Потребности пациента при сахарном диабете
, . , . . , . .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
:
– () , , , . . 6-7% . – .
– – XXI , . 30 . . 285 , 2025 , (), 438 . , .
– , . (), 10 1 , 4 – , .
: , , . 2-3 , 12-15 , 10 , 20 , .
2006 61/225 , , , .
– . 10-15 % . 80 % .
– . , , , .
3 , – 9-10 . , 3-4 . , 6 .
, , 280 . 15% .
:
.
:
.
:
.
:
:
;
;
;
;
(, ).
:
, ;
.
:
– ;
– , :
– (, ) ;
– ( );
– (, , );
( , );
().
:
.
1.
, .
:
( I ) ;
( II )
I , II – .
1.1
, – .
– , . , , , , , , , – . II – – () , , . , , (, , ), . , – () . . 7-10 , .
1.2
:
1. ;
2. , .
. , 10%, — 80%.
1-
1- . ( ) , , .
, , , , , , – , . , , ( 40 ).
, 6- . -.
. , -, , , . .
, , . .
2-
2- , 2 (. ). , .
( , 80% ) — . 2- ( ). , , , , , , 2- . 40 .
2- , 100% . 2 .
.
, , , .
, , . .
.
.
;
;
;
;
.
;
;
;
;
– .
, , , . .
, II ( ). :
;
;
.
, .
1.3
:
() , , 30 – , , – , . – . , , , .
() , , . . , . , , , , . . , , , .
1.4
3 :
– , . ; , 4,5 ; ;
( ), 50 , 200 , : 1 – 180 % (9,99 /), 2 – 130 % (7,15 /);
– . . , ; . , , . . – .
, :
1. ;
2. ;
3. .
, . , :
– ( );
– ( );
– ( );
– ( );
– ( ).
, :
;
;
;
( ).
: , , .
: , , , , ; , , . ( ). , . . ( ), . . , , .
. (, ). , ( ).
() . .
. . , . , , .
, , , . (), , pH ().
1.5
– ;
– ;
– ;
– ;
– ; (. . 2.)
– .
1.6
.
() .
. .
.
:
o ;
o ;
o ;
o ;
o ;
o .
.
( ) , – . , ( ). : , , , , , , . ( ). , , . . , , , .
, , , , . . . , .
, , , , .
.
, , .
, , ( , ).
, – ( 350 / ) .
.
. ( , ) .
, .
.
( 25 % ).
, , . 40-60 , . .
.
(), , .
.
, . . (), .
.
, , , , . , , 100 . , , , , , . : .
, , , , . , . . . 3,88 /. , .
, . 40-80 40% . . , 5% . – 125-250 . , , : .
, , , .
1.7
– ();
– :
1 2 75 , 1,5 . ( ) : < 6,5 /, 2 – < 7,7/. > 6,6/ >11,1 / 2 ;
– .
1.8
– , ( ).
– , (, ). .
. ( ) .
, , , ( 9) (16%), (24%) (60%) . , , . 2 800 (11 790 ) , 4 200 (17 581 ) . , . , . , 4 ( 6 ). .
. , .
() 4-6 () 6-7 .
– () 10-12 , , 10-18 . .
— ( 24-36 ), – (; 24 ), – ( 30-36 ).
, . . , 1 4 . 40-60 ; . 2:1. . ( ) ( ).
. , (, , , – ). .
.
– -, .
, .
40-45 , , .. , , , . , , , . .
, .
– : , . , , , , .
:
:
– 7,0 % (> 7,6 % );
– ;
– , , ;
– .
– ;
, ;
.
:
~ 0,025 . ( );
~ , ;
~ , – ;
~ , ;
~ , 3 .
9, 9
: 1) : (20-30 ); 2) .
9:
, , . . . 9:
. . . , , . , , (, , , , , , ). , – . – , . .
9:
5-6 .
.
1.
2.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | 1. . 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. . |
1.9 ,
;
;
;
, , , ;
;
.
. , , . , . – .
. .
2.
– .
– , .
, , :
1. ( ) :
, .
:
– ;
– ;
– .
:
;
;
;
– ;
, , , :
, .
:
;
.
1. ( , , ; – ; , );
2. ( );
3. ( );
4. .
(. ).
2. , . .
, , .
, :
;
;
;
.
3. .
, , .
4. . .
5. .
1. , .
– ,
– ,
– , ,
– ,
– ,
– ,
– .
2.1 ,
: , , , , , , 70 , (), ( ), , .
I.
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
6. , .
7. , .
8. .
9. 5-6 , , 2 .
10. , .
11. ().
12. .
13. , .
14. .
15. .
II.
16. .
17. 3 (), 2 : , — , 3 .
18.. , , , .
19. 45? (2/3 ); .
20. . .
3.
3.1 1
.., 26 , : 1- , , . , ; ; , , , , . 13 .
: . 36.3, 178 , 72 . , , . . , . 18 . 96 . 150/100 . . : 11/. : . 1026, – 0,8%, – 4800 .
: , , , , , , .
:
: , , ; ; , , , .
: .
: .
: .
3. :
9, , | , |
, , | |
30 3 | , |
( , , , , ) | |
: .
3.2 2
.., 56 , .
: .
: , , , , , , .
:
: , , , , , , .
:
:
:
4. :
: .
3.3
, , , , .
. , .
. .
. , . – . . , , . . . , , – .
. , , .
:
1. .., .., . – – .: – , 2008 . – 544 .
:
1. .., . – ; .: – 2007 . – 480 .
2. .., . . – – .: – – , 2009. – 464 .
3. . ., . . – : – .: – , 2010. – 384 .
4. .., .. – – / 2007 – 512 .
5. .., . – – 2 ., . .- .: – – , 2010. – 368 .
6. .., . – ; 2- . . .: – – 2009. – 512 .
7. .., .., ..- – . 13- . . / – 2009 – 552
1
1.
68
.. . , 3 8 499 629 45 81 .. 1- 14.03.2012 11:00 18 . 96 . 150/100 . . 14 72 178 , ______________ , , , ; , ______________ , | ( ) __________ ____________ __________ -1-9 -10 -15 -20 36. 3 ____________________ , ______ ______ |
2.
. 1.
3
. 2.
4
. 3.
5
. 2. 9
300 – 350 ( ) |
90 – 100 (55 % ) |
75 – 80 30 % ) |
2300 – 1500 |
12 |
1,5 |
. 3. 9.
, , , , ; , , , , . | , , , , |
, -, -, 2- , 300 . . | |
, , , , , , , , , . | , , , , , |
, . | , , |
, , , , , , , , , , . | |
, , | |
– . , , , , , . |
, . . . , .
[1,3 M], 27.10.2013
, . . . .
[51,8 K], 11.05.2014
, , . . , . , .
[35,1 K], 15.12.2013
. , . . II , . .
[45,9 K], 17.12.2014
. . . . .
[509,8 K], 17.08.2015
, . , . , .
[78,6 K], 20.01.2016
, . – . . II . .
[3,2 M], 24.02.2015
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Возможные нарушения потребностей.
Физиологические потребности:
Есть (стоматит, ограничения в диете).
Пить (жажда, дефицит жидкости).
Дышать (кетоацидотическая кома).
Выделять (поражение почек).
Половые влечения (импотенция).
Быть чистым (гнойничковые заболевания, нарушения трофики кожи).
Поддерживать состояние (осложнения, декомпенсация).
Одеваться, раздеваться (кома).
Поддерживать температуру (инфекционные осложнения).
Спать, отдыхать (декомпенсация).
Двигаться (диабетическая стопа, другие осложнения).
Психо-социальные:
Общаться (госпитализация, нарушение зрения и т.д.).
Достижение успеха, гармонии.
Иметь жизненные ценности (депрессия, страх, отсутствие адаптации к болезни из-за тяжести заболевания и развития осложнений).
Играть, учиться, работать (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни).
Возможные проблемы пациента.
1) Физиологические:
Жажда.
Полиурия.
Зуд кожи.
Нарушение трофики кожи.
Нарушение зрения.
Слабость.
Снижение веса.
Избыточность массы тела.
Нарушение водного баланса.
Поражение двигательной активности.
2) Психологические:
Отсутствие адаптации к болезни.
Страх потери зрения.
Страх потери ребёнка.
Беспокойство.
Депрессия.
Дефицит знания о болезни.
Неадекватное отношение к болезни.
Дефицит самоконтроля.
Изменение характера питания.
Необходимость постоянных инъекций.
Снижение работоспособности.
Дефицит общения.
Изменение семейного процесса.
Социальные:
Утрата социальных, производственных связей.
Утрата трудоспособности.
Изоляция во время госпитализации.
Трудности в самообеспечении (средство самоконтроля, медикаменты, продукты).
Отсутствие самореализации.
Отсутствие жизненных ценностей.
Духовные:
Дефицит духовного участия (гармонии, успеха).
5) Потенциальные проблемы:
Риск потери сознания в связи с гипергликемией.
Риск гипогликемии.
Риск потери зрения.
Риск развития липодистрофий.
Риск нарушения трофики кожи.
Риск развития инфекционных осложнений.
Проблема пациента: Жажда
Цели: Краткосрочная: У пациента не будет жажды через неделю.
Долгосрочная: Пациент продемонстрирует знания о причинах возникновения жажды и способах борьбы с ней
План сестринского вмешательства:
Медсестра разъяснит пациенту сущность и причины данного явления.
Медсестра объяснит пациенту необходимость контроля выпитой и выделенной жидкости.
Медсестра предупредит пациента и объяснит ему, как правильно подготовиться к исследованию крови на сахар.
Медсестра будет по назначению врача проводить контроль сахара мочи.
При необходимости медсестра будет выполнять назначения врача – введение инсулина или дачу сульфаниламидных препаратов сахароснижающего действия.
Проблема пациента: Полиурия.
Цели: Краткосрочная: У пациента количество мочи уменьшится через неделю от начала лечения.
Долгосрочная: К моменту выписки диурез нормализуется.
План сестринского вмешательства:
Медсестра объяснит причину и сущность данного явления пациенту.
Медсестра будет контролировать суточный диурез с регистрацией в температурном листе.
Медсестра проведёт беседу о питании при сахарном диабете.
Медсестра по назначению врача будет контролировать сахар мочи из суточного количества.
Медсестра по назначению врача будет вводить инсулин.
Проблема: Высокий риск потери сознания в связи с гипергликемией.
Цель вмешательства: Пациент будет знать о причинах развития гипергликемии.
План сестринского вмешательства:
Медсестра будет наблюдать за состоянием дыхания, кожи, глазными яблоками.
Медсестра обучит пациента методам самоконтроля.
Медсестра расскажет пациенту о необходимости соблюдения диеты.
Медсестра обучит пациента и родственников введению инсулина.
Медсестра будет по назначению врача вводить инсулин.
Медсестра проведёт беседу с родственниками о важности регулярного введения инсулина.
Проблема: Тревога по поводу ухудшения зрения.
Цель вмешательства: Пациент продемонстрирует знания о причинах ухудшения зрения.
План сестринского вмешательства:
Медсестра постарается успокоить пациента.
Медсестра проведёт беседу с пациентом о причинах данного осложнения.
Медсестра обеспечит пациента достаточной информацией и включит в процесс сотрудничества.
Медсестра по назначению врача отправит пациента к окулисту.
5. Медсестра познакомит пациента с человеком, больным сахарным диабетом, адаптированным к своему заболеванию.
Медсестра побеседует с членами семьи пациента о необходимости психологической поддержки и оказания помощи при снижении зрения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Сестринский процесс при сахарном диабете включает в себя профессиональную медицинскую помощь, особенности которой заключается в индивидуальном подходе к каждому пациенту.
Расскажем, из каких этапов и манипуляций строится сестринский процесс при диабете 1 и 2 типах, какие проблемы выделяются у несовершеннолетних пациентов, что такое школа здоровья.
↯ Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ
Для чего нужен сестринский процесс при диабете
Сестринский процесс при сахарном диабете позволяет контролировать здоровье больного сахарным диабетом, отслеживать изменения в его состоянии, оказывать психологическую поддержку.
Напомним, что сахарный диабет относится к хроническим заболеваниям, для которого характерно нарушение действия или продукции инсулина, что приводит к нарушениям обмена веществ.
Эти особенности болезни необходимо учитывать при осуществлении сестринского ухода в медучреждении.
Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете, которую может решить грамотный сестринский уход -позволить пациенту чувствовать себя безопасно и комфортно.
В рамках профессионального ухода за группой пациентов закрепляется медсестра, которая тесно взаимодействует с ними, решая следующие задачи:
- Изучает национальные, культурные и возрастные особенности пациентов, что впоследствии помогает врачу в разработке плана диагностики и лечения.
- Изучает проблемы пациентов.
- Изучает патогенез.
I и II тип СД , скачайте таблицу в Системе Главная медсестра.
Сестринский процесс при сахарном диабете строится с учетом видов заболевания, согласно классификации ВОЗ:
- Сахарный диабет 2 типа (не инсулинозависимый). Чаще распространен у лиц пожилого и среднего возраста.
- Сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый). Наиболее распространен у молодых пациентов.
Сахарный диабет имеет различные факторы риска и причины развития, среди которых преобладают: ожирение, стрессы, наследственная предрасположенность, прием алкоголя и токсических веществ, несбалансированное питание и т.д.
Этапы ухода
Сестринский уход при сахарном диабете строится поэтапно. На каждом из этапов решаются самые главные проблемы пациента и обеспечивается необходимый медицинский уход.
Сестринский уход при сахарном диабете 1 типа, 2 типа включает в себя 5 основных этапов:
- 1 этап. Сбор информации о больном.
- 2 этап. На этом этапе выявляются основные проблемы больного.
- 3 и 4 этап. Планирование ухода и его реализация в условиях медицинского стационара, проведение медицинских вмешательств.
- 5 этап. Оценка проведенных мероприятий сестринского ухода.
Проблемы пациента при сахарном диабете могут быть следующими:
1. Настоящие (реальные):
- потеря веса;
- сухость кожи, зуд;
- жажда;
- выделение большого количества мочи;
- боли в нижних конечностях, в области сердца;
- повышенный аппетит;
- необходимость введения инсулина и других противодиабетических препаратов;
- необходимость поддерживать диету;
- высокая утомляемость;
- проблемы со зрением.
2. Потенциальные проблемы связаны с риском возникновения:
- осложнений после приема инсулина;
- катаракт и обусловленной диабетом ретинопатии;
- острого инфаркта миокарда;
- коматозных и предкоматозных состояний;
- гнойничковых болезней кожи и вторичных инфекций;
- гангрены нижних конечностей;
- проблем с заживлением ран и т.д.
Как питаться при СД, таблицы эквивалентной замены продуктов при планировании питания в Системе Главная медсестра.
Скачать таблицы
3. Проблемы дефицита знаний:
- о сущности заболевания, его причинах и последствиях;
- что такое сахарный диабет сестринский процесс при заболевании;
- о диете, которую необходимо соблюдать при данном заболевании;
- об уходе за ногами;
- о пользовании глюкометром;
- о возможных осложнениях и методах самопомощи;
- о самопомощи при гипогликемии;
- о составлении лечебного меню и т.д.
Сестринский процесс при сахарном диабете начинается со сбора информации о пациенте.
При встрече с пациентом медсестра выясняет у него следующую информацию:
- какое лечение назначалось пациенту ранее;
- соблюдает ли он рекомендуемый режим питания и диету;
- принимает ли пациент инсулин, его название, дозировку и срок приема;
- принимает ли пациент иные противодиабетические препараты;
- результаты последних лабораторных исследований крови, мочи;
- есть ли у пациента глюкометр и умеет ли он им пользоваться;
- умеет ли пациент вводить инсулин самостоятельно, пользоваться специальным шприцем;
- какие методы профилактики осложнений знает пациент;
- посещал ли пациент «Школу диабетика», владеет ли навыками оказания самопомощи;
- умеет ли пациент пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;
- выясняет у пациента информацию о наследственной предрасположенности к сахарному диабету;
- узнает о сопутствующих заболеваниях;
- есть ли у пациента жалобы на состояние здоровья на момент осмотра.
Далее сестринский процесс при сахарном диабете включает непосредственный осмотр пациента, в ходе которого медсестра определяет:
- массу тела пациента;
- уровень его артериального давления;
- цвет и влажность кожных покровов, наличие расчесов;
- определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.
Еще одна важная часть сестринского процесса при диабете – проведение манипуляций и вмешательств. Эта работа включает в себя также работу с родными пациента.
Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.
Скачать 17 новых СОПов
1. Беседа и пациентом и его родными. Медсестра рассказывает пациенту и его родным о том, как сахарный диабет влияет на особенности питания пациента, какие продукты ограничены и запрещены при определенной стадии диабета.
2. Объяснить пациенту, почему необходимо строго соблюдать назначенную врачом диету.
3. Рассказать пациенту о том, какие физические нагрузки ему рекомендованы.
4. Рассказать об основных опасностях заболевания, его причинах, а также о возможных осложнениях.
5. Рассказать пациенту о том, что представляет собой инсулинотерапия, какие виды инсулина бывают, как он действует и как он действует совместно с приемом пищи. Как хранить инсулин, применять, какие бывают инсулиновые шприцы и микро-ручки.
6. Медсестра должна обеспечить своевременное введение инсулина, а также прием других препаратов против диабета.
7. Сестринский процесс при сахарном диабете также включает в себя контроль, который осуществляется медсестрой:
- состояние кожных покровов пациента;
- вес пациента;
- показатели пульса на артерии тыла стопы;
- показатели пульса и артериального давления;
- соблюдение пациентом режима питания и диеты, проверка продуктов, которые родственники передают больному.
8. Медсестра должна объяснить пациенту важность постоянного наблюдения у эндокринолога, ведения дневника питания, а также самоконтроля своего состояния и изменения самочувствия.
9. Пациенту рекомендуется посещать «Школу диабетика».
10. Пациенту рекомендуется периодически наблюдаться у кардиолога, нефролога, хирурга, окулиста и других специалистов по показаниям.
11. Рассказать пациенту о симптомах гипогликемии, о коматозных состояниях и их причинах.
12. Обучение родственников и пациента:
- как измерять артериальное давление;
- как составлять меню по количеству хлебных единиц;
- как правильно ухаживать за ногами;
- как оказать больному помощь при гипогликемии;
- как правильно вводить инсулин подкожно специальным шприцем.
Сахарный диабет 1 типа
Сестринская помощь при сахарном диабете 1 типа включает в себя комплекс мероприятий, которые основаны на знаниях особенности развития болезни на этом этапе.
Как правило, этот тип заболевания наиболее характерен для подростков, детей и взрослых в возрасте до 30 лет.
Болезнь проявляется ярко и внезапно чаще всего в осенне-зимний период времени, поскольку поджелудочная железа оказывается неспособной к тому, чтобы вырабатывать достаточное количество инсулина.
В этом случае речь идет о полной инсулиновой недостаточности, то есть жизнь пациента полностью зависит от своевременно вводимого инсулина. Попытки пациента обойтись без инсулина приводят к непоправимым отклонениям и таким опасностям, как кетоацидотическая кома и угроза жизни.
✔ Особенности введения инсулина, узнайте в журнале «Главная медицинская сестра»
Сестринский процесс при сахарном диабете в этом случае строится на плане, который составляется совместно с пациентом. Для этого медсестра должна помнить следующие аспекты.
1. При первом обследовании пациента важно получить полную картину о состоянии его здоровья, определить потребность пациента в сестринском уходе, а также то, способен ли он оказать себе помощь самостоятельно.
Для получения полной информации медсестра использует данные обследований, историю болезни, а также сведения, полученные от самого пациента и его родственников.
2. При первичном обследовании пациента важно обратить внимание на:
- состояние кожных покровов (сухость кожных покровов, их цвет;
- резкая потеря веса или его избыточность;
- особенности питания пациента – какой у него аппетит, есть ли необходимость в консультации диетолога, как пациент питается обычно;
- регулярность стула пациента;
- особенности режима сна, отдыха и труда пациента.
3. Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа включает в себя заполнение наблюдение в «Лист сестринской оценки».
4. Далее медсестра должна обобщить и проанализировать полученную информацию, на основании чего она делает выводы. Основные проблемы пациента при сахарном диабете заключаются в наличии трудностей, связанных с удовлетворением его потребностей.
5. На этапе составления плана ухода медсестра должна выделить главные проблемы пациента, подход к каждому больному при этом является индивидуальным.
6. Медсестра должна знать основные зоны для постановки инъекций инсулина и особенности его всасывания:
- «живот» – зона пояса справа и слева от пупка с переходом на спину. При введении в эту зону идет в работу и всасывается 90% дозы инсулина, его действие происходит быстро;
- «нога» и «рука» – передняя часть бедра от паха до колена или наружная часть руки от плеча до локтя. В этих зонах эффективно работает до 70% дозы инсулина, всасывание происходит медленнее;
- «лопатка» – традиционная зона для всех инъекций под лопатку. Самый неэффективный вариант – всасывание происходит медленно, работает только около 30% введённого препарата.
Сестринский уход при сахарном диабете 1 типа, основные задачи медсестры:
- контролировать состояние и самочувствие пациента;
- проводить работу, направленную на профилактику пролежней и кожных болезней;
- оказать пациенту необходимую помощь при развитии коматозных состояний;
- научить пациента приемам обеззараживания места инъекции при применении инсулина;
- научить пациента контролировать свое питание, массу тела, измерять пульс и давление;
- научить пациента правильно собирать суточное количество мочи на сахар;
- беседы с родственниками о соблюдении режима питания больного, о соблюдении диеты и т.д.;
- объяснить пациенту правила питания при диабете, подбора продуктов, при необходимости направить его на консультацию к диетологу и эндокринологу;
- проведение инъекций инсулина по назначенному врачом режиму;
- контроль уровня глюкозы пациента в течение дня, сбор мочи по Зимницкому, забор венозной крови на анализ;
- контроль за направлением пациента на дополнительные обследования;
- восполнение дефицита знаний пациента о сахарном диабете;
- выполнение врачебных назначений.
Помощь детям: потенциальные проблемы пациента при сахарном диабете
Для детей сестринский процесс при сахарном диабете имеет свои особенности. Большую часть времени заболевший сахарным диабетом ребенок проводит в домашних условиях.
Поэтому течение болезни и ее лечение во многом зависит от того, насколько компетентными окажутся врач и медсестра. В частности, родители должны научиться жить с ребенком, у которого выявлен диабет – это один из важнейших этапов диспансеризации.
Также ребенку необходимо помочь адаптироваться в домашних условиях, убедиться, что у него развито чувство ответственности за назначенное лечение. Необходимо понятно и просто объяснить ребенку, что это самый эффективный путь для долгой жизни.
Для детей назначаются дополнительные обследования:
- ежегодно ребенка направляют в стационар для оценки состояния его сердца, печени, глаз, для коррекции дозы инсулина;
- ежегодно ребенок направляется к фтизиатру, проводится рентгенография грудной клетки;
- раз в полгода проводят реакцию Манту;
- осмотр у стоматолога.
Кроме того, детям, у которых диагностирован диабет, предоставляется дополнительный выходной от занятий в школе – в среду. Пациенты бесплатно получают необходимые лекарства, освобождаются от переводных экзаменов в школе.
Сестринский процесс при сахарном диабете у детей включает в себя субъективные и объективные методы обследования:
Субъективные методы обследования включают в себя:
1. Сбор жалоб от пациента:
- резкое похудание при хорошем аппетите;
- плохой сон;
- частое мочеиспускание, объем мочи достигает 2-6 литров в сутки;
- желание выпить большое количество жидкости, до 2 и более литров;
- недержание;
- головная боль и слабость;
- зуд в области промежности и т.д.
2. Сбор анамнеза. Сахарный диабет у детей характеризуется быстрым и острым течением заболевания – в течение 2-3 недель, часто выявляются провоцирующие факторы.
Большое значение имеет сбор семейного анамнеза – часто заболевание выявляется у детей, входящих в группу риска, с наследственным анамнезом.
2. Объективные методы обследования:
- осмотр пациента;
- лабораторные анализы – общий анализ мочи и биохимический анализ крови, а также другие анализы по показаниям.
Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете связана с длительностью заболевания, которое длится не менее 5 лет.
У детей снижается иммунитет, что может привести к риску заражения вторичными инфекциями, задерживается физическое и половое развитие, возможно развитие гипогликемической комы, а также многие другие тяжелые последствия.
В связи с этим важно, помимо других медицинских мероприятий, которые отражаются в плане сестринского ухода, обучить ребенка и его родных образу жизни при сахарном диабете. Им необходимо рассказать и рекомендовать:
- методы самоконтроля состояния ребенка – как вести специальный дневник, как определить глюкозурию, гликемию и как оценить полученные результаты;
- как правильно проводит инсулинотерапию в домашних условиях, как действует инсулин, куда его вводить и когда он необходим;
- режима правильного питания – какие продукты показаны и противопоказаны при сахарном диабете, как рассчитывать суточное меню ребенка, основываясь на системе хлебных единиц, как корректировать питание с учетом состояния ребенка;
- какая физическая активность показана ребенка. Большинству пациентов рекомендуется физическая нагрузка в виде утренней гимнастике, дозированной ходьбе, езде на велосипеде, плавании, а также в виде различных умеренных спортивных игр.
Если сестринский процесс при сахарном диабете будет организован правильно, а его родные будут выполнять рекомендации врача и медсестры – наступит ремиссия и состояние ребенка улучшится. Пациент должен находиться под постоянным контролем эндокринолога.
Диабет 2 типа
Сестринский уход при сахарном диабете 2 типа строится по другой схеме, чем при 1 типе заболевания. Различия связаны с тем, что пациента со 2 типом болезни не являются инсулинозависимыми
Заболевание характерно для лиц более старшего возраста, имеющими проблемы с лишним весом. В целом заболевание протекает более мягко и благополучно.
Большинство пациентов в этом случае не нуждаются в приеме инсулина. Поджелудочная железа способна вырабатывать необходимое количество инсулина, однако, нарушается режим выработки, его качество и восприимчивость тканей к нему.
Основные показания для пациентов – умеренные физические нагрузки, прием препаратов, снижающих повышенный сахар, диета и правильный режим питания.
Сестринский процесс при сахарном диабете этого типа включает в себя несколько этапов:
- Обследование – в ходе визуального и личного осмотра определяется вес пациента, тип его конституции, наличие проблем с кожей, выражение лица и т.д.
- Диагностика – медсестра выявляет круг потребностей, которые оказываются нарушенными в связи заболеванием. Определяются реальные и приоритетные проблемы;
- Планирование сестринских вмешательств. С пациентом проводятся беседы о его питании, соблюдении режима физической активности, выполнении врачебных назначений. При необходимости берется материал для лабораторных обследований.
- Реализация запланированных мероприятий. Включает в себя выполнение врачебных назначений, контроль состояния пациента, его поддержка.
- На последнем этапе сестринского ухода медсестра оценивает достижение запланированных результатов.
Школа диабета
Школа диабета организуется для достижения следующих целей:
- Уменьшение возможных осложнений от заболевания.
- Повышение эффективности лечения.
- Уменьшение случаев инвалидизация и госпитализации.
- Адаптация пациента к нормальной социальной жизни.
- Мотивация пациентов к тому, чтобы самостоятельно контролировать течение заболевания;
- Улучшение качества жизни пациентов.
Сестринский процесс при сахарном диабете всегда включает в себя рекомендации медсестры о посещении пациентом школы диабета.
В деятельность школы включены следующие направления работы:
- организовать обучение больных, их родственником по утвержденным программам;
- оценивать полученные знания пациентов;
- оценить эффективность работы самой школы;
- проводить как первичные, так и поддерживающие курсы обучения;
- мотивация пациентов к самостоятельному контролю собственного состояния;
- обучить медперсонал методам работы с пациентами, а также профилактической работе;
- обучить пациентов методам уменьшения негативного влияния на состояние здоровья.
Материал проверен экспертами Актион Медицина