Рекомендации для родителей детей с сахарным диабетом

Число детей, школьного возраста с установленным и подтвержденным диагнозом сахарный диабет неумолимо возрастает. Ребенок-диабетик не имеет отличий от сверстников, потому имеет право посещать школу и находиться в коллективе.

Школьник с диабетом требует особенного отношения со стороны учителей и медработников школы, потому родители должны оповестить преподавательский состав о болезни ребенка сразу после подтверждения диагноза. Сложности, с которыми могут столкнуться родители и учителя ребенка, а также вопросы, возникающие у школьника-диабетика, рассмотрены далее.

Как научить школьника жить с СД.

Характерные симптомы

Характерные признаки заболевания.

Сахарный диабет у детей развивается постепенно:

  • у ребенка имеется генетическая предрасположенность к развитию недуга;
  • происходит поражение тканей поджелудочной, но выявить их возможно лишь при условии использования специальных методик;
  • проявляются первые симптомы патологии, диагноз СД у ребенка может быть определен при помощи простых тестов.

Стоит помнить о том, что при условии своевременной терапии при проявлении первых симптомов болезни прогноз для пациента довольно хороший. В случае если терапевтическое воздействие отсутствует, болезнь стремительно прогрессирует, патология отличается тяжелым течением.

На начальной стадии развития болезни показатели сахара повышаются только после нагрузок. В запущенных случаях отметки возрастают натощак и в утреннее время. Это становиться причиной нарушения многих обменных процессов.

В организме образуется ацетон, недоокисленные продукты распада оказывают патогенное действие на нервную систему ребенка. Малыш может столкнуться с различными заболеваниями сердца и сосудов.

Причины развития болезни.

К перечню симптомов, характерных для развития патологии у ребенка относят следующие:

  • сильная жажда;
  • частое мочеиспускание;
  • сухость слизистых оболочек;
  • снижение массы тела;
  • понижение качества зрения;
  • сильная утомляемость;
  • ломкость костей;
  • снижение протекционных свойств иммунитета;
  • запах ацетона;
  • сонливость;
  • постоянные головные боли;
  • тошнота и рвотные позывы.

Запах ацетона из ротовой полости.

Если игнорировать подобные проявления в течении продолжительного времени возможно резкое ухудшение состояния ребенка. Дети с подобной проблемой часто поступают в реанимационные отделения с нарушениями работы сердца, болями в грудной клетке, и снижением кровяного давления.

Как жить с диагнозом?

Как научить ребенка жить с диагнозом?

У детей диагностируют сахарный диабет первого типа, отличающийся способностью резко прогрессировать. Заболевание требует изменения привычного ритма жизни. Пациенту показана инсулинотерапия и нормализация жизненного ритма, подразумевающая соблюдение специального диетического плана в комплексе с физическими нагрузками.

Проблема развития сахарного диабета у ребенка школьника в большинстве случаях имеет психологический характер.

Важно! Родители должны остановить свое внимание на необходимости личного общения с руководством школы и в частности преподавателем физкультуры.

Спорт и активные игры пойдут на пользу.

Если ребенок до болезни занимался каким-либо видом спорта, в полной мере отказываться от занятий не следует. Физическая активность поможет поддержать состояние ребенка на нужном уровне. Мать или отец должны объяснить тренеру, что прежние нагрузки недопустимы и возвращаться, к ним нужно постепенно.

Стоит помнить, что спорт – это жизнь. Физическая активность помогает мыслить позитивно, что дает ребенку шанс на высокую компенсацию. Тем не менее, заключение о возможности регулярной физической активности сможет дать врач.

Безопасность

Что должен знать ребенок.

О правилах безопасности стоит разговаривать непосредственно с ребенком:

  • С основами оказания помощи ребенку при гипогликемии стоит ознакомить классного руководителя. О том, что в случае чего ему помогут должен знать и сам ребенок – он не должен считать школу небезопасным местом.
  • У ребенка с собой должны быть продукты повышающие сахар в крови. Это могут быть несколько кусочков сахара рафинада или фруктовый сок.
  • Как правило, гипогликемия проявляется четкими симптомами, которые достаточно просто может идентифицировать ребенок с сахарным диабетом.
  • Родители должны обсудить с учителями вопрос о том, что ребенок может покидать класс во время занятий. Это может быть необходимым для проведения измерения сахара, срочного перекуса или введения дозы инсулина. Недопустимо проведение таких мероприятий в присутствии сверстников, детское общество достаточно жестоко и малыш не должен ощущать себя не таким как все.
  • Стеснительным детям стоит объяснить, что учитель не накажет его, если от покинет класс.

Видео в этой статье ознакомит родителей с рекомендациями психолога по воспитанию «сахарного ребенка».

<span data-mce-type=”bookmark” style=”display: inline-block; width: 0px; overflow: hidden; line-height: 0;” class=”mce_SELRES_start”></span>

Обед

Питание в школьной столовой не всегда допустимо.

Организованное питание в школьной столовой не всегда приемлемо для ребенка диабетика. Стоит постараться договориться о приготовление отдельно диетических блюд. В случае если такой способ не приемлем, стоит давать ребенку с собой перекус.

Часто детям необходим дополнительный завтрак, который можно потребить на перемене. В качестве такой пищи может выступать бутерброд, сухофрукты или даже яблоко. В запасе должны быть продукты питания, на случай ошибочного превышения дозы инсулина или чрезмерной физической активности.

Свод основных правил

Родители должны поговорить с классным руководителем и учительским составом, сообщив о недуге ребенка.

Перечень основных правил, контролирующих режим школьника при сахарном диабете достаточно объемный. Основная задача родителей деликатно сообщить о болезни ребенка классному руководителю и руководству школы, потому что помощь от них также требуется.

Инструкция, обеспечивающая безопасное посещение школы ребенком представлена в следующем виде:

Правила посещения школьных занятийПравилоХарактеризующее фотоСобирая ребенка в школу, мать должна проверять запас глюкозы в доступном месте. Это может быть карман в сумке или какой-либо небольшой отдел в портфеле, который всегда малыш держит при себе.

Ребенок должен иметь при себе запас глюкозы.

Родители должны поговорить с классным руководителем и попросить аккуратно сообщить о заболевании одноклассника сверстникам. Так будет проще обеспечивать контроль.

Беседа с педагогом.

Читайте также:  Настойка с имбирем для диабета

Важно научить ребенка просить о помощи. В моменты плохого самочувствия он должен обращаться в медицинский кабинет. Ребенка должны отправить домой только с сопровождающим.

О плохом самочувствии ребенок должен сообщать учителю.

Учителя должны помнить о том, что школьник с диабетом после занятий должен сразу отправляться домой и задерживать его в стенах учебного заведения не следует. Ребенок должен иметь возможность вовремя пообедать и сделать укол.

Ребенка не должны задерживать после занятий.

Не следует настаивать на необходимости особенного отношения к ребенку диабетику. Школьник должен расти в привычной для всех детей школьной среде и какие-либо поблажки в отношении изучения материала учебной программы ему не требуются.

Поблажки в отношении учебы не требуются.

Ребенок должен научиться контролировать свое заболевание и управлять им. малыш должен внимательно изучить правила поведения при гипогликемии.

Самоконтроль.

Цена несоблюдения перечисленных правил – довольно высока.

В некоторых школах медицинские работники присутствуют в течение всего дня. В таком случае сотрудник может прийти на помощь родителям ребенка с особенностью. Мать должна предоставить дубликат истории болезни. Специалист сможет контролировать процесс введения инъекции и оказать необходимую помощь.

Внимание родителей также стоит остановить на психологическом аспекте проблемы. Не следует настраивать ребенка на то, что он больной и чем-то отличается от сверстников.

Ребенку нужно объяснить, что если он чувствует себя хорошо, он может прогуляться с ребятами после школы, но не долго потому как нужно соблюдать режим и вовремя делать инъекции инсулина. От них зависит его здоровье. Не следует вводить жизнь малыша в определенные рамки – они могут стать причиной серьезных жизненных неудач.

Вопросы специалисту

Мелихова Анжела, 38 лет, г. Иркутск
Здравствуйте. Моему сыну 10 лет, поздний ребенок, так как я сама диабетик и долго не могла забеременеть.  Два года назад от меня ушел муж, для ребенка разрыв наших отношений стал серьезным стрессом. Год назад я почувствовала от ребенка изо рта запах ацетона, мы обратились к врачу и после обследования выяснили, что и у Алеши этот диагноз. Скажите, что стало провоцирующим фактором?
В настоящее время еще больше меня волнует такой вопрос, можно ли оформить ребенка на домашнее обучение, я за него волнуюсь… Он же болен, как он окажет себе помощь?  Спасибо за ответ.

Добрый день, Анжела. Вы хорошая мать, и очень сильно волнуетесь за своего ребенка, но хочу сразу сообщить Вам о том, что инициатива в переводе ребенка на домашнее обучение – бессмысленная. Диабет в настоящее время, к сожалению, не лечиться, вы как человек с таким диагнозом должны владеть подобной информацией.

Домашние обучение в школе может стать причиной нарушения контакта ребенка с социумом, ему будет сложнее общаться с ровесниками и педагогами в ВУЗе, а в последствии и на рабочем месте. По поводу того кто виноват в том что у ребенка СД. если рассматривать такую проблему с медицинской точки зрения: генетика – предрасполагающий фактор, который стал толчком для проявления диабета в результате стресса.

Можно было избежать развития болезни – не скажу, да и сейчас такая информация бессмысленная. Анжела, примите правильное решение.

Аверина Наталья Степановна, 58 лет, г. Тамбов
Добрый день. Для меня диабет – настоящая проблема. У меня СД 2 типа, у дочери СД 1 типа. Внуку 7 лет, в настоящее время все хорошо, но на выходных он был у нас в гостях, и я заметила, что он пьет активно воду, хотя раньше пил только газированные напитки, соки, в общем, все сладкое.
Скажите, если сахарного диабета пока нет, но генетическая предрасположенность имеется можно ли предотвратить болезнь? Что нужно сделать?

Добрый день, Наталья Степановна. Первое, что нужно сделать в Вашем случае – не поить ребенка газированными напитками, да и пакетированными соками, пользы от таких продуктов нет. К тому же, обратите внимание на то, что все такие напитки содержать сахар, причем в не малых количествах. Усиленная жажда является одним из наиболее ярких проявлений СД, обязательно отправьте внука на обследование, возможен преддиабет.

Читать далее…

Источник

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого ВОЗ как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Психическое здоровье при этом включает благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков. Сахарный диабет (СД) относится к числу наиболее распространенных хронических заболеваний, которое в той или иной степени приводит к эмоциональной неустойчивости ребенка, вызывая нарушения поведения, дезорганизует жизнь ребенка в семье и школе.

Сахарный диабет ломает привычные жизненные стереотипы и резко меняет привычный уклад жизни не только заболевшего ребенка, но и всей семьи. При этом успех лечения СД во многом зависит от уровня социально психологической адаптации больного, особенностей его эмоционального реагирования, правильного отношения к болезни, отношения родителей и других лиц из окружения ребенка к его заболеванию.

Заболевший ребенок, как правило, наполнен различного рода ограничениями в диете и режиме. Страдающему сахарным диабетом ребенку не просто поехать на экскурсию или за город, учителя физкультуры отказывают от участия в уроках детям, больным сахарным диабетом. Поэтому при сравнении себя со здоровыми детьми у больного ребенка создается впечатление, что он не такой, как все, у него нарастает чувство неуверенности в своих действиях и поступках, понижается самооценка, он становится подавленным и грустным. При таком настроении трудно рассчитывать на эффективный и благоприятный исход заболевания. В детском возрасте чаще возникает инсулинозависимый сахарный диабет, при котором ребенку необходима ежедневная инъекция инсулина.

Читайте также:  Если постоянно низкое давление при сахарном диабете

Результаты медицинских и психологических исследований специалистов Московского института медико-социальной реабилитологии, Института проблем эндокринной патологии им. В.Я. Данилевского АМН Украины свидетельствуют о влиянии заболевания на психологические особенности ребенка. Под влиянием болезни у детей наблюдаются повышение тревожности, тенденция к уходу от ответственности, склонность к психосоматическим реакциям, астения, а также изменения личности, выражающиеся в заостренности таких характерологических черт, как чувствительность, склонность к фантазиям, ранимость, неуравновешенность, возбудимость, беспокойство, высокая фрустрированность и эмоциональная неустойчивость в сочетании с плохим контролем данных проявлений. Данные изменения являются психологическими факторами риска нарушений адаптации (психического здоровья).

Помощь и поддержку заболевшему может оказать его семья. Поэтому вопросы грамотного построения взаимоотношений между родителями и их заболевшими детьми являются особо актуальными. Родителям важно представлять себе причины и последствия тех или иных взаимоотношений, поскольку они могут повлиять на ход самоконтроля при сахарном диабете. Самоконтроль при сахарном диабете становится постоянной необходимостью для ребенка: контроль своего физического состояния, контроль сахара в крови, контроль потребляемых углеводов с пищей и т.д.

Самым редким типом отношения родителя к своему ребенку является равнодушие. При таком типе взаимоотношений близкие полностью игнорируют наличие заболевания у своего ребенка. Они или не знают, или не понимают, что надо делать. Если ребенок находится в таком возрасте, что он еще не в состоянии самостоятельно контролировать свое заболевание, то происходит быстрая инвалидизация, ребенок может погибнуть. В такой ситуации врачу очень сложно вмешаться в ход процесса, поскольку, если к нему и обращаются, в конце концов, то помочь такому ребенку уже бывает невозможно.

Полной противоположностью является гиперопека. При таком типе взаимоотношений родители жестко контролируют ребенка. «Шаг вправо, шаг влево – расстрел». Часто мать, которой трудно избавиться от чувства вины перед больным ребенком, бросает работу и всю себя отдает ему. Все время у родителе

й уходит на создание особых условий жизни для своего ребенка. Родители полностью (и достаточно успешно) контролируют сахарный диабет у сына или дочери, но при этом полностью подавляют какую-либо инициативу с их стороны и не отпускают от себя ни на шаг. Если характер у ребенка слабый, то он подчинится родителям и полностью откажется от ответственности в вопросах самоконтроля своего сахарного диабета. Получается, что сахарный диабет – это проблема родителей, а сам ребенок как бы не при чем. Он не в состоянии выполнить даже самые простые мероприятия для поддержания нормального самочувствия. Так чрезмерная опека матери может навредить ребенку в случае возможной ситуации гипогликемии (повышенного уровня сахара в крови) в школе, в том случае, если ребенок самостоятельно не сможет оказать себе помощь или обратиться за ней к учителю либо одноклассникам. Гораздо проще и полезнее научить ребенка всем необходимым правилам поведения в подобных ситуациях.

Лишних волнений можно избежать, если предупредить о возможной гипогликемии и ее симптомах учителя и друзей ребенка. Часто родители не хотят давать ребенку с собой сахар или конфеты, думая, что он будет их есть не во время гипогликемии, а просто так, что вызовет повышение сахара в крови. Такие родители забывают, что сладок только запретный плод. Практика показывает, что дети, имеющие при себе сахар на случай гипогликемии, редко едят его «просто так». Чем больше родители доверяют своему ребенку, тем большую ответственность чувствует он сам. Один восьмилетний пациент сказал маме, волнующейся по поводу сахара у него в кармане: «Я же не ем сахар дома, хотя знаю, где ты его прячешь». Мама впоследствии перестала прятать сладости от сына. Этот случай показывает, что иногда надо просто высказать свои опасения вслух, обсудить их с ребенком. Не надо бояться доверять детям.

Если близкие взрослые ходят АНИза ребенком по пятам, постоянно придумывая новые запреты, то ничего, кроме негативного отношения к себе, не добьются. Ни одному ребенку (особенно мальчикам) не нравится прозвище «маменькин сынок». Если у ребенка достаточно сильный характер, то, рано или поздно, он вырвется из-под надоевшей опеки (скорее всего в подростковом возрасте). Этот разрыв будет очень болезненным, как для родителей, так и для ребенка. Хорошо, если такая ситуация не приведет к резкой декомпенсации заболевания. Известен случай, когда девочка-подросток убежала из дома, поскольку родители никуда не отпускали ее одну, а у нее появился молодой человек. Самостоятельно контролировать свое заболевание она не могла, не умела. Ссора с родителями привела к тяжелым последствиям болезни.

Часто родители, из лучших побуждений, насильно навязывают ребенку определенный образ жизни под лозунгом: «Я лучше знаю, что для тебя хорошо, а что нет». Сам же ребенок не понимает, для чего ему выполнять все то, чем его «пичкают» родители. Очень трудно общаться с такими повзрослевшими пациентами врачу. После многих лет насилия со стороны родителей они испытывают такое отвращение к самоконтролю, что говорят: «Лучше я проживу всего пять лет, но не буду ничего этого делать». Ни один родитель, безусловно, не хочет появления такой ситуации. А значит, необходимо так строить взаимодействие с ребенком, чтобы он понимал, для чего ему необходимо соблюдение медицинских рекомендаций.

Читайте также:  Что можно кушать ребенку с диабетом 1 типа

Родители могут впадать в другую крайность. Решив передать часть ответственности ребенку, они начинают всячески поощрять его «достижения». А в случае декомпенсации наказывают его. То есть выполнение реко

мендаций по образу жизни с сахарным диабетом становится предметом поощрения. «Сделал инсулин – молодец – съешь конфетку. Повысился сахар в крови – иди в угол». Это недопустимо!

Ребенок должен осознавать, что компенсированное течение сахарного диабета позволит ему в настоящее время и во взрослой жизни вести нормальный, привычный образ жизни. Хорошее здоровье поможет достигнуть своих личных жизненных целей.

Если родители постоянно подчеркивают, что для них самым важным достижением ребенка является именно нормализация уровня сахара в крови, то маленький человек начинает этим пользоваться. В таком случае заболевание становится для ребенка средством, при помощи которого он добивается выполнения своих капризов: «Не купили велосипед – получайте кетоацидоз (осложнение при сахарном диабете)».

Наиболее разумными являются отношения партнерства между родителем и его ребенком. По другому можно сказать, что это взаимоотношения конструктивного сотрудничества. ЛозунгомАНИ взаимоотношений такого типа является фраза: «Не жалеть, а помогать». При этом родители мягко направляют ребенка, но не лишают его самостоятельности. «Я объясню тебе, каким образом это нужно сделать, но делать ты должен сам».

Часто родители спрашивают: «С какого возраста можно доверить ребенку самому делать себе инъекции инсулина?» Чем раньше это произойдет, тем лучше и для него и для всей семьи. Конечно, на первых порах важно контролировать правильность выполнения инъекции, но не менее важно научить ребенка делать это самостоятельно. Считается, что в десятилетнем возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен и можно доверить ему выполнение этой процедуры. Не стоит бояться доверять своему ребенку. Очень часто родители так сильно опекают своего заболевшего ребенка, что продолжают делать ему уколы даже тогда, когда он в состоянии делать их сам. Это не приведет к хорошей компенсации сахарного диабета. Любой человек должен быть адаптирован в том мире, в котором он живет. Вряд ли можно назвать хорошей компенсацией сахарного диабета ситуацию, при которой «ребенка» постоянно водят за руку после 12-ти лет. Такая ситуация может иметь негативные последствия как для родителей, так и для ребенка.

Повзрослевший ребенок в определенном возрасте захочет быть самостоятельным и иметь такую же степень свободы, как и его ровесники. Он может даже убежать из дома, чтобы доказать, что он уже взрослый. Если он умеет контролировать свой диабет самостоятельно и знает все правила поведения в той или иной ситуации, связанной с его заболеванием, то ничего страшного с ним не произойдет. Но если всю ответственность за диабет ребенка брали на себя родители, то может произойти непоправимое, поскольку ребенок не сможет сам контролировать свое состояние.

Важно научить ребенка всему, что знают сами родители. Взрослым может казаться, что ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Не стоит бояться, что он сделает ошибку. На самом деле, исследования врачей показывают, что уровень знаний ребенка о сахарном диабете со временем начинает превышать уровень знаний родителей. Другими словами только он сам способен адекватно оценивать свое состояние, поскольку он лучше всех знает особенности своего организма. Когда ребенок повзрослеет, то разумнее всего дать ему возможность стать самостоятельным.

Можно предложить несколько советов ил

и правил, которых должны придерживаться дети с сахарным диабетом и их близкие.

1. Необходимо как можно раньше начать обучение. Это очень важно. Только в школе для пациентов с сахарным диабетом ребенок перестанет чувствовать себя одиноким и поймет, что множество людей во всем мире успешно преодолевают те трудности, с которыми столкнулся и он.

2. Обучение должны пройти все члены семьи (может быть, и друзья ребенка). Это поможет всем продолжать нормальный образ жизни; предотвратит конфликты между родственниками по вопросам выбора методов лечения.

3. Не нужно создавать ребенку с сахарным диабетом особые условия. Он должен посещать свою школу, иметь возможность общаться с друзьями, продолжать занятия музыкой или спортом или другим делом (тем, что ему нравится), которым он занимался до начала болезни.

4. Если заболевший впал в депрессию и не видит смысла в жизни, то постарайтесь помочь ему найти цель в будущем, для достижения которой важно сохранять хорошее здоровье.

5. Важно помнить, что любые показатели состояния здоровья являются только руководством к действию, а не поводом для радости или огорчения.

6. Помогите заболевшему ребенку самому взять в руки самоконтроль, когда он достаточно повзрослеет для этого. Он должен обрести некую жизненную самостоятельность. Научите ребенка всему тому, что знаете сами. Хотя родителям может казаться, что ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Не бойтесь, что он сделает ошибку.

Вы только должны доверить ему эту самостоятельность.

Если подвести итог выше изложенному, то можно сказать следующее: есть человек в Диабете, а есть Человек с диабетом. Надо стремиться ко второму, поскольку только такое понимание своего заболевания поможет прожить долгую и полноценную жизнь. При выполнении правил жизни с сахарным диабетом человек перестает, по сути дела, болеть диабетом, т.к. все показатели здоровья у него будут такими же, как и у здорового человека. Останется только вести правильный образ жизни, который направлен на достижение этого результата.

Источник