Рабочая тетрадь по сахарному диабету

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по теме:

«Сестринский процесс при сахарном диабете»

Для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Согласовано Рассмотрено

Методист на заседании _______________ЦМК

М.Б. Григорьян протокол №____ от __________2016 г.

_______________подпись председатель ЦМК ______________ «__»___________2016 г _______________________подпись

Выполнил преподаватель

Акульшина А.С.

________________подпись

«___» ____________2016 г.

город-курорт Кисловодск, 2016 г

Пояснительная записка

Учебно-методическая разработка по теме «Сестринский процесс при сахарном диабете» подготовлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и представляет собой рабочую тетрадь (Приложение 1).

Методическая разработка предназначена преподавателям и студентам для подготовки к практическим занятиям по теме «Сестринский процесс при сахарном диабете».

Учебно-методическая разработка представляет собой сборник заданий для закрепления теоретических и практических знаний по теме «Сестринский процесс при сахарном диабете» и предназначена для аудиторной и внеаудиторной работы студентов по специальности «Сестринское дело».

В рабочую тетрадь входят: задания, контролирующие исходный уровень знаний; задания для самостоятельной работы; задания, контролирующие усвоение материала.

Рабочая тетрадь может быть использована на занятиях по дисциплине для контроля текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов, направленная на повышение интереса к изучаемой дисциплине, на мотивацию студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и интенсификацию учебного процесса.

Методический блок

МДК 02.01Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Тема занятия: «Сестринский процесс при сахарном диабете»

Специальность:34.02.01 Сестринское дело

Цели занятия:

1. Учебная: закрепление теоретических знаний по теме, знакомство студентов с особенностями течения заболевания, методами обследования, принципам лечения и профилактики сахарного диабета, умение осуществлять сестринский процесс.

2. Развивающая:развивать логическое клиническое мышление, внимание, память; стремиться к самосовершенствованию; быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу; способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.

3. Воспитательная:умение работать в команде, уважительно относиться к товарищам, проявлять чувство уважения, терпения к пациентам, уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.

4. Способствовать развитию мышления.

5. Уметь выделить главное, подобрать нужную обработку, анализировать результаты своих действий.

Вид занятия: практическое, количество студентов – 10– 13 человек.

Длительность занятия: 240 минут

Место проведения занятия: кабинет «Сестринское дело в терапии»

Междисциплинарные связи:клинические предметы, фармакология, анатомия и физиология, основы сестринского дела, ПМ 01.Проведение профилактических мероприятий, технология медицинских услуг, безопасная среда для пациента и персонала, теория и практика сестринского дела.

Внутридисциплинарные связи:методы обследования пациента, техника выполнения парентеральных, подкожных и внутривенных инъекций.

Место проведения: доклинический кабинет

Тип занятия: практическое занятие

Количество часов:

Обеспечение занятия:

1. Алгоритмы манипуляций – 5 шт.

2. Методическая разработка – 10 шт.

3. Дневники студентов.

4. Инсулин

5. Инсулиновые шприцы

6. Все необходимое для проведения инъекции

7. Муляжи

Литература:

1. Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007. – 544 с.

2. Лычев В.Г., Карманов В.К. Руководство к проведению практических занятий по предмету «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи»: учебно – методическое пособие. – М.: ФОРУМ, 2008. – 384с.

3. Носков С.М. Сахарный диабет.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 574с.

4. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 473с.

5. Фролькис Л.С. Терапия с курсом первичной медико – санитарной помощи. Сборник заданий. – М.: ГЗОТАР – Медиа, 2010. – 448с.

Студент должен знать:

АФО поджелудочной железы

определение, этиологию, классификацию СД

диагностические критерии СД

особенности диеты

разновидности инсулина, места инъекций, механизм действия, осложнения

профилактика СД

Студент должен уметь:

Провести субъективное и объективное обследование пациента

выявить проблемы пациента

подготовить пациента к лабораторным методам исследования, уметь находить патологию в результатах лабораторных анализов

планировать сестринские вмешательства

набирать нужную дозу инсулина и вводить его п/к

обучить пациента самоконтролю, дать рекомендации по диетическому питанию

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК З. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Профессиональные компетенции:

ПК 2.1. представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их пользования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

План занятия

№ п/п Этапы занятия Длительность (мин)
1. Вводное слово преподавателя. Организационные вопросы.
 
5 минут
2. Проверка домашнего задания 20 минут
3. Контроль исходного уровня знаний.
Тестовый контроль (10 заданий).
Проверка результатов.
 
20 минут
4. Инструктаж студентов на выполнение самостоятельной работы. 10 минут
5. Выполнение заданий рабочей тетради Часть 1 60 минут
6. Подведение итогов Части 1 15 минут
7. Перерыв 15 минут
8. Самостоятельная работа студентов на занятии.
Манипуляционная техника Часть 2 (изучение методических рекомендаций по проведению манипуляции п/к введение инсулина, выработка мануальных умений)
 
60 минут
5. Заключительный контроль по теме занятия 20 минут
6. Подведение итогов занятия. Задание для подготовки к следующему занятию.
 
15 минут

Информационный блок

Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина и характеризующееся нарушением обмена углеводов с повышением количества глюкозы в крови и моче, а также другими нарушениями обмена веществ.

Как причина смерти сахарный диабет занимает третье место после болезней сердечно – сосудистой системы и злокачественных новообразований. Заболеваемость сахарным диабетом ежегодно увеличивается на 5 – 6%. В РФ зарегистрировано более 2 млн. больных СД. Реальное число больных диабетом в России составляет не менее 8 млн. человек.

Классификация диабета

Несахарный диабет. Заболевание обусловлено абсолютной или относительной недостаточностью антидиуретического гормона (вазопрессина) и характеризуется повышением мочеиспускания (полиурия) и появлением жажды (полидипсия).

Сахарный диабет – это хроническое заболевание, для которого характерно нарушение метаболизма в первую очередь углеводов (а именно глюкозы), а также жиров. В меньшей степени белков.

  • 1 тип (ИЗСД):

Данный тип диабета связан с дефицитом инсулина, поэтому он называется инсулинозависимым (ИЗСД). Поврежденная поджелудочная железа не может справляться со своими обязанностями: она либо вообще не вырабатывает инсулин, либо вырабатывает его в таких скудных количествах, что он не может переработать даже минимальный объем поступающей глюкозы, в результате чего возникает повышение уровня глюкозы в крови. Больные могут иметь любой возраст, но чаще им до 30 лет, они обычно худые и, как правило , отмечают внезапное появление признаков и симптомов. Людям с данным типом диабета приходится дополнительно вводить инсулин для предотвращения кетоацидоза (повышенное содержание кетоновых тел в моче) и для поддержания жизни.

  • 2 тип (ИНСД):
Читайте также:  Инсулинотерапия сахарного диабета тип 2

Данный тип диабета называется инсулиннезависимым (ИНСД), так как при нем вырабатывается достаточное количество инсулина, иногда даже в больших количествах, но он может быть совершенно бесполезен, потому – что ткани теряют к нему чувствительность.

Этот диагноз ставится больным обычно старше 30 лет. Они тучные и с относительно не многими классическими симптомами. У них нет склонности к кетоацидозу, за исключением периодов стресса. Они не зависимы от экзогенного инсулина. Для лечения используются таблетированные препараты, снижающие резистентность (устойчивость) клеток к инсулину или препараты, стимулирующие поджелудочную железу к секреции инсулина.

  • Гестационный сахарный диабет: непереносимость глюкозы наступает или обнаруживается во время беременности.
  • Другие типы сахарного диабета и нарушения толерантности к глюкозе:

Вторичные, после:

  • заболеваний поджелудочной железы (хронический панкреатит, муковисцидоз, гемохроматоз, панкреатектомия);
  • эндокринопатий (акромегалия, синдром Кушинга, первичный альдостеронизм, глюкагонома, феохромоцитома);
  • применения лекарственных препаратов и химических веществ (некоторые гипотензивные средства, тиазид-содержащие диуретики, глюкокортикоиды. Эстроген-содержащие препараты. Психотропные средства, катехоломины).

Связанные с: аномальностью рецепторов инсулина; генетическими синдромами (гиперлипидемия, мышечные дистрофии, хорея Гентингтона); смешанные состояния (нарушение питания – «тропический диабет».

Симптомы сахарного диабета

Существует комплекс симптомов, характерных для сахарного диабета обоих типов. Выраженность признаков зависит от степени снижения секреции инсулина, длительности заболевания и индивидуальных особенностей больного:

  • частое мочеиспускание и чувство неутолимой жажды, приводящие к обезвоживанию организма;
  • быстрая потеря веса, зачастую несмотря на постоянное чувство голода;
  • ощущение слабости или усталости;
  • неясность зрения (“белая пелена” перед глазами);
  • сложности с половой активностью;
  • онемение и покалывание в онемевших конечностях;
  • ощущение тяжести в ногах;
  • головокружения;
  • медленное излечивание инфекционных заболеваний;
  • медленное заживление ран;
  • падение температуры тела ниже средней отметки;
  • быстрая утомляемость;
  • судороги икроножных мышц;
  • кожный зуд и зуд в промежности;
  • фурункулез;
  • боль в области сердца.

Причины сахарного диабета

Установлено, что диабет обусловлен генетическими дефектами, а также твердо установлено, что диабетом нельзя заразиться!!! Причины ИЗСД в том, что выработка инсулина снижается или вовсе прекращается вследствие гибели бета-клеток под действием ряда факторов (например – аутоиммунный процесс, это когда к собственным нормальным клеткам вырабатываются антитела и начинают их уничтожать). При ИНСД, который встречается в 4 раза чаще бета-клетки вырабатывают инсулин со сниженной активностью, как правило. Из-за избыточности жировой ткани рецепторы которой имеют пониженную чувствительность к инсулину.

1. Основное значение имеет наследственная предрасположенность! Считается, что если диабетом болели ваши отец или мать, то вероятность того, что вы тоже заболеете, около 30%. Если же болели оба родителя, то – 60%.

2. Следующая по значимости причина диабета – ожирение, являющееся наиболее характерным для пациентов с ИНСД (2 тип). Если человек знает о своей наследственной предрасположенности к данном заболеванию. То ему необходимо строго следить за своей массой тела в целях снижения риска возникновения заболевания. В то же время очевидно, что далеко не каждый, кто страдает ожирением даже в тяжелой форме, заболевает диабетом.

3. Некоторые заболевания поджелудочной железы, в результате которых происходит поражение бета-клеток. Провоцирующим фактором в этом случае может быть травма.

4. Нервный стресс, являющийся отягчающим фактором. Особенно необходимо избегать эмоционального перенапряжения и стрессов людям с наследственной предрасположенностью и избыточной массой тела.

5. Вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, эпидемический гепатит и другие заболевания, включая грипп), играющие пусковую роль в развитии заболевания для лиц с отягченной наследственностью.

6. К факторам риска можно также отнести возраст. Чем человек старше, тем больше оснований опасаться сахарного диабета. Наследственный фактор с возрастом перестает быть решающим. Наибольшую угрозу несет ожирение, которое в комплексе с пожилым возрастом, перенесенными заболеваниями, что как правило ослабляет иммунную систему, ведут к развитию преимущественно сахарного диабета 2 типа.

Медицинская сестра должна оценивать потребности пациента, проводить обучение, координировать информацию, оказывать помощь, оценивать прогресс и, помогать пациенту, придерживаться выбранного лечения.

В представленной Вам методической разработке представлены задания, которые необходимо выполнить для успешного освоения темы. Методическая разработка является рабочей тетрадью, все задания выполняются непосредственно в тетради четко, разборчиво, в соответствии с инструкциями.

Вам необходимо пройти 2 этапа занятия, в каждом выполняются определенные задания. В конце оцениваются ваши знания.

Пропустив практическое занятие, Вы сможете самостоятельно изучить тему при помощи рабочей тетради.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рабочая тетрадь

студента ___________________________________ (Ф.И.) специальность Сестринское дело

___________ группа __________ курс

Успеваемость

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Уважаемые студенты!

            Если по каким-то причинам Вы не можете воспользоваться презентацией или методическим пособием, то контрольные вопросы  помогут Вам подготовиться к  практическому занятию, посвященному сахарному диабету 1 типа.

 Уважаемый студент! Будет очень здорово, если Вы расширите свой кругозор и узнаете историю открытия СД.

 Положил начало изучению поджелудочной железы немецкий ученый Иоганн Вирсунг, а английский  ученый, Томас Уиллис попробовал на вкус мочу пациента – вкус оказался  сладким! Так получил свое название СД. И так, начинаем изучать вопросы и ответы на них. Наберитесь терпения, вопросов много.

  1. Назвать тему практического занятия.

      ОТВЕТ. Тема практического занятия «Сестринский процесс при сахарном диабете I типа: Первичная оценка состояния пациента, страдаю-щего сахарным диабетом 1 типа», « Сестринские манипуляции при СД 1 типа». 

  1. Назвать девиз практических занятий на дисциплине «СД в терапии с курсом ПМП».

ОТВЕТ. «Превратим  любопытство – в компетентность!» и воплотим в жизнь мнение Генриха Форда «Знания могут быть только у того, у кого есть вопросы!»  

  1. Назвать свою, личную мотивацию приобретения знаний по заявленной теме.

    ОТВЕТ. Изучить эту тему лучше, глубже нам помог случай из личной жизни, о котором рассказала нам Светлана Александровна.

  1. Назвать, предусмотренные программой учебные цели,  к которым необходимо стремиться в процессе  занятия.

    ОТВЕТ. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ, к которым  мы будем стремиться – это быть компетентными в вопросах:

■ анатомо-физиологических особенностей поджелудочной железы и связи возникновения СД I типа с ее поражением;

■ факторов риска, способствующих развитию СД I типа;

■ осуществления  сестринского процесса  при данном заболевании.

5. Перечислить умения, которые  Вы должны будете закрепить на этом занятии.

ОТВЕТ.

✹Во-первых, мы должны будем закрепить умения, полученные    на дисциплинах «ОСД», педиатрии, психологии, предыдущих занятиях  терапии:

✹ осуществлять сестринский процесс при СД I типа:

– проводить опрос, осмотр пациента;

– выявлять его проблемы и нарушенные потребности;

– ставить цели сестринских вмешательств;

– составлять план сестринских вмешательств;

– оценивать полученные результаты;

–  при необходимости корректировать план сестринских вмешательств

✹ участвовать в профилактике СД I типа («Школа диабета»).

  1. Перечислить процедуры и манипуляции, которые Вы должны будете выполнять на занятии.

    ОТВЕТ. 

✹ Во-вторых, выполнять процедуры и манипуляции – это:

 ➙ сбор мочи для определения глюкозы;

 ➙ определение глюкозы, ацетона в моче экспресс-методом;

 ➙ определение глюкозы в крови  экспресс-методом;

 ➙ подкожное введение инсулина;

 ➙взятие крови из вены для биохимического исследования;

 ➙ обучение пациента/семьи методам ухода/самоухода;

 ➙обучение пациента/семьи измерению АД.

  1. Назвать 3 анатомические части поджелудочной железы и клетки, вырабатывающие инсулин и глюкагон.

    ОТВЕТ – Поджелудочная железа анатомически имеет головку, хвост, тело. Бета -клетки, вырабатывают инсулин , а альфа – глюкагон.

  1. Рассказать о строении поджелудочной железы.
Читайте также:  Повышение сахара в крови при диабете 2 типа

    ОТВЕТ –   Поджелудочная железа имеет дольчатое строение.

  1. Назовите функцию, которую выполняют дольки ПЖ.

     ОТВЕТ – Дольки выполняют внешнесекреторную функцию.

  1. Объяснить, что находится между дольками?

      ОТВЕТ – Между дольками находится внутрисекреторная часть островков Лангерганса, выделяющая  гормон – инсулин

  1. Назвать  орган, к которому прилежит  хвост поджелудочной железы.

      ОТВЕТ – Хвост поджелудочной железы прилежит к воротам селезенки.

  1. «Островки Лангерганса»  выделяют в кровь противодиабетический гормон, который называют….. инсулином  
  2. Универсальный сжигатель всех органических отходов в организме –  это … глюкоза   
  3. Другое название универсального сжигателя  органических отходов в    организме… окислитель 
  4. Уникальный носитель энергии для многих процессов жизнедеятельности –  это… глюкоза   
  5. Закисление крови, в результате накопления в ней недоокисленных продуктов, таких как ацетон и кетоновые тела – это…ацидоз  
  6.  Жажда, в результате которой человек выпивает большое количество воды, является симптомом СД и несахарного диабета – это…полидипсия
  7.  Чрезмерное потребление пищи, может быть следствием голода – … полифагия 
  8. При СД глюкоза не попадает в клетки, потому что нет …инсулина  
  9. Увеличение концентрации глюкозы в крови – это…гипергликемия  
  10.  В переводе с греческого языка «hypeч» – это… сверх  
  11.  Частое и обильное мочеиспускание – это…полиурия  
  12. Усиленное выделение мочи в ночное время – это… никтурия  
  13.  Упругость кожи – это… тургор  
  14. Состояние, возникающее при  передозировке инсулина – это… гипогликемия  
  15. Резкое падение глюкозы в крови – это…гипогликемия   

27. Жизнь пациента СД во многом зависит от своевременного…принятия пищи

28.  После каждой инъекции инсулина пациент обязан…принять пищу  

  1. Аббревиатура ИМТ – это… индекс массы тела 

30. Несвоевременный прием пищи часто становится причиной развития…

гипогликемической комы   

31.  Для сохранения жизни пациента, страдающего СД 1 типа, ему требуется постоянный… самоконтроль глюкозы и инъекции инсулин

32. Указать, сколько ЕД инсулина в 1 мл катриджа? …100 ЕД

33. Места инъекций инсулина необходимо менять…постоянно

34. Медленнее всего инсулин всасывается из…  мышечной  ткани  бедренной области

35.  Диабет – от греческого слова  diabetes, diabaino – это … «проходить через что-нибудь»

36. Отсутствие жира в подкожной жировой клетчатке вокруг места инъекции инсулина – это … липодистрофии

37. Нормальный уровень глюкозы в крови  – это… 3.3 – 5.5 ммлоль/литр

38. Полидипсия – в переводе – это … жажда

39. Генерализованное поражение сосудов – это… ангиопатия

  1. Патологическое изменение сосудов  глаза – это… ретинопатия
  1.  Аббревиатура ГТТ –  это… глюкозо – толерантный тест

42.  Можно выучить стихотворение – это будет приятным подарком для преподавателя.

Итак, звучи, мой стих о диабете,

О том, как жизнь проходит на диете,  

Как я себе – увы! – не господин,

Как я к режиму жесткому привязан        

Как я себя выгуливать обязан,              

Как я колю под кожу инсулин.              

Неуж-то нет  других забот у Музы,

Чем наблюдать, как жалки,  и кургузы,    

Плетутся диабетики гуськом

Туда, где встретит их эндокринолог

А кой – кого запишут в мартиролог        

И запретят прогулки босиком

О диабет, ты хуже динамита!

Тот – как рванет, так сразу шито-крыто,  

И не нужны ни ампулы, ни шприц.

А тут сиди, как старуха у корыта,

Калории считая деловито                        

И дозировку хлебных единиц.

И надо, в общем, во время питаться,    

Не объедаться и не напиваться,

Но – Боже упаси, не голодать!

Прошу, кормись почаще, мамма-мия,  

Не то наступит гипогликемия,

А это Вам не божья благодать.

Ну, словом, можно жить и с диабетом,

На солнце не перегреваться летом,

В своих трудах умеренность блюсти      

И, родственникам, будучи не в тягость,

Свой каждый день воспринимать как благость,  

Шагать по жизни в рост, а не ползти…

42. Назвать нормальное состояние клеток поджелудочной железы.

       ОТВЕТ. Границы четкие, клетки имеют яркую окраску.                                      

43. Указать, как выглядит разрушение клеток паренхимы поджелудочной железы.      ОТВЕТ. Границы размыты, цвет изменен.

44. Что обнаружил в поджелудочной железе  ученый Лангерганс?

       ОТВЕТ. Ученый Лангерганс обнаружил  вкрапления необычной ткани, и назвал их «островками Лангерганса».

45. Что выяснили другие ученые о деятельности островков Лангерганса?

       ОТВЕТ. Другие ученые выяснили, что эти островки выделяют в кровь противодиабетический гормон,  в последствие названный,  «инсулином».

46.  Переведите термин «инсулин».

       ОТВЕТ. Инсулин.

47. Указать  год, в котором по данным ВОЗ СД был разделен на два типа.

       ОТВЕТ. В 1981 г.

48.  Указать типы СД.

        ОТВЕТ. СД 1 типа (диабет молодых); СД 2 типа (диабет взрослых).

49. Перечислить,  параметры, зависящие от типа СД.

       ОТВЕТ.  От типа СД зависят: 

✦ качество жизни;           ✦ меры по его предупреждению;

✦ методы лечения;           ✦ частота обострений;

✦ наследственность.

50. Дать определение понятию «сахарный диабет».

      ОТВЕТ. Сахарный диабет – это хроническое заболевание, характеризующееся повышенным содержанием глюкозы в крови, как следствие недостатка инсулина, в результате гибели β – клеток поджелудочной железы. Происходит нарушение  всех видов обмена, но в первую очередь – обмена углеводов. 

51. Как подразделяют СД по течению, выраженности симптомов, реакции на проводимое лечение, клиническую картину?

               ОТВЕТ – ■ компенсированный;

                                ■ декомпенсированный.

52. Указать фактор,  лежащий в  основе СД I типа.

       ОТВЕТ. В  основе СД I типа дефект иммунной системы, когда сам организм вырабатывает специфические антитела, нарушающие эндокринный аппарат поджелудочной железы (β – клетки).

53. Перечислить провоцирующие факторы развития СД. 

       ОТВЕТ. Провоцирующими факторами являются:

♦ вирусное  поражение поджелудочной железы, недосыпание;

♦ рождение однояйцовых близнецов, если  у одного из них СД;

♦ психические травмы, унижение (стрессы);

♦ ожирение, эндокринные расстройства; 

♦ повышенный аппетит, на фоне потери веса;

♦ злоупотребление сладостями, переедание;

♦ вредные  привычки (злоупотребление алкоголем, злостное курение);

♦ гиподинамия.

54. Назвать симптомы – предвестники.

      ОТВЕТ. Симптомы-предвестники – это:

✹ зуд кожи и слизистых оболочек; 

✹ стоматиты, гингивиты, пародонтоз;

✹ фурункулез, ячмени;

✹ энурез;

✹ никтурия.

55.Указать, что необходимо предпринять при появлении предвестников сахарного диабета?

      ОТВЕТ. Производится экспресс-диагностика уровня гликемии и ацетонурии.   Необходима немедленная госпитализация.

        56. Назвать основные причины СД I типа. 

      ОТВЕТ. Основными причинами СД I типа являются: 

                                   – наследственность;      

                                   – крупный вес при рождении;  

                                   – обострение панкреатита.

57. Указать, в чем заключается сущность СД?

       ОТВЕТ. Если инсулина выделяется недостаточно, глюкоза не может попа-сть в клетки и накапливается в крови, затем появляется в моче и сопровождается полиурией, жаждой.

58. Назовите стадии развития СД.

       ОТВЕТ.

59. Назвать стадии развития СД 1 типа.

60. Объяснить понятие «предиабет»?

Читайте также:  Фрукты которые можно есть больным диабетом 2 типа

      ОТВЕТ. Предиабет (скрытый диабет) – это,   гликемия натощак  от 5,5 до 6,9 ммоль/л, а через 2 часа после приема через рот глюкозы, она составляет от 7,7 до 10 ммоль/л.

Медсестра и родственники пациента должны знать, что при предвестниках необходимо проводить – гликемический профиль, при отсутствии таковых – ГТТ.

61. Объяснить его значение и назвать типы ГТТ при нарушении толерантности к глюкозе.

      ОТВЕТ. Глюкозотолерантный тест – лабораторный метод исследования для диагностики нарушения толерантности к глюкозе. Типы ГТТ при нарушении толерантности к глюкозе:

  1. гипергликемический, если после нагрузки уровень гликемии выше  7,7 ммоль/л;

 –  гипогликемический или плоский при незначительном увеличении уровня гликемии после нагрузки;

   –  ступенчатый, если максимальное значение отмечается не через 30 минут, а через 60 или 120 минут.

        62. Познакомьтесь с типами кривых (ГTТ).

63. Расскажите, как проводится это исследование?

      ОТВЕТ.  Надо быть строго натощак. 50 г. глюкозы растворить в 200 мл воды, тщательно размешать и выпить мелкими глотками.

64. Назвать методы выявления диабета.

      ОТВЕТ. Один из важнейших методов выявления диабета является, сбор анамнеза. Именно при опросе отмечают, что СД I типа отличается постепенным развитием. Данные опроса (симптомы-проблемы пациентов) всегда подтверждают комплексом клинико – лабораторных данных.

65. Укажите, какой тест надо обязательно проводить при установлении СД?

      ОТВЕТ.  При установлении СД обязательно проводить тест на гликирован-  ный гемоглобин (HbA1C).

 66. О чем свидетельствует  этот тест?

       ОТВЕТ.   Тест позволяет определить средний уровень глюкозы в крови за последние 2-3 месяца, но тест на гликированный гемоглобин не заменяет регулярного самоконтроля, он лишь позволяет получить дополнительную информацию о содержании глюкозы.

NB! Тест свидетельствует о степени компенсации сахарного диабета.

        67. Расскажите, каких людей надо обязательно обследовать на СД?

ОТВЕТ. Обследовать на СД необходимо лиц из групп риска.

68.   Расскажите, кто входит в группу риска?

ОТВЕТ. К группам риска можно отнести лиц:

✹ с отягощенной наследственностью;
✹  детей, весивших при рождении более 4 кг; 

✹ с обострением панкреатита.

69. Объясните, что необходимо проводить лицам из группы риска 1 раз в год?

ОТВЕТ. Лицам из группы риска необходимо:

 1 раз в год консультироваться у специалистов:

– окулиста;       – невропатолога;    

– кардиолога;   – терапевта;    

 – хирурга;        – гинеколога.

70. Назвать соматические проблемы пациентов, страдающих СД типа.

ОТВЕТ. Запомните правило трех «П». К соматическим проблемам пациента,  страдающего СД I типа относят:

                  ♦ полидипсию (жажду);

            ♦ полиурию;

            ♦  полифагию  и потерю веса, несмотря на отменный аппетит;

            ♦  чувство постоянного голода;

            ♦ никтурию;

            ♦ нарастающие симптомы интоксикации:

                       – усталость, слабость;

                       – ухудшение памяти.

            ♦ симптомы дегидратации  (сухость кожи и слизистых оболочек, яркий малино-вый язык, трещины, заеды);

            ♦ ухудшение зрения, памяти;

                    ♦ инфекции мочеполового тракта.

71. Объясните, что необходимо оценить медсестре для определения тяжести СД I типа?   

ОТВЕТ. Для  определения  тяжести  декомпенсации  (выраженности проблем) 

СД I типа необходимо оценить:

  – имеющиеся  проблемы;

  – данные осмотра;

  – лабораторные данные (исследование крови и мочи).

Важно оценить нарушенные потребности пациента в:

 –   еде, питье, выделении;

  1. движении;
  2. сне;
  3. общении;

–    безопасности и др.

72. Укажите, как помочь пациенту, имеющему такие проблемы и нарушенные потребности?

ОТВЕТ.

✦ жажда – консультация врача эндокринолога, исключить сахар, проводить исследование крови и мочи на глюкозу, пить минеральную воду, без газов полоскать рот водой, подкисленной лимоном;

✦ полиурия – уход за наружными половыми органами;

✦ никтурия – уменьшить потребление жидкости за 2-3 часа до сна полоскать рот водой, подкисленной лимоном; 

✦ зуд  промежности – использовать при подмывании жидкое мыло с антисептиком, Ph 5,0, мочеполовые органы всегда д. б. в чистоте и в сухом состоянии;

✦ дегидратация (обезвоживание) – восполнить дефицит жидкости мине-ральной водой и уход за кожей;

✦ депрессиях, нарушении сна – консультация психолога;

✦ зуд кожи – проводить обтирания кожи салфетками с алоэ и подкисленной водой;

✦расчесы – обрабатывать асептическими растворами (предупредить присоединение вторичной инфекции);

✦ потеря веса, несмотря на отменный аппетит – получить консультацию диетолога и др. специалистов;

✦ чувство постоянного голода – употреблять в пищу продукты, фрукты, овощи, соки, содержащие минимум глюкозы  и консультацию эндокринолога

✦ ухудшение памяти – консультация невропатолога;

✦ ухудшение зрения – консультацию окулиста, не передвигаться без сопровождающего.

73. Объяснить, какие показатели говорят о максимальной компенсации нарушенных обменных процессов?

ОТВЕТ. Это исчезновение гипергликемии и  глюкозурии.

74. Назвать  главный метод  лечения пациентов, страдающих  СД I типа.

ОТВЕТ. Инсулинотерапия на фоне диетотерапии.

        75. Назовите номер диетического стола при СД.

           ОТВЕТ. № 9

     76. Укажите, что должен обеспечить диетический стол?

           ОТВЕТ. Диетический стол должен обеспечить нормальное соотношение:

                           белков        – 16%    жиров         –  24%   углеводов  –  60 %

    77. Назвать современные способы введения инсулина

      ОТВЕТ. Инсулиновая помпа, специальная капсула, вводимая под кожу.

    78. Объяснить цель использования и действие инсулиновой помпы.

  ОТВЕТ.  Этот прибор, с высокой точностью круглые сутки самостоятельно вводит инсулин, поддерживая нормальный уровень глюкозы,  и максимально имитирует секрецию здоровой поджелудочной железы

     79. Объяснить, как действует капсула?

         ОТВЕТ. Специальная капсула, вводимая под кожу, содержит клетки подже- лудочной железы (островки Лангерганса, вырабатывающие инсулин). 

     80. Указать, из какого материала выполнена капсула?

       ОТВЕТ. Из экстракта морских водорослей, откуда с током крови вещества поступают в организм.

     81. Назвать традиционный метод лечения СД I типа.

 ОТВЕТ. Традиционный метод лечения СД I типа – инсулинотерапия.

      82. Какого действия бывают препараты инсулина?

 ОТВЕТ. Препараты инсулина бывают действия:

▪ короткого (завтрак, обед, ужин) ▪ пролонгированного (1 – 2 раза в день) 

     83. Назвать критерий, по которому рассчитывают дозу инсулина.

 ОТВЕТ. Дозу инсулина подбирают к тому количеству пищи, которое хочет съесть пациент.

      84. Как объяснить пациенту, что обозначает термин «УГЛЕВОДЫ»?

 ОТВЕТ. «Углевод» – это другое название сахара

      85. Назвать уровень глюкозы в крови, при котором наступает гипогликемия.

 ОТВЕТ. Уровень глюкозы в крови – ниже 3 ммоль/л.

      86. Назвать осложнения инсулинотерапии и дать им определение.

 ОТВЕТ. Осложнения инсулинотерапии – это:

1. Липодистрофии – местное уменьшение объема подкожно-жиро-вой клетчатки   в местах постоянного введения инсулина.

2. Инсулинорезистентность – снижение реакции на инсулин инсу-линчувствительных тканей при достаточной концентрации, приво-дящая к хронической компенсаторной гиперинсулинемии.

      87. Укажите, сколько углеводов содержится в 1 хлебной единице?

 ОТВЕТ. 1 ХЕ – это 12 г углеводов  в 100 гр продукта.

Уважаемый студент! Вы – умница, Вы проявили настойчивость и терпение.

Теперь постарайтесь ответить самостоятельно на все вопросы и оцените свои знания по уже известным Вам критериям.

Спасибо за работу. Желаю успе?