Оснащение школ здоровья сахарного диабета

Для чего нужна школа сахарного диабета

Многие годы безуспешно боретесь с ДИАБЕТОМ?

Глава Института: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить диабет принимая каждый день…

Читать далее »

К сожалению, мало кого сейчас удивишь тем, что сахарный диабет встречается все чаще. При огромном потоке информации все-таки грамотность тех, кто страдает сахарным диабетом некоторое время или только недавно узнал о своем диагнозе, оставляет желать лучшего. Для успешного преодоления трудностей, связанных с этим заболеванием, и повышения качества жизни и здоровья, от больных диабетом требуется, прежде всего, жесткая дисциплина в соблюдении всех рекомендаций лечащего врача, отдавать предпочтение здоровому образу жизни. В этом поможет школа здоровья для диабетика.

Особенности заболевания

Говоря о самодисциплине диабетиков, мы подразумеваем, что человек должен быть хорошо осведомлен об индивидуальных особенностях своего диагноза, иметь детальную информацию о болезни и способах преодоления трудных моментов для того, чтобы жить абсолютно полноценной жизнью, несмотря на то, что сахарный диабет может существенно ограничить возможности человека.

Узнав о том, что у вас сахарный диабет, совершенно не нужно отчаиваться. Да, болезнь, к сожалению, не имеет сегодня способа излечения. В зависимости от типа сахарного диабета, лечение имеет разную направленность и рекомендации. Всем уже известно, что диабет бывает двух типов: инсулинозависимый (первого типа) и инсулинонезависимый (второго типа).

Первый тип характеризуется отсутствием или сниженной выработкой инсулина – гормона поджелудочной железы, с помощью которого клетки воспринимают глюкозу. При повреждении аппарата Лангерганса, инсулин не продуцируется бета-клетками или его мало для усвоения циркулирующей в крови глюкозы. Возникает состояние гипергликемии – сахара в крови много, но он не поступает в клетки, организм «голодает». Такой тип заболевания может быть вызван:

  • генетическими причинами;
  • вирусными инфекциями, повредившими поджелудочную железу;
  • снижением иммунитета по другим причинам.

Как правило, первый тип болезни развивается в достаточно молодом возрасте и характеризуется быстрым снижением массы тела на фоне повышенного аппетита и жажды. Наблюдаются симптомы хронической усталости, раздражительности, повышенное отделение мочи в ночное время (никтурия).

Второй тип диабета симптоматически отделить от первого практически невозможно. Но есть особенности:

  • появление заболевания в возрасте после сорока лет;
  • нормальное или слегка пониженное содержание инсулина в крови;
  • высокое содержание глюкозы на фоне нормального количества инсулина;
  • выявление заболевания у больных при обследованиях по поводу других заболеваний или медицинских профилактических осмотрах.

При таких показателях надо понимать, что высокие цифры гипергликемии вызваны инсулинорезистентностью клеток. Различие заболеваний определяет ведущую тактику лечения и профилактики сопутствующих состояний и патологий, которые, как известно, имеют патогномоничную роль при диабете.

Именно профилактика осложнений и сопутствующих сахарному диабету патологических состояний является основной целью обучающей программы в школе пациентов-диабетиков.

Еще принято выделять так называемый сахарный диабет беременных. Он может появиться во время беременности у женщин, имеющих генетическую предрасположенность к данному заболеванию. Спровоцировать наступление состояния гипергликемии у беременной, которая имеет генетическую склонность, может:

  • нагрузка на гормонпродуцирующий аппарат во время беременности;
  • погрешности питания: переедание, злоупотребление сладким, мучным и так далее.

Устанавливается этот диагноз примерно на сроке после 20 недель. Здесь обязательна коррекция питания, назначение адекватной дозы сахароснижающих лекарств или назначение правильной дозы инсулина.

Успех обучения в школе диабета

Несмотря на успехи фармацевтической промышленности в производстве и разработке препаратов для лечения больных сахарным диабетом, достижения исследовательской науки, пациентов с этим заболевание становится все больше.

Это говорит о том, что болезнь не столько подлежит медикаментозному лечению, точнее, успех в достижении его результатов, сколько от желания и дисциплины самих пациентов вести полноценный, активный образ жизни. Возникновение и развитие заболевания также практически в 90 процентах случаев зависит от настойчивости больного.

Сегодня школа для поддержания и укрепления здоровья больных сахарным диабетом является одной из самых популярных форм обучения для таких людей. Организуются они на базе поликлинических учреждений, центров здоровья. Вести занятия в такой школе призваны врачи – специалисты:

  • эндокринологи;
  • офтальмологи;
  • флебологи;
  • хирурги;
  • терапевты.

На занятиях для больных даются знания о самом заболевании сахарным диабетом, осложнениях и их профилактике или сведению последствий таких заболеваний к минимальному уровню. Какие основные знания и помощь, необходимые для больных может предложить подобная школа?

  1. Ежедневный контроль уровня содержания сахара в крови и установление вашего индивидуального приемлемого уровня.
  2. Коррекция или обучение навыкам правильного питания, оптимального именно для каждого пациента.
  3. Профилактика осложнений и управление стрессовыми ситуациями.

Контроль сахара

Каждый больной диабетом, которого приняла на обучение подобная школа, получит знания о том, что необходимо несколько раз в день самостоятельно проводить измерение количества глюкозы в крови. Это необходимо по нескольким причинам.

  1. Понять, какой уровень является самым оптимальным и комфортным.
  2. Разобраться, как ваш организм реагирует на принятие пищи или конкретных продуктов для того, чтобы разработать оптимальное меню.
  3. Скорректировать количество физических нагрузок, которые крайне необходимы в разумных и приемлемых пределах для больных сахарным диабетом.
  4. Отредактировать дозу инсулина или сахароснижающего препарата именно для больных в каждом индивидуальном случае.

Обучают на занятиях пользоваться компактными глюкометрами и правильно вести дневники наблюдений за своим состоянием, чтобы выводы оказались правильными и полезными для дальнейшего лечения.

Читайте также:  Алмаг в лечении сахарного диабета

Правильное питание

Для больных сахарным диабетом крайне важно питаться правильно. Что это значит? При таком диагнозе это утверждение имеет особый смысл. Школа обучает своих учеников не только подбору полезных продуктов, но и учету калорийности, режиму приема и сочетанию различной пищи друг с другом. При диабете важно помнить такие основные моменты.

  1. Необходимо поддерживать нормальный вес. При ожирении или лишнем весе его нужно правильно снижать с помощью сбалансированного питания в сочетании с физическими нагрузками.
  2. Нельзя допускать снижения веса, если больной склонен к худобе. Особенно это характерно для диабета первого типа.
  3. Режим приема пищи существенно отличается от такового вне болезни. Принимать пищу рекомендуется часто – до шести раз в день небольшими порциями. При этом заболевании нельзя допускать длительные голодания, это может повлечь за собой гипогликемию и привести к коме.
  4. В то же время рацион должен быть высококалорийным, чтобы обеспечивать энергетические затраты при недостаточности поступающей в клетки глюкозы.

Преодоление стрессовых ситуаций

Справиться с эмоциональной нагрузкой многим людям помогают такие вредные привычки, как употребление алкогольных напитков, курение сигарет или большое количество пищи. Для пациентов–диабетиков эти вольности не просто недопустимы, но могут привести к губительным последствиям.

На занятиях школы опытные доктора или специалисты – психологи помогут найти правильный выход из подобных ситуаций, расскажут чем можно заменить такие «антистрессоры», проведут профилактические тренинги по укреплению нервной системы.

Справиться с лабильностью нервной системы можно с помощью дыхательных техник, аутотренинга, лечебного массажа, физиотерапевтических процедур.

Заключение

Залог счастливой, нормальной жизни при сахарном диабете – это высокий уровень организованности самого больного, его желание научиться жить со своим диагнозом правильно. Как любой науке, этому нужно учиться и такую возможность нужно получить в школе для диабетиков.

Сегодня в нашей статье речь пойдет о медицинском специалисте, который занимается лечением сахарного диабета и его осложнений. Поскольку данное заболевание является хроническим и достаточно сложным, то наблюдение пациента у профильного врача — хорошее подспорье в контроле над болезнью. Часто диабетолог необходим не только тем, кто уже имеет диагноз, но и всем людям, входящим в группу риска по развитию диабета.

По сути, диабетолог — это эндокринолог с очень узкой специализацией. Такой специалист занимается проведением комплексных мероприятий для качественного контроля над гликемией, а также помогает провести лечение и профилактику осложнений офтальмологического и неврологического характера, занимается изучением общего состояния всей эндокринологической системы.

Чем занимается диабетолог?

В обязанности диабетолога входят следующие процедуры и мероприятия:
  • выбор схемы применение инсулина, если это необходимо
  • своевременное выявление осложнений диабета и их профилактика
  • разработка индивидуальной программы диетического питания
  • разработка плана адекватных физических нагрузок
  • обучение пациента первой самостоятельной неотложной помощи при острых осложнениях диабета (гипогликемия, кетоацидоз и др.)
  • обучение пациента методикам самоконтроля
  • помощь в выделении групп и степени риска развития нарушения гликемии у близких родственников

С другой стороны, в настоящее время в большинстве крупных городов и населенных пунктов созданы Школы диабета, на которые приглашаются сами больные и их родственников. Именно диабетологи или эндокринологи диабетологи на таких занятиях в доступной форме дают необходимые знания для успешного контроля над болезнью, рассказывают о передовых методах лечения и профилактики осложнений. Некоторые специалисты проводят такие занятия в режиме онлайн, что делает их доступными для категорий населения, которым сложно выходить из дома или находящимся в отдаленных районах.

Многие вновь заболевшие пациенты категорически отказываются посещать подобные Школы и боятся вставать на учет к диабетологам. Не нужно бояться! Все перечисленные мероприятия направлены на улучшения качества жизни людей с диабетом, а своевременная профилактика и лечения осложнений — путь к долгой и счастливой жизни, несмотря на поставленный диагноз.

В каких случаях стоит обратиться к врачу диабетологу?

Как уже отмечали, посещение врача диабетолога может понадобиться не только диабетикам, но и всем, кто состоит в группе риска по развитию гипергликемии:

  • люди, имеющие ближайших родственников с таким диагнозом
  • люди старше 45 лет
  • женщины, перенесшие гестационный диабет
  • люди с ожирением
  • дети, рожденные от матерей, перенесших гестационный диабет

Также специалиста нужно посетить при наличии одного или нескольких тревожных симптомов

  • Неутолимая жажда
  • Частое мочеиспускание
  • Резкое снижение работоспособности без очевидной причины
  • Эмоциональная нестабильность
  • Резкое ухудшение зрения
  • Резкое изменение веса в любое сторону без видимых причин

Будьте здоровы!

Задачи и направление работы сестринской помощи при сахарном диабете

В мире существует множество заболеваний, при которых важной является не только роль доктора, но и его помощницы – медсестры. В лечебных учреждениях именно на их плечи ложиться основной уход и контроль выполнения назначений врача. Нельзя недооценивать и сестринский процесс при сахарном диабете, эта категория медиков играет в некоторых случаях далеко не второстепенные роли.

Сахарный диабет

По принятой классификации Всемирной организации здравоохранения различают 2 типа сахарного диабета: инсулинозависимый диабет СД 1 типа и инсулиннезависимый диабет СД 2 типа. Оба этих заболевания достаточно часто встречаются у людей и могут проявиться в любом возрасте. Причин развития может быть несколько, но все они связаны с выработкой гормона инсулина. Не всегда это связано с его нехваткой или отсутствием, количество инсулина может быть в норме и даже выше нее, но клетки внутренних тканей перестают воспринимать его, как следствие, повышение уровня сахара в крови.

Читайте также:  Участие медицинской сестры в профилактике сахарного диабета

Заболевание не имеет каких-либо ярко выраженных симптомов и может длительное время оставаться незамеченным, нанося организму большой вред. Этим оно и опасно, что когда человек узнает о своем диагнозе, уже многие процессы могут быть трудно обратимыми. Не редкость ситуации, что впервые словосочетание «сахарный диабет» больной слышит после гипергликемической комы. Это относится к СД 2 типа, заболевание 1 типа обычно развивается стремительно и быстро заявляет о себе.

Различают 3 стадии развития болезни:

  • Преддиабет. Сюда относят людей из группы риска, то есть тех, у кого имеются родственники с таким диагнозом, те, кто страдает от избыточного веса, лица старше 45 и женщины рожавшие мертвых детей или с массой более 4,5кг.
  • Латентная форма. Это когда заболевание протекает незаметно и в утреннее время, натощак, сахар находится в пределах нормы. Выявить его можно при помощи специального теста на чувствительность к глюкозе.
  • Диабет. Заболевание уже не «скрывается» и его можно диагностировать по внешним признакам: постоянной жажде, частых позывах к мочеиспусканию, резкой потере или наборе веса, кожному зуду, нахождению сахара в моче.

После и вовремя постановки диагноза и уточнения причины возникновения болезни человеку потребуется не только помощь доктора, но и медсестры. Что же входит в это понятие сестринская помощь?

Цели и задачи сестринской помощи

Во-первых, что такое сестринский процесс? Это обоснованная с научной и медицинской точки зрения технология ухода за больным. Его цель – улучшить качество жизни пациента и помогать находить решение как имеющихся, так и тех, которые могут возникнуть в будущем. Исходя из этого, ставятся определенные задачи.

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют DiabeNot. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.

  • На первом этапе, обследования, медсестры помогают составить полную картину развития заболевания. У нее должна быть своя история болезни, в которой внесены все анализы и записаны собственные выводы и наблюдения о состоянии здоровья пациента.
  • На втором этапе производится постановка диагноза, при этом должны быть учтены не только уже имеющиеся, явные проблемы, пациента, но и те, которые могут возникнуть в будущем. Естественно в первую очередь следует реагировать на наиболее опасные для жизни больного симптомы и проявления болезни.  Стоит учитывать, что медицинская сестра должна определить круг проблем, которые могут внести сложности в жизнь пациента. Сюда входят не только медицинские мероприятия, но и профилактические, психологические и работа с родственниками.
  • На третьем этапе вся полученная информация систематизируется, и перед медсестрой ставятся определенные цели, не только краткосрочные, но и рассчитанные на длительный период времени. Все это излагается в плане действий и заносится в историю больного.
  • На четвертом этапе медицинская сестра действует согласно разработанному плану и выполняет комплексные мероприятия, направленные на улучшение состояния пациента.
  • На пятом этапе, по динамики развития болезни и произошедшим положительным изменениям в состоянии больного определяют эффективность сестринского процесса.

Для каждого из пациентов может быть назначен свой вид деятельности медсестры. Первый, когда сестра работает под постоянным наблюдением доктора и выполняет все его указания. Второй, медсестра и врач взаимодействуют, то есть работают сообща и предварительно согласуют между собой все процессы. Третье, независимое сестринское вмешательство, то есть данный медицинский работник действует самостоятельно и оказывает необходимую в данный момент помощь без согласования с врачом.

Особенности работы

К какому бы виду сестринского процесса не относились бы ее действия, она всегда должна полностью контролировать и предугадывать развития процесса. Не зависимо от того, работает она под руководством врача или все делается самостоятельно, этот медицинский работник на 100% несет ответственность за жизнь и здоровье пациента. Это серьезная ответственность.

Как писалось выше, медсестры решают многие проблемы пациентов, помогают им приспосабливаться к «реалиям теперешней их жизни». Сюда входит и составление меню, и первичные сведения о подсчете ХЕ, углеводов и калорий, и общение с родственниками, чтобы научить их помогать больному. Если диабетик инсулинозависимый, то лекция об инъекциях, используемых препаратах и правильном введении тоже ложится на их плечи. Подбор суточной нормы осуществляется врачом, медсестра лишь показывает, куда ставить уколы и как набирать лекарство.

Сестринский процесс при сахарном диабете играет большую роль. Ведь медсестра эта тот человек, с которым можно просто поговорить, найти поддержку и посоветоваться. Все они немного психологи, которые помогают принять это заболевание, научат, как жить полноценно и расскажут какие физические нагрузки надо выполнять. Так что их роль иногда бывает даже более значимой, чем доктора, который просто назначает лекарства.

Source: 1podiabetu.ru

Источник

1. Обязательное оборудование Школы:

– помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2;

– столы и стулья в количестве 15 штук;

– доска (большой блокнот – флипчарт), мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

– информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и пр.).

Читайте также:  Какие показания крови при диабете

2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

– проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;

– принтер, ксерокс,

– программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

– аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;

– зал ЛФК.

3. Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:

Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.

Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенкакукла, набор пеленок.

Школа для желающих бросить куритьгазоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокилайзер, загубники картонные одноразовые.

Перечень учетно-отчетной документации для Школ здоровья

1. Журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья.

2. Медицинская карта амбулаторного больного.

Приложение № 3 к приказу МЗ СО от 19.03.2012 г. № 250-п.

Методика проведения занятий в Школе здоровья для пациентов

С артериальной гипертонией

Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» – 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.015.01:

04 – медицинские услуги по профилактике;

015 – кардиология;

01 – Школа для больных с АГ.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля АГ.

Занятие 1

Что надо знать об артериальной гипертонии?

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические); напольные весы, ростомер, таблицы для определения индекса массы тела, калькулятор для подсчета индекса массы тела, сантиметр для измерения окружности талии; дневники самоконтроля для пациентов артериальной гипертонией (могут представлять собой обычную тетрадь), вопросники по оценке знаний пациентов; информационные материалы для пациентов по теме занятия (плакаты «Органы-мишени при АГ», «10-летний риск смерти от ССЗ в популяциях с высоким риском ССЗ (таблица SCORE)», памятки по факторам риска АГ и самопомощи при гипертоническом кризе); препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

Структура и содержание занятия

1. Вводная часть ~ 15 минут

1.1. Знакомство, представление участников.

1.2. Описание целей обучения.

1.3.Оценка исходных знаний.

2. Информационная часть ~ 20 минут

2.1. Что такое артериальное давление и какой уровень артериального давления принято считать нормальным?

2.2. Что такое артериальная гипертония?

2.3. Факторы риска артериальной гипертонии.

2.4. Изменения в организме при артериальной гипертонии.

2.5. «Органы-мишени» при артериальной гипертонии.

3. Активная часть ~ 10 минут

Проверка усвоения материала.

Перерыв ~ 10 минут

4. Информационная часть ~ 15 минут

4.1. Проявления артериальной гипертонии.

4.2. Что такое гипертонический криз?

4.3. Осложнения артериальной гипертонии: инсульт и инфаркт миокарда.

5. Активная часть ~ 15 минут

Измерение роста, веса, окружности талии, подсчет индекса массы тела и определение должного веса каждого слушателя.

6. Информационная часть ~ 5 минут

Как правильно измерять артериальное давление?

7. Активная часть ~ 5 минут

Измерение артериального давления.

8. Заключительная часть ~ 5 минут

Ответы на вопросы, домашнее задание.

Занятие 2

Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

Оснащение:мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; дневники для пациентов артериальной гипертонией, информационные материалы для пациентов по теме занятия (плакат «Пирамида здорового питания», памятки по правилам здорового питания, питанию при артериальной гипертонии); таблицы энерготрат при различных типах деятельности и калорийности основных продуктов питания, перечень продуктов, содержащих много натрия, образец рациона и пример суточного меню для каждого слушателя; разнообразные упаковки пищевых продуктов.

Структура и содержание занятия

1. Вводная часть ~ 5 минут

Описание цели занятия.

2. Информационная часть ~ 20 минут

2.1. Принципы здорового питания.

2.2. Пирамида рационального питания.

3. Активная часть ~ 20 минут

3.1. Оценка содержимого упаковок пищевых продуктов.

3.2. Подсчет суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого рациона.

Перерыв ~ 10 минут

4. Информационная часть ~ 20 минут

4.1. Как влияет питание на артериальную гипертонию?

4.2. Особенности питания при артериальной гипертонии.

4.3. Особенности питания при избыточной массе тела.

5. Активная часть ~ 20 минут

5.1. Составление суточного меню для пациента с артериальной гипертонией.

5.2. Проверка усвоения материала.

6. Заключительная часть ~ 5 минут

Ответы на вопросы, домашнее задание.

Занятие 3

Источник