Проблемы и потребности пациентов при сахарном диабете
Сестринский процесс при сахарном диабете. Сахарный диабет – хроническое заболевание, характеризующееся нарушением продукции или действия инсулина и приводящее к нарушению всех видов обмена веществ и, в первую очередь, обмена углеводов. Классификация сахарного диабета, принятая ВОЗ в 1980 г.:
1. Инсулинозависимый тип – 1 тип.
2. Инсулинонезависимый тип – 2 тип.
Сахарный диабет 1 типа чаще встречается у лиц молодого возраста, 2 тип сахарного диабета – у лиц среднего и пожилого возраста.
При сахарном диабете причины и факторы риска настолько тесно переплетены, что иногда трудно их разграничить. Одним из главных факторов риска является наследственная предрасположенность (наследственно более неблагоприятен сахарный диабет 2 типа), также важную роль играют ожирение, несбалансированное питание, стрессы, заболевания поджелудочной железы, токсические вещества. в частности алкоголь, заболевания других эндокринных органов.
Стадии сахарного диабета:
1-я стадия – преддиабет – состояние предрасположенности к сахарному диабету.
Группа риска:
– Лица с отягощенной наследственностью.
– Женщины, родившие живого или мертвого ребенка с массой тела более 4,5 кг.
– Лица, страдающие ожирением и атеросклерозом.
2-я стадия – латентный диабет – протекает бессимптомно, уровень глюкозы натощак нормальный – 3,3-5,5 ммоль/л (по данным некоторых авторов – до 6,6 ммоль/л). Латентный диабет можно выявить тестом на толерантность к глюкозе, когда у пациента после приема 50 г глюкозы, растворенной в 200 мл воды, отмечается повышение уровня сахара в крови: через 1 ч выше 9.99 ммоль/л. а через 2ч – более 7,15 ммоль/л.
3-я стадия – явный диабет – характерны следующие симптомы: жажда, полиурия, повышенный аппетит, похудание, кожный зуд (особенно в области промежности), слабость, утомляемость. В анализе крови повышенное содержание глюкозы, также возможно выделение глюкозы с мочой.
При развитии осложнений, связанных с поражением сосудов ЦНС. глазного дна. почек, сердца, нижних конечностей, присоединяются симптомы поражения соответствующих органов и систем.
Сестринский процесс при сахарном диабете:
Проблемы пациента:
А. Существующие (настоящие):
– жажда;
– полиурия:
– кожный зуд. сухость кожи:
– повышенный аппетит;
– потеря веса;
– слабость, утомляемость; снижение остроты зрения;
– боли в сердце;
– боли в нижних конечностях;
– необходимость постоянно соблюдать диету;
– необходимость постоянного введения инсулина или приема антидиабетических препаратов (манинил, диабетон, амарил и др.);
Дефицит знаний о:
– сущности заболевания и его причинах;
– диетотерапии;
– самопомощи при гипогликемии;
– уходе за ногами;
– расчете хлебных единиц и составлении меню;
– пользовании глюкометром;
– осложнениях сахарного диабета (комы и диабетические ангиопатии) и самопомощи при комах.
Б. Потенциальные:
Риск развития:
– прекоматозных и коматозных состояний:
– гангрены нижних конечностей;
– острого инфаркта миокарда;
– хронической почечной недостаточности;
– катаракты и диабетической ретинопатии с ухудшением зрения;
– вторичных инфекций, гнойничковых заболеваний кожи;
– осложнений вследствие инсулинотерапии;
– медленное заживление ран, в том числе и послеоперационных.
Сбор информации при первичном обследовании:
Расспрос пациента о:
– соблюдении диеты (физиологической или диеты № 9), о режиме питания;
– физических нагрузках в течение дня;
– проводимом лечении:
– инсулинотерапии (название инсулина, доза, длительность его действия, схема лечения);
– антидиабетических таблетированных препаратах (название, доза, особенности их приема, переносимость);
– давности исследования анализов крови и мочи на содержание глюкозы и обследования у эндокринолога;
– наличии у пациента глюкометра, умении им пользоваться;
– умении пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;
– умении пользоваться инсулиновым шприцом и шприц-ручкой;
– знании мест и техники введения инсулина, профилактики осложнений (гипогликемии и липодистрофии в местах инъекций);
– ведении дневника наблюдений больного сахарным диабетом:
– посещении в прошлом и в настоящее время “Школы диабетика”;
– развитии в прошлом гипогликемической и гипергликемической ком, их причинах и симптомах;
– умении оказывать самопомощь;
– наличии у пациента «Паспорта диабетика» или «Визитной карточки диабетика»;
– наследственной предрасположенности к сахарному диабет);
– сопутствующих заболеваниях (заболевания поджелудочной железы, других эндокринных органов, ожирении);
– жалобах пациента в момент осмотра.
Осмотр пациента:
– цвет, влажность кожных покровов, наличие расчесов:
– определение массы тела:
– измерение артериального давления;
– определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.
Сестринские вмешательства, включая работу с семьей пациента:
1. Провести беседу с пациентом и его близкими об особенностях питания в зависимости от типа сахарного диабета, режиме питания. Для пациента с сахарным диабетом 2 типа дать несколько образцов меню на сутки.
2. Убедить пациента в необходимости строю соблюдать диету, назначенную врачом.
3. Убедить пациента в необходимости физических нагрузок, рекомендованных врачом.
4. Провести беседу о причинах, сущности заболевания и его осложнениях.
5. Информировать пациента об инсулинотерапии (видах инсулина. начале и длительности его действия, связи с приемом пищи. особенностях хранения, побочных эффектах, видах инсулиновых шприцов и шприц-ручках).
6. Обеспечить своевременное введение инсулина и прием антидиабетических препаратов.
7. Контролировать:
– состояние кожных покровов;
– массу тела:
– пульс и артериальное давление;
– пульс на артерии тыла стопы;
– соблюдение диеты и режима питания; передачи пациенту от его близких;
– рекомендовать постоянный контроль содержания глюкозы в крови и моче.
8. Убедить пациента в необходимости постоянного наблюдения эндокринологом, ведении дневника наблюдения, где указываются показатели уровня глюкозы в крови, моче, уровень АД, съеденные за день продукты, получаемая терапия, изменения самочувствия.
9. Рекомендовать периодические осмотры окулиста, хирурга, кардиолога, нефролога.
10. Рекомендовать занятия в «Школе диабетика».
11. Информировать пациента о причинах и симптомах гипогликемии, коматозных состояний.
12. Убедить пациента в необходимости при незначительном ухудшении самочувствия и показателей крови сразу обращаться к эндокринологу.
13. Обучить пациента и его родственников:
– расчету хлебных единиц;
– составлению меню по количеству хлебных единиц на сутки; набору и подкожному введению инсулина инсулиновым шприцом;
– правилам ухода за ногами;
– оказывать самопомощь при гипогликемии;
– измерению артериального давления.
Неотложные состояния при сахарном диабете:
А. Гипогликемическое состояние. Гипогликемическая кома.
Причины:
– Передозировка инсулина или антидиабетических таблетированных средств.
– Недостаток углеводов в пищевом рационе.
– Недостаточный прием пищи или пропуск приема пищи после введения инсулина.
– Значительная физическая нагрузка.
Гипогликемические состояния проявляются ощущением сильного голода, потливостью, дрожанием конечностей, резкой слабостью. Если это состояние не купировать, то симптомы гипогликемии будут нарастать: усилится дрожь, появятся путаница в мыслях, головная боль, головокружение, двоение в глазах, общее беспокойство, страх, агрессивность в поведении и больной впадает в кому с потерей сознания и судорогами.
Симптомы гипогликемической комы: больной без сознания, бледен, отсутствует запах ацетона изо рта. кожные покровы влажные, обильный холодный пот, тонус мышц повышен, дыхание свободное. артериальное давление и пульс не изменены, тонус глазных яблок не изменен. В анализе крови уровень сахара ниже 3,3 ммоль/л. в моче сахара нет.
Самопомощь при гипогликемическом состоянии:
Рекомендуется при первых же симптомах гипогликемии съесть 4-5 кусочков сахара, или выпить теплый сладкий чай, или принять 10 таблеток глюкозы по 0,1 г, или выпить из 2-3 ампул 40 %-ной глюкозы, или съесть несколько конфет (лучше карамель).
Доврачебная помощь при гипогликемическом состоянии:
– Вызвать врача.
– Вызвать лаборанта.
– Придать пациенту устойчивое боковое положение.
– Положить 2 кусочка сахара за щеку, на которой лежит пациент.
– Обеспечить внутривенный доступ.
Подготовить медикаменты:
40 и 5 % раствор глюкозы. 0.9 % раствор хлорида натрия, преднизолон (амп.), гидрокортизон (амп.), глюкагон (амп.).
Б. Гипергликемическая (диабетическая, кетоацидотическая) кома.
Причины:
– Недостаточная доза инсулина.
– Нарушение диеты (повышенное содержание углеводов в пище).
– Инфекционные заболевания.
– Стрессы.
– Беременность.
– Травмы.
– Оперативное вмешательство.
Предвестники: усиление жажды, полиурия. возможна рвота, снижение аппетита, нечеткое зрение, необычайно сильная сонливость, раздражительность.
Симптомы комы: сознание отсутствует, запах ацетона изо рта, гиперемия и сухость кожных покровов, шумное глубокое дыхание, снижение мышечного тонуса – ” мягкие” глазные яблоки. Пульс-нитевидный, артериальное давление снижено. В анализе крови – гипергликемия, в анализе мочи – глюкозурия, кетоновые тела и ацетон.
При появлении предвестников комы срочно обратиться к эндокринологу или вызвать его на дом. При признаках гипергликемической комы срочный вызов неотложной помощи.
Доврачебная помощь:
– Вызвать врача.
– Придать пациенту устойчивое боковое положение (профилактика западения языка, аспирации, асфиксии).
– Взять мочу катетером для экспресс-диагностики сахара и ацетона.
– Обеспечить внутривенный доступ.
Подготовить медикаменты:
– инсулин короткого действия – актропид (фл.);
– 0,9 % раствор хлорида натрия (фл.); 5 % раствор глюкозы (фл.);
– сердечные гликозиды, сосудистые средства.
, . , . . , . .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
:
– () , , , . . 6-7% . – .
– – XXI , . 30 . . 285 , 2025 , (), 438 . , .
– , . (), 10 1 , 4 – , .
: , , . 2-3 , 12-15 , 10 , 20 , .
2006 61/225 , , , .
– . 10-15 % . 80 % .
– . , , , .
3 , – 9-10 . , 3-4 . , 6 .
, , 280 . 15% .
:
.
:
.
:
.
:
:
;
;
;
;
(, ).
:
, ;
.
:
– ;
– , :
– (, ) ;
– ( );
– (, , );
( , );
().
:
.
1.
, .
:
( I ) ;
( II )
I , II – .
1.1
, – .
– , . , , , , , , , – . II – – () , , . , , (, , ), . , – () . . 7-10 , .
1.2
:
1. ;
2. , .
. , 10%, — 80%.
1-
1- . ( ) , , .
, , , , , , – , . , , ( 40 ).
, 6- . -.
. , -, , , . .
, , . .
2-
2- , 2 (. ). , .
( , 80% ) — . 2- ( ). , , , , , , 2- . 40 .
2- , 100% . 2 .
.
, , , .
, , . .
.
.
;
;
;
;
.
;
;
;
;
– .
, , , . .
, II ( ). :
;
;
.
, .
1.3
:
() , , 30 – , , – , . – . , , , .
() , , . . , . , , , , . . , , , .
1.4
3 :
– , . ; , 4,5 ; ;
( ), 50 , 200 , : 1 – 180 % (9,99 /), 2 – 130 % (7,15 /);
– . . , ; . , , . . – .
, :
1. ;
2. ;
3. .
, . , :
– ( );
– ( );
– ( );
– ( );
– ( ).
, :
;
;
;
( ).
: , , .
: , , , , ; , , . ( ). , . . ( ), . . , , .
. (, ). , ( ).
() . .
. . , . , , .
, , , . (), , pH ().
1.5
– ;
– ;
– ;
– ;
– ; (. . 2.)
– .
1.6
.
() .
. .
.
:
o ;
o ;
o ;
o ;
o ;
o .
.
( ) , – . , ( ). : , , , , , , . ( ). , , . . , , , .
, , , , . . . , .
, , , , .
.
, , .
, , ( , ).
, – ( 350 / ) .
.
. ( , ) .
, .
.
( 25 % ).
, , . 40-60 , . .
.
(), , .
.
, . . (), .
.
, , , , . , , 100 . , , , , , . : .
, , , , . , . . . 3,88 /. , .
, . 40-80 40% . . , 5% . – 125-250 . , , : .
, , , .
1.7
– ();
– :
1 2 75 , 1,5 . ( ) : < 6,5 /, 2 – < 7,7/. > 6,6/ >11,1 / 2 ;
– .
1.8
– , ( ).
– , (, ). .
. ( ) .
, , , ( 9) (16%), (24%) (60%) . , , . 2 800 (11 790 ) , 4 200 (17 581 ) . , . , . , 4 ( 6 ). .
. , .
() 4-6 () 6-7 .
– () 10-12 , , 10-18 . .
— ( 24-36 ), – (; 24 ), – ( 30-36 ).
, . . , 1 4 . 40-60 ; . 2:1. . ( ) ( ).
. , (, , , – ). .
.
– -, .
, .
40-45 , , .. , , , . , , , . .
, .
– : , . , , , , .
:
:
– 7,0 % (> 7,6 % );
– ;
– , , ;
– .
– ;
, ;
.
:
~ 0,025 . ( );
~ , ;
~ , – ;
~ , ;
~ , 3 .
9, 9
: 1) : (20-30 ); 2) .
9:
, , . . . 9:
. . . , , . , , (, , , , , , ). , – . – , . .
9:
5-6 .
.
1.
2.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | 1. . 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. . |
1.9 ,
;
;
;
, , , ;
;
.
. , , . , . – .
. .
2.
– .
– , .
, , :
1. ( ) :
, .
:
– ;
– ;
– .
:
;
;
;
– ;
, , , :
, .
:
;
.
1. ( , , ; – ; , );
2. ( );
3. ( );
4. .
(. ).
2. , . .
, , .
, :
;
;
;
.
3. .
, , .
4. . .
5. .
1. , .
– ,
– ,
– , ,
– ,
– ,
– ,
– .
2.1 ,
: , , , , , , 70 , (), ( ), , .
I.
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
6. , .
7. , .
8. .
9. 5-6 , , 2 .
10. , .
11. ().
12. .
13. , .
14. .
15. .
II.
16. .
17. 3 (), 2 : , — , 3 .
18.. , , , .
19. 45? (2/3 ); .
20. . .
3.
3.1 1
.., 26 , : 1- , , . , ; ; , , , , . 13 .
: . 36.3, 178 , 72 . , , . . , . 18 . 96 . 150/100 . . : 11/. : . 1026, – 0,8%, – 4800 .
: , , , , , , .
:
: , , ; ; , , , .
: .
: .
: .
3. :
9, , | , |
, , | |
30 3 | , |
( , , , , ) | |
: .
3.2 2
.., 56 , .
: .
: , , , , , , .
:
: , , , , , , .
:
:
:
4. :
: .
3.3
, , , , .
. , .
. .
. , . – . . , , . . . , , – .
. , , .
:
1. .., .., . – – .: – , 2008 . – 544 .
:
1. .., . – ; .: – 2007 . – 480 .
2. .., . . – – .: – – , 2009. – 464 .
3. . ., . . – : – .: – , 2010. – 384 .
4. .., .. – – / 2007 – 512 .
5. .., . – – 2 ., . .- .: – – , 2010. – 368 .
6. .., . – ; 2- . . .: – – 2009. – 512 .
7. .., .., ..- – . 13- . . / – 2009 – 552
1
1.
68
.. . , 3 8 499 629 45 81 .. 1- 14.03.2012 11:00 18 . 96 . 150/100 . . 14 72 178 , ______________ , , , ; , ______________ , | ( ) __________ ____________ __________ -1-9 -10 -15 -20 36. 3 ____________________ , ______ ______ |
2.
. 1.
3
. 2.
4
. 3.
5
. 2. 9
300 – 350 ( ) |
90 – 100 (55 % ) |
75 – 80 30 % ) |
2300 – 1500 |
12 |
1,5 |
. 3. 9.
, , , , ; , , , , . | , , , , |
, -, -, 2- , 300 . . | |
, , , , , , , , , . | , , , , , |
, . | , , |
, , , , , , , , , , . | |
, , | |
– . , , , , , . |
, . . . , .
[1,3 M], 27.10.2013
, . . . .
[51,8 K], 11.05.2014
, , . . , . , .
[35,1 K], 15.12.2013
. , . . II , . .
[45,9 K], 17.12.2014
. . . . .
[509,8 K], 17.08.2015
, . , . , .
[78,6 K], 20.01.2016
, . – . . II . .
[3,2 M], 24.02.2015
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Возможные нарушения потребностей.
Физиологические потребности:
Есть (стоматит, ограничения в диете).
Пить (жажда, дефицит жидкости).
Дышать (кетоацидотическая кома).
Выделять (поражение почек).
Половые влечения (импотенция).
Быть чистым (гнойничковые заболевания, нарушения трофики кожи).
Поддерживать состояние (осложнения, декомпенсация).
Одеваться, раздеваться (кома).
Поддерживать температуру (инфекционные осложнения).
Спать, отдыхать (декомпенсация).
Двигаться (диабетическая стопа, другие осложнения).
Психо-социальные:
Общаться (госпитализация, нарушение зрения и т.д.).
Достижение успеха, гармонии.
Иметь жизненные ценности (депрессия, страх, отсутствие адаптации к болезни из-за тяжести заболевания и развития осложнений).
Играть, учиться, работать (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни).
Возможные проблемы пациента.
1) Физиологические:
Жажда.
Полиурия.
Зуд кожи.
Нарушение трофики кожи.
Нарушение зрения.
Слабость.
Снижение веса.
Избыточность массы тела.
Нарушение водного баланса.
Поражение двигательной активности.
2) Психологические:
Отсутствие адаптации к болезни.
Страх потери зрения.
Страх потери ребёнка.
Беспокойство.
Депрессия.
Дефицит знания о болезни.
Неадекватное отношение к болезни.
Дефицит самоконтроля.
Изменение характера питания.
Необходимость постоянных инъекций.
Снижение работоспособности.
Дефицит общения.
Изменение семейного процесса.
Социальные:
Утрата социальных, производственных связей.
Утрата трудоспособности.
Изоляция во время госпитализации.
Трудности в самообеспечении (средство самоконтроля, медикаменты, продукты).
Отсутствие самореализации.
Отсутствие жизненных ценностей.
Духовные:
Дефицит духовного участия (гармонии, успеха).
5) Потенциальные проблемы:
Риск потери сознания в связи с гипергликемией.
Риск гипогликемии.
Риск потери зрения.
Риск развития липодистрофий.
Риск нарушения трофики кожи.
Риск развития инфекционных осложнений.
Проблема пациента: Жажда
Цели: Краткосрочная: У пациента не будет жажды через неделю.
Долгосрочная: Пациент продемонстрирует знания о причинах возникновения жажды и способах борьбы с ней
План сестринского вмешательства:
Медсестра разъяснит пациенту сущность и причины данного явления.
Медсестра объяснит пациенту необходимость контроля выпитой и выделенной жидкости.
Медсестра предупредит пациента и объяснит ему, как правильно подготовиться к исследованию крови на сахар.
Медсестра будет по назначению врача проводить контроль сахара мочи.
При необходимости медсестра будет выполнять назначения врача – введение инсулина или дачу сульфаниламидных препаратов сахароснижающего действия.
Проблема пациента: Полиурия.
Цели: Краткосрочная: У пациента количество мочи уменьшится через неделю от начала лечения.
Долгосрочная: К моменту выписки диурез нормализуется.
План сестринского вмешательства:
Медсестра объяснит причину и сущность данного явления пациенту.
Медсестра будет контролировать суточный диурез с регистрацией в температурном листе.
Медсестра проведёт беседу о питании при сахарном диабете.
Медсестра по назначению врача будет контролировать сахар мочи из суточного количества.
Медсестра по назначению врача будет вводить инсулин.
Проблема: Высокий риск потери сознания в связи с гипергликемией.
Цель вмешательства: Пациент будет знать о причинах развития гипергликемии.
План сестринского вмешательства:
Медсестра будет наблюдать за состоянием дыхания, кожи, глазными яблоками.
Медсестра обучит пациента методам самоконтроля.
Медсестра расскажет пациенту о необходимости соблюдения диеты.
Медсестра обучит пациента и родственников введению инсулина.
Медсестра будет по назначению врача вводить инсулин.
Медсестра проведёт беседу с родственниками о важности регулярного введения инсулина.
Проблема: Тревога по поводу ухудшения зрения.
Цель вмешательства: Пациент продемонстрирует знания о причинах ухудшения зрения.
План сестринского вмешательства:
Медсестра постарается успокоить пациента.
Медсестра проведёт беседу с пациентом о причинах данного осложнения.
Медсестра обеспечит пациента достаточной информацией и включит в процесс сотрудничества.
Медсестра по назначению врача отправит пациента к окулисту.
5. Медсестра познакомит пациента с человеком, больным сахарным диабетом, адаптированным к своему заболеванию.
Медсестра побеседует с членами семьи пациента о необходимости психологической поддержки и оказания помощи при снижении зрения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #