Оказание первой помощи при сахарном диабете у детей

Оказание первой помощи при сахарном диабете у детей thumbnail

Излечить сахарный диабет невозможно. Но при правильном контроле над болезнью можно значительно улучшить качество жизни ребенка. Задача родителей и сотрудников детского сада – помочь ребенку освоить жизненно необходимые навыки, чтобы поддерживать уровень глюкозы в крови, проявить понимание, обеспечить психологически комфортную обстановку. Воспитатели и медсестра не должны пропустить симптомы сахарного диабета. При этом необходимо обеспечить ребенку правильный уход и уметь вовремя оказать помощь при приступе.

Внимание

Полисахариды (сложные углеводы) – крахмал, гликоген. Дисахариды – лактоза, сахароза, мальтоза. Моносахариды – глюкоза и фруктоза

Сахарный диабет – заболевание эндокринной системы, обусловленное относительной или абсолютной недостаточностью инсулина. Оно встречается во всех возрастных группах, в том числе у детей грудного возраста. Чаще всего дебют приходится на группы младшего дошкольного и препубертатного возрастов. Выделяют два основных типа сахарного диабета: инсулинозависимый (сахарный диабет первого типа, ювенильный) и инсулинонезависимый (сахарный диабет второго типа).

В пищеварительном тракте человека полисахариды и дисахариды под влиянием ферментов подвергаются расщеплению до моносахаридов, которые в тонком кишечнике всасываются в кровь. Глюкоза – основной источник энергии в организме. Из крови значительная часть глюкозы поступает в печень и мышцы, где откладывается в виде гликогена. По мере необходимости гликоген мобилизуется из депо и превращается в глюкозу, которая поступает к тканям и используется в процессе жизнедеятельности.

Уровень глюкозы в крови регулируется гормонами – инсулином, глюкагоном, адреналином, соматотропином и кортизолом. Инсулин снижает уровень глюкозы при ее повышении, облегчает ее проникновение в клетки, способствует отложению глюкозы в тканях в виде гликогена. При снижении уровня глюкозы в крови глюкагон, адреналин, соматотропин и кортизол сдерживают захват глюкозы клетками и обеспечивают трансформацию гликогена в глюкозу.

Внимание

Норма уровня сахара в крови – 3,3–5,5 ммоль/литр.

Содержание глюкозы в крови меняется в течение суток в строгих пределах. Инсулин контролирует этот уровень. Этот гормон вырабатывают клетки поджелудочной железы. Он позволяет тканям использовать глюкозу в качестве источника энергии. При сахарном диабете первого типа возникает дефицит инсулина. В результате развивается гипергликемия – накопление глюкозы в крови. При этом ткани организма не имеют возможности ее использовать.

Повышение концентрации глюкозы в крови до определенного уровня вызывает глюкозурию – выделение глюкозы с мочой. Глюкозурия из-за изменения осмотического давления обуславливает полиурию – увеличение выделения мочи. Полиурия объясняется также нарушением связывания воды, которое в норме происходит в результате синтеза белка, гликогена и жира под воздействием инсулина. При глюкозурии и полиурии отмечается повышенное потребление жидкости. Несмотря на повышение аппетита и количества потребляемой жидкости, ребенок худеет в результате нарушения жирового обмена, синтеза белка.

Причины развития сахарного диабета первого типа до конца не изучены. Вклад наследственной предрасположенности невелик и составляет всего 3–6 процентов. Провоцирующими факторами могут быть ожирение, переедание, гормональные нарушения, стресс, инфекционные заболевания.

У детей заболевание развивается быстро: от первых симптомов до наступления тяжелых осложнений может пройти всего несколько недель. Важно знать симптомы, которые позволят медсестре, воспитателям детских садов и родителям заподозрить дебют сахарного диабета. Если вы заметили у ребенка эти симптомы, необходимо обратиться к врачу.

Длительное увеличение уровня сахара в крови приводит к повреждению многих органов и тканей. Развиваются стойкое нарушение зрения, питания тканей, повреждаются периферические нервы. Эти осложнения носят необратимый характер и могут привести к инвалидности. Понижение уровня глюкозы не менее опасно. Низкий уровень сахара в крови приводит к ухудшению самочувствия, а при экстремально низких значениях – к гипогликемической коме.

При отсутствии лечения симптомы болезни усугубляются, обменные нарушения прогрессируют. Это приводит к накоплению токсичных веществ в организме. Нарушается самочувствие, появляется рвота, боли в животе, нарушение сознания вплоть до комы.

Чтобы обнаружить возможное наличие сахарного диабета, врач проверяет уровень сахара в крови натощак. В случае повышения уровня глюкозы в крови врач назначает дообследование. Проводится исследование биохимического анализа крови, глюкозотолерантный тест, при необходимости исследование уровня гормонов, консультация эндокринолога, УЗИ поджелудочной железы.

 

6 симптомов

сахарного диабета первого типа

  1. Усиление аппетита: ребенок постоянно испытывает чувство голода, с трудом насыщается даже большим количеством пищи.
  2. Жажда: в норме ребенок потребляет около 1–1,5 литра жидкости в сутки, при сахарном диабете это количество увеличивается в 5–10 раз.
  3. Потеря веса: несмотря на усиление аппетита, ребенок теряет вес до 5–10 кг в месяц.
  4. Повышенное мочевыделение.
  5. Запах ацетона от тела: нарушение обмена глюкозы приводит к накоплению промежуточных продуктов обмена – в первую очередь ацетона, что проявляется характерным запахом.
  6. Утомляемость, плаксивость, нарушение сна.

При установлении диагноза «сахарный диабет первого типа» (инсулинозависимый диабет) врач назначает заместительную терапию препаратами инсулина. Родители вместе с ребенком должны пройти школу сахарного диабета. Там их обучают правилам применения препаратов, измерения уровня глюкозы в крови, соблюдения рационального режима дня и питания. Все рекомендации направлены на то, чтобы удерживать уровень глюкозы в нормальных пределах.

Контроль уровня глюкозы

Детям с сахарным диабетом нормальный уровень сахара необходимо поддерживать искусственным путем – регулярно измерять уровень глюкозы в крови и вводить препараты инсулина для коррекции в соответствии с приемом пищи, физической активностью. Уровень сахара в крови измеряется при помощи портативных индивидуальных глюкометров и одноразовых тест-полосок. Ребенок должен научиться выполнять эти манипуляции самостоятельно. Однако на первых порах ему необходима помощь взрослого.

Препараты инсулина врач подбирает индивидуально и определяет кратность введения. При передозировке может возникнуть гипогликемия – падение уровня сахара в крови. Оно проявляется внезапной слабостью, бледностью, похолоданием конечностей, потливостью, раздражительностью или, напротив, апатией, потерей сознания вплоть до состояния комы. В этом случае необходимо срочно вызвать врача.

Питание

Ребенку с сахарным диабетом необходимо особое питание. Он должен получать еду часто, малыми порциями. Питательность пищи рассчитывается по хлебным единицам. Еда должна содержать достаточное количество белка, пищевых волокон, микроэлементов, витаминов.

Физические нагрузки

Ребенку с сахарным диабетом не противопоказаны дозированные физические нагрузки. Физическая активность улучшает утилизацию глюкозы тканями.

+

Воспитатели детского сада и медсестра должны быть готовы оказать правильную первую помощь ребенку, если у него начался приступ диабета. Порядок оказания помощи регламентирует приказ Минздрава № 228н от 12.04.2010. Мы предлагаем инструкцию, которую необходимо иметь в медкабинете детского сада и раздать воспитателям.

Инструкция для медсестры и воспитателя

Автор: 
Ксения Шакарян, врач-педиатр медицинского холдинга «Неболит», к. м. н., г. Москва

Источник

Слайд 1

Добрый день! 25 .10.2019 Бор

Слайд 2

Первая помощь детям, больным сахарным диабетом

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ? Наиболее часто встречающейся формой сахарного диабета у детей является сахарный диабет 1 типа, в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность, то есть количество инсулина, вырабатываемого поджелудочной железой не может обеспечить адекватный уровень гликемии в течение дня. В норме уровень гликемии (сахара крови) колеблется от 3,3 до 5,5 ммоль /л . При обнаружении уровня сахара в крови более 5,6 ммоль /л следует обратиться к врачу для обследования на предмет нарушений углеводного обмена .

Слайд 5

Заболевание встречается у детей любого возраста. К сожалению, в настоящее время нельзя выделить какие-либо патологические факторы, действие которых непосредственно приводит к развитию данного заболевания. К наиболее часто встречаемым можно отнести генетическую предрасположенность , перенесенные инфекционные заболевания (вирусной этиологии), стрессовые ситуации. Дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина и замерах сахара в крови. Основная нагрузка по возвращению ребенка(подростка) с диагнозом сахарный диабет к нормальной жизни ложится на родителей и близких, родственников . А также важное место занимает школа и детский сад.

Читайте также:  Сахарный диабет у беременных патогенез

Слайд 6

Школьный учитель, классный руководитель, воспитатель в детском саду должен иметь необходимую информацию об этом заболевании. Даже учащимся старших классов школы (подросткам) необходим контроль со стороны педагога. КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПРИ ДИАБЕТЕ: ГИПОГЛИКЕМИЯ Этот термин используют для выражения симптомов, развивающихся при значительном понижении уровня сахара крови. Гипогликемия может развиться в том случае, если ребенок (подросток ): – сделал себе инъекцию инсулина, выбрав неправильную дозу ( слишком большую ) или после физической нагрузки; – пропустил или отложил на позднее время прием пищи или поел слишком мало ;

Слайд 7

НЕОБХОДИМО: Чтобы учитель (воспитатель) смог распознать признаки гипогликемии и срочно принять необходимые меры, так как дети в раннем возрасте плохо чувствуют признаки гипогликемии, что может привести к тяжелым последствиям: Симптомы гипогликемии : чувство слабости ; – повышенные нервозность, волнение, агрессивность; – сильная потливость; – тошнота ; – плаксивость ; – ухудшение зрения и слуха, нарушение координации движений; – дрожание рук и озноб; – возможная потеря сознания.

Слайд 8

Проблема состоит в том, чтобы ребенок (подросток) не растерялся и знал, что в этом случае ему нужно сделать. Достать из портфеля (сумки), вне зависимости от того, где он находится (урок , контрольная или экзамен и т.д ), выпить сладкий фруктовый сок примерно 100 гр ., стакан сладкого чая или компота , съесть конфету (карамельку ), или принять 3 таблетки глюкозы или декстрозы.

Слайд 9

Действия учителя (воспитателя ): При первых симптомах гипогликемии разрешить ребенку выпить или съесть вышеуказанное. При этих действиях состояние гипогликемии может и не развиваться дальше, но для закрепления достигнутого эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь поел ( печенье, бутерброд, яблоко и т.д.). Можно разрешить ученику выйти из класса и поесть в школьной столовой, но обязательно отправить его с сопровождающим. Нет необходимости совсем отправлять ребенка домой , гипогликемия обычно проходит буквально через 10-15 минут. Далее нужно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета, чтобы он проконтролировал дальнейшее состояние ребенка ( подростка) на уровень гликемии .

Слайд 10

Если это произошло с ребенком в дошкольном учреждении, необходимо выполнить те же вышеперечисленные требования, обязательно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета и сообщить родителям. Если же ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать “скорую помощь”. Не надо пытаться влить ребенку, находящемуся без сознания, сок или иную жидкость – он может захлебнуться. Гипогликемия – единственное тяжелое состояние , которое можно отнести к критическим и с которым учитель (воспитатель) может столкнуться на уроке (занятиях ) и других мероприятиях. Учитель (воспитатель) должен знать, как важно ребенку (подростку) с диагнозом сахарный диабет вовремя поесть и что может случиться, если не дать ему возможности выполнить все необходимое .

Слайд 11

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ САХАРА КРОВИ у ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет, не так страшен, как гипогликемия, но также требует особого внимания. Обычно высокий уровень сахара крови “набирается ” не сразу, а в течение нескольких дней, если только ребенок не нарушил резко режим, съев сразу много сладкого. Причины повышения уровня сахара крови бывают разные: малое количество инсулина – неправильно подобранная его доза; любой стресс, заболевание и т.п. При этом ребенок много пьет и часто мочится, а, следовательно, может в течение урока или нескольких уроков отпрашиваться в туалет.

Слайд 13

Важно понимать это его состояние и спокойно отнестись к нему, не раздражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников. Обычно родители заранее договариваются с учителем о том, что их ребенку достаточно просто поднять руку, а учителю спокойно разрешить ему выйти. Если же учитель совершит ошибку , заметив: “Я же тебя отпускал в туалет на прошлом уроке!”, это может вызвать насмешки со стороны других учеников. Известны случаи, когда дети, особенно в начальной школе, стесняясь и боясь насмешек , попадали в неловкую ситуацию. Если ребенок участвует в спортивных соревнованиях или других мероприятиях , следует чаще обращать на него внимание.

Слайд 14

Важнейшей задачей является проблема психологической реабилитации ребенка с диабетом . Она имеет два аспекта: как правильно подготовить класс и объяснить, что ребенок имеет диагноз сахарный диабет ( почему он должен есть по времени; что такое гипогликемия; как помочь ему в критической ситуации и т.д.) и как помочь ребенку вернуться в класс после установления диагноза. Здесь много сложностей – не всегда родители больного ребенка хотят, чтобы в классе знали о диабете : опасаются (и часто не без основания ), что ребенка будут дразнить.

Слайд 15

Как поступить в этом случае классному руководителю? Прежде всего, следует все-таки наладить контакт с родителями в решении этого вопроса, так как удержать в тайне наличие заболевания невозможно. Дети в детском саду и в начальной школе внешне меньше переживают, что они чем-то отличаются от других детей. Им просто нужно напоминать о времени еды, замерах сахара и инъекции инсулина. Бывают дети, которые боятся насмешек товарищей; стесняются кушать на перемене; при низком уровне сахара в крови на уроке, постесняются вынуть сок из портфеля и выпить его; лишний раз не поднимут руку, отпроситься в туалет и т.д.

Слайд 16

Сложности определенного плана существуют и у детей старшего возраста. Они могут уже самостоятельно делать инъекции инсулина, измерять уровень сахара в крови, следить за временем приема пищи . Однако , психологически этот возраст , с учетом заболевания, является очень сложным.

Слайд 17

Подростки в этом возрасте осознают болезнь как причину, ограничивающую их жизнедеятельность во многом: в выборе профессии – не все они доступны людям с диабетом; в необходимости делать уколы, ограничивать себя в еде, соблюдать режим , осуществлять самоконтроль и т.д. Поэтому для них характерно состояние стресса , депрессии, неуверенности в своих силах. А если еще в силу тяжелого течения заболевания ребенок остается в одиночестве, не входит ни в одну классную группу, не имеет друзей , ему приходится совсем тяжело.

Слайд 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1 . Ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет всегда должен иметь в легкодоступном месте при себе глюкозу (сок, средство от гипогликемии ), особенно в классе, во время спортивных соревнований, занятий физкультурой , во время игр и экскурсии. 2. Если Вы являетесь классным руководителем или воспитателем, убедитесь в том, что другие учителя (воспитатели) знают о заболевании вашего воспитанника , постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники. 3 . Если ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет, говорит Вам, что плохо себя чувствует, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой – только с сопровождающим .

Читайте также:  Помочь себе при сахарном диабете 2 типа

Слайд 19

4. Никогда не задерживайте ребенка с диагнозом сахарный диабет в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол, замерить уровень сахара в крови и пообедать. 5. Ребенок (подросток), имеющий диагноз сахарный диабет, даже в малом возрасте, знает многое о своей болезни и особенностях ее проявления. Поэтому , если такой ребенок обращается к Вам и говорит, что он чувствует себя плохо , пожалуйста , прислушайтесь к нему и примите правильное решение .

Слайд 20

6. Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет не должны стать объектом особого внимания. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети (подростки). С той лишь разницей, что в рамках их заболевания они требуют дополнительной заботы . 7. Чтобы дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет чувствовали себя уверенно на мероприятиях, проводимых в школе и детском саду они должны принимать участие в них. Это требует дополнительного внимания со стороны воспитателей и преподавателей.

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник

В этой статье вы узнаете:

Сахарный диабет у детей – это серьёзное заболевание, требующее непрерывного контроля и постоянного наблюдения. Становится понятным, почему многие родители при первых же настораживающих симптомах ищут признаки у своего ребенка. Но зачастую всё не так плохо, как может показаться на первый взгляд.

diabet-y-detei

Давайте разберёмся, что же это такое за заболевание, каковы причины его возникновения, как он проявляется у детей и как его можно распознать самостоятельно.

Сахарный диабет – это хроническое заболевание, при котором имеет место повышенный уровень глюкозы в крови из-за дефицита инсулина. Инсулин – это гормон поджелудочной железы, отвечающий за усвоение глюкозы, основного источника энергии, клетками организма.

Диабет бывает нескольких типов. Основными являются 1 и 2 тип.

При 1 типе диабета поджелудочная железа перестаёт вырабатывать инсулин, и требуется его введение извне. Этим типом страдают как взрослые, так и дети. Подробнее на этом типе остановимся ниже.

Сахарным диабетом 2 типа страдают, как правило, люди, имеющие лишний вес. Инсулин поджелудочная железа вырабатывает в достаточном количестве, даже с избытком, однако из-за большого количества жировой ткани он не может правильно «работать», из-за чего глюкоза не усваивается клетками, и растёт её уровень в крови.

Традиционно диабет 2 типа считался болезнью взрослых. Однако с распространением ожирения взгляды поменялись. Сейчас на учёте у эндокринологов стоят и подростки, имеющий лишний вес, и, как следствие, диабет 2 типа.

И это очень печально, поскольку у таких детей развивается ранний атеросклероз, страдают сосуды сердца, головного мозга, глаз, ног, что в дальнейшем приводит к плохим последствиям.

saharniy-diabet-vtorogo-tipa

Наиболее распространенным типом диабета для детей является 1 тип. Он развивается вследствие повреждения поджелудочной железы клетками собственной иммунной системы ребёнка, имеет генетическую предрасположенность и лечится только введением инсулина.

Пики заболеваемости сахарным диабетом 1 типа – 5–7 и 10–12 лет.

Причины возникновения

У детей, имеющих генетическую предрасположенность, под воздействием повреждающих факторов, запускается процесс поломки в иммунной системе. Такими повреждающими факторами чаще всего являются:

  • Инфекции. Некоторые вирусы специфически повреждают клетки поджелудочной железы. К таким относятся вирусы ветряной оспы, краснухи, свинки, цитомегаловируса, Коксаки, ретровирусы.
  • Сильные стрессы.
  • Токсические вещества – тяжёлые металлы, нитраты, красители, некоторые лекарственные препараты.
  • Неправильное питание – избыток еды, углеводов в пище, употребление коровьего молока в первые месяцы жизни.

sacharnii-diabet-detiПод воздействием повреждающих факторов иммунная система начинает вырабатывать антитела – клетки, воспринимающие поджелудочную железу как нечто чужеродное и разрушающие её. Со временем количество работающих клеток поджелудочной железы уменьшается, выработка инсулина снижается, уровень глюкозы в крови повышается.

Из-за нарушения поступления глюкозы в клетки организма, они начинают испытывать энергетический и кислородный голод. Это активирует выработку глюкозы из запасных источников, в первую очередь из жиров и белков. Однако, энергия всё также не поступает к клеткам, уровень глюкозы повышается значительно, что приводит к появлению симптомов сахарного диабета.

Замечено, что чаще диабет обнаруживается в холодное время года, это связано с повышением заболеваемости вирусными инфекциями. Также чаще заболевание начинается в периоды активного роста ребёнка, особенно в переходном возрасте.

Симптомы

То, как будет проявляться диабет 1 типа у детей, частично зависит от возраста. Признаки сахарного диабета у детей до 2–3 лет несколько отличаются от таковых у детей 5–12 лет. Маленькие дети часто не могут объяснить, что конкретно их беспокоит, в то время как подростки очень быстро замечают изменения в себе.

Первые и основные признаки заболевания, на которые следует обратить внимание родителям – это жажда, учащённое мочеиспускание и снижение веса.

  1. Жажда. Ребёнок может выпивать до 10 литров воды в день. Совсем маленькие дети могут плакать, просить грудь или жадно пить смесь. Однако несмотря на обильное питьё, оно не приносит облегчения.
  2. Учащённое мочеиспускание. Ребёнок часто мочится, моча становится прозрачной, как вода. Маленькие дети, которые сами научились ходить на горшок, внезапно перестают контролировать этот процесс, несколько раз мочатся ночью. У грудных детей подгузники приходится менять значительно чаще, чем обычно, они полностью заполнены и протекают.
  3. Снижение веса связано с расходом жировой ткани на образование глюкозы и обезвоживанием.
  4. Кожа ребенка становится сухой, с шелушением, вялой. У младенцев появляются опрелости, не поддающиеся лечению. Западает большой родничок. Появляется диабетический румянец на скулах, щёках, подбородке.
  5. Изменяется аппетит. В начале болезни он значительно повышается, затем снижается и исчезает совсем. Ребёнок истощён.
  6. Появляются боли в животе, тошнота, рвота, у старших детей – запоры, у младших – поносы. Часто таких детей привозят в больницу на скорой помощи с подозрением на аппендицит, и только выполненный анализ крови на глюкозу всё ставит на свои места.
  7. Запах ацетона изо рта связан с распадом жиров и появляется при декомпенсации сахарного диабета.
  8. Если родители вовремя не замечают развитие болезни, страдает нервная система ребёнка. Он становится вялым, сонливым, заторможенным, жалуется на ухудшение зрения. В тяжёлых случаях теряет сознание и впадает в кому, тяжело дыша.
Читайте также:  Кома при диабете признаки лечение

diabet-sakharnii

Зачастую сахарный диабет 1 типа, как диагноз, обнаруживается у ребёнка, уже находящегося в состоянии декомпенсации. Родители ищут причину плохого самочувствия, но про диабет не думают. И только когда ребёнок находится в тяжёлом состоянии, вызывают скорую помощь. Нужно быть особенно внимательным к детям, недавно переболевшим ветрянкой, краснухой или свинкой, особенно при появлении у них вскоре после болезни вышеописанных симптомов.

Диагностика

Как же определить наличие заболевания у ребёнка?

Как правило, диагноз сахарного диабета 1 типа не вызывает сомнений. Чаще ребёнок поступает в стационар в состоянии средней тяжести с запахом ацетона изо рта и истощенный. Выявляется значительное повышение уровня глюкозы в крови, и в срочном порядке начинается лечение.

Существуют основные и дополнительные критерии диагностики заболевания.

Основные критерии диагностики сахарного диабета:

  • Глюкоза в крови натощак более 6,1 ммоль/л (кровь из пальца) или более 7 ммоль/л (венозная кровь).
  • Глюкоза в крови через 2 часа после проведения глюкозотолерантного теста – более 11,1 ммоль/л.
  • Глюкоза в крови при случайном определении и наличии симптомов сахарного диабета – более 11,1 ммоль/л.
  • Уровень гликированного гемоглобина  ≥ 6,5%.

deti-i-diabetУровень глюкозы в крови натощак определяется после 8–14 часов голодания. В норме он составляет не более 5,5 ммоль/л в крови из пальца и не более 6,1 ммоль/л в венозной крови.

Если уровень глюкозы пограничный (5,6–6,1 ммоль/л для крови из пальца), выполняется глюкозотолерантный тест. После сдачи анализа крови на глюкозу натощак, ребёнку предлагается выпить раствор, содержащий глюкозу (1,75 г на 1 кг веса, но не более 75 г). Через 2 часа анализ повторяется. В норме после глюкозотолерантного теста уровень глюкозы составляет не более 7,8 ммоль/л, при показателе более 11,1 ммоль/л говорят о сахарном диабете.

Гликированный гемоглобин – это показатель, отражающий среднесуточный уровень глюкозы в крови ребёнка в течение последних 90–120 дней. В норме он не превышает 5,5%, при диабете он составляет 6,5% и выше.

В некоторых случаях для того, чтобы определить, с каким же типом диабета мы имеем дело, используются дополнительные методы диагностики:

  • Определяется уровень инсулина в крови: при сахарном диабете 1 типа он снижен, 2 типа – в норме или повышен.
  • Определяются антитела к клеткам поджелудочной железы, инсулину и ферментам, помогающим усваиваться глюкозе: ICA, IAA, GADA, IA2A.
  • В редких случаях необходима генетическая диагностика.

Лечение

Лечение у детей начинается с обучения маленьких пациентов и их родителей в школе больного сахарным диабетом. Ребенка и родителей обучают основам питания при диабете, правилам и способам введения инсулина, расчёту необходимой дозы. Объясняют, почему необходим самоконтроль и что делать в непредвиденных ситуациях.

Питание при сахарном диабете 1 типа должно быть сбалансированным. Оно не должно сильно отличаться от питания у здорового человека, однако все-таки необходимо ограничить простые углеводы (сахар, хлебобулочные изделия, мёд и др.). В школе расскажут, что такое хлебные единицы, как их рассчитать и какое количество инсулина необходимо на этот показатель уколоть.

Основные правила питания при сахарном диабете 1 типа у детей:

  • produkti-pitania-pri-diabeteОграничить легкоусвояемые углеводы и увеличить употребление сложных (клетчатки, содержащейся в овощах, муке грубого помола, бобовых).
  • Употреблять достаточное количество белка.
  • Ограничить употребление животных жиров и увеличить – растительных, а также рыбы. В них содержатся незаменимые омега-полиненасыщенные жирные кислоты, улучшающие состояние сосудов.
  • При необходимости возможно использование сахарозаменителей, но в небольших количествах и только у детей старше 5 лет.

Детям, болеющим сахарным диабетом 2 типа, кроме вышенаписанного, рекомендуется уменьшить энергетическую ценность рациона. Это способствует снижению веса и само по себе является лечебным мероприятием.

Второй важный момент в лечении – адекватные физические нагрузки. Они помогают усваиваться глюкозе клетками мышц, повышают их тонус, препятствуют набору веса. Нагрузки должны быть аэробными, 2–3 раза в неделю.

И всё-таки основа лечения диабета 1 типа – это инсулинотерапия.

Только введение инсулина поможет стабилизировать состояние и спасти жизнь ребёнку.

Инсулинотерапия начинается сразу же, как только диагноз сахарного диабета становится ясным. Если ребёнок находится в тяжёлом состоянии, инсулин сначала вводят в вену, если ребёнок стабилен, то подколки назначаются под кожу.

insulinovaja-pompaИнсулиновая помпа

Инсулин бывает нескольких видов. Инсулин длительного действия вводится 1–2 раза в день. Он имитирует работу здоровой поджелудочной железы вне приёмов пищи. Инсулин короткого действия вводится непосредственно перед приёмом пищи, его доза рассчитывается в зависимости от объёма порции и содержания углеводов в ней.

Инсулин длительного действия вводится подкожно в места, из которых он будет всасываться медленно и равномерно – переднюю поверхность бедра и ягодицы. Для быстрого всасывания инсулин короткого действия вводится под кожу живота или плеча. Места введения инсулина должны чередоваться для предотвращения образования «шишек», либо наоборот, истончения подкожного жирового слоя.

Современные тенденции в инсулинотерапии

  • Использование специальных систем, шприц-ручек, для введения инсулина. Ими удобно дозировать инсулин, иглы у шприц-ручек подбираются по размерам в соответствии с конституцией человека.
  • Использование аналогов инсулина, которые несколько отличаются по своей структуре от обычного инсулина, в связи с чем гораздо медленнее или быстрее всасываются, их можно использовать 1 раз в день (аналоги длительного действия) или непосредственно перед едой (аналоги ультракороткого действия). Это помогает избавиться от пиков действия, характерных для генноинженерных инсулинов, а, следовательно, и от скачков уровня глюкозы в крови.
  • Использование инсулиновых помп, которые представляют собой миниатюрное устройство, вводящее инсулин в заданном режиме. Ребенок постоянно подключен к системе подачи инсулина, и при необходимости может менять количество поступаемого инсулина перед едой и в других ситуациях.

Самые современные помпы могут одновременно оснащаться устройством, контролирующим уровень глюкозы в крови и меняющим количество подаваемого инсулина в зависимости от этого. Такие помпы также помогают значительно улучшить контроль за сахарным диабетом и избежать раннего развития его осложнений.

При сахарном диабете 2 типа возможно назначение таблетированных сахароснижающих препаратов. Однако основу лечения таких детей составляет диета и снижение веса. Эти мероприятия у некоторых маленьких пациентов позволяют достигнуть снижения уровня глюкозы в крови до нормы.

Источник