Роль медицинской сестры в профилактике осложнений сахарного диабета 2 типа

Сахарный диабет относится к числу одному из наиболее распространенных хронических заболеваний. Число людей с диабетом катастрофически возрастает с каждым годом, с каждым десятилетием. По данным IDF от сахарного диабета по всему миру страдают около 415млн взрослых людей в возрасте от 20 до 79 лет, а в России по данным Государственного регистра больных СД на январь 2015 года было зарегистрировано 4,095млн, что составляет 2,8% от населения Российской Федерации. За 5-тилетний период рост распространенности данного заболевания в России составил 2,3%, что эквивалентно 930тыс пациентам.

Цель: определить роль медицинской сестры в эффективности обучения и профилактике осложнений больных сахарным диабетом.

Задачи:

  1. изучить теоретический материал по данному заболеванию и его осложнениям;
  2. определить степень информированности больных о заболевании и осложнениях сахарного диабета, выявить основные проблемы пациентов с данной патологией;
  3. разработать рекомендации по решению выявленных проблем у пациентов с сахарным диабетом;
  4. обучить больных сахарным диабетом методам профилактики острых и хронических осложнений заболевания;
  5. оценить эффективность проведенной работы.

Гипотеза: предположительно, выявив основные проблемы пациентов с сахарным диабетом, можно обеспечить сестринский уход, обучение и профилактику возникновения острых и хронических осложнений.

Методы исследования: анкетирование, анализ карт историй болезни, наблюдение.

Объект исследования: пациенты с сахарным диабетом.

Предмет исследования: особенности профилактики сахарного диабета.

Исследование проводилось на трех базах:

  1. Школа Диабетологического центра №2 Кировского района, где проходят обучение в текущий месяц 60-70 пациентов. В анкетировании участвовали десять пациентов в возрасте от 35 до 67 лет, которым был диагностирован СД 2 типа впервые. Среди них 3 мужчин и 7женщин. Анкетирование проводилось после обучающей программы, далее группа «А».
  2. Центр им. Алмазова на форуме для пациентов по борьбе с лишним весом и СД 2 типа. Путем случайной выборки в анкетировании участвовали 10 человек из присутствовавших на форуме с диагнозом СД 2 типа, ожирение. Возраст: от 28 до 64 лет. Стаж диабета: от 1 года до 30 лет, 1 мужчина и 9 женщин. Анкетирование проводилось до начала форума с целью получения информации о том, насколько участники владеют знаниями по данному заболеванию, питанию, физической активности, вредных привычках и методах профилактики острых и хронических осложнений, далее группа «Б».
  3. База практики НИИ СП. им. И.И. Джанилидзе на отделении кардиологии с. 18.04.2017 по 16.05.2017г. В анкетировании принимали участие 10 пациентов в возрасте от 54 до72 лет, имеющие факторы риска, со стажем диабета от 3 до35 лет, дефицит информации по данному заболеванию и сопутствующим осложнениям.  Среди них 4 мужчин и 6 женщин, далее группа «В».

Таким образом, анализ информированности людей о СД 2 типа, соответствующих осложнениях и методах профилактики проводился на основе анкетирования трех групп участвующих:

«А» – прошедшие обучение пациенты;

«Б» – случайная выборка пациентов;

«В» – пациенты кардиологического отделения.

Анкетирование показало, что пациенты с СД 2 типа во всех трех группах имеют лишний вес, ожирение. Дефицит информации о данном заболевании, методах самоконтроля, питании, физической активности, избыток массы тела, вредные привычки, острые и хронические осложнения отмечается в группах Б и В. У пациентов всех групп имеются периодические проблемы, связанные с повышением сахара крови, о чем свидетельствуют положительные ответы о проявлениях организма в ответ на повышение сахара. После обучения в школе диабета группа А, на данный отрезок времени, в 100% объеме владеет теоретическими знаниями по данному заболеванию, методам профилактических мероприятий, ЗОЖ, питанию и практическими навыками самоконтроля.

Для решения выявленных проблем в трех испытуемых группах были поставлены следующие задачи:

-восполнить дефицит знаний по методам самоконтроля, по особенностям питания, физической активности, ЗОЖ в группе «Б» и «В», а в группе «А» закрепить знания, полученные в школе диабета, так как не все пациенты в дальнейшем контролируют свой образ жизни, а диабетом нужно заниматься ежедневно, ежечасно, только тогда можно добиться компенсации диабета;

-провести наблюдение за группой «В», находящейся в кардиологическом отделении с уже выявленными осложнениями, обеспечить совместный контроль показателей, влияющих на течение СД;

-создать бланк наблюдений за АД, контролем сахара в крови, приемом сахароснижающих препаратов, чтобы наглядно видеть, насколько пациенты заинтересованы в возможном получении знаний, применяют ли они эти знания и ведут ли контроль за АД, сахаром в крови, принимают ли сахароснижающие препараты.

Для группы «В» рекомендации были распечатаны и выданы каждому пациенту с разъяснением о необходимости их изучения.  Во второй испытуемой группе «Б» разработанные рекомендации внедрить не удалось, т.к. эта группа была подобрана методом случайного отбора, и обратной связи с этой группой установить не удалось.  В группе «А» несмотря на отсутствие дефицита знаний рекомендации также были внедрены для закрепления информации, полученной в школе диабета.

Параллельно с внедрением разработанных рекомендаций для группы «В», находящейся на стационарном лечении, был разработан бланк самонаблюдения. Самонаблюдение проводилось за основными показателями, влияющими на течение СД (ежедневный контроль сахара крови натощак, контроль АД, контроль приема сахароснижающих препаратов). Всем пациентам группы «В» был выдан бланк для регистрации показателей в течение 7 дней, устно разъяснена необходимость подобного самоконтроля.

Читайте также:  Уход за собакой с диабетом

За пациентами группы «В» в последующие 7 дней велся ежедневный контроль: ознакомление с разработанными рекомендациями, ведение дневника. 2 пациента из 10 отказались от ведения дневника самоконтроля, но с рекомендациями были ознакомлены, с каждым были проведены индивидуальные беседы о возможных осложнениях и профилактических мероприятиях. Уровень АД измерялся ежедневно в течении 7 дней утром и вечером, показатели сахара в крови и прием сахароснижающих препаратов измерялся и записывался в дневник самонаблюдения самостоятельно пациентами.  Бланк самонаблюдения был создан для того, чтобы пациенты испытуемой группы «В» смогли наглядно видеть изменения показателей организма и смогли оценить свое состояние до и после исследования, оценить важность полученных знаний, чтобы научились ими пользоваться и владели практическими навыками.

В группе «В» после обучения было проведено повторное анкетирование о полученных знаниях, умении их использовать в целях самоконтроля, методах профилактики острых и хронических осложнений. Провели совместный контроль за АД, измерением сахара в крови и приемом сахароснижающих препаратов. Пациенты наглядно увидели изменения в дневнике самонаблюдения жизненно важных показателей.

По завершению обучения пациенты продемонстрировали повышение уровня знаний по всем вопросам анкеты.

Помимо анкетирования, вели дневник самоконтроля 8 пациентов из 10. Два пациента отказались от участия, но с рекомендациями были ознакомлены все. Дневник самоконтроля ранее не вел ни один из пациентов. Дневник самоконтроля включал в себя фиксирование показателей АД, сахара крови, прием сахароснижающих препаратов, показатели фиксировались утром и вечером. По истечении срока ведения дневника все 8 пациентов отметили ряд улучшений показателей и общего самочувствия.

Таким образом, анализирую всю проведенную работу, без сомнений можно заключить, что влияние медсестры на больного сахарным диабетом 2 типа, и не только конкретно этого заболевания, действительно важно. Оно имеет обучающий характер и стимулирует пациента к борьбе с недугом.

Сестринская практика в данном случае подразумевает под собой способность медсестры донести до подопечного максимум информации касательно болезни, факторах риска, клинических проявлениях, осложнениях и методах профилактики, основываясь на собственных знаниях, войти в доверительные отношения с ним, чтобы уметь на психологическом уровне заставить пациента поменять отношение к заболеванию и осознать ценность своего здоровья, а так же провести беседу с родственниками пациента, чтобы и они смогли оказать благотворное влияние.

Список используемой литературы

  1. Аметов А. Касаткина Э. Как научиться жить с диабетом — М.: Интерпракс, 1991. — 72с.
  2. Анциферов М.Б., Одут Е.А., Мартынова В.Л. Принципы обучения больных сахарным диабетом методам самоконтроля — М., 1997. — 157с.
  3. Астахов Ю.С., Шадричев Ф.Е. Диабетологические центры – новый этап в создании специализированной помощи больным с диабетической ретинопатией// Клиническая офтальмология. — —  №4 —  С.148- 153.
  4. Галстян Г.Р. Пряхина К.Ю, Бондаренко О.Н, Майоров А.Ю.; под редакцией акад. РАН и РАМН И.И. Дедова. Рекомендации для больных сахарным диабетом с заболеваниями нижних конечностей — СПб.: ООО «Техно-Бизнес», 2014. — 63с.
  5. Гликированный (гликозилированный) гемоглобин. Анализ крови на гликированный гемоглобин. [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://diabet-med.com/glikirovannyj-glikozilirovannyj-gemoglobin/, свободный (дата обращения: 24.02.17).
  6. Дедов И.И, Саприна Т.В, Файзулина Н.М. Сахарный диабет// Ежеквартальный научно-практический медицинский журнал. — 2016. — № 19 — C. 322-330. [1]
  7. Дедов И.И., Фадеев В.В. Введение в диабетологию. — М.: Берег, 1998. — 200с.
  8. Древаль А.В. Учебник диабетика — М., 1997. — 140с.
  9. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: Справочник. — 2-е изд. доп. — М.: Медицина, 1995. — 528 с.
  10. История изучения сахарного диабета [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://mybiblioteka.su/10-71315.html, свободный (дата обращения: 24.02.17).
  11. Лаптенок Л.В. Пособие для больных сахарным диабетом. — Минск: Беларусь, 1998. — 142с.
  12. Михаил Гурвич. Диета при сахарном диабете — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 288 с.
  13. Носкова В.А Поздеева Т.В., Васильева О.В. Подготовка сестринских кадров с высшим медицинским образованием для терапевтического обучения больных сахарным диабетом// Казанский медицинский журнал. — —  №4 —  С. 542-544
  14. Причины и лечение сахарного диабета. [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://timelady.ru/414-prichiny-i-lechenie-saharnogo-diabeta.html, свободный (дата обращения: 24.01.17).
  15. Сахарный диабет. Руководство для пациентов. [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://www.dark-diabet.kz/page.php?page_id=54&lang=1&article_id=348, свободный (дата обращения: 12.01.17).
  16. Симптомы диабета. Ранние симптомы сахарного диабета у взрослых. [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://diabet-med.com/simptomy-diabeta/#2, свободный
  17. Суркова Е.В, Майоров А.Ю., Мельникова О.Г. Сахарный диабет 2 типа. Руководство для людей с диабетом. Организация разработчик: ФГУ Эндокринологический научный центр — СПб.: ООО «Парголовская типография», 2014. — 116 с.
  18. Суркова Е.В, Майоров А.Ю, Мельникова О.Г. Сахарный диабет 1 типа. Руководство для людей с диабетом. Организация разработчик: ФГУ Эндокринологический научный центр — СПб.: ООО «Парголовская типография», 2014. — 132 с.
  19. Хирш А. Преодолеть диабет — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 313с.
  20. Что такое диабет. [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://www.pangea-center.ru/articles/diabetschool/4, свободный (дата обращения: 24.01.17).
  21. Школа сахарного диабета. БУ “Канашская ЦРБ им. Ф.Г.Григорьева” Минздрава Чувашии. [Электронный ресурс] — Электрон. журнал — Режим доступа: https://www.kanash-crb.med.cap.ru/562681/566210/Page.aspx, свободный (Дата обращения: 04.02.17).
  22. Ю.И.Сунцов. Эпидемиология сахарного диабета и прогноз его распространенности в Российской Федерации// Сахарный диабет — — №1 — С. 15-18.
Читайте также:  Лекарства для снижения холестерина при сахарном диабете

Оригинал работы:

Выпускная квалификационная работа: “Роль медицинской сестры в эффективности обучения и профилактике осложнений больных сахарным диабетом”

Источник

Интенсивные физические нагрузки могут
вызвать осложнение или отсроченное гипогликемическое
состояние, поэтому режим нагрузок необходимо
отрабатывать при контроле гликемии, по
необходимости корректировать дозы инсулина
или секретагенов перед нагрузкой.

При гликемии выше 13—15 ммоль/л физические
нагрузки не рекомендуются.

Сочетание диетотерапии и расширения
физических нагрузок без назначения сахароснижающих
препаратов позволяет поддерживать компенсацию
в соответствии с установленными целями
примерно у 5% пациентов с СД-2 [7].

Роль медикаментов
в профилактике сахарного диабета

Новые исследования показали,
что лекарственные препараты могут помочь
предотвратить прогрессирование сахарного
диабета 2 типа у людей с нарушенной толерантностью
к глюкозе, а не только контролировать
уже присутствующий. Результаты клинического
исследования, которое называется Программой
профилактики диабета, проведенное Люди
с высоким уровнем риска развития заболевания
(пограничный диабет или преддиабет) могут
снизить этот риск на 31%, применяя противодиабетический
препарат.

Препараты для сахароснижающей
терапии при СД-2.

I. Препараты, снижающие инсулинорезистентности
(сенситайзеры). К этой группе относится
метформин и тиазолидиндионы. Метформин является
единственным использующимся в настоящее
время препаратом из группы бигуанидов. Основными компонентами
механизма его действия являются:

1. подавление глюконеогенеза
в печени (снижение продукции глюкозы
печенью), что приводит к снижению уровня
гликемии натощак;

2. снижение инсулинорезистентности;

3. активация аннаэробного гликолиза
и уменьшение всасывания глюкозы в тонкой
кишке [6].

Метформин является препаратом
первого выбора сахароснижающей терапии
у пациентов с ожирением и гипергликемией
натощак. Начальная доза – 500 мг на ночь
или во время ужина. В дальнейшем доза
повышается до 2-3 грамм на 2-3 приема.

Тиазолидиндионы (пиоглитазон, розиглитазон)
являются агонистами γ-рецепторов, активируемых
пролифератором пероксисом (PPAR-γ), активируют
метаболизм глюкозы и липидов в мышечной
и жировой тканях, что приводит к устранению
инсулинорезистентности. Суточная доза
пиоглитазона составляет 15-30 мг/сут, розиглитазона
– 4-8 мг (на 1-2 приема) [5].

II. Препараты, воздействующие 
на β-клетку и способствующие усилению
секреции инсулина. К этой группе относятся
препараты сульфонилмочевины и глиниды
(прандиальные регуляторы гликемии), используют
для нормализации уровня гликемии после
еды [6].

На определенном этапе до 30-40%
пациентов с СД-2 начинают получать препараты
инсулинов. Показаниями для назначения
инсулинотерапии в этом случае будут:

  • неэффективность диеты;
  • отсутствие стойкой компенсации, несмотря
    на назначение максимальных суточных
    доз различных таблетированных сахароснижающих
    препаратов;
  • признаки дефицита инсулина, такие как
    прогрессирующее снижение массы тела
    и кетоз, выраженная гипергликемия;
  • необходимость оперативного вмешательства
    (возможен временный перевод на инсулинотерапию);
  • острые макроваскулярные осложнения
    (инсульт, инфаркт миокарда, гангрена и
    пр.) и тяжелые инфекционные заболевания, сопровождающиеся
    декомпенсацией углеводного обмена;
  • уровень гликемия натощак >8 ммоль/л, HbА1с >7,5%;
  • поздние стадии поздних осложнений СД
    (тяжелая полинейропатия и ретинопатия,
    хроническая почечная недостаточность).

Цель инсулинотерапии: гликемия
натощак <6,5 ммоль/л, гликемия через 2
ч после еды<9 ммоль/л [4].

Наиболее частый вариант перевода
пациентов на инсулинотерапию заключается
в назначении инсулина пролонгированного
действия (инсулин НПХ, гларгин или детемир)
в комбинации с принимаемыми таблетированными
сахароснижающими препаратами.

Обычно, инсулинотерапия ведется
по так называемой «традиционной» схеме, которая подразумевает
назначение фиксированных доз инсулина
пролонгированного и короткого действия.
Выбор традиционной инсулинотерапии определяется
тем, что при СД-2 она зачастую назначается
пожилым пациентам, обучение которых самостоятельному
изменению дозы инсулина затруднено [9].

Интенсивная инсулинотерапия,
несет повышенный риск гипогликемий. Если
для молодых пациентов легкие гипогликемии
не представляют серьезной опасности,
у пожилых пациентов они могут иметь последствия
со стороны сердечно-сосудистой системы.

Перед переводом больного
на инсулинотерапию НЕОБХОДИМО:

  • обучить пациента методам самоконтроля;
  • предупредить о возможности гипогликемии
    и методах ее устранения;
  • пересмотреть принципы диетотерапии [10].

Итак, основными
мерами по профилактики СД-2 являются:

1. сбалансированное питание,
замена простых углеводов сложными, отказ
от рафинированных продуктов;

2. контроль и своевременное
снижение повышенного артериального давления;

3. регулярное скрининговое
обследование пациентов из группы риска
– с генетической предрасположенностью,
наличием избыточного веса и старше 35лет;

4. физические нагрузки – не
менее 30-40 минут 5 раз в неделю;

5. препараты для снижения сахара
крови.

Травы и фитосборы – эффективное
и безопасное средство для снижения уровня
глюкозы крови и нормализации углеводного
обмена.

Читайте также:  Гепатита с при сахарном диабете

Показаниями для госпитализации
больных являются:

  • выраженная декомпенсация углеводного
    обмена, требующая перевода на инсулино-терапию;
  • прекома или кома (кетоацидотическая,
    гипогликемическая);
  • прогрессирование сосудистых осложнений;
  • необходимость обучения больного в школе
    сахарного диабета — госпитализация в
    дневной стационар.

Сахарный диабет 2 типа является актуальной
медико-социальной проблемой современности.
В России, разработаны соответствующие
программы, предусматривающие раннее
выявление сахарного диабета, лечение
и профилактику сосудистых осложнений.

Борьба диабетом и его осложнениями зависит
не только от согласованной работы всех
звеньев специализированной медицинской
службы, но и от самих больных, без участия
которых не могут быть достигнуты целевые
задачи. 
Глава 2. Роль медицинской
сестры в диагностике и профилактике сахарного
диабета 2 типа

2.1 Сестринский процесс

Сестринский процесс – это метод
научно обоснованных и осуществляемых
на практике действий медицинской сестры
по оказанию помощи пациентам [6].

Осуществляя сестринский процесс
у пациентов с сахарным диабетом 2 типа,
медицинская сестра совместно с пациентом
составляет план сестринских вмешательств.
Сестринский процесс по оказанию помощи
пациентам производится поэтапно.

1 Этап – сбор информации о пациенте.

При первичной оценке
(обследовании пациента) необходимо:

Получить информацию о здоровье
и определить конкретные потребности
пациента в сестринском уходе, а также
возможности оказания самопомощи.

Источником информации
является:

  • беседа с пациентом и его родственниками;
  • история болезни;
  • данные обследования.

Далее необходимо расспросить
пациента и его родственников о факторах
риска:

  • злоупотребление алкоголем;
  • курение;
  • неадекватное питание;
  • нервно-эмоциональное напряжение;

Продолжая беседу с пациентом,
следует спросить о начале заболевания,
его причинах, проводившихся методах обследования:

  • исследования крови, мочи [11].

Переходя к объективному обследованию
пациентов необходимо обратить внимание
на:

  • цвет и сухость кожных покровов;
  • похудание или избыточный вес.

Все результаты первичной сестринской
оценки записываются медицинской сестрой
в «Лист сестринской оценки».

2 Этап – выявление проблем
больного.

Следующим этапом в деятельности
медицинской сестры является обобщение
и анализ полученной информации, на основании
которой она делает выводы. Последнее
становится проблемами пациента и предметом
сестринского ухода.

Существующие проблемы, обусловленные
недостаточностью инсулина и гипергликемией:
полидипсия (жажда) днем и ночью; полиурия;
появление ночного энуреза; полифагия
(повышенный аппетит), постоянное чувство
голода: резкое похудание; кожный зуд;
повышенная утомляемость; головная боль,
головокружения; снижение умственной
и физической работоспособности; нойничковая
сыпь.

Потенциальные проблемы связаны
в первую очередь с длительностью заболевания
(не менее 5 лет) и степенью компенсации:
риск снижения иммунитета и присоединения
вторичной инфекции; риск микроангиопатий;
задержка полового и физического развития;
риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий
периферических нервов нижних конечностей;
диабетическая и гипогликемическая комы.

Таким образом, проблемы пациента
возникают тогда, когда есть трудности
в удовлетворении потребностей [3].

Осуществляя сестринский процесс,
медсестра выявляет приоритетные проблемы
пациента:

  • боли в нижних конечностях;
  • снижение трудоспособности;
  • сухость кожи;
  • жажда;
  • в питании (необходимо выяснить,
    какой у пациента аппетит, может ли он
    есть самостоятельно или нет; требуется
    специалист-диетолог по поводу диетического питания;
  • в физиологических отправлениях (регулярность стула);
  • во сне и отдыхе (зависимость
    засыпания от снотворного).

3 – 4 Этапы планирования и реализации
ухода за пациентами в условиях стационара.

Составляя совместно с пациентом
и родственниками план ухода, медицинская
сестра должна уметь выявлять приоритетные
проблемы в каждом отдельном случае, ставить
конкретные цели и составляет реальный
план ухода с мотивацией каждого своего
шага [1].

Цель ухода: способствовать
улучшению состояния, наступлению ремиссии,
не допустить развитие осложнений. Постовая
медицинская сестра обеспечивает: взаимозависимые
вмешательства:

– организацию режима с 
адекватной физической нагрузкой;

– организацию лечебного 
питания – диета № 9;

– проведение заместительной 
инсулинотерапии;

– прием лекарственных 
препаратов для профилактики 
развития осложнений (витаминные, липотропные 
и др.);

– транспортировку или 
сопровождение на консультации 
к специалистам или на обследования
(Приложение 6).

Независимые вмешательства:

– контроль над соблюдением 
режима и диеты;

– подготовка к проведению 
лечебно-диагностических процедур;

– динамические наблюдения 
за реакцией на лечение: самочувствие,
жалобы, аппетит, сон, состояние кожи 
и слизистых, диурез, температура

– наблюдение за реакцией 
на болезнь: проведение бесед 
о заболевании, причинах развития,
течении, особенностях лечения, осложнениях
и профилактике;

– оказание постоянной психологической
поддержки;

– обеспечение комфортных 
условий в палате.

Реализация плана сестринских
вмешательств. Медицинская сестра выполняет
намеченный план ухода.

5 Этап – оценка эффективности
ухода.

Переходя к оценке эффективности
сестринского вмешательства необходимо
учитывать мнение пациента и его семьи.

При правильной организации
сестринского ухода общее состояние больного
улучшается, наступает ремиссия. При выписке
из стационара пациент знает все о заболевании
и его лечении, владеет навыками проведения
инсулинотерапии и методов самоконтроля
в домашних условиях, организации режима
и питания. Пациента находится под постоянным
наблюдением эндокринолога.

2.2 Наблюдение медицинской
сестрой за пациентами с сахарным диабетом
2 типа и их обучение в отделении эндокринологии

Отделение эндокринологии расположено
в терапевтическом  корпусе МБУЗ «Центральной
клинической больницы г. Пятигорска»,
на 4 этаже развернуто 38 коек.

В отделении эндокринологии
один процедурный кабинет, в котором и
проводились исследования профилактики
сахарного диабета 2 типа. Процедурный
кабинет является неотъемлемой частью
любого ЛПУ. Здесь сестра выполняет врачебные
назначения, осуществляет лечебно – диагностические
манипуляции в рамках своей компетенции.

Источник