Психологическое сопровождение ребенка с сахарным диабетом

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого ВОЗ как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Психическое здоровье при этом включает благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков. Сахарный диабет (СД) относится к числу наиболее распространенных хронических заболеваний, которое в той или иной степени приводит к эмоциональной неустойчивости ребенка, вызывая нарушения поведения, дезорганизует жизнь ребенка в семье и школе.

Сахарный диабет ломает привычные жизненные стереотипы и резко меняет привычный уклад жизни не только заболевшего ребенка, но и всей семьи. При этом успех лечения СД во многом зависит от уровня социально психологической адаптации больного, особенностей его эмоционального реагирования, правильного отношения к болезни, отношения родителей и других лиц из окружения ребенка к его заболеванию.

Заболевший ребенок, как правило, наполнен различного рода ограничениями в диете и режиме. Страдающему сахарным диабетом ребенку не просто поехать на экскурсию или за город, учителя физкультуры отказывают от участия в уроках детям, больным сахарным диабетом. Поэтому при сравнении себя со здоровыми детьми у больного ребенка создается впечатление, что он не такой, как все, у него нарастает чувство неуверенности в своих действиях и поступках, понижается самооценка, он становится подавленным и грустным. При таком настроении трудно рассчитывать на эффективный и благоприятный исход заболевания. В детском возрасте чаще возникает инсулинозависимый сахарный диабет, при котором ребенку необходима ежедневная инъекция инсулина.

Результаты медицинских и психологических исследований специалистов Московского института медико-социальной реабилитологии, Института проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского АМН Украины свидетельствуют о влиянии заболевания на психологические особенности ребенка. Под влиянием болезни у детей наблюдаются повышение тревожности, тенденция к уходу от ответственности, склонность к психосоматическим реакциям, астения, а также изменения личности, выражающиеся в заостренности таких характерологических черт, как чувствительность, склонность к фантазиям, ранимость, неуравновешенность, возбудимость, беспокойство, высокая фрустрированность и эмоциональная неустойчивость в сочетании с плохим контролем данных проявлений. Данные изменения являются психологическими факторами риска нарушений адаптации (психического здоровья).

Помощь и поддержку заболевшему может оказать его семья. Поэтому вопросы грамотного построения взаимоотношений между родителями и их заболевшими детьми являются особо актуальными. Родителям важно представлять себе причины и последствия тех или иных взаимоотношений, поскольку они могут повлиять на ход самоконтроля при сахарном диабете. Самоконтроль при сахарном диабете становится постоянной необходимостью для ребенка: контроль своего физического состояния, контроль сахара в крови, контроль потребляемых углеводов с пищей и т.д.

Самым редким типом отношения родителя к своему ребенку является равнодушие. При таком типе взаимоотношений близкие полностью игнорируют наличие заболевания у своего ребенка. Они или не знают, или не понимают, что надо делать. Если ребенок находится в таком возрасте, что он еще не в состоянии самостоятельно контролировать свое заболевание, то происходит быстрая инвалидизация, ребенок может погибнуть. В такой ситуации врачу очень сложно вмешаться в ход процесса, поскольку, если к нему и обращаются, в конце концов, то помочь такому ребенку уже бывает невозможно.

Полной противоположностью является гиперопека. При таком типе взаимоотношений родители жестко контролируют ребенка. «Шаг вправо, шаг влево – расстрел». Часто мать, которой трудно избавиться от чувства вины перед больным ребенком, бросает работу и всю себя отдает ему. Все время у родителе

й уходит на создание особых условий жизни для своего ребенка. Родители полностью (и достаточно успешно) контролируют сахарный диабет у сына или дочери, но при этом полностью подавляют какую-либо инициативу с их стороны и не отпускают от себя ни на шаг. Если характер у ребенка слабый, то он подчинится родителям и полностью откажется от ответственности в вопросах самоконтроля своего сахарного диабета. Получается, что сахарный диабет – это проблема родителей, а сам ребенок как бы не при чем. Он не в состоянии выполнить даже самые простые мероприятия для поддержания нормального самочувствия. Так чрезмерная опека матери может навредить ребенку в случае возможной ситуации гипогликемии (повышенного уровня сахара в крови) в школе, в том случае, если ребенок самостоятельно не сможет оказать себе помощь или обратиться за ней к учителю либо одноклассникам. Гораздо проще и полезнее научить ребенка всем необходимым правилам поведения в подобных ситуациях.

Лишних волнений можно избежать, если предупредить о возможной гипогликемии и ее симптомах учителя и друзей ребенка. Часто родители не хотят давать ребенку с собой сахар или конфеты, думая, что он будет их есть не во время гипогликемии, а просто так, что вызовет повышение сахара в крови. Такие родители забывают, что сладок только запретный плод. Практика показывает, что дети, имеющие при себе сахар на случай гипогликемии, редко едят его «просто так». Чем больше родители доверяют своему ребенку, тем большую ответственность чувствует он сам. Один восьмилетний пациент сказал маме, волнующейся по поводу сахара у него в кармане: «Я же не ем сахар дома, хотя знаю, где ты его прячешь». Мама впоследствии перестала прятать сладости от сына. Этот случай показывает, что иногда надо просто высказать свои опасения вслух, обсудить их с ребенком. Не надо бояться доверять детям.

Если близкие взрослые ходят АНИза ребенком по пятам, постоянно придумывая новые запреты, то ничего, кроме негативного отношения к себе, не добьются. Ни одному ребенку (особенно мальчикам) не нравится прозвище «маменькин сынок». Если у ребенка достаточно сильный характер, то, рано или поздно, он вырвется из-под надоевшей опеки (скорее всего в подростковом возрасте). Этот разрыв будет очень болезненным, как для родителей, так и для ребенка. Хорошо, если такая ситуация не приведет к резкой декомпенсации заболевания. Известен случай, когда девочка-подросток убежала из дома, поскольку родители никуда не отпускали ее одну, а у нее появился молодой человек. Самостоятельно контролировать свое заболевание она не могла, не умела. Ссора с родителями привела к тяжелым последствиям болезни.

Читайте также:  Диабет 2 типа что нельзя есть семечки

Часто родители, из лучших побуждений, насильно навязывают ребенку определенный образ жизни под лозунгом: «Я лучше знаю, что для тебя хорошо, а что нет». Сам же ребенок не понимает, для чего ему выполнять все то, чем его «пичкают» родители. Очень трудно общаться с такими повзрослевшими пациентами врачу. После многих лет насилия со стороны родителей они испытывают такое отвращение к самоконтролю, что говорят: «Лучше я проживу всего пять лет, но не буду ничего этого делать». Ни один родитель, безусловно, не хочет появления такой ситуации. А значит, необходимо так строить взаимодействие с ребенком, чтобы он понимал, для чего ему необходимо соблюдение медицинских рекомендаций.

Родители могут впадать в другую крайность. Решив передать часть ответственности ребенку, они начинают всячески поощрять его «достижения». А в случае декомпенсации наказывают его. То есть выполнение реко

мендаций по образу жизни с сахарным диабетом становится предметом поощрения. «Сделал инсулин – молодец – съешь конфетку. Повысился сахар в крови – иди в угол». Это недопустимо!

Ребенок должен осознавать, что компенсированное течение сахарного диабета позволит ему в настоящее время и во взрослой жизни вести нормальный, привычный образ жизни. Хорошее здоровье поможет достигнуть своих личных жизненных целей.

Если родители постоянно подчеркивают, что для них самым важным достижением ребенка является именно нормализация уровня сахара в крови, то маленький человек начинает этим пользоваться. В таком случае заболевание становится для ребенка средством, при помощи которого он добивается выполнения своих капризов: «Не купили велосипед – получайте кетоацидоз (осложнение при сахарном диабете)».

Наиболее разумными являются отношения партнерства между родителем и его ребенком. По другому можно сказать, что это взаимоотношения конструктивного сотрудничества. ЛозунгомАНИ взаимоотношений такого типа является фраза: «Не жалеть, а помогать». При этом родители мягко направляют ребенка, но не лишают его самостоятельности. «Я объясню тебе, каким образом это нужно сделать, но делать ты должен сам».

Часто родители спрашивают: «С какого возраста можно доверить ребенку самому делать себе инъекции инсулина?» Чем раньше это произойдет, тем лучше и для него и для всей семьи. Конечно, на первых порах важно контролировать правильность выполнения инъекции, но не менее важно научить ребенка делать это самостоятельно. Считается, что в десятилетнем возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен и можно доверить ему выполнение этой процедуры. Не стоит бояться доверять своему ребенку. Очень часто родители так сильно опекают своего заболевшего ребенка, что продолжают делать ему уколы даже тогда, когда он в состоянии делать их сам. Это не приведет к хорошей компенсации сахарного диабета. Любой человек должен быть адаптирован в том мире, в котором он живет. Вряд ли можно назвать хорошей компенсацией сахарного диабета ситуацию, при которой «ребенка» постоянно водят за руку после 12-ти лет. Такая ситуация может иметь негативные последствия как для родителей, так и для ребенка.

Повзрослевший ребенок в определенном возрасте захочет быть самостоятельным и иметь такую же степень свободы, как и его ровесники. Он может даже убежать из дома, чтобы доказать, что он уже взрослый. Если он умеет контролировать свой диабет самостоятельно и знает все правила поведения в той или иной ситуации, связанной с его заболеванием, то ничего страшного с ним не произойдет. Но если всю ответственность за диабет ребенка брали на себя родители, то может произойти непоправимое, поскольку ребенок не сможет сам контролировать свое состояние.

Важно научить ребенка всему, что знают сами родители. Взрослым может казаться, что ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Не стоит бояться, что он сделает ошибку. На самом деле, исследования врачей показывают, что уровень знаний ребенка о сахарном диабете со временем начинает превышать уровень знаний родителей. Другими словами только он сам способен адекватно оценивать свое состояние, поскольку он лучше всех знает особенности своего организма. Когда ребенок повзрослеет, то разумнее всего дать ему возможность стать самостоятельным.

Можно предложить несколько советов ил

и правил, которых должны придерживаться дети с сахарным диабетом и их близкие.

1. Необходимо как можно раньше начать обучение. Это очень важно. Только в школе для пациентов с сахарным диабетом ребенок перестанет чувствовать себя одиноким и поймет, что множество людей во всем мире успешно преодолевают те трудности, с которыми столкнулся и он.

2. Обучение должны пройти все члены семьи (может быть, и друзья ребенка). Это поможет всем продолжать нормальный образ жизни; предотвратит конфликты между родственниками по вопросам выбора методов лечения.

3. Не нужно создавать ребенку с сахарным диабетом особые условия. Он должен посещать свою школу, иметь возможность общаться с друзьями, продолжать занятия музыкой или спортом или другим делом (тем, что ему нравится), которым он занимался до начала болезни.

4. Если заболевший впал в депрессию и не видит смысла в жизни, то постарайтесь помочь ему найти цель в будущем, для достижения которой важно сохранять хорошее здоровье.

5. Важно помнить, что любые показатели состояния здоровья являются только руководством к действию, а не поводом для радости или огорчения.

Читайте также:  Какие проблемы при сахарном диабете

6. Помогите заболевшему ребенку самому взять в руки самоконтроль, когда он достаточно повзрослеет для этого. Он должен обрести некую жизненную самостоятельность. Научите ребенка всему тому, что знаете сами. Хотя родителям может казаться, что ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Не бойтесь, что он сделает ошибку.

Вы только должны доверить ему эту самостоятельность.

Если подвести итог выше изложенному, то можно сказать следующее: есть человек в Диабете, а есть Человек с диабетом. Надо стремиться ко второму, поскольку только такое понимание своего заболевания поможет прожить долгую и полноценную жизнь. При выполнении правил жизни с сахарным диабетом человек перестает, по сути дела, болеть диабетом, т.к. все показатели здоровья у него будут такими же, как и у здорового человека. Останется только вести правильный образ жизни, который направлен на достижение этого результата.

Источник

Родители в панике, ребенок напуган и это все на фоне недостаточно тщательного подхода к психологическим аспектам со стороны врачей. Если ваш эндокринолог оказывает моральную поддержку и помогает справиться с ситуацией, а еще лучше в вашей клинике есть профессиональный психолог, то вы счастливчик. 

Но, чаще всего, вся ответственность ложится на родителей, которые сами находятся в шоке и не всегда способны найти правильные слова, чтобы помочь своему ребенку справиться с тем грузом, который лег на его плечи. 

Страх 

Конечно, первой реакцией является страх. Ребенок может не понимать что такое диабет, но знать, что он заболел и это сильно грозит его здоровью. Тут важно очень подробно объяснить что это такое и какие изменения произойдут в его жизни. Рассказать о том, что выполнение определенных правил поможет избежать осложнений и дать четко понять чего делать нельзя. Но ни в коем случае не использовать страх как мотивирующую тактику.

 Стыд и чувство вины

 Кроме страха вашего ребенка может преследовать чувство вины. Главное, чтобы он понимал что он не виноват в появлении диабета. Ведь дети часто берут на себя вину за происходящее, не понимая реальных причин (это касается всех сфер жизни начиная от личных вопросов заканчивая взаимоотношениями родителей). 

Бывает, конечно, и обратная ситуация, когда ребенок обвиняет всех вокруг и родителей в первую очередь. И тут поможет только упорный труд в налаживании отношений и обучение основам диабета. Вы можете прибегнуть к помощи других людей, которым доверяют ваши дети. Например, попросить бабушку/дедушку/врача/школьного преподавателя поговорить с вашим чадом и постараться что-то объяснить. После чего самостоятельно продолжить начатое дело и восстановить отношения с ребенком. 

Также постоянный страх действовать добавляет чувство стыда перед сверстниками и провоцирует ребенка на скрытность. Ведь ребенок может оставаться активным, как и другие дети, но с некоторыми мерами предосторожностями. И тут родителям важно объяснить своему чаду, что он не отличается от других, просто его организм теперь устроен так, что нужно контролировать свое состояние. Постарайтесь строить с детьми максимально доверительные отношения. Это важно, поскольку в общении со сверстниками им очень сложно. 

Не берите в привычку ругать ребенка, если он что-то забыл сделать: не измерил сахар или съел что-то лишнее. Все нужно объяснять и делать это максимально детализировано, чтобы можно было понять в чем была ошибка и при этом не чувствовать себя повинным во всех смертных грехах еще глубже закрываясь в себе в ответ. 

 Состояние “Я не такой как все” 

Ну и, разумеется, чтобы вашему ребенку было легче адаптироваться к новой жизни, да и вам это пойдет на пользу, постарайтесь обеспечить общение с такими же 1-типниками как он. Посещайте диабет-слеты, отправляйте ребенка в летние лагеря для отдыха и санатории с таким уклоном, а также участвуйте в различных конкурсных программах для детей с диабетом. Это поможет почерпнуть интересный опыт, найти новых друзей и, главное, понять вашему ребенку, что он не одинок. 

Конечно, это всего лишь общие рекомендации. Каждый ребенок уникален. Главное, понять и родителям и детям, что диабет изменяет только подход к образу жизни и не ограничивает возможности. Никто не виноват в том, что развился диабет. А также помните, что в диабете нет ничего постыдного. Непонимание со стороны окружающих, увы, будет встречаться не только в детстве и тут очень важно, чтобы у вашего ребенка была надежная опора – отношения с вами и друзья с таким же диагнозом, с которыми они смогут делиться своими переживаниями и опытом.

Источник

Е.М. ЗАЙЦЕВА, МОУ « МОШОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (СУДОГОДСКИЙ РАЙОН)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ  ДЕТЕЙ С ДИАБЕТОМ I ТИПА

НА СТАДИИ ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА

Число детей и подростков с диабетом 1 типа во всем мире постоянно увеличивается. Кажется, что эту тенденцию вызывают какие-то факторы окружающей среды, поскольку генетические изменения не происходят у людей так быстро. Число же молодых взрослых, у которых развивается диабет 1 типа, наоборот, остается стабильным или даже снижается. Это предполагает то, что определенная группа индивидуумов имеет склонность к развитию диабета 1 типа, но факторы окружающей среды, которые вызывают его, проявляются на более ранних этапах жизни. Говоря в целом, в странах с высоким уровнем жизни также имеется и высокий процент детей с инсулинозависимым диабетом.

Огромные усилия вкладываются в исследования, чтобы найти причину диабета и способ его излечения. Но пока нам необходимо сделать жизнь с диабетом наших детей  наиболее управляемой.

Читайте также:  Можно ли яблочный сок при диабете 2 типа

Сейчас в прессе и в жизни много не очень добросовестных людей, которые обещают вылечить диабет у детей без инъекций. К сожалению, нигде в мире нет пока таких способов лечения. Я не оставляю надежду и не отнимаю ее на то, что в будущем возможно будет действительно лечить диабет без инъекций, но сейчас дети и их семьи должны быть готовы к тому, что качество  жизни зависит от их способности научиться контролировать свой сахарный диабет.

Когда дети и их семьи успешно управляют диабетом, тогда  их общее здоровье, физическая активность, успехи в спорте, образовании, перспективы в работе и образ жизни в целом могут быть чрезвычайно хорошими. С другой стороны, никто не сомневается, что диабет является серьезным заболеванием.

Отношение к диабету 1 типа у детей и молодых людей можно охарактеризовать старой китайской пословицей: «Если дать человеку рыбу, он не будет голоден в этот день. Если научить человека ловить рыбу, он не будет голоден всю оставшуюся жизнь». Говоря по современному, это то, что мы называем «доверенностью, полномочия» – принцип, когда человеку предоставляется возможность управлять своей жизнью. Диабет-это медицинское состояние, успешное ведение которого зависит от способности и мотивации индивидуума следить за собой, зачастую независимо от профессионалов медиков.

Если человек с диабетом понимает свое состояние и знает, как на него повлиять, можно быть уверенным, что заболевание не ограничит свободу молодой личности.

Что испытывает больной и его семья, когда в медицинской карте недрогнувшей рукой врача выведено СД I (сахарный диабет первого типа)? Страх, гнев, тревогу, подавленность, тоску, сожаление, равнодушие?             В этот период необходимо объяснить, чтобы они не чувствовали, это совершенно естественно, ведь правильных и неправильных эмоций не бывает, они бывают лишь полезными и вредными. Любая отрицательная эмоция, будучи реакцией на сигнал опасности, естественна, также как естественны сердцебиение, дыхание, чихательный, коленный рефлексы и тому подобные функции организма. Организму и психике необходимо определенное время для адаптации. Главное – искусственно не затягивать время привыкания и не поддаваться на провокации.

Дефицит информации и неопределенность, как правило, вызывают тревогу, а пробелы в знаниях обычно заполняются мрачными фантазиями. Нечаянно оброненное слово, вырванная из контекста фраза, «странный» взгляд врача или родственника-все может служить доказательством «безнадежности» положения больного сахарным диабетом. Главное оружие больного в этом случае – знания. Итак, источники информации для  детей  

с СД I типа и их семей.

1.Школа диабета. Преимуществом школы диабета перед книгами и другой специализированной литературой являются возможность диалоговой формы обучения, рациональное распределение и полное представление материала, а также, что очень важно, возможность общения с людьми, у которых также был обнаружен диабет. Многие с облегчением узнают, что их проблемы и опасения не уникальны.

2.Научно-популярная литература и ресурсы Интернета. В последнее время появляется все больше изданий, помогающих самообразованию больных   СД I типа. Однако, необходимо разъяснить, что при их чтении следует сохранять великое качество ума, которое называют критичностью. Нельзя проводить над собой рискованных экспериментов – вы у себя один.

3.Врачи и медперсонал. Большинство врачей – приятные, внимательные, тактичные люди. Доверие пациента к врачу и врача к пациенту – залог продуктивного противостояния болезни. Если же взаимопонимания с врачом не сложились, а обратиться к другому специалисту нет возможности, необходимо разъяснить, что больного должно интересовать не личное обаяние врача, а его знания и компетентность. Как гласит древнеиндийское изречение, «победить самого себя – вот лучшее средство для того, чтобы не быть побежденным».

4.Другие люди с диабетом. На первых порах более опытные пациенты помогают новичкам. Само осознание того, что ты не один со своей проблемой, прямо – таки вдохновляет человека. Однако следует обратить внимание на следующие моменты:

  • у каждого больного – «свой» диабет, поэтому то, что подходит одному, не всегда подходит другому;
  • любую полученную информацию сверяйте с книгами, советуйтесь с врачом;
  •  ориентируйтесь на оптимистов, успешно контролирующих диабет.

Необходимо выяснить, не страдает ли больной или его семья диабетоманией, одним из хронических «осложнений» диабета, которое пока недостаточно исследовано учеными. Признаками диабетомании больного

СД I типа является:

– постоянно думает о диабете;

-не признает никаких тем для разговоров, кроме своих (в более легком случае- чужих) «сахаров», самочувствия, диеты, процедур, полезных советов и рецептов;

– уверен в том, что его может понять только диабетик;

-общается только с диабетиками и врачами;

-чувствует себя неуютно в компании детей, у которых нет диабета;

-не интересуется литературой, не посвященной диабету;

-убежден, что, только полностью избавившись от диабета, сможет зажить настоящей жизнью.

Обычно информированность значительно ослабляет эмоциональное напряжение, особенно острые эмоциональные реакции. Информация позволяет искать выход, строить реальные планы, прогнозировать результаты. Этот список можно было бы продолжить. Добавляя все то, что связано с личностными особенностями больного и его отношением к ситуации, то есть с мыслями. Главную мысль, которую необходимо усвоить больному СД I типа и его окружению можно сформулировать следующим образом.

Диабет – это не приговор. С диабетом можно жить счастливо, жить полноценной жизнью. Да, он требует большей организованности и нередко – самоограничения. Да, иногда в связи с диабетом и его контролем возникают объективные трудности, но контроль диабета – это необходимое условие достижения ваших жизненных целей и самореализации.

Литература

  1. Трифонова Е. Диабет: советы психолога.-СПб.:Питер, 2003.
  2. Ханас Р. Диабет 1 типа у детей, подростков и молодых людей.-Издательство «Арт-Бизнес-Центр».:Москва,2007.

Источник