Программа реабилитации ребенка с сахарным диабетом в школе

Программа реабилитации ребенка с сахарным диабетом в школе thumbnail

У ребенка обнаружен диабет. Назначена диета и терапия. Как это повлияет на его жизнь вне дома, где всегда и во всем ему гарантирована поддержка? Как будет ребенок с диабетом посещать школу?

Не стоит надеяться на то, что учителя сами, без подсказки родителей будут знать все необходимое о диабете.

Вам следует в первую очередь обязательно переговорить с директором школы, классным руководителем, а то и со всеми учителями-предметниками вашего ребенка. Особое внимание следует уделить учителю физкультуры, тренеру спортивной секции, если ваш ребенок ее посещает. И даже в этом случае не стоит забывать, что учителя по-разному отнесутся к вашим проблемам. Они, как и все, могут что-то забыть, к чему-то отнестись невнимательно. Поэтому заранее научите ребенка заботиться о себе. Он должен четко знать, что должен делать в той или иной ситуации.

Исходя из опыта родителей, дети которых уже благополучно закончили школу, мы сформулировали рекомендации для детей.

Ребенок-диабетик должен всегда иметь при себе несколько кусочков сахара, конфеты, сок или сладкий напиток на случай гипогликемии. Они должны быть в портфеле, карманах платья или куртки, в пальто.

В портфеле должен быть не только второй завтрак, но и еще дополнительная еда на всякий случай.

В школе должно быть место, о котором, естественно, ребенок должен знать (например, у классного руководителя, завуча, канцелярии), где бы хранился запас сладостей на тот случай, если класс, в котором остался портфель, оказался закрытым, или друзья подшутили над товарищем, спрятав портфель и т.п. Это может быть карамель, сок или компот, быстрорастворимые мед, варенье, сахар.

Ребенок должен осознать, что если у него начинаются первые признаки гипогликемии (а дети, даже самые маленькие, быстро учатся распознавать эти признаки), он должен немедленно достать и съесть что-то сладкое: конфету, сахар, булочку, печенье, выпить пакетик сока или колу. После этого обязательно съесть свой завтрак. Учитель должен помнить об этой особенности ребенка, ведь “первые звоночки” могут быть в любое время — во время контрольной, школьной линейки или урока физкультуры.

Есть очень стеснительные дети — они могут побояться сделать это на уроке, значит, вам нужно вместе с учителем убедить ребенка в том, что он не будет наказан за это.

Ребенок должен знать, что он может поднять руку во время урока и беспрепятственно выйти из класса.

Вообще вопрос о том, как пользоваться туалетом в школе, может превратиться в проблему, если вы не попробуете решить ее заранее.

Вы должны решить с классным руководителем или директором, каким образом ребенок будет обедать. Если в школьной столовой, то ее персонал должен знать, какую еду нельзя давать ребенку, например, сладкий компот следует заменить несладким чаем. И т.д.

Кроме того, нужно решить, где ребенок будет делать укол перед обедом (инъекцию инсулина) — в классе, у медсестры или в другом месте. Следует предусмотреть случаи и обговорить их с ребенком, когда медсестра отсутствует или класс закрыт, где тогда сделать укол, где хранить шприц-ручку, кто проследит, какую дозу набрал ребенок. Все эти случаи невозможно оставлять без присмотра, особенно если ребенок учится в младших классах.

И особенно важно знать, что делать, если он вколол не ту дозу инсулина, или забыл сделать инъекцию, или плохо поел в столовой, или дети отняли еду и т. д. Лучше, конечно, если ребенок обедает дома. Вы должны донести до педагогов, что нежелательно задерживать ребенка с сахарным диабетом в школе без особой на это надобности.

Особое внимание нужно уделить урокам физической культуры и спорта. И учитель физкультуры, и ваш школьник должны знать, что перед уроком важно поесть, во время урока или соревнований следует иметь запас сахара, сладких налитков, не пропускать после урока прием пищи. Желательно производить самоконтроль до и после физической нагрузки или соревнования.

Вы должны проговорить с ребенком все возможные ситуации, в которые он может легко попасть в школе или по дороге домой.

Вспомните себя в школе. Школьные шалости остаются такими же: также любят спрятать портфель, также могут из рук вырвать сок или фрукты, обозвать “жадиной”, если не поделишься, поинтересоваться: “Почему ты не ешь в школьной столовой”?

Если ребенок стесняется на перемене съесть бутерброд с колбасой или сыром, замените его на несколько печений или фрукты. Если у него по какой-то причине не оказалось в нужный момент еды (закрыт в классе портфель или что-то другое), он должен иметь деньги, чтобы купить что-то в школьном буфете. Или должен знать место в школе, где у него есть запас сока, фруктов и прочих сладостей на случай гипогликемии.

Старшеклассникам можно доверять настолько, чтобы дать запасной ключ, например, от медицинского кабинета. Кстати, во многих школах так и делают, и дети могут сделать там даже уколы, и потом пообедать в столовой, не уходя на обед домой.

Школьная медсестра, школьный врач и школьный психолог должны обязательно изучить проблемы сахарного диабета, уметь распознавать симптомы гипогликемии, уметь производить замеры сахара крови и оказывать первую медицинскую помощь.

Продумайте ситуацию возвращения из школы.

Ребенок может застрять в лифте или забудет, что ему сначала нужно поесть, и побежит на улицу вывести собаку, а время обеда пройдет. На этот случай у вас должны быть выработаны специальные правила: сначала поел, потом пошел гулять с собакой. Потерял ключ — запасной хранится у соседей, которые всегда дома и т.п. Подумайте и проинструктируйте ребенка, к кому он может обратиться в необычной ситуации (приятели, соседи, учитель, школьная медсестра, друзья родителей и т.п.). Поговорите о нем с родителями его приятелей.

У ребенка с сахарным диабетом всегда должна быть при себе или в портфеле карточка больного диабетом.

Вот образец.

Помогите! Я болен диабетом!

  1. Если я без сознания или мое поведение неадекватно, прошу вас срочно оказать мне помощь — мое состояние связано с болезнью.
  2. Дайте мне сладкой жидкости или кусочек сахара (он лежит у меня в левом кармане).
  3. Если после этого мне не стало лучше, убедительно прошу вас вызвать “скорую помощь”.
  4. Если я не могу глотать, прошу вас незамедлительно вызвать “скорую помощь”.
  5. Сообщите о моем состоянии моим близким. Их телефоны находятся на обратной стороне этой карточки.
    • ФИО и телефон родителей
    • ФИО и телефон врача
  6. Типы и дозы получаемого инсулина

Диабет ребенка — не повод отказаться от посещения школы, кружков и секций. Дисциплина, режим и адекватное распределение времени и нагрузок сделает его жизнь ярче, интереснее, безопаснее. И тогда диабет станет просто его особенностью, как, например, цвет волос или глаз, а не проблемой и недостатком.

Автор благодарит за консультации специалистов Центра медицинской профилактики г. Волгодонска

Источник

Речь о детях и подростках, больных сахарным диабетом 1‑го типа, коих, по официальной статистике, у нас в стране насчитывается более 30 тысяч.

Как сделать школьные будни ребенка с сахарным диабетом максимально комфортными и безопасными?

Программа реабилитации ребенка с сахарным диабетом в школеСлово – нашему эксперту, заведующему отделением программного обучения и лечения Института диабета ФГБУ «Эндокринологический научный центр» Минздрава РФ, доктору медицинских наук Александру Майорову.

На особом режиме

Сахарный диабет – заболевание особое. За успех лечения пациент в этом случае отвечает не меньше, а, скорее, даже больше, чем врач. В случае с детьми такую ответственность берут на себя родители, которым приходится учитывать и уметь множество разных вещей: высчитывать потребляемые ребенком с пищей углеводы, проводить ему самоконтроль уровня глюкозы крови (порой до 6–7 раз в день), рассчитывать оптимальные дозы инсулина, делать инъекции…

Читайте также:  Лечение сахарного диабета у новорожденного

Программа реабилитации ребенка с сахарным диабетом в школе

Со временем эти навыки осваивают сами дети. Ведь в таком режиме будет проходить вся их жизнь. Увы, сахарный диабет неизлечим, но вполне управляем. И при адекватном и своевременном выполнении лечебных процедур качество и продолжительность жизни больных сахарным диабетом ничем не отличается от их здоровых сверстников.

Зона дискомфорта

Вот только одно дело, когда ребенок мал и находится дома, совсем другое – когда он идет в детский сад или в школу, где придется подстраиваться под новый распорядок жизни.

Правда, у младших школьников особых неудобств при посещении занятий, как правило, не возникает: расписание уроков в начальной школе составлено так, что ребенок обедает уже дома, успев в комфортных для него домашних условиях получить жизненно важный для него укол инсулина, который у больных сахарным диабетом всегда приурочен к приему пищи.

Проблемы начинаются в средних классах, когда дети проводят в школе фактически весь день. На памяти врачей немало примеров, когда, стесняясь сверстников, больные сахарным диабетом подростки пропускали инъекции инсулина или столь же необходимое им измерение глюкозы крови (с помощью глюкометра).

Программа реабилитации ребенка с сахарным диабетом в школе

Врачи считают: в идеале делать это лучше в школьном медицинском кабинете, о чем родителям больного диабетом ребенка лучше договориться заранее с администрацией школы. Здесь же, в медицинском кабинете, не помешало бы и хранить запасные шприц-ручку с инсулином и глюкометр на тот случай, если ребенок их забудет или разобьет.

Без падений!

Впрочем, самая большая опасность, подстерегающая школьника, больного сахарным диабетом, – угроза гипогликемии (опасного для жизни критического падения уровня глюкозы крови), которая может закончиться потерей сознания и нередко развивается на фоне физической нагрузки.

Дабы этого не произошло, непосредственно перед уроком физкультуры ребенку нужно обязательно измерить уровень глюкозы крови и съесть углеводистую пищу – бутерброд или какой-либо фрукт. Родители должны заранее положить их ребенку в портфель. А заодно 200 мл фруктового сока или 4–5 кусочков сахара (по 5 г) или 5–6 таблеток глюкозы (по 3–4 г) для купирования возможного приступа гипогликемии, симптомы которой должен знать не только сам ребенок с диабетом, но и учитель (родители обязательно должны ему об этом рассказать).

Программа реабилитации ребенка с сахарным диабетом в школе

Если педагог заметит, что во время урока больной сахарным диабетом ученик побледнел, стал вести себя неадекватно, нужно срочно прервать занятия и дать ребенку возможность измерить глюкозу крови и принять спасительные 20 г углеводов, которые во время тренировки должны быть тут же, неподалеку.

Такой же, как все

Однако все не так страшно. Кроме упомянутых выше, никаких других особых условий школьнику с сахарным диабетом не требуется. Даже в отношении питания, которое у детей и подростков с диабетом отличается от питания их здоровых сверстников очень незначительно.

Более того, врачи советуют родителям такого ребенка попросить учителя сильно не выделять его, дабы и сам больной, и одноклассники не воспринимали его инвалидом.

Согласно предположениям, сахарный диабет 1‑го типа, пик заболеваемости которым приходится на 10–15 лет, обусловлен своего рода дефектом, при котором иммунная система начинает воспринимать клетки поджелудочной железы, вырабатывающие гормон инсулин, за чужаков и их разрушать. При этом родители больного ребенка могут и не страдать сахарным диабетом. Среди провоцирующих факторов называют искусственное вскармливание смесями на основе коровьего молока, стресс, инфекции (ветрянка, краснуха и т. д.).

Смотрите также:

  • Эксперт: У нас проще лечить осложнения диабета, чем их предотвращать →
  • Как воспитать гения, или Чем опасно раннее развитие детей →
  • Александр Майоров: «Школы диабета держатся на энтузиазме» →

Источник

Сахарный диабет — заболевание неизлечимое, но его можно держать «в узде». Это требует постоянных усилий, дисциплины, перестройки образа жизни и мыслей. Даже взрослому человеку справиться с этим порой непросто, а что же говорить о детях? Без помощи взрослых приструнить опасную болезнь не получится. Но всегда ли взрослые готовы помочь больному диабетом ребенку?

MedAboutMe предлагает обсудить проблемы, с которыми сталкиваются семьи детей, страдающих диабетом, во время обучения в школе.

Диабет не должен быть приговором

Ювенильный сахарный диабет 1 типа — неизлечимое пока заболевание, при котором в организме не вырабатывается инсулин, или секретируется в недостаточном количестве. 

От этого гормона зависит усвоение глюкозы, поступающей с пищей. Из-за недостатка инсулина уровень глюкозы в крови повышается, вызывая сильную жажду, увеличение количества мочи (ребенок часто ходит в туалет), потерю веса и сил. 

Для коррекции состояния необходимо постоянно контролировать уровень сахара в крови и вводить правильно рассчитанное количество инсулина. Причем именно инъекционно, так как в форме таблеток инсулин принимать бессмысленно — он разрушается в желудке.  Для контроля уровня сахара критически важно вовремя и правильно питаться, получать дозу инсулина и избегать опасных ситуаций.

В конце прошлого года американские ученые заявили о создании и первом этапе успешной апробации инсулина в таблетках. Пока что такая форма гормона тестируется на животных.

К опасным для здоровья и жизни ситуациям относится, в частности, гипогликемия — состояние, при котором уровень сахара в крови критически снижается. Так может случиться, если ребенок получил слишком большую дозу инсулина или вовремя не поел. Гипогликемия может развиться, например, после урока физкультуры, если ребенок не примет дополнительно углеводы для компенсации уровня сахара. Состояние опасно тем, что может вызвать потерю сознания и даже кому, если окружающие не будут знать, как помочь больному.

Хорошее самочувствие может быть обеспечено только сочетанием контроля за уровнем глюкозы в крови, своевременными, правильно рассчитанными по дозе инъекциями инсулина и не менее строгой диетой. От рациона зависит доза инсулина, поэтому чем раньше ребенок научится подсчитывать это самостоятельно, тем лучше.

Инсулиновые помпы помогают решать проблему регулярных инъекций: устройство на основании заранее рассчитанной программы само вводит препарат в нужное время.

Самые современные помпы реагируют на состав крови и адаптируют количество инсулина.

Немногие пациенты знают, что инсулиновая помпа на законодательной основе может быть предоставлена бесплатно как взрослому, так и ребенку с любым типом инсулинозависимого диабета. Также, как и расходники к ней.

Читайте также:  Сахарный диабет у кошки последствия

Инсулин и питание: что должен знать ребенок

Инсулин и питание: что должен знать ребенок

Дети школьного возраста чувствуют приближение состояния гипогликемии. Важно, чтобы они не терялись и не стеснялись делать то, что нужно: срочно принять дозу углеводов, которая должна у них быть всегда с собой. Это может быть фрукт, конфета, сладкий напиток, или просто пакетики или кусочки сахара. На самые критические случаи рекомендуется носить с собой рекомендованный эндокринологом препарат неотложной помощи. Хотя обычно такие медикаменты действуют недолго, но зато позволяют быстро привести ребенка в чувство, чтобы он мог съесть или выпить что-то сладкое).

Ребенок должен помнить, что после инъекции инсулина нужно обязательно поесть в течение 30 минут, чтобы не развилась гипогликемия. Это необходимо делать, невзирая на то, где школьник находится — на уроке, на экскурсии, в транспорте или экзамене. Откладывать прием пищи недопустимо.

Дети, у которых заболевание развилось в раннем возрасте, привыкают, что обо всем этом заботятся родители и взрослые, и менее ответственно относятся к режиму, диктуемому диабетом. Если болезнь проявилась в более позднем возрасте, то ребенок обычно быстро обучается всем необходимым действиям, включая расчет дозы инсулина и самостоятельное соблюдение диеты.

Но контроль взрослых все равно необходим. И без содействия учителя и руководства школы могут возникать проблемы.

Источник

Информация для директора школы, классного руководителя, учителей и школьного персонала

Материал подготовлен на основе Инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования РФ “Дети с диабетом в школе”.

Введение

В этом пособии кратко изложена необходимая информация, которая помогла бы школьным работникам объяснить многие поступки учеников с диабетом, поскольку, на первый взгляд, они могут показаться странными, “выпадающими” из общих пра­вил поведения учащегося, и принимать адекватные решения и действия.

Диабет – пока еще неизлечимое заболевание, которое часто приводит к тяжелым осложнениям и инвалидности ребенка. Оно требует особой системы инсулинотерапии (до пяти уколов в день), режима питания и отдыха и значительно ограничивает его жизнедеятельность. Это значит, что такие дети нуждаются не только в дополнитель­ной заботе при учебном процессе, но и при реабилитации и интеграции в окружаю­щую среду. Дополнительной заботы требует и семья, воспитывающая ребенка с диабетом.

Понятно, что многие проблемы могли бы быть сняты с плеч учителя, будь у нас в школах хорошо налаженная система помощи ребенку с диабетом или любому друго­му ребенку с иным хроническим заболеванием со стороны школьного медицинского работника, социальной службы, школьного психолога. Безусловно – за этим будущее. Но пока этого нет, а проблема диабета уже существует, эти дети посещают общеоб­разовательную школу и главным действующим лицом для них в школе остается учитель. Кстати, в развитых зарубежных странах, где проблема диабета давно и эффективно решается на всех уровнях, ребенок с диабетом, большую часть своего времени проводящий в школе, чувствует, в первую очередь, заботу учителя, а учи­тель отвечает за жизнь своего ученика.        

Как больной диабетом, ребенок имеет право на дополнительный выходной день, то есть, при необходимости, может не посещать школу в какой-либо день недели, поми­мо воскресенья.

Ребенок с диабетом может быть также освобожден от всех или части экзаменов. Директор школы, где обучается ребенок, решает, кто из учителей (классный руково­дитель, завуч и т.д.) возьмет на себя обязанность в выполнении организационных аспектов проблемы его реабилитации в школе и контролирует состояние дел по этому вопросу. Возможно, для ребенка с диабетом придется время от времени выби­рать форму обучения на дому.

Что такое сахарный диабет?

Сахарный диабет – это такое состояние организма, при котором он не может выра­батывать достаточное количество инсулина. Инсулин – химическое вещество (или гормон) – вырабатывается особыми клетками поджелудочной железы и циркулирует в крови, воздействуя на множество различных тканей организма. У здорового чело­века поджелудочная железа вырабатывает такое количество инсулина, которое не­обходимо для усвоения пищи, поступаемой в виде глюкозы в кровь. Когда инсулина не хватает, уровень глюкозы (сахара) крови значительно повышен. Ребенок часто пьет, много мочится, теряет энергетические запасы организма, худеет. Эти симптомы характерны для болезни в ранней ее стадии.

Все дети, у которых выявлен диабет, нуждаются в ежедневных инъекциях инсу­лина, так как его нельзя принимать просто как лекарство или таблетку – он разру­шается и не производит нужного действия.

За последние годы в мире было многое сделано для того, чтобы облегчить участь людей с диабетом, которые вынуждены в день делать по несколько уколов инсулина: разработаны специальные инсулиновые одноразовые шприцы и шприц-ручки с ма­ленькой тонкой иглой, созданы приборы для измерения уровня сахара крови – глюкометры, производятся средства самоконтроля, которые помогают постоянно конт­ролировать течение болезни. Во многих странах мира, в том числе и в России, созда­ется сеть Школ диабета, где людей с диабетом обучают технике инсулиновых инъ­екций, самоконтролю, правильной организации всей жизнедеятельности – учебы, работы, общения, спорта и т.д. Делается все возможное, чтобы, научившись управ­лять своей болезнью, они смогли максимально приблизить свою жизненную ситуа­цию “человека с ограниченными возможностями” к жизни здорового, полноценного члена общества.

Основная тяжесть в процессе возвращения ребенка с диабетом к нормальной жиз­ни ложится на плечи родителей и ближайшего его окружения. Важнейшее место здесь, конечно же, принадлежит школе; поэтому школьный учитель, в особенности классный руководитель, должен иметь необходимую информацию об этом заболева­нии и его течении.

Дети есть дети, и даже самые старшие из них – учащиеся последних классов школы – нуждаются в ненавязчивом, осторожном присмотре. Эта информация дает­ся не для того, чтобы дети с диабетом стали объектом особого покровительства. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети. Речь идет о некоторой дополнительной заботе о них, вызванной теми критическими ситу­ациями, в которых они могут оказаться из-за болезни.

В первую очередь, на протяжении всех лет обучения ребенка в школе, очень важны личные контакты классного руководителя с родителями. При этом, первое время родители больного ребенка будут ему плохими помощниками, поскольку могут находиться буквально в шоковом состоянии после известия о заболевании; в первые месяцы им придется “переварить” массу информации о том, как ухаживать за ре­бенком, делать уколы, рассчитать правильный режим питания, научиться постоян­ному контролю за течением заболевания. В дальнейшем же, безусловно, все вопросы учебно-воспитательного характера следует решать совместно.

Читайте также:  Томатный сок при диабете 1 типа

Конечно, классному руководителю следует ознакомиться с необходимой информа­цией о диабете как заболевании и ознакомить с ней других учителей (отдельная информация также должна быть для школьной медсестры, учителя физкультуры, работников столовой).

Критические ситуации при диабете. Гипогликемия

“Гипо” – сокращенная форма слова “гипогликемия”. Этот термин используют для выражения симптомов, развивающихся при значительном понижении уровня сахара крови.

“Гипо” может развиться, если ребенок:

–  сделал себе инъекцию инсулина, выбрав неправильную дозу (слишком большую);

–  пропустил или отложил на позднее время прием пищи или поел слишком мало;

–  получил значительную физическую нагрузку без дополнительного приема угле­водов.

Допускать возникновения и развития состояния “гипо” очень опас­но для жизни ребенка!

Здесь важно, чтобы учитель смог оперативно распознать признаки “гипо” (ребенок, особенно младших классов, не всегда может это сам сделать) и срочно принять необходимые меры.

Симптомы “гипо”: чувство слабости; повышенные нервозность, волнение, агрессив­ность; сильная потливость; тошнота; обидчивость, смущение, плаксивость, смятение; ухудшение зрения и слуха, нарушение координации движений; дрожание рук и озноб; возможная потеря сознания.

В принципе, каждый ребенок (кроме самых маленьких, которые могут сразу поте­рять сознание) заранее чувствует приближение “гипо”. Проблема состоит в том, чтобы он не растерялся и знал, что в этом случае ему нужно срочно достать из портфеля и, вне зависимости от того, где он находится (например, на уроке), выпить сладкий фруктовый сок (0,5 стакана) или съесть три кусочка сахара (конфеты), или печенье, или выпить 0,5 стакана обычной пепси-колы, или принять 3 таблетки глю­козы по 5 граммов.

Действия учителя:

1.  Не пугаться! Действовать решительно!

2.            При первых симптомах “гипо” разрешить ребенку выпить или съесть вышеука­занное.

При этих действиях состояние “гипо” может и не развиваться дальше, но для закрепления достигнутого эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь поел. Например, стакан молока и два печенья, яблоко, бутерброд (все это всегда должно быть в портфеле ученика – родители должны следить за этим). Можно разрешить ученику выйти из класса и поесть в школьной столовой, медицинском кабинете, но обязательно отправить его с сопровождающим и убедиться, что у него есть еда.

Нет необходимости совсем отправлять ребенка домой, состояние “гипо” обычно проходит буквально через 10 – 15 минут; если эта ситуация произошла в конце учебного дня (на последнем уроке, в раздевалке), ребенка, после того, как он поест, следует отправить домой с сопровождением или вызвать для этого родителей.

3. Если же ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать “скорую помощь”. Не надо пытаться влить ребенку, находящемуся без сознания, сладкий чай

или иную жидкость – он может захлебнуться.

Для оказания неотложной помощи при гипогликемиях используется глюкагон в форме препарата ГлюкаГен ГипоКит, производимого компанией “Ново Нордиск” (Дания). Набор состоит из упаковки, в которой имеются ГлюкаГен 1 мг в виде порош­ка во флаконе, шприца с водой-растворителем и инструкция по применению.

Как использовать ГлюкаГен ГипоКит?

Надо растворить порошок ГлюкаГена водой из шприца; не вынимая иглы, тщатель­но и аккуратно перемешать полученный раствор, набрать его в шприц, вынуть иглу из пробки флакона и ввести ГлюкаГен подкожно или внутримышечно (как инсулин). ГлюкаГен – быстродействующий препарат, поэтому ребенок обычно прямо “на игле” приходит в себя. В течение 10 минут после инъекции ребенка необходимо покормить – дать бутерброд, фрукт или фруктовый сок, т.к. может повториться гипогликемия, ибо ГлюкаГен действует только короткое время.

ГлюкаГен ГипоКит должен быть у ребенка с собой или у медицинской сестры.

Пожалуй, “гипо” – единственное тяжелое состояние, которое можно отнести к критическим и с которым учитель может столкнуться на уроке, во время занятий физкультурой, на экскурсии, при уборке школьного класса. Вот почему учитель должен знать, как важно школьнику с диабетом вовремя поесть и что может слу­читься, если не дать ему возможности выполнить все необходимые процедуры.

4.  Обычно время приема пищи приходится на перемену между вторым и третьим уроком (второй завтрак), после пятого урока (обед) и, если это вторая смена – между вторым и третьим уроком (полдник). Следовательно, в эти перемены ученик должен обязательно “перекусить”; если урок сдвоенный – следует дать возможность ребенку выйти; не закрывать класс на ключ, не убедившись, что ученик взял с собой завтрак; перед экскурсией надо проверить, есть ли у него в портфеле еда; учителю физкуль­туры – убедиться, что ученик поел перед уроком и после него. Следует также решить вопрос о том, где будут храниться сладости (сок, конфеты и пр.), необходимые для выведения из состояния “гипо”, если их не оказалось в портфеле ребенка; куда звонить в экстренном случае (“скорая помощь”); как при необходимости срочно связаться с родителями; как правильно поступить, если в школе нет в это время медицинского работника.

5. В каждой школе организационные вопросы решаются по-своему: где-то, если постоянно работает медицинская сестра, ребенок может не уходить после 5-го урока домой для того, чтобы сделать инъекцию инсулина и пообедать, а потом опять вер­нуться в школу – он делает укол у нее в кабинете и обедает в школьной столовой (пища ребенка с диабетом почти не отличается от обычной; просто, например, слад­кий компот можно заменить несладким чаем); где-то ребенок делает укол в кабинете у классного руководителя (дети с диабетом пользуются специальными шприц-ручка­ми или одноразовыми шприцами, которые просты в употреблении и не нуждаются в кипячении).

Если ребенок делает укол в школе, он должен в течение 30 минут после укола обязательно поесть, иначе может развиться состояние тяжелой “гипо”. Во многих школах ребенок после 5-го урока уходит домой сделать укол и поесть, а потом возвращается в класс на 7, 8 уроки, в группу продленного дня, для участия в различ­ных школьных мероприятиях. При этом получается, что каждый учебный день он пропускает один урок – и здесь следует решить этот вопрос с учителями-предмет­никами – стоит ли как-то отрабатывать этот урок. Так или иначе инициатором реше­ния всех ор

Источник