Опросник пациентов с сахарным диабетом

Опросник пациентов с сахарным диабетом thumbnail

Сахарный диабет — хроническое заболевание, которое может возникнуть независимо от возраста и пола человека. Если присутствует риск появления диабета или болезнь уже выявлена, пациенту дают на заполнение специальную анкету, помогающую вовремя заметить признаки начинающегося недуга и предупредить ухудшение состояния здоровья.

Опросник пациентов с сахарным диабетом

Существуют особые заведения, где помогают больным сахарным диабетом больше узнать о болезни, симптомах, возможных осложнениях и профилактике.

Что за анкета?

Если по результатам анализа на гликемию предполагается присутствие диабета, человеку предлагают пройти специальное анкетирование. Тест проводят, если вдобавок у предполагаемого диабетика имеется генетическая склонность к болезни или чрезмерный вес. Для пациентов с сахарным диабетом 1 или 2 типа проводятся опросы, посредством которых можно выяснить, существует ли опасность заболеть СД, насколько больной знаком с заболеванием, его признаками, способами лечения нарушенного уровня сахара. А также результаты теста показывают, способен ли больной самостоятельно контролировать глюкозу.

Результаты такого опроса способствуют выявлению или опровержению диабета. Анкета для больных сахарным диабетом состоит из 8-и пунктов и представляет собой список вопросов с вариантами ответа. Выбрать можно только один из предложенных вариантов. За каждый ответ начисляются баллы, по итогу их следует суммировать, чтобы получить соответствующее заключение.

Опросник пациентов с сахарным диабетомВариант анкеты для определения возможного развития заболевания у человека.

Вернуться к оглавлению

Какие входят вопросы в анкету для больных СД?

1. Возраст (полных лет):

  • менее 45-и (0);
  • 45—54 (2);
  • 55—64 (3);
  • старше 65-и (4).

2. Присутствие избыточного веса по формуле А: В=С, где А — вес (кг); В — рост (м); С — ИМТ (кг/м2):

  • < 25 (0);
  • 25—30 (1);
  • > 30 (3).

3. Обхват талии:

У мужчин:

  • < 94 см (0);
  • 94—102 см (3);
  • > 102 см (4).

У женщин:

  • < 80 см (0);
  • 80—88 см (3);
  • > 88 см (4).

4. Как часто в меню присутствуют ягоды, фрукты, овощи:

  • каждый день (0);
  • реже (1).

5. Длительность физ. нагрузок насчитывает полчаса в день или 3 часа в неделю:

  • да (2);
  • нет (0).

6. Помогают ли медикаменты снизить давление:

  • нет (0);
  • да (2).

7. Повышается ли гликемия в период беременности, лечения болезней, превентивного врачебного осмотра:

  • нет (0);
  • да (5).

8. Генетическая расположенность к диабету:

  • отсутствует (0);
  • диабет у родственников 2—4 линии (3);
  • диабет у родственников первой линии (5).

Анкетирование проводится анонимно и бесплатно. Вариантов опроса много, каждый из них имеет свою расшифровку и перечень преследуемых целей.

Вернуться к оглавлению

Вывод по сумме баллов

Опросник пациентов с сахарным диабетомМинимальное количество баллов свидетельствует о хорошем здоровье.

  1. Сумма до 7-и баллов — минимальное количество. Угроза диабета при таком результате очень мала, составляет 1% из 100.
  2. Общее число баллов 7—11 — риск развития болезни возрастает до 4%. Этот результат указывает на прекрасное состояние здоровья и правильный распорядок жизни. Рекомендуется не сворачивать с этого пути.
  3. Суммарный итог 12—14 баллов — вероятность проявления патологии 17/100%. То есть образование нарушений уровня глюкозы в крови вполне вероятно. Желательно сходить на прием к доктору и пересмотреть жизненный уклад.
  4. Совокупность баллов от 15-и до 20-и — процент возникновения повышается до 33-х. При таком результате пациент должен срочно определить концентрацию сахара в плазме крови. Плюс к этому следует проверить гликемию у близких родственников (родители, дети, братья, сестры и т. д.), ведь скорей всего уровень сахара окажется выше нормы. Возможно, потребуется принять лекарства, нормализующие количество глюкозы.
  5. Число баллов, превышающее 20, означает, что пациент либо уже болен диабетом 2 типа, либо вероятность выявления недуга — 50%. Требуется срочно проконсультироваться с доктором, чтобы стабилизировать состояние здоровья и не допустить осложнений. Стиль жизни нужно поменять в корне, отказаться от вредных привычек, питаться, придерживаясь индивидуальной диеты, уделять больше времени физическим упражнениям.

Анкетирование для диабетиков проводят совместно с анализом крови на гликемию. Выявление СД требует срочного похода к врачу и последующего соблюдения всех его рекомендаций. Это важно, так как сахарный диабет — заболевание, поражающее со временем все органы человека и способствующее развитию сопутствующих патологий, от которых трудно избавиться, если вовремя не принять меры.

Источник

Данная анкета разработана International Diabetes Federation и переведена на русский язык.
Отвечать могут больные сахарным диабетом, родители детей с сахарным диабетом.
Страна проживания и город не имеют значения. Тип диабета 1.
На вопросы, прошу ответить максимально четко и подробно.
По желанию можно выслать файлом по почте LYKSYRA@yandex.ru
1) Имя
2) Возраст
3) Пол
4) Сколько Вам было лет, когда появился сахарный диабет (СД)- (укажите тип диабета)
5) Вы используете инсулиновую помпу или шприц-ручки ( указать название помпы или название шприц – ручки)
6) Название инсулина
а) суточная доза инсулина короткого и продленного действия для шприц ручек и однократная доза препарата на завтрак, обед, ужин, + доза продленного инсулина
б)суточная доза препарата для пользователей помпой
7) Дата последнего посещения эндокринолога?
8) Были ли у Вас госпитализации за последние: а) 6 месяцев?
б) за последний год?
По какой причине были госпитализации?
9) Каково Ваше последнее значение гликированного гемоглобина ( HbA1c)?
(если вы имеете предыдущие результаты гликированного гемоглобина, прошу вписать дату и результат ниже)
10) Бывают ли у Вас гипогликемии?
11) ВЫ можете почувствовать гипогликемии?
12) Можете ли вы почувствовать гипогликемию ночью?
13) Во время сна?
14) Были ли у Вас тяжелые гипогликемии?
а) за последние 6 месяцев?
б) за последний год?
( тяжелые, это с потерей сознания, или когда самостоятельно вы не могли оказать себе помощь)
15) Занимаетесь ли Вы спортом или любыми физическими нагрузками? ( Если да, просьба указать а) какими – б) как часто? в) какой вид спорта?
Сколько времени Вы тратите на упражнения или спорт? а) в течении дня б) в неделю
16) Вы занимаетесь регулярно или нет?
17) а) У Вас имеются осложнения сахарного диабета б) другие проблемы со здоровьем?
( Если да, укажите какие)
18) Какие препараты Вы принимаете кроме инсулина, для лечения осложнений или других проблем со здоровьем? ( название)
19) Регулярно ли Вы принимаете лекарства?
а) были пропуски введения инсулина?
б) были пропуски по принятию других препаратов?
20) какие препараты Вам выдают бесплатно? (перечислить)
а) как часто выдают бесплатно данные препараты?
21) Какие препараты Вы покупаете самостоятельно? (перечислить)
а) как часто Вы покупаете эти препараты?
22) какая сумма в месяц идет на покупку данных препаратов? (указать в рублях или в долларах )
23) Компенсируют ли Вам покупку препаратов? ( если да, то кто и в каком размере)
24) Получаете ли Вы санаторно – курортное лечение?
а) как часто?
25) Покупаете ли Вы путевки за свой счет?
а) какая сумма идет на приобретение путевки?
26) Как часто вы контролируете уровень сахара в крови? ( если Вы используете сенсор для непрерывного мониторирования сахара в крови, укажите название сенсора и как часто вы его меняете)
а) указать сколько проверок в день?
б) если вы контролируете сахар не каждый день, укажите сколько проверок в неделю/ в месяц вы делаете?
27) Регулярно ли вы проверяете уровень сахара в крови?
28) Ведете ли Вы дневник самоконтроля?
а) регулярно?
б) если нет, указать в каких случаях ведете дневник самоконтроля.
29) Ведете ли вы подсчет ХЕ? ( хлебных единиц)
30) Имеется ли в вашем городе или области диабетическая ассоциация?
(если да – а) указать название, б) – как часто проходят встречи вашей ассоциации?)
31) Укажите страну проживания и город
32) Укажите проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь:

Читайте также:  Какой гормон не хватает при сахарном диабете

Наталья, молодец! анкетка хорошая, мне нравится!

Наталья, а Вы бы привели эту анкету к виду, предполагающему более удобную форму для ответов на вопросы

Дмитрий, например? )) в принципе, под теми же номерами можно отвечать..

1) Дмитрий
2) 39
3) м
4) 25 СД1
5) даже если инсулин выдают в шприц-ручках, пользуюсь обычными шприцами
6) Лантус, Апидра, Хумалог
а) суточные дозы: Лантус – 14, Апидра – 50, завтрак – 10, обед – 10, ужин – 10
б)
7) 14 июня
8) нет
9) 5,6 (май 2011), 2,8 (март 2008)
10) постоянно
11) да
12) нет
13) нет
14) постоянно
15) нет
16) нет
17) а) нет
б) да, гипертония
18) Моноприл, Физиотенз, Нифекард, Детралекс, Вессел Дуэ Эф, Мильгамма
19) да
а) нет
б) нет
20) Лантус, Апидра, Хумалог
а) 1 раз в два месяца
21) Моноприл, Физиотенз, Нифекард, Детралекс – 1 раз в месяц, Вессел Дуэ Эф, Мильгамма – 2 раза в год
22) 2000 руб. – 1 раз в месяц, 2 раза по 7000 в год
23) нет
23) дважды был в санатории Петродворца
24) нет
25) регулярно
а) 40 раз в сутки
26) регулярно
27) нет
б) только при нахождении в больнице
28) очень приблизительно
29) да
а) Диабетологический центр
б) эндокринолог – 1 раз в два месяца, подиатр, окулист – 1 раз в полгода
30) Россия, Санкт-Петербург
31) невозможность в нужный момент попасть к какому-либо специалисту, огромные, некомпенсируемые затраты на лекарства

Дмитрий, я надеюсь, Наталья разрешит задавать уточняющие вопросы. А почему Вы пользуетесь обычными шприцами? Ведь ручки удобнее, нет?

Дмитрий, Данная анкета еще предназначена для детей и родителей, которые впервые столкнулись с данным заболеванием. Такая развернутая форма, как мне кажется, будет более понятна для “новеньких людей” и она раскрывает все максимально четко )))
Но если у Вас есть предложения и идеи, я их обязательно учту ))

Наталья, а куда пойдёт информация и какой смысл обсуждать стаж, если у человека (например) передозоровка ночного инсулина, а он об этом даже не подозревает и каждую ночь попадает в гипогликемию?
Вопрос риторический..

Борис, Личные данные распространяться не будут. Они нужны для моей личной статистики, которая пойдет в работу по СД.
Ну а по поводу гипогликемии – мы говорим о явных, а не о скрытых. Чтобы определить скрытые – необходимо проводить мониторирование глюкозы с помощью сенсоров.

Наталья, я это понимаю, примерно..)
Я спрашиваю – лично Вы и другие медработники в этой группе можете давать
(новую, интересную, полезую) информацию для больных диабетом?
Тогда и на вопросы Ваши отвечать будут веселее.
Только не задавайте мне вопрос – “а что Вас интересует?”
Меня, и не только меня, интересут новая и свежая информация по нашему заболеванию.
Приборы, идеи, методики, таблицы, графики и т. д.

Людмила, как раз нет. Использование шприц-ручки для меня неудобно. А конкретнее – неудобно для впрыскивания производить нажатие большим пальцем.

Борис, Наталья собирает данные для себя:),это анкета.Всё остальное это работа руководства группы.

Наталья, над предложениями подумаю. А вот есть и замечание – повторяющийся номер вопроса 23 ))

Дмитрий, Спасибо, замечание учтено )))

Ляна, мне кажется, что мы ВСЕ, по силе возможности, должны что-то делать полезное друг для друга.

Дмитрий, спасибо за ответ))а если Вам надо вне дома подколоться? Наверное, обычным шприцом неудобно?

Наталья, Наташенька, Вы мне в личку скинули интересную инфу.
Замечательно!
Думаю, эта и другаю полезная всем нам информация, будет интересна и полезна не только мне.

Источник

Общие сведения о болезни

  Как известно сахарным диабетом считают одно из видов хронических заболеваний, которые не поддаются полному излечению, а только поддержанию организма в нормальном состоянии благодаря медикаментозным препаратам определенного вида. Это существенная проблема, способная инвалидизировать большое количество трудоспособного населения, довольно серьезный бич, которые наносит существенные экономические затраты, возлагающиеся на финансирование медицины во всех странах.

Читайте также:  Гестационный сахарный диабет нормы показатели

  Данное заболевание может проявиться у людей всех возрастов, то есть как у детей, взрослых, так и пожилых. Одним из самых важных аспектов для больных сахарным диабетом является лечение и профилактика. В данном случае особому контролю подвергается уровень сахара в крови пациентов. Для этого каждый больной сахарным диабетом должен постоянно измерять его самостоятельно.

Сахарный диабет

Сахарный диабет

  Большой популярностью пользуются специализированные школы, работа которых направлена на изучение основных фактов заболевания и методов влияния на нормализацию общего состояния организма пациентов.

  Госпитализированному больному в первую очередь предоставляется возможность ознакомиться с необходимой литературой о заболевании, а также ответить на ряд вопросов, из которых состоит анкета. С ее помощью определяется уровень осведомления больных о сахарном диабете, а также наличие или отсутствие заболевания вообще.

  Анкетирование проводится для каждого человека, подозревающего, что он болен сахарным диабетом. Восемь предложенных вопросов включают несколько ответов, среди которых требуется выбрать наиболее подходящий для себя. Каждый ответ пациентов составляет определенное количество баллов. Закончив отвечать на вопросы, их требуется сложить и получить число, согласно которому определить риск развивающегося заболевания.

  Заполненную анкету сможет проконсультировать лечащий врач или медицинская сестра, то есть ответить на ряд вопросов или огласить результат.

Типовая анкета для больного

  Анкеты для пациентов разных возрастов содержат вопросы соответствующие годам. Например: для детей суть вопросов будет немного отличаться от вопросов, предложенных для взрослых.

  Для того чтобы убедиться в наличии или отсутствии диабета второго типа требуется ответить на следующие вопросы.

  • Сколько вам лет.

а) до сорока пяти- результат ноль;

б) от сорока пяти до пятидесяти четырех- два балла;

в) от пятидесяти пяти до шестидесяти четырех- три балла;

г) более шестидесяти пяти- результат четыре.

  • Есть ли у вас избыточная масса тела или ожирение. для этого требуется подставить значения веса и роста в формулу: А:В=С, где А- вес пациентов (кг.); В-рост(м.); С-индекс (кг/м2).

Заполнение анкеты

Заполнение анкеты

а) С — менее двадцати пяти- ноль баллов;

б) С — от двадцати пяти до тридцати- один балл;

в) С – более тридцати- результат три.

  • Измерьте окружность талии.

  Для пациентов мужчин:

а) менее девяноста четырех сантиметров- ноль баллов;

б) от девяноста четырех до ста двух сантиметров- три балла;

в) более ста двух сантиметров- четыре балла.

  Для пациентов женщин:

а) менее восьмидесяти см.- ноль баллов;

б) от восьмидесяти до восьмидесяти восьми см.- три балла;

в) более восьмидесяти восьми см.- четыре балла.

  • Частота употребления в пище овощей, ягод и фруктов.

а) ежедневно- ноль баллов;

б) реже, чем каждый день- один балл.

  • Время, потраченное на физические упражнения, занимает тридцати минут ежедневно или около трех часов на протяжении недели.

а) положительный ответ — результат два;

б) отрицательный ответ — ноль баллов.

  • Артериальное давление снижаете медикаментозными препаратами.

а) отрицательный ответ- ноль баллов;

б) положительный ответ- два балла.

  • Повышаются ли у вас показатели уровня глюкозы в крови во время диспансеризации, профилактического осмотра, беременности или при лечении какого-либо заболевания.

а) отрицательный ответ- ноль баллов;

б) положительный ответ- результат пять.

  • Наследственная предрасположенность. Наличие родственников с сахарным диабетом первого или второго типа.

а) таких нет — результат ноль;

б) сахарный диабет у дедушки, бабушки, тети, дяди или двоюродных братьев/сестер- три балла;

в) у папы, мамы, брата/сестры или у детей- пять баллов.

  Посчитайте сумму полученных баллов, для того чтобы определить уровень риска возникновения сахарного диабета второго типа на протяжении следующих десяти лет жизни.

Расшифровка результатов анкеты

Анкета

Анкета

  Показатель, который составляет менее семи баллов, считается определенно низким. Риск заболеть сахарным диабетом составляет один процент из ста возможных.

  От семи до одиннадцати процент возникновения заболевания растет до четырех. Это означает, что вы обладаете хорошим здоровьем и ведете вполне нормальный образ жизни. Продолжайте в том же духе.

  От двенадцати до четырнадцати составляет семнадцать процентов из ста возможных. Сахарный диабет возможен. В этом случае рекомендуют посетить врача, а также принять меры для изменения образа жизни.

  От пятнадцати до двадцати баллов показатель считают довольно высоким и составляющим около тридцати трех процентов вероятности. Следует немедленно измерить уровень глюкозы в крови не только у себя, но и детей и всех остальных членов семьи, так как вполне вероятно, что он превышает допустимые нормы. Понадобятся медикаментозные препараты, снижающие уровень глюкозы.

  Если больше двадцати, то это показатель очень высокого уровня вероятности, составляющего пятьдесят процентов вероятности заболеть сахарным диабетом второго типа. Вероятнее всего он уже есть, что означает немедленно обратиться к врачу для нормализации состояния организма. Образ жизни при таком результате требуется изменить. Как минимум сесть на специальную диету, предназначенную для диабетиков.

Источник

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: По данным анкетирования выявить лиц, нуждающихся в лабораторном исследовании углеводного обмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

1. Ответить на вопросы анкеты. 2. При помощи оценочной шкалы оценить каждый ответ. 3. Вы­числить итоговую оценку ответов, суммировав положительные и отрицательные оценочные баллы.

АНКЕТА

Примечание: оценка ответов при помощи оценочной шкалы проводится с вопроса  №3.

Возраст_______   Пол_______ Рост_________   Вес_________

1. Наблюдаетесь ли Вы у эндокринолога по поводу сахарного диабета? ДА – 1
НЕТ – 2
2. Ваша масса при рожде-нии? Не знаю – 1
более 4500 г – 2
менее 2500 г – 3
в пределах 2500-4500 – 4

ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА

Муж/ Жен

3. Имеется ли у Вас пос-тоянная сухость во рту? ДА –
НЕТ –
1,62
0
2,07
0
4. Беспокоит ли Вас пос-тоянная жажда, не свя-занная с употреблением соленой пищи, жаркой погодой и т.п.? ДА –
НЕТ –
1,26
0
1,89
0
5. Имеете ли Вы повы-шенный аппетит? ДА –
НЕТ –
0,78
0
0,85
0
6. Имеется ли у Вас пос-тоянная слабость? ДА –
НЕТ –
0,69
0
0,94
0
7. Беспокоит ли Вас зуд кожи? ДА –
НЕТ –
0,96
0
1,36
0
8. Имеются сейчас или были ранее гнойничковые заболевания кожи? ДА –
НЕТ –
0,82
-0,41
0,38
-0,08
9. Имеется ли у Вас потребность в жидкости между завтраком, обедом и ужином? Обычно нет –
1-2 стакана в день –
До 1л. в день –
Более 1л. в день – 
-0,49
-0,3
0,73
0,67
-0,99
-0,71
1,43
1,43
10. Как изменилась Ваша масса в течение послед-него года? Не изменилась –
Увеличилась –
Уменьшилась –
-0,65
0,13
1,3
-0,56
-0,33
1,5
11. Кто из Ваших близких родственников (живых или умерших) страдал сахарным диабетом? Никто –
Не знаю –
Родители(отец, мать)-
Бабушка, дедушка –
Брат, сестра –
Дядя, тетя – 
-0,31
-0,03
-0,28
-0,54
0,38
1,08
-0,02
-0,72
-0,16
-2,26
1,53
-0,26
12. Можете ли Вы обхо-диться без сладостей? ДА –
НЕТ –
0,42
0,19
0,25
0,51
13. Фактическая масса в сравнении с “идеальной” (рост в см минус 100) оценивается врачом!   Меньше на 11-20кг –
Меньше на 21 кг и более –
В пределах от –10кг до +10кг –
Больше на 11-20 кг –
Больше на 21кг и более –
-0,57
1,07
-0,71
0,37
2,2
-1,87
0,9
-0,59
0,12
1,81
Читайте также:  Мазь во влагалище при сахарном диабете

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:_____________________

2. При итоговой оценке теста 3.0 и более баллов вероят­ность диабетического нарушения углеводного обмена достаточно высока, анкетируемый принадле­жит к группе риска, и ему необходимо пройти лабораторное обследование.

ВЫВОД: (отметить, относится ли испытуемый к группе риска заболевания сахарным диабетом).

Подпись преподавателя –              

ЗАНЯТИЕ 4 (7)

« »——————————-2017 г.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Итоговое занятие по разделу ” Регуляторные системы  организма “

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ.

1. Тестирование степени усвоения материала предшествующих занятий по данным разделам пред­мета;

2. Рассмотрение вопросов физиологии ЦНС и ЖВС с позиций медицинской физиологии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К:

ТЕСТИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.

Используйте вопросы предшествующих занятий данных разделов.

СЕМИНАРСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.

1. Представление об интегративной функции нейрона и ЦНС, системной организации функций мозга по принципу взаимодействия проекционных, ассоциативных и интегративно-пусковых систем.

2. Спинной мозг, его проводниковые и рефлекторные функции. Соматические и вегетативные центры спинного мозга. Спинальные рефлексы у человека и их клиническое значение. Спинальный шок, его механизмы.

3. Продолговатый мозг и мост, их проводниковая и рефлекторная функция. Виды автоматических и рефлекторных центров.

4. Средний мозг, его проводниковая и рефлекторная функции. Представление о функциях структур среднего моз­га (четверохолмия, красного ядра, черного вещества, ядер 3 и 4 пар черепномозговых нервов, центрального серого вещества).

5. Мозжечок, его координирующие и стабилизирующие влияния на моторную функцию. Участие в процессах регуля­ции вегетативных функций.

6. Ретикулярная формация ствола мозга, ее нисходящие влияния на соматическую и вегетативную рефлекторную деятельность спинного мозга. Восходящие влияния на кору больших полушарий мозга.

7. Представление о таламусе как о коллекторе афферентных путей. Функциональная характеристика специфи­ческих (релейных, ассоциативных) и неспецифических ядер таламуса. Таламо-кортикальные взаимоотношения и их значение в интегративной деятельности мозга.

8. Представление о гипоталамусе как высшем подкорковом вегетативном центре, обеспечивающем интеграцию со­матических, вегетативных и эндокринных функций. Характеристика его основных ядерных групп, особенностей их нейронов (нейрорецепция и нейросекреция). Представление о его роли в управлении гомеостатическими процессами, в формировании мотиваций, эмоций, стресса и биоритмов.

9. Лимбическая система, участие ее компонентов (гипоталамуса, амигдалы, гиппокампа, лимбической коры) в реализации функций, направленных на сохранение вида и индивидуума, в формировании мотиваций, эмоций, в организации памяти.

10. Базальные ядра. Их связь со структурами экстрапирамидной системы и роль в формировании сложных двига­тельных актов. Значение двусторонних связей хвостатого ядра с корой больших полушарий.

11. Кора больших полушарий головного мозга, ее афферентные, эфферентные и ассоциативные области, колонковая организация. Представление о локализации функций в коре, полифункциональности корковых областей, пластичности коры. Корково-подкорковые и кортико-висцеральные взаимоотношения. Функциональная асиммет­рия полушарий мозга.

12. Симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы автономной (вегетативной) нервной системы (АНС), их влияние на функции иннервируемых ими органов. Синергизм и относительный антагонизм этих влия­ний. Адаптационно-трофическая роль АНС.

13.Участие гипоталамуса, мозжечка, лимбической системы, ретикулярной формации, коры большого мозга в регу­ляции АНС.

14.Функциональные связи гипоталамуса с гипофизом и их значение в обеспечении интеграции нервных и гумо­ральных регулирующих влияний на вегетативные процессы в организме.

15. Проявления гипер- и гипофункции ЖВС (гипофиза, паращитовидных, щитовидной, надпочечников, поджелудоч­ной, женских и мужских половых желез).

16. Возрастные особенности нервной и гуморальной регуляции функций организма.

17. Представление о влиянии на уровень основного обмена степени функционирования различных желёз внутренней секреции.

18. Понятие питания. Представление о физиологических нормах питания, диетическом и лечебном питании.

19. Понятие биологической полноценности питательных веществ (белков, жиров).

20. Суточная потребность в белке в зависимости от возраста, вида труда, состояния организма. Понятие азотистого равновесия, положительного и отрицательного баланса азота.

21. Суточная потребность в жирах, углеводах, минеральных солях и витаминах.

22. Закон изодинамии питательных веществ (Закон Рубнера), его ограничения.

23. Представление о физиологических основах рационального питания и принципах составления пищевых рационов.

24. Представление об основных видах нарушения обмена веществ в организме.

25. Понятие о гипо- и гипертермии. Представление об условиях, механизмах и значе­нии возникновения этих состояний, возможных неблагоприятных последствиях их чрезмер­ной выраженности.

Источник