Рабочая тетрадь по сахарному диабету
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по теме:
«Сестринский процесс при сахарном диабете»
Для специальности 34.02.01 Сестринское дело
Согласовано Рассмотрено
Методист на заседании _______________ЦМК
М.Б. Григорьян протокол №____ от __________2016 г.
_______________подпись председатель ЦМК ______________ «__»___________2016 г _______________________подпись
Выполнил преподаватель
Акульшина А.С.
________________подпись
«___» ____________2016 г.
город-курорт Кисловодск, 2016 г
Пояснительная записка
Учебно-методическая разработка по теме «Сестринский процесс при сахарном диабете» подготовлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и представляет собой рабочую тетрадь (Приложение 1).
Методическая разработка предназначена преподавателям и студентам для подготовки к практическим занятиям по теме «Сестринский процесс при сахарном диабете».
Учебно-методическая разработка представляет собой сборник заданий для закрепления теоретических и практических знаний по теме «Сестринский процесс при сахарном диабете» и предназначена для аудиторной и внеаудиторной работы студентов по специальности «Сестринское дело».
В рабочую тетрадь входят: задания, контролирующие исходный уровень знаний; задания для самостоятельной работы; задания, контролирующие усвоение материала.
Рабочая тетрадь может быть использована на занятиях по дисциплине для контроля текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов, направленная на повышение интереса к изучаемой дисциплине, на мотивацию студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и интенсификацию учебного процесса.
Методический блок
МДК 02.01Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Тема занятия: «Сестринский процесс при сахарном диабете»
Специальность:34.02.01 Сестринское дело
Цели занятия:
1. Учебная: закрепление теоретических знаний по теме, знакомство студентов с особенностями течения заболевания, методами обследования, принципам лечения и профилактики сахарного диабета, умение осуществлять сестринский процесс.
2. Развивающая:развивать логическое клиническое мышление, внимание, память; стремиться к самосовершенствованию; быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу; способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.
3. Воспитательная:умение работать в команде, уважительно относиться к товарищам, проявлять чувство уважения, терпения к пациентам, уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.
4. Способствовать развитию мышления.
5. Уметь выделить главное, подобрать нужную обработку, анализировать результаты своих действий.
Вид занятия: практическое, количество студентов – 10– 13 человек.
Длительность занятия: 240 минут
Место проведения занятия: кабинет «Сестринское дело в терапии»
Междисциплинарные связи:клинические предметы, фармакология, анатомия и физиология, основы сестринского дела, ПМ 01.Проведение профилактических мероприятий, технология медицинских услуг, безопасная среда для пациента и персонала, теория и практика сестринского дела.
Внутридисциплинарные связи:методы обследования пациента, техника выполнения парентеральных, подкожных и внутривенных инъекций.
Место проведения: доклинический кабинет
Тип занятия: практическое занятие
Количество часов: 4ч
Обеспечение занятия:
1. Алгоритмы манипуляций – 5 шт.
2. Методическая разработка – 10 шт.
3. Дневники студентов.
4. Инсулин
5. Инсулиновые шприцы
6. Все необходимое для проведения инъекции
7. Муляжи
Литература:
1. Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007. – 544 с.
2. Лычев В.Г., Карманов В.К. Руководство к проведению практических занятий по предмету «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи»: учебно – методическое пособие. – М.: ФОРУМ, 2008. – 384с.
3. Носков С.М. Сахарный диабет.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 574с.
4. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 473с.
5. Фролькис Л.С. Терапия с курсом первичной медико – санитарной помощи. Сборник заданий. – М.: ГЗОТАР – Медиа, 2010. – 448с.
Студент должен знать:
АФО поджелудочной железы
определение, этиологию, классификацию СД
диагностические критерии СД
особенности диеты
разновидности инсулина, места инъекций, механизм действия, осложнения
профилактика СД
Студент должен уметь:
Провести субъективное и объективное обследование пациента
выявить проблемы пациента
подготовить пациента к лабораторным методам исследования, уметь находить патологию в результатах лабораторных анализов
планировать сестринские вмешательства
набирать нужную дозу инсулина и вводить его п/к
обучить пациента самоконтролю, дать рекомендации по диетическому питанию
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК З. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их пользования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
План занятия
№ п/п | Этапы занятия | Длительность (мин) |
1. | Вводное слово преподавателя. Организационные вопросы. | 5 минут |
2. | Проверка домашнего задания | 20 минут |
3. | Контроль исходного уровня знаний. Тестовый контроль (10 заданий). Проверка результатов. | 20 минут |
4. | Инструктаж студентов на выполнение самостоятельной работы. | 10 минут |
5. | Выполнение заданий рабочей тетради Часть 1 | 60 минут |
6. | Подведение итогов Части 1 | 15 минут |
7. | Перерыв | 15 минут |
8. | Самостоятельная работа студентов на занятии. Манипуляционная техника Часть 2 (изучение методических рекомендаций по проведению манипуляции п/к введение инсулина, выработка мануальных умений) | 60 минут |
5. | Заключительный контроль по теме занятия | 20 минут |
6. | Подведение итогов занятия. Задание для подготовки к следующему занятию. | 15 минут |
Информационный блок
Сахарный диабет– это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина и характеризующееся нарушением обмена углеводов с повышением количества глюкозы в крови и моче, а также другими нарушениями обмена веществ.
Как причина смерти сахарный диабет занимает третье место после болезней сердечно – сосудистой системы и злокачественных новообразований. Заболеваемость сахарным диабетом ежегодно увеличивается на 5 – 6%. В РФ зарегистрировано более 2 млн. больных СД. Реальное число больных диабетом в России составляет не менее 8 млн. человек.
Классификация диабета
Несахарный диабет. Заболевание обусловлено абсолютной или относительной недостаточностью антидиуретического гормона (вазопрессина) и характеризуется повышением мочеиспускания (полиурия) и появлением жажды (полидипсия).
Сахарный диабет – это хроническое заболевание, для которого характерно нарушение метаболизма в первую очередь углеводов (а именно глюкозы), а также жиров. В меньшей степени белков.
- 1 тип (ИЗСД):
Данный тип диабета связан с дефицитом инсулина, поэтому он называется инсулинозависимым (ИЗСД). Поврежденная поджелудочная железа не может справляться со своими обязанностями: она либо вообще не вырабатывает инсулин, либо вырабатывает его в таких скудных количествах, что он не может переработать даже минимальный объем поступающей глюкозы, в результате чего возникает повышение уровня глюкозы в крови. Больные могут иметь любой возраст, но чаще им до 30 лет, они обычно худые и, как правило , отмечают внезапное появление признаков и симптомов. Людям с данным типом диабета приходится дополнительно вводить инсулин для предотвращения кетоацидоза (повышенное содержание кетоновых тел в моче) и для поддержания жизни.
- 2 тип (ИНСД):
Данный тип диабета называется инсулиннезависимым (ИНСД), так как при нем вырабатывается достаточное количество инсулина, иногда даже в больших количествах, но он может быть совершенно бесполезен, потому – что ткани теряют к нему чувствительность.
Этот диагноз ставится больным обычно старше 30 лет. Они тучные и с относительно не многими классическими симптомами. У них нет склонности к кетоацидозу, за исключением периодов стресса. Они не зависимы от экзогенного инсулина. Для лечения используются таблетированные препараты, снижающие резистентность (устойчивость) клеток к инсулину или препараты, стимулирующие поджелудочную железу к секреции инсулина.
- Гестационный сахарный диабет: непереносимость глюкозы наступает или обнаруживается во время беременности.
- Другие типы сахарного диабета и нарушения толерантности к глюкозе:
Вторичные, после:
- заболеваний поджелудочной железы (хронический панкреатит, муковисцидоз, гемохроматоз, панкреатектомия);
- эндокринопатий (акромегалия, синдром Кушинга, первичный альдостеронизм, глюкагонома, феохромоцитома);
- применения лекарственных препаратов и химических веществ (некоторые гипотензивные средства, тиазид-содержащие диуретики, глюкокортикоиды. Эстроген-содержащие препараты. Психотропные средства, катехоломины).
Связанные с: аномальностью рецепторов инсулина; генетическими синдромами (гиперлипидемия, мышечные дистрофии, хорея Гентингтона); смешанные состояния (нарушение питания – «тропический диабет».
Симптомы сахарного диабета
Существует комплекс симптомов, характерных для сахарного диабета обоих типов. Выраженность признаков зависит от степени снижения секреции инсулина, длительности заболевания и индивидуальных особенностей больного:
- частое мочеиспускание и чувство неутолимой жажды, приводящие к обезвоживанию организма;
- быстрая потеря веса, зачастую несмотря на постоянное чувство голода;
- ощущение слабости или усталости;
- неясность зрения (“белая пелена” перед глазами);
- сложности с половой активностью;
- онемение и покалывание в онемевших конечностях;
- ощущение тяжести в ногах;
- головокружения;
- медленное излечивание инфекционных заболеваний;
- медленное заживление ран;
- падение температуры тела ниже средней отметки;
- быстрая утомляемость;
- судороги икроножных мышц;
- кожный зуд и зуд в промежности;
- фурункулез;
- боль в области сердца.
Причины сахарного диабета
Установлено, что диабет обусловлен генетическими дефектами, а также твердо установлено, что диабетом нельзя заразиться!!! Причины ИЗСД в том, что выработка инсулина снижается или вовсе прекращается вследствие гибели бета-клеток под действием ряда факторов (например – аутоиммунный процесс, это когда к собственным нормальным клеткам вырабатываются антитела и начинают их уничтожать). При ИНСД, который встречается в 4 раза чаще бета-клетки вырабатывают инсулин со сниженной активностью, как правило. Из-за избыточности жировой ткани рецепторы которой имеют пониженную чувствительность к инсулину.
1. Основное значение имеет наследственная предрасположенность! Считается, что если диабетом болели ваши отец или мать, то вероятность того, что вы тоже заболеете, около 30%. Если же болели оба родителя, то – 60%.
2. Следующая по значимости причина диабета – ожирение, являющееся наиболее характерным для пациентов с ИНСД (2 тип). Если человек знает о своей наследственной предрасположенности к данном заболеванию. То ему необходимо строго следить за своей массой тела в целях снижения риска возникновения заболевания. В то же время очевидно, что далеко не каждый, кто страдает ожирением даже в тяжелой форме, заболевает диабетом.
3. Некоторые заболевания поджелудочной железы, в результате которых происходит поражение бета-клеток. Провоцирующим фактором в этом случае может быть травма.
4. Нервный стресс, являющийся отягчающим фактором. Особенно необходимо избегать эмоционального перенапряжения и стрессов людям с наследственной предрасположенностью и избыточной массой тела.
5. Вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, эпидемический гепатит и другие заболевания, включая грипп), играющие пусковую роль в развитии заболевания для лиц с отягченной наследственностью.
6. К факторам риска можно также отнести возраст. Чем человек старше, тем больше оснований опасаться сахарного диабета. Наследственный фактор с возрастом перестает быть решающим. Наибольшую угрозу несет ожирение, которое в комплексе с пожилым возрастом, перенесенными заболеваниями, что как правило ослабляет иммунную систему, ведут к развитию преимущественно сахарного диабета 2 типа.
Медицинская сестра должна оценивать потребности пациента, проводить обучение, координировать информацию, оказывать помощь, оценивать прогресс и, помогать пациенту, придерживаться выбранного лечения.
В представленной Вам методической разработке представлены задания, которые необходимо выполнить для успешного освоения темы. Методическая разработка является рабочей тетрадью, все задания выполняются непосредственно в тетради четко, разборчиво, в соответствии с инструкциями.
Вам необходимо пройти 2 этапа занятия, в каждом выполняются определенные задания. В конце оцениваются ваши знания.
Пропустив практическое занятие, Вы сможете самостоятельно изучить тему при помощи рабочей тетради.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рабочая тетрадь
студента ___________________________________ (Ф.И.) специальность Сестринское дело
___________ группа __________ курс
Успеваемость
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Уважаемые студенты!
Если по каким-то причинам Вы не можете воспользоваться презентацией или методическим пособием, то контрольные вопросы помогут Вам подготовиться к практическому занятию, посвященному сахарному диабету 1 типа.
Уважаемый студент! Будет очень здорово, если Вы расширите свой кругозор и узнаете историю открытия СД.
Положил начало изучению поджелудочной железы немецкий ученый Иоганн Вирсунг, а английский ученый, Томас Уиллис попробовал на вкус мочу пациента – вкус оказался сладким! Так получил свое название СД. И так, начинаем изучать вопросы и ответы на них. Наберитесь терпения, вопросов много.
- Назвать тему практического занятия.
ОТВЕТ. Тема практического занятия «Сестринский процесс при сахарном диабете I типа: Первичная оценка состояния пациента, страдаю-щего сахарным диабетом 1 типа», « Сестринские манипуляции при СД 1 типа».
- Назвать девиз практических занятий на дисциплине «СД в терапии с курсом ПМП».
ОТВЕТ. «Превратим любопытство – в компетентность!» и воплотим в жизнь мнение Генриха Форда «Знания могут быть только у того, у кого есть вопросы!»
- Назвать свою, личную мотивацию приобретения знаний по заявленной теме.
ОТВЕТ. Изучить эту тему лучше, глубже нам помог случай из личной жизни, о котором рассказала нам Светлана Александровна.
- Назвать, предусмотренные программой учебные цели, к которым необходимо стремиться в процессе занятия.
ОТВЕТ. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ, к которым мы будем стремиться – это быть компетентными в вопросах:
■ анатомо-физиологических особенностей поджелудочной железы и связи возникновения СД I типа с ее поражением;
■ факторов риска, способствующих развитию СД I типа;
■ осуществления сестринского процесса при данном заболевании.
5. Перечислить умения, которые Вы должны будете закрепить на этом занятии.
ОТВЕТ.
✹Во-первых, мы должны будем закрепить умения, полученные на дисциплинах «ОСД», педиатрии, психологии, предыдущих занятиях терапии:
✹ осуществлять сестринский процесс при СД I типа:
– проводить опрос, осмотр пациента;
– выявлять его проблемы и нарушенные потребности;
– ставить цели сестринских вмешательств;
– составлять план сестринских вмешательств;
– оценивать полученные результаты;
– при необходимости корректировать план сестринских вмешательств
✹ участвовать в профилактике СД I типа («Школа диабета»).
- Перечислить процедуры и манипуляции, которые Вы должны будете выполнять на занятии.
ОТВЕТ.
✹ Во-вторых, выполнять процедуры и манипуляции – это:
➙ сбор мочи для определения глюкозы;
➙ определение глюкозы, ацетона в моче экспресс-методом;
➙ определение глюкозы в крови экспресс-методом;
➙ подкожное введение инсулина;
➙взятие крови из вены для биохимического исследования;
➙ обучение пациента/семьи методам ухода/самоухода;
➙обучение пациента/семьи измерению АД.
- Назвать 3 анатомические части поджелудочной железы и клетки, вырабатывающие инсулин и глюкагон.
ОТВЕТ – Поджелудочная железа анатомически имеет головку, хвост, тело. Бета -клетки, вырабатывают инсулин , а альфа – глюкагон.
- Рассказать о строении поджелудочной железы.
ОТВЕТ – Поджелудочная железа имеет дольчатое строение.
- Назовите функцию, которую выполняют дольки ПЖ.
ОТВЕТ – Дольки выполняют внешнесекреторную функцию.
- Объяснить, что находится между дольками?
ОТВЕТ – Между дольками находится внутрисекреторная часть островков Лангерганса, выделяющая гормон – инсулин
- Назвать орган, к которому прилежит хвост поджелудочной железы.
ОТВЕТ – Хвост поджелудочной железы прилежит к воротам селезенки.
- «Островки Лангерганса» выделяют в кровь противодиабетический гормон, который называют….. инсулином
- Универсальный сжигатель всех органических отходов в организме – это … глюкоза
- Другое название универсального сжигателя органических отходов в организме… окислитель
- Уникальный носитель энергии для многих процессов жизнедеятельности – это… глюкоза
- Закисление крови, в результате накопления в ней недоокисленных продуктов, таких как ацетон и кетоновые тела – это…ацидоз
- Жажда, в результате которой человек выпивает большое количество воды, является симптомом СД и несахарного диабета – это…полидипсия
- Чрезмерное потребление пищи, может быть следствием голода – … полифагия
- При СД глюкоза не попадает в клетки, потому что нет …инсулина
- Увеличение концентрации глюкозы в крови – это…гипергликемия
- В переводе с греческого языка «hypeч» – это… сверх
- Частое и обильное мочеиспускание – это…полиурия
- Усиленное выделение мочи в ночное время – это… никтурия
- Упругость кожи – это… тургор
- Состояние, возникающее при передозировке инсулина – это… гипогликемия
- Резкое падение глюкозы в крови – это…гипогликемия
27. Жизнь пациента СД во многом зависит от своевременного…принятия пищи
28. После каждой инъекции инсулина пациент обязан…принять пищу
- Аббревиатура ИМТ – это… индекс массы тела
30. Несвоевременный прием пищи часто становится причиной развития…
гипогликемической комы
31. Для сохранения жизни пациента, страдающего СД 1 типа, ему требуется постоянный… самоконтроль глюкозы и инъекции инсулин
32. Указать, сколько ЕД инсулина в 1 мл катриджа? …100 ЕД
33. Места инъекций инсулина необходимо менять…постоянно
34. Медленнее всего инсулин всасывается из… мышечной ткани бедренной области
35. Диабет – от греческого слова diabetes, diabaino – это … «проходить через что-нибудь»
36. Отсутствие жира в подкожной жировой клетчатке вокруг места инъекции инсулина – это … липодистрофии
37. Нормальный уровень глюкозы в крови – это… 3.3 – 5.5 ммлоль/литр
38. Полидипсия – в переводе – это … жажда
39. Генерализованное поражение сосудов – это… ангиопатия
- Патологическое изменение сосудов глаза – это… ретинопатия
- Аббревиатура ГТТ – это… глюкозо – толерантный тест
42. Можно выучить стихотворение – это будет приятным подарком для преподавателя.
Итак, звучи, мой стих о диабете,
О том, как жизнь проходит на диете,
Как я себе – увы! – не господин,
Как я к режиму жесткому привязан
Как я себя выгуливать обязан,
Как я колю под кожу инсулин.
Неуж-то нет других забот у Музы,
Чем наблюдать, как жалки, и кургузы,
Плетутся диабетики гуськом
Туда, где встретит их эндокринолог
А кой – кого запишут в мартиролог
И запретят прогулки босиком
О диабет, ты хуже динамита!
Тот – как рванет, так сразу шито-крыто,
И не нужны ни ампулы, ни шприц.
А тут сиди, как старуха у корыта,
Калории считая деловито
И дозировку хлебных единиц.
И надо, в общем, во время питаться,
Не объедаться и не напиваться,
Но – Боже упаси, не голодать!
Прошу, кормись почаще, мамма-мия,
Не то наступит гипогликемия,
А это Вам не божья благодать.
Ну, словом, можно жить и с диабетом,
На солнце не перегреваться летом,
В своих трудах умеренность блюсти
И, родственникам, будучи не в тягость,
Свой каждый день воспринимать как благость,
Шагать по жизни в рост, а не ползти…
42. Назвать нормальное состояние клеток поджелудочной железы.
ОТВЕТ. Границы четкие, клетки имеют яркую окраску.
43. Указать, как выглядит разрушение клеток паренхимы поджелудочной железы. ОТВЕТ. Границы размыты, цвет изменен.
44. Что обнаружил в поджелудочной железе ученый Лангерганс?
ОТВЕТ. Ученый Лангерганс обнаружил вкрапления необычной ткани, и назвал их «островками Лангерганса».
45. Что выяснили другие ученые о деятельности островков Лангерганса?
ОТВЕТ. Другие ученые выяснили, что эти островки выделяют в кровь противодиабетический гормон, в последствие названный, «инсулином».
46. Переведите термин «инсулин».
ОТВЕТ. Инсулин.
47. Указать год, в котором по данным ВОЗ СД был разделен на два типа.
ОТВЕТ. В 1981 г.
48. Указать типы СД.
ОТВЕТ. СД 1 типа (диабет молодых); СД 2 типа (диабет взрослых).
49. Перечислить, параметры, зависящие от типа СД.
ОТВЕТ. От типа СД зависят:
✦ качество жизни; ✦ меры по его предупреждению;
✦ методы лечения; ✦ частота обострений;
✦ наследственность.
50. Дать определение понятию «сахарный диабет».
ОТВЕТ. Сахарный диабет – это хроническое заболевание, характеризующееся повышенным содержанием глюкозы в крови, как следствие недостатка инсулина, в результате гибели β – клеток поджелудочной железы. Происходит нарушение всех видов обмена, но в первую очередь – обмена углеводов.
51. Как подразделяют СД по течению, выраженности симптомов, реакции на проводимое лечение, клиническую картину?
ОТВЕТ – ■ компенсированный;
■ декомпенсированный.
52. Указать фактор, лежащий в основе СД I типа.
ОТВЕТ. В основе СД I типа дефект иммунной системы, когда сам организм вырабатывает специфические антитела, нарушающие эндокринный аппарат поджелудочной железы (β – клетки).
53. Перечислить провоцирующие факторы развития СД.
ОТВЕТ. Провоцирующими факторами являются:
♦ вирусное поражение поджелудочной железы, недосыпание;
♦ рождение однояйцовых близнецов, если у одного из них СД;
♦ психические травмы, унижение (стрессы);
♦ ожирение, эндокринные расстройства;
♦ повышенный аппетит, на фоне потери веса;
♦ злоупотребление сладостями, переедание;
♦ вредные привычки (злоупотребление алкоголем, злостное курение);
♦ гиподинамия.
54. Назвать симптомы – предвестники.
ОТВЕТ. Симптомы-предвестники – это:
✹ зуд кожи и слизистых оболочек;
✹ стоматиты, гингивиты, пародонтоз;
✹ фурункулез, ячмени;
✹ энурез;
✹ никтурия.
55.Указать, что необходимо предпринять при появлении предвестников сахарного диабета?
ОТВЕТ. Производится экспресс-диагностика уровня гликемии и ацетонурии. Необходима немедленная госпитализация.
56. Назвать основные причины СД I типа.
ОТВЕТ. Основными причинами СД I типа являются:
– наследственность;
– крупный вес при рождении;
– обострение панкреатита.
57. Указать, в чем заключается сущность СД?
ОТВЕТ. Если инсулина выделяется недостаточно, глюкоза не может попа-сть в клетки и накапливается в крови, затем появляется в моче и сопровождается полиурией, жаждой.
58. Назовите стадии развития СД.
ОТВЕТ.
59. Назвать стадии развития СД 1 типа.
60. Объяснить понятие «предиабет»?
ОТВЕТ. Предиабет (скрытый диабет) – это, гликемия натощак от 5,5 до 6,9 ммоль/л, а через 2 часа после приема через рот глюкозы, она составляет от 7,7 до 10 ммоль/л.
Медсестра и родственники пациента должны знать, что при предвестниках необходимо проводить – гликемический профиль, при отсутствии таковых – ГТТ.
61. Объяснить его значение и назвать типы ГТТ при нарушении толерантности к глюкозе.
ОТВЕТ. Глюкозотолерантный тест – лабораторный метод исследования для диагностики нарушения толерантности к глюкозе. Типы ГТТ при нарушении толерантности к глюкозе:
- гипергликемический, если после нагрузки уровень гликемии выше 7,7 ммоль/л;
– гипогликемический или плоский при незначительном увеличении уровня гликемии после нагрузки;
– ступенчатый, если максимальное значение отмечается не через 30 минут, а через 60 или 120 минут.
62. Познакомьтесь с типами кривых (ГTТ).
63. Расскажите, как проводится это исследование?
ОТВЕТ. Надо быть строго натощак. 50 г. глюкозы растворить в 200 мл воды, тщательно размешать и выпить мелкими глотками.
64. Назвать методы выявления диабета.
ОТВЕТ. Один из важнейших методов выявления диабета является, сбор анамнеза. Именно при опросе отмечают, что СД I типа отличается постепенным развитием. Данные опроса (симптомы-проблемы пациентов) всегда подтверждают комплексом клинико – лабораторных данных.
65. Укажите, какой тест надо обязательно проводить при установлении СД?
ОТВЕТ. При установлении СД обязательно проводить тест на гликирован- ный гемоглобин (HbA1C).
66. О чем свидетельствует этот тест?
ОТВЕТ. Тест позволяет определить средний уровень глюкозы в крови за последние 2-3 месяца, но тест на гликированный гемоглобин не заменяет регулярного самоконтроля, он лишь позволяет получить дополнительную информацию о содержании глюкозы.
NB! Тест свидетельствует о степени компенсации сахарного диабета.
67. Расскажите, каких людей надо обязательно обследовать на СД?
ОТВЕТ. Обследовать на СД необходимо лиц из групп риска.
68. Расскажите, кто входит в группу риска?
ОТВЕТ. К группам риска можно отнести лиц:
✹ с отягощенной наследственностью;
✹ детей, весивших при рождении более 4 кг;
✹ с обострением панкреатита.
69. Объясните, что необходимо проводить лицам из группы риска 1 раз в год?
ОТВЕТ. Лицам из группы риска необходимо:
1 раз в год консультироваться у специалистов:
– окулиста; – невропатолога;
– кардиолога; – терапевта;
– хирурга; – гинеколога.
70. Назвать соматические проблемы пациентов, страдающих СД типа.
ОТВЕТ. Запомните правило трех «П». К соматическим проблемам пациента, страдающего СД I типа относят:
♦ полидипсию (жажду);
♦ полиурию;
♦ полифагию и потерю веса, несмотря на отменный аппетит;
♦ чувство постоянного голода;
♦ никтурию;
♦ нарастающие симптомы интоксикации:
– усталость, слабость;
– ухудшение памяти.
♦ симптомы дегидратации (сухость кожи и слизистых оболочек, яркий малино-вый язык, трещины, заеды);
♦ ухудшение зрения, памяти;
♦ инфекции мочеполового тракта.
71. Объясните, что необходимо оценить медсестре для определения тяжести СД I типа?
ОТВЕТ. Для определения тяжести декомпенсации (выраженности проблем)
СД I типа необходимо оценить:
– имеющиеся проблемы;
– данные осмотра;
– лабораторные данные (исследование крови и мочи).
Важно оценить нарушенные потребности пациента в:
– еде, питье, выделении;
- движении;
- сне;
- общении;
– безопасности и др.
72. Укажите, как помочь пациенту, имеющему такие проблемы и нарушенные потребности?
ОТВЕТ.
✦ жажда – консультация врача эндокринолога, исключить сахар, проводить исследование крови и мочи на глюкозу, пить минеральную воду, без газов полоскать рот водой, подкисленной лимоном;
✦ полиурия – уход за наружными половыми органами;
✦ никтурия – уменьшить потребление жидкости за 2-3 часа до сна полоскать рот водой, подкисленной лимоном;
✦ зуд промежности – использовать при подмывании жидкое мыло с антисептиком, Ph 5,0, мочеполовые органы всегда д. б. в чистоте и в сухом состоянии;
✦ дегидратация (обезвоживание) – восполнить дефицит жидкости мине-ральной водой и уход за кожей;
✦ депрессиях, нарушении сна – консультация психолога;
✦ зуд кожи – проводить обтирания кожи салфетками с алоэ и подкисленной водой;
✦расчесы – обрабатывать асептическими растворами (предупредить присоединение вторичной инфекции);
✦ потеря веса, несмотря на отменный аппетит – получить консультацию диетолога и др. специалистов;
✦ чувство постоянного голода – употреблять в пищу продукты, фрукты, овощи, соки, содержащие минимум глюкозы и консультацию эндокринолога
✦ ухудшение памяти – консультация невропатолога;
✦ ухудшение зрения – консультацию окулиста, не передвигаться без сопровождающего.
73. Объяснить, какие показатели говорят о максимальной компенсации нарушенных обменных процессов?
ОТВЕТ. Это исчезновение гипергликемии и глюкозурии.
74. Назвать главный метод лечения пациентов, страдающих СД I типа.
ОТВЕТ. Инсулинотерапия на фоне диетотерапии.
75. Назовите номер диетического стола при СД.
ОТВЕТ. № 9
76. Укажите, что должен обеспечить диетический стол?
ОТВЕТ. Диетический стол должен обеспечить нормальное соотношение:
белков – 16% жиров – 24% углеводов – 60 %
77. Назвать современные способы введения инсулина
ОТВЕТ. Инсулиновая помпа, специальная капсула, вводимая под кожу.
78. Объяснить цель использования и действие инсулиновой помпы.
ОТВЕТ. Этот прибор, с высокой точностью круглые сутки самостоятельно вводит инсулин, поддерживая нормальный уровень глюкозы, и максимально имитирует секрецию здоровой поджелудочной железы
79. Объяснить, как действует капсула?
ОТВЕТ. Специальная капсула, вводимая под кожу, содержит клетки подже- лудочной железы (островки Лангерганса, вырабатывающие инсулин).
80. Указать, из какого материала выполнена капсула?
ОТВЕТ. Из экстракта морских водорослей, откуда с током крови вещества поступают в организм.
81. Назвать традиционный метод лечения СД I типа.
ОТВЕТ. Традиционный метод лечения СД I типа – инсулинотерапия.
82. Какого действия бывают препараты инсулина?
ОТВЕТ. Препараты инсулина бывают действия:
▪ короткого (завтрак, обед, ужин) ▪ пролонгированного (1 – 2 раза в день)
83. Назвать критерий, по которому рассчитывают дозу инсулина.
ОТВЕТ. Дозу инсулина подбирают к тому количеству пищи, которое хочет съесть пациент.
84. Как объяснить пациенту, что обозначает термин «УГЛЕВОДЫ»?
ОТВЕТ. «Углевод» – это другое название сахара
85. Назвать уровень глюкозы в крови, при котором наступает гипогликемия.
ОТВЕТ. Уровень глюкозы в крови – ниже 3 ммоль/л.
86. Назвать осложнения инсулинотерапии и дать им определение.
ОТВЕТ. Осложнения инсулинотерапии – это:
1. Липодистрофии – местное уменьшение объема подкожно-жиро-вой клетчатки в местах постоянного введения инсулина.
2. Инсулинорезистентность – снижение реакции на инсулин инсу-линчувствительных тканей при достаточной концентрации, приво-дящая к хронической компенсаторной гиперинсулинемии.
87. Укажите, сколько углеводов содержится в 1 хлебной единице?
ОТВЕТ. 1 ХЕ – это 12 г углеводов в 100 гр продукта.
Уважаемый студент! Вы – умница, Вы проявили настойчивость и терпение.
Теперь постарайтесь ответить самостоятельно на все вопросы и оцените свои знания по уже известным Вам критериям.
Спасибо за работу. Желаю успе?