Работа с детьми сахарным диабетом

Работа с детьми сахарным диабетом thumbnail

Сахарный диабет у детей – хроническое метаболическое заболевание, характеризующееся нарушением секреции инсулина и развитием гипергликемии. Сахарный диабет у детей обычно развивается бурно; сопровождается быстрым похуданием ребенка при повышенном аппетите, неукротимой жаждой и обильным мочеиспусканием. С целью выявления сахарного диабета у детей проводится развернутая лабораторная диагностика (определение сахара, толерантности к глюкозе, гликированного гемоглобина, инсулина, С-пептида, Ат к β-клеткам поджелудочной железы в крови, глюкозурии и др.). Основные направления в лечении сахарного диабета у детей включают диету и инсулинотерапию.

Общие сведения

Сахарный диабет у детей – нарушение углеводного и других видов обмена, в основе которого лежит инсулиновая недостаточность или/и инсулинорезистентность, приводящая к хронической гипергликемии. По данным ВОЗ, сахарным диабетом страдает каждый 500-й ребенок и каждый 200-й подросток. При этом в ближайшие годы прогнозируется увеличение заболеваемости сахарным диабетом среди детей и подростков на 70%. Учитывая широкое распространение, тенденцию к «омоложению» патологии, прогредиентное течение и тяжесть осложнений, проблема сахарного диабета у детей требует междисциплинарного подхода с участием специалистов в области педиатрии, детской эндокринологии, кардиологии, неврологии, офтальмологии и др.

Сахарный диабет у детей

Сахарный диабет у детей

Классификация

У пациентов детского возраста врачам-диабетологам в большинстве случаев приходится сталкиваться с сахарным диабетом 1-го типа (инсулинозависимым), в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность. Сахарный диабет 1-го типа у детей обычно имеет аутоиммунный характер; для него характерна наличие аутоантител, деструкция β-клеток, ассоциация с генами главного комплекса гистосовместимости HLA, полная инсулинозависимость, склонностью к кетоацидозу и др. Идиопатический сахарный диабет 1-го типа имеет неизвестный патогенез и чаще регистрируется у лиц не европейской расы.

Кроме доминирующего сахарного диабета 1-го типа, у детей встречаются и более редкие формы заболевания: сахарный диабет 2-го типа; сахарный диабет, ассоциированный с генетическими синдромами; сахарный диабет MODY-типа.

Причины сахарного диабета у детей

Ведущим фактором, обусловливающим развитие сахарного диабета 1-го типа у детей, является наследственная предрасположенность, о чем свидетельствует высокая частота семейных случаев заболевания и наличие патологии у близких родственников (родителей, родных сестер и братьев, бабушек и дедушек).

Однако для инициации аутоиммунного процесса необходимо воздействие провоцирующего фактора внешней среды. Наиболее вероятными триггерами, приводящими к хроническому лимфоцитарному инсулиту, последующей деструкции β-клеток и инсулиновой недостаточности, являются вирусные агенты (вирусы Коксаки B, ECHO, Эпштейна-Барр, паротита, краснухи, герпеса, кори, ротавирусы, энтеровирусы, цитомегаловирус и др.).

Кроме этого, развитию сахарного диабета у детей с генетической предрасположенностью могут способствовать токсические воздействия, алиментарные факторы (искусственное или смешанное вскармливание, питание коровьим молоком, однообразная углеводистая пища и пр.), стрессовые ситуации, хирургические вмешательства.

Группу риска, угрожаемую по развитию сахарного диабета, составляют дети, с массой при рождении свыше 4,5 кг, имеющие ожирение, ведущие малоактивный образ жизни, страдающие диатезами, часто болеющие.

Вторичные (симптоматические) формы сахарного диабета у детей могут развиваться при эндокринопатиях (синдроме Иценко-Кушинга, диффузном токсическом зобе, акромегалии, феохромоцитоме), заболеваниях поджелудочной железе (панкреатите и др.). Сахарному диабету 1-го типа у детей нередко сопутствуют другие иммунопатологические процессы: системная красная волчанка, склеродермия, ревматоидный артрит, узелковый периартериит и т. д.

Сахарный диабет у детей может быть ассоциирован с различными генетическими синдромами: синдромом Дауна, Клайнфельтера, Прадера–Вилли, Шерешевского-Тернера, Лоуренса–Муна–Барде–Бидля, Вольфрама, хореей Гентингтона, атаксией Фридрейха, порфирией и пр.

Симптомы сахарного диабета у детей

Проявления сахарного диабета у ребенка могут развиться в любом возрасте. Отмечается два пика манифестации сахарного диабета у детей – в 5-8 лет и в пубертатном периоде, т. е. в периоды усиленного роста и интенсивного метаболизма.

В большинстве случаев развитию инсулинозависимого сахарного диабета у детей предшествует вирусная инфекция: эпидемический паротит, корь, ОРВИ, энтеровирусная инфекция, ротавирусная инфекция, вирусный гепатит и др. Для сахарного диабета 1-го типа у детей характерно острое бурное начало, нередко с быстрым развитием кетоацидоза и диабетической комы. От момента первых симптомов до развития коматозного состояния может пройти от 1 до 2-3 месяцев.

Заподозрить наличие сахарного диабета у детей можно по патогномоничным признакам: повышенному мочеиспусканию (полиурии), жажде (полидипсии), повышенному аппетиту (полифагии), снижению массы тела.

Механизм полиурии связан с осмотическим диурезом, возникающим при гипергликемии ≥9 ммоль/л, превышающей почечный порог, и появлением глюкозы в моче. Моча становится бесцветной, ее удельный вес повышается за счет высокого содержания сахара. Дневная полиурия может оставаться нераспознанной. Более заметна ночная полиурия, которая при сахарном диабете у детей нередко сопровождается недержанием мочи. Иногда родители обращают внимание на тот факт, что моча становится липкой, а на белье ребенка остаются так называемые «крахмальные» пятна.

Полидипсия является следствием повышенного выделения мочи и дегидратации организма. Жажда и сухость во рту также могут мучить ребенка в ночные часы, заставляя его просыпаться и просить пить.

Дети с сахарным диабетом испытывают постоянное чувство голода, однако наряду с полифагией у них отмечается снижением массы тела. Это связано с энергетическим голоданием клеток, вызванным потерей глюкозы с мочой, нарушением ее утилизации, усилением процессов протеолиза и липолиза в условиях инсулинодефицита.

Уже в дебюте сахарного диабета у детей могут наблюдаться сухость кожи и слизистых, возникновение сухой себореи на волосистой части головы, шелушение кожи на ладонях и подошвах, заеды в уголках рта, кандидозный стоматит и др. Типичны гнойничковые поражения кожи, фурункулез, микозы, опрелости, вульвиты у девочек и баланопоститы у мальчиков. Если дебют сахарного диабета у девушки приходится на пубертатный период, это может привести к нарушению менструального цикла.

Читайте также:  Список книг о сахарном диабете 2 типа

При декомпенсации сахарного диабета у детей развиваются сердечно-сосудистые нарушения (тахикардия, функциональные шумы), гепатомегалия. Серьезным осложнением является вторичный диабетический гликогеноз – синдром Мориака.

Осложнения сахарного диабета у детей

Течение сахарного диабета у детей крайне лабильно и характеризуется склонностью к развитию опасных состояний гипогликемии, кетоацидоза и кетоацидотической комы.

Гипогликемия развивается вследствие резкого снижения сахара в крови, вызванного стрессом, чрезмерной физической нагрузкой, передозировкой инсулина, несоблюдением режима питания и т. д. Гипогликемической коме обычно предшествует вялость, слабость, потливость, головная боль, ощущение сильного голода, дрожь в конечностях. Если не принять меры к повышению сахара крови, у ребенка развиваются судороги, возбуждение, сменяющееся угнетением сознания. При гипогликемической коме температура тела и АД в норме, отсутствует запах ацетона изо рта, кожные покровы влажные, содержание глюкозы в крови <3 ммоль/л.

Диабетический кетоацидоз является предвестником грозного осложнения сахарного диабета у детей – кетоацидотической комы. Его возникновение обусловлено усилением липолиза и кетогенеза с образованием избыточного количества кетоновых тел. У ребенка нарастает слабость, сонливость; снижается аппетит; присоединяются тошнота, рвота, одышка; появляется запах ацетона изо рта. При отсутствии адекватных лечебных мер кетоацидоз в течение нескольких дней может перерасти в кетоацидотическую кому. Данное состояние характеризуется полной утратой сознания, артериальной гипотонией, частым и слабым пульсом, неравномерным дыханием, анурией. Лабораторными критериями кетоацидотической комы при сахарном диабете у детей служат гипергликемия > 20 ммоль/л, ацидоз, глюкозурия, ацетонурия.

Реже, при запущенном или некорригированном течении сахарного диабета у детей, может развиваться гиперосмолярная или лактатацидемическая (молочнокислая) кома.

Развитие сахарного диабета в детском возрасте является серьезным риск-фактором возникновения ряда отдаленных осложнений: диабетической микроангиопатии, нефропатии, нейропатии, кардиомиопатии, ретинопатии, катаракты, раннего атеросклероза, ИБС, ХПН и др.

Диагностика сахарного диабета у детей

В выявлении сахарного диабета важная роль принадлежит участковому педиатру, который регулярно наблюдает ребенка. На первом этапе следует учитывать наличие классических симптомов заболевания (полиурии, полидипсии, полифагии, похудания) и объективных признаков. При осмотре детей обращает внимание наличие диабетического румянца на щеках, лбу и подбородке, малиновый язык, снижение тургора кожи. Дети с характерными проявлениями сахарного диабета должны быть переданы для дальнейшего ведения детскому эндокринологу.

Окончательной постановке диагноза предшествует тщательное лабораторное обследование ребенка. Основные исследования при сахарном диабете у детей включают в себя определение в крови уровня сахара (в т. ч. посредством суточного мониторинга), инсулина, С-пептида, проинсулина, гликозилированного гемоглобина, толерантности к глюкозе, КОС крови; в моче – глюкозы и кетоновых тел. Важнейшими диагностическими критериями сахарного диабета у детей служат гипергликемия (выше 5,5 ммоль/л), глюкозурия, кетонурия, ацетонурия. С целью доклинического выявления сахарного диабета 1-го типа в группах с высоким генетическим риском или для дифдиагностики диабетов 1 и 2-го типа показано определение Ат к β-клеткам поджелудочной железы и Ат к глутаматдекарбоксилазе (GAD). Для оценки структурного состояния поджелудочной железы выполняется ультразвуковое исследование.

Дифференциальная диагностика сахарного диабета у детей проводится с ацетонемическим синдромом, несахарным диабетом, нефрогенным диабетом. Кетоацидоз и кому необходимо отличать от острого живота (аппендицита, перитонита, кишечной непроходимости), менингита, энцефалита, опухоли мозга.

Лечение сахарного диабета у детей

Основными компонентами терапии сахарного диабета 1-го типа у детей являются инсулинотерапия, соблюдение диеты, правильного образа жизни и самоконтроля. Диетические мероприятия предусматривают исключение из питания сахаров, ограничение углеводов и животных жиров, дробное питание 5-6 раз в день, учет индивидуальных энергетических потребностей. Важным аспектом лечения сахарного диабета у детей служит грамотный самоконтроль: осознание серьезности своего заболевания, умение определять уровень глюкозы в крови, корректировать дозу инсулина с учетом уровня гликемии, физических нагрузок, погрешностей в питании. Обучение родителей и детей с сахарным диабетом приемам самоконтроля проводится в «школах диабета».

Заместительная терапия детям, страдающим сахарным диабетом, проводится препаратами человеческого генно-инженерного инсулина и их аналогами. Доза инсулина подбирается индивидуально с учетом степени гипергликемии и возраста ребенка. Хорошо зарекомендовала себя в детской практике базис-болюсная инсулинотерапия, предусматривающая введение пролонгированного инсулина утром и вечером для коррекции базисной гипергликемии и дополнительное использование инсулина короткого действия перед каждым основным приемом пищи для коррекции постпрандиальной гипергликемии.

Современным методом инсулинотерапии при сахарном диабете у детей является инсулиновая помпа, позволяющая вводить инсулин в непрерывном режиме (имитация базальной секреции) и болюсном режиме (имитация посталиментарной секреции).

Важнейшими компонентами лечения сахарного диабета 2-го типа у детей являются диетотерапия, достаточная физическая активность, прием пероральных сахароснижающих препаратов.

При развитии диабетического кетоацидоза необходима инфузионная регидратация, введение дополнительной дозы инсулина с учетом уровня гипергликемии, коррекция ацидоза. В случае развития гипогликемического состояния нужно срочно дать ребенку сахаросодержащие продукты (кусочек сахара, сок, сладкий чай, карамель); если ребенок находится без сознания – необходимо внутривенное введение глюкозы или внутримышечное введение глюкагона.

Прогноз и профилактика сахарного диабета у детей

Качество жизни детей с сахарным диабетом во многом определяется эффективностью компенсации заболевания. При соблюдении рекомендуемой диеты, режима, лечебных мероприятий продолжительность жизни соответствует средней в популяции. В случае грубых нарушений предписаний врача, декомпенсации диабета рано развиваются специфические диабетические осложнения. Пациенты сахарным диабетом пожизненно наблюдаются у эндокринолога-диабетолога.

Читайте также:  Вино с чесноком лечение диабета

Вакцинация детей, больных сахарным диабетом, проводится в период клинико-метаболической компенсации; в этом случае она не вызывает ухудшения в течении основного заболевания.

Специфическая профилактика сахарного диабета у детей не разработана. Возможно прогнозирование риска заболевания и выявление преддиабета на основе иммунологического обследования. У детей группы риска по развитию сахарного диабета важно поддерживать оптимальный вес, ежедневную физическую активность, повышать иммунорезистентность, лечить сопутствующую патологию.

Источник

Рекомендации педагогам в работе с детьми больными сахарным диабетом

Сахарный диабет– это состояние хронической гипергликемии(повышения уровня глюкозы крови), которая может развиться в результате действия многих генетических экзогенных факторов, часто дополняющих друг друга. Гипергликемия может быть обусловлена либо недостатком инсулина, либо избытком факторов,

которые противодействуют его активности.

Сахарный диабет — это заболевание на всю жизнь. Больному приходится постоянно проявлять упорство и самодисциплину, а это может психологически надломить любого. При обучении детей,страдающих сахарным диабетом необходимы настойчивость, человечность, осторожный оптимизм.

 В отличие от взрослых дети страдают исключительно наиболее тяжелой, инсулинозависимой формой диабета, при которой бывают необходимы ежедневные инъекции инсулина на протяжении длительного времени.

 Наряду с медикаментозной терапией тактика лечения в обязательном порядке требует строгого соблюдения режима дня, диеты, регулярных дозированных занятий физкультурой.

 Больному ребенку чрезвычайно важен психологически здоровый микроклимат в процессе учебы. Нервные стрессы, физические и эмоциональные перегрузки для него гораздо опаснее, чем для здоровых сверстников. На фоне психо-эмоциональных травмирующих факторов у ребенка-диабетика зачастую происходят скачки сахара.

Мы надеемся, учителя правильно воспримут и следующую рекомендацию относительно дисциплины и психологического микроклимата, адресованную им лично. Спокойная, доброжелательная атмосфера в классе во многом зависит от настроения, самочувствия педагога. Конечно, нервы у него далеко не железные, а ученики далеко не идеальные. Бывает, в общем, что учитель сорвется на крик, на угрозы. Только если в классе больной диабетом ребенок, быть такого просто не должно. Согласитесь, невыученный урок или забытая формула не стоят того, чтобы подвергать человека риску прямо от школьной доски отправиться на “скорой” в больницу. Речь идет не о поблажках, не о снисходительности, не о том, в конце концов, чтобы больной ребенок научился ловко манипулировать учителем, пугая возможной комой, — речь об элементарном: о культурной, тактичной строгости.

Недостаточный или несвоевременный прием пищи, чрезмерная физическая нагрузка, ошибка при инсулиновой инъекции (избыточное введение) могут привести больного диабетом ребенка в состояние ГИПОГЛИКЕМИИ (снижение ниже критического уровня сахара в крови).

Признаки гипогликемии нарастают стремительно, за считанные минуты. Это:

  • сердцебиение, дрожь, головная боль;
  • сильная потливость и бледность;
  • чувство голода;
  • необычное поведение,раздражительность
  • в тяжелых случаях потеря сознания

Суммируя все вышеперечисленное,следует придерживаться следующих правил при ведении урока с диабетиком:

1. Избегать напряжения психо-эмоционального фона ребенка.

2. Делать кратковременные перерывы в занятиях (через 30 мин) для зрительной разгрузки.

3. Перед началом занятий поинтересоваться состоянием здоровья ребенка на текущий момент,выяснить,не забыл-ли он во-время сделать инъекцию инсулина и покушать.

4. Обращать внимание на внезапно изменившееся состояние и внешний вид ребенка.

Источник

Консультация

Тема:  «Организация работы специализированной группы для детей с  сахарным диабетом в дошкольном образовательном учреждении»

Выполнил: Старший воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №51 Приморского  р-на СПб Мусиенко Алла Эдвардовна

Санкт – Петербург

2020

Организация работы специализированной группы для детей с  сахарным диабетом, в дошкольном образовательном учреждении

По данным Международной Федерации Диабета (The International Diabetes Federation) и «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии»,  Министерства Здравоохранения Российской Федерации число детей с заболеванием сахарный диабет неуклонно растет. Данное заболевание заняло второе место по уровню распространения среди других заболеваний хронической формы течения.

Сахарный диабет – (лат. diabetes mellītus) — группа эндокринных заболеваний, связанных с нарушением усвоения глюкозы и развивающихся вследствие абсолютной или относительной (нарушение взаимодействия с клетками-мишенями) недостаточности гормона инсулина, в результате чего развивается гипергликемия — стойкое увеличение содержания глюкозы в крови. Заболевание характеризуется хроническим течением, а также нарушением всех видов обмена веществ.

У родителей (законных представителей) возникает вопрос, а можно ли отдать ребенка в детский сад, в специализированную группу для детей с  сахарным диабетом,  будет ли за ним должный уход и присмотр? Какие условия созданы? Не станет ли ему хуже? Это естественная тревожность за жизнь и здоровье своего ребенка, которая не покидает родителей с того момента, как был поставлен диагноз. Мамы вынуждены оставить работу, постоянно находятся дома,  страх потерять  своего ребенка не оставляет их ни на минуту. Родители обращаются в консультационный центр, чтобы получить подробную информацию о деятельности групп в учреждении для детей с диагнозом сахарный диабет.  

Задача специалистов дошкольного учреждения ( врач – эндокринолог, медицинская сестра эндокринологии, воспитатель диабет группы, педагог – психолог) рассказать  родителям о том, что дети с сахарным диабетом   могут посещать дошкольное учреждение для успешной социализации в детском коллективе, выработке навыков самоконтроля и подготовке их к самостоятельной жизни в школе,   просить помощи у взрослых в экстренных случаях и оказывать себе самостоятельно первую помощь. Обученным и социализированным детям легче адаптироваться к новым школьным условиям, что позволяет избежать осложнений в состоянии психического и физического здоровья. Очень важно, чтобы дети с сахарным диабетом понимали, что они могут жить и учиться с сахарным диабетом, не отличаясь от других сверстников. Заведующий ДОУ, старший воспитатель   знакомят родителей с условиями функционирования группы.

Читайте также:  Является ли диабет хроническим заболеванием

Одним из главных  условий работы данной группы является соблюдение   диетотерапии и инсулинотерапии, без которых жизнь детей невозможна. В группе оборудован медицинский кабинет, который  соответствует всем требованиям СанПиНа, в нем проводятся медицинские процедуры – инсулинотерапия. Подобран медицинский персонал: врач – эндокринолог ( один на все группы), медицинские сестры (на каждую группу). В группе работают воспитатели, которые  спокойно выполняют свои функциональные обязанности, конкретно зная, что от них требуется при поддержке медицинского персонала. В режиме дня медицинские процедуры запланированы четыре раза в день, перед едой. Медицинской сестрой учитываются показатели содержания сахара в крови «до», «вовремя» и «после» физических упражнений (занятия физической культурой, музыкальные занятия, досуги) доза и время введенного инсулина, количество ХЕ (хлебных единиц) и время последнего приема пищи.  Инсулинотерапия это заместительная терапия и смысл лечения этого заболевания заключается в том, чтобы всё время поддерживать показатели сахара  крови в пределах 4,0-8,0 ммоль. Также, в учреждении разработано диетической медицинской сестрой  меню для групп с сахарным диабетом, в котором   соблюдается  баланс хлебных единиц (еды). Цель диетотерапии для детей с сахарным диабетом – предотвратить резкий подъем или снижение сахара в крови, привести  показатели сахара в крови  максимально приближенно к показателям здорового человека, а также обеспечить  ребенка  нужными, полезными и необходимыми для нормального функционирования организма веществами, витаминами и минералами. При составлении меню для детей учитывается количество углеводов в продуктах, которое измеряется в хлебных единицах. Существуют специальные таблицы, которые помогают рассчитать содержание хлебных единиц в различных продуктах в зависимости от возраста. Детям в этом возрасте по нормам полагается  в день 12 ХЕ. Во время пребывания в детском саду они получают 8 ХЕ: 3ХЕ на завтрак,1ХЕ на второй завтрак,3ХЕ на обед и 1ХЕ на полдник. Согласно этой схеме помощник воспитателя на весах взвешивает еду.

Перед едой проходит процедура введения инсулина посредством инсулиновой помпы.

Глюкометры дети приносят каждый день свои. Они обрабатываются  и хранятся   в процедурном кабинете.

На каждого ребёнка заведена тревожная коробочка. Там хранятся запасные инфузионные наборы для помпы, батарейки, шприцы. Инсулин хранится в холодильнике.

В процедурном кабинете, заполняется лист показаний уровня сахара крови и введённого инсулина,  вечером родители могут ознакомиться с состоянием здоровья своего ребенка, его «сахаром» в течение дня. А так же накануне вечером, вывешивается  меню на информационном стенде, чтобы родители ознакомились с ним, могли просчитать хлебные единицы дома, приготовить ужин, завтрак, в расчете из того, сколько хлебных единиц ребенок получит в детском саду.

На теле каждого воспитанника крепится инсулиновая помпа  (помповый насос). Этот прибор подаёт инсулин по заданной программе и имитирует работу здоровой поджелудочной железы. Все программы индивидуальны для каждого ребёнка. Крепятся такие помпы в чехле на ремешке на теле ребёнка. При проведении физической культуры,   музыкальных занятий, подвижных игр, лечебной физкультуры, педагоги внимательно следят, чтобы не повредилась помпа на теле ребенка.

В помпе находится  тефлоновая игла, которая обеспечивает подачу инсулина из помпы по катетеру  подкожно. У каждой помпы имеется пульт  дистанционного управления (глюкопульт). Он  позволяет управлять помпой на расстоянии через блютуз . Можно не подходить к ребёнку, не вынимать помпу из чехла и не доставать её из под одежды. Пульт имеет помощник болюса и рекомендует, сколько единиц инсулина ввести. Если происходит сбой в работе помпы, или заканчивается инсулин, она начинает пищать и медицинская сестра налаживает ее работу.

 Психологическую помощь детям с сахарным диабетом оказывает педагог – психолог.  Он обучает ребенка управлению своими эмоциями при частой смене настроения, эмоциональной возбудимости и агрессивности. Учит снижать нервное напряжение (самоуспокоению, нормализации своего психологического состояния). Обучает волевому поведению (умению преодолевать трудности, связанные со здоровьем, школьным обучением, общением с другими людьми, определённым образом жизни), проявлению сдержанности в пищевом поведении без негативных эмоций. Родителям педагог – психолог и врач объясняют, что  при соблюдении инсулинотерапии и диетотерапии ребенок вполне вероятно может дожить до глубокой старости   без тяжёлых осложнений.

Учитывая, что с каждым годом детей дошкольного возраста, болеющих сахарным диабетом,  становится все больше, увеличивается потребность в данных группах в детском саду. Работникам дошкольных учреждений необходимо учитывать потребности родителей, рынок спроса. Дети с сахарным диабетом будут посещать детские сады, это необходимо принять и подготовиться, создав необходимые условия.

Старший воспитатель, Мусиенко А.Э.

Источник