Лфк и массаж при диабете

Лфк и массаж при диабете thumbnail
Лекции.Орг

В основе сахарного диабета лежит недостаточная выработка инсулина клетками поджелудочной железы, который регулирует утилизацию глюкозы в организме. Различают инсулинозависимый и инсулинонезависимый диабет.

Дефицит инсулина (инсулинозависимый диабет) развивается в результате расстройств в ЦНС, инфекционных заболеваний, опухолей, нарушений в пищевом рационе (избыток углеводистых продуктов) и пр. При недостатке инсулина появляется избыток глюкозы в крови (гипергликемия), развивается энергетическое голодание тканей, они теряют жидкость, обезвоживаются, появляются жалобы на жажду, сухость во рту, избыточное мочевыведение. Человек теряет или набирает вес, аппетит усилен. В крови отмечается избыточное содержание жиров, холестерина, кетоновых тел. Снижается сопротивляемость инфекции, присоединяются гнойничковые заболевания кожи, крови, атеросклероз. Нарушаются все виды обмена веществ. Развиваются грозные осложнения: диабетическая кома, гипогликемическая кома, поражение глаз, почек, нарушение питания тканей (особенно страдают конечности), трофические язвы.

При инсулинонезависимом диабете нарушается утилизация глюкозы в организме в связи с другими изменениями в организме (например, низкая биологическая активность собственного инсулина).

Лечение диабета комплексное, включает определенный (в соответствии с тяжестью заболевания) двигательный режим, диетотерапию (ограничение животных жиров, легкоусвояемых углеводов), медикаментозную терапию (в том числе инсулин при инсулинозависимом диабете), различные средства и формы ЛФК.

Задачами ЛФК являются: снижение уровня сахара в крови; усиление действия собственного инсулина; препятствие развитию осложнений со стороны других органов и систем. ЛФК показана при всех формах сахарного диабета, при этом следует учитывать состояние других органов и систем. Противопоказаниями являются гипергликемия (более 300 мг % сахара в крови или 16,6 м-Моль/л), признаки предкоматозного состояния (сонливость, рвота, тахикардия, судороги).

При легкой степени сахарного диабета включаются упражнения для всех мышечных групп в медленном или среднем темпе с большой амплитудой. Возможны упражнения на координацию, с предметами, с отягощениями, у гимнастической стенки. Время лечебной гимнастики составляет 30–45 мин, кроме этого, допускается дозированная ходьба, занятия лыжами, коньками, плаванием, греблей, элементами спортивных игр. Желательно присутствие врача во время занятий.

При диабете средней тяжести допустимы упражнения для всех мышечных групп в медленном темпе, общее время занятия не более 30 мин. Кроме того, применяется дозированная ходьба, прогулки. Контроль за величиной нагрузки проводится по величине сахара в крови и моче.

При тяжелой форме диабета ЛФК аналогична, как и для больных с сердечно-сосудистой патологией, находящихся на постельном режиме. Выполняются упражнения в исходном положении лежа, используются движения для мелких и средних мышечных групп в медленном темпе. Исключены упражнения на силу и на скорость. Общее время занятия не более 20 мин. Кроме того, следует всегда учитывать, что длительные нагрузки умеренной интенсивности позволяют снизить уровень сахара в крови, а кратковременная интенсивная мышечная деятельность увеличивает выброс глюкозы из депо.

ЛФК должна проводиться не ранее часа после введения инсулина или легкого завтрака для предупреждения гипогликемического состояния. В начале курса применяются простые гимнастические упражнения без отягощений для верхних и нижних конечностей, туловища. К концу курса включают упражнения с сопротивлением, с отягощениями (эспандеры, гантели весом от 0,5 до 2 кг, медицинболы до 2 кг). Дыхательная гимнастика является обязательным компонентом. Помимо лечебной гимнастики, ЛФК проводится в виде занятий по дозированной ходьбе, плаванию, гребле и т. д.

Обязателен самоконтроль за самочувствием. При появлении слабости, голода, дрожания рук, ног необходимо срочно принять 1–2 кусочка сахара, прекратить нагрузку. Возобновить занятия можно на следующий день в меньшей дозировке. Кроме того, самоконтроль за уровнем сахара в крови и в моче проводится по тест-полоскам до и после занятия или с помощью специального прибора (глюкометра). Определяется ЧСС и АД до и после занятия с целью контроля за функциональным состоянием других органов и систем. В ходьбе максимальный пульс следует рассчитывать по формуле (220 – возраст)×0,6; ходьбу в течение 5 мин чередовать с отдыхом (1 мин) и выполнять дыхательные упражнения, приседания, подтягивания коленей к груди. Если уровень сахара не уменьшается, то ЛФК продолжается по прежней программе. Если есть положительная тенденция, то можно удлинять время проведения занятий. Эффективно медленное плавание, бег трусцой (в конце курса) и другая аэробная нагрузка. Допускается применение массажа,который нормализует обмен веществ, трофику мышц, психоэмоциональное состояние. Проводится общий массаж, включая поглаживание, растирание и неглубокое разминание. Ударные приемы и выжимание не проводятся. Продолжительность массажа – 8—10 мин. Курс – 10–15 процедур. В год 4–6 курсов.

Инновационное занятие лечебной гимнастикой при легкой форме сахарного диабета (желательно выполнять на природе)

Подбор упражнений проводится по состоянию пациента

1. Медитативная ходьба с глубоким свободным дыханием с комфортным движением рук вверх и в стороны. 2–4 мин.

2. И. п.о. с. Отставляя ногу назад, руки вверх – вдох; и. п. – выдох. 5–6 раз каждой ногой.

3. И. п. – руки за голову, локти сведены перед лицом. Развести руки в стороны – вдох; полунаклон вперед (задержка дыхания на 1–3 с). Вернуться в и. п. – выдох. 4–6 раз.

4. И. п.о. с. Дугами вперед руки вверх – вдох, дугами наружу – руки в упор присев – выдох; встать дугами вперед руки вверх – вдох; и. п. – свободное дыхание 5 с. Повторить 6–8 раз. Через 1–2 мин отдыха упражнение можно повторить.

5. И п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе. Руки в стороны, медленно повернуть туловище налево до отказа, правую руку вперед перед грудью – резкий глубокий вдох; и. п. – выдох; то же выполнить в другую сторону, вернуться в и. п. Повторить 5–7 раз в каждую сторону.

6. И. п. – то же. Наклоняясь вперед к левой ноге, достать носок правой рукой – резкий вдох, вернуться в и. п. – выдох; выполнить в другую сторону. Повторить 4–6 раз.

7. И. п. – стоя, ноги врозь, руки в стороны. На ступенчатом вдохе выполнить три пружинящих наклона влево, сгибая правую ногу, левую руку за спину, правую вверх, вернуться в и. п. – выдох. Повторить в другую сторону. По 5–7 раз в каждую сторону.

Читайте также:  Санатории при сахарном диабете в китае

8. И. п.о. с. Скользящими движениями перевести руки на пояс – вдох; вернуться в и. п. – выдох; голову опустить. Повторить 8—10 раз.

9. И. п. – стоя, руки вперед. Сделать мах левой ногой вперед, доставая ладони сведенных впереди рук – вдох; вернуться в и. п. – выдох. Выполнить то же другой ногой. Повторить по 4–5 раз каждой ногой.

10. И. п.о. с. На вдохе выполнить три глубоких пружинящих приседания, вернуться в и. п. , поднимая руки дугами вперед-вверх – выдох; вернуться в и. п. Свободное дыхание 4–5 с. Повторить по 4–6 раз.

11. И. п. – то же. Сделать упор присев на правой ноге, левую назад на носок, прыжком смена ног, пауза в течение 1 с, приставить правую ногу в упор присев, пауза, медленно встать. Дыхание свободное. Повторить 6–8 раз.

12. И. п. – то же. Медитативное упражнение. Поднять руки к плечам, опустить их вниз, наклониться влево, правая рука скользит вверх, левая вниз, вернуться в и. п. , наклониться вправо, левая рука скользит вверх, правая вниз, вернуться в и. п. Выполнять 1–2 мин. Дыхание свободное глубокое.

13. И. п. – стоя, ноги врозь. Медитативное упражнение. Поднять руки дугами вперед-вверх, расслабляясь «уронить» их к плечам, голову опустить, «уронить» руки вниз. Дыхание свободное. Выполнять 1–2 мин.

14. И. п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклониться вперед к левой ноге, правой рукой достать носок левой ноги, вернуться в и. п. , то же выполнить в другую сторону, сделать три пружинящих наклона вперед, доставая при каждом наклоне носок то одной, то другой ноги, то обеих ног, вернуться в и. п. , перенести руки за голову, свести локти вперед, наклониться назад, развести локти в стороны, выпрямиться, свести локти вперед, локти в стороны, перенести руки на пояс. Дыхание произвольное. 4–6 раз.

15. И. п.о. с. На вдохе наклон вперед, руками достать пол подальше (ноги прямые). На выдохе опуститься в упор стоя на коленях, при свободном дыхании поочередно ногами принять упор лежа, вернуться в и. п. Повторить 6–8 раз.

16. И. п. – упор присев. Поднять таз повыше за счет выпрямления ног в коленях – вдох, не сгибая рук и ног, не сдвигая их с места, голову опустить между рук и. п. – выдох; при свободном дыхании опустить таз, перейти в упор лежа, выполнить поочередно ногами упор стоя на коленях, вернуться в и. п. Релаксация 4–5 мин. Повторить 5–7 раз.

17. И. п. – упор сидя. Поочередно, начиная левой, положить ноги врозь, левую ногу вверх повыше и опустить на пол, повторить то же правой, поочередно (начиная с левой) ноги перейти в и. п. 6–8 раз. Дыхание произвольное.

18. И. п. – упор сидя, пальцы рук назад. Прогнуться в упор лежа сзади, вернуться в и. п. ; сесть, согнутые ноги приблизить к пяткам (пятки и руки с места не сдвигать), разгибая ноги, положить их врозь (руки от пола не отрывать), соединить и согнуть ноги в; разгибая ноги (пятки не размыкать) вернуться в и. п. 6–8 раз. Дыхание произвольное.

19. И. п. – лежа на спине. Руки согнуть на груди, предплечья параллельны одно над другим, поднять руки вверх, не разъединяя и не разгибая их (фиксация, задержка дыхания на 1–2 с на вдохе), вернуться в и. п. – выдох. Повторить 8—12 раз.

20. И. п. – упор сидя, руки назад. Выполнить поворот направо в упор лежа, поочередно движением ног перейти в упор стоя на коленях, согнуть руки, левую ногу назад повыше, перейти в упор стоя на коленях, повторить то же правой ногой, поочередным движением ног перейти в упор лежа, выполнить поворот налево кругом в упор сидя, дыхание произвольное. 6–8 раз. Релаксация 15–20 с.

21. И. п. – лежа на животе, ладони под плечами. Прогнуться в пояснице, помогая руками, опираясь бедрами о поверхность пола – глубокий вдох; задержка дыхания 1–2 с; вернуться в и. п. – релаксация 10–15 с. Повторить 5–8 раз.

22. И. п. – упор сидя, руки назад, голову опустить. На вдохе поднять голову, развести плечи, перейти в упор сзади (задержка дыхания 1 с), вернуться в и. п. – выдох. 4–6 раз.

23. И. п. – лежа на спине. Медитативное упражнение. Медленно поднимать и опускать согнутые в коленях ноги в течение 2–3 мин. Дыхание спокойное глубокое. Вернуться в и. п.

24. И. п.о. с. Поднять руки к плечам – вдох; расслаблено «уронить» руки, опустить голову, закруглить плечи – выдох. Повторить 6—10 раз.

25. Медитативная ходьба 1–2 мин.

Инновационная схема лечебной гимнастики для больных сахарным диабетом средней тяжести (для середины курса лечения)

1. Ходьба по кругу обычная с ускорением и замедлением, упражнения для рук и ног в кругу. 3–5 мин.

2. Упражнения с гантелями массой до 2 кг и упражнения в сопротивлении с соупражняющимся (попарно) в чередовании с дыхательными упражнениями. 5–7 мин.

3. Упражнения на гимнастической стенке типа смешанных висов в чередовании со свободными упражнениями для рук и ног и дыхательными упражнениями в положении сидя на стуле. 6–8 мин.

4. Игра эстафетного типа с различными способами передачи мячей. 4–6 мин.

Всего 20–30 мин.

Раздел 13

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 1764 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:  Как лечить суставы ног при сахарном диабете

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

ËÔÊ è ìàññàæ ïðè ñàõàðíîì äèàáåòå

 îñíîâå ñàõàðíîãî äèàáåòà ëåæèò íåäîñòàòî÷íàÿ âûðàáîòêà èíñóëèíà êëåòêàìè ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, êîòîðûé ðåãóëèðóåò óòèëèçàöèþ ãëþêîçû â îðãàíèçìå. Ðàçëè÷àþò èíñóëèíîçàâèñèìûé è èíñóëèíîíåçàâèñèìûé äèàáåò.

Äåôèöèò èíñóëèíà (èíñóëèíîçàâèñèìûé äèàáåò) ðàçâèâàåòñÿ â ðåçóëüòàòå ðàññòðîéñòâ â ÖÍÑ, èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé, îïóõîëåé, íàðóøåíèé â ïèùåâîì ðàöèîíå (èçáûòîê óãëåâîäèñòûõ ïðîäóêòîâ) è ïð. Ïðè íåäîñòàòêå èíñóëèíà ïîÿâëÿåòñÿ èçáûòîê ãëþêîçû â êðîâè (ãèïåðãëèêåìèÿ), ðàçâèâàåòñÿ ýíåðãåòè÷åñêîå ãîëîäàíèå òêàíåé, îíè òåðÿþò æèäêîñòü, îáåçâîæèâàþòñÿ, ïîÿâëÿþòñÿ æàëîáû íà æàæäó, ñóõîñòü âî ðòó, èçáûòî÷íîå ìî÷åâûâåäåíèå. ×åëîâåê òåðÿåò èëè íàáèðàåò âåñ, àïïåòèò óñèëåí.  êðîâè îòìå÷àåòñÿ èçáûòî÷íîå ñîäåðæàíèå æèðîâ, õîëåñòåðèíà, êåòîíîâûõ òåë. Ñíèæàåòñÿ ñîïðîòèâëÿåìîñòü èíôåêöèè, ïðèñîåäèíÿþòñÿ ãíîéíè÷êîâûå çàáîëåâàíèÿ êîæè, êðîâè, àòåðîñêëåðîç. Íàðóøàþòñÿ âñå âèäû îáìåíà âåùåñòâ. Ðàçâèâàþòñÿ ãðîçíûå îñëîæíåíèÿ: äèàáåòè÷åñêàÿ êîìà, ãèïîãëèêåìè÷åñêàÿ êîìà, ïîðàæåíèå ãëàç, ïî÷åê, íàðóøåíèå ïèòàíèÿ òêàíåé (îñîáåííî ñòðàäàþò êîíå÷íîñòè), òðîôè÷åñêèå ÿçâû.

Ïðè èíñóëèíîíåçàâèñèìîì äèàáåòå íàðóøàåòñÿ óòèëèçàöèÿ ãëþêîçû â îðãàíèçìå â ñâÿçè ñ äðóãèìè èçìåíåíèÿìè â îðãàíèçìå (íàïðèìåð, íèçêàÿ áèîëîãè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ñîáñòâåííîãî èíñóëèíà).

Ëå÷åíèå äèàáåòà êîìïëåêñíîå, âêëþ÷àåò îïðåäåëåííûé (â ñîîòâåòñòâèè ñ òÿæåñòüþ çàáîëåâàíèÿ) äâèãàòåëüíûé ðåæèì, äèåòîòåðàïèþ (îãðàíè÷åíèå æèâîòíûõ æèðîâ, ëåãêîóñâîÿåìûõ óãëåâîäîâ), ìåäèêàìåíòîçíóþ òåðàïèþ (â òîì ÷èñëå èíñóëèí ïðè èíñóëèíîçàâèñèìîì äèàáåòå), ðàçëè÷íûå ñðåäñòâà è ôîðìû ËÔÊ.

Çàäà÷àìè ËÔÊ ÿâëÿþòñÿ: ñíèæåíèå óðîâíÿ ñàõàðà â êðîâè; óñèëåíèå äåéñòâèÿ ñîáñòâåííîãî èíñóëèíà; ïðåïÿòñòâèå ðàçâèòèþ îñëîæíåíèé ñî ñòîðîíû äðóãèõ îðãàíîâ è ñèñòåì. ËÔÊ ïîêàçàíà ïðè âñåõ ôîðìàõ ñàõàðíîãî äèàáåòà, ïðè ýòîì ñëåäóåò ó÷èòûâàòü ñîñòîÿíèå äðóãèõ îðãàíîâ è ñèñòåì. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè ÿâëÿþòñÿ ãèïåðãëèêåìèÿ (áîëåå 300 ìã % ñàõàðà â êðîâè èëè 16,6 ì-Ìîëü/ë), ïðèçíàêè ïðåäêîìàòîçíîãî ñîñòîÿíèÿ (ñîíëèâîñòü, ðâîòà, òàõèêàðäèÿ, ñóäîðîãè).

Ïðè ëåãêîé ñòåïåíè ñàõàðíîãî äèàáåòà âêëþ÷àþòñÿ óïðàæíåíèÿ äëÿ âñåõ ìûøå÷íûõ ãðóïï â ìåäëåííîì èëè ñðåäíåì òåìïå ñ áîëüøîé àìïëèòóäîé. Âîçìîæíû óïðàæíåíèÿ íà êîîðäèíàöèþ, ñ ïðåäìåòàìè, ñ îòÿãîùåíèÿìè, ó ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêè. Âðåìÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ñîñòàâëÿåò 30–45 ìèí, êðîìå ýòîãî, äîïóñêàåòñÿ äîçèðîâàííàÿ õîäüáà, çàíÿòèÿ ëûæàìè, êîíüêàìè, ïëàâàíèåì, ãðåáëåé, ýëåìåíòàìè ñïîðòèâíûõ èãð. Æåëàòåëüíî ïðèñóòñòâèå âðà÷à âî âðåìÿ çàíÿòèé.

Ïðè äèàáåòå ñðåäíåé òÿæåñòè äîïóñòèìû óïðàæíåíèÿ äëÿ âñåõ ìûøå÷íûõ ãðóïï â ìåäëåííîì òåìïå, îáùåå âðåìÿ çàíÿòèÿ íå áîëåå 30 ìèí. Êðîìå òîãî, ïðèìåíÿåòñÿ äîçèðîâàííàÿ õîäüáà, ïðîãóëêè. Êîíòðîëü çà âåëè÷èíîé íàãðóçêè ïðîâîäèòñÿ ïî âåëè÷èíå ñàõàðà â êðîâè è ìî÷å.

Ïðè òÿæåëîé ôîðìå äèàáåòà ËÔÊ àíàëîãè÷íà, êàê è äëÿ áîëüíûõ ñ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ïàòîëîãèåé, íàõîäÿùèõñÿ íà ïîñòåëüíîì ðåæèìå. Âûïîëíÿþòñÿ óïðàæíåíèÿ â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà, èñïîëüçóþòñÿ äâèæåíèÿ äëÿ ìåëêèõ è ñðåäíèõ ìûøå÷íûõ ãðóïï â ìåäëåííîì òåìïå. Èñêëþ÷åíû óïðàæíåíèÿ íà ñèëó è íà ñêîðîñòü. Îáùåå âðåìÿ çàíÿòèÿ íå áîëåå 20 ìèí. Êðîìå òîãî, ñëåäóåò âñåãäà ó÷èòûâàòü, ÷òî äëèòåëüíûå íàãðóçêè óìåðåííîé èíòåíñèâíîñòè ïîçâîëÿþò ñíèçèòü óðîâåíü ñàõàðà â êðîâè, à êðàòêîâðåìåííàÿ èíòåíñèâíàÿ ìûøå÷íàÿ äåÿòåëüíîñòü óâåëè÷èâàåò âûáðîñ ãëþêîçû èç äåïî.

ËÔÊ äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ íå ðàíåå ÷àñà ïîñëå ââåäåíèÿ èíñóëèíà èëè ëåãêîãî çàâòðàêà äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ãèïîãëèêåìè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ.  íà÷àëå êóðñà ïðèìåíÿþòñÿ ïðîñòûå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ áåç îòÿãîùåíèé äëÿ âåðõíèõ è íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, òóëîâèùà. Ê êîíöó êóðñà âêëþ÷àþò óïðàæíåíèÿ ñ ñîïðîòèâëåíèåì, ñ îòÿãîùåíèÿìè (ýñïàíäåðû, ãàíòåëè âåñîì îò 0,5 äî 2 êã, ìåäèöèíáîëû äî 2 êã). Äûõàòåëüíàÿ ãèìíàñòèêà ÿâëÿåòñÿ îáÿçàòåëüíûì êîìïîíåíòîì. Ïîìèìî ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè, ËÔÊ ïðîâîäèòñÿ â âèäå çàíÿòèé ïî äîçèðîâàííîé õîäüáå, ïëàâàíèþ, ãðåáëå è ò. ä.

Îáÿçàòåëåí ñàìîêîíòðîëü çà ñàìî÷óâñòâèåì. Ïðè ïîÿâëåíèè ñëàáîñòè, ãîëîäà, äðîæàíèÿ ðóê, íîã íåîáõîäèìî ñðî÷íî ïðèíÿòü 1–2 êóñî÷êà ñàõàðà, ïðåêðàòèòü íàãðóçêó. Âîçîáíîâèòü çàíÿòèÿ ìîæíî íà ñëåäóþùèé äåíü â ìåíüøåé äîçèðîâêå. Êðîìå òîãî, ñàìîêîíòðîëü çà óðîâíåì ñàõàðà â êðîâè è â ìî÷å ïðîâîäèòñÿ ïî òåñò-ïîëîñêàì äî è ïîñëå çàíÿòèÿ èëè ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíîãî ïðèáîðà (ãëþêîìåòðà). Îïðåäåëÿåòñÿ ×ÑÑ è ÀÄ äî è ïîñëå çàíÿòèÿ ñ öåëüþ êîíòðîëÿ çà ôóíêöèîíàëüíûì ñîñòîÿíèåì äðóãèõ îðãàíîâ è ñèñòåì.  õîäüáå ìàêñèìàëüíûé ïóëüñ ñëåäóåò ðàññ÷èòûâàòü ïî ôîðìóëå (220 – âîçðàñò)?0,6; õîäüáó â òå÷åíèå 5 ìèí ÷åðåäîâàòü ñ îòäûõîì (1 ìèí) è âûïîëíÿòü äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ, ïðèñåäàíèÿ, ïîäòÿãèâàíèÿ êîëåíåé ê ãðóäè. Åñëè óðîâåíü ñàõàðà íå óìåíüøàåòñÿ, òî ËÔÊ ïðîäîëæàåòñÿ ïî ïðåæíåé ïðîãðàììå. Åñëè åñòü ïîëîæèòåëüíàÿ òåíäåíöèÿ, òî ìîæíî óäëèíÿòü âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ çàíÿòèé. Ýôôåêòèâíî ìåäëåííîå ïëàâàíèå, áåã òðóñöîé (â êîíöå êóðñà) è äðóãàÿ àýðîáíàÿ íàãðóçêà. Äîïóñêàåòñÿ ïðèìåíåíèå ìàññàæà, êîòîðûé íîðìàëèçóåò îáìåí âåùåñòâ, òðîôèêó ìûøö, ïñèõîýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå. Ïðîâîäèòñÿ îáùèé ìàññàæ, âêëþ÷àÿ ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå è íåãëóáîêîå ðàçìèíàíèå. Óäàðíûå ïðèåìû è âûæèìàíèå íå ïðîâîäÿòñÿ. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ìàññàæà – 8—10 ìèí. Êóðñ – 10–15 ïðîöåäóð.  ãîä 4–6 êóðñîâ.

Èííîâàöèîííîå çàíÿòèå ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé ïðè ëåãêîé ôîðìå ñàõàðíîãî äèàáåòà (æåëàòåëüíî âûïîëíÿòü íà ïðèðîäå)

Ïîäáîð óïðàæíåíèé ïðîâîäèòñÿ ïî ñîñòîÿíèþ ïàöèåíòà

1. Ìåäèòàòèâíàÿ õîäüáà ñ ãëóáîêèì ñâîáîäíûì äûõàíèåì ñ êîìôîðòíûì äâèæåíèåì ðóê ââåðõ è â ñòîðîíû. 2–4 ìèí.

2. È. ï. – î. ñ. Îòñòàâëÿÿ íîãó íàçàä, ðóêè ââåðõ – âäîõ; è. ï. – âûäîõ. 5–6 ðàç êàæäîé íîãîé.

3. È. ï. – ðóêè çà ãîëîâó, ëîêòè ñâåäåíû ïåðåä ëèöîì. Ðàçâåñòè ðóêè â ñòîðîíû – âäîõ; ïîëóíàêëîí âïåðåä (çàäåðæêà äûõàíèÿ íà 1–3 ñ). Âåðíóòüñÿ â è. ï. – âûäîõ. 4–6 ðàç.

4. È. ï. – î. ñ. Äóãàìè âïåðåä ðóêè ââåðõ – âäîõ, äóãàìè íàðóæó – ðóêè â óïîð ïðèñå⠖ âûäîõ; âñòàòü äóãàìè âïåðåä ðóêè ââåðõ – âäîõ; è. ï. – ñâîáîäíîå äûõàíèå 5 ñ. Ïîâòîðèòü 6–8 ðàç. ×åðåç 1–2 ìèí îòäûõà óïðàæíåíèå ìîæíî ïîâòîðèòü.

5. È ï. – ñòîÿ, íîãè âðîçü, ðóêè íà ïîÿñå. Ðóêè â ñòîðîíû, ìåäëåííî ïîâåðíóòü òóëîâèùå íàëåâî äî îòêàçà, ïðàâóþ ðóêó âïåðåä ïåðåä ãðóäüþ – ðåçêèé ãëóáîêèé âäîõ; è. ï. – âûäîõ; òî æå âûïîëíèòü â äðóãóþ ñòîðîíó, âåðíóòüñÿ â è. ï. Ïîâòîðèòü 5–7 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

6. È. ï. – òî æå. Íàêëîíÿÿñü âïåðåä ê ëåâîé íîãå, äîñòàòü íîñîê ïðàâîé ðóêîé – ðåçêèé âäîõ, âåðíóòüñÿ â è. ï. – âûäîõ; âûïîëíèòü â äðóãóþ ñòîðîíó. Ïîâòîðèòü 4–6 ðàç.

Читайте также:  От чего появляется сахарный диабет беременных

7. È. ï. – ñòîÿ, íîãè âðîçü, ðóêè â ñòîðîíû. Íà ñòóïåí÷àòîì âäîõå âûïîëíèòü òðè ïðóæèíÿùèõ íàêëîíà âëåâî, ñãèáàÿ ïðàâóþ íîãó, ëåâóþ ðóêó çà ñïèíó, ïðàâóþ ââåðõ, âåðíóòüñÿ â è. ï. – âûäîõ. Ïîâòîðèòü â äðóãóþ ñòîðîíó. Ïî 5–7 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

8. È. ï. – î. ñ. Ñêîëüçÿùèìè äâèæåíèÿìè ïåðåâåñòè ðóêè íà ïîÿñ – âäîõ; âåðíóòüñÿ â è. ï. – âûäîõ; ãîëîâó îïóñòèòü. Ïîâòîðèòü 8—10 ðàç.

9. È. ï. – ñòîÿ, ðóêè âïåðåä. Ñäåëàòü ìàõ ëåâîé íîãîé âïåðåä, äîñòàâàÿ ëàäîíè ñâåäåííûõ âïåðåäè ðóê – âäîõ; âåðíóòüñÿ â è. ï. – âûäîõ. Âûïîëíèòü òî æå äðóãîé íîãîé. Ïîâòîðèòü ïî 4–5 ðàç êàæäîé íîãîé.

10. È. ï. – î. ñ. Íà âäîõå âûïîëíèòü òðè ãëóáîêèõ ïðóæèíÿùèõ ïðèñåäàíèÿ, âåðíóòüñÿ â è. ï., ïîäíèìàÿ ðóêè äóãàìè âïåðåä-ââåðõ – âûäîõ; âåðíóòüñÿ â è. ï. Ñâîáîäíîå äûõàíèå 4–5 ñ. Ïîâòîðèòü ïî 4–6 ðàç.

11. È. ï. – òî æå. Ñäåëàòü óïîð ïðèñåâ íà ïðàâîé íîãå, ëåâóþ íàçàä íà íîñîê, ïðûæêîì ñìåíà íîã, ïàóçà â òå÷åíèå 1 ñ, ïðèñòàâèòü ïðàâóþ íîãó â óïîð ïðèñåâ, ïàóçà, ìåäëåííî âñòàòü. Äûõàíèå ñâîáîäíîå. Ïîâòîðèòü 6–8 ðàç.

12. È. ï. – òî æå. Ìåäèòàòèâíîå óïðàæíåíèå. Ïîäíÿòü ðóêè ê ïëå÷àì, îïóñòèòü èõ âíèç, íàêëîíèòüñÿ âëåâî, ïðàâàÿ ðóêà ñêîëüçèò ââåðõ, ëåâàÿ âíèç, âåðíóòüñÿ â è. ï., íàêëîíèòüñÿ âïðàâî, ëåâàÿ ðóêà ñêîëüçèò ââåðõ, ïðàâàÿ âíèç, âåðíóòüñÿ â è. ï. Âûïîëíÿòü 1–2 ìèí. Äûõàíèå ñâîáîäíîå ãëóáîêîå.

13. È. ï. – ñòîÿ, íîãè âðîçü. Ìåäèòàòèâíîå óïðàæíåíèå. Ïîäíÿòü ðóêè äóãàìè âïåðåä-ââåðõ, ðàññëàáëÿÿñü «óðîíèòü» èõ ê ïëå÷àì, ãîëîâó îïóñòèòü, «óðîíèòü» ðóêè âíèç. Äûõàíèå ñâîáîäíîå. Âûïîëíÿòü 1–2 ìèí.

14. È. ï. – ñòîÿ, íîãè âðîçü, ðóêè íà ïîÿñå. Íàêëîíèòüñÿ âïåðåä ê ëåâîé íîãå, ïðàâîé ðóêîé äîñòàòü íîñîê ëåâîé íîãè, âåðíóòüñÿ â è. ï., òî æå âûïîëíèòü â äðóãóþ ñòîðîíó, ñäåëàòü òðè ïðóæèíÿùèõ íàêëîíà âïåðåä, äîñòàâàÿ ïðè êàæäîì íàêëîíå íîñîê òî îäíîé, òî äðóãîé íîãè, òî îáåèõ íîã, âåðíóòüñÿ â è. ï., ïåðåíåñòè ðóêè çà ãîëîâó, ñâåñòè ëîêòè âïåðåä, íàêëîíèòüñÿ íàçàä, ðàçâåñòè ëîêòè â ñòîðîíû, âûïðÿìèòüñÿ, ñâåñòè ëîêòè âïåðåä, ëîêòè â ñòîðîíû, ïåðåíåñòè ðóêè íà ïîÿñ. Äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå. 4–6 ðàç.

15. È. ï. – î. ñ. Íà âäîõå íàêëîí âïåðåä, ðóêàìè äîñòàòü ïîë ïîäàëüøå (íîãè ïðÿìûå). Íà âûäîõå îïóñòèòüñÿ â óïîð ñòîÿ íà êîëåíÿõ, ïðè ñâîáîäíîì äûõàíèè ïîî÷åðåäíî íîãàìè ïðèíÿòü óïîð ëåæà, âåðíóòüñÿ â è. ï. Ïîâòîðèòü 6–8 ðàç.

16. È. ï. – óïîð ïðèñåâ. Ïîäíÿòü òàç ïîâûøå çà ñ÷åò âûïðÿìëåíèÿ íîã â êîëåíÿõ – âäîõ, íå ñãèáàÿ ðóê è íîã, íå ñäâèãàÿ èõ ñ ìåñòà, ãîëîâó îïóñòèòü ìåæäó ðóê è. ï. – âûäîõ; ïðè ñâîáîäíîì äûõàíèè îïóñòèòü òàç, ïåðåéòè â óïîð ëåæà, âûïîëíèòü ïîî÷åðåäíî íîãàìè óïîð ñòîÿ íà êîëåíÿõ, âåðíóòüñÿ â è. ï. Ðåëàêñàöèÿ 4–5 ìèí. Ïîâòîðèòü 5–7 ðàç.

17. È. ï. – óïîð ñèäÿ. Ïîî÷åðåäíî, íà÷èíàÿ ëåâîé, ïîëîæèòü íîãè âðîçü, ëåâóþ íîãó ââåðõ ïîâûøå è îïóñòèòü íà ïîë, ïîâòîðèòü òî æå ïðàâîé, ïîî÷åðåäíî (íà÷èíàÿ ñ ëåâîé) íîãè ïåðåéòè â è. ï. 6–8 ðàç. Äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå.

18. È. ï. – óïîð ñèäÿ, ïàëüöû ðóê íàçàä. Ïðîãíóòüñÿ â óïîð ëåæà ñçàäè, âåðíóòüñÿ â è. ï.; ñåñòü, ñîãíóòûå íîãè ïðèáëèçèòü ê ïÿòêàì (ïÿòêè è ðóêè ñ ìåñòà íå ñäâèãàòü), ðàçãèáàÿ íîãè, ïîëîæèòü èõ âðîçü (ðóêè îò ïîëà íå îòðûâàòü), ñîåäèíèòü è ñîãíóòü íîãè â; ðàçãèáàÿ íîãè (ïÿòêè íå ðàçìûêàòü) âåðíóòüñÿ â è. ï. 6–8 ðàç. Äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå.

19. È. ï. – ëåæà íà ñïèíå. Ðóêè ñîãíóòü íà ãðóäè, ïðåäïëå÷üÿ ïàðàëëåëüíû îäíî íàä äðóãèì, ïîäíÿòü ðóêè ââåðõ, íå ðàçúåäèíÿÿ è íå ðàçãèáàÿ èõ (ôèêñàöèÿ, çàäåðæêà äûõàíèÿ íà 1–2 ñ íà âäîõå), âåðíóòüñÿ â è. ï. – âûäîõ. Ïîâòîðèòü 8—12 ðàç.

20. È. ï. – óïîð ñèäÿ, ðóêè íàçàä. Âûïîëíèòü ïîâîðîò íàïðàâî â óïîð ëåæà, ïîî÷åðåäíî äâèæåíèåì íîã ïåðåéòè â óïîð ñòîÿ íà êîëåíÿõ, ñîãíóòü ðóêè, ëåâóþ íîãó íàçàä ïîâûøå, ïåðåéòè â óïîð ñòîÿ íà êîëåíÿõ, ïîâòîðèòü òî æå ïðàâîé íîãîé, ïîî÷åðåäíûì äâèæåíèåì íîã ïåðåéòè â óïîð ëåæà, âûïîëíèòü ïîâîðîò íàëåâî êðóãîì â óïîð ñèäÿ, äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå. 6–8 ðàç. Ðåëàêñàöèÿ 15–20 ñ.

21. È. ï. – ëåæà íà æèâîòå, ëàäîíè ïîä ïëå÷àìè. Ïðîãíóòüñÿ â ïîÿñíèöå, ïîìîãàÿ ðóêàìè, îïèðàÿñü áåäðàìè î ïîâåðõíîñòü ïîëà – ãëóáîêèé âäîõ; çàäåðæêà äûõàíèÿ 1–2 ñ; âåðíóòüñÿ â è. ï. – ðåëàêñàöèÿ 10–15 ñ. Ïîâòîðèòü 5–8 ðàç.

22. È. ï. – óïîð ñèäÿ, ðóêè íàçàä, ãîëîâó îïóñòèòü. Íà âäîõå ïîäíÿòü ãîëîâó, ðàçâåñòè ïëå÷è, ïåðåéòè â óïîð ñçàäè (çàäåðæêà äûõàíèÿ 1 ñ), âåðíóòüñÿ â è. ï. – âûäîõ. 4–6 ðàç.

23. È. ï. – ëåæà íà ñïèíå. Ìåäèòàòèâíîå óïðàæíåíèå. Ìåäëåííî ïîäíèìàòü è îïóñêàòü ñîãíóòûå â êîëåíÿõ íîãè â òå÷åíèå 2–3 ìèí. Äûõàíèå ñïîêîéíîå ãëóáîêîå. Âåðíóòüñÿ â è. ï.

24. È. ï. – î. ñ. Ïîäíÿòü ðóêè ê ïëå÷àì – âäîõ; ðàññëàáëåíî «óðîíèòü» ðóêè, îïóñòèòü ãîëîâó, çàêðóãëèòü ïëå÷è – âûäîõ. Ïîâòîðèòü 6—10 ðàç.

25. Ìåäèòàòèâíàÿ õîäüáà 1–2 ìèí.

Èííîâàöèîííàÿ ñõåìà ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè äëÿ áîëüíûõ ñàõàðíûì äèàáåòîì ñðåäíåé òÿæåñòè (äëÿ ñåðåäèíû êóðñà ëå÷åíèÿ)

1. Õîäüáà ïî êðóãó îáû÷íàÿ ñ óñêîðåíèåì è çàìåäëåíèåì, óïðàæíåíèÿ äëÿ ðóê è íîã â êðóãó. 3–5 ìèí.

2. Óïðàæíåíèÿ ñ ãàíòåëÿìè ìàññîé äî 2 êã è óïðàæíåíèÿ â ñîïðîòèâëåíèè ñ ñîóïðàæíÿþùèìñÿ (ïîïàðíî) â ÷åðåäîâàíèè ñ äûõàòåëüíûìè óïðàæíåíèÿìè. 5–7 ìèí.

3. Óïðàæíåíèÿ íà ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå òèïà ñìåøàííûõ âèñîâ â ÷åðåäîâàíèè ñî ñâîáîäíûìè óïðàæíåíèÿìè äëÿ ðóê è íîã è äûõàòåëüíûìè óïðàæíåíèÿìè â ïîëîæåíèè ñèäÿ íà ñòóëå. 6–8 ìèí.

4. Èãðà ýñòàôåòíîãî òèïà ñ ðàçëè÷íûìè ñïîñîáàìè ïåðåäà÷è ìÿ÷åé. 4–6 ìèí.

Âñåãî 20–30 ìèí.

Источник