Реабилитация детей с сахарным диабетом презентация

1.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
Реабилитационный процесс при сахарном
диабете. При свободном (общем) режиме.
Белгород, 2016
Выполнила: Юрченко Елена
Студентка группы: 03051303
Проверил преподаватель:
Беляева Л. Н.
2. Содержание
Введение…………………………………………………….3
Актуальность ………………………………………………4
Сахарный диабет…………………………………………..5
Этиология и патогенез…………………………………….6
Клиническая картина…………….………………………8
Группы риска………………………………………………..9
Осложнения……………………………………………….10
Лечебная физкультура……………………………………..11
Физиотерапия…….……………………………………….19
Массаж……………………………………………………..29
Вывод ………………………………………………………33
Список литературы………………………………………34
3. Введение
Сахарный диабет
представляет собой
мировую проблему,
которая с годами только
растет.
Как
показывает статистика, в
мире этим заболеванием
страдает 380 млн. человек
(7%).
При этом, с
1994 года общее число
больных в мире
увеличилось в 4 раза.
4. Актуальность
Сахарный диабет – одно из самых распространённых заболеваний
эндокринной системы организма человека. Актуальность обуславливается
неуклонным ростом показателей заболеваемости в различных возрастных
группах, а также возникновением осложнений диабета, приводящих к
ранней инвалидизации пациентов.
5. Сахарный диабет
– заболевание
эндокринной
системы,
обусловленное
абсолютной или
относительной
недостаточностью
в организме
инсулина – гормона
поджелудочной
железы, в
результате чего
развивается
гипергликемия.
6. Этиология и патогенез
Ожирение
Наследственность
Малоподвижный образ жизни
7.
Вирусные инфекции
Стресс
Заболевания поджелудочной
железы
8. Клиническая картина
9. Группы риска
Лица старше 40 лет;
Дети, родители которых страдают сахарным
диабетом;
Лица с избыточной массой тела (ИМТ > 25);
Лица с нарушением уровня гликемии натощак
(глюкоза в крови более 5,5 ммоль/л утром
натощак), нарушением толерантности к глюкозе
(глюкоза в крови более 7,8 ммоль/л);
Женщины, родившие ребёнка более 4,1 кг,
(гестационный сахарный диабет);
Лица с заболеваниями эндокринной системы;
Мужчины и женщины с анамнезом сосудистых
катастроф (инфаркт миокарда, инсульт и др.)
10. Осложнения
11. ЛФК
Цель:
восстановление углеводного обмена веществ,
предупреждение развития осложнений.
Задачи:
усилить действие инсулина;
стимулировать работу сердечно-сосудистой и
дыхательной систем;
нормализовать липидный обмен;
повысить работоспособность;
предупредить развитие ожирения;
нормализовать психоэмоциональный фон больного.
12.
Противопоказания
декомпенсированный сахарный диабет в
тяжелой стадии;
низкий уровень физической работоспособности
пациента;
наличие резких гликемических колебаний при
нагрузках;
недостаточность кровообращения;
ишемическая болезнь сердца в
прогрессирующей стадии;
прогрессирующая ретинопатия;
гипертоническая болезнь третьей степени с
наличием кризов.
13. Методические рекомендации
Темп выполнения упражнений – средний.
Время всего сеанса: 25 – 30 минут.
Комплекс включает в себя 16 видов упражнений:
– Вводная часть: 4 – 5 минут (3 вида упражнений)
– Основная часть: 15 – 20 минут (12 видов упражнений)
– Заключительная: 4 – 5 минут (2 вида упражнений)
Курс состоит из 10-15 сеансов.
Обратить внимание на то, что некоторые физические упражнения
необходимо выполнять в сочетании с дыхательными упражнениями.
14.
Вводная часть
1. Выполнять ходьбу пружинистым шагом от бедра (не от
колена), спина ровная. Дышать через нос. Вдох на счет раз, два; выдох на счет – три, четыре, пять, шесть; пауза семь, восемь. Выполнять в течение 2- 3 минуты.
2. Выполнять ходьбу на носках, на пятках, на наружной и
внутренней сторонах стопы. При ходьбе выполнять
разведение рук в стороны, сжимание и разжимание
пальцев, круговые движения кистями вперед и назад.
Дыхание произвольное. Выполнять 4 – 5 минут.
3. И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны.
Выполнять круговые движения в локтевых суставах по
направлению к себе, затем от себя (мышцы напрягать).
Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.
15. Основная часть
4. И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий
вдох, наклониться, обхватить колени руками, затем – выдох. В таком положении
производить круговые движения в коленных суставах вправо и влево. Дыхание
свободное. Выполнить по 5-6 вращений в каждую сторону.
5. И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны (состояние рук напряженное).
Сделать глубокий вдох, затем – выдох, одновременно выполняя круговые
движения в плечевых суставах вперед (сколько успеете во время выдоха).
Амплитуда движений сначала минимальная, затем постепенно увеличивается до
максимальной. Повторить 6-8 раз.
6. И. П. – сидя на полу, ноги выпрямлены и максимально разведены в стороны.
Вдох – выполнить мягкие пружинящие наклоны, при этом доставая двумя руками
носок правой ноги, затем – выдох. Вернуться в исходное положение – вдох. Затем
выполнить те же самые движения, доставая носок другой ноги. Выполнить по 4-5
раз в каждую сторону.
7. И. П. – стоя, ноги на ширине плеч. Взять в руки гимнастическую палку. Держа
палку перед грудью двумя руками за концы, делать растягивающие движения
(растягивать палку, как пружину). Дыхание свободное. Руки прямые. Завести
палку назад. Поднять палку вверх – вдох, опустить – выдох. Повторить 3-4 раза.
8. И. П. – то же самое. Взять палку за концы, отвести руки за спину – вдох, затем
наклониться вправо, подталкивая палку вверх правой рукой – выдох, вернуться в
исходное положение – вдох. Повторить то же самое в другую сторону. Сделать в
каждую сторону по 5-6 раз.
16.
17.
9. И. П. – то же самое. Палку удерживать локтями сзади. Прогнуться – вдох, затем
мягко, пружиня, наклониться вперед – выдох (голова прямо). Повторить 5-6 раз.
10. И. П. – то же самое. Взять палку за концы, растереть ею спину снизу вверх: от
лопаток вверх до шеи, затем от крестца до лопаток, затем ягодицы. Дыхание
произвольное. Повторить 5-6 раз.
11. И. П. – то же самое. Растирать палкой живот по часовой стрелке. Дыхание
произвольное. Повторить 5-6 раз.
12. И. П. – сидя на стуле. Растирать палкой ноги: от колена до паховой области,
затем от стопы до колена (4-5 раз). Затем положить палку на пол и прокатать ее по
стопам несколько раз (по подошве, внутренней и наружной стороне стоп). Дыхание
произвольное.
13. И. П. – сидя на стуле. Делать щипкообразный массаж ушей. Дыхание
произвольное. Выполнять в течение 1 минуты.
14. И. П. – лежа, ноги вместе, руки вдоль туловища, под головой подушка.
Выполнять поочередное поднимание то одной, то другой ноги. Дыхание
произвольное. Повторить 5-6 раз.
15. И. П. – то же самое. Выполнять круговые движения ногами, имитируя езду на
велосипеде (вперед-назад). Дыхание произвольное. Выполнить 10 раз.
18. Заключительная часть
15. И. П. – то же самое. Выполнять круговые движения ногами, имитируя езду на
велосипеде (вперед-назад). Дыхание произвольное. Выполнить 10 раз.
16. Выполнять ходьбу пружинистым шагом от бедра (не от колена), спина
ровная. Дышать через нос. Вдох на счет – раз, два; выдох на счет – три, четыре,
пять, шесть; пауза – семь, восемь. Выполнять в течение 2- 3 минуты.
17. Сделать глубокий вдох, затем медленный продолжительный выдох.
19. Физиотерапия
Цель:
Нормализация нарушенных обменных
процессов в организме.
Задачи:
нормализовать углеводный обмен в организме;
снизить уровень гликемии и повысить уровень
иммунореактивного инсулина в крови;
снизить воздействие антагонистов инсулина при
помощи стимуляции кровообращения и улучшения
обменных процессов в тканях;
снять боль при осложнениях сахарного диабета.
20.
Электрофорез цинка (благотворно влияет на состояние островков
Лангерганса, вырабатывающих инсулин).
Электрофорез меди улучшает окислительно-восстановительные
процессы, снижает уровень сахара в крови.
Электрофорез калия для восполнения недостающего
микроэлемента.
Электрофорез магния по общей методике или для воротниковой
зоны по Щербаку, а также на область печени.
Электрофорез никотиновой кислоты на надчревной области
улучшает функцию поджелудочной железы.
Магнитотерапия – обезболивающее, иммуномодулирующее,
трофико-регуляторное воздействия;
Оксигенация.
21. Электрофорез
Цель:
Нормализация нарушенных обменных процессов в организме.
Задачи:
оказать обезболивающее действие;
улучшить микроциркуляцию;
обеспечить улучшение углеводного обмена.
Противопоказания:
гнойничковые инфекции на коже;
злокачественные опухоли;
металлические зубные протезы
(если электрофорез назначен на
область лица);
нарушения свертываемости крови;
общая непереносимость организма
электрического тока;
лихорадка
ХСН, ГБ.
22. Аппараты
Элфор – Проф
Поток – 1
23. Места наложения электродов
24. Магнитотерапия
Цель: стимулировать периферическую гемоциркуляцию.
Задачи:
поддержать функционирование пищеварения и минимизировать риск гликемии;
очистить печень от зашлакованности и токсинов;
понизить уровень холестерина;
нормализовать состав крови.
Противопоказания:
нарушения свёртываемости крови;
острая стадия тромбоза, стенокардия, ИМ;
аневризма сердца, сосудов;
использование больным кардиостимулятора;
нарушения работы ЦНС;
повышенная возбудимость;
злокачественные опухоли;
высокая температура;
низкое артериальное давление
25. Аппараты
Магофон – 01
АМТ – 01
МАГ 30-04
АЛМАГ – 02
26.
27. Гипербарическая оксигенация
Цель:
предотвращение гипоксии, насыщение
кислородом тканей и органов.
Задачи:
обеспечить организм достаточным
количеством кислорода;
снизить дозу инсулина и количество
других лекарств.
Противопоказания:
острая вирусная инфекция;
повышенная температура
тела;
инфекция верхних
дыхательных путей;
заболевания уха и патология
барабанной перепонки;
заболевания крови;
неврит зрительного нерва;
новообразования;
тяжелая гипертоническая
болезнь;
психиатрические
заболевания (в т.ч. эпилепсия)
28.
29. Массаж
Цель:
Нормализация обмена
веществ.
Задачи:
Улучшение
кровообращения и
лимфообращения в
конечностях, улучшение
общего состояния больного;
увеличить выход на
поверхность кожи токсичных и
недоокисленных продуктов.
30.
Противопоказания:
при тяжелых формах диабета массаж делать
запрещено;
массаж противопоказан, если у пациента имеются
трофические язвы или диабетическая гангрена;
процедура нежелательна при общем недомогании,
переутомлениях и головокружениях;
массаж не рекомендуют делать при острых
диабетических осложнениях (гипер-, гипогликемия);
процедура нежелательна при обострении
стоматических заболеваний, сопровождающих
сахарный диабет.
31.
Локальный массаж
– процедура делает акцент на
области, где ощутима боль
(суставы, мягкие ткани рук и ног,
крестцово-поясничный отдел.
Такой массаж делается
ежедневно по 15 минут в день.
Общий массаж
– процедура поможет
тем, кто имеет
проблемы с лишним
весом. Часто ее
совмещают с
локальным массажем.
Общий массаж
делается 1 раз в 3 дня
в течение 40 минут.
32.
Точечный массаж
также приносит отличные результаты. Он назначается
для ежедневного выполнения в течение 14 дней.
Однако при проведении массажа точечным методом
необходимо контролировать уровень сахара в урине.
Импульсивный
самомассаж
заключается в
самостоятельном
почесывании и
поглаживании, чтобы в
определенную часть тела
попали питательные
компоненты.
33. Вывод
В результате проводимых реабилитационных мероприятий исход
заболевания будет положительным. При раннем выявлении сахарного
диабета, правильном его лечении и проведении рациональной
реабилитации, человек сможет жить полноценной жизнью.
34. Список литературы
1. https://saydiabetu.net/lechenie/profilaktika/sport/lfkpri.saxarnom-diabete-kompleks-uprazhnenij-iobshhie/rekomendacii/
2. https://medbe.ru/materials/raznoe-v-reabilitatsii- i adaptatsii/vosstanovitelnoe-lechenie-prisakharnomdiabete/
3. Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г., Шеховцова Н.М.
Сестринское дело в педиатрии. Серия «Медицина
для вас». – Изд. 19-е, испр. – Ростов н/Д: Феникс,
2014. – 383 с.
4. Краткий курс лечебной физкультуры и массажа /
Горелова Л. В. / – Ростов н/Д: Феникс, 2012 – 224 с.:
ил. – (Медицина для вас)
Источник
Слайд 1
Добрый день! 25 .10.2019 Бор
Слайд 2
Первая помощь детям, больным сахарным диабетом
Слайд 3
ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ? Наиболее часто встречающейся формой сахарного диабета у детей является сахарный диабет 1 типа, в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность, то есть количество инсулина, вырабатываемого поджелудочной железой не может обеспечить адекватный уровень гликемии в течение дня. В норме уровень гликемии (сахара крови) колеблется от 3,3 до 5,5 ммоль /л . При обнаружении уровня сахара в крови более 5,6 ммоль /л следует обратиться к врачу для обследования на предмет нарушений углеводного обмена .
Слайд 5
Заболевание встречается у детей любого возраста. К сожалению, в настоящее время нельзя выделить какие-либо патологические факторы, действие которых непосредственно приводит к развитию данного заболевания. К наиболее часто встречаемым можно отнести генетическую предрасположенность , перенесенные инфекционные заболевания (вирусной этиологии), стрессовые ситуации. Дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина и замерах сахара в крови. Основная нагрузка по возвращению ребенка(подростка) с диагнозом сахарный диабет к нормальной жизни ложится на родителей и близких, родственников . А также важное место занимает школа и детский сад.
Слайд 6
Школьный учитель, классный руководитель, воспитатель в детском саду должен иметь необходимую информацию об этом заболевании. Даже учащимся старших классов школы (подросткам) необходим контроль со стороны педагога. КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПРИ ДИАБЕТЕ: ГИПОГЛИКЕМИЯ Этот термин используют для выражения симптомов, развивающихся при значительном понижении уровня сахара крови. Гипогликемия может развиться в том случае, если ребенок (подросток ): – сделал себе инъекцию инсулина, выбрав неправильную дозу ( слишком большую ) или после физической нагрузки; – пропустил или отложил на позднее время прием пищи или поел слишком мало ;
Слайд 7
НЕОБХОДИМО: Чтобы учитель (воспитатель) смог распознать признаки гипогликемии и срочно принять необходимые меры, так как дети в раннем возрасте плохо чувствуют признаки гипогликемии, что может привести к тяжелым последствиям: Симптомы гипогликемии : чувство слабости ; – повышенные нервозность, волнение, агрессивность; – сильная потливость; – тошнота ; – плаксивость ; – ухудшение зрения и слуха, нарушение координации движений; – дрожание рук и озноб; – возможная потеря сознания.
Слайд 8
Проблема состоит в том, чтобы ребенок (подросток) не растерялся и знал, что в этом случае ему нужно сделать. Достать из портфеля (сумки), вне зависимости от того, где он находится (урок , контрольная или экзамен и т.д ), выпить сладкий фруктовый сок примерно 100 гр ., стакан сладкого чая или компота , съесть конфету (карамельку ), или принять 3 таблетки глюкозы или декстрозы.
Слайд 9
Действия учителя (воспитателя ): При первых симптомах гипогликемии разрешить ребенку выпить или съесть вышеуказанное. При этих действиях состояние гипогликемии может и не развиваться дальше, но для закрепления достигнутого эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь поел ( печенье, бутерброд, яблоко и т.д.). Можно разрешить ученику выйти из класса и поесть в школьной столовой, но обязательно отправить его с сопровождающим. Нет необходимости совсем отправлять ребенка домой , гипогликемия обычно проходит буквально через 10-15 минут. Далее нужно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета, чтобы он проконтролировал дальнейшее состояние ребенка ( подростка) на уровень гликемии .
Слайд 10
Если это произошло с ребенком в дошкольном учреждении, необходимо выполнить те же вышеперечисленные требования, обязательно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета и сообщить родителям. Если же ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать “скорую помощь”. Не надо пытаться влить ребенку, находящемуся без сознания, сок или иную жидкость – он может захлебнуться. Гипогликемия – единственное тяжелое состояние , которое можно отнести к критическим и с которым учитель (воспитатель) может столкнуться на уроке (занятиях ) и других мероприятиях. Учитель (воспитатель) должен знать, как важно ребенку (подростку) с диагнозом сахарный диабет вовремя поесть и что может случиться, если не дать ему возможности выполнить все необходимое .
Слайд 11
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ САХАРА КРОВИ у ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет, не так страшен, как гипогликемия, но также требует особого внимания. Обычно высокий уровень сахара крови “набирается ” не сразу, а в течение нескольких дней, если только ребенок не нарушил резко режим, съев сразу много сладкого. Причины повышения уровня сахара крови бывают разные: малое количество инсулина – неправильно подобранная его доза; любой стресс, заболевание и т.п. При этом ребенок много пьет и часто мочится, а, следовательно, может в течение урока или нескольких уроков отпрашиваться в туалет.
Слайд 13
Важно понимать это его состояние и спокойно отнестись к нему, не раздражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников. Обычно родители заранее договариваются с учителем о том, что их ребенку достаточно просто поднять руку, а учителю спокойно разрешить ему выйти. Если же учитель совершит ошибку , заметив: “Я же тебя отпускал в туалет на прошлом уроке!”, это может вызвать насмешки со стороны других учеников. Известны случаи, когда дети, особенно в начальной школе, стесняясь и боясь насмешек , попадали в неловкую ситуацию. Если ребенок участвует в спортивных соревнованиях или других мероприятиях , следует чаще обращать на него внимание.
Слайд 14
Важнейшей задачей является проблема психологической реабилитации ребенка с диабетом . Она имеет два аспекта: как правильно подготовить класс и объяснить, что ребенок имеет диагноз сахарный диабет ( почему он должен есть по времени; что такое гипогликемия; как помочь ему в критической ситуации и т.д.) и как помочь ребенку вернуться в класс после установления диагноза. Здесь много сложностей – не всегда родители больного ребенка хотят, чтобы в классе знали о диабете : опасаются (и часто не без основания ), что ребенка будут дразнить.
Слайд 15
Как поступить в этом случае классному руководителю? Прежде всего, следует все-таки наладить контакт с родителями в решении этого вопроса, так как удержать в тайне наличие заболевания невозможно. Дети в детском саду и в начальной школе внешне меньше переживают, что они чем-то отличаются от других детей. Им просто нужно напоминать о времени еды, замерах сахара и инъекции инсулина. Бывают дети, которые боятся насмешек товарищей; стесняются кушать на перемене; при низком уровне сахара в крови на уроке, постесняются вынуть сок из портфеля и выпить его; лишний раз не поднимут руку, отпроситься в туалет и т.д.
Слайд 16
Сложности определенного плана существуют и у детей старшего возраста. Они могут уже самостоятельно делать инъекции инсулина, измерять уровень сахара в крови, следить за временем приема пищи . Однако , психологически этот возраст , с учетом заболевания, является очень сложным.
Слайд 17
Подростки в этом возрасте осознают болезнь как причину, ограничивающую их жизнедеятельность во многом: в выборе профессии – не все они доступны людям с диабетом; в необходимости делать уколы, ограничивать себя в еде, соблюдать режим , осуществлять самоконтроль и т.д. Поэтому для них характерно состояние стресса , депрессии, неуверенности в своих силах. А если еще в силу тяжелого течения заболевания ребенок остается в одиночестве, не входит ни в одну классную группу, не имеет друзей , ему приходится совсем тяжело.
Слайд 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1 . Ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет всегда должен иметь в легкодоступном месте при себе глюкозу (сок, средство от гипогликемии ), особенно в классе, во время спортивных соревнований, занятий физкультурой , во время игр и экскурсии. 2. Если Вы являетесь классным руководителем или воспитателем, убедитесь в том, что другие учителя (воспитатели) знают о заболевании вашего воспитанника , постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники. 3 . Если ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет, говорит Вам, что плохо себя чувствует, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой – только с сопровождающим .
Слайд 19
4. Никогда не задерживайте ребенка с диагнозом сахарный диабет в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол, замерить уровень сахара в крови и пообедать. 5. Ребенок (подросток), имеющий диагноз сахарный диабет, даже в малом возрасте, знает многое о своей болезни и особенностях ее проявления. Поэтому , если такой ребенок обращается к Вам и говорит, что он чувствует себя плохо , пожалуйста , прислушайтесь к нему и примите правильное решение .
Слайд 20
6. Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет не должны стать объектом особого внимания. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети (подростки). С той лишь разницей, что в рамках их заболевания они требуют дополнительной заботы . 7. Чтобы дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет чувствовали себя уверенно на мероприятиях, проводимых в школе и детском саду они должны принимать участие в них. Это требует дополнительного внимания со стороны воспитателей и преподавателей.
Слайд 21
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источник