Психологические проблемы пациента с сахарным диабетом

Психологические проблемы пациента с сахарным диабетом thumbnail

Диабет – это достаточно распространенное эндокринологическое заболевание, для которого характерен повышенный уровень сахара в крови. Эта информация известна практически каждому человеку. Но при этом мало кто из пациентов с таким диагнозом и их близких владеет информацией о психологическом аспекте такой болезни. Медики пришли к выводу, что сахарный диабет практически всегда вызывает разные психологические проблемы, которые могут сильно снижать качество жизни больного и влиять на лечение заболевания.

Психологический дискомфорт при диабете

Сахарный диабет может развиваться в разном возрасте, и такой диагноз становится настоящим шоком для человека и членов его семьи. Для того чтобы сохранить здоровье, больному необходимо полностью пересмотреть свои повседневные привычки, выполнять рекомендации врача и посещать лечебные процедуры. Конечно, все эти обстоятельства негативно сказываются на психоэмоциональном состоянии. Врачи отмечают, что большинство пациентов с сахарным диабетом проявляют:

  • Повышенную требовательность к себе самому, а также окружающим.
  • Чрезмерную озабоченность состоянием собственного здоровья.
  • Недоверчивость.
  • Низкое настроение.
  • Сниженную либо неустойчивую самооценку.
  • Сниженную мотивацию к достижению различных целей и пр.

Сахарный диабет, безусловно, сказывается на работе всей эндокринной системы. Имеющийся гормональный дисбаланс влияет не только на физическое здоровье, но и вызывает психологические проблемы:

  • Ощущение незащищенности.
  • Эмоциональную заброшенность.
  • Неуверенность в себе.
  • Ощущение потребности в заботе, а также защищенности и пр.

Болезнь существенно трансформирует самооценку пациентов – она становится неустойчивой и часто сниженной. Больные могут считать себя несчастными, ущербными и неуверенными.

Между тем, при обращении за медицинской помощью большинство пациентов с сахарным диабетом получают лишь консультацию эндокринолога. За психологической поддержкой им приходится обращаться самим, но мало у кого на это хватает смелости, а кое-кто просто не может осознать необходимость такой помощи.

Депрессия и диабет

Ученые пришли к выводу, что в целом депрессивные расстройства наблюдаются примерно у 5-10% жителей планеты. Если же проанализировать душевное состояние пациентов с диабетом, то среди них такой показатель вырастает до 33%, что даже выше, чем при проблемах с сердцем и кожных болезнях. При этом для разных видов болезни характерны различные виды депрессивных расстройств:

  • Пациенты с диабетом 2 типа чаще страдают от дистимии – затяжной депрессии, для которой типично появление сомато-вегетативных признаков, напоминающих какие-то другие недуги.
  • Пациенты с диабетом 1 типа склонны к так называемой циклотимии – у них регулярно чередуются упаднические состояния с периодами особой энергичности и отличного настроения.

Самостоятельно компенсировать депрессию, вызванную диабетом, под силу лишь пациентам с определенным типом личности. С такой задачей могут справиться лица, способные к самодисциплине и характеризующиеся отличной обучаемостью. Но, стоит признать, что количество таких людей невелико. А остальным необходима направленная психологическая коррекция.

Замкнутый круг: от депрессии к диабету и обратно

Проведенные исследования показывают, что даже у совершенно здорового человека негативные эмоции, стресс, страх и повышенная тревожность могут привести к нарушениям углеводного метаболизма. Но при этом не происходит существенного роста уровня сахара в крови, так как нормальная работа физиологических механизмов, несущих ответственность за стабильность уровня сахара, быстро компенсирует изменения, вызванные эмоциями. Диабетики же обладают существенно нарушенными регуляторными механизмами, их организм не в силах поддерживать такое равновесие. Именно поэтому депрессия, стресс и эмоциональные нагрузки могут привести к обострениям сахарного диабета.

Таким образом, если пациент с таким диагнозом не получает грамотную психологическую поддержку и не имеет достаточное количество личных ресурсов для стабилизации психоэмоционального равновесия, развивается своеобразный замкнутый круг. Диабет провоцирует психологические проблемы, а они в свою очередь затрудняют течение болезни и обостряют ее.

Что же делать при болезни?

Пациентам с сахарным диабетом необходимо принять свою болезнь и разобраться с собственными желаниями, чувствами, а также потребностями. Иногда сделать это самостоятельно бывает очень сложно, и в такой ситуации стоит обращаться за помощью к специалистам. На пользу диабетикам могут пойти:

  • Сеансы индивидуальной работы с психотерапевтом.
  • Групповые занятия.
  • Арт-терапия, музыкотерапия и прочие похожие методы, помогающие раскрыть и осознать личные чувства и переживания.
  • Регулярные занятия физкультурой.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Практика простейших приемов релаксации.

Даже первые успешные шаги в борьбе со стрессом помогают снизить уровень сахара в крови и улучшить течение сахарного диабета. Кроме того, избавление от депрессивных состояний, гнева или тревожности помогает предупредить другие серьезные проблемы со здоровьем, в частности, болезни сердечно-сосудистой системы.

Рекомендации родственникам

Жить с человеком, больным сахарным диабетом, бывает довольно-таки непросто. Эмоциональная нестабильность и склонность к гневу сильно подрывает спокойные семейные отношения. Но членам семьи таких больных стоит:

  • Помнить, что психологическое состояние их близкого во многом зависит от болезни.
  • При желании депрессия, стресс и склонность к перепадам настроения вполне поддается коррекции. Не лишним будет сопроводить близкого человека к врачу и помочь ему в стабилизации эмоционального состояния.
  • Не заострять внимание на диагнозе диабетика и не относиться к нему, как к больному и немощному. Нужно поощрять самостоятельность близкого человека, а также его ответственность. Тем не менее, важно сообщить, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку.

Гармоничные отношения в семье помогут человеку с сахарным диабетом жить полноценной жизнью.

Пройдите тестРиск диабетаС помощью этого теста вы сможете определить насколько высок ваш риск в ближайшие 5 лет заболеть диабетом 2 типа. Тест разработан немецким институтом питания г. Потсдама.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Всемирная Организация Здравоохранения определяет здоровье как взаимосвязь трех составляющих: физического, психического и социального благополучия. Надо понимать, что возникновение любого хронического заболевания наносит пациенту и его близким сильную психосоциальную травму.

Действительно, из-за сахарного диабета пациенты или родители заболевших детей зачастую вынуждены оставить или сменить работу, что в свою очередь может сказаться на финансовом благополучии семьи и ее социальном статусе. Возникающие при этом разногласия между близкими, могут даже разрушить семью.

Чтобы этого не происходило, важно найти наиболее правильные, надежные, зрелые способы самозащиты от неизбежно возникающих в течении жизни стрессовых ситуаций, одной из которых, несомненно, является заболевание сахарным диабетом. Для выработки способов самозащиты необходимо понимать причины, которые влияют на различия в поведении людей и в их реакции на те или иные события. Каждый человек – индивидуальность, но существуют определенные законы, по которым все люди строят свои взаимоотношения с другими людьми. Изучив эти законы, можно найти конструктивные пути решения и Ваших психологических проблем.

Читайте также:  Можно ли есть кильку при сахарном диабете 2 типа

Статистика говорит, что среди пациентов с сахарным диабетом всего 10-20% составляют пациенты с первым (инсулинозависимым) и 80-90% – люди со вторым (инсулинонезависимым) типом сахарного диабета

Мужчины и женщины болеют этим заболеванием поровну (50 на 50%). Но если мы посмотрим на статистику посещаемости школ для пациентов с сахарным диабетом, то картина получится прямо противоположная: женщин среди посетителей школы будет около 75%, тогда как мужчин лишь 25%. Большая часть мужчин приходит на занятия под влиянием своих жен. Среди тех, кто решил пройти обучение, 90% составят пациенты и родители детей с первым типом сахарного диабета и только 10% – пациенты со вторым типом.

Такая статистика понятна, поскольку пациентов с первым типом сахарного диабета и их родственников в начале заболевания достаточно сильно угнетает мысль о необходимости в постоянных инъекциях, что слишком сильно изменяет их привычную жизнь. Поэтому они более активны в своих поисках методов лечения.

В семье, где заболел маленький ребенок, мать часто бывает вынуждена оставить работу. Если это первый ребенок, то второго уже не рожают, все силы отдавая единственному. Чаще всего это не помогает скомпенсировать сахарный диабета у ребенка, но психологический климат в семье нарушает. Когда ребенок вырастает, то проблемы психологического плана возникают и у него и у его родителей. Этого не произойдет, если родители смогут понять, что происходящие с ними психологические изменения, связанные с заболеванием ребенка (чувство вины), не являются чем-то особенным, а сходны у большинства людей.

При втором типе сахарного диабета возникают иные, но не менее сложные, проблемы

Это заболевание возникает в зрелом возрасте, когда уже сложились определенные привычки, которые с началом заболевания необходимо изменить. Пациенты либо ничего не меняют в своей жизни и игнорируют свое заболевание (это свойственно в большей мере мужчинам); либо превращают свое заболевание в оружие, при помощи которого управляют окружающими. Многие пациенты со вторым типом сахарного диабета чаще предпочитают “забыть” о наличии у них заболевания, думая, что прием таблеток решает все их проблемы, связанные с сахарным диабетом. Только небольшая часть пациентов со вторым типом сахарного диабета приходит на занятия, чтобы активно изменить свою жизнь.

Пациент, и все, кто его окружает, должны понять те психологические процессы, которые неизбежно с ними происходят, в связи с появлением сахарного диабета; и попытаться изменить свое поведение и перестроить жизнь таким образом, чтобы сахарный диабет не мешал осуществлению их планов.

Вы удивитесь, но несмотря на все разнообразие линий поведения, все вновь заболевшие (и их близкие) испытывают одинаковые чувства по отношению к своему заболеванию. Давайте поговорим о тех психологических этапах, которые они проходят.

Первый этап. Этап потрясения

В период сразу после начала заболевания пациент и его родственники похожи на человека, который проснулся рано утром в незнакомом месте. Он говорит: “Это не я. Я не мог заболеть, врачи ошиблись. Я буду здоров.” Взрослый пациент может отрицать наличие заболевания, тщательно скрывая его от окружающих. Часто такие пациенты запираются в туалете, чтобы сделать себе инъекцию инсулина.

Такое поведение вызывает подозрение у окружающих и отношения с близкими могут быть испорчены. На этом этапе начинаются поиски способов излечения от сахарного диабета, обращения к различным “целителям” (во время “медового месяца” может также показаться, что болезнь закончилась). Контакт пациента с врачом затруднен, возможно даже агрессивное настроение пациента по отношению к врачам. Лечебные рекомендации игнорируются, что может привести к резкому ухудшению состояния здоровья.

Если пациент “застревает” на первом этапе, то может возникнуь ситуация полного игнорирования своего заболевания. При этом абсолютно не выполняются медицинские рекомендации, что приводит к быстрой инвалидизации пациента (слепота, ампутация конечностей). Этого можно избежать только при своевременном начале занятий в школе для пациентов с сахарным диабетом.

На этом этапе могут “застрять” и родители больного ребенка. Вместо того, чтобы наладить самоконтроль, они начинают менять врачей, искать деньги на лечение за границей и т.д. У ребенка могут развиться значительные осложнения, прежде чем такие родители поймут, что именно необходимо ребенку в первую очередь.

Этап второй. Отреагирование и поиск причины

Пациент и его близкие задают себе вопрос: “Почему это случилось именно с нами?”. Важно понять, что при первом типе сахарного диабета нет ничего, что нужно было сделать или чего не нужно было делать.Что бы Вы не сделали в Вашей предшествующей жизни, сахарный диабет первого типа все равно развился бы.

Чем меньше возраст пациента, тем легче протекает этот этап у него, и тем тяжелее у его родителей. У близких возникает чувство вины или начинаются поиски виновного в заболевании ребенка: “У меня в родне все здоровы – это ты виноват!”. Взрослый пациент тоже может найти виноватого: “Это ты меня доконал!”. Заболевание одного из членов семьи обостряет семейные отношения.

Такое положение вещей не может помочь скомпенсировать сахарный диабет, поскольку те силы, которые должны были бы быть направлены на контроль, расходуются на поиск, разоблачение и наказание виновных; на бесполезные жалобы.

Пациент может вогнать себя в депрессию и отказаться от контроля за своим заболеванием. На этом этапе информация о сахарном диабете может восприниматься более обьективно, но существует опасность того, что отдельные члены семьи еще находятся на первом этапе и не верят в наличие заболевания или в его неизлечимость. Возникают новые разногласия. Может дойти до того, что родители превратят заболевание ребенка в средство для завоевания его доверия: мама делает уколы, а папа водит ребенка к “экстрасенсу” и кормит конфетами.

Все члены семьи должны понять, что разногласия во взглядах на болезнь и ее причины не должны негативно отражаться на пациенте. Никто не виноват. Но с началом заболевания вся семья должна выработать единую тактику поведения, чтобы помочь пациенту с сахарным диабетом найти свое место в обществе. Родители могут оставаться на этом этапе пожизненно; и продолжать поиск способов лечения даже тогда, когда ребенок станет взрослым.

Родители тех пациентов, которые заболели во взрослом возрасте, могут тоже искать способы излечения, даже если у “ребенка” отлажен самоконтроль. Иногда в школу для пациентов с сахарным диабетом приходят мамы таких “детей”. “Мой ребенок не может ходить к Вам – говорят они врачу – за него буду ходить я.” Такому “ребенку” может быть уже 30 лет; у него может быть своя семья и даже дети. Но мама до сих пор считает, что он сам не способен за собой следить и ухаживать.

Поэтому очень важно чтобы обучение в “Школе для пациентов с сахарным диабетом” проходил не только сам пациент, но и члены его семьи, близкие. Вместе с подростком и его родителями должны пройти обучение и его друзья. Это поможет ему легче адаптироваться в своем окружении. Кроме того, приятель, знающий как себя вести в сложных ситуациях, связанных с сахарным диабетом, может оказать вашему ребенку неоценимую услугу.

Этап третий. Этап осознания своего заболевания

На этом этапе пациент понимает, что сахарный диабет – это неотъемлемая часть его жизни. Он начинает искать свой образ жизни с сахарным диабетом. Если до этого момента не начато обучение, то этот образ жизни может быть сформирован неправильно. Переучить всегда сложнее, чем научить. Поэтому обучение все-таки должно быть начато как можно раньше.

Несмотря на то, что все люди проходят одни и те же этапы осознания своего заболевания, отношение к нему у каждого пациента различно. При возникновении любого хронического заболевания, в том числе и сахарного диабета, у пациента формируется так называемая Внутреняя картина болезни, которая оказывает колоссальное влияние на соматическое состояние человека.

Внутреняя картина болезни определяется как весь комплекс изменений общественных взаимоотношений человека, связанный с возникновением и развитием хронического заболевания. После постановки диагноза сахарного диабета возникает множество переживаний, которые зависят от различных причин.

Читайте также:  Подготовка к анализу на сахарный диабет при беременности

Возраст

Конечно труднее всего адаптироваться в возрасте 25-40 лет, когда человек строит массу планов, которые приходится пересматривать в связи с болезнью. Родителям в это трудно поверить, но у ребенка этот процесс протекает гораздо легче, поскольку он выходит во взрослую жизнь уже адаптировавшись при выборе профессии, определенного общественного окружения, при создании семьи.

Существует несколько профессий, которые противопоказаны пациенту с сахарным диабетом

Если пациент уже долго работает по одной из таких специальностей (летчик, например), то ему будет очень сложно найти себе новое место в жизни. Подросток, мечтающий о такой профессии, может очень тяжело переживать невозможность заниматься именно ею.

Запретный и недостижимый плод, как известно, сладок. И взрослый и ребенок в этой ситуации нуждаются в помощи хорошего психотерапевта, который поможет им найти новые жизне нные ценности. Для любого человека в этот период очень важна поддержка семьи и друзей.

Самую большую помощь и поддержку заболевшему может оказать его семья

На первое время надо забыть мелкие ссоры, но и не помещать человека в вакуум, пытаясь создать ему “стерильные” условия. Пусть он почувствует, что вся семья по прежнему нуждается в нем.

Читайте продолжение статьи по ссылке.

Источник

Библиографическое описание:

Сницер, Ю. С. Психологические особенности больного сахарным диабетом / Ю. С. Сницер. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 8.4 (112.4). – С. 37-39. – URL: https://moluch.ru//112/28541/ (дата обращения: 29.04.2021).



Общее количество больных диабетом (и первого, и второго типа) в мире превысило 150 млн. человек; в России официально зарегистрировано 2,5 млн. больных среди взрослых. Примерно столько же человек находятся на стадии преддиабета. Но на самом деле количество больных в два-три раза превышает официальные цифры… Ежегодно число больных увеличивается на 5-7 %, а каждые 12-15 лет – удваивается. Детская статистика еще печальней – до 90-х годов отмечался прирост заболеваемости не более чем на 4 %. После 2000 г. – до 46 % новых случаев в год. В последнее десятилетие рост СД с 0,7 до 7,2 случая болезни СД на 100 000 подростков

Как психолога, меня интересует роль хронического стресса, эмоционального перенапряжения, психосоматические причины заболевания и влияние самого заболевания на психику человека. Человек, заболевший диабетом, долгое время чувствует себя несчастным, думая, что его никто не любит. Постоянно ощущая необходимость в поддержке, тепле и опоре, пациент невольно создает болезнь, требующую непрерывной заботы.

В течение двух последних десятилетий главное внимание стало уделяться причинной роли эмоциональных факторов в возникновении заболевания.

Кэннон показал, что страх и тревога могут вызвать гликозурию у здоровых кошек и людей. Эту гипотезу подтверждает, что эмоциональный стресс способен вызывать нарушение углеводного метаболизма даже у тех, кто не страдает сахарным диабетом.

Однако полученные в дальнейшем данные указывают на то, что, хотя у большинства здоровых людей сильные эмоции могут вызывать «эмоциональную гликозурию», существенного возрастания концентрации сахара в крови при этом не происходит.

Другими словами, у здоровых людей может развиваться «эмоциональная гликозурия», но редко развивается «эмоциональная гипергликемия»

Становится понятным, что, когда физиологические механизмы, отвечающие за поддержание уровня сахара в крови, адекватны, как у здорового человека, любое вызванное эмоциями изменение быстро компенсируется. У диабетика регуляторные механизмы нарушены, из-за чего гомеостатическое равновесие становится невозможным.

Этим объясняются многочисленные наблюдения, что эмоциональный стресс способен обострять у больных диабетом течение болезни. Вероятно, обострение диабетического состояния обусловлено усилением расщепления гликогена печенью, которое в свою очередь может объясняться активацией автономной нервной системы и увеличением секреции адреналина. Это согласуется с концепцией критических ситуаций Кэннона и может быть механизмом, объясняющим постоянные флуктуации уровня сахара в крови у больных диабетом. Можно также предположить, что у людей с некоторым ограничением физиологических регуляторных механизмов под воздействием чрезмерного эмоционального стресса может возникнуть временная гипергликемия.

Читайте также:  Болгарский перец с овощами можно при диабете

Ученые из Мюнхенского университета, в свою очередь выделили три главные причины, способствующие развитию диабета с точки зрения психосоматики:

 Посттравматические депрессии. Они могут развиваться после какого-то тяжелого потрясения: потери близкого человека, изнасилования, изматывающего развода. Когда организм как бы «зависает» в состоянии шока и никак не может из него выкарабкаться, хотя ситуация уже ушла в прошлое.

 Хронические проблемы в семье, которые люди предпочитают скрывать годами и не решаются разрешить их радикально. Самые частые ситуации весьма банальны: алкоголизм или же измены супруга. Особенно плохо на состояние поджелудочной железы влияет нестабильность и чувство панического ожидания. Иногда для того, чтобы нормализовать уровень сахара в крови, нужен всего-навсего душевный покой.

 Повышенная тревожность. Организм человека в состоянии панической атаки очень быстро сжигает сахар, инсулин едва успевает вырабатываться. Вот почему многим для того, чтобы справиться с нервозностью и тревогой, безумно хочется съесть чего-нибудь сладкого. Со временем формируется постоянная потребность заедать стресс шоколадками и пирожными. В результате – зависимость от сладкого и как следствие – нарушение выработки инсулина и развитие диабета второго типа.

Роль «семейных» факторов ввозникновении сахарного диабета

Психологические факторы, связанные с семьей, межличностными взаимоотношениями в семье, уровнем эмоционального принятия и поддержки, могут играть определенную роль в возникновении заболевания. Автор замечает, что, в связи с традиционной в рамках психодинамического направления тенденцией, отождествляющей пищу с любовью, недостаток любви, приводя к переживанию состояния голода, формирует «голодный» метаболизм, соответствующий метаболизму больного диабетом. Интенсивный аппетит и склонность к ожирению ведут к стабильной гипергликемии. Нарушение ролевой структуры, эмоциональных компонентов межличностных отношений в родительских семьях ухудшает состояние больных.

Психические нарушения убольных сахарным диабетом

У больных на сахарный диабет берутся специальные анализы, которые определяют уровень отклонения психики от нормального. Проводится неврологическое обследование, также обязательна беседа таких больных с психиатром.

При раннем возникновении заболевания может отмечаться замедление психического развития. Дети отстают в интеллектуальном развитии, хуже здоровых успевают в школе.

Диабет может сопровождаться астенической симптоматикой в виде повышенной утомляемости, снижения работоспособности, нарушений сна, головной боли, лабильности эмоциональных реакций. Нередко отмечаются вялость, снижение настроения с подавленностью и угнетенностью. Возможны также психопатоподобные расстройства.

Психологический барьер иего преодоление

Как и большинство хронических соматических заболеваний, сахарный диабет имеет большое влияние не только на физическом, но и на психологическом уровне. В первую очередь из-за того, что у человека пропадает уверенность в собственном будущем. Причем это касается не только возможного летального исхода. Большинство людей больше боятся потерять одну из конечностей, ослепнуть. Другие испытывают постоянный психологический дискомфорт от одной мысли о том, что у них могут начаться даже незначительные соматические расстройства. Это осложняется еще и тем, что пациенты видят такую возможность воочию, посещая клинику. Первый и главный фактор успеха лечения сахарного диабета – сам больной, второй фактор – врач, дающий направление действиям больного, и третий фактор – близкие, родственники – окружающее общество. В нем не может быть непонимания, изоляции людей с сахарным диабетом.

Худшим вариантом является ситуация, когда у больного есть друзья или родственники с сахарным диабетом, особенно если у них начались тяжелые осложнения. Сам о том не задумываясь, человек начинает примерять на себя такую же ситуацию. Без вмешательства психотерапевта или личного постоянного контроля над собой обойтись будет попросту невозможно. Преодолеть психологический барьер собственными силами очень тяжело. Поэтому желательно чтобы присутствовало регулярное посещение психолога. Даже если пациент считает, что у него вполне адекватное отношение к своему состоянию, от сеансов не стоит отказываться. Психотерапевт сможет предотвратить развитие психосоматических расстройств на самой ранней стадии, а не тогда, когда они будут заметны даже не специалисту.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267-270
  2. Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Бойков, А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А. Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3-1 (3). С. 22-24.
  5. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871-874.
  6. Плахов, Н. Н. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. 2008. С. 167-168.
  7. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82-85.
  8. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157-160.
  9. Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59-60.
  10. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38-42.

Основные термины (генерируются автоматически): сахарный диабет, больной, возникновение заболевания, диабет, психологический барьер, ситуация, эмоциональный стресс.

Источник