Программа обучения пациентов с сахарным диабетом

Программа обучения пациентов с сахарным диабетом thumbnail

На занятии в школе диабетаСахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.

Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.

Типы и особенности диабета

Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.

Диабет бывает:

  • 1 типа –Заболевание 1 типа предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
  • 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
  • гестационный – выявляется только в период беременности.

Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.

Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:

  • генетические причины;
  • инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
  • понижение иммунитета.

Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.

Инсулинонезависимый тип Диабет 2 типасопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:

  • болезнь возникает после 40 лет;
  • уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
  • наблюдается повышение гликемии;
  • патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.

Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.

Причины возникновения 2 типа:

  • ожирение;
  • отягощенная наследственность.

Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.

Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.

Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.

Обучение в школе здоровья

Обучение пациентовУспех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.

Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.

На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.

Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.

Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.

Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.

Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.

Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:

  1. Диабет, как образ жизни.
  2. Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
  3. Правила питания.
  4. Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
  5. Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
  6. Осложнения, возникшие на фоне диабета.
  7. Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
  8. Гипертония, ИБС.

В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.

Читайте также:  Можно при сахарном диабете употреблять семечки

Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.

Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:

Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.

План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:

  1. Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
  2. Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
  3. Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.

Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.

Контроль сахара

На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.

Регулярное измерение сахара позволяет:

  1. Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
  2. Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
  3. Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
  4. Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
  5. Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.

В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.

Правильное питание

Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.

Основные моменты:

  1. Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
  2. Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
  3. Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
  4. Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
  5. Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.

Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.

Видеоматериал о питании при диабете:

Преодоление стрессовых ситуаций

Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.

Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.

Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.

Источник

Приложение 3

Программа
обучения пациентов с сахарным диабетом
(утв. приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 18 ноября 2013 г. N 2838)

Занятие N 1.

Теоретическая часть:

Что такое сахарный диабет? Историческая справка. Причины нарушений обмена веществ, происходящих при сахарном диабете 1 и 2 типов. Нормы глюкозы в крови в разное время суток в зависимости от режима питания. Понятие о почечном пороге. Симптомы гипер- и гипогликемии с объяснением механизмов их возникновения. Понятие о кетоацидозе. Обоснование необходимости самоконтроля для компенсации сахарного диабета.

Практическая часть:

Измерение глюкозы крови с помощью глюкометра или визуальных тест-полосок. (Прокол пальца осуществляется индивидуальным ланцетом.)

Занятие N 2.

Теоретическая часть:

Личность и сахарный диабет. Рассказ о психологических этапах, которые проходит человек, заболевший сахарным диабетом. Механизмы психологической защиты, устойчивости при стрессах. Настрой на позитивное мышление с целью избежать осложнения сахарного диабета и обеспечить долгую качественную жизнь. Обсуждение вопросов.

Занятие N 3

Теоретическая часть:

Самоконтроль глюкозы в крови, в моче, артериального давления, веса тела. Индивидуальный режим – взаимосвязь частоты измерений глюкозы в крови с образом жизни человека, формы и стадии заболевания, а также целей лечения (компенсация сахарного диабета в молодом, зрелом возрасте, при беременности). Разница контроля глюкозы в крови и в моче. Демонстрация разных видов глюкометров и тест-полосок. Пример ведения дневника самоконтроля.

Читайте также:  Рана и покраснение при сахарном диабете

Практическая часть:

Обучение правилам прокола пальца, пользования средствами самоконтроля. Преимущества и недостатки разных способов. Измерение глюкозы в крови и в моче.

Занятие N 4

Теоретическая часть:

Здоровое питание при сахарном диабете. Необходимость сбалансированного питания. Соотношение белков, жиров, углеводов. Углеводы – основной источник энергии. Потребность в клетчатке, витаминах и минералах. Подсчет хлебных единиц (ХЕ) с демонстрацией муляжей продуктов.

Практическая часть:

Пример подсчета углеводов в зависимости от комплекции тела и физических нагрузок. Индивидуальное измерение глюкозы крови под контролем инструктора.

Занятие N 5

Теоретическая часть:

Учет жиров и белков. Калорийность пищи. Польза и вред холестерина. Потребность в растительной и животной пище в зависимости от возраста. Общие правила здорового питания, модификация пищевого поведения. Советы по снижению массы тела.

Практическая часть:

Пример дневника питания.

Индивидуальное измерение глюкозы крови.

Занятие N 6
(для пациентов со 2 типом диабета)

Теоретическая часть:

Важность правильного питания, физических упражнений и снижения избыточного веса. Понятие о метаболическом синдроме. Лечение пероральными сахароснижающими препаратами. Основные группы препаратов – механизмы действия, побочные эффекты. Понятие об инсулинотерапии и о комбинированном лечении. Коррекция доз в зависимости от физических нагрузок, в связи с изменением веса – под контролем глюкозы крови и мочи.

Практическая часть:

Индивидуальное измерение глюкозы крови.

Измерение роста и веса.

Занятие N 6
(для пациентов с 1 типом диабета)

Теоретическая часть:

Важность правильного питания и физических упражнений в лечении сахарного диабета. Инсулинотерапия. Виды инсулинов. Время действия продленного и короткого инсулинов. Кратность введения и правила коррекции доз. Интенсифицированная инсулинотерапия. Важность регулярного самоконтроля.

Практическая часть:

Обучение навыкам техники введения инсулина. Индивидуальное измерение глюкозы крови.

Измерение роста и веса.

Занятие N 7.

Теоретическая часть:

Сахарозаменители и аналоги сахара. Польза и вред алкоголя. Повторение понятий гипогликемии и гипергликемии. Причины, симптомы, первая помощь. Коррекция доз лекарственных препаратов.

Практическая часть:

Индивидуальное измерение глюкозы крови.

Занятие N 8

Теоретическая часть:

Поздние осложнения сахарного диабета (обследование глаз, уход за ногами, методы предотвращения осложнений). Диабетическая ретинопатия, ангиопатия и нейропатия нижних конечностей – причины, симптомы, методы лечения. Физическая активность, ее роль в снижении веса тела и профилактики осложнений.

Практическая часть:

Обучение гимнастике для ног, для глаз, правилам подбора обуви. Индивидуальное измерение глюкозы крови.

Занятие N 9

Теоретическая часть:

Осложнения и сопутствующие заболевания (продолжение). Диабетическая нефропатия. Методы обследования, профилактика поражения почек. Артериальная гипертония – понятие, осложнения, меры профилактики и принципы лечения. Основные группы лекарственных средств. Заключение.

Практическая часть:

Индивидуальное измерение глюкозы крови. Обучение измерению артериального давления и пульса.

Оснащение: весы, ростометр, различные виды глюкометров и тест-полосок, индивидуальные стерильные ланцеты для прокалывания пальцев, вата, учебная доска (мел или фломастеры для нее), тонометр, фонендоскоп, предметы наглядной агитации, методические пособия.

Источник

«Обучение – это не просто компонент лечения сахарного диабета, это и есть само лечение»
— Эллиот Джослин, американский врач-эндокринолог, пионер исследований и лечения диабета

Гурьева Ирина Владимировна

Гурьева Ирина Владимировна

На базе Федерального центра научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в секторе реабилитации и профилактики инвалидности вследствие эндокринной патологии и формирования здорового образа жизни, под руководством доктора медицинских наук, профессора Гурьевой Ирины Владимировны проводится курс терапевтического обучения пациентов — Школа сахарного диабета.

Сахарный диабет является наиболее распространенным хроническим заболеванием, лечение которого проводится на протяжении всей жизни и требует постоянного контроля. От многих других хронических заболеваний диабет отличается тем, что о нем практически невозможно забыть даже на короткое время.

В управлении сахарным диабетом необходимо участие не только специалистов: эндокринолога, диетолога, ортопеда, окулиста, психолога, но и самого пациента, а, по возможности, и его семьи. Важное место в лечении диабета отводится улучшению качества жизни пациентов, адаптации человека с диабетом в современном обществе.

Многие люди перестают следить за течением своего заболевания уже через 1-2 года после постановки диагноза. В связи с этим крайне важно изменить поведение пациента, особенно в начале заболевания, и научить его грамотно управлять своим состоянием с помощью активного вовлечения в лечебный и восстановительный процесс, что невозможно без самоконтроля жизненно важных показателей состояния здоровья.

Контроль гликемии — важный элемент в управлении сахарным диабетом, который пациент должен осуществлять в домашних условиях регулярно. Это необходимо для снижения риска развития поздних осложнений: ретинопатии, нефропатии, нейропатии, поражение коронарных сосудов, поражение периферических сосудов и др.

Читайте также:  Сахарный диабет и алкоголь совместимы ли они

Отсутствие адекватного контроля приводит к хронической гипергликемии, что является основной причиной развития осложнений и инвалидизации пациентов с сахарным диабетом. В связи с этим задача врача не только лечить, но и обучать пациентов активно управлять своим заболеванием.

Всемирная организация здравоохранения официально признала терапевтическое обучение полноправным методом лечения хронических заболеваний, по значимости равным медикаментозному и хирургическому.

Основными задачами обучения являются освоение практических навыков самоконтроля гликемии, липидов, артериального давления, веса и состава тела; овладение техникой инъекций инсулина, подсчета хлебных единиц; навыков оказания первой само- и взаимопомощи при низком и высоком уровне гликемии; адаптация проводимого лечения к конкретным условиям жизни; профилактика острых и поздних осложнений сахарного диабета, уход за стопой; освоение правил рационального питания и физических нагрузок. Также обучение разрушает многочисленные неверные представления о болезни, которые часто распространены среди пациентов.

Основной целью терапевтического обучения, как непрерывного процесса медико-психолого-педагогического характера, определяющего успех обучения управлению хроническим заболеванием, является приобретение знаний о хроническом заболевании, навыков и мотивации к их использованию в повседневной жизни.

На базе Школы сахарного диабета проводится обучение по нескольким реабилитационным программам:

  1. Базовая программа «Жизнь с диабетом»;
  2. Программа психологического тренинга «Школа управления диабетом»;
  3. Программа «Помповая инсулинотерапия».

Занятия проводят квалифицированные специалисты сектора реабилитации и профилактики инвалидности вследствие эндокринной патологии и формирования здорового образа жизни:

  • врач-эндокринолог, д.м.н., профессор Гурьева Ирина Владимировна
  • врач-эндокринолог, к.м.н. Светлова Ольга Владимировна
  • врач-эндокринолог, к.м.н. Онучина Юлия Сергеевна
  • врач-эндокринолог, к.м.н. Кузина Ирина Викторовна
  • психолог, к.пс.н. Иванова Елена Николаевна
  • врач-эндокринолог, к.м.н. Воронин Александр Викторович
  • врач-эндокринолог Солдатенкова Надежда Андреевна

Привлекаются пациенты для интерактивных занятий в Школе сахарного диабета и приглашаются родственники пациентов.

Курс обучения по базовой программе составляет 10 занятий, продолжительность каждого занятия 60 минут

Основные темы занятий Школы сахарного диабета:

  • Что такое сахарный диабет?
  • Психологическая поддержка пациента с сахарным диабетом
  • Самоконтроль гликемии
  • Неотложные состояния при сахарном диабете
  • Особенности питания при сахарном диабете и метаболическом синдроме
  • Контроль заболевания при использовании сахароснижающих препаратов
  • Физические нагрузки при сахарном диабете
  • Поздние осложнения сахарного диабета. Диабетическая ретинопатия. Диабетическая нефропатия
  • Диабетическая стопа. Особенности ухода за ногами
  • Роль семейной поддержки при сахарном диабете (психологический аспект)

Курс обучения по программе психологического тренинга составляет 7 занятий, продолжительность каждого занятия 60 минут

Основная цель тренинга — повышение реабилитационного потенциала пациента в рамках грамотно сформированных специфических условий, специально организованном пространстве, которое даёт возможность «увидеть» свой ресурс в себе и социуме, уникальный путь абилитации, социализации, личностного роста с опо­рой на свои сохраненные, здоровые качества личности.

Задачами программы данного тренинга являются:

  • повышение уровня мотивации для изменения образа жизни, гармонизация психоэмоционального состояния;
  • формирование устойчивых навыков самоконтроля сахара, мочи, давления, выполнения физических нагрузок, ведения дневника; овладение техниками саморегуляции и самоподдержки;
  • прогрессивное изменение представлений о сахарном диабете;
  • психологическая поддержка и нахождение ресурса больного для профессиональной реабилитации, расширение круга социальных контактов, развитие адаптационных навыков.

Работа психолога Ивановой Е.Н. на тренинге

Работа психолога Ивановой Е.Н.
на тренинге

Программа психологического тренинга в Школе сахарного диабета

  • Тема 1. Знакомство. Психологическая составляющая «картины болезни». Мотивация изменения образа жизни.
  • Тема 2. Психологические типы и отношение к своему здоровью. Здоровый образ жизни и диабет.
  • Тема 3. Интерактивная игра. «Болезнь и моя ответственность».
  • Тема 4. Как обиды влияют на течение сахарного диабета? Эффективные стратегии реагирования.
  • Тема 5. Способы саморегуляции. Как справиться с эмоциями?
  • Тема 6. Значение семьи для больного диабетом.
  • Тема 7. Планирование жизненного пути. «Линия жизни».

Курс обучения по программе «Помповая инсулинотерапия» состоит из 2х занятий, продолжительность каждого занятия 90 минут.

Для пациентов, получающих помповую инсулинотерапию, или которые планируют использование инсулиновых помп, проводится обучение основным навыкам непрерывного введения инсулина с помощью инсулиновых дозаторов.

Преимущества метода непрерывного подкожного введения инсулина очевидны: высокая предсказуемость действия инсулина, максимально приближенный к физиологической секреции режим введения инсулина, уменьшение количества инъекций, точность дозировки (маленький шаг введения инсулина), уменьшение (вплоть до исчезновения) эпизодов гипогликемии, улучшение социальной адаптации (возможность управления помпой, замаскированной под одеждой, с пульта дистанционного управления).

Основные темы занятий по программе «Помповая инсулинотерапия»

Практическое занятие по помповой инсулинотерапии (установка инфузионного набора, работа с инсулиновой помпой)

Практическое занятие
по помповой инсулинотерапии
(установка инфузионного набора,
работа с инсулиновой помпой)

Для пациентов, впервые использующих инсулиновую помпу или планирующих ее применение:

  • Принципы помповой инсулинотерапии
  • Показания к использованию инсулиновых помп. Основные режимы. Базальная доза. Прандиальный болюс. Корригирующий болюс
  • Работа с муляжами и образцами
  • Основные технические инструкции
  • Физическая нагрузка и инсулиновая помпа

Для пациентов, длительно использующих инсулиновую помпу

  • Обсуждение проблем, возникающих при применении помпы
  • Ведение отчетов
  • Технические особенности
  • Помпа и профессиональная деятельность
  • Помпа и спорт
  • Психологические особенности помповой инсулинотерапии

ПРИГЛАШАЕМ НА ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛУ САХАРНОГО ДИАБЕТА В ДИСТАНЦИОННОМ И ОЧНОМ РЕЖИМЕ

Запись по телефону: +7 (499) 487-57-11 доб. 1562, ГУТОВА Елена Борисовна

Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство высшего образования и науки Российской Федерации

Министерство спорта Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Электронное Правительство – госуслуги

Всероссийский союз пациентов

Всероссийское общество инвалидов

Всероссийское общество глухих

Всероссийское общество слепых

Доступная среда – жить вместе

Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!»

Источник