Особенности общения с пациентами при сахарном диабете

Особенности общения с пациентами при сахарном диабете thumbnail

Люди с диабетом вынуждены постоянно регулировать состояние своего здоровья, выполняя не очень приятные предписания и рекомендации врачей, соблюдать диету и придерживаться чёткого распорядка дня. Всё это не может не влиять на окружающих его близких людей. В этой статье мы расскажем, как сделать жизнь диабетика приятнее, и каким образом можно поддержать человека с хроническим заболеванием.

Поставьте себя на место диабетика и осознайте, что компенсация диабета — совсем не лёгкая задача

Регулирование симптомов диабета — совсем не лёгкая работа. Она требует большой самоотдачи и усилий от человека, на чьи плечи легли данные трудности. Этот процесс не прощает лени. Диабетик должен регулярно принимать лекарства, придерживаться правильного рациона питания, измерять уровень глюкозы в крови, выполнять физические упражнения. Порой в этом деле бывает вовсе не легко. Помните об этом.

Не давайте рекомендаций по компенсации диабетасимптомы сахарного диабета у женщин

Не стоит давать советы по регуляции диабета, особенно тогда, когда Вас об этом не просят. К тому же не следует слепо верить устаревшим рекомендациям, таким как «Вам нужно просто перестать употреблять в пищу сахар» и так далее. Они не верны. Люди с диабетом знают всю необходимую информацию по компенсации заболевания.

Не рассказывайте пугающих историй про других людей с диабетом

Диабет — это заболевание, которое довольно быстро прогрессирует, если не контролировать его. Без соблюдения всех необходимых мер компенсации, прогнозы об исходе диабета действительно остаются не утешительными. Однако, эндокринологи в один голос говорят о том, что при соблюдении всех мер по регуляции заболевания, шансы прожить долгую и счастливую жизнь очень велики.

Задайте вопрос о том, чем Вы можете помочь

Если Вы хотите выразить своё участие и показать то, что ситуация близкого человека Вам не безразлична, то спросите об этом прямо. Возможно, Ваше видение ситуации ошибочно. Поэтому лучше уточните, чем Вы можете помочь и требуется ли Ваша помощь вообще.

Не выражайте лишних эмоций, когда Ваш близкий человек или родственник вводит себе инсулин или измеряет уровень сахара в кровириск диабета

Близкому Вам человеку будет гораздо сложнее, если ему придётся изолировать себя от Вас во время мониторинга уровня глюкозы в крови. Помните, что необходимые меры для грамотной компенсации диабета. Не реагируйте на это излишним проявлением эмоций.

Помните, что Ваша поддержка очень важна для близкого Вам человека

Помогите ему с выбором полезных продуктов питания. В большинстве случаев продукты, которые полезны для диабетиков, полезны и людям без диабета. Поэтому попробуйте сами воздерживаться от вредной пищи.

Воздержитесь от необдуманных комментариев

Если Вашему близкому человеку был диагностирован сахарный диабет, Вам наверняка захочется поддержать его. Остерегайтесь необдуманных высказываний наподобие сравнивания диабета и, предположим, онкологических заболеваний. «Всё могло быть и хуже, это же не рак» – не лучшие слова поддержки, согласитесь. К тому же, подобными высказываниями Вы умаляете серьёзность диабета.

Не высказывайте своё мнение по поводу показателей гликемии

То, что показывает глюкометр касается только пациента. Уровень глюкозы в крови может быть слишком высоким или слишком низким ввиду многих причин. Неуместные комментарии могут огорчить или разгневать Вашего близкого человека. Воздержитесь от них.

Источник

Âûÿâëåíèå çàêîíîìåðíîñòåé ïðîäóöèðîâàíèÿ ìåäèöèíñêîãî äèñêóðñà âðà÷îì è ïàöèåíòîì, áîëüíûì ñàõàðíûì äèàáåòîì. Îñíîâíûå èíòåíöèè, êîòîðûå ìîæíî âûäåëèòü â äèñêóðñå “âðà÷ – ïàöèåíò”: ïåðâè÷íûé ïðèåì áîëüíîãî, ôèçèêàëüíûé îñìîòð, çàïîëíåíèå èñòîðèè áîëåçíè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÍÅÊÎÒÎÐÛÅ ÇÀÊÎÍÎÌÅÐÍÎÑÒÈ ÎÁÙÅÍÈß ÂÐÀ×À È ÏÀÖÈÅÍÒÀ, ÁÎËÜÍÎÃÎ ÑÀÕÀÐÍÛÌ ÄÈÀÁÅÒÎÌ

Ñ.È. Ìàäæàåâà

Ñîâðåìåííûå ïðîáëåìû ìåäèöèíû ïðèîáðåëè ãëîáàëüíûé õàðàêòåð, è ïîýòîìó âðà÷ äîëæåí âèäåòü è ðàçðåøàòü âîïðîñû, êîòîðûå ñòàâèò ïåðåä íèì æèçíü. Îí ðåøàåò ïðîôåññèîíàëüíûå çàäà÷è, êîòîðûå çàêëþ÷àþòñÿ â ðàçâèòèè ðåôëåêñèâíîãî êëèíè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ, è ñïîñîáñòâóþò ðàçâèòèþ äèñêóðñèâíîé êîìïåòåíöèè ïðîôåññèîíàëüíî-îðèåíòèðîâàííîé íàïðàâëåííîñòè.  ñâîåé äåÿòåëüíîñòè âðà÷ âñòóïàåò â êîììóíèêàòèâíûé ïðîöåññ, è îäíèì èç ïðîôåññèîíàëüíî âîñòðåáîâàííûõ êà÷åñòâ ñïåöèàëèñòà-ìåäèêà ÿâëÿåòñÿ óìåíèå ýôôåêòèâíî îáùàòüñÿ ñ ïàöèåíòîì.

Íåñìîòðÿ íà àêòèâíûå ðàçðàáîòêè â îáëàñòè ìåäèöèíñêîãî äèñêóðñà çàïàäíûõ è àìåðèêàíñêèõ ïîñëåäîâàòåëåé ñîöèîëèíãâèñòèêè, äèñêóðñ-àíàëèçà è àíàëèçà ðàçãîâîðà, ýòíîãðàôîâ ðå÷è, ñîöèîëîãîâ è ïñèõîëîãîâ îòå÷åñòâåííîé ëèíãâèñòè÷åñêîé íàóêè, óñòíûé ìåäèöèíñêèé äèñêóðñ ñòàë îáúåêòîì èçó÷åíèÿ ëèøü â ïîñëåäíèå ãîäû.  öåíòðå âíèìàíèÿ èññëåäîâàòåëåé äî ñèõ ïîð îêàçûâàëèñü òîëüêî åãî ÷àñòíûå àñïåêòû, â îñíîâíîì ëèíãâîïðàãìàòè÷åñêèé è êîãíèòèâíûé àñïåêòû, ïðîáëåìû ìåäèöèíñêîãî òåðìèíîîáðàçîâàíèÿ.

Читайте также:  С сахарным диабетом на железной дороге

Óñòíóþ ìåäèöèíñêóþ êîììóíèêàöèþ îòëè÷àåò äâóõêîìïîíåíòíîñòü êîììóíèêàòèâíîé öåëè. Èíñòðóìåíòàëüíàÿ öåëü, ñïîñîáñòâóþùàÿ îñóùåñòâëåíèþ ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, è òåðàïåâòè÷åñêàÿ öåëü, êîòîðàÿ çàêëþ÷àåòñÿ â îêàçàíèè âîçäåéñòâèÿ íà ïñèõîýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ïàöèåíòà äëÿ åãî ñòàáèëèçàöèè èëè óëó÷øåíèÿ, óñòàíîâëåíèÿ äîâåðèòåëüíûõ îòíîøåíèé ìåæäó íèì è âðà÷îì1. Ê ìåõàíèçìàì, ðåãóëèðóþùèì ïîðîæäåíèå äèñêóðñà, îòíîñÿòñÿ öåííîñòè è íîðìû ìåäèöèíñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ðåãóëÿòîðàìè êîììóíèêàòèâíîãî ïîâåäåíèÿ âðà÷à âûñòóïàþò ïîñòóëàòû ïðîôåññèîíàëüíîé ìåäèöèíñêîé ýòèêè äåîíòîëîãèè. Îñíîâíûìè ïðèíöèïàìè äèñêóðñèâíîé äåÿòåëüíîñòè âðà÷à ÿâëÿþòñÿ ïðèíöèïû óâàæåíèÿ ïàöèåíòà, ïðàâäèâîñòè, ãóìàíèçìà, àêòóàëèçèðóåìûå ïîñðåäñòâîì îñîáûõ äèñêóðñèâíûõ õîäîâ (ýëèìèíèðîâàíèå îöåíî÷íûõ âûñêàçûâàíèé, ñîêðûòèå èíôîðìàöèè, ïîçèòèâíîå ñîäåðæàíèå âûñêàçûâàíèé, äåìîíñòðàöèÿ ýìïàòèè, àäàïòàöèÿ âåðáàëüíîãî óðîâíÿ äèñêóðñà âðà÷à ê óðîâíþ ïàöèåíòà è ò. ä.).

Öåëü äàííîé ñòàòüè ñîñòîèò â âûÿâëåíèè çàêîíîìåðíîñòåé ïðîäóöèðîâàíèÿ ìåäèöèíñêîãî äèñêóðñà âðà÷îì è ïàöèåíòîì, áîëüíûì ñàõàðíûì äèàáåòîì.

Ñàõàðíûé äèàáåò ñåðüåçíîå è êîâàðíîå çàáîëåâàíèå. Ïàöèåíòó íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü äèåòó, èíà÷å ìîãóò áûòü îñëîæíåíèÿ, êîòîðûå ïîâëåêóò çà ñîáîé ñìåðòåëüíûé èñõîä. Íå êàæäûé ïàöèåíò, áîëüíîé ñàõàðíûì äèàáåòîì, ïîíèìàåò ýòî, òàê êàê âíà÷àëå áîëåçíü íå äàåò î ñåáå çíàòü: íè÷åãî íå áîëèò è íè÷òî íå áåñïîêîèò. È áîëüíîé äóìàåò, ÷òî îí çäîðîâ, è íå ñîáëþäàåò ðåêîìåíäàöèè âðà÷à. Âðà÷ äîëæåí ïðåäóïðåäèòü ïàöèåíòà, íàó÷èòü åãî áîðîòüñÿ ñ áîëåçíüþ.

Âðà÷ ÿâëÿåòñÿ ëèäåðîì â ìåäèöèíñêîì äèñêóðñå. Äëÿ íåãî õàðàêòåðíû ÷åðòû, îáóñëîâëèâàþùèå åãî îòíîøåíèå ê îáùåñòâó â öåëîì. Çà íèì îñòàåòñÿ ïðàâî âìåøàòåëüñòâà è ðåøåíèÿ.  äèñêóðñå âðà÷ íàõîäèò èñòî÷íèê ïðèëîæåíèÿ ñâîèõ ñïîñîáíîñòåé, âûõîä ñâîèõ çíàíèé è óìåíèé. Ïðè áåñåäå âðà÷ îáÿçàí âûÿâèòü ïðè÷èíû çàáîëåâàíèÿ, îáúÿñíèòü ïîñëåäñòâèÿ, äàòü ðåêîìåíäàöèè è óêàçàíèÿ.

Äèñêóðñèâíàÿ êîìïåòåíöèÿ ó÷àñòíèêîâ îáùåíèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ÷òî ó÷àñòíèêè îáùåíèÿ, îðèåíòèðóÿñü äðóã íà äðóãà, íà îáùåå äåíîòàòèâíîå ïðîñòðàíñòâî, ôîíîâûå ïðàêòè÷åñêèå çíàíèÿ, íàöèîíàëüíî-ìåíòàëüíûå ñòåðåîòèïû, âûðàæàþò ñâîè èíòåíöèè, ýìîöèè, îòíîøåíèÿ, îöåíêè â ñèñòåìå âûñêàçûâàíèé2.

 äèñêóðñå «âðà÷ ïàöèåíò» ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå èíòåíöèè, âûðàæàþùèå êîììóíèêàòèâíûå íàìåðåíèÿ ãîâîðÿùåãî: ñîîáùåíèå, çàïðîñ èíôîðìàöèè, ïîáóæäåíèå ê äåéñòâèþ.

Äàííûå èíòåíöèè õàðàêòåðíû äëÿ ñëåäóþùèõ ýòàïîâ:

1. Ïåðâè÷íûé ïðèåì áîëüíîãî. Îí ñîñòîèò èç ïðèâåòñòâèÿ, æàëîá ïàöèåíòà, âûÿñíåíèÿ âðåìåíè íà÷àëà çàáîëåâàíèÿ, ïåðâûõ ñèìïòîìîâ. Íà äàííîì ýòàïå ïðåäìåòîì îáùåíèÿ ñòàíîâÿòñÿ äâå ãðóïïû òåì: à) ïðè÷èíû îáðàùåíèÿ ê âðà÷ó (ïîÿâëåíèå ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé, ñóùåñòâîâàíèå ðàçëè÷íûõ ôàêòîðîâ, óñêîðèâøèõ îáðàùåíèå ê âðà÷ó, ïðîñüáû ïàöèåíòà î ïðîõîæäåíèè êàêîãî-ëèáî îáñëåäîâàíèÿ è ëå÷åíèÿ, ðåêîìåíäàöèè òðåòüèõ ëèö èëè íàïðàâëåíèÿ îò äðóãèõ ñïåöèàëèñòîâ); á) æàëîáû ïàöèåíòà (ëîêàëèçàöèÿ ñèìïòîìîâ, õàðàêòåð ïðîÿâëåíèé, ÷àñòîòà, äëèòåëüíîñòü, ïðîòåêàíèå, ñòåïåíü òÿæåñòè, îòÿãîùàþùèå è ïàëëèàòèâíûå ôàêòîðû, ñîïóòñòâóþùèå ñèìïòîìû, àäàïòàöèÿ ê çàáîëåâàíèþ).

Íà ýòàïå èñòîðèè æèçíè âðà÷ è ïàöèåíò âåäóò áåñåäó íà ñëåäóþùèå òåìû: à) îáùèé àíàìíåç (ñåðüåçíûå/õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, à èìåííî çàáîëåâàíèÿ ñåðäöà, ñàõàðíûé äèàáåò, ãåïàòèò è ò. ï., ãîñïèòàëèçàöèè, îïåðàöèè, ôàêòû ïåðåëèâàíèÿ êðîâè, ëå÷åíèå, ïîëó÷àåìîå ïî ïîâîäó èìåþùèõñÿ çàáîëåâàíèé, àëëåðãèÿ, èììóíèçàöèÿ); á) óñëîâèÿ òðóäà è áûòà ïàöèåíòà: ïðîôåññèîíàëüíûé ðèñê (ïîäâåðæåííîñòü âðåäíûì âîçäåéñòâèÿì íà ðàáîòå); âðåäíûå ïðèâû÷êè (óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ, êóðåíèå, êîëè÷åñòâî, äëèòåëüíîñòü/ñòàæ, ðåãóëÿðíîñòü); ðåæèì ïèòàíèÿ (ðàöèîí, êîëè÷åñòâî è êà÷åñòâî óïîòðåáëÿåìîé ïèùè, ðåãóëÿðíîñòü, óïîòðåáëåíèå çäîðîâîé è íåçäîðîâîé ïèùè); â) ñåìåéíûé àíàìíåç (íàñëåäñòâåííûå çàáîëåâàíèÿ, ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ ðîäñòâåííèêîâ).

2. Ôèçèêàëüíûé îñìîòð ïàöèåíòà. Âðà÷ èñïîëüçóåò èìïåðàòèâ (ðàçäåíüòåñü, îòêðîéòå ðîò).  äàííîì ñëó÷àå ñëåäóåò îòìåòèòü èíòåíöèè, âûðàæàþùèå ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå êîììóíèêàíòîâ è èõ îòíîøåíèå ê ÷åìó-ëèáî. Ê íèì îòíîñÿòñÿ âûðàæåíèÿ óäîâëåòâîðåíèÿ, óäîâîëüñòâèÿ, ðàäîñòè, íàäåæäû, îãîð÷åíèÿ, âîëíåíèÿ, ñòðåìëåíèÿ. Äîêòîð, à åñëè ÿ áóäó ñîáëþäàòü äèåòó, ÿ âûëå÷óñü?/ Íåëüçÿ ãîâîðèòü î ïîëíîì âûçäîðîâëåíèè. Óðîâåíü ãëþêîçû áóäåò â íîðìå è íå áóäåò îñëîæíåíèé.

3. Çàïîëíåíèå èñòîðèè áîëåçíè. Ðå÷åâûå íàìåðåíèÿ äàííîãî ýòàïà ñîñòîÿò èç ôîðìóëèðîâàíèÿ âîïðîñîâ î ïàñïîðòíûõ äàííûõ áîëüíîãî, îñíîâíûõ æàëîáàõ, ñåìåéíîì ïîëîæåíèè, õàðàêòåðå ðàáîòû, âðåäíûõ ïðèâû÷êàõ, ãåíåòè÷åñêîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè, âûÿñíåíèÿ æàëîá ïàöèåíòà, ðàçúÿñíåíèÿ, îáîáùåíèé, âûâîäîâ. Íà äàííîì ýòàïå ÷àñòî èñïîëüçóþòñÿ íàððàòèâû. Ïàöèåíò ðàññêàçûâàåò î ñâîåé æèçíè, ïðè÷èíàõ çàáîëåâàíèÿ.

4. Ïîñòàíîâêà äèàãíîçà. Âðà÷ ñîæàëååò (Ê ñîæàëåíèþ, àíàëèç êðîâè ïîêàçûâàåò, ÷òî ó Âàñ ñàõàðíûé äèàáåò 2 òèïà), êîíñòàòèðóåò (Äàâëåíèå ñòàáèëüíîå, õîëåñòåðèí â íîðìå), òðåáóåò (Âàì íåîáõîäèìî ñîáëþäàòü ñòðîæàéøóþ äèåòó. ×åðåç äåíü ïîâòîðèòå àíàëèç êðîâè). Íà ýòàïå ðåêîìåíäàöèé îáñëåäîâàíèÿ è/èëè ëå÷åíèÿ îáñóæäàþòñÿ ïðåäëàãàåìûå âèäû îáñëåäîâàíèÿ è ëå÷åíèÿ, äèàãíîç ïàöèåíòà, ìåðû ïî óêðåïëåíèþ çäîðîâüÿ. Íàïðàâëÿÿ íà ëàáîðàòîðíûå èññëåäîâàíèÿ, âðà÷ ñîâåòóåò, ðåêîìåíäóåò, òðåáóåò.

Äèñêóðñ «âðà÷ ïàöèåíò» ìîæåò ñîñòîÿòü êàê èç ïîâåñòâîâàíèÿ ñàìîãî ïàöèåíòà, òàê è îòâåòîâ è âîïðîñîâ. Íàïðèìåð; Äîêòîð, ÿ áîëåþ äàâíî. Áîëåçíü íå ïðîõîäèò, ñàõàð íå óìåíüøàåòñÿ. ß ïüþ òàáëåòêè. Ê òîìó æå ïîâûñèëîñü äàâëåíèå, ïëîõî ñïëþ. Ïàöèåíò íå äàåò ñêàçàòü âðà÷ó ñëîâî. Âðà÷ íå ïðåðûâàåò áîëüíîãî, è, âûñëóøàâ åãî ðå÷ü äî êîíöà, äàåò íîâûå ðåêîìåíäàöèè.

Читайте также:  Сыр при сахарном диабете польза вред

Äèàëîã çàâèñèò îò âðà÷à è ïàöèåíòà.  ïñèõîëîãèè âûäåëÿþò íåñêîëüêî âèäîâ ïîâåäåíèÿ ïàöèåíòîâ, ÷òî îïðåäåëÿåò èõ ðå÷ü. Ïàöèåíò ìîæåò áûòü èçëèøíå ñòåñíèòåëåí, ìîë÷àëèâ, áîëòëèâ, àãðåññèâåí. Ïîâåäåíèå ïàöèåíòà ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé èçìåíåíèÿ äèñêóðñèâíîãî ïîâåäåíèÿ âðà÷à, êîòîðûé äîëæåí èñïîëüçîâàòü ðàçëè÷íûå ðå÷åâûå íàìåðåíèÿ.

Îñîáåííîñòè îáùåíèÿ âðà÷à è ïàöèåíòà ìîãóò áûòü äåòåðìèíèðîâàíû ãåíäåðíîé ïðèíàäëåæíîñòüþ åãî ó÷àñòíèêîâ3. Îòìå÷åíû ðàçëè÷èÿ â êîììóíèêàòèâíîì ïîâåäåíèè ïàöèåíòîâ-æåíùèí (äèðåêòèâíîñòü, áîëüøàÿ êîîïåðàòèâíîñòü) è ïàöèåíòîâ-ìóæ÷èí (ïîëíûé êîíòðîëü íàä îáùåíèåì, ìåíüøàÿ êîîïåðàòèâíîñòü). Äèàëîã çàâèñèò òàêæå îò ìåñòà è îáñòàíîâêè îáùåíèÿ. Òàê, íàïðèìåð, â ïîëèêëèíèêå âðà÷ ñòàðàåòñÿ çàäàâàòü áîëåå êîíêðåòíûå âîïðîñû. Ýòî ñâÿçàíî ñî âðåìåíåì, êîòîðîå îòâîäèòñÿ íà áîëüíîãî.  ñòàöèîíàðå æå âðà÷ óäåëÿåò áîëüøå âðåìåíè íà áåñåäó.

Ôóíêöèè ðå÷åâîãî ýòèêåòà (âåæëèâîñòè, âîçäåéñòâèÿ, ïðèçûâíàÿ) èìåþò ñïåöèôè÷åñêóþ âåðáàëüíóþ ðåàëèçàöèþ â îáùåíèè «âðà÷ ïàöèåíò».

Ãðóïïà À. Ñîîáùåíèå èíôîðìàöèè.

1. Êîíñòàòàöèÿ ôàêòîâ. Ó Âàñ â ñåìüå áûëè ðîäñòâåííèêè ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì. Âàøà ìàìà. / Ó âàñ ãèïåðòîíèÿ 2-îé ñòåïåíè. À ñàõàðíûé äèàáåò ãåíåòè÷åñêîå çàáîëåâàíèå.

2. Àíîíñèðîâàíèå. Àïèäðà: Íîâûé àíàëîã èíñóëèíà óëüòðàêîðîòêîãî äåéñòâèÿ äëÿ ëå÷åíèÿ ïàöèåíòîâ ñ ñàõàðíûì äèàáåòîì 1 è 2 òèïà.

3. Óòî÷íåíèå èíôîðìàöèè. Àïèäðà èíñóëèí ãëóçóëèí.

4. Äîïîëíåíèå èíôîðìàöèè. Íà÷àëüíàÿ äîçà èíñóëèíà ïåðåä åäîé ðàâíà óðîâíþ ãëèêåìèè ïîñëå ñîîòâåòñòâóþùåãî ïðèåìà ïèùè â ììîëü/ë, äåëåííîìó íà 2.

5. Îïðîâåðæåíèå èíôîðìàöèè. Èíñóëèí ýòî íå íàðêîòèê. Íèêòî Âàñ íå ñàæàåò íà èãëó.

6. Àëüòåðíàòèâà. Âàì íåîáõîäèìî ïðèíèìàòü äàííîå ëåêàðñòâî è ñîáëþäàòü äèåòó, èëè ó Âàñ áóäóò îñëîæíåíèÿ.

7. Ñîáñòâåííîå ìíåíèå/ñóæäåíèå. ß äóìàþ, Âàì íàäî ïåðåéòè íà èíñóëèí. / Ìû ñ÷èòàåì, ÷òî ýòîò ïðåïàðàò ëó÷øå äåéñòâóåò íà öåíòðàëüíóþ íåðâíóþ ñèñòåìó è íå äàåò îñëîæíåíèé. / Íà íàø âçãëÿä, âàøå ñîñòîÿíèå õîðîøåå, íåñìîòðÿ íà âîçðàñò âàøåãî çàáîëåâàíèÿ.

Ãðóïïà Á. Çàïðîñ èíôîðìàöèè.

1. Çàïðîñ íîâîé èíôîðìàöèè. Êîãäà Âû ïî÷óâñòâîâàëè áîëè â íîãàõ? / Êàê äîëãî Âû áîëååòå?/Êàê îôîðìèòü îòêàç îò îïåðàöèè?

Ñðåäè âîïðîñèòåëüíûõ ðå÷åâûõ äåéñòâèé íàèáîëåå ÷àñòîòíû ñîáñòâåííî-âîïðîñèòåëüíûå, ôîðìàëüíî-ãðàììàòè÷åñêèå ïðèçíàêè, êîòîðûå çàêëþ÷àþòñÿ â íàëè÷èè ìåñòîèìåííîãî âîïðîñèòåëüíîãî ñëîâà. Ýòè äåéñòâèÿ òðåáóþò îò ïàöèåíòà îòâåòà, â êîòîðîì êîíêðåòèçèðóþòñÿ èíòåðåñóþùèå âðà÷à êîëè÷åñòâåííûå èëè êà÷åñòâåííûå ïðèçíàêè ïðîöåññà, ÿâëåíèÿ, äåéñòâèÿ; âðåìåííûå è ëîêàëüíûå õàðàêòåðèñòèêè; ñïîñîáû è óñëîâèÿ äåéñòâèÿ. Çà÷åì Âû ñäàâàëè àíàëèç êðîâè íà ñàõàð? Ïî÷óâñòâîâàëà æàæäó, è ïîäðóãà ïîñîâåòîâàëà ñäàòü êðîâü.

Ãðóïïà Â. Ïîáóæäåíèå ê äåéñòâèþ, âçàèìîäåéñòâèþ.

1. Îáðàùåíèå ñ ïðîñüáîé. Äëÿ âûðàæåíèÿ ïîáóäèòåëüíûõ ðå÷åâûõ äåéñòâèé èñïîëüçóþòñÿ êàê ïîáóäèòåëüíûå êîíñòðóêöèè ñ èìïåðàòèâîì, òàê è ôîðìàëüíî-ãðàììàòè÷åñêèå âîïðîñèòåëüíûå êîíñòðóêöèè. Äëÿ òîãî ÷òîáû âîïðîñ íîñèë îòòåíîê âåæëèâîñòè, â ñîñòàâ ýòèõ êîíñòðóêöèé âêëþ÷àþòñÿ ìîäåëè, ïðåäñòàâëÿþùèå ñîáîé ýòèêåòíûå êëèøå (Áóäüòå äîáðû, ïîâåðíèòåñü íà áîê), âîïðîñèòåëüíûå êîíñòðóêöèè (Âû íå ìîãëè áû ïðèéòè çàâòðà íà ïîâòîðíûé àíàëèç?).

Ñ òî÷êè çðåíèÿ ÿçûêîâîãî ìàòåðèàëà ïðåäñòàâëÿþòñÿ èíòåðåñíûìè âîçìîæíûå ðå÷åâûå ðåàêöèè ïàöèåíòà, âûðàæàþùèå ñîãëàñèå/ãîòîâíîñòü âûïîëíèòü íàçíà÷åíèÿ /óêàçàíèÿ âðà÷à. Íå çàáóäüòå, ïîæàëóéñòà, çàâòðà ñõîäèòü ê îêóëèñòó. Îáÿçàòåëüíî ñõîæó. ß óæå çàïèñàëàñü íà ïðèåì. / Ñîñòàâüòå, ïîæàëóéñòà, ñïèñîê ïðèíèìàåìûõ Âàìè ëåêàðñòâ. / Êîãäà ýòî íóæíî ïðèíåñòè?

Ïðåäëîæåíèÿ âçàèìîäåéñòâèÿ. Ìû ïðåäëàãàåì Âàì ïðèíèìàòü èíñóëèí. Âû áîëüíû óæå 6 ëåò. Óðîâåíü ãëþêîçû 8 è 5 ììîëü. /Ìû ñîâåòóåì Âàì ïîåõàòü â ñàíàòîðèé. Ïðåáûâàíèå òàì óêðåïèò Âàøè íåðâû.

Ïðèíÿòèå ïðåäëîæåíèÿ. Õîðîøî, ìåíÿ óñòðàèâàåò âñå, è ÿ áóäó ïðèíèìàòü èíñóëèí.

Îòêëîíåíèå ïðåäëîæåíèÿ. ß íå áóäó ïðèíèìàòü èíñóëèí. Âû ñàæàåòå ìåíÿ íà èãëó. ß íå õî÷ó ïîñòîÿííî äåëàòü èíúåêöèè.

Ïðåäëîæåíèÿ ðåêîìåíäàöèè/ñîâåòà. Ìû ñîâåòîâàëè áû Âàì ïîêà íå ïðèíèìàòü ýòè ëåêàðñòâà. / Ìû ðåêîìåíäóåì ñíèçèòü äîçó / Ìû õîòåëè áû ïðåäóïðåäèòü Âàñ îá îñëîæíåíèÿõ äèàáåòà.

Çàïðåùåíèå, îãðàíè÷åíèå. Ïîñåùåíèå ýòîãî áîëüíîãî ñòðîãî îãðàíè÷åíî. / Âàì çàïðåùåíî âñòàâàòü.

Âðà÷ òàê äîëæåí âåñòè áåñåäó, ÷òîáû ìåæäó íèì è ïàöèåíòîì áûëî ïîíèìàíèå. Ïîíèìàíèå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíûé ïðîöåññ ñîîòíåñåíèÿ èìåþùåãîñÿ è íîâîãî çíàíèÿ. Ãîòîâíîñòü ó÷àñòíèêîâ îáùåíèÿ ïåðåíàñòðàèâàòüñÿ â ïðîöåññå êîììóíèêàöèè ñâèäåòåëüñòâóåò î íàñòðîåííîñòè íà ïîëó÷åíèå èíôîðìàöèè.  ýòîì ïëàíå ïðîöåññ îáùåíèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé äèíàìè÷åñêîå ñìûñëîâîå ïðîñòðàíñòâî.

Íî â îáùåíèè ïàöèåíòà è âðà÷à ÷àñòî âñòðå÷àþòñÿ è äèñêóðñèâíûå ïîìåõè, êîòîðûå ñâÿçàíû ñî ñïåöèôèêîé ñàìîãî ìåäèöèíñêîãî äèñêóðñà, îïðåäåëÿþùåé åãî ñåìàíòè÷åñêèå è ñòðóêòóðíûå ïàðàìåòðû. Òàêèå ïîìåõè âûçâàíû: 1) ïðîòèâîðå÷èåì ìåæäó òåíäåíöèåé äàííîãî äèñêóðñà ê òî÷íîñòè è îáúåêòèâíîñòè ïðåäñòàâëåíèÿ èíôîðìàöèè è äèôôóçíîñòüþ è ìíîãîçíà÷íîñòüþ ñåìàíòèêè èñïîëüçóåìûõ ìåäèöèíñêèõ òåðìèíîâ è îáùåóïîòðåáèòåëüíûõ ñëîâ (íåôðîïàòèÿ, íåéðîïàòèÿ, èíñóëèí-òåñò, äèàáåòè÷åñêàÿ ïîëèíåéðîïàòèÿ, ñîïîð è ò. ï.); 2) òåíäåíöèåé ê êðàòêîñòè, êîìïàêòíîñòè ñîäåðæàíèÿ, âûðàæàåìîãî ïîñðåäñòâîì ýëëèïñèñà, âñëåäñòâèå äåôèöèòà îòâåäåííîãî íà îáùåíèå âðåìåíè (Ïàöèåíò: ×åì áîëåþ? Íó, ó ìåíÿ äèàáåò. Âðà÷: Êàêîé? Ïàöèåíò: Ñàõàðíûé. Âðà÷: Ïîíÿòíî, ÷òî ñàõàðíûé. Êàêîãî òèïà? Ïàöèåíò: Âòîðîãî).

Читайте также:  Поздние роды и сахарный диабет

Âòîðàÿ ãðóïïà êîììóíèêàòèâíûõ ïîìåõ îáóñëîâëåíà óðîâíåì äèñêóðñèâíîé êîìïåòåíöèè ó÷àñòíèêîâ (ïàöèåíòà èëè âðà÷à). Íåäîñòàòî÷íàÿ ðå÷åâàÿ êîìïåòåíöèÿ ïàöèåíòà ïðèâîäèò ê ñóáúåêòèâíîñòè åãî äèñêóðñà, çàòðóäíÿþùåé ïîíèìàíèå (Âðà÷: Êàê ó Âàñ áîëèò ãîëîâà? Ïàöèåíò: Íå ìîãó îáúÿñíèòü. Äàâèò â çàòûëêå. Êàê áóäòî îáîäîê).

Åùå îäíèì èñòî÷íèêîì êîììóíèêàòèâíûõ ïîìåõ ÿâëÿåòñÿ íåàäåêâàòíàÿ ñòðàòåãè÷åñêàÿ (èíòåðàêòèâíàÿ) êîìïåòåíöèÿ ïàöèåíòà, ðåçóëüòàòîì ÷åãî âûñòóïàåò íàðóøåíèå èì ïðàâèë êîììóíèêàòèâíîãî èíñòèòóöèîíàëüíîãî ïîâåäåíèÿ (ïðåðûâàíèÿ, ðå÷åâûå íàëîæåíèÿ, ââåäåíèå ñîáñòâåííûõ òåì, íå âõîäÿùèõ â èíñòèòóöèîíàëüíóþ ïîâåñòêó).

Ê çàêîíîìåðíîñòÿì îáùåíèÿ âðà÷à è ïàöèåíòà, áîëüíîãî ñàõàðíûì äèàáåòîì, ìîæíî îòíåñòè íåéòðàëüíî-ýìîöèîíàëüíîå îáùåíèå, öåëüþ êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ âçàèìíîå ëèáî îäíîñòîðîííåå èíôîðìèðîâàíèå è ðåàêöèÿ íà íåãî. Êàêîâû ïðè÷èíû îáðàùåíèÿ ê íàì? / Ó ìåíÿ ñèëüíàÿ æàæäà, ÿ õóäåþ, íî÷üþ íå ìîãó ñïàòü, õî÷ó åñòü, íî íå ïîïðàâëÿþñü. Ñèëüíîå ñåðäöåáèåíèå. Îòâåò äðóãîãî ïàöèåíòà íà ýòîò æå âîïðîñ: ×òî-òî ïëîõî ìíå. Ïðèøåë ïîñîâåòîâàòüñÿ, ìîæåò, êàêèå àíàëèçû ñäàòü.

Îáùåíèå âðà÷à è ïàöèåíòà çàâèñèò îò ïðîôåññèîíàëüíûõ êà÷åñòâ ñïåöèàëèñòà-ìåäèêà è åãî óìåíèÿ ñòðîèòü îáùåíèå. Âåäü áîëüíîé ðåàãèðóåò íà âñå íþàíñû ñëîâà è íàñòðîåíèå äîêòîðà. Íåñîìíåííî, âðà÷ó âñåãäà ïðèõîäèòñÿ ðåøàòü òðóäíûå çàäà÷è: êàêèå ñëîâà ìîãóò áûòü öåëèòåëüíûìè, à êàêèå ìîãóò ñæå÷ü ïîñëåäíþþ íàäåæäó. Ñëåäîâàòåëüíî, ìåäèöèíñêèé äèñêóðñ ôóíêöèîíèðóåò áëàãîäàðÿ âëèÿíèþ ÿçûêîâûõ ëè÷íîñòåé, ó÷àñòâóþùèõ â îáùåíèè, è «ÿâëÿåòñÿ ïðîöåññóàëüíûì, äåÿòåëüíîñòíûì è äèíàìè÷åñêèì ÿâëåíèåì».

Ìåäèöèíñêèé äèñêóðñ, öåëüþ êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ îçäîðîâëåíèå ïàöèåíòà, îêàçàíèå ïîìîùè è çàïðîñ èíôîðìàöèè, èìååò íåêîòîðûå çàêîíîìåðíîñòè. Îáùåíèå âðà÷à è ïàöèåíòà, áîëüíîãî ñàõàðíûì äèàáåòîì, õàðàêòåðèçóåòñÿ êîìáèíèðîâàííûì òèïîì èçëîæåíèÿ (ðå÷è). Òèïû èçëîæåíèÿ ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ðàçíîâèäíîñòè ðå÷è, îòëè÷àþùèåñÿ êîììóíèêàòèâíûìè öåëÿìè. Ýòî íàõîäèò îòðàæåíèå â èõ ôóíêöèîíàëüíûõ îñîáåííîñòÿõ, èñïîëüçóåìûõ â íèõ ñïîñîáàõ ñåìàíòèçàöèè èíôîðìàöèè, ôîðìàõ èõ âåðáàëüíîé ïðåçåíòàöèè. Ðàçëè÷íûå òèïû èçëîæåíèÿ ðåàëèçóþòñÿ ïîñðåäñòâîì ñïåöèôè÷åñêèõ ðå÷åâûõ ôîðì (íàððàòèâîâ, èìïåðàòèâîâ). Àäåêâàòíîñòü/íåàäåêâàòíîñòü äèñêóðñèâíîé êîìïåòåíöèè âðà÷à ìîæåò áûòü óñòàíîâëåíà ïóòåì àíàëèçà â ìåäèöèíñêîì äèñêóðñå êîììóíèêàòèâíûõ ïîìåõ, ê ÷èñëó êîòîðûõ îòíîñÿòñÿ îñîáåííîñòè ñàìîãî äèñêóðñà, íåäîñòàòî÷íàÿ äèñêóðñèâíàÿ êîìïåòåíöèÿ âðà÷à/ïàöèåíòà, ýìîöèîãåííîñòü îáùåíèÿ.

Ê ñïåöèôèêå èçó÷àåìîãî äèñêóðñà ìîæíî îòíåñòè è òî, ÷òî â íåì ñòåðåîòèïû ãåíäåðíîãî ïîâåäåíèÿ îêàçûâàþòñÿ âòîðè÷íûìè ïî îòíîøåíèþ ê ñòåðåîòèïàì ïðîôåññèîíàëüíîãî ïîâåäåíèÿ. Âàæíóþ ðîëü â ôîðìèðîâàíèè ôîðìàëüíî-ñîäåðæàòåëüíûõ ïàðàìåòðîâ ïðîäóöèðóåìîãî äèñêóðñà èãðàþò òàêæå âîçðàñòíûå, ñòàòóñíûå è ýòíè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè ïàöèåíòîâ, õàðàêòåð çàáîëåâàíèÿ, ìåñòî (ñòàöèîíàð, ïîëèêëèíèêà, ìåñòî ïðîæèâàíèÿ ïàöèåíòà) è îáñòàíîâêà îáùåíèÿ.

Ìåäèöèíñêèé äèñêóðñ ñòðîèòñÿ íà ïðèíöèïàõ óâàæåíèÿ ïàöèåíòà, ïðàâäèâîñòè, ãóìàíèçìà. Äëÿ ýòîãî â áåñåäå èñïîëüçóþòñÿ îñîáûå äèñêóðñèâíûå ïîäõîäû (ñîêðûòèå èíôîðìàöèè, ïîçèòèâíîå ñîäåðæàíèå âûñêàçûâàíèé, äåìîíñòðàöèÿ äîâåðèÿ, ýìïàòèè, àäàïòàöèÿ âåðáàëüíîãî óðîâíÿ äèñêóðñà âðà÷à ê óðîâíþ ïàöèåíòà è ò. ä.).

ìåäèöèíñêèé âðà÷ ïàöèåíò äèàáåò

Ïðèìå÷àíèÿ

1 Æóðà, Â. Â. Äèñêóðñèâíàÿ êîìïåòåíöèÿ âðà÷à â óñòíîì ìåäèöèíñêîì îáùåíèè: àâòîðåô. äèñ. … ä-ðà ôèëîë. íàóê / Âèêòîðèÿ Âàëåíòèíîâíà Æóðà. Âîëãîãðàä, 2008. Ñ. 9.

2 Ôîðìàíîâñêàÿ, Í. È. Ðå÷åâîå îáùåíèå: êîììóíèêàòèâíî-ïðàãìàòè÷åñêèé ïîäõîä / Í. È. Ôîðìàíîâñêàÿ. Ì., 2002. Ñ. 32-35.

– Ñì.: Æóðà, Â. Â. Äèñêóðñèâíàÿ êîìïåòåíöèÿ âðà÷à â óñòíîì ìåäèöèíñêîì îáùåíèè. – Ñ. 11.

3 Ìàíåðêî, Ë. À. Èñòîêè è îñíîâàíèÿ êîãíèòèâíî-êîììóíèêàòèâíîãî òåðìèíîâåäåíèÿ / Ë. À. Ìàíåðêî // Ëåêñèêîëîãèÿ. Òåðìèíîâåäåíèå. Ñòèëèñòèêà: ñá. íàó÷. òð., ïîñâ. þáèëåþ Â. Ì. Ëåé÷èêà. Ì.; Ðÿçàíü, 2003. Ñ. 120-126.

4 Àêàåâà, Ý. Â. Êîììóíèêàòèâíûå ñòðàòåãèè ïðîôåññèîíàëüíîãî ìåäèöèíñêîãî äèñêóðñà: àâòîðåô. äèñ.. êàíä. ôèëîë. íàóê / Ýëåîíîðà Âÿ÷åñëàâîâíà Àêàåâà. Îìñê, 2007. 19 ñ.

5 Áåéëèíñîí, Ë. Ñ. Õàðàêòåðèñòèêà ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêîãî äèñêóðñà: äèñ.. êàíä. ôèëîë. íàóê / Ëþáîâü Ñåìåíîâíà Áåéëèíñîí. Âîëãîãðàä, 2001. 182 ñ.

6 Æóðà, Â. Â. Âèäû êîììóíèêàòèâíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ âðà÷à è ïàöèåíòà / Â. Â. Æóðà // Âåñòí. Âîëãîãðàä. ãîñ. ìåä. óí-òà. 2004. ¹ 10. Ñ. 84-85.

7 Æóðà, Â. Â. Êîììóíèêàòèâíîå âçàèìîäåéñòâèå â ñèòóàöèÿõ ïðîôåññèîíàëüíîãî îáùåíèÿ âðà÷à ñ ïàöèåíòîì / Â. Â. Æóðà // Ãóìàíèòàðíîå îáðàçîâàíèå è ìåäèöèíà: ñá. íàó÷. òð. Âîëãîãðàä : ÃÓ «Èçäàòåëü», 2003. Ò. 60, âûï. 1. Ñ. 113-120.

8 Êàðàñèê, Â. È. ßçûêîâûå êëþ÷è / Â. È. Êàðàñèê. Âîëãîãðàä : Ïàðàäèãìà. 2007. -520 ñ.

9 Swartz, M. N. Physical Diagnosis, History and Examination / M. N. Swartz. 4th ed. – W. B. Saunders Company. USA, 2002. 826 p.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник