Проблемы и потребности пациентов при сахарном диабете

Сестринский процесс при сахарном диабете. Сахарный диабет – хроническое заболевание, характеризующееся нарушением продукции или действия инсулина и приводящее к нарушению всех видов обмена веществ и, в первую очередь, обмена углеводов. Классификация сахарного диабета, принятая ВОЗ в 1980 г.:

1. Инсулинозависимый тип – 1 тип.

2. Инсулинонезависимый тип – 2 тип.

Сахарный диабет 1 типа чаще встречается у лиц молодого возраста, 2 тип сахарного диабета – у лиц среднего и пожилого возраста.

При сахарном диабете причины и факторы риска настолько тесно переплетены, что иногда трудно их разграничить. Одним из главных факторов риска является наследственная предрасположенность (наследственно более неблагоприятен сахарный диабет 2 типа), также важную роль играют ожирение, несбалансированное питание, стрессы, заболевания поджелудочной железы, токсические вещества. в частности алкоголь, заболевания других эндокринных органов.

Стадии сахарного диабета:

1-я стадия – преддиабет – состояние предрасположенности к сахарному диабету.

Группа риска:

– Лица с отягощенной наследственностью.

– Женщины, родившие живого или мертвого ребенка с массой тела более 4,5 кг.

– Лица, страдающие ожирением и атеросклерозом.

2-я стадия – латентный диабет – протекает бессимптомно, уровень глюкозы натощак нормальный – 3,3-5,5 ммоль/л (по данным некоторых авторов – до 6,6 ммоль/л). Латентный диабет можно выявить тестом на толерантность к глюкозе, когда у пациента после приема 50 г глюкозы, растворенной в 200 мл воды, отмечается повышение уровня сахара в крови: через 1 ч выше 9.99 ммоль/л. а через 2ч – более 7,15 ммоль/л.

3-я стадия – явный диабет – характерны следующие симптомы: жажда, полиурия, повышенный аппетит, похудание, кожный зуд (особенно в области промежности), слабость, утомляемость. В анализе крови повышенное содержание глюкозы, также возможно выделение глюкозы с мочой.

При развитии осложнений, связанных с поражением сосудов ЦНС. глазного дна. почек, сердца, нижних конечностей, присоединяются симптомы поражения соответствующих органов и систем.

Сестринский процесс при сахарном диабете:

Проблемы пациента:

А. Существующие (настоящие):

– жажда;

– полиурия:

– кожный зуд. сухость кожи:

– повышенный аппетит;

– потеря веса;

– слабость, утомляемость; снижение остроты зрения;

– боли в сердце;

– боли в нижних конечностях;

– необходимость постоянно соблюдать диету;

– необходимость постоянного введения инсулина или приема антидиабетических препаратов (манинил, диабетон, амарил и др.);

Дефицит знаний о:

– сущности заболевания и его причинах;

– диетотерапии;

– самопомощи при гипогликемии;

– уходе за ногами;

– расчете хлебных единиц и составлении меню;

– пользовании глюкометром;

– осложнениях сахарного диабета (комы и диабетические ангиопатии) и самопомощи при комах.

Б. Потенциальные:

Риск развития:

– прекоматозных и коматозных состояний:

– гангрены нижних конечностей;

– острого инфаркта миокарда;

– хронической почечной недостаточности;

– катаракты и диабетической ретинопатии с ухудшением зрения;

– вторичных инфекций, гнойничковых заболеваний кожи;

– осложнений вследствие инсулинотерапии;

– медленное заживление ран, в том числе и послеоперационных.

Сбор информации при первичном обследовании:

Расспрос пациента о:

– соблюдении диеты (физиологической или диеты № 9), о режиме питания;

– физических нагрузках в течение дня;

– проводимом лечении:

– инсулинотерапии (название инсулина, доза, длительность его действия, схема лечения);

– антидиабетических таблетированных препаратах (название, доза, особенности их приема, переносимость);

– давности исследования анализов крови и мочи на содержание глюкозы и обследования у эндокринолога;

– наличии у пациента глюкометра, умении им пользоваться;

– умении пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;

– умении пользоваться инсулиновым шприцом и шприц-ручкой;

– знании мест и техники введения инсулина, профилактики осложнений (гипогликемии и липодистрофии в местах инъекций);

– ведении дневника наблюдений больного сахарным диабетом:

– посещении в прошлом и в настоящее время “Школы диабетика”;

– развитии в прошлом гипогликемической и гипергликемической ком, их причинах и симптомах;

– умении оказывать самопомощь;

– наличии у пациента «Паспорта диабетика» или «Визитной карточки диабетика»;

– наследственной предрасположенности к сахарному диабет);

Читайте также:  Анализ при сахарном диабете 2 типа

– сопутствующих заболеваниях (заболевания поджелудочной железы, других эндокринных органов, ожирении);

– жалобах пациента в момент осмотра.

Осмотр пациента:

– цвет, влажность кожных покровов, наличие расчесов:

– определение массы тела:

– измерение артериального давления;

– определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.

Сестринские вмешательства, включая работу с семьей пациента:

1. Провести беседу с пациентом и его близкими об особенностях питания в зависимости от типа сахарного диабета, режиме питания. Для пациента с сахарным диабетом 2 типа дать несколько образцов меню на сутки.

2. Убедить пациента в необходимости строю соблюдать диету, назначенную врачом.

3. Убедить пациента в необходимости физических нагрузок, рекомендованных врачом.

4. Провести беседу о причинах, сущности заболевания и его осложнениях.

5. Информировать пациента об инсулинотерапии (видах инсулина. начале и длительности его действия, связи с приемом пищи. особенностях хранения, побочных эффектах, видах инсулиновых шприцов и шприц-ручках).

6. Обеспечить своевременное введение инсулина и прием антидиабетических препаратов.

7. Контролировать:

– состояние кожных покровов;

– массу тела:

– пульс и артериальное давление;

– пульс на артерии тыла стопы;

– соблюдение диеты и режима питания; передачи пациенту от его близких;

– рекомендовать постоянный контроль содержания глюкозы в крови и моче.

8. Убедить пациента в необходимости постоянного наблюдения эндокринологом, ведении дневника наблюдения, где указываются показатели уровня глюкозы в крови, моче, уровень АД, съеденные за день продукты, получаемая терапия, изменения самочувствия.

9. Рекомендовать периодические осмотры окулиста, хирурга, кардиолога, нефролога.

10. Рекомендовать занятия в «Школе диабетика».

11. Информировать пациента о причинах и симптомах гипогликемии, коматозных состояний.

12. Убедить пациента в необходимости при незначительном ухудшении самочувствия и показателей крови сразу обращаться к эндокринологу.

13. Обучить пациента и его родственников:

– расчету хлебных единиц;

– составлению меню по количеству хлебных единиц на сутки; набору и подкожному введению инсулина инсулиновым шприцом;

– правилам ухода за ногами;

– оказывать самопомощь при гипогликемии;

– измерению артериального давления.

Неотложные состояния при сахарном диабете:

А. Гипогликемическое состояние. Гипогликемическая кома.

Причины:

– Передозировка инсулина или антидиабетических таблетированных средств.

– Недостаток углеводов в пищевом рационе.

– Недостаточный прием пищи или пропуск приема пищи после введения инсулина.

– Значительная физическая нагрузка.

Гипогликемические состояния проявляются ощущением сильного голода, потливостью, дрожанием конечностей, резкой слабостью. Если это состояние не купировать, то симптомы гипогликемии будут нарастать: усилится дрожь, появятся путаница в мыслях, головная боль, головокружение, двоение в глазах, общее беспокойство, страх, агрессивность в поведении и больной впадает в кому с потерей сознания и судорогами.

Симптомы гипогликемической комы: больной без сознания, бледен, отсутствует запах ацетона изо рта. кожные покровы влажные, обильный холодный пот, тонус мышц повышен, дыхание свободное. артериальное давление и пульс не изменены, тонус глазных яблок не изменен. В анализе крови уровень сахара ниже 3,3 ммоль/л. в моче сахара нет.

Самопомощь при гипогликемическом состоянии:

Рекомендуется при первых же симптомах гипогликемии съесть 4-5 кусочков сахара, или выпить теплый сладкий чай, или принять 10 таблеток глюкозы по 0,1 г, или выпить из 2-3 ампул 40 %-ной глюкозы, или съесть несколько конфет (лучше карамель).

Доврачебная помощь при гипогликемическом состоянии:

– Вызвать врача.

– Вызвать лаборанта.

– Придать пациенту устойчивое боковое положение.

– Положить 2 кусочка сахара за щеку, на которой лежит пациент.

– Обеспечить внутривенный доступ.

Подготовить медикаменты:

40 и 5 % раствор глюкозы. 0.9 % раствор хлорида натрия, преднизолон (амп.), гидрокортизон (амп.), глюкагон (амп.).

Б. Гипергликемическая (диабетическая, кетоацидотическая) кома.

Причины:

– Недостаточная доза инсулина.

– Нарушение диеты (повышенное содержание углеводов в пище).

– Инфекционные заболевания.

– Стрессы.

– Беременность.

– Травмы.

– Оперативное вмешательство.

Предвестники: усиление жажды, полиурия. возможна рвота, снижение аппетита, нечеткое зрение, необычайно сильная сонливость, раздражительность.

Симптомы комы: сознание отсутствует, запах ацетона изо рта, гиперемия и сухость кожных покровов, шумное глубокое дыхание, снижение мышечного тонуса – ” мягкие” глазные яблоки. Пульс-нитевидный, артериальное давление снижено. В анализе крови – гипергликемия, в анализе мочи – глюкозурия, кетоновые тела и ацетон.

Читайте также:  Красный рис при сахарном диабете 2 типа

При появлении предвестников комы срочно обратиться к эндокринологу или вызвать его на дом. При признаках гипергликемической комы срочный вызов неотложной помощи.

Доврачебная помощь:

– Вызвать врача.

– Придать пациенту устойчивое боковое положение (профилактика западения языка, аспирации, асфиксии).

– Взять мочу катетером для экспресс-диагностики сахара и ацетона.

– Обеспечить внутривенный доступ.

Подготовить медикаменты:

– инсулин короткого действия – актропид (фл.);

– 0,9 % раствор хлорида натрия (фл.); 5 % раствор глюкозы (фл.);

– сердечные гликозиды, сосудистые средства.

Источник

, . , . . , . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

:

– () , , , . . 6-7% . – .

– – XXI , . 30 . . 285 , 2025 , (), 438 . , .

– , . (), 10 1 , 4 – , .

: , , . 2-3 , 12-15 , 10 , 20 , .

2006 61/225 , , , .

– . 10-15 % . 80 % .

– . , , , .

3 , – 9-10 . , 3-4 . , 6 .

, , 280 . 15% .

:

.

:

.

:

.

:

:

;

;

;

;

(, ).

:

, ;

.

:

– ;

– , :

– (, ) ;

– ( );

– (, , );

( , );

().

:

.

1.

, .

:

( I ) ;

( II )

I , II – .

1.1

, – .

– , . , , , , , , , – . II – – () , , . , , (, , ), . , – () . . 7-10 , .

1.2

:

1. ;

2. , .

. , 10%, — 80%.

1-

1- . ( ) , , .

, , , , , , – , . , , ( 40 ).

, 6- . -.

. , -, , , . .

, , . .

2-

2- , 2 (. ). , .

( , 80% ) — . 2- ( ). , , , , , , 2- . 40 .

2- , 100% . 2 .

.

, , , .

, , . .

.

.

;

;

;

;

.

;

;

;

;

– .

, , , . .

, II ( ). :

;

;

.

, .

1.3

:

() , , 30 – , , – , . – . , , , .

() , , . . , . , , , , . . , , , .

1.4

3 :

– , . ; , 4,5 ; ;

( ), 50 , 200 , : 1 – 180 % (9,99 /), 2 – 130 % (7,15 /);

– . . , ; . , , . . – .

, :

1. ;

2. ;

3. .

, . , :

– ( );

– ( );

– ( );

– ( );

– ( ).

, :

;

;

;

( ).

: , , .

: , , , , ; , , . ( ). , . . ( ), . . , , .

. (, ). , ( ).

() . .

. . , . , , .

, , , . (), , pH ().

1.5

– ;

– ;

– ;

– ;

– ; (. . 2.)

– .

1.6

.

() .

. .

.

:

o ;

o ;

o ;

o ;

o ;

o .

.

( ) , – . , ( ). : , , , , , , . ( ). , , . . , , , .

, , , , . . . , .

, , , , .

.

, , .

, , ( , ).

, – ( 350 / ) .

.

. ( , ) .

, .

.

( 25 % ).

, , . 40-60 , . .

.

(), , .

.

, . . (), .

.

, , , , . , , 100 . , , , , , . : .

, , , , . , . . . 3,88 /. , .

, . 40-80 40% . . , 5% . – 125-250 . , , : .

, , , .

1.7

– ();

– :

1 2 75 , 1,5 . ( ) : < 6,5 /, 2 – < 7,7/. > 6,6/ >11,1 / 2 ;

– .

1.8

– , ( ).

– , (, ). .

. ( ) .

, , , ( 9) (16%), (24%) (60%) . , , . 2 800 (11 790 ) , 4 200 (17 581 ) . , . , . , 4 ( 6 ). .

. , .

() 4-6 () 6-7 .

– () 10-12 , , 10-18 . .

— ( 24-36 ), – (; 24 ), – ( 30-36 ).

, . . , 1 4 . 40-60 ; . 2:1. . ( ) ( ).

. , (, , , – ). .

.

– -, .

, .

40-45 , , .. , , , . , , , . .

, .

– : , . , , , , .

:

:

– 7,0 % (> 7,6 % );

– ;

– , , ;

– .

– ;

, ;

.

:

~ 0,025 . ( );

~ , ;

~ , – ;

~ , ;

~ , 3 .

9, 9

: 1) : (20-30 ); 2) .

9:

, , . . . 9:

. . . , , . , , (, , , , , , ). , – . – , . .

9:

5-6 .

.

1.

2.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

1. .

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9. .

1.9 ,

;

;

;

, , , ;

;

.

. , , . , . – .

. .

2.

– .

– , .

, , :

1. ( ) :

, .

:

– ;

– ;

– .

:

;

;

;

– ;

, , , :

, .

:

;

.

1. ( , , ; – ; , );

2. ( );

3. ( );

4. .

(. ).

2. , . .

, , .

, :

;

;

;

.

3. .

, , .

4. . .

5. .

1. , .

– ,

– ,

– , ,

– ,

– ,

– ,

– .

2.1 ,

: , , , , , , 70 , (), ( ), , .

I.

1. .

2. .

3. .

4. .

5. .

6. , .

7. , .

8. .

9. 5-6 , , 2 .

10. , .

11. ().

12. .

13. , .

14. .

15. .

II.

16. .

17. 3 (), 2 : , — , 3 .

18.. , , , .

19. 45? (2/3 ); .

20. . .

3.

3.1 1

.., 26 , : 1- , , . , ; ; , , , , . 13 .

: . 36.3, 178 , 72 . , , . . , . 18 . 96 . 150/100 . . : 11/. : . 1026, – 0,8%, – 4800 .

: , , , , , , .

:

: , , ; ; , , , .

: .

: .

: .

3. :

9, ,

,

, ,

30 3

,

( , , , , )

: .

3.2 2

.., 56 , .

: .

: , , , , , , .

:

: , , , , , , .

:

:

:

4. :

: .

3.3

, , , , .

. , .

. .

. , . – . . , , . . . , , – .

. , , .

:

1. .., .., . – – .: – , 2008 . – 544 .

:

1. .., . – ; .: – 2007 . – 480 .

2. .., . . – – .: – – , 2009. – 464 .

3. . ., . . – : – .: – , 2010. – 384 .

4. .., .. – – / 2007 – 512 .

5. .., . – – 2 ., . .- .: – – , 2010. – 368 .

6. .., . – ; 2- . . .: – – 2009. – 512 .

7. .., .., ..- – . 13- . . / – 2009 – 552

1

1.

68

..

. , 3

8 499 629 45 81

..

1-

14.03.2012 11:00

18 .

96 .

150/100 . .

14

72 178

,

______________

,

, , ;

,

______________

,

( ) __________

____________

__________

-1-9

-10

-15

-20

36. 3

____________________

,

______

______

Читайте также:  Что происходит при сахарном диабете как помочь больному кратко

2.

. 1.

3

. 2.

4

. 3.

5

. 2. 9

300 – 350 ( )

90 – 100 (55 % )

75 – 80 30 % )

2300 – 1500

12

1,5

. 3. 9.

, , , , ; , , , , .

, , , ,

, -, -, 2- , 300 . .

, , , , , , , , , .

, , , , ,

, .

, ,

, , , , , , , , , , .

, ,

– . , , , , , .

  • , . . . , .

    [1,3 M], 27.10.2013

  • , . . . .

    [51,8 K], 11.05.2014

  • , , . . , . , .

    [35,1 K], 15.12.2013

  • . , . . II , . .

    [45,9 K], 17.12.2014

  • . . . . .

    [509,8 K], 17.08.2015

  • , . , . , .

    [78,6 K], 20.01.2016

  • , . – . . II . .

    [3,2 M], 24.02.2015

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

  1. Возможные нарушения потребностей.

  1. Физиологические потребности:

  • Есть (стоматит, ограничения в диете).

  • Пить (жажда, дефицит жидкости).

  • Дышать (кетоацидотическая кома).

  • Выделять (поражение почек).

  • Половые влечения (импотенция).

  • Быть чистым (гнойничковые заболевания, нарушения трофики кожи).

  • Поддерживать состояние (осложнения, декомпенсация).

  • Одеваться, раздеваться (кома).

  • Поддерживать температуру (инфекционные осложнения).

  • Спать, отдыхать (декомпенсация).

  • Двигаться (диабетическая стопа, другие осложнения).

  1. Психо-социальные:

  • Общаться (госпитализация, нарушение зрения и т.д.).

  • Достижение успеха, гармонии.

  • Иметь жизненные ценности (депрессия, страх, отсутствие адаптации к болезни из-за тяжести заболевания и развития осложнений).

  • Играть, учиться, работать (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни).

  1. Возможные проблемы пациента.

1) Физиологические:

  • Жажда.

  • Полиурия.

  • Зуд кожи.

  • Нарушение трофики кожи.

  • Нарушение зрения.

  • Слабость.

  • Снижение веса.

  • Избыточность массы тела.

  • Нарушение водного баланса.

  • Поражение двигательной активности.

2) Психологические:

  • Отсутствие адаптации к болезни.

  • Страх потери зрения.

  • Страх потери ребёнка.

  • Беспокойство.

  • Депрессия.

  • Дефицит знания о болезни.

  • Неадекватное отношение к болезни.

  • Дефицит самоконтроля.

  • Изменение характера питания.

  • Необходимость постоянных инъекций.

  • Снижение работоспособности.

  • Дефицит общения.

  • Изменение семейного процесса.

  1. Социальные:

  • Утрата социальных, производственных связей.

  • Утрата трудоспособности.

  • Изоляция во время госпитализации.

  • Трудности в самообеспечении (средство самоконтроля, медикаменты, продукты).

  • Отсутствие самореализации.

  • Отсутствие жизненных ценностей.

  1. Духовные:

  • Дефицит духовного участия (гармонии, успеха).

5) Потенциальные проблемы:

  • Риск потери сознания в связи с гипергликемией.

  • Риск гипогликемии.

  • Риск потери зрения.

  • Риск развития липодистрофий.

  • Риск нарушения трофики кожи.

  • Риск развития инфекционных осложнений.

Проблема пациента: Жажда

Цели: Краткосрочная: У пациента не будет жажды через неделю.

Долгосрочная: Пациент продемонстрирует знания о причинах возникновения жажды и способах борьбы с ней

План сестринского вмешательства:

  1. Медсестра разъяснит пациенту сущность и причины данного явления.

  2. Медсестра объяснит пациенту необходимость контроля выпитой и выделенной жидкости.

  3. Медсестра предупредит пациента и объяснит ему, как правильно подготовиться к исследованию крови на сахар.

  4. Медсестра будет по назначению врача проводить контроль сахара мочи.

  5. При необходимости медсестра будет выполнять назначения врача – введение инсулина или дачу сульфаниламидных препаратов сахароснижающего действия.

Проблема пациента: Полиурия.

Цели: Краткосрочная: У пациента количество мочи уменьшится через неделю от начала лечения.

Долгосрочная: К моменту выписки диурез нормализуется.

План сестринского вмешательства:

  1. Медсестра объяснит причину и сущность данного явления пациенту.

  2. Медсестра будет контролировать суточный диурез с регистрацией в температурном листе.

  3. Медсестра проведёт беседу о питании при сахарном диабете.

  4. Медсестра по назначению врача будет контролировать сахар мочи из суточного количества.

  5. Медсестра по назначению врача будет вводить инсулин.

Проблема: Высокий риск потери сознания в связи с гипергликемией.

Цель вмешательства: Пациент будет знать о причинах развития гипергликемии.

План сестринского вмешательства:

  1. Медсестра будет наблюдать за состоянием дыхания, кожи, глазными яблоками.

  2. Медсестра обучит пациента методам самоконтроля.

  3. Медсестра расскажет пациенту о необходимости соблюдения диеты.

  4. Медсестра обучит пациента и родственников введению инсулина.

  5. Медсестра будет по назначению врача вводить инсулин.

  6. Медсестра проведёт беседу с родственниками о важности регулярного введения инсулина.

Проблема: Тревога по поводу ухудшения зрения.

Цель вмешательства: Пациент продемонстрирует знания о причинах ухудшения зрения.

План сестринского вмешательства:

  1. Медсестра постарается успокоить пациента.

  2. Медсестра проведёт беседу с пациентом о причинах данного осложнения.

  3. Медсестра обеспечит пациента достаточной информацией и включит в процесс сотрудничества.

  4. Медсестра по назначению врача отправит пациента к окулисту.

5. Медсестра познакомит пациента с человеком, больным сахарным диабетом, адаптированным к своему заболеванию.

  1. Медсестра побеседует с членами семьи пациента о необходимости психологической поддержки и оказания помощи при снижении зрения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник