Обучение студентов с сахарным диабетом

Обучение студентов с сахарным диабетом thumbnail

Учеба в ВУЗе может стать устрашающей перспективой, если не сказать “вызовом” для диабетиков, в то время, как другие ждут не дождутся, чтобы покинуть отеческий кров.

Быть предусмотрительным, зараннее комплектовать набор аксессуаров для жизни вдали от дома, уведомление других людей о вашем диабете поможет предовтратить большинство негативных ситуаций, связанных с вашим диабетом.

Мы даем советы о том, на что вам нужно обратить внимание, чтобы ваш первый или новый год учебы в универститете прошел максимально благополучно. Итак, начинаем!

Начало всех начал

Перед тем, как собрать вещи при отъезде в университет, вам следует проконсультироваться с врачом, уж дополнительный совет вам точно не повредит. Вы не вчера родились и сможете отфильтровать полезную информацию, но выслушать ее стоит в любом случае.

Возьмите все аксессуары (инсулин, шприцы, шприц-ручку, глюкометр, набор тест-полосок). Более полный перечень вы знаете сами, это зависит от того, как вы компенсируете диабет, путем ли инъекционного инсулина, с помощью инсулиновой помпы или с использованием других сахароснижающих препаратов.

Обдумайте, где будет хранится инсулин, вероятно, что полезное пространство в холодильнике вам придется делить с другими студентами. Быть может стоит часть запасов хранить у друзей и знакомых, проживающих в том же городе, где вы учитесь. Во всяком случае никогда не подводила народная мудрость о том, что нельзя хранить все яйца в одной корзине.

Конечно, вы можете взять свой собственный холодильник для охлаждения инсулина на учебу в университет, и вероятно это будет неплохой альтернативой, особенно при жаркой погоде в летние месяцы.

Пусть окружающие люди знают о вашем диабете

Расскажите вашим близким знакомым, вашему куратору о диабете. Вообще неплохо, если вы сможете уделить каждому несколько минут, чтобы объяснить, какие опасности могут подстерегать диабетика и как на них правильно реагировать окружающим.

Расскажите своим соседям по квартире и близким друзьям о вашем заболевании. Если ваш инсулин будет лежать в общем холодильнике, то лучше, чтобы как можно больше людей, пользующихся этим холодильником знали о том, что инсулин должен быть расположен подальше от задней части холодильника, для предотвращения его замерзания.

Расскажите своим преподавателям о диабете в начале курса

У любого диабетика есть вероятность быть подверженным гипогликемии, и ваша реакция на это (употребление быстрых углеводов) сразу же после того, как вы зафиксировали гипогликемию должна быть правильно понята преподавателями. Особенно это актуально во время занятий.

Если вы выйдете из аудитории, чтобы съесть пару конфет или выпить сок, это должно быть правильно понято учителями. Поверьте, подавляющее большинство преподавателей с пониманием отнесутся к этой проблеме.

Вечеринки и прогулки

Если вы в гостях или направились на вечеринку, будьте уверены в том, что окружающие вас люди знают, что делать в случае наступления гипогликемии. Поверьте, есть расхожие заблуждения, что если диабетику стало плохо, то ему нужно уколоть инсулин. И в ваших же интересах рассказать вашим друзьям, как следует себя вести, если у вас случилась гипогликемия.

Регистрация в мед учреждении по новому месту проживания

Скорее всего вы пропишетесь в общежитии университета, поэтому посетите поликлинику, эндокринолога и поставьте его в известность о том, что у вас диабет и в ближайшие годы вы будете обращаться к эндокринологу по новому месту проживания. Скорее всего вам будет предложено пройти первичный медосмотр, но эта процедура проводится однократно. И это позволит вам получать инсулин по месту регистрации без потерь.

Найдите время для своего диабета

При смене обстановки, как правило степень контроля за компенсацией диабета ухудшается. Вы действительно можете обнаружить, что вам сложнее справляться с сахарным диабетом. Тем не менее это новый этап в вашей жизни, и вы должны более ответственно подходить к решению этого вопроса. В любом случае это ваша жизнь, а не ваших родителей или лечащего врача, потому, прежде всего, именно вы несете ответственность за то, что с вами происходит, особенно это касается состояния вашего здоровья.

Если вы ослабите контроль и ваш диабет постепенно будет приходить в состояние декомпенсации, то никому от этого легче не будет. Мнимая “свобода” от замеров крови на сахар, от инъекций на самом деле сильно ограничит ваши возможности, особенно в более зрелом возрасте, когда вы будете успешным и богатым, а состояние здоровья более не будет позволять в полной мере воспользоваться этими преимуществами. Поэтому перефразируя знаменитую пословицу можно сказать: “Береги здоровье смолоду”.

Мы советуем вести дневник, где вы будете фиксировать результаты анализа сахара в крови, чтобы получать представление о том, в каком состоянии находится ваш самоконтроль. Это сослужит вам впоследствии хорошую службу.

Также раз в три месяца имеет смысл сдавать анализ на гликированный гемоглобин, это позволит получить интегрированный показатель вашей компенсации.

Уделяя слишком мало времени вашему диабету, в течение вашего длинного жизненного пути вы совсем не вовремя можете перестать чуствовать себя энергичным и готовым к новым свершениям, поэтому все в ваших руках. Распорядитесь мудро вашим временем и вашими возможностями.

Экзамены

Следует проверить заблаговременно до начала экзаменов то, каким образом вы сможете принести на экзамен глюкометр, тест-полоски, резервный запас сладкого на случай гипогликемии. Советуем вам проводить анализ крови на сахар до и после каждого экзамена. Влияние стресса для каждого индивидуально, поэтому трудно что либо предугадать, просто чаще измеряйте уровень глюкозы в крови.

Помните, что если у вас будет гипогликемия, за счет волнения это может пройти незаметно. Тем не менее это отразится на результатах экзамена. Будьте последовательны, внимательны и осторожны.

Если вы почуствуете в момент экзамена, что концентрация внимания начинает ослабевать, не стесняйтесь, проверьте уровень сахара в крови. Чтобы не шокировать экзаменатора, пообщайтесь с преподавателем, который будет присутствовать на экзамене и обсудите возможные варианты решения этой проблемы.

Как избежать увеличения веса

Считается, что много новичков, склонных к полноте имеют все шансы набрать лишний вес в первый год обучения. Исследование показало, что в среднем реальность такова, что изменение в режиме жизни и питания может быть довольно критичной, поэтому будьте внимательны и тщательно подходите к вашему рациону. Воздействие алкоголя и фастфуда в сочетании с периодами стресса и аномальным режимом сна и бодрствования являются одними из критических факторов, которые могут привести к увеличению веса.

Тратьте больше времени на приготовление здоровой пищи, будьте более требовательны к себе в соблюдении режима питания, сна, отдыха и самоконтроля. Покупайте еду, которая не содержит продуктов с высоким гликемическим индексом, и вам будет намного проще контролировать ваше питание.

Источник

«Обучение – это не просто компонент лечения сахарного диабета, это и есть само лечение»

Читайте также:  Рекомендации по реабилитации сахарный диабет

– Эллиот Джослин, американский врач-эндокринолог, пионер исследований и лечения диабета

Гурьева Ирина Владимировна

Гурьева Ирина Владимировна

На базе Федерального центра научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в секторе реабилитации и профилактики инвалидности вследствие эндокринной патологии и формирования здорового образа жизни, под руководством доктора медицинских наук, профессора Гурьевой Ирины Владимировны проводится курс терапевтического обучения пациентов – Школа сахарного диабета.

Сахарный диабет является наиболее распространенным хроническим заболеванием, лечение которого проводится на протяжении всей жизни и требует постоянного контроля. От многих других хронических заболеваний диабет отличается тем, что о нем практически невозможно забыть даже на короткое время.

В управлении сахарным диабетом необходимо участие не только специалистов: эндокринолога, диетолога, ортопеда, окулиста, психолога, но и самого пациента, а, по возможности, и его семьи. Важное место в лечении диабета отводится улучшению качества жизни пациентов, адаптации человека с диабетом в современном обществе.

Многие люди перестают следить за течением своего заболевания уже через 1-2 года после постановки диагноза. В связи с этим крайне важно изменить поведение пациента, особенно в начале заболевания, и научить его грамотно управлять своим состоянием с помощью активного вовлечения в лечебный и восстановительный процесс, что невозможно без самоконтроля жизненно важных показателей состояния здоровья.

Контроль гликемии – важный элемент в управлении сахарным диабетом, который пациент должен осуществлять в домашних условиях регулярно. Это необходимо для снижения риска развития поздних осложнений: ретинопатии, нефропатии, нейропатии, поражение коронарных сосудов, поражение периферических сосудов и др.

Отсутствие адекватного контроля приводит к хронической гипергликемии, что является основной причиной развития осложнений и инвалидизации пациентов с сахарным диабетом. В связи с этим задача врача не только лечить, но и обучать пациентов активно управлять своим заболеванием.

Всемирная организация здравоохранения официально признала терапевтическое обучение полноправным методом лечения хронических заболеваний, по значимости равным медикаментозному и хирургическому.

Основными задачами обучения являются освоение практических навыков самоконтроля гликемии, липидов, артериального давления, веса и состава тела; овладение техникой инъекций инсулина, подсчета хлебных единиц; навыков оказания первой само- и взаимопомощи при низком и высоком уровне гликемии; адаптация проводимого лечения к конкретным условиям жизни; профилактика острых и поздних осложнений сахарного диабета, уход за стопой; освоение правил рационального питания и физических нагрузок. Также обучение разрушает многочисленные неверные представления о болезни, которые часто распространены среди пациентов.

Основной целью терапевтического обучения, как непрерывного процесса медико-психолого-педагогического характера, определяющего успех обучения управлению хроническим заболеванием, является приобретение знаний о хроническом заболевании, навыков и мотивации к их использованию в повседневной жизни.

На базе Школы сахарного диабета проводится обучение по нескольким реабилитационным программам:

  1. Базовая программа «Жизнь с диабетом»;
  2. Программа психологического тренинга «Школа управления диабетом»;
  3. Программа «Помповая инсулинотерапия».

Занятия проводят квалифицированные специалисты сектора реабилитации и профилактики инвалидности вследствие эндокринной патологии и формирования здорового образа жизни:

  • врач-эндокринолог, д.м.н., профессор Гурьева Ирина Владимировна
  • врач-эндокринолог, к.м.н. Светлова Ольга Владимировна
  • врач-эндокринолог, к.м.н. Онучина Юлия Сергеевна
  • врач-эндокринолог, к.м.н. Кузина Ирина Викторовна
  • психолог, к.пс.н. Иванова Елена Николаевна
  • врач-эндокринолог, к.м.н. Воронин Александр Викторович
  • врач-эндокринолог Солдатенкова Надежда Андреевна

Привлекаются пациенты для интерактивных занятий в Школе сахарного диабета и приглашаются родственники пациентов.

Курс обучения по базовой программе составляет 10 занятий, продолжительность каждого занятия 60 минут

Основные темы занятий Школы сахарного диабета:

  • Что такое сахарный диабет?
  • Психологическая поддержка пациента с сахарным диабетом
  • Самоконтроль гликемии
  • Неотложные состояния при сахарном диабете
  • Особенности питания при сахарном диабете и метаболическом синдроме
  • Контроль заболевания при использовании сахароснижающих препаратов
  • Физические нагрузки при сахарном диабете
  • Поздние осложнения сахарного диабета. Диабетическая ретинопатия. Диабетическая нефропатия
  • Диабетическая стопа. Особенности ухода за ногами
  • Роль семейной поддержки при сахарном диабете (психологический аспект)

Курс обучения по программе психологического тренинга составляет 7 занятий, продолжительность каждого занятия 60 минут

Основная цель тренинга – повышение реабилитационного потенциала пациента в рамках грамотно сформированных специфических условий, специально организованном пространстве, которое даёт возможность «увидеть» свой ресурс в себе и социуме, уникальный путь абилитации, социализации, личностного роста с опо­рой на свои сохраненные, здоровые качества личности.

Задачами программы данного тренинга являются:

  • повышение уровня мотивации для изменения образа жизни, гармонизация психоэмоционального состояния;
  • формирование устойчивых навыков самоконтроля сахара, мочи, давления, выполнения физических нагрузок, ведения дневника; овладение техниками саморегуляции и самоподдержки;
  • прогрессивное изменение представлений о сахарном диабете;
  • психологическая поддержка и нахождение ресурса больного для профессиональной реабилитации, расширение круга социальных контактов, развитие адаптационных навыков.

Работа психолога Ивановой Е.Н. на тренинге

Работа психолога Ивановой Е.Н.

на тренинге

Программа психологического тренинга в Школе сахарного диабета

  • Тема 1. Знакомство. Психологическая составляющая «картины болезни». Мотивация изменения образа жизни.
  • Тема 2. Психологические типы и отношение к своему здоровью. Здоровый образ жизни и диабет.
  • Тема 3. Интерактивная игра. «Болезнь и моя ответственность».
  • Тема 4. Как обиды влияют на течение сахарного диабета? Эффективные стратегии реагирования.
  • Тема 5. Способы саморегуляции. Как справиться с эмоциями?
  • Тема 6. Значение семьи для больного диабетом.
  • Тема 7. Планирование жизненного пути. «Линия жизни».

Курс обучения по программе «Помповая инсулинотерапия» состоит из 2х занятий, продолжительность каждого занятия 90 минут.

Для пациентов, получающих помповую инсулинотерапию, или которые планируют использование инсулиновых помп, проводится обучение основным навыкам непрерывного введения инсулина с помощью инсулиновых дозаторов.

Преимущества метода непрерывного подкожного введения инсулина очевидны: высокая предсказуемость действия инсулина, максимально приближенный к физиологической секреции режим введения инсулина, уменьшение количества инъекций, точность дозировки (маленький шаг введения инсулина), уменьшение (вплоть до исчезновения) эпизодов гипогликемии, улучшение социальной адаптации (возможность управления помпой, замаскированной под одеждой, с пульта дистанционного управления).

Основные темы занятий по программе «Помповая инсулинотерапия»

Практическое занятие по помповой инсулинотерапии (установка инфузионного набора, работа с инсулиновой помпой)

Практическое занятие

по помповой инсулинотерапии

(установка инфузионного набора,

работа с инсулиновой помпой)

Для пациентов, впервые использующих инсулиновую помпу или планирующих ее применение:

  • Принципы помповой инсулинотерапии
  • Показания к использованию инсулиновых помп. Основные режимы. Базальная доза. Прандиальный болюс. Корригирующий болюс
  • Работа с муляжами и образцами
  • Основные технические инструкции
  • Физическая нагрузка и инсулиновая помпа

Для пациентов, длительно использующих инсулиновую помпу

  • Обсуждение проблем, возникающих при применении помпы
  • Ведение отчетов
  • Технические особенности
  • Помпа и профессиональная деятельность
  • Помпа и спорт
  • Психологические особенности помповой инсулинотерапии

ПРИГЛАШАЕМ НА ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛУ САХАРНОГО ДИАБЕТА В ДИСТАНЦИОННОМ И ОЧНОМ РЕЖИМЕ

Запись по телефону: +7 (499) 487-57-11 доб. 1562, ГУТОВА Елена Борисовна

Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!»

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Наиболее эффективной формой обучения пациентов с сахарным диабетом является групповое обучение с совместным обсуждением теоретических вопросов, с оценкой понимания и усвоения знаний и практических умений.

Читайте также:  Школы сахарного диабета в волгограде

Программы обучения для больных сахарным диабетом первого и второго типа отличаются, что подразумевает формирование разных групп пациентов для обучения [1].

Пациентов, страдающих сахарным диабетом первого типа, необходимо обучать правилам введения инсулина, им важно объяснять отличие понятия «содержание углеводов в продуктах» от понятия «калорийность». Для пациентов, страдающих сахарным диабетом второго типа, акцент делают на правильном питании и снижении веса. В программу обучения больных сахарным диабетом входит самоконтроль гликемии, правильное купирование приступов гипогликемий, профилактика осложнений сахарного диабета [4].

Обучение пациентов (их родственников) может быть эффективным в том случае, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа [3]:

Этап 1. Сбор информации о пациенте, его обследование и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников.

Сбор информации о пациенте является непрерывным. Медицинская сестра определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить необходимые знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.

Этап 2. Определение проблем пациента.

Собрав и оценив информацию, медицинская сестра определяет сестринскую проблему, например, дефицит знаний о водном балансе и технике его определения. В результате оценки медицинская сестра должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения.

Этап 3. Определение целей обучения, планирование его содержания.

Формулировка целей обучения должна быть ориентирована по трем направлениям: познавательному, эмоциональному и психологическому. Поставленная цель должна содержать три компонента:

1) результат обучения – что необходимо сделать пациенту (что он должен суметь сделать, понять и т.д.);

2) временные рамки – интервал времени, в течение которого будет достигнута цель обучения (например, к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);

3) достижение цели – с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей и т.п.).

После определения целей обучения, медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. Кроме того, в плане уточняются время (утром, перед обедом, после ужина) и продолжительность обучения (по 10 мин в течение 3 суток, по 20 мин через сутки и т.д.).

Медицинская сестра должна привлекать пациента и/или его родственников к составлению индивидуального плана обучения, учитывая личностные особенности пациента, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние [5], например:

1) в течение 20 мин. пациенту объясняется значение и суть определения водного баланса, чтобы убедить его в необходимости самостоятельного определения;

2) в течение 15 мин. пациенту предоставляется информация о диурезе, правилах сбора мочи и подсчета её суточного количества;

3) в течение 15 мин. пациенту объясняются правила измерения и подсчета количества выпитой жидкости, подсчета водного баланса в процентах;

4) в течение 3 суток медицинская сестра контролирует правильность заполнения дневника самонаблюдения пациентом и проводит коррекцию его знаний и умений;

5) на 6-е сутки медицинская сестра оценивает результаты обучения пациента и/или его родственников.

Этап 4. Реализация плана обучения.

Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения, где планируется обучение, неблагоприятен или состояние пациента оставляет желать лучшего, то обучение лучше отложить.

В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у пациентов интерес, задавать им наводящие вопросы или выстраивать беседу по принципу «вопрос-ответ», подчеркивая информацию важную для пациента[2]. Для того, чтобы убедиться насколько пациенты правильно поняли передаваемую информацию, необходимо систематически проверять и оценивать их знания и умения.

Этап 5. Оценка результатов обучения.

После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает полученный результат, т.е. соотносит его с поставленными целями. Критерии оценки знаний, умений и навыков, полученных пациентом и/или его родственниками по окончании обучения:

пациент хорошо усвоил информацию и приобрел устойчивые навыки (осознает важность и значение информации и может самостоятельно выполнить навык);

пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, не уверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций) – в данном случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы;

пациент не усвоил информацию и/или не выработал необходимые навыки.

Для проведения научно-исследовательской работы, целью которой было формирование навыков обучения пациентов вопросам само ухода при сахарном диабете, выбрана медицинская организация – ГБУЗ «Бузулукская больница скорой медицинской помощи».

Среди госпитализированных пациентов, количество пациентов с сахарным диабетом второго типа больше, чем пациентов с сахарным диабетом первого типа.

Среди пациентов, страдающих сахарным диабетом преобладают женщины (из 485 человек, больных сахарным диабетом: 207 мужчин (43%) и 278 женщин (57%)) – это связано с тем, что сахарный диабет передается преимущественно по женской линии и женщины имеют дополнительные факторы риска, например, гестационный диабет в анамнезе.

Большинство госпитализированных пациентов с сахарным диабетом находятся в возрастной группе от 51 года до 60 лет. Это объясняется тем, что на 2,5 млн. людей, страдающих сахарным диабетом и поставленных на учет, приходится как минимум 5 млн. тех, кто о своей болезни даже не подозревает. Диагноз выставляется только после развития осложнений, которые начинают проявляться примерно через 10-15 лет от начала заболевания, т. е. как раз в возрасте от 51 года до 60 лет.

В исследовании принимали участие 18 пациентов, страдающих сахарным диабетом, госпитализированные в терапевтическое отделение ГБУЗ «Бузулукская больница скорой медицинской помощи». Группа из 18 человек была поделена на 2 подгруппы: пациенты с сахарным диабетом первого типа (7 человек) и пациенты с сахарным диабетом второго типа (11 человек).

Исследование проходило в 2 этапа. На 1 этапе было проведение тестирование в двух подгруппах с целью определения уровня знаний о самоуходе при сахарном диабете 1 и 2 типа соответственно. Всего в тестах было по 10 вопросов. Каждый вопрос оценивался в 1 балл. Результаты тестирования, полученные нами на 1 этапе исследования, представлены ниже на рис. 1 и 2.

Рис. 1, 2.Результаты тестирования

Из рисунков видно, что в подгруппе с сахарным диабетом первого типа 5 человек набрали 3-5 баллов и 2 человека – 6-8 баллов.

В подгруппе с сахарным диабетом второго типа 6 человек набрали 3-5 баллов, 3 человека – 6-8 баллов и 2 человека – 9-10 баллов. Большее количество пациентов набрали менее 5 баллов, следовательно, можно сделать вывод, что уровень знаний о принципах самоухода при сахарном диабете ниже среднего, чем обусловлена необходимость проведения обучения у данных пациентов.

Были составлены планы обучения пациентов, страдающих сахарным диабетом первого типа (табл. 1) и пациентов, страдающих сахарным диабетом второго типа (табл. 2).

Таблица 1.

Планирование взаимодействия с пациентами в течение 6 дней

через сутки по 30 минут (первый тип сахарного диабета)

Читайте также:  Как лечить болячки сахарного диабета на ногах

План сестринских вмешательств

Обоснование

Провести беседу с пациентами об особенностях диеты при СД 1 типа; рассказать о хлебных единицах, обучить пользованию таблицей хлебных единиц и их подсчету.

Информирование пациентов об особенностях диеты при СД 1 типа; обучение пользованию таблицей хлебных единиц и их подсчету.

Провести беседу о самоконтроле сахарного диабета 1 типа; рассказать о важности самоконтроля; обучить определению уровня глюкозы в крови и моче.

Информирование о самоконтроле СД 1 типа; обучение определения уровня глюкозы в крови и моче.

Провести беседу о контроле АД при СД 1 типа; рассказать о видах тонометров; обучить определению артериального давления.

Информирование о контроле АД; обучение определения артериального давления.

Провести беседу про инсулинотерапию; рассказать об особенностях хранения и использования инсулина; обучить технике введения инсулина.

Информирование об инсулинотерапии; обучение технике введения инсулина.

Провести беседу о необходимости ведения дневника самоконтроля; обучить заполнять данный дневник при СД 1 типа.

Информирование о ведении дневника самоконтроля при СД 1 типа; обучение заполнения данного дневника.

Провести беседу об особенностях ухода за кожей, ногами, ротовой полостью; обучить данным навыкам. Рассказать о физических нагрузках при СД 1 типа.

Информирование об уходе за кожей, ногами, ротовой полостью; обучение данным навыкам. Информирование о физических нагрузках при СД 1 типа.

Таблица 2

Планируемое взаимодействие с пациентами в течение 6 дней

через сутки по 30 минут (второй тип сахарного диабета)

План сестринских вмешательств

Обоснование

Провести беседу с пациентами об особенностях диеты при СД 2 типа.

Информирование пациентов об особенностях питания при СД 2 типа.

Провести беседу о самоконтроле сахарного диабета 2 типа; рассказать о важности самоконтроля; обучить определению уровня глюкозы в крови и моче.

Информирование о самоконтроле СД 2 типа; обучение определения уровня глюкозы в крови и моче.

Провести беседу о контроле АД при СД 2 типа; рассказать о видах тонометров; обучить определению артериального давления.

Информирование о контроле АД; обучение определению артериального давления.

Провести беседу о необходимости ведения дневника самоконтроля; обучить заполнять данный дневник при СД 2 типа.

Информирование о ведении дневника самоконтроля при СД 2 типа; обучение заполнения данного дневника.

Провести беседу об особенностях ухода за кожей, ногами, ротовой полостью; обучить данным навыкам. Рассказать о физических нагрузках при СД 2 типа.

Информирование об уходе за кожей, ногами, ротовой полостью; обучение данным навыкам. Информирование о физических нагрузках при СД 2 типа.

В соответствии с вышеуказанными планами были реализованы мероприятия по взаимодействию с пациентами (табл. 3, 4).

Таблица 3

Выполненные мероприятия по взаимодействию с пациентом

План сестринских вмешательств

Мотивация

Провел беседу с пациентами об особенностях диеты при СД 1 типа; рассказал о хлебных единицах, обучил пользованию таблицей хлебных единиц и их подсчету.

Информирование пациентов об особенностях диеты при СД 1 типа; обучение пользованию таблицей хлебных единиц и их подсчету.

Провел беседу о самоконтроле сахарного диабета 1 типа; рассказал о важности самоконтроля; обучил определению уровня глюкозы в крови и моче.

Информирование о самоконтроле СД 1 типа; обучение определения уровня глюкозы в крови и моче.

Провел беседу про инсулинотерапию; рассказал об особенностях хранения и использования инсулина; обучил технике введения инсулина.

Информирование об инсулинотерапии; обучение технике введения инсулина.

Провел беседу о необходимости ведения дневника самоконтроля; обучил заполнять данный дневник при СД 1 типа.

Информирование о ведении дневника самоконтроля при СД 1 типа; обучение заполнения данного дневника.

Провел беседу об особенностях ухода за кожей, ногами, ротовой полостью; обучил данным навыкам. Рассказал о физических нагрузках при СД 1 типа.

Информирование об уходе за кожей, ногами, ротовой полостью; обучение данным навыкам. Информирование о физических нагрузках при СД 1 типа.

Таблица 4

Выполненные мероприятия по взаимодействию с пациентом

План сестринских вмешательств

Мотивация

Провел беседу с пациентами об особенностях диеты при СД 2 типа.

Информирование пациентов об особенностях диеты при СД 2типа.

Провел беседу о самоконтроле сахарного диабета 2 типа; рассказал о важности самоконтроля; обучил определению уровня глюкозы в крови и моче.

Информирование о самоконтроле СД 2 типа; обучение определения уровня глюкозы в крови и моче.

Провел беседу о контроле АД при СД 2 типа; рассказал о видах тонометров; обучил определению артериального давления.

Информирование о контроле АД; обучение определению артериального давления.

Провел беседу о необходимости ведения дневника самоконтроля; обучил заполнять данный дневник при СД 2 типа.

Информирование о ведении дневника самоконтроля при СД 2 типа; обучение заполнения данного дневника.

Провел беседу об особенностях ухода за кожей, ногами, ротовой полостью; обучил данным навыкам. Рассказал о физических нагрузках при СД 2 типа.

Информирование об уходе за кожей, ногами, ротовой полостью; обучение данным навыкам. Информирование о физических нагрузках при СД 2 типа.

В дальнейшем была проведена оценка эффективности обучения методом повторного тестирования пациентов, страдающих сахарным диабетом первого и второго типов по отдельности. Результаты тестирования представлены на рис. 3,4.

Рис. 3.Результаты контрольного тестирования

По результатам контрольного тестирования было отмечено, что пациенты хорошо усвоили информацию и приобрели устойчивые навыки (осознают важность и значение информации и могут самостоятельно выполнять навыки). Таким образом, цель обучения достигнута, оценка результатов обучения является положительной.

Рис.4.Результаты контрольного тестирования

По результатам контрольного тестирования было отмечено, что пациенты данной группы хорошо усвоили информацию и приобрели устойчивые навыки (осознают важность и значение информации и могут самостоятельно выполнять навыки). Таким образом, цель обучения достигнута, оценка результатов обучения является положительной.

В завершающей части исследования были розданы памятки, в которых описаны основные правила самоухода при сахарном диабете.

Таким образом, борьба с сахарным диабетом и его осложнениями зависит не только от согласованной работы всех звеньев специализированной медицинской службы, но и от самих пациентов, без участия которых не могут быть достигнуты целевые задачи по компенсации углеводного обмена при сахарном диабете, а его нарушение и вызывает развитие осложнений.

Список литературы

Гончарова, Е.В. Управление диабетом и современные возможности самостоятельного гликемического контроля / Е.В. Гончарова, Н.А. Петунина // Медицинский совет. – 2018. – № 3. – С. 17-21.

Калашникова, Н.А. Роль медицинской сестры в профилактике и лечении сахарного диабета / Н.А. Калашникова, В.И. Викторова, А.В. Аверин // Сестринское дело. – 2017. – № 2. – С. 34-35.

Поддубченко, О. И. Организация оказания медицинской помощи пациентам с сахарным диабетом 2-го типа / О. И. Поддубченко // Справочник врача общей практики. – 2017. – № 5-6. – С. 18-28.

Результаты деятельности школы здоровья для пациентов с сахарным диабетом и его осложнениями / А.И. Кузнецов [и др.] // Медсестра. – 2018. – №3. – С. 41-46.

Ростова, М.А. Сахарный диабет как сопутствующее заболевание / М.А. Ростова, М.П. Робская // В помощь практикующей медицинской сестре. – 2017. – № 3. – С. 3- 79.

Источник