:
Взаимозависимые вмешательства:
– организацию режима с адекватной физической нагрузкой;
– организацию лечебного питания – диета № 9;
– проведение заместительной инсулинотерапии;
– прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);
– транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.
Независимые вмешательства:
– контроль над соблюдением режима и диеты;
– подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;
– динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;
– наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;
– контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:
– организация питания в домашних условиях – ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;
проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;
– обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.
– рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон – 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол – 5-20 мин, теннис – 5-20 мин, городки – 15-40 мин).
5 этап. Оценка эффективности ухода
При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.
Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.
Источник
1
ГБПОУ ДЗМ « МК 1» Курсовая работа на тему: «Сестринская помощь при сахарном диабете у детей» Выполнила: Веряскина Любовь Алексеевна Студентка 30 «Б» группы Преподаватель: Беседина Т.П.
2
АКТУАЛЬНОСТЬ Сахарный диабет – глобальная проблема 21 века, затруднившая сегодня все мировое сообщество. Ещё двадцать лет назад количество людей во всём мире с диагнозом « сахарный диабет » не превышало 30 миллионов. Цель: овладеть сестринским процессом при сахарном диабете у детей Задачи: Для достижения данной цели исследования необходимо изучить : этиологию и предрасполагающие факторы сахарного диабета у детей ; клиническую картину и особенности диагностики сахарного диабета у детей ; принципы лечения и профилактики СД ; Провести сестринский уход за одним пациентом с сахарным диабетом ;, прием ацетилсалициловой кислоты.
3
4
Факторы риска – Наследственность. Любой человек, имеющих родителей, братьев или сестёр с диабетом первого типа более других подвержен риску развития этого заболевания. – Гены. Наличие определённых генов может указывать на повышенный риск развития диабета 1 типа.
5
Этиология и патогенез. Сахарный диабет у детей развивается относительно остро, приобретая тяжёлое, прогрессирующее течение. Это обусловлено неустойчивостью нейроэндокринной регуляции обмена, интенсивным ростом организма и высоким уровнем обменных процессов. В начале заболевания у детей раннего возраста обнаруживается значительное колебание уровня сахара в крови в течение суток. Склонность детей к образованию кетоновых тел ( кетозу ) объясняет высокую частоту циркуляции кетоновых тел в крови и быстрому развитие диабетической комы.
6
Клиническая картина Симптомы сахарного диабета у детей Признаки и симптомы сахарного диабета типа у детей, как правило, развиваются быстро – в течение недели : – Повышенная жажда и частое мочеиспускание ; – Экстремальное чувство голода ; – Необъяснимая потеря в весе ; – Усталость ; – Раздражительность или необычное поведение. – Нарушение зрения ;
7
8
Осложнения –
9
Лечение сахарного диабета у детей. Лечение сахарного диабета у ребенка включает : физические упражнения, диету, лечение лекарствами. Физические упражнения для детей при сахарном диабете Физические упражнения повышают чувствительность тканей организма к инсулину и снижают уровень сахара в крови. В связи с этим дозированные физические нагрузки составляют важную часть лечения детей сахарным диабетом. Следует подчеркнуть, что при диабете полезны только дозированные физические нагрузки, тогда как бесконтрольная физическая нагрузка у больных сахарным диабетом способствует развитию гипогликемических состояний. Правильная организация физических нагрузок у детей больных диабетом обязательным образом включает употребление дополнительных углеводов до, во время и после физических занятий в соответствии со следующими рекомендациями, а также периодический контроль концентрации глюкозы в крови.
10
11
Диета Питание больного ребенка занимает важное место в лечении сахарного диабета. Питание ребенка больного сахарным диабетом должно отвечать всем требованиям, которые в настоящее время предъявляются к питанию здорового ребенка : диета должна быть максимально сбалансированной по всем важнейшим ингредиентам ( белкам, жирам, углеводам и витамины ). Соблюдение этого условия, позволяет детям с диабетом нормально расти и развиваться. В то же время специальная диета исключает углеводную нагрузку и тем самым облегчает течение и лечение диабета. питанию здорового
12
13
Показания для назначения инсулинотерапии : – Сахарный диабет 1- го типа : – Кетоацидоз, диабетическая гиперсмолярная, гиперлакцидемическая комы. – Беременность и роды при сахарном диабете ; – Отсутствие эффекта от лечения другими способами сахарного диабета 2- го типа ; – Диабетическая нефропатия
14
15
. Профилактика Сахарного диабета При первичной профилактике мероприятия направлены на предупреждение сахарного диабета ; изменение образа жизни и устранение факторов риска сахарного диабета, профилактические мероприятия только у отдельных лиц или в группах с высоким риском развития сахарного диабета в будущем. Вторичная профилактика предусматривает мероприятия, направленные на предупреждение осложнений сахарного диабета – ранний контроль заболевания, предупреждающих о прогрессирование, сохранение стойкой компенсации сахарного диабета, препятствующее развитию осложнений.
16
Принцип работы « школы сахарного диабета » Принцип работы « школы сахарного диабета » Одной из основных задач современной диабетологии является оптимизация терапевтических подходов, которые позволили бы повысить как медицинскую, так и экономическую эффективность лечения пациентов, больных СД. В настоящее время неотъемлемой и важной частью решения этого вопроса стало повышение качества жизни пациентов больных СД и членов их семей путем обучения больных.
17
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Ф. И. О.: Хабаров Владислав Сергеевич Дата рождения : г. Домашний адрес : шоссе дом 2 а, квартира 12 Дата наблюдения : г. Диагноз : инсулинозависимый сахарный диабет
18
Вывод : При наблюдении пациента с сахарным диабетом 1 типа, были даны рекомендации совместно с эндокринологом по режиму питания, общему режиму и дня, коррекции инсулинотерапии. Проблема пациента Цели Зависимые Сухость во рту, жажда Краткосрочная цель: сухость во рту уменьшится. Долгосрочная цель:сухости во рту не будет. Режим палатный. Диета 9(исключить жареное, солёное, перчёное, мучное, сладкое и т.д.) Провести беседу о диете 9. Объяснить родителям о необходимости соблюдения диеты. Следить за соблюдением режима по назначению врача
19
Заключение. В условиях технического прогресса в медицине и все большего оснащения больниц и поликлиник новыми изделиями медицинской техники. Роль инвазивных методов диагностики и лечения будет возрастать. Это обязывает медицинских сестер скрупулезно изучать имеющиеся и вновь поступающие технические средства, осваивать инновационные методики их применения, а так же соблюдать деонтологические принципы работы с пациентами на разных этапах лечебно – диагностического процесса в том числе и при уходе за детьми, больными сахарным диабетом. Работа над этой курсовой помогла мне глубже понять материал и стала очередным этапом совершенствования моих навыков и знаний. Несмотря на трудности в работе и недостаточный опыт, я постараюсь применять свои знания при уходе за пациентами, в том числе с диагнозом ст
20
Спасибо за внимание !
Источник