Методическое пособие для учителей о сахарном диабете

Методическое пособие для учителей о сахарном диабете thumbnail

Главная Для диабетика Памятка для преподавателей школьных и дошкольных учебных заведений, которые посещают дети с диагнозом сахарный диабет

памятка

«Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет в школе и детском саду»

Памятка рекомендована учителям (воспитателям), работающим в школьных и дошкольных учебных заведениях, которые посещают дети и подростки с диагнозом сахарный диабет.

 ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ?

 Наиболее часто встречающейся формой сахарного диабета у детей является сахарный диабет 1 типа, в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность, то есть количество инсулина вырабатываемого поджелудочной железой не может обеспечить адекватный уровень гликемии в течение дня.

В норме уровень гликемии (сахара крови) колеблется от 3,3 до 5,5 ммоль/л. При обнаружении уровня сахара в крови более 5,6 ммоль/л следует обратиться к врачу для обследования на предмет нарушений углеводного обмена.

Заболевание встречается у детей любого возраста. К сожалению, в настоящее время нельзя выделить какие-либо патологические факторы, действие которых непосредственно приводит к развитию данного заболевания.

К наиболее часто встречаемым можно отнести генетическую предрасположенность, перенесенные инфекционные заболевания (вирусной этиологии), стрессовые ситуации.

Дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет, нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина и замерах сахара в крови.

Основная нагрузка по возвращению ребенка(подростка) с диагнозом сахарный диабет к нормальной жизни ложится на родителей и близких родственников. А также важное место занимает школа и детский сад. Школьный учитель, классный руководитель, воспитатель в детском саду должен иметь необходимую информацию об этом заболевании.

Даже учащимся старших классов школы (подросткам) необходим контроль со стороны педагога.

КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПРИ ДИАБЕТЕ:

 ГИПОГЛИКЕМИЯ

 Этот термин используют для выражения симптомов, развивающихся при значительном понижении уровня сахара крови.

Гипогликемия может развиться в том случае, если ребенок (подросток):

– сделал себе инъекцию инсулина, выбрав неправильную дозу (слишком большую) или после физической нагрузки;

– пропустил или отложил на позднее время прием пищи или поел слишком мало;

НЕОБХОДИМО

Чтобы учитель (воспитатель) смог распознать признаки гипогликемии и срочно принять необходимые меры. Так как дети в раннем возрасте, плохо чувствуют признаки гипогликемии, что может привести к тяжелым последствиям.

Симптомы гипогликемии:

  • чувство слабости;
  •  повышенные нервозность, волнение, агрессивность;
  •  сильная потливость;
  •  тошнота;
  • плаксивость;
  • ухудшение зрения и слуха, нарушение координации движений;
  • дрожание рук и озноб;
  • возможная потеря сознания.

Проблема состоит в том, чтобы ребенок (подросток) не растерялся и знал, что в этом случае ему нужно сделать.

 Достать из портфеля (сумки), вне зависимости от того, где он находится (урок, контрольная или экзамен и т.д), выпить сладкий фруктовый сок примерно 100 гр., стакан сладкого чая или компота, съесть конфету (карамельку), или принять 3 таблетки глюкозы или декстрозы.

 Действия учителя (воспитателя):

При первых симптомах гипогликемии разрешить ребенку выпить или съесть вышеуказанное.

При этих действиях состояние гипогликемии может и не развиваться дальше, но для закрепления достигнутого эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь поел (печенье, бутерброд, яблоко и т.д.). Можно разрешить ученику выйти из класса и поесть в школьной столовой, но обязательно отправить его с сопровождающим.

Нет необходимости совсем отправлять ребенка домой, гипогликемия обычно проходит буквально через 10-15 минут. Далее нужно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета, чтобы он проконтролировал дальнейшее состояние ребенка (подростка) на уровень гликемии.

Если это произошло с ребенком в дошкольном учреждении необходимо выполнить те же вышеперечисленные требования, обязательно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета и сообщить родителям.

Если же ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать “скорую помощь”. Не надо пытаться влить ребенку, находящемуся без сознания, сок или иную жидкость – он может захлебнуться.

Гипогликемия – единственное тяжелое состояние, которое можно отнести к критическим и с которым учитель (воспитатель) может столкнуться на уроке (занятиях) и других мероприятиях.

Учитель (воспитатель) должен знать, как важно ребенку (подростку) с диагнозом сахарный диабет вовремя поесть и что может случиться, если не дать ему возможности выполнить все необходимое.

Важнейшей задачей является проблема психологической реабилитации ребенка с диабетом.

Она имеет два аспекта: как правильно подготовить класс и объяснить, что ребенок имеет диагноз сахарный диабет (почему он должен есть по времени; что такое гипогликемия; как помочь ему в критической ситуации и т.д.) и как помочь ребенку вернуться в класс после установления диагноза.

 Здесь много сложностей – не всегда родители больного ребенка хотят, чтобы в классе знали о диабете: опасаются (и часто не без основания), что ребенка будут дразнить.

Как поступить в этом случае классному руководителю? Прежде всего, следует все-таки наладить контакт с родителями в решении этого вопроса, так как удержать в тайне наличие заболевания невозможно.

Дети в детском саду и в начальной школе внешне меньше переживают, что они чем-то отличаются от других детей. Им просто нужно напоминать о времени еды, замерах сахара и инъекции инсулина. Бывают дети, которые боятся насмешек товарищей; стесняются кушать на перемене; при низком уровне сахара в крови на уроке, постесняются вынуть сок из портфеля и выпить его; лишний раз не поднимут руку, отпроситься в туалет и т.д.

Сложности определенного плана существуют и у детей старшего возраста. Они могут уже самостоятельно делать инъекции инсулина, измерять уровень сахара в крови, следить за временем приема пищи. Однако, психологически этот возраст, с учетом заболевания, является очень сложным.

Подростки в этом возрасте осознают болезнь как причину, ограничивающую их жизнедеятельность во многом: в выборе профессии – не все они доступны людям с диабетом; в необходимости делать уколы, ограничивать себя в еде, соблюдать режим, осуществлять самоконтроль и т.д.

 Поэтому для них характерно состояние стресса, депрессии, неуверенности в своих силах. А если еще в силу тяжелого течения заболевания ребенок остается в одиночестве, не входит ни в одну классную группу, не имеет друзей, ему приходится совсем тяжело.

Читайте также:  Рецепты блюд для диеты сахарный диабет

 ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ САХАРА КРОВИ у ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет, не так страшен, как гипогликемия, но также требует особого внимания. Обычно высокий уровень сахара крови “набирается” не сразу, а в течение нескольких дней, если только ребенок не нарушил резко режим, съев сразу много сладкого.

Причины повышения уровня сахара крови бывают разные:

малое количество инсулина – неправильно подобранная его доза;

любой стресс, заболевание и т.п.

При этом ребенок много пьет и часто мочится, а, следовательно, может в течение урока или нескольких уроков отпрашиваться в туалет.

Важно понимать это его состояние и спокойно отнестись к нему, не раздражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников. Обычно родители заранее договариваются с учителем о том, что их ребенку достаточно просто поднять руку, а учителю спокойно разрешить ему выйти. Если же учитель совершит ошибку, заметив: “Я же тебя отпускал в туалет на прошлом уроке!”, это может вызвать насмешки со стороны других учеников. Известны случаи, когда дети, особенно в начальной школе, стесняясь и боясь насмешек, попадали в неловкую ситуацию.

Если ребенок участвует в спортивных соревнованиях или других мероприятиях, следует чаще обращать на него внимание.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет всегда должен иметь в легкодоступном месте при себе глюкозу (сок, средство от гипогликемии), особенно в классе, во время спортивных со­ревнований, занятий физкультурой, во время игр и экскурсии.

 2.  Если Вы являетесь классным руководителем или воспитателем, убеди­тесь в том, что другие учителя (воспитатели) знают о заболевании вашего воспитанника, постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники.

 3.   Если ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет, говорит Вам, что плохо себя чувствует, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой – только с сопровождающим.

 4.    Никогда не задерживайте ребенка с диагнозом сахарный диабет в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол, замерить уровень сахара в крови и пообедать.

 5.    Ребенок (подросток), имеющий диагноз сахарный диабет, даже в малом возрасте, знает многое о своей болезни и осо­бенностях ее проявления. Поэтому, если такой ребе­нок обращается к Вам и говорит, что он чувствует себя плохо, пожалуйста, прислу­шайтесь к нему и примите правильное решение.

 6.   Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет не должны стать объектом осо­бого внимания. Они должны в равной мере вы­полнять все школьные правила, как и другие дети (подростки). С той лишь разницей, что в рамках их заболевания они требуют дополнительной заботы.

 7. Чтобы дети (подростки) с диагнозом сахарный диабе­т чувствовали себя уверенно на мероприятиях, проводимых в школе и детском саду они должны принимать участие в них. Это требует дополнительного внимания со стороны воспитателей и преподавателей.

На мероприятие (экскурсию), можно при­гласить родителей (родственников) ребенка, которые смогут проконтролировать своего ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет.

Источник

Рекомендации педагогам в работе с детьми больными сахарным диабетом

Сахарный диабет– это состояние хронической гипергликемии(повышения уровня глюкозы крови), которая может развиться в результате действия многих генетических экзогенных факторов, часто дополняющих друг друга. Гипергликемия может быть обусловлена либо недостатком инсулина, либо избытком факторов,

которые противодействуют его активности.

Сахарный диабет — это заболевание на всю жизнь. Больному приходится постоянно проявлять упорство и самодисциплину, а это может психологически надломить любого. При обучении детей,страдающих сахарным диабетом необходимы настойчивость, человечность, осторожный оптимизм.

 В отличие от взрослых дети страдают исключительно наиболее тяжелой, инсулинозависимой формой диабета, при которой бывают необходимы ежедневные инъекции инсулина на протяжении длительного времени.

 Наряду с медикаментозной терапией тактика лечения в обязательном порядке требует строгого соблюдения режима дня, диеты, регулярных дозированных занятий физкультурой.

 Больному ребенку чрезвычайно важен психологически здоровый микроклимат в процессе учебы. Нервные стрессы, физические и эмоциональные перегрузки для него гораздо опаснее, чем для здоровых сверстников. На фоне психо-эмоциональных травмирующих факторов у ребенка-диабетика зачастую происходят скачки сахара.

Мы надеемся, учителя правильно воспримут и следующую рекомендацию относительно дисциплины и психологического микроклимата, адресованную им лично. Спокойная, доброжелательная атмосфера в классе во многом зависит от настроения, самочувствия педагога. Конечно, нервы у него далеко не железные, а ученики далеко не идеальные. Бывает, в общем, что учитель сорвется на крик, на угрозы. Только если в классе больной диабетом ребенок, быть такого просто не должно. Согласитесь, невыученный урок или забытая формула не стоят того, чтобы подвергать человека риску прямо от школьной доски отправиться на “скорой” в больницу. Речь идет не о поблажках, не о снисходительности, не о том, в конце концов, чтобы больной ребенок научился ловко манипулировать учителем, пугая возможной комой, — речь об элементарном: о культурной, тактичной строгости.

Недостаточный или несвоевременный прием пищи, чрезмерная физическая нагрузка, ошибка при инсулиновой инъекции (избыточное введение) могут привести больного диабетом ребенка в состояние ГИПОГЛИКЕМИИ (снижение ниже критического уровня сахара в крови).

Признаки гипогликемии нарастают стремительно, за считанные минуты. Это:

  • сердцебиение, дрожь, головная боль;
  • сильная потливость и бледность;
  • чувство голода;
  • необычное поведение,раздражительность
  • в тяжелых случаях потеря сознания

Суммируя все вышеперечисленное,следует придерживаться следующих правил при ведении урока с диабетиком:

1. Избегать напряжения психо-эмоционального фона ребенка.

2. Делать кратковременные перерывы в занятиях (через 30 мин) для зрительной разгрузки.

3. Перед началом занятий поинтересоваться состоянием здоровья ребенка на текущий момент,выяснить,не забыл-ли он во-время сделать инъекцию инсулина и покушать.

4. Обращать внимание на внезапно изменившееся состояние и внешний вид ребенка.

Читайте также:  Сахарного диабета 2 типа и алкоголь

Источник

Всемирный День борьбы с сахарным диабетом проводится ежегодно в большинстве стран мира 14 ноября – в день рождения канадского врача и физиолога Фредерика Бантинга, который вместе с врачом Чарльзом Бестом сыграл решающую роль в открытии в 1922 году инсулина — лекарства, спасающего жизнь людям, больным диабетом.

Колоссальные экономические расходы и социальный ущерб, связанные с ростом распространенности СД и диабетических осложнений, высокой инвалидизацией и смертностью при этом заболевании, послужили причиной принятия в декабре 2006 года Резолюции Организации Объединенных Наций (ООН), заявившей о всемирной угрозе СД и призывающей к развитию национальных программ по предупреждению, лечению и профилактике диабета и его осложнений. С 2007 года Всемирный день борьбы с диабетом отмечается под эгидой ООН.

Логотипом Всемирного дня диабета является синий круг. Во многих культурах круг символизирует жизнь и здоровье, а синий цвет обозначает небо, которое объединяет все народы, и цвет флага ООН. Синий круг — это международный символ осведомленности о диабете, означает единство мирового диабетического сообщества в борьбе с эпидемией диабета.

Целью нашего сегодняшнего мероприятия является повышение осведомлённости о диабете, а также акцентирование внимания на образ жизни при сахарном диабете, а главное на том, как можно предотвратить развитие болезни.

Этот день напоминает людям о проблеме сахарного диабета и необходимости объединения усилий государственных и общественных организаций, врачей и пациентов для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Как минимум 25% людей, страдающих диабетом, не знают о своем заболевании. Они спокойно занимаются делами, не обращают внимания на симптомы, а в это время диабет постепенно разрушает их организм. Это заболевание называют тихим убийцей. Начальный период игнорирования диабета может закончиться инфарктом, отказом почек, зрение падает или возникают проблемы с ногами. Реже случается так, что диабетик впадает в кому из-за повышенного сахара в крови, проходит через реанимацию, а потом начинает лечиться.

Тема Всемирного Дня борьбы с сахарным диабетом 2017 года – «Женщины и сахарный диабет – наше право на здоровое будущее».

По данным Международной диабетической федерации на 31 декабря 2016 года, в мире порядка 415 миллионов людей в возрасте от 20 до 79 лет больны диабетом, причем половина из них не знает о своем диагнозе.

Согласно данным Государственного (Федерального) регистра больных СД, на 31 декабря 2016 года в Российской Федерации зарегистрировано 4,348 миллиона человек с диабетом (3% населения РФ), из них 94% имеют СД 2 типа, а 6% — СД 1 типа, но, учитывая, что фактическая распространенность сахарного диабета больше регистрируемой в 2-3 раза, предполагается, что число больных сахарным диабетом в России превышает 10 млн. человек.

В Российской Федерации за последние 15 лет общая численность пациентов СД возросла на 2,3 миллиона человек.

По данным регистра сахарного диабета в Московской области в 2016 году зарегистрировано 243193 больных СД

Во всем мире обеспокоены увеличением СД у женщин, особенно репродуктивного возраста, развитием СД во время беременности — гестационный сахарный диабет (ГСД).

Гестационный сахарный диабет является серьезным угрозой для здоровья матери и ребенка. У многих женщин с ГСД беременность и роды протекают с осложнениями, такие как высокое кровяное давление, большой вес при рождении младенцев и осложненные роды. У значительного число женщин с ГСД в дальнейшем развивается СД 2 типа, что приводит к дальнейшим осложнениям.

Сахарный диабет – группа заболеваний эндокринной системы, развивающихся из-за недостатка или отсутствия в организме инсулина (гормон), в результате чего значительно увеличивается уровень глюкозы (сахара) в крови (гипергликемия).

Сахарный диабет является в основном хроническим заболеванием. Он характеризуется нарушением обмена веществ – жировой, углеводный, белковый, водно-солевой и минеральный. При сахарном диабете нарушаются функции поджелудочной железы, которая собственно и вырабатывает инсулин.

Инсулин – белковый гормон, вырабатываемый поджелудочной железой, основной функцией которого является участие в процессах обмена веществ — переработке и преобразования сахара в глюкозу, а дальнейшей транспортировке глюкозы в клетки. Кроме того, инсулин регулирует уровень сахара в крови.

Как развивается сахарный диабет

Гормон инсулин превращает сахар в глюкозу, которая является энергетическим веществом, необходимым для нормальной работы клеток организма. Когда происходит сбой в выработке поджелудочной железой инсулина, начинаются нарушения в процессах обмена веществ. Глюкоза не доставляется в клетки, и оседает в крови. Клетки в свою очередь, голодая, начинают давать сбой, что внешне проявляется в виде второстепенных заболеваний (болезни кожи, кровеносной системы, нервной и других систем). В это же время, происходит значительное увеличение глюкозы в крови (гипергликемия). Качество и действие крови ухудшаются. Весь этот процесс и называется сахарным диабетом.

Чем вреден высокий уровень сахара в крови?

Высокий уровень сахара в крови способен вызвать дисфункцию практически всех органов, вплоть до летального исхода. Чем выше уровень сахара в крови, тем очевиднее результат его действия, которое выражается в:

— ожирении;
— гликозилировании (засахаривании) клеток;
— интоксикации организма с поражением нервной системы;
— поражении кровеносных сосудов;
— развитии второстепенных заболеваний, поражающих головной мозг, сердце, печени, легких, органов ЖКТ, мышц, кожи, глаз;
— проявлениях обморочных состояний, комы;

Норма сахара в крови

Натощак: 3,3-5,5 ммоль/л.
Через 2 часа после углеводной нагрузки: менее 7,8 ммоль/л

Симптомы сахарного диабета

Сахарный диабет в большинстве случаев развивается постепенно, и лишь изредка происходит стремительное развитие болезни, сопровождающееся повышением уровня глюкозы до критического уровня с различными диабетическими комами.

Первые признаки сахарного диабета

— постоянное чувство жажды;
— постоянная сухость во рту;
— повышенное выделение мочи (повышенный диурез);
— повышенная сухость и сильный зуд кожи;
— повышенная предрасположенность заболеваниям кожи, гнойнички;
— длительное заживление ран;
— резкое снижение или увеличение массы тела;
— повышенная потливость;
— мышечная слабость.

Признаки сахарного диабета

— частые головные боли, обморочные состояния, потеря сознания;
— ухудшение зрения;
— боли сердца;
— онемение ног, боль в ногах;
— снижение чувствительности кожи, особенно на стопах;
— отеки лица и голеней;
— увеличение печени;
— длительное заживление ран;
— повышенное артериальное давление;
— пациент начинает издать запах ацетона.

Читайте также:  Рецепты из баклажан при диабете

Причины сахарного диабета

Причин сахарного диабета может быть достаточно много, поэтому выделим наиболее значимые:

— наследственность;
— возраст (чем старше человек, тем больше вероятности заболеть);
— ожирение;
— нервное перенапряжение;
— заболевания, разрушающие бета-клетки поджелудочной железы, вырабатывающих инсулин: рак поджелудочной железы, панкреатит и др.;
— вирусные инфекции: гепатит, ветряная оспа, краснуха, грипп и др.

Кроме того, сахарный диабет может развиться на фоне:

— гиперфункции надпочечников (гиперкортицизм);
— опухолей органов ЖКТ;
— повышения уровня гормонов, блокирующих инсулин;
— цирроза печени;
— гипертиреоза;
— плохой усвояемости углеводов;
— кратковременного повышения уровня сахара в крови.

Классификация сахарного диабета

В связи с тем, что сахарный диабет имеет много различных этиологий, признаков, осложнений, и конечно же, вида лечения, специалисты создали достаточно объемную формулу классификации данного заболевания. Рассмотрим виды, типы и степени сахарного диабета.

По этиологии:

Сахарный диабет 1-го типа (инсулинозависимый диабет, ювенильный диабет). Чаще всего, данный тип диабета наблюдается у молодых лиц, чаще худых. Протекает тяжело. Причина кроется в антителах, вырабатываемых самим организмом, которые блокируют β-клетки, вырабатывающие в поджелудочной железе инсулин.

II. Сахарный диабет 2-го типа (инсулинонезависимый диабет). Чаще всего, диабетом 2 типа страдают тучные люди от 40 лет. Причина кроется в переизбытке питательных веществ в клетках, из-за чего они теряют чувствительность к инсулину.

Также известен достаточно большой список других форм диабета.

III. Другие формы диабета:

А. Генетические нарушения b-клеток
В. Генетические дефекты действия инсулина
С. Заболевания эндокринных клеток поджелудочной железы:
1. травма или панкреатэктомия;
2. панкреатит;
3. неопластический процесс;
4. кистозный фиброз;
5. фиброкалькулёзная панкреатопатия;
6. гемохроматоз;
7. иные заболевания.
D. Эндокринопатии:
1. синдром Иценко-Кушинга;
2. акромегалия;
3. глюкоганома;
4. феохромацитома;
5. соматостатинома;
6. гипертиреоз;
7. альдостерома;
8. иные эндокринопатии.
E. Диабет как следствие побочного действия медикаментов и токсических веществ.
F. Диабет как осложнение инфекционных заболеваний:
1. краснуха;
2. цитомегаловирусная инфекция;
3. другие инфекционные заболевания.

IV. Гестационный сахарный диабет. Уровень сахара в крови повышается на фоне беременности. Часто проходит внезапно, после родов.

Диагностика.

Для диагностики сахарного диабета установлены следующие методы и анализы:

— измерение уровня глюкозы в крови (определение гликемии);
— измерение суточных колебаний уровня гликемии (гликемический профиль);
— измерение уровня инсулина в крови;
— тест на толерантность к глюкозе;
— анализ крови на концентрацию гликозилированного гемоглобина;
— биохимический анализ крови;
— анализ мочи для определения уровня лейкоцитов, глюкозы и белка;
— УЗИ брюшных органов;
— проба Реберга.

Лечение сахарного диабета

Перед началом лечения, необходимо провести точную диагностику организма, т.к. от этого зависит положительный прогноз выздоровления.

Лечение диабета направлено на:

— снижение уровня сахара в крови;
— нормализацию обмена веществ;
— предупреждение развития осложнений диабета.

Что нужно знать, чтобы не стать жертвой диабета.

Правило № 1 «Предупреждён-значит вооружен».

Периодически контролируйте уровень глюкозы в крови.

Наследственная предрасположенность играет весьма важную роль. Если среди ваших родственников есть диабетики — следите за своим состоянием и чаще сдавайте кровь на сахар. Также людям, входящим в группу риска, необходимо контролировать потребление углеводов.

Правило № 2.

— Следите за весом! Избыточный вес — наиболее распространенная причина диабета 2-го типа.  Борьба с малоподвижным образом жизни! Максимально возможная активность.

Следующие пункты непосредственно вытекают из предыдущего.

— Просто добавь воды.

2 литра воды (речь идет об обычной чистой воде без газов, а не о чае, соках и кофе) в день поддержит ваше здоровье. Она запускает сложные реакции нашего организма и способствует выработке инсулина. Выпитый утром натощак стакан воды и в течение дня перед каждым приёмом пищи помогут снизить уровень глюкозы в крови.

— Питание со знанием
Фастфуд, редкие перекусы, множество консервов, колбас и животных жиров не слишком хорошо сказываются на внешнем виде человека и, что важнее, на здоровье. Для профилактики диабета нужно исключить по возможности из рациона легкие (простые) углеводы, питайтесь 5−6 раз в день небольшими порциями и налегайте на овощи и фрукты. Больше кушайте капусты, моркови, редиса, свёклы и цитрусовых. Помните о том, что лишний вес в несколько раз увеличивает ваши шансы заболеть диабетом.

Нынешнее «ленивое» время, когда мир захватили телевидение, интернет, сидячая работа, все большее число людей все меньше и меньше двигаются. К сожалению, это не лучшим образом сказывается на здоровье. Сахарный диабет, гипертония, геморрой, сердечная недостаточность, ухудшение зрения, болезни позвоночника – лишь малая часть недугов, в которых косвенно, а иногда и прямо виновен малоподвижный образ жизни.

Правило № 3— «Здоровье в порядке — спасибо зарядке!»

При физической активности глюкоза не застаивается в крови. Но даже если у вас нет времени на тренировки в спортзале 3 раза в неделю, вы можете заниматься физической активностью и по пути на работу или на учёбу. Больше ходите пешком (минимум 30 минут в день) и по лестнице, в обеденный перерыв сделайте несколько приседаний.

Правило № 4.

—Долой стрессы!

Сложные жизненные обстоятельства, горы работы, жизненные заботы, назойливый коллега и докучливые соседи не должны трогать ни одну струнку вашей души. Спокойствие — залог здоровья всего организма. Отсутствие стрессов напрямую влияет на профилактику диабета: как только человек начинает нервничать, повышается артериальное давление и возникает риск сердечно-сосудистых заболеваний, от которых, в свою очередь, зависит и уровень сахара в крови. Так что улыбайтесь, слушайте хорошую музыку, читайте книги любимых авторов и общайтесь только с приятными людьми. 

Будьте здоровы!

Источник