Психосоциальная реабилитация при сахарном диабете

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Панков М.Н.

1

Кожевникова И.С.

1

1 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова»

Предложена комплексная программа психосоциальной реабилитации в рамках модели позитивной психотерапии больных сахарным диабетом. Проанализированы основные семейные концепции пациентов. Выявлена выраженная социально-эмоциональная дезадаптация, значимость социальных и эмоциональных конструктов является низкой. Наиболее приемлемыми способами ухода от конфликтов и их переработкой больными признаны: «бегство в работу», «бегство в общение». Предложена программа работы психотерапевта с пациентом (на стационарном и амбулаторном этапах) и его семьей. Позитивный подход приобретает приоритет в связи с необходимостью полноценной адаптации пациентов в окружающей их обстановке.

позитивная психотерапия

сахарный диабет

комплексная программа психосоциальной реабилитации

1. Ефимов А.С., Скробонская Н.А. Этиология и патогенез СД // Проблемы эндокринологии. – 1985. – Т. 31, № 6. – С. 41–45.

1. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка: (Справочное пособие для врачей). – Л.: Медицина, 1986. – 280 с.

2. Панков М.Н. Позитивная психотерапия в психосоциальной реабилитации больных сахарным диабетом // Электронный научный журнал. – 2016. – № 9 (12). – С. 55–59.

3. Панков М.Н. Психологические расстройства при сахарном диабете // Электронный научный журнал. – 2016. – № 4 (7). – С. 52–56.

4. Панков М.Н., Новикова И.А. Семейные концепции больных сахарным диабетом // Экология человека. – 1997. – № 5. – С. 75–76.

5. Пезешкиан Н., Пезешкиан Х. Позитивная психотерапия транскультуральный и междисциплинарный подход // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М. Бехтерева. – 1993. – № 4. – С. 63–77.

6. Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. 3–е изд., доп. и перераб. – Ташкент: Медицина, 1 985. – 719 с.

7. Сидоров П.И., Панков М.Н., Новикова И.А. Психосоциальная реабилитация больных сахарным диабетом // Проблемы эндокринологии. – 1998. – Т. 44, № 6. – С. 19.

8. Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Панков М.Н. Особенности течения сахарного диабета при злоупотреблении алкоголем // Проблемы эндокринологии. – 1999. – Т. 45, № 6. – С. 10–13.

9. Ivinson M.H.L. The emotional world of the diabetic patient // Diabet. Med. 1995. Vol. 12, № 2. P. 113–116.

10. Psychological predictors of acute complications of diabetes in youth / D.R. Herskowitz, R.U. Jocabson, C. Cole et. al. // Diabet. Med. 1995. Vol. 12, № 7. P. 616–618.

Сахарный диабет признается одной из самых распространенных эндокринных патологий [1], связанных с воздействием совокупности причин (генетически детерминированных механизмов и неспецифических факторов внешней среды), установить которые не всегда представляется возможным. Имеются указания на роль психосоциальных факторов в возникновении и стабильности течения сахарного диабета [5, 9, 11]. Психическое напряжение (острое или хроническое) может приводить к развитию диабета в результате перенапряжения корковых процессов, растормаживания подкорковых гипоталамических центров, ведущих к нарушению нервно-гуморальной регуляции. Другой возможный механизм – повышение тонуса гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, к которому приводят острые психические травмы, эмоциональное перенапряжение (испуг, потрясение), довольно часто предшествующие манифестации сахарного диабета у детей и молодых людей.

Интерес к изучению возможности влияния на обменные процессы через вторую сигнальную систему возник давно. Одна из попыток относилась к 1925 году, когда Marcus и Sahlgreen исследовали влияние внушения на гликемию [8]. Первое описание психотерапевтических воздействий, предпринятое с лечебной целью при сахарном диабете, принадлежит К.И. Платонову (1925). Известны психотерапевтические методики для больных сахарным диабетом Е.И. Цукерштейна (1947), А.А. Мартыненко (1984). Формирование правильного отношения больного к своему заболеванию, перестройка пищевого стереотипа, коррекция нарушенного психического статуса – основные задачи психотерапии при сахарном диабете [10], включающей рациональные и суггестивные техники, аутогенную тренировку, терапию творчеством, коллекционированием, общением с искусством, природой [2, 7].

Клинические случаи применения позитивной психотерапии в помощи больных сахарным диабетом описаны Н. Пезешкианом (1977, 1991, 1993). Позитивная психотерапия – это конфликт-центрированный интегративный метод, включающий позитивный подход, содержательный анализ и пятиступенчатую модель помощи (стадии наблюдения, анализа, ситуативного одобрения, вербализации, расширения целей). Позитивный подход к пациенту и заболеванию, в свою очередь, состоит из трех основных компонентов: учета межкультуральных особенностей, позитивной интерпретации заболевания и использования в терапии историй. Соответственно концепции позитивной психотерапии, реакция на сложную ситуацию у любого человека проявляется через четыре «cферы разрешения конфликта» (тело, деятельность, семья/контакты, фантазия) и определяется глубиной актуального конфликта – результата воздействия на физические, умственные, социальные и духовные стороны личности макротравм (событий в жизни, например: смерть близкого человека, смена работы, жилья и т.д.) или постоянных микропсихотравмирующих факторов (например: непунктуальность партнера, несправедливость коллег и т.д.) [6].

Нами была предложена комплексная программа психосоциальной реабилитации больных сахарным диабетом в рамках концепции позитивной психотерапии (работа с пациентом на стационарном и амбулаторном этапах и работа с семьёй/социальным окружением пациента), учитывающая роль психологических, социальных и культурных факторов в жизни пациентов и особенности их психоэмоционального состояния [3, 4].

Обследованы 11 женщин и 10 мужчин с клинически и лабораторно подтвержденным диагнозом сахарного диабета, из них инсулинзависимый сахарный диабет (ИЗСД), I тип – у 11 больных; инсулиннезависимый сахарный диабет (ИНСД), II тип – у 10 больных. Роль психотравмирующих факторов и ситуаций в жизни пациентов была значительной; нами выявлено, что у 45,5 % больных ИЗСД и у 30 % больных ИНСД непосредственно предшествовали возникновению диабета психотравмирующие ситуации: смерть мужа, близкого родственника, испуг, психический стресс, связанный с непосредственной угрозой либо для себя, либо для окружающих. У всех пациентов клинически определялись расстройства невротического уровня разной степени выраженности, проявляющиеся астено-невротической или астено-депрессивной симптоматикой. Типичными невротическими жалобами были снижение общего фона настроения, повышенная раздражительность, слабость, нарушения сна.

Показатели самооценки социальных конструктов (аккуратность, чистоплотность, пунктуальность, вежливость, честность, усердие, обязательность, бережливость, послушание, справедливость, верность) у больных сахарным диабетом находятся ниже границы 50 %. Эмоциональные конструкты пациенты оценивали так же низко, либо показатель самооценки был близок к среднему уровню значимости (50–70 %). Как менее значимые конструкты отмечены любовь, время, доверие, нежность, вера/религия, терпение; средний уровень значимости выявлен для таких способностей, как контакты, надежда. Таким образом, низкая значимость социальных и эмоциональных конструктов для больных сахарным диабетом свидетельствует о серьезной дезадаптации пациентов во всех сферах жизни, хотя сохранена еще надежда на изменение ситуации в будущем и они пытаются улучшить свое положение через общение с людьми.

Исследование реакции на конфликт выявило, что в группе больных сахарным диабетом наиболее приемлемым способом ухода от конфликта и его переработкой является «бегство в работу», «бегство в общение». Анализ базовой модели показал, что в семьях пациентов с сахарным диабетом отводилось большое место обсуждению духовно-религиозных тем: смысла жизни, жизни после смерти. Для их семей особое внимание уделялось ценностям и принципам, передаваемым из поколения в поколение. Чаще в семье звучала концепция: «В моей жизни всегда есть смысл». Менее значимым в семьях было установление контактов с окружающими, и их концепциями были: «Мы сами по себе живем, и пусть другие так живут», «Гости приносят неудобства». Минимально развитыми оказались сферы «Я» и «Ты». У пациентов сложилось мнение по отношению к самому себе: «Мне всегда нужен кто-то, чтобы мне помогал в жизни», «Я – неудачник». Основные эмоциональные отношения в семье – это изначальное недоверие ребенку, сомнения в нем, поэтому сформировалась заниженная самооценка, негативное отношение к себе, к своему телу. Отношения родителей друг к другу со стороны ребенка не выглядели идеально возможными, и чаще пациенты высказывались: «Я не хочу создавать такую семью, какой была моя».

Читайте также:  Почему немеют пальцы ног при диабете

Полученные данные позволили определить ведущие направления работы психотерапевта с больными сахарным диабетом (таблица). Реабилитационная программа построена в рамках модели позитивной психотерапии, с учетом четырех сфер деятельности человека.

Основная работа связана со сферами «Тело/Ощущения» и «Фантазия/Будущее». Задачи психотерапии: помощь в принятии своего тела, себя с болезнью, «как друга»; в формировании нового образа жизни и режима; коррекция невротических проявлений и обучение приемам релаксации; раскрытие личных перспектив, новых жизненных установок; расширение целей, развитие мотивационно-смысловой сферы. Степень изменений в профессиональной деятельности определяет объем работы в сфере «Достижения».

Позитивная психотерапевтическая стратегия в реабилитации больных сахарным диабетом

Сферы

деятельности

Работа с пациентами

Работа с семьей пациента

стационарная

амбулаторная

Тело/

Ощущения

Принятие своего тела «как друга», формирование нового образа жизни (питание, физическая нагрузка, сон), обучение приемам психофизической саморегуляции, коррекция вредных привычек

Психологическая поддержка при изменении соматического состояния, коррекция возникших невротических проявлений

Коррекция психо-соматических проявлений у членов семьи (реакции на болезнь пациента, тревожных ожиданий проявления диабета у родных)

Работа/

Достижения

Профессиональная реабилитация; помощь в пересмотре профессиональных перспектив

Рациональное разрешение возникших проблем, связанных с заболеванием в профессиональной сфере

Психологическая помощь семье при профессиональных переменах пациента (смене работы, выходу на инвалидность)

Семья/

Контакты

Анализ и коррекция межличностных взаимоотношений, работа над коммуникативными проблемами, выработка новых установок

Психологическая помощь при семейных изменениях, построение новых вариантов общения

Формирование адекватной семейной реакции на болезнь («принятие-поддержка»), дезактуализация «ущербности» пациента

Фантазия/

Будущее

Раскрытие возможностей построения своих личных перспектив, развития новых жизненных установок; расширение целей, развитие мотивационно-смысловой сферы (способностей «вера», «надежда», «кон-такты»).

Развитие актуальных способностей «вера», «надежда», помощь в планировании семейных перспектив

Семья также принимает участие в реабилитации пациента. Главные задачи: формирование реакции «принятия», дезактуализация «ущербности» пациента, коррекция межличностных взаимоотношений, изменившихся в связи с болезнью.

Таким образом, в группе больных сахарным диабетом выявлена выраженная социальная и эмоциональная дезадаптация, значимость социальных и эмоциональных актуальных способностей была низкой, хотя для пациентов остаются важными надежды на будущее и общение с окружающими. Наиболее приемлемыми способами ухода от конфликтов и их переработкой больными признано: «бегство в работу», «бегство в общение». К особенностям актуального конфликта больных сахарным диабетом, определяющим основные направления психосоциальной реабилитации, можно отнести неразвитость сферы «Тело/Ощущение» (т.е. негативное отношение к себе, своему телу) и сферы «Фантазия/Будущее» (отсутствие перспектив).

Библиографическая ссылка

Панков М.Н., Кожевникова И.С. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 1-1. – С. 63-65;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11095 (дата обращения: 12.01.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «Физическая реабилитация при сахарном диабете»

Исполнитель: студентка ИТРРиФ

3 курса

Смирнова А. Э.

Научный руководитель

__________________________

Москва 2015

Содержание

Введение

3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ТЕЧЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА

6

1.1 Этиология сахарного диабета

6

1.2 Клиническая картина сахарного диабета

8

1.3 Осложнения сахарного диабета и прогноз заболевания

11

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬЬЬНЫХ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

16

2.1 Особенности лечебно-восстановителььного применения средств физической реабилитации болььных с сахарным диабетом

16

2.2 Средства физической реабилитации, применяемые при сахарном диабете

21

2.3 Методы контроля эффективности физической реабилитации

30

Заключение

32

Список литературы

33

Приложения

35

Введение

Сахарный диабет — это заболевание, характеризующееся нарушением всех видов обмена веществ и, в первую очередьь, углеводного, патологическими изменениями в различных органах, обусловленными абсолютной или относителььной недостаточностьью инсулина. Это одно из наиболее распространенных в мире хронических заболеваний.

Актуалььностьь выбранной мной темы заключается в том, что согласно статистическим данным сахарный диабет (СД) является одним из ведущих заболеваний в мире по медико-социалььной значимости и по праву стоит в ряду первой значимости националььных систем здравоохранения почти всех стран мира. Еще в 2006 году ООН приняла резолюцию, в которой признали, что «СД является хроническим, изнурителььным, требующим болььших расходов и сопровождающимся тяжелыми осложнениями заболеванием, которое создает болььшую угрозу для семей и всего мира.». Так же Всемирная Организация Здравоохранения пришла к выводу, что СД приобрел характер неинфекционной эпидемии, из-за масштабности его распространения, хронического течения, высокой инвалидизацией людей и необходимостьью создания системы специализированной помощи.

Заболеваемостьь выше среди лиц пожилого возраста. В возрасте 65 лет и выше показательь распространенности диабета повышается приблизителььно до 16 %. Не менее высокий процент заболеваемости наблюдается среди лиц с ожирением. Так, у людей с умеренной степеньью ожирения частота диабета увеличивается в 4 раза, с резко выраженным ожирением — в 30 раз. Таким образом, ожирение и пожилой возраст относятся к факторам риска, предрасполагающим к развитию диабета. По мнению болььшинства авторов, истинная заболеваемостьь сахарным диабетом в 2 раза выше зарегистрированной. Это объясняется болььшим распространением скрытых форм сахарного диабета.

Незаменимым оказывается сочетание регулярных занятий аэробной и другими видами двигателььной активности, рациональьное питание, а также более разумный взгляд на жизньь, переполненную различными стрессовыми ситуациями. Ведьь медикаментозной терапии недостаточно для того, чтобы чувствоватьь себя хорошо и житьь полноценной жизньью.

Идея исполььзования физических упражнений для лечения сахарного диабета и восстановления не нова. Еще в 600 г. до нашей эры ее высказал индийский врач Сушрута. В последующие столетия отношение к физическим упражнениям как методу лечения диабета постоянно менялосьь. Сегодня ученые знают, что идея исполььзования постелььного режима в качестве терапии диабета является ошибочной. Исследования показали, что уже после 7 дней постелььного режима метаболизм сахара в крови существенно нарушается.

В начале 1900 г. исследователи, наконец, нашли доказателььство, позволившее обосноватьь исполььзование физических упражнений в процессе реабилитации лиц, страдающих диабетом. В 1919 г., когда измерение уровней содержания глюкозы в крови стало обычной процедурой, ученые доказали, что кратковременный период двигателььной активности может вызыватьь снижение уровня содержания глюкозы в крови. Инсулиновые препараты появилисьь в 1921 г. Вскоре после этого (1926 г.) в «Британском медицинском журнале» была опубликована статьья Р.Д. Лоуренса, в которой отмечалосьь, что занятия физическими упражнениями могут способствоватьь снижению уровня глюкозы в крови под влиянием введенного в организм инсулина, тем самым уменььшая потребностьь в инсулине у болььных, страдающих диабетом I типа.

Читайте также:  Какой сахар должен быть у детей при сахарном диабете

Резулььтаты исследования Лоуренса положили начало интенсивным исследованиям влияния регулярных занятий физической активностьью как составной частьью лечения сахарного диабета.

Цельь работы: проанализироватьь методы физической реабилитации при сахарном диабете.

Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:

1. На основании анализа научно-методической литературы выявитьь наиболее эффективные средства физической реабилитации для болььных сахарным диабетом.

2. Разработатьь комплексную программу физической реабилитации при сахарном диабете.

3. Показатьь эффективностьь комплексной программы физической реабилитации при сахарном диабете.

Source: StudFiles.net

Источник

Сформулированы общие требования к организации психосоциальной реабилитации больных пневмокониозом на этапе амбулаторного лечения. Разработан интегративный терапевтический комплекс, включающий современные методы психотерапии в сочетании с информационной и биологической терапией, которые способствуют выработке социально приемлемого жизненного стереотипа пациентов и коррекции психических расстройств. Установлено, что адекватное систематическое лечение оптимальными дозами препаратов на амбулаторном этапе позволяет получить стойкие ремиссии заболевания у 46,3 % больных уже через 6-12 месяцев.

Ключевые слова: пневмокониоз, качество жизни, психосоциальная реабилитация, амбулаторный этап, психокоррекция, основное лечение, ремиссия.

В последние десятилетия активно проводятся психологические исследования в области соматической медицины. Это связано с признанием роли психологических факторов в возникновении, течении и лечении различных соматических расстройств, с усилением внимания к психическим и физическим качествам человека в условиях болезни.

Ситуация болезни резко меняет характер взаимоотношений человека с окружающим миром. Поэтому комплексное рассмотрение взаимосвязи болезни и личности позволяет говорить об изменении не физического и/или психического статуса больного, а всей системы его отношений с миром и к миру.

Теоретической основой этого направления в отечественной клинической психологии является концепция личности В. М. Мясищева, в которой человек понимается как единая биопсихосоциальная система, а личность – как система эмоционально насыщенных отношений с социальным окружением и самим собой. В этой системе болезнь как ситуация неопределенности и непрогнозируемый результат могут выступать в качестве самостоятельного психотравмирующего фактора, дестабилизируя картину мира, разрушая самооценку, привычный порядок происходящих событий, характер межличностного взаимодействия и в целом социальное функционирование личности.

Последнее время значительное количество исследований посвящено изучению психологических особенностей и качества жизни (КЖ), связанного со здоровьем больных с легочной патологией. В частности, существенно возрос интерес к изучению качества жизни больных пневмокониозами (ПнК). Рост количества пневмокониозов, как в нашей стране, так и за рубежом, определил отношение к этой болезни как к важной медикобиологической и социальной проблеме современного здравоохранения.

На современном этапе развития медицины становится все более очевидным, что научно обоснованное и эффективное ведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с больными возможно лишь на основе знания внутренних психологических закономерностей изменений психики. Получение полноценных научных данных о влиянии хронической болезни на психику может способствовать более эффективным терапевтическим вмешательствам, индивидуальному подходу к выбору стратегии и тактики лечения со стороны врачей, а также при необходимости психологического сопровождения. Это в полной мере относится к тяжелым хроническим болезням, сопровождающимся существенными психологическими сдвигами и изменениями качества жизни, в том числе и к пневмокониозам.

Целью нашего исследования была разработка программы психосоциальной реабилитации больных пневмокониозами в условиях амбулаторного наблюдения и подтверждение ее эффективности посредством изучениякачества жизни пациентов с пневмокониозами.

Исследования проводились на базе 3-го терапевтического отделения КЛПУ «Областная клиническая больница профзаболеваний» г. Донецк в период с 2008 по 2011 гг. В группу обследованных вошли 146 больных пневмокониозами в возрасте от 40 до 60 лет (1,41 (95,13%) мужчина и 5 (4,87%) женщин).

Использовались клинико-эпидемиологический, клинико-психопатологический, психо-диагностический и статистический методы.

Проводилось комплексное обследование каждого пациента, которое включало клинический осмотр (сбор жалоб, изучение анамнеза болезни и жизни). Для изучения качества жизни использовали общепринятый международный общий опросник качества жизни ВОЗ100. Для оценки эффективности предложенных программ реабилитации было проведено динамическое наблюдение 112 больных пневмокониозами с контролем эффективности проведенных мероприятий в течение 3 мес. Они составили основную группу динамического наблюдения. Для сравнения эффективности предложенной программы была сформирована группа сравнения – 34 больных пневмокониозами, которые находились под амбулаторным наблюдением, но им не проводился комплекс реабилитационных мероприятий.

Реабилитационная программа состояла из трех этапов: стационарного, амбулаторного и этапа реадаптации. Во время пребывания в клинике определялся комплекс оптимальных для каждого больного реабилитационных мероприятий согласно тяжести заболевания: индивидуальный подбор дозы терапевтических препаратов, физиотерапевтические процедуры, дыхательная гимнастика и массаж, образовательные программы и психотерапевтическое воздействие. Амбулаторное наблюдение осуществлялось в течение 6 мес с контролем эффективности лечения через 8, 16 и 24 нед и повторным контролем в динамике через год.

Основной этап реабилитации заключался в проведении медикопсихологической восстановительной терапии. Целью программы медикопсихологической реабилитации является улучшение субъективного самочувствия больного и восстановление полноценного социального функционирования, а главной задачей- изменение отношения больного к болезни и коррекция на этой основе неадекватных реакций и форм поведения.

Анализ данных литературы и результаты собственных исследований, полученных на первом этапе, послужили основанием для проведения длительного амбулаторного наблюдения и противорецидивного лечения больных пневмокониозами с использованием информационной терапии, психотерапии и психокоррекции.

Второй этап реабилитации проводился в амбулаторных условиях под контролем специалистов поликлиники, диспансера или специализированного центра. Основной задачей этого этапа являлось сохранение социального статуса пациента, который у него был до болезни, или приспособление (адаптация) его к жизни и возможной трудовой деятельности во внебольничных условиях. На этом этапе сохраняет свое ведущее значение биологическая терапия. Однако переход больного с первого этапа на второй, со стационарных условий в домашние сопровождается увеличением числа и качества экзогенных факторов, которые оказывают вредное воздействие на заболевание. Поэтому на данном этапе продолжается дальнейшая работа по оптимизации терапии.

Психотерапевтическая, информационная терапия и воспитательная работа с больными и родственниками имеет большое значение и состоит из разработки путей по редукции возникающих изменений в системе отношений пациента к болезни, работе, социальному окружению, лечению. Обязательно должен быть сделан акцент на возможность положительной лечебной перспективы, так называемой модели ожидаемых результатов лечения, могут индивидуально обсуждаться и другие темы. Трудовая переориентация является главной характеристикой второго этапа реабилитации.

Биологическая терапия, ее адекватность и оптимизация занимают основное место и на 2-м, и на 3-м этапах реабилитации. На плечи больного и его семьи ложится забота о соблюдении правильности медикаментозного режима лечения. Чтобы понять всю сложность выполнения рекомендаций врача по лечению, можно напомнить, что в настоящее время большинство больных получают более одного препарата. Как негативный фактор на этом этапе реабилитации следует отметить существование различных схем медикаментозного лечения при клинически родственных синдромах. Все это приводит к тому, что полученная ремиссия основного заболевания срывается, как только больной переводится на долгосрочное амбулаторное лечение. Поэтому первое, на что мы обращали внимание при встрече с больным, – это дозы препаратов, обеспечивших высокий терапевтический эффект. Во вторую очередь определяли объем и характер проведенной патогенетической терапии; в третью – биологически обоснованную продолжительность медикаментозного лечения.

Читайте также:  1 и 2 стадия сахарного диабета

Основными принципами поддерживающей терапии, проведенной в амбулаторных условиях, являются: индивидуальный подход, последовательность, продолжительность и непрерывность лечения. Особенность лечения пневмокониозов заключается в комплексности осуществления принципа партнерства «врач – больной».

Основной этап реабилитации предусматривает целенаправленную психологическую коррекцию, информационное обеспечение, способы повышения внутренних резервов. Психокоррекция включает в себя общую (тренинги бесконфликтного поведения, ассертивности, эмоциональной саморегуляции и адекватного эмоционального самовыражения) и патогенетическую. Целенаправленная психокоррекция личностных реакций на болезнь предупреждает дистресс, ведущий к декомпенсации.

Смысл целенаправленной психологической патогенетической коррекции заключается в том, что больной человек должен осознать противоречивость своего отношения к болезни, образованную внутриличностным конфликтом, что позволит конструктивно его решить. Это может быть достигнуто путем формирования нового, адекватного отношения к болезни и ясного осознания ее причин, последствий, причин возникновения обострений и осложнений. Устранение неадекватного, противоречивого отношения к болезни прерывает дальнейшее развитие всех вторичных нарушений. При ликвидации озабоченности, связанной с экзистенциально значимым событием в жизни – хроническим легочным заболеванием с нарушением вентиляции, возможно восстановление саморегуляции. Необходимо перестроить отношение больного, которое является источником психогенной декомпенсации.

Пациент должен сам проследить историю возникновения и развития своего заболевания, причины появления обострений и осложнений, собственные ошибки, заключающиеся в игнорировании планомерной базовой терапии. При совместном с врачом анализе причин болезни и симптоматики, больной человек ясно осознает причины заболевания, изменения собственного поведения.

Условием проведения планомерной базисной терапии, дисциплинированного выполнения врачебных назначений является установление убедительных для больного человека причин возникновения и развития заболевания, а также принципов лечения. Ясное понимание причин становится глубоким убеждением пациента и является необходимым условием для демонстрации возможности устранения этих причин тем или иным путем.

Основными принципами нашей программы обучения в амбулаторных условиях были простые, доходчивые формулировки, не содержащие медицинских терминов, максимальная индивидуализация возможностей больного, степени его мотивированности к обучению и личного опыта, содержание практических действий для достижения наибольшей нормализации состояния здоровья, применение элементов «операционализации», т. е. демонстрация наряду с целями средств для их достижения; получение навыков совладения с заболеванием в домашних условиях. Критерием успешной работы была также оценка готовности пациента к лечению.

Основной этап программы медикопсихологической реабилитации больных пневмокониозами включал 10 занятий по определенной тематике и психокоррекцию. Продолжительность одного занятия – 1 ч, включая 40 мин информационного блока и 20 мин психокоррекции. Занятия проводились с группой больных по 8-10 человек. Информационный блок был аналогичным для мужчин и женщин, а психологическая коррекция различалась, поэтому больные должны быть одного пола, возраст может быть различным. Обязательно рассматривались вопросы, связанные с трудоустройством, переобучением (больных знакомят с порядком выдачи больничных листов, приводится перечень декретированных профессий, при необходимости смены профессии даются индивидуальные рекомендации) и социальным обеспечением при неблагоприятном прогнозе и инвалидности (больных знакомят с правами инвалидов, рассказывают о возможностях получения социальной помощи, о центрах социального обеспечения, юридической поддержке).

Терапевтическая стратегия была также максимально индивидуализирована, обязательной составляющей обучения являлось партнерство и создание атмосферы взаимопонимания и доверия, что напрямую связано с необходимостью персонализации обучения больных. Для улучшения качества лечения больных пневмокониозами в процесс обучения вовлекались и члены семьи, имеющие возможность определить стиль жизни пациентов.

Программа предусматривала советы по профилактическим мероприятиям в ходе беседы. Давалась возможность пациенту выразить свои опасения и обсудить их. На основании этого врач и больной приходили к согласию по поводу целей лечения.

При проведении психокоррекции на втором этапе особое внимание обращали на больных с неадекватной личностной реакцией на заболевание, неблагоприятной внутренней картиной болезни. Психокоррекционная работа проводилась по разработанной нами программе, влияющей на эмоциональную сферу больного, проводилось внушение в состоянии бодрствования, расслабленности, уверенности в себе, обучение самовнушению состояния покоя и расслабленности с помощью методики аутогенной тренировки в выражении негативных эмоций гнева и раздражения, в изменении эмоциональных реакций при воспоминаниях о психотравмирующих ситуациях.

Рациональная психотерапия на этом этапе в комплексе лечебных мероприятий использовалась шире, чем другие методы психотерапевтической работы. Применение этого метода опирается на логику и обращение к разуму больного, предполагает хорошее знание личности, а также детальное изучение характера и механизмов развития заболевания.

Коррекция личностных изменений проводилась в тех случаях, когда больной на первом этапе лечения был подготовлен для психокоррекционной работы, когда он сам в процессе беседы с врачом и психологом в некоторой мере осознавал нежелательность для себя тех или иных форм своего поведения, частично или полностью понимал, что они являются причиной дезорганизации его трудовой деятельности и вызывают напряженность межличностных отношений в семье.

Выбор аргументов, доводов, примеров, уровень эмоционального контакта соотносился с индивидуально-типологическими особенностями пациентов. У больных при сохранении вербально-логических функций интеллекта целесообразным было применение словесного обучения, различных форм вербальной терапии. При снижении уровня абстрактно-логического мышления, ограниченном объеме знаний, ослаблении коммуникативных свойств личности лучшими являются моторно-практические, невербальные формы обучения. Принцип психокоррекционной работы состоял в отборе максимально доброжелательных, успокаивающих воздействий.

Результаты психологического обследования были, наряду с результатами клинического изучения больных, патогенетическим обоснованием к построению психотерапевтической работы, которая не только предусматривала влияние на отдельные симптомы заболевания, но и была направлена на устранение изменений в системе отношений больного к своему заболеванию.

Значительно шире рассматривались вопросы коррекции отношений больного в связи с изменением его социально-трудового статуса. При этом включались в программу вопросы положительной лечебной перспективы, трудовой адаптации и возможности восстановления утраченных в процессе болезни трудовых навыков.

Диспансерное наблюдение было продолжено за 83 больными пневмокониозами и проводилось в течение года. Оно состояло из обследования больных один раз в месяц первые три месяца, а затем один раз в два-три месяца в течение первого года наблюдения и не менее четырех раз в год после. Результаты длительного лечения также оценивали по клиническим данным, электрофизиологическим, психологическим показателям социального функционирования и качества жизни.

Показатели качества жизни по всем сферам у больных основной группы были достоверно выше, чем в группе сравнения. При этом интегральная оценка показателей качества жизни «нормализация» с высокой степенью значимости коррелировала с достигнутым клиническим эффектом. Такое представление соответствует результатам исследования качества жизни больных на завершающих этапах реабилитации в период устойчивой многолетней ремиссии. По большинству параметров пациенты основной группы оценивали качество жизни как «хорошее», а в ряде случаев по отдельным показателям фигурировала оценка «очень хорошее». Как показывает клинический опыт, больные с контролируемым течением заболевания, особенно многолетней ремиссией очень щепетильны в выполнении рекомендаций врача. Успехи лечен?