Программа сопровождения детей с овз сахарный диабет

Программа сопровождения детей с овз сахарный диабет thumbnail

Пояснительная записка

      Инвалидность у детей определяет, как существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации. Инвалидность обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладением в будущем профессиональными навыками, что не позволяет ребенку быть интегрированным в общество. В настоящее время все чаще стало использоваться понятие “человек с ограниченными возможностями”. Инвалиды, как социальная категория людей, нуждается в социально – психологической защите, помощи, поддержке. Но важнее, когда инвалиды умеют самостоятельно решать свои проблемы. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью сопровождения. Ребенок с ограниченными возможностями должен рассматриваться, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, как объект социальной помощи и защиты, ориентированных на создание ему условий для максимально возможной его самореализации, реализации всех имеющихся возможностей его интеграции в общество. Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир. В данный момент образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление современной политики. В связи с этим возникает необходимость анализа проблемной ситуации, связанной с образованием, социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья, определение современных принципов и организационных подходов к ее решению. Цель: Помочь учащимся адаптироваться к условиям и требования современного общества, содействовать саморазвитию личности, способной к самопознанию и максимальной самореализации интеллектуальных, физических и творческих способностей.

Задачи:

 – формирование у ребенка знаний и умений, способствующий социальной и психологической адаптации;

 – помощь учащимся в овладении навыков конструктивного общения среди сверстников и в обществе в целом;

 – формировать навыки психологической подготовки учащихся с самостоятельной жизни;

 – помощь учащимся в овладении нормами правильного поведения в обществе.

 – обучение учащихся пониманию себя, умению «быть в мире собой»

      Предлагаемая программа создана с целью помочь учащимся сформировать в себе качества, необходимые для адекватной социализации и реализации потенциальных возможностей. Целью сопровождения является всестороннее развитие личности ребенка, в первую очередь социально значимых умений и навыков. Оптимальное развитие интеллектуальной сферы, эмоционально- волевых качеств и свойств личности ребенка с ограниченными возможностями, улучшающих его социальную адаптацию.

       Коррекционно-развивающая программа сопровождения предназначена для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья для учащихся 1-4классов. 

      Проблема оказания помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями помощи актуальна во всем мире, и у нас в стране считается значимой, о чем говорят следующие статистические данные. За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и хроническими инвалидолизирующими заболеваниями.

       Проблема инвалидности не ограничиваются медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных стартовых возможностей здоровья.

     Именно социальная адаптация и должна быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Отсутствие достаточного круга общения приводит к изоляции и соответственно к недостаткам развития.  

      Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психологического здоровья ребенка. Но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, бытового обслуживания, общественного транспорта, социальных служб. У детей – инвалидов часто возникают сложности в процессе овладения той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. В результате этого они выпадают из нормальных социальных отношений и поэтому нуждаются в социальной помощи. Освоение детьми – инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Успешность адаптации, социализации, интеграции детей с нарушением развития зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения (прежде всего в той образовательной среде, в которой он обучается). Учителя обычных школ проявляют зачастую негативное отношение к детям с ограниченными возможностями, это свидетельствует о необходимости, медико-психологического, социально-психологического и психолого-педагогического просвещения, направленного на изменение участников учебно-воспитательного процесса массовых школ отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению детям с проблемами.

Читайте также:  Можно ли семечки при диабет

        Положительное отношение, понимание и принятие ребенка с отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. В связи с этим можно заключить, что знание системы отношений учителей, сверстников к имеющим ограниченные возможности в обучении детям является чрезвычайно важным с точки зрения их успешной социализации.

 Показания и противопоказания к применению.

     Показания к применению (дети-инвалиды, имеющие легкие физические отклонения, незрелость эмоциональной – волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, учащиеся с диагнозом ЗПР, соматическая ослабленность, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).

    Противопоказания: не подлежат к приему в группу дети, имеющие ограничения в развитии (умственная отсталость, эпилептическая или шизофреническая деменция, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма). Нежелательно направления в данные группы детей с выраженными психопатоподобными расстройствами (стойко выраженной аффективной возбудимостью, значительной расторможенностью и агрессивностью,)

Способы взаимодействия специалистов

      Организация коррекционно-развивающей работы предполагает обязательную комплексную помощь и сопровождение детей-инвалидов специалистами различного профиля (логопед, соц. педагог, медработник). Для более успешной адаптации ребенка-инвалида к обществу необходима социальное сопровождение – комплекс специальных мер, направленных на восстановление утраченных связей ребенка с социумом.

       Для каждой категории детей в зависимости от их особенностей необходимо разрабатывать методики и технологии воспитания и обучения, позволяющие активизировать позитивные стороны их личности.

        Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

     Продолжительность программы – учебный год. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая формы работы.

       В групповых психологических тренингах принимают участие от 5-8 человек.

       Занятия программы сопровождения для детей-инвалидов, направленно на развитие навыков самопознания, развитие рефлексии, приобретение опыта конструктивного общения и взаимодействия с окружающими.

       Предлагаемый ряд мероприятий, направлен, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают ребенку учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. На занятиях приобретаются коммуникативные, психогигиенические, психологo – педагогического умения и навыки.

       Групповая работа проходит несколько этапов. Цель первого этапа группового процесса – установление доверительных отношений.

       На следующем этапе работы можно переходить к формированию у детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» детей в структуре общества. «Осознание своей роли помогает учащимся по-новому смотреть на свою жизнь.

       Цель психолога – создать в группе оптимальный уровень эмоционального напряжения. Осознанность эмоций ведет к сближению детей, к сплоченности группы.

       В зависимости от особенностей и запросов группы ведущий может увеличивать времена прохождение определенных тем или в программу могут быть включены дополнительные темы занятий.

Результативность использования данной программы

        Для контроля результативности использования данной программы сопровождения в течении курса используется диагностика, методы наблюдения, саморефлексия. На заключительном этапе использования программы можно увидеть улучшение состояния эмоционально-психологического фона, умение регулировать поведенческие процессы, изменение взгляда на свою проблему, снятие симптомов тревоги и страха. Эффективность работы зависит от мотивации детей и от активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Читайте также:  Поражение сосудов глаз при диабете

Перспективы использования программы.

      Данная коррекционно-развивающая программа сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяет расширить круг интересов и сферу деятельности детей с ограниченными возможностями, интегрировать их в социум, повысить самооценку и поверить в свои собственные силы.

План психологического сопровождения детей –инвалидов и детей с ОВЗ

Месяц

Содержание работы

Ответственные

Сентябрь

1

Создание банка детей-инвалидов

соцпедагог

2

Изучение состояния здоровья, возможностей детей-инвалидов.

Кл .рук-ль,

соцпедагог

3

Индивидуальный план работы с каждым ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Кл. рук-ль

4

Составление программы индивидуального изучения учащихся, организация обучения на дому.

Зам.дир. по УВР

5

Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми – инвалидами.

Педагог-психолог, администрация

6

Организация патронажа детей-инвалидов.

Кл. рук., соцпедагог

7

Родительский университет для родителей, воспитывающих детей-инвалидов на тему: «Социальная адаптация детей-инвалидов среди сверстников».

Педагог-психолог

Октябрь

1

Посещение всех детей-инвалидов на дому. Составление актов жилищно-бытовых условий.

Соцпедагог

2

Изучение личности учащихся.

Кл. рук-ль, соцпедагог

3

Изучение семьи (семейных отношений) детей-инвалидов.

Кл. рук-ль, соцпедагог

4

Изучение интересов и способностей учащихся (детей-инвалидов)

Педагог-психолог

5

Беседа для родителей «Роль семьи в развитии способностей ребенка»

Педагог-психолог

Ноябрь

1

Контроль за организацией питания учащихся.

Кл. рук-ль, соцпедагог

2

Индивидуальные консультации для родителей детей-инвалидов «Как организовать досуговую деятельность детей-инвалидов»

Педагог-психолог

3

Организация группы здоровья для детей с ограниченными возможностями.

Учителя физкультуры, соцпедагог

Декабрь

1

Вовлечение детей в общешкольные и классные дела (по возможности)

Кл. рук-ль, организатор

2

Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями.

Педагог-психолог

3

Работа с учащимся на милосердия  и сострадания к людям с ограниченными возможностями.

Кл. рук-ль, организатор

Январь

1

Контроль за успеваемостью детей-инвалидов. Оказание современной помощи в обучении детей-инвалидов.

Кл. рук-ль, соцпедагог

2

Мониторинг развития психических функций  и учебных достижений учащихся.

Кл. рук-ль, педагог-психолог

3

Встреча родителей учащихся (детей-инвалидов) с узкими специалистами.

Соцпедагог

Февраль

1

Индивидуальная работа с учащимся, нуждающимися в психологической поддержке.

Педагог-психолог

2

Производственное совещание состояния индивидуальной работы с учащимися в педагогической поддержке.  

Кл. рук-ль, зам. дир. по УВР

3

Контроль за организации питания учащихся.

Кл. рук-ль, соцпедагог

Март

1

Организация санатория лечения для нуждающихся детей.

Соцпедагог

2

Работа по развитию коммуникативных способностей учащихся.

Педагог-психолог

3

Работа с родителями детей-инвалидов «Как развить коммуникативные способности ребенка»

Педагог-психолог

Апрель

1

Организация выставки работ и поделок детей-инвалидов.

Соцпедагог, организатор

2

Индивидуальная и консультационная  работа с родителями детей-инвалидов.

Педагог-психолог

Май

1

Помощь в организации отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями.

Кл. рук-ль, соцпедагог

2

Подведение итогов работы

Список использованной литературы:

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т.- М.,2002.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990

3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека.- Л., 2005.

4. Дж.Браун, Д. Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. Питер. Санкт-Петербург.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.,1995.

6. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М ., 1997.

7. Завадская Ж.Е. Социальная реабилитация детей-инвалидов.- М., 2010.

8. Кон И.С. В поисках себя. – М., 2004.

9. Леоньтьев Д.А. Очерки психологии личности. – М., 1993.

10. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Москва 1976.. Направления и указания для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности. Специальная школа. Бел. АПДИ 1996.

11. Мерлин В.С. Очерки теории темперамента. – М,, 2004.

12. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология М. 1998.

13. Щербо И.В. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология 1994.

14. Ястребова Н.В. Если ваш ребенок не такой, как другие. Под редакцией А.М. Панова и др. М. 1997.

15. Якобчук М.А. Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению // Дефектология 2001.

Источник

Пояснительная записка

Пояснительная записка
Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа среднего общего образования определяет организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования, направлена на

Подробнее

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной

Читайте также:  Диспансеризация при сахарном диабете сколько раз в год

Подробнее

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 86 ПРИЛОЖЕНИЕ к Основной образовательной программе основного общего образования (ред. 31.08.2018 г.) Программа коррекционной

Подробнее

5. Программа коррекционной работы

5. Программа коррекционной работы
5. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 36» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Цель программы:

Подробнее

2.4. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.4. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
2.4. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 1 Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья 1 в освоении

Подробнее

Приложение Программа коррекционной работы

Приложение Программа коррекционной работы
Приложение 2 2.5. Программа коррекционной работы Цель программы Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями Стандарта направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными

Подробнее

Основная образовательная программа

Основная образовательная программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Основная образовательная программа Программа коррекционной работы Основное общее образование Берёзовский Содержание

Подробнее

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы образовательной организации. Программа коррекционной работы

Подробнее

4.1. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

4.1. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
4.1. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Цель программы Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной

Подробнее

2.5. Программа коррекционной работы ООП НОО

2.5. Программа коррекционной работы ООП НОО
2.5. Программа коррекционной работы ООП НОО 2.5.1.Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей

Подробнее

2.4.Программа коррекционной работы

2.4.Программа коррекционной работы
1 2.4.Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 “Об образовании в Российской Федерации”, Федеральным

Подробнее

Основными образовательными направлениями

Основными образовательными направлениями
ОПИСАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.1) ГБОУ ШКОЛА 2089 Адаптированная основная образовательная

Подробнее

РАССМОТРЕННО СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДЕНО

РАССМОТРЕННО СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДЕНО
РАССМОТРЕННО СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДЕНО на заседание пед.совета Заместитель директора по НМР Директор МБОУ Лицей 1 Протокол 1 от /Л. В. Львова/ /В. А. Тютерев/ «30_»_августа_ 20_16_г Ф. И. О. Ф. И. О. «30_»_августа_

Подробнее

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ МБОУ «ООШ 33»

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ МБОУ «ООШ 33»
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ МБОУ «ООШ 33» Программа коррекционной работы (ПКР) в ОУ предусматривает работу в 3-х направлениях: 1.Работа с детьми с ОВЗ. 2.Работа с одарёнными детьми. 3.Работа со слабоуспевающими

Подробнее

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2 3) внеурочная инклюзия – дети-инвалиды, дети с ОВЗ обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в общеобразовательном учреждении по рекомендациям Межведомственной

Подробнее

1.5. Задачи инклюзивного образовании:

1.5. Задачи инклюзивного образовании:
Инклюзивное образование обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального

Подробнее

7. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

7. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
164 7. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Цель программы Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Подробнее

Описание образовательной программы

Описание образовательной программы
Описание образовательной программы Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Адаптированная основная общеобразовательная

Подробнее

2.5 Программа коррекционной работы

2.5 Программа коррекционной работы
2.5 Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы – это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, коррекции недостатков в физическом и (или)

Подробнее

2.4. Программа коррекционной работы

2.4. Программа коррекционной работы
2.4. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – Стандарт) направлена на

Подробнее

Организация инклюзивного образования

Организация инклюзивного образования
1.1. Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающихся с ОВЗ на получение общего образования в соответствии с ФГОС, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и

Подробнее

2.4. Программа коррекционной работы

2.4. Программа коррекционной работы
2.4. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы основного общего образования (далее ПКРООО) в Гимназиинаправлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития учащихся

Подробнее

Источник