Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет thumbnail

Презентация на тему: САХАРНЫЙ ДИАБЕТ У ДЕТЕЙ

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
КАФЕДРА КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ №1 И НЕОНАТОЛОГИИ ХАРЬКОВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСК

Описание слайда:

КАФЕДРА КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ №1 И НЕОНАТОЛОГИИ ХАРЬКОВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ слайда 2
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 3
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 4
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 5
Сахарный диабет (СД) І типа (деструкция В-клеток, обычно приводящая к абсолютной

Описание слайда:

Сахарный диабет (СД) І типа (деструкция В-клеток, обычно приводящая к абсолютной инсулиновой недостаточности): Сахарный диабет (СД) І типа (деструкция В-клеток, обычно приводящая к абсолютной инсулиновой недостаточности): Аутоиммунный Идиопатический Сахарный диабет 2 типа (от преимущественной резистентности к инсулину с относительной инсулиновой недостаточностью до преимущественно секреторного дефекта с или без инсулиновой резистентности)

№ слайда 6
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 7
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 8
I ст. генетически предрасположенный, ассоциированный с HLA потенциальный ИЗСД. Н

Описание слайда:

I ст. генетически предрасположенный, ассоциированный с HLA потенциальный ИЗСД. Нет ни атоиммунных, ни биохимических нарушений. Диагностируется по наличию антигенов высокого риска системы HLA. I ст. генетически предрасположенный, ассоциированный с HLA потенциальный ИЗСД. Нет ни атоиммунных, ни биохимических нарушений. Диагностируется по наличию антигенов высокого риска системы HLA. II ст. – повреждающее действие факторов внешней среды (в том числе диабетогенных вирсов) на В-клетки. III ст. – активный аутоиммунный процесс, характеризующийся образованием антител к островковым клеткам и антител к инсулину, деструкцией В-клеток Т – лимфоцитами. Первоначально секреция инсулина не нарушается, сохраняется нормогликемия. В IV ст. в результате деструкции части В-клеток отмечается снижение секреции инсулина в ответ на введение глюкозы при сохранении нормогликемии натощак V ст. явный ИЗСД. Клиническая манифестация заболевания развивается остро после гибели 80-90 % В-клеток, при этом сохраняется остаточная секреция инсулина. Эта стадия болезни диагностируется в течнеие первого года жизни. VI ст. характеризется полной деструкцией В-клеток и абсолютной инсулиновой недостаточностью.

№ слайда 9
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 10
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 11
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 12
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 13
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 14
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 15
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 16
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 17
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 18
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 19
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 20
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 21
диетотерапия диетотерапия дозированные физические нагрузки экзогенно вводимый ин

Описание слайда:

диетотерапия диетотерапия дозированные физические нагрузки экзогенно вводимый инсулин

№ слайда 22
питание разнообразное, адаптированное к возрасту, соответствует физической актив

Описание слайда:

питание разнообразное, адаптированное к возрасту, соответствует физической активности и режиму введения инсулина; питание разнообразное, адаптированное к возрасту, соответствует физической активности и режиму введения инсулина; преимущество – кашам, хлебу, овощам и фруктам; ограничить соль и сахар; употребление жиров не запрещается маленьким детям, но не рекомендовано детям старшего возраста и подросткам; если ребенок заболел СД в раннем возрасте, то вскармливание грудным молоком рекомендуется продолжить минимум до 6 месяцев; оптимальная кратность питания в течение суток: 3 основных и 3 легких приема пищи; суточная калорийность пищи для ребенка рассчитывается по формуле: 1000 ккал + 100 ккал на каждый год жизни. Из этого количества: углеводов 50-55%, жиров 30%, белков – 15-20%.

№ слайда 23
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 24
4-6 лет – 12-13 ХЕ 4-6 лет – 12-13 ХЕ 7-8 лет – 15-16 ХЕ 11-14 лет: мальчики – 1

Описание слайда:

4-6 лет – 12-13 ХЕ 4-6 лет – 12-13 ХЕ 7-8 лет – 15-16 ХЕ 11-14 лет: мальчики – 18-20ХЕ, девочки – 16-17 ХЕ 15-18 лет: мальчики – 19-20 ХЕ, девочки – 17-18 ХЕ

№ слайда 25
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 26
Для лечения детей и подростков рекомендованы к использованию только человеческие

Описание слайда:

Для лечения детей и подростков рекомендованы к использованию только человеческие генно-инженерные инсулины или инсулиновые аналоги. Для лечения детей и подростков рекомендованы к использованию только человеческие генно-инженерные инсулины или инсулиновые аналоги. Используют препараты ультракороткого, короткого действия, средней длительности, длительного действия и смеси инсулинов разной длительности действия в различном соотношении.

№ слайда 27
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 28
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 29
дебют диабета – 0,5-0,6 ЕД/кг дебют диабета – 0,5-0,6 ЕД/кг период ремиссии – &l

Описание слайда:

дебют диабета – 0,5-0,6 ЕД/кг дебют диабета – 0,5-0,6 ЕД/кг период ремиссии – < 0,5 ЕД/кг длительный диабет – 0,7-0,8 ЕД/кг гликемический контроль с высоким риском (кетоацидоз) – 1,0-1,5 ЕД/кг период препубертата – 0,6-1,0 ЕД/кг период пубертата – 1,0-2,0 ЕД/кг

№ слайда 30
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 31
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 32
Острые осложнения: - диабетический кетоацидоз; кетоацидотическая кома; - гиперос

Описание слайда:

Острые осложнения: – диабетический кетоацидоз; кетоацидотическая кома; – гиперосмолярная кома; – гипогликемия; гипогликемическая кома; – лактоацидотическая кома. Острые осложнения: – диабетический кетоацидоз; кетоацидотическая кома; – гиперосмолярная кома; – гипогликемия; гипогликемическая кома; – лактоацидотическая кома. Хронические осложнения: – ангиопатии (ретинопатия, нефропатия, ангиопатия ног); – невропатия (периферическая, центральная, автономная); – синдром Мориака, синдром Нобекура; – поражения кожи (дермопатия, липоидный некробиоз, липодистрофия, хроническая паронихия); – синдром диабетической кисти (хайропатия, контрактура Дюпюитрена); – синдром диабетической стопы, сустав Шарко.

№ слайда 33
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 34
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 35
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 36
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 37
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 38
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 39
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 40
Диабетическая нефропатия – специфическое поражение сосудов почек при сахарном ди

Описание слайда:

Читайте также:  Как применять цитросепт при сахарном диабете

Диабетическая нефропатия – специфическое поражение сосудов почек при сахарном диабете (СД), сопровождающееся формированием узелкового или диффузного гломерулосклероза, терминальная стадия которого характеризуется развитием хронической почечной недостаточности.

№ слайда 41
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 42
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 43
ДКА – это сахарный диабет с гликемическим контролем высокого риска, абсолютной н

Описание слайда:

ДКА – это сахарный диабет с гликемическим контролем высокого риска, абсолютной недостаточностью инсулина и повышенным уровнем контринсулярных гормонов. ДКА – это сахарный диабет с гликемическим контролем высокого риска, абсолютной недостаточностью инсулина и повышенным уровнем контринсулярных гормонов. Классификация по стадиям ДКА Стадия компенсированного ДКА (ДКА 1, кетоз) Стадия некомпенмипрованного ДКА (ДКА 2, прекома) Стадия диабетической кетоацидотической комы (ДКА 3).

№ слайда 44
Диагностические критерии ДКА Диагностические критерии ДКА ДКА 1 – симптомы, хара

Описание слайда:

Диагностические критерии ДКА Диагностические критерии ДКА ДКА 1 – симптомы, характерные для диабета с плохим гликемическим контролем: жажда, полиурия снижение массы тела сухость кожи и слизистых оболочек слабость головная боль сонливость запах ацетона изо рта снижение аппетита тошнота степень дегидратации не больше 5% (смю ниже)

№ слайда 45
ДКА 2 и ДКА3: ДКА 2 и ДКА3: тошнота, рвота, боли в животе, язык обложен коричнев

Описание слайда:

ДКА 2 и ДКА3: ДКА 2 и ДКА3: тошнота, рвота, боли в животе, язык обложен коричневым налетом, нарушение сознания, значительная дегидратация (снижение массы тела до 10-12%), тахикардия, артериальная гипотония, снижение мышечного тонуса, сухожильных рефлексов, тонуса глазных яблок, гипотермия, олигурия, переходящая в анурию, потеря сознания, дыхание Куссмауля, резкий запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Степень дегидратации более 5% (см. ниже).

№ слайда 46
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 47
Регидратация проводится физиологическим раствором (при гиперосмолярности –0,45%

Описание слайда:

Регидратация проводится физиологическим раствором (при гиперосмолярности –0,45% раствор хлористого натрия). После снижения гликемии до 12- 15 ммоль/л – замена на растворы, содержащие глюкозу. Регидратация проводится физиологическим раствором (при гиперосмолярности –0,45% раствор хлористого натрия). После снижения гликемии до 12- 15 ммоль/л – замена на растворы, содержащие глюкозу. Количество необходимой жидкости = дефицит жидкости (мл) + поддерживающее суточное количество жидкости (мл). Дефицит жидкости = степень дегидратации (%)х масса тела (кг) Степень дегидратации: 3% – клинически почти не проявляется 5% – сухие слизистые, снижение тургора кожи 10% – запавшие глазные яблоки, плохое наполнение капилляров, холодные конечности 20% – шок, слабый пульс на периферии или его отсутствие

№ слайда 48
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 49
Вводится инсулин только короткого действия внутривенно в режиме малых доз (0,1 Е

Описание слайда:

Вводится инсулин только короткого действия внутривенно в режиме малых доз (0,1 ЕД/кг/час), детям младшего возраста – 0,05 ЕДкг/час. При снижении гликемии менее 14 ммоль/л и при норме КОС инсулин вводят подкожно. Вводится инсулин только короткого действия внутривенно в режиме малых доз (0,1 ЕД/кг/час), детям младшего возраста – 0,05 ЕДкг/час. При снижении гликемии менее 14 ммоль/л и при норме КОС инсулин вводят подкожно.

№ слайда 50
Определение – кома, которая возникает у больных СД вследствие недостаточности ин

Описание слайда:

Определение – кома, которая возникает у больных СД вследствие недостаточности инсулина и значительной потери жидкости. Характеризуется выраженным эксикозом, отсутствием ацидоза и ранним проявлением неврологических симптомов. Определение – кома, которая возникает у больных СД вследствие недостаточности инсулина и значительной потери жидкости. Характеризуется выраженным эксикозом, отсутствием ацидоза и ранним проявлением неврологических симптомов.

№ слайда 51
Состояния, которые увеличивают дефицит инсулина: Состояния, которые увеличивают

Описание слайда:

Состояния, которые увеличивают дефицит инсулина: Состояния, которые увеличивают дефицит инсулина: интеркурентные заболевания хирургические вмешательства прием препаратов, которые снижают секрецию инсулина или повышают гликемию: циметидин, глюкокортикоиды, катехоламины, некардиоселективные бета-блокаторы, маннитол, тиазидные диуретики и др. Состояния, которые провоцируют развитие дегидратации: рвота, диарея, прием диуретиков, ожоги, отсутствие питьевой воды, кровотечения и др.

№ слайда 52
Возникает длительнее, чем ДКА Возникает длительнее, чем ДКА Признаки резкой деги

Описание слайда:

Возникает длительнее, чем ДКА Возникает длительнее, чем ДКА Признаки резкой дегидратации Снижение мышечного тонуса, сухожильных рефлексов олигурия, которая сменяется анурией неврологическая симптоматика: афазия, судороги, парезы, нистагм, галлюцинации и делирий отсутствие запаха ацетона, нет дыхания Куссмауля состояние сознания: ступор или кома глюкоза крови более 33 ммоль/л рН артериальной крови более 7,3 кетонурия отсутствует или низкая анионная разница менее 12мэкв/л осмолярность более 320 мОсм/л

№ слайда 53
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

№ слайда 54
Определение: состояние, обусловленное абсолютным или относительным избытком инсу

Описание слайда:

Определение: состояние, обусловленное абсолютным или относительным избытком инсулина. Определение: состояние, обусловленное абсолютным или относительным избытком инсулина. Классификация по степени тяжести Легкая ( 1 степень): диагностируется больным и лечится самостоятельно приемом сахара внутрь. Умеренная ( 2 степень): больной не может ликвидировать гипогликемию самостоятельно, требует посторонней помощи, но лечение приемом сахара внутрь является эффективным. Тяжелая ( 3 степень): больной в полусознании, без сознания или в коме, требует парентеральной терапии (глюкагон или в/в введение глюкозы) Бессимптомное: «биохимическая гипогликемия».

№ слайда 55
внезапная потеря сознания внезапная потеря сознания кожные покровы влажные турго

Описание слайда:

внезапная потеря сознания внезапная потеря сознания кожные покровы влажные тургор тканей нормальный АД нормальное или незначительно увеличено пульс частый, нормальных свойств реакция зрачкой на свет сохранена гипертонус мышц

Читайте также:  Сахарный диабет страшно ли это

№ слайда 56
Презентация по педиатрии на тему сахарный диабет

Источник

Слайд 1

Добрый день! 25 .10.2019 Бор

Слайд 2

Первая помощь детям, больным сахарным диабетом

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ? Наиболее часто встречающейся формой сахарного диабета у детей является сахарный диабет 1 типа, в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность, то есть количество инсулина, вырабатываемого поджелудочной железой не может обеспечить адекватный уровень гликемии в течение дня. В норме уровень гликемии (сахара крови) колеблется от 3,3 до 5,5 ммоль /л . При обнаружении уровня сахара в крови более 5,6 ммоль /л следует обратиться к врачу для обследования на предмет нарушений углеводного обмена .

Слайд 5

Заболевание встречается у детей любого возраста. К сожалению, в настоящее время нельзя выделить какие-либо патологические факторы, действие которых непосредственно приводит к развитию данного заболевания. К наиболее часто встречаемым можно отнести генетическую предрасположенность , перенесенные инфекционные заболевания (вирусной этиологии), стрессовые ситуации. Дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина и замерах сахара в крови. Основная нагрузка по возвращению ребенка(подростка) с диагнозом сахарный диабет к нормальной жизни ложится на родителей и близких, родственников . А также важное место занимает школа и детский сад.

Слайд 6

Школьный учитель, классный руководитель, воспитатель в детском саду должен иметь необходимую информацию об этом заболевании. Даже учащимся старших классов школы (подросткам) необходим контроль со стороны педагога. КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПРИ ДИАБЕТЕ: ГИПОГЛИКЕМИЯ Этот термин используют для выражения симптомов, развивающихся при значительном понижении уровня сахара крови. Гипогликемия может развиться в том случае, если ребенок (подросток ): – сделал себе инъекцию инсулина, выбрав неправильную дозу ( слишком большую ) или после физической нагрузки; – пропустил или отложил на позднее время прием пищи или поел слишком мало ;

Слайд 7

НЕОБХОДИМО: Чтобы учитель (воспитатель) смог распознать признаки гипогликемии и срочно принять необходимые меры, так как дети в раннем возрасте плохо чувствуют признаки гипогликемии, что может привести к тяжелым последствиям: Симптомы гипогликемии : чувство слабости ; – повышенные нервозность, волнение, агрессивность; – сильная потливость; – тошнота ; – плаксивость ; – ухудшение зрения и слуха, нарушение координации движений; – дрожание рук и озноб; – возможная потеря сознания.

Слайд 8

Проблема состоит в том, чтобы ребенок (подросток) не растерялся и знал, что в этом случае ему нужно сделать. Достать из портфеля (сумки), вне зависимости от того, где он находится (урок , контрольная или экзамен и т.д ), выпить сладкий фруктовый сок примерно 100 гр ., стакан сладкого чая или компота , съесть конфету (карамельку ), или принять 3 таблетки глюкозы или декстрозы.

Слайд 9

Действия учителя (воспитателя ): При первых симптомах гипогликемии разрешить ребенку выпить или съесть вышеуказанное. При этих действиях состояние гипогликемии может и не развиваться дальше, но для закрепления достигнутого эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь поел ( печенье, бутерброд, яблоко и т.д.). Можно разрешить ученику выйти из класса и поесть в школьной столовой, но обязательно отправить его с сопровождающим. Нет необходимости совсем отправлять ребенка домой , гипогликемия обычно проходит буквально через 10-15 минут. Далее нужно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета, чтобы он проконтролировал дальнейшее состояние ребенка ( подростка) на уровень гликемии .

Слайд 10

Если это произошло с ребенком в дошкольном учреждении, необходимо выполнить те же вышеперечисленные требования, обязательно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета и сообщить родителям. Если же ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать “скорую помощь”. Не надо пытаться влить ребенку, находящемуся без сознания, сок или иную жидкость – он может захлебнуться. Гипогликемия – единственное тяжелое состояние , которое можно отнести к критическим и с которым учитель (воспитатель) может столкнуться на уроке (занятиях ) и других мероприятиях. Учитель (воспитатель) должен знать, как важно ребенку (подростку) с диагнозом сахарный диабет вовремя поесть и что может случиться, если не дать ему возможности выполнить все необходимое .

Слайд 11

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ САХАРА КРОВИ у ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет, не так страшен, как гипогликемия, но также требует особого внимания. Обычно высокий уровень сахара крови “набирается ” не сразу, а в течение нескольких дней, если только ребенок не нарушил резко режим, съев сразу много сладкого. Причины повышения уровня сахара крови бывают разные: малое количество инсулина – неправильно подобранная его доза; любой стресс, заболевание и т.п. При этом ребенок много пьет и часто мочится, а, следовательно, может в течение урока или нескольких уроков отпрашиваться в туалет.

Читайте также:  Что помогает вам при сахарном диабете 2 типа

Слайд 13

Важно понимать это его состояние и спокойно отнестись к нему, не раздражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников. Обычно родители заранее договариваются с учителем о том, что их ребенку достаточно просто поднять руку, а учителю спокойно разрешить ему выйти. Если же учитель совершит ошибку , заметив: “Я же тебя отпускал в туалет на прошлом уроке!”, это может вызвать насмешки со стороны других учеников. Известны случаи, когда дети, особенно в начальной школе, стесняясь и боясь насмешек , попадали в неловкую ситуацию. Если ребенок участвует в спортивных соревнованиях или других мероприятиях , следует чаще обращать на него внимание.

Слайд 14

Важнейшей задачей является проблема психологической реабилитации ребенка с диабетом . Она имеет два аспекта: как правильно подготовить класс и объяснить, что ребенок имеет диагноз сахарный диабет ( почему он должен есть по времени; что такое гипогликемия; как помочь ему в критической ситуации и т.д.) и как помочь ребенку вернуться в класс после установления диагноза. Здесь много сложностей – не всегда родители больного ребенка хотят, чтобы в классе знали о диабете : опасаются (и часто не без основания ), что ребенка будут дразнить.

Слайд 15

Как поступить в этом случае классному руководителю? Прежде всего, следует все-таки наладить контакт с родителями в решении этого вопроса, так как удержать в тайне наличие заболевания невозможно. Дети в детском саду и в начальной школе внешне меньше переживают, что они чем-то отличаются от других детей. Им просто нужно напоминать о времени еды, замерах сахара и инъекции инсулина. Бывают дети, которые боятся насмешек товарищей; стесняются кушать на перемене; при низком уровне сахара в крови на уроке, постесняются вынуть сок из портфеля и выпить его; лишний раз не поднимут руку, отпроситься в туалет и т.д.

Слайд 16

Сложности определенного плана существуют и у детей старшего возраста. Они могут уже самостоятельно делать инъекции инсулина, измерять уровень сахара в крови, следить за временем приема пищи . Однако , психологически этот возраст , с учетом заболевания, является очень сложным.

Слайд 17

Подростки в этом возрасте осознают болезнь как причину, ограничивающую их жизнедеятельность во многом: в выборе профессии – не все они доступны людям с диабетом; в необходимости делать уколы, ограничивать себя в еде, соблюдать режим , осуществлять самоконтроль и т.д. Поэтому для них характерно состояние стресса , депрессии, неуверенности в своих силах. А если еще в силу тяжелого течения заболевания ребенок остается в одиночестве, не входит ни в одну классную группу, не имеет друзей , ему приходится совсем тяжело.

Слайд 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1 . Ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет всегда должен иметь в легкодоступном месте при себе глюкозу (сок, средство от гипогликемии ), особенно в классе, во время спортивных соревнований, занятий физкультурой , во время игр и экскурсии. 2. Если Вы являетесь классным руководителем или воспитателем, убедитесь в том, что другие учителя (воспитатели) знают о заболевании вашего воспитанника , постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники. 3 . Если ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет, говорит Вам, что плохо себя чувствует, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой – только с сопровождающим .

Слайд 19

4. Никогда не задерживайте ребенка с диагнозом сахарный диабет в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол, замерить уровень сахара в крови и пообедать. 5. Ребенок (подросток), имеющий диагноз сахарный диабет, даже в малом возрасте, знает многое о своей болезни и особенностях ее проявления. Поэтому , если такой ребенок обращается к Вам и говорит, что он чувствует себя плохо , пожалуйста , прислушайтесь к нему и примите правильное решение .

Слайд 20

6. Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет не должны стать объектом особого внимания. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети (подростки). С той лишь разницей, что в рамках их заболевания они требуют дополнительной заботы . 7. Чтобы дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет чувствовали себя уверенно на мероприятиях, проводимых в школе и детском саду они должны принимать участие в них. Это требует дополнительного внимания со стороны воспитателей и преподавателей.

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник