Начальная школа для детей с диабетом

Начальная школа для детей с диабетом thumbnail

«Не важно:

  • являетесь ли вы родителем ребенка, которому недавно диагностировали сахарный диабет;
  • вашему ребенку диагностировали диабет в раннем возрасте, но в этом году он пойдет в школу;
  • ваш ребенок с диабетом уже посещал школу, но начинается новый учебный год

это очень напряженное время. Но так не должно быть!

Конечно, было столько всего, о чем я успела подумать с тех пор, как моему сыну, когда ему было всего два года, поставили диагноз «сахарный диабет», но даже тогда самым большим препятствием для меня была сама мысль о том, как он пойдет в школу. Я всегда была дома, поэтому школа – это был бы первый раз, когда я доверила бы заботу о нем кому-то другому. Сколько раз я задавалась вопросом, неужели я буду в состоянии позволить кому-то другому управлять его диабетом. И не смотря на то, что это, кажется, было уже целую вечность назад, страх и беспокойство, которые я испытывала из-за мыслей о начале школьной жизни моего сына, навсегда запечатлелись в моей памяти. Медленно, но мы смогли справиться с этим, дошкольные и прочие занятия (спорт, лагеря и т.д.) заставили нас ослабить хватку, но, честно говоря, отправка сына в подготовительный класс начальной школы до сих пор остается для меня самым трудным из всего, что происходило в моей жизни.

Я считаю, что существует три составляющих создания хороших взаимоотношений со школой и школьным персоналом, который будет помогать вашему ребенку, пока он находится в школе – это подготовка, обучение и общение. Эта статья, надеюсь, поможет вам заложить фундамент для достижения этих трех вышеуказанных целей.

Установите контакт со школой

Если это первый год, когда ваш ребенок пойдет в школу с диабетом, вам необходимо обратиться в школу и поставить персонал в известность о его заболевании. В идеале, этот звонок необходимо было бы сделать еще весной (когда ребенок еще ходит в подготовительный класс), чтобы данный факт был принят во внимание при распределении детей по классам и т.п. Во время этого звонка вы сможете установить, кто в первую очередь будет содействовать управлению диабетом вашего ребенка. Кажется, что это сильно варьирует в зависимости от учебного заведения. В школе, где учится мой ребенок, его преподаватель на самом деле помогает только с напоминанием, когда необходимо спуститься в кабинет для плановой проверки уровня глюкозы крови и что необходимо «искать», если поведение говорит о том, что уровень гликемии находится вне пределов нормы.

В то время как учитель, без сомнения, является важным человеком, заботящимся о моем ребенке, фактическое лечение происходит в кабинете медицинской сестры. Медсестра и секретарь школы (когда медсестра отсутствует) – единственные, кто помогают ему проверять уровень глюкозы, помогают с помпой (в случае необходимости) либо дают ему, например, сок в случае гипогликемии. Я помню, меня поначалу беспокоило, что учитель будет принимать так мало участия в управлении диабетом моего сына, но в целом схема действительно работает на нас. И сейчас я понимаю, что у учителей и так предостаточно поводов для беспокойства, учитывая, что классы полны детей, многие из которых, вероятно, также нуждаются в каком-то особом уходе. И постановка учителей во главе управления диабетом, может оказаться слишком напряженной для одного человека.

У нас есть дополнительное преимущество, потому что ребенку (уже взрослому) одного из секретарей школы также диагностировали сахарный диабет 1 типа. Я полагаю, что в школе есть много других людей, тем или иным образом связанных с диабетом, на которых вы можете опереться. Но если нет, не надо бояться, потому что общение все решит.

Свяжитесь с вашим эндокринологом

Во время следующего приема у эндокринолога попросите его помочь в составлении медицинского плана управления диабетом. Принесите этот план с собой на встречу в школе.

Организуйте встречу

Когда мой сын ходил еще в подготовительный класс начальной школы, мы связались со школой весной и обсудили основные моменты. Честно говоря, этот первый звонок сам по себе облегчил многие мои страхи и выстроил в голове картинку, как в один день это все заработает. Не тяните с этим звонком.

Сейчас и в последующие годы, я буду стараться связываться со школьным персоналом за неделю до учебного года. До этого времени и сами учителя по-прежнему наслаждаются летними каникулами, а в нашем случае, и информация о классе еще неизвестна. Вы также захотите, чтобы информация была свежа в их памяти, поэтому встреча как можно ближе к началу нового учебного года подходит идеально.

Создайте «План 504»

В дополнение к медицинскому плану управления диабетом вы, вероятно, захотите создать «План 504». Если вкратце, это, по сути, очень подробный план того, каким образом будет осуществляться управление диабетом пока ваш ребенок будет находиться в школе (в зависимости от возраста, использования/неиспользования помповой инсулинотерапии и т.п.)

Соберите сумку со всем необходимым

Я рекомендую купить среднего размера пластиковый контейнер с крышкой. На внешней стороне контейнера прикрепите фотографию вашего ребенка, его имя и два номера телефонов, куда можно будет быстро дозвониться. Контейнер должен содержать все необходимое, что может понадобиться вашему ребенку для управления сахарным диабетом в течение дня. Содержимое вашего контейнера будет варьировать в зависимости от того, делает ли ваш ребенок инъекции инсулина или находится на помповой инсулинотерапии и т.п. Вот что находится в контейнере моего сына:

  • сок (две коробки сока и указания, какой из них в каком случае использовать: та, что побольше, только в случае тяжелой гипогликемии);
  • таблетки глюкозы;
  • перекусы;
  • глюкометр;
  • полоски для глюкометра;
  • глюкагон;
  • тест-полоски для определения кетонов в моче.
Читайте также:  Можно пить чагу при диабете

Встреча со школьным персоналом

Когда мы организуем встречу со школьным персоналом, мы обычно встречаемся с медсестрой и новым классным руководителем сына. Попросите всех, кто будет заботиться о вашем сыне в течение дня, присутствовать на этой встрече. Мы всегда берем с собой сына на эти встречи. Нам кажется, что ребенку важно участвовать в подобных мероприятиях, озвучивая вопросы и проблемы, которые его волнуют, и все обсудить.

Начните с обсуждения вашего плана (пункт 4), и это охватит большую часть вопросов, которые необходимо обсудить. Покажите все, что находится в контейнере (пункт 5) и объясните, что из себя представляет каждая вещь (особенно если это первый опыт взаимодействия школьного персонала с сахарным диабетом). Продемонстрируйте, как пользоваться глюкометром, делать инъекции инсулина или использовать инсулиновую помпу и как делать инъекции глюкагона. В зависимости от фирмы-производителя помпы вы можете найти соответствующую инструкцию по применению (корректировка высокого уровня глюкозы крови, болюс на еду и т.п.) на сайте компании. Если это первый раз, когда ваш ребенок идет в школу с сахарным диабетом, подобная встреча может продлиться довольно долго. Если нет, это будет в основном встреча с новым учителем вашего ребенка и просто повторение плана предыдущего года и обсуждения всех изменений, произошедших за лето (если таковые имеются).

Убедитесь, что вы покидаете встречу, обсудив все волнующие вас вопросы и проблемы. Вы, вероятно, вернетесь домой и поймете, что о чем-то забыли упомянуть (если вы похожи на меня). Не стесняйтесь связаться со школьным персоналом еще раз.

Поговорите с ребенком

После встречи с персоналом школы еще раз обсудите ключевые моменты управления диабетом в течение дня с вашим ребенком. Мне кажется, иногда этот момент может быть упущен. Даже если ребенок присутствовал с вами на встрече, будет не лишним еще раз вернуться к этому разговору и обсудить, как вести себя в тех или иных ситуациях, потому что ребенку может быть не понятно, за что ответственен он, а с чем ему будет помогать персонал школы. Убедитесь, что ребенку все понятно.

И если вы похожи на меня, вы можете испытывать противоречивые чувства по поводу того, сколько ответственности в отношении управления диабетом вы хотите возложить на вашего ребенка. Существует тонкая грань между «предоставить им независимость» и «обременить их слишком сильно» в то время, как в первое время ребенку еще нужно будет привыкнуть к школьной жизни. Вы знаете своего ребенка лучше и сможете оценить, за что вы хотите возложить на него ответственность, а с чем предпочитаете повременить.

Когда наш сын пошел в школу, главное, из-за чего мы переживали – это общение. Мы объясняли ему, насколько это важно сообщить учителю, если он почувствует высокий или низкий уровень глюкозы, и как это будет важно, чтобы действительно обращать внимание на то, как он себя чувствует, и если он почувствует предвестники гипогликемии, ему нужно сказать об этом кому-нибудь и проверить уровень глюкозы крови, даже если он не уверен, что уровень глюкозы низкий. Мы прошли через тот период времени, когда он был слишком занят игрой, и я думала, что у него низкий сахар, но он не спешил нам об этом сообщить, потому что он не хотел отвлекаться от игры. Нам, взрослым, это кажется таким очевидным, но на детей это так похоже. Это как дети откладывают поход в туалет, пока не начнут пританцовывать, готовые замочить свои штанишки. Может быть, это только мои дети? В любом случае… точно также, находясь в школе, ваш ребенок будет привыкать к тому, что нужно поднять руку, прежде чем что-то сказать, учиться не перебивать других. Убедите ребенка, что это крайне важно, если он/она почувствует низкий уровень глюкозы, об этом нужно сказать, не смотря ни на что.

Поговорите с одноклассниками

Когда наш сын пошел в подготовительный класс начальной школы, наш учитель прочитал всему классу книгу «Taking diabetes to school». «Coco goes back to school» – тоже хороший вариант, особенно для детей младшего возраста. Это облегченные версии того, что такое сахарный диабет 1 типа, объяснение, почему нашему сыну необходимо ходить в кабинет медицинской сестры перед едой и т.п. Учитель также показал всем помпу нашего сына и объяснил всем, что это не игрушка и что никто не должен к ней прикасаться. Хотя это скорее применимо для детей старшего возраста, а вот в подготовительном классе это было проблемой.

Читайте также:  Диабет у пожилых людей лечение в домашних условиях

Опять же, это тот момент, где вы лучше знаете своего ребенка. Некоторые дети чувствуют себя неловко, если вы привлекаете к ним всеобщее внимание. Тем не менее, мне кажется, что дети по природе своей любопытны и им каждый раз интересно, когда наш сын измеряет сахар крови и т.п. Поэтому если вы сможете вкратце рассказать обо всем, вы ответите сразу на все вопросы, которые потом могут возникнуть.

Наш сын расстраивался из-за того, что люди задавали ему вопросы и, так или иначе, не понимали его ответы, поэтому для нас это был эффективный способ. Сейчас, когда он уже пошел в четвертый класс, большинство детей знают, что у него диабет, и задают ему все меньше и меньше вопросов, но мы все равно делаем это в начале каждого учебного года. В этом году, например, книгу пришла прочитать медсестра, попросила детей задавать вопросы и наш сын на них отвечал.

Вносите коррективы в случае необходимости

Вам необходимо будет вносить время от времени некоторые корректировки в ваш план. Даже если вы сделали все правильно с первого раза, ваш ребенок будет подрастать или что-то в расписании будет меняться, и что-то в вашем плане управления диабетом также необходимо будет изменить. Не переживайте из-за этого, просто будьте к этому готовы.

Пусть неделя или две пройдет под вашим присмотром. Осуществляются ли плановые проверки уровня сахара крови в соответствующее время суток? Существуют ли определенные закономерности в высоких и низких сахарах и можно ли их как-то избежать? Если это так, обсудите это с персоналом школы и внесите соответствующие изменения в случае необходимости.

Приведу пример: у нашего сына, как правило, падал уровень глюкозы перед уроком физкультуры, поэтому мы добавили проверку гликемии до урока и после. Или, например, в один год мы исключили проверку уровня глюкозы перед окончанием уроков, потому как время показало, что это не имеет особого значения, так как несколько минут спустя я это делала сама.

Но какие именно корректировки будет необходимо внести вам и как это понять? В конце концов, вы же не видите ваших детей большую часть дня. Ответ состоит из двух частей. Во-первых, поддерживайте связь с персоналом школы. Во-вторых, создайте систему для получения необходимых данных.

Для нас это всегда было легко и, кажется, становится еще проще с каждым годом. Показания всегда сохраняются в инсулиновой помпе, мы можем выгрузить эти данные с помощью программного обеспечения и начать искать тенденции среди этих чисел. После того, как мы начали экспериментировать с системой непрерывного мониторирования уровня глюкозы, мы смогли получить еще больше информации для дальнейшего анализа. Сейчас, используя Dexcom с технологией «», мы можем фактически видеть показания уровня глюкозы крови нашего сына на наших мобильных телефонах и можем загрузить данные на компьютер в любое время (программное обеспечение Dexcom проводит анализ на одном дыхании). Таким образом, у нас есть возможности видеть показания сахара в режиме реального времени, а также принимать решения с учетом всех данных с минимальными усилиями.

Конечно, я понимаю, что существует бесконечное количество способов управления диабетом, и не у каждого есть право выбора или возможность использовать всех новейших технологий. Если у вас нет возможности выгружать значения уровня глюкозы крови, договоритесь, например, о том, что школа будет предоставлять вам журнал с показаниями в бумажном виде каждый день.

Будьте на связи

Когда учебный год в самом разгаре, очень важно поддерживать связь со школьным персоналом. Интересуйтесь, как у них идут дела, что они чувствуют. Важно обсуждать какие-либо заметные изменения, которые происходят с вашим ребенком в течение учебного дня. Может быть, вашему ребенку сок требуется чаще, чем вы предполагали?

Как вы уже, наверное, поняли, очень важно видеть всю картину в целом, так как эта информация поможет вам лучше управлять диабетом ребенка, пока он находится вне дома. Ваш ребенок может рассказывать вам, как прошел его день, но иногда школьные дни, в их глазах, выглядят как полная неразбериха (по крайней мере, у моего сына), поэтому поддержание связи со школьным персоналом, может помочь избежать путаницы.

И, наконец, убедитесь, что в вашем контейнере все всегда в наличии.

Немного предусмотрительности и согласованный механизм взаимодействия могут предотвратить безумный рывок в продуктовый магазин и обратно в школу в последнюю минуту (говорю это из собственного опыта).

Это не просто отправлять своего ребенка с сахарным диабетом 1 типа в школу или подготовительный класс, но я надеюсь, что вместе мы сможем облегчить это событие для всех нас. Я, надеюсь, что вы сможете научиться на моих ошибках (благодаря которым я и составила эти 10 пунктов)».

Читайте также:  Можно ли есть плавленный сыр при сахарном диабете 2 типа

Источник

û´P Ï[åÅÆ’p€W¤›Qn^Ñ?f|’ã좒WÏ”p¦ÜÓ[¢½¼ÝÍç¬j6°£äóÒ±ÜOóYíAÒ$ÔU¹¥LƒâXÐy)Ç”åç¨ÜÌo‰.s-ÅW¾ÜWUÏË÷EÙ¼…’¦ ‘5~.k¨ÁHãµkÉ._8aŽ%†”e¨”²N×H~Öïl@/H8)³NÓ`›öé-qh»ô/AR@ÿé(©˜•£lM[6ƒ]V?”Ü·šrÙ­Iq’æ;¬MKO¥äã” ~t¾½·^IA”-jUæs ñš›M[DB•X~=ÈúB²®A¨Za@~·n5 ³ö”Ð!Öé~C7’vôªY±/7é:uK’û3©ÝcvÛ£Ô4ýuÒ”{ùƒ›väôίîIûeDü Œ]8§t,ó†êùRw””aÆpú”çÐo+}·Ôê”­TdBGCOºÔ–È֫ѲUJ*¥yÇë­E™’54È¿ˆp[¼kBÌ”t¾ÆK¡1S”(§Á€6¼;¶uW(zÙ1.Â;”œ}’)åKå@Ì ©® êŽî3H{æà¬(‡’h.}…²Pö’Áœ€ÆíCDÐ;Ž­GP²£òåàA1Óf /•íóÚïĺ°ëÿŸÏëêçtɘΠ‘~U/ùÕ[x-‘`#¥­óç+ŸÃº,êˆ#Î*žY­Ãÿt•Cê›Wþ4)ÕÞÆu†™0ŸMŒÁ§F‹Ú|E‡@Ï7ê°g^4-“ð’nF3þ?éflúkœQ7Z®•¦#8_¨ƒ }E¹ ™|¢†è¨€]ý endstream endobj 5 0 obj > endobj 6 0 obj > endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj [ 9 0 R] endobj 9 0 obj > endobj 10 0 obj > endobj 11 0 obj > endobj 12 0 obj > endobj 13 0 obj > endobj 14 0 obj > endobj 15 0 obj [ 16 0 R] endobj 16 0 obj > endobj 17 0 obj > endobj 18 0 obj > endobj 19 0 obj > endobj 20 0 obj > endobj 21 0 obj > stream ÿØÿà JFIF ` ` ÿáhttps://ns.adobe.com/xap/1.0/ 42949672951267666196/196/122008-09-12T23:17:49+03:002008-09-12T23:17:49+03:002008-09-12T23:17:49+03:00Adobe Photoshop CS Windowsadobe:docid:photoshop:61f8b353-80ff-11dd-91c1-cd530a5bbae7image/jpeg ÿÛ C $.’ “,#(7),01444’9=82<.342></.342>

Источник

Речь о детях и подростках, больных сахарным диабетом 1‑го типа, коих, по официальной статистике, у нас в стране насчитывается более 30 тысяч.

Как сделать школьные будни ребенка с сахарным диабетом максимально комфортными и безопасными?

Слово – нашему эксперту, заведующему отделением программного обучения и лечения Института диабета ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ, доктору медицинских наук Александру Майорову.

На особом режиме

Сахарный диабет – заболевание особое. За успех лечения пациент в этом случае отвечает не меньше, а, скорее, даже больше, чем врач. В случае с детьми такую ответственность берут на себя родители, которым приходится учитывать и уметь множество разных вещей: высчитывать потребляемые ребенком с пищей углеводы, проводить ему самоконтроль уровня глюкозы крови (порой до 6-7 раз в день), рассчитывать оптимальные дозы инсулина, делать инъекции…

Начальная школа для детей с диабетом

Со временем эти навыки осваивают сами дети. Ведь в таком режиме будет проходить вся их жизнь. Увы, сахарный диабет неизлечим, но вполне управляем. И при адекватном и своевременном выполнении лечебных процедур качество и продолжительность жизни больных сахарным диабетом ничем не отличается от их здоровых сверстников.

Зона дискомфорта

Вот только одно дело, когда ребенок мал и находится дома, совсем другое – когда он идет в детский сад или в школу, где придется подстраиваться под новый распорядок жизни.

Правда, у младших школьников особых неудобств при посещении занятий, как правило, не возникает: расписание уроков в начальной школе составлено так, что ребенок обедает уже дома, успев в комфортных для него домашних условиях получить жизненно важный для него укол инсулина, который у больных сахарным диабетом всегда приурочен к приему пищи.

Проблемы начинаются в средних классах, когда дети проводят в школе фактически весь день. На памяти врачей немало примеров, когда, стесняясь сверстников, больные сахарным диабетом подростки пропускали инъекции инсулина или столь же необходимое им измерение глюкозы крови (с помощью глюкометра).

Начальная школа для детей с диабетом

Врачи считают: в идеале делать это лучше в школьном медицинском кабинете, о чем родителям больного диабетом ребенка лучше договориться заранее с администрацией школы. Здесь же, в медицинском кабинете, не помешало бы и хранить запасные шприц-ручку с инсулином и глюкометр на тот случай, если ребенок их забудет или разобьет.

Без падений!

Впрочем, самая большая опасность, подстерегающая школьника, больного сахарным диабетом, – угроза гипогликемии (опасного для жизни критического падения уровня глюкозы крови), которая может закончиться потерей сознания и нередко развивается на фоне физической нагрузки.

Дабы этого не произошло, непосредственно перед уроком физкультуры ребенку нужно обязательно измерить уровень глюкозы крови и съесть углеводистую пищу – бутерброд или какой-либо фрукт. Родители должны заранее положить их ребенку в портфель. А заодно 200 мл фруктового сока или 4-5 кусочков сахара (по 5 г) или 5-6 таблеток глюкозы (по 3-4 г) для купирования возможного приступа гипогликемии, симптомы которой должен знать не только сам ребенок с диабетом, но и учитель (родители обязательно должны ему об этом рассказать).

Начальная школа для детей с диабетом

Если педагог заметит, что во время урока больной сахарным диабетом ученик побледнел, стал вести себя неадекватно, нужно срочно прервать занятия и дать ребенку возможность измерить глюкозу крови и принять спасительные 20 г углеводов, которые во время тренировки должны быть тут же, неподалеку.

Такой же, как все

Однако все не так страшно. Кроме упомянутых выше, никаких других особых условий школьнику с сахарным диабетом не требуется. Даже в отношении питания, которое у детей и подростков с диабетом отличается от питания их здоровых сверстников очень незначительно.

Более того, врачи советуют родителям такого ребенка попросить учителя сильно не выделять его, дабы и сам больной, и одноклассники не воспринимали его инвалидом.

Согласно предположениям, сахарный диабет 1‑го типа, пик заболеваемости которым приходится на 10-15 лет, обусловлен своего рода дефектом, при котором иммунная система начинает воспринимать клетки поджелудочной железы, вырабатывающие гормон инсулин, за чужаков и их разрушать. При этом родители больного ребенка могут и не страдать сахарным диабетом. Среди провоцирующих факторов называют искусственное вскармливание смесями на основе коровьего молока, стресс, инфекции (ветрянка, краснуха и т. д.).

Смотрите также:

  • Эксперт: У нас проще лечить осложнения диабета, чем их предотвращать →
  • Как воспитать гения, или Чем опасно раннее развитие детей →
  • Александр Майоров: «Школы диабета держатся на энтузиазме» →

Источник