Роль медицинской сестры в профилактике сахарного диабета

Роль медицинской сестры в профилактике сахарного диабета thumbnail
Допущена к защите:   Выпускная квалификационная работа
«__»_____20___г.   Защищена с оценкой «____________»
    «____»_____________20__г.
Зам. директора по УР   Председатель ГЭК
_________   ____________ Е.В. Кузьмина
   
     
 
 
   
     
2017г    
    
Специальность: 34.02.01.Сестринское дело
Студент (ка):  
Группа: 42
Руководитель  
<___> _______20______г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ УЧАСТКОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА………………………………………………………………….…… 5

1.1 Нормативно-правовая основа профилактической деятельности…………..5

1.2 Факторы риска и первичная профилактика сахарного диабета в работе участковой медицинской сестры……………………………………………………………..…6

1.3 Ранняя диагностика сахарного диабета и предупреждение хронических осложнений в деятельности медицинской сестры…………………………………………………………………………….10

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ УЧАСТКОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА ………………………………………………………………………………….…16

2.1. Методы исследования………………………………………………………16

2.2. Анализ заболеваемости сахарным диабетом на 12 участке города Шуя за 2016 год…………………………………………………………………………..16

2.3 Анализ факторов риска сахарного диабета методом социологического опроса…………………………………………………………………………….19

2.4 Анализ результатов скрининговой глюкозометрии…………………….…26

2.4. Разработка памятки…………………………………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…31

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….33

ВВЕДЕНИЕ

Сахарный диабет — группа эндокринных заболеваний, развивающихся вследствие относительного или абсолютного недостатка гормона инсулина или нарушения его взаимодействия с клетками организма, в результате чего развивается гипергликемия — стойкое увеличение содержания глюкозы в крови. Заболевание характеризуется хроническим течением и нарушением всех видов обмена веществ: углеводного, жирового, белкового, минерального и водно-солевого. Сахарный диабет занимает третье место среди непосредственных причин смерти после сердечно – сосудистых и онкологических заболеваний.

Сахарный диабет – глобальная медико – социальная и гуманитарная проблема XXI века, затронувшая сегодня все мировое сообщество. Еще двадцать лет назад количество людей во всем мире с диагнозом «сахарный диабет» не превышало 30 миллионов [23, 24]. За время жизни одного поколения заболеваемость диабетом возросла катастрофически. По данным Международной диабетической федерации число людей с диабетом во всем мире приближается к 592 миллионов. В России в настоящий момент насчитывается около 10,9 миллионов больных диабетом. Это значит, что каждый 16 – й взрослый человек болеет сахарным диабетом. При этом диабет неуклонно молодеет, поражая все больше людей трудоспособного возраста [23].

Сахарный диабет – тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание, которое требует медицинской помощи на протяжении всей жизни больного и является одной из главных причин преждевременной смертности. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждые 10 секунд в мире умирает 1 больной сахарным диабетом, то есть ежегодно умирает около 4 миллионов больных – больше, чем от СПИДа и гепатита [29].

Общие причины, провоцирующие заболевание и увеличение распространенности диабета во всем мире, связаны с тенденциями в изменении образа жизни, культуры питания, динамики жизненных процессов, урбанизация и старение населения.

Все это послужило выбором темы моей работы

Цель исследования

Обосновать практическую значимость работы участковой медицинской сестры в профилактике сахарного диабета

Предмет исследования: роль участковой медицинской сестры в профилактике сахарного диабета

Объект исследования: пациенты с факторами риска и страдающие сахарным диабетом

Задачи исследования

1. Изучить нормативно-правовые основы профилактической деятельности

2. Определить научные основы, методы первичной профилактики сахарного диабета и роль мс в их проведении.

3. Ознакомиться с ранней диагностикой, предупреждением осложнений сахарного диабета и определить роль мс в проведении вторичной профилактики.

4. Провести анализ заболеваемости сахарным диабетом на 12 участке города Шуя за 2016 год

5.Провести анализ факторов риска сахарного диабета методом социологического опроса

6. Провести анализ результатов скрининговой глюкозометрии

7. Разработать памятки по теме Сахарный диабет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ УЧАСТКОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА

Источник

Сахарный диабет относится к числу одному из наиболее распространенных хронических заболеваний. Число людей с диабетом катастрофически возрастает с каждым годом, с каждым десятилетием. По данным IDF от сахарного диабета по всему миру страдают около 415млн взрослых людей в возрасте от 20 до 79 лет, а в России по данным Государственного регистра больных СД на январь 2015 года было зарегистрировано 4,095млн, что составляет 2,8% от населения Российской Федерации. За 5-тилетний период рост распространенности данного заболевания в России составил 2,3%, что эквивалентно 930тыс пациентам.

Цель: определить роль медицинской сестры в эффективности обучения и профилактике осложнений больных сахарным диабетом.

Задачи:

  1. изучить теоретический материал по данному заболеванию и его осложнениям;
  2. определить степень информированности больных о заболевании и осложнениях сахарного диабета, выявить основные проблемы пациентов с данной патологией;
  3. разработать рекомендации по решению выявленных проблем у пациентов с сахарным диабетом;
  4. обучить больных сахарным диабетом методам профилактики острых и хронических осложнений заболевания;
  5. оценить эффективность проведенной работы.

Гипотеза: предположительно, выявив основные проблемы пациентов с сахарным диабетом, можно обеспечить сестринский уход, обучение и профилактику возникновения острых и хронических осложнений.

Методы исследования: анкетирование, анализ карт историй болезни, наблюдение.

Объект исследования: пациенты с сахарным диабетом.

Предмет исследования: особенности профилактики сахарного диабета.

Исследование проводилось на трех базах:

  1. Школа Диабетологического центра №2 Кировского района, где проходят обучение в текущий месяц 60-70 пациентов. В анкетировании участвовали десять пациентов в возрасте от 35 до 67 лет, которым был диагностирован СД 2 типа впервые. Среди них 3 мужчин и 7женщин. Анкетирование проводилось после обучающей программы, далее группа «А».
  2. Центр им. Алмазова на форуме для пациентов по борьбе с лишним весом и СД 2 типа. Путем случайной выборки в анкетировании участвовали 10 человек из присутствовавших на форуме с диагнозом СД 2 типа, ожирение. Возраст: от 28 до 64 лет. Стаж диабета: от 1 года до 30 лет, 1 мужчина и 9 женщин. Анкетирование проводилось до начала форума с целью получения информации о том, насколько участники владеют знаниями по данному заболеванию, питанию, физической активности, вредных привычках и методах профилактики острых и хронических осложнений, далее группа «Б».
  3. База практики НИИ СП. им. И.И. Джанилидзе на отделении кардиологии с. 18.04.2017 по 16.05.2017г. В анкетировании принимали участие 10 пациентов в возрасте от 54 до72 лет, имеющие факторы риска, со стажем диабета от 3 до35 лет, дефицит информации по данному заболеванию и сопутствующим осложнениям.  Среди них 4 мужчин и 6 женщин, далее группа «В».
Читайте также:  Алтайские ягоды при сахарном диабете

Таким образом, анализ информированности людей о СД 2 типа, соответствующих осложнениях и методах профилактики проводился на основе анкетирования трех групп участвующих:

«А» – прошедшие обучение пациенты;

«Б» – случайная выборка пациентов;

«В» – пациенты кардиологического отделения.

Анкетирование показало, что пациенты с СД 2 типа во всех трех группах имеют лишний вес, ожирение. Дефицит информации о данном заболевании, методах самоконтроля, питании, физической активности, избыток массы тела, вредные привычки, острые и хронические осложнения отмечается в группах Б и В. У пациентов всех групп имеются периодические проблемы, связанные с повышением сахара крови, о чем свидетельствуют положительные ответы о проявлениях организма в ответ на повышение сахара. После обучения в школе диабета группа А, на данный отрезок времени, в 100% объеме владеет теоретическими знаниями по данному заболеванию, методам профилактических мероприятий, ЗОЖ, питанию и практическими навыками самоконтроля.

Для решения выявленных проблем в трех испытуемых группах были поставлены следующие задачи:

-восполнить дефицит знаний по методам самоконтроля, по особенностям питания, физической активности, ЗОЖ в группе «Б» и «В», а в группе «А» закрепить знания, полученные в школе диабета, так как не все пациенты в дальнейшем контролируют свой образ жизни, а диабетом нужно заниматься ежедневно, ежечасно, только тогда можно добиться компенсации диабета;

-провести наблюдение за группой «В», находящейся в кардиологическом отделении с уже выявленными осложнениями, обеспечить совместный контроль показателей, влияющих на течение СД;

-создать бланк наблюдений за АД, контролем сахара в крови, приемом сахароснижающих препаратов, чтобы наглядно видеть, насколько пациенты заинтересованы в возможном получении знаний, применяют ли они эти знания и ведут ли контроль за АД, сахаром в крови, принимают ли сахароснижающие препараты.

Для группы «В» рекомендации были распечатаны и выданы каждому пациенту с разъяснением о необходимости их изучения.  Во второй испытуемой группе «Б» разработанные рекомендации внедрить не удалось, т.к. эта группа была подобрана методом случайного отбора, и обратной связи с этой группой установить не удалось.  В группе «А» несмотря на отсутствие дефицита знаний рекомендации также были внедрены для закрепления информации, полученной в школе диабета.

Параллельно с внедрением разработанных рекомендаций для группы «В», находящейся на стационарном лечении, был разработан бланк самонаблюдения. Самонаблюдение проводилось за основными показателями, влияющими на течение СД (ежедневный контроль сахара крови натощак, контроль АД, контроль приема сахароснижающих препаратов). Всем пациентам группы «В» был выдан бланк для регистрации показателей в течение 7 дней, устно разъяснена необходимость подобного самоконтроля.

За пациентами группы «В» в последующие 7 дней велся ежедневный контроль: ознакомление с разработанными рекомендациями, ведение дневника. 2 пациента из 10 отказались от ведения дневника самоконтроля, но с рекомендациями были ознакомлены, с каждым были проведены индивидуальные беседы о возможных осложнениях и профилактических мероприятиях. Уровень АД измерялся ежедневно в течении 7 дней утром и вечером, показатели сахара в крови и прием сахароснижающих препаратов измерялся и записывался в дневник самонаблюдения самостоятельно пациентами.  Бланк самонаблюдения был создан для того, чтобы пациенты испытуемой группы «В» смогли наглядно видеть изменения показателей организма и смогли оценить свое состояние до и после исследования, оценить важность полученных знаний, чтобы научились ими пользоваться и владели практическими навыками.

В группе «В» после обучения было проведено повторное анкетирование о полученных знаниях, умении их использовать в целях самоконтроля, методах профилактики острых и хронических осложнений. Провели совместный контроль за АД, измерением сахара в крови и приемом сахароснижающих препаратов. Пациенты наглядно увидели изменения в дневнике самонаблюдения жизненно важных показателей.

По завершению обучения пациенты продемонстрировали повышение уровня знаний по всем вопросам анкеты.

Помимо анкетирования, вели дневник самоконтроля 8 пациентов из 10. Два пациента отказались от участия, но с рекомендациями были ознакомлены все. Дневник самоконтроля ранее не вел ни один из пациентов. Дневник самоконтроля включал в себя фиксирование показателей АД, сахара крови, прием сахароснижающих препаратов, показатели фиксировались утром и вечером. По истечении срока ведения дневника все 8 пациентов отметили ряд улучшений показателей и общего самочувствия.

Таким образом, анализирую всю проведенную работу, без сомнений можно заключить, что влияние медсестры на больного сахарным диабетом 2 типа, и не только конкретно этого заболевания, действительно важно. Оно имеет обучающий характер и стимулирует пациента к борьбе с недугом.

Сестринская практика в данном случае подразумевает под собой способность медсестры донести до подопечного максимум информации касательно болезни, факторах риска, клинических проявлениях, осложнениях и методах профилактики, основываясь на собственных знаниях, войти в доверительные отношения с ним, чтобы уметь на психологическом уровне заставить пациента поменять отношение к заболеванию и осознать ценность своего здоровья, а так же провести беседу с родственниками пациента, чтобы и они смогли оказать благотворное влияние.

Список используемой литературы

  1. Аметов А. Касаткина Э. Как научиться жить с диабетом — М.: Интерпракс, 1991. — 72с.
  2. Анциферов М.Б., Одут Е.А., Мартынова В.Л. Принципы обучения больных сахарным диабетом методам самоконтроля — М., 1997. — 157с.
  3. Астахов Ю.С., Шадричев Ф.Е. Диабетологические центры – новый этап в создании специализированной помощи больным с диабетической ретинопатией// Клиническая офтальмология. — —  №4 —  С.148- 153.
  4. Галстян Г.Р. Пряхина К.Ю, Бондаренко О.Н, Майоров А.Ю.; под редакцией акад. РАН и РАМН И.И. Дедова. Рекомендации для больных сахарным диабетом с заболеваниями нижних конечностей — СПб.: ООО «Техно-Бизнес», 2014. — 63с.
  5. Гликированный (гликозилированный) гемоглобин. Анализ крови на гликированный гемоглобин. [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://diabet-med.com/glikirovannyj-glikozilirovannyj-gemoglobin/, свободный (дата обращения: 24.02.17).
  6. Дедов И.И, Саприна Т.В, Файзулина Н.М. Сахарный диабет// Ежеквартальный научно-практический медицинский журнал. — 2016. — № 19 — C. 322-330. [1]
  7. Дедов И.И., Фадеев В.В. Введение в диабетологию. — М.: Берег, 1998. — 200с.
  8. Древаль А.В. Учебник диабетика — М., 1997. — 140с.
  9. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: Справочник. — 2-е изд. доп. — М.: Медицина, 1995. — 528 с.
  10. История изучения сахарного диабета [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://mybiblioteka.su/10-71315.html, свободный (дата обращения: 24.02.17).
  11. Лаптенок Л.В. Пособие для больных сахарным диабетом. — Минск: Беларусь, 1998. — 142с.
  12. Михаил Гурвич. Диета при сахарном диабете — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 288 с.
  13. Носкова В.А Поздеева Т.В., Васильева О.В. Подготовка сестринских кадров с высшим медицинским образованием для терапевтического обучения больных сахарным диабетом// Казанский медицинский журнал. — —  №4 —  С. 542-544
  14. Причины и лечение сахарного диабета. [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://timelady.ru/414-prichiny-i-lechenie-saharnogo-diabeta.html, свободный (дата обращения: 24.01.17).
  15. Сахарный диабет. Руководство для пациентов. [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://www.dark-diabet.kz/page.php?page_id=54&lang=1&article_id=348, свободный (дата обращения: 12.01.17).
  16. Симптомы диабета. Ранние симптомы сахарного диабета у взрослых. [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://diabet-med.com/simptomy-diabeta/#2, свободный
  17. Суркова Е.В, Майоров А.Ю., Мельникова О.Г. Сахарный диабет 2 типа. Руководство для людей с диабетом. Организация разработчик: ФГУ Эндокринологический научный центр — СПб.: ООО «Парголовская типография», 2014. — 116 с.
  18. Суркова Е.В, Майоров А.Ю, Мельникова О.Г. Сахарный диабет 1 типа. Руководство для людей с диабетом. Организация разработчик: ФГУ Эндокринологический научный центр — СПб.: ООО «Парголовская типография», 2014. — 132 с.
  19. Хирш А. Преодолеть диабет — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 313с.
  20. Что такое диабет. [Электронный ресурс] — Электрон. текстовые данные — Режим доступа: https://www.pangea-center.ru/articles/diabetschool/4, свободный (дата обращения: 24.01.17).
  21. Школа сахарного диабета. БУ “Канашская ЦРБ им. Ф.Г.Григорьева” Минздрава Чувашии. [Электронный ресурс] — Электрон. журнал — Режим доступа: https://www.kanash-crb.med.cap.ru/562681/566210/Page.aspx, свободный (Дата обращения: 04.02.17).
  22. Ю.И.Сунцов. Эпидемиология сахарного диабета и прогноз его распространенности в Российской Федерации// Сахарный диабет — — №1 — С. 15-18.
Читайте также:  Сахарный диабет у ребенка высокая температура

Оригинал работы:

Выпускная квалификационная работа: “Роль медицинской сестры в эффективности обучения и профилактике осложнений больных сахарным диабетом”

Источник

  • 27 Октября, 2019
  • Эндокринология
  • София Ермакова

При нарушении обменных процессов обязательно необходима консультация врача и постоянный контроль. Доктор определит точный диагноз и назначит схему лечения, но для больных диабетом большое значение имеет и сестринский уход. Младший медицинский персонал больше времени проводит с пациентом, контролирует соблюдение диеты и прием назначенных препаратов, решает существующие и потенциальные проблемы.

Краткое описание болезни

Сахарный диабет — это эндокринное нарушение, связанное с патологией обмена глюкозы. Она относится к классу сахаров, поэтому диабет называется сахарным. К негативным последствиям приводит как недостаток, так и переизбыток глюкозы в организме. Если с недостатком сахара можно бороться при помощи специальной диеты, то избыточное содержание проявляется дисфункциями различных органов и нарушениями кровообращения.

Типы сахарного диабета

К переизбытку сахара приводит сниженный синтез гормона инсулина. При этом диагностируется инсулинозависиый диабет (первый тип). Если инсулин вырабатывается в необходимом количестве, но ткани и органы его не воспринимают, то проявляется сахарный диабет 2 типа (инсулинонезависимый). Первый тип чаще наблюдается у людей до тридцати лет, второй развивается после сорока. Из десяти пациентов, страдающих диабетом, у девяти обнаруживается второй тип болезни.

Стадии развития болезни

Чтобы быстро понять, что происходит с пациентом на разных стадиях болезни, принята общая классификация. При уровне глюкозы не выше 7 ммоль/л другие показатели крови остаются в норме. Сахарный диабет компенсируется с помощью специальных медикаментозных препаратов и лечебной диеты, у больного отсутствуют осложнения. На второй стадии болезнь становится частично компенсированной, появляются признаки поражения некоторых органов.

Третья стадия сахарного диабета не поддается медикаментозной терапии и лечебным режимом питания. Глюкоза выделяется с мочой, показатель достигает 14 ммоль/л. У пациента появляются явные признаки осложнений: быстро снижается острота зрения, немеют верхние или нижние конечности, диагностируется гипертония (устойчивое повышенное АД).

Самое тяжелое течение болезни (четвертая стадия) отличается высоким уровнем сахара — до 25 ммоль/л. Такое состояние не корректируется фармакологическими препаратами, с мочой выделяется белок и сахар. У пациентов часто определяется недостаточность функции почек, диабетические язвы и гангрена нижних конечностей.

Симптомы сахарного диабета

Для сахарного диабета характерно длительное развитие признаков. На начальных стадиях больные ощущают сильную жажду, употребляют в день до 5-7 литров воды, возникает сухость кожных покровов, зуд, который часто относят к психологическим проявлениям, постоянное ощущение сухости во рту, потливость, слабость в мышцах, длительное заживление ран.

После диагностики сахарного диабета и начала медикаментозной коррекции возможны регулярные головные боли, дискомфорт в области сердца, сильная отечность нижних конечностей и лица, значительное снижение чувствительности стоп, падение остроты зрения, повышенные показатели АД, нарушение ходьбы (постоянная боль в нижних конечностях), увеличение печени.

Провоцирующие факторы

Внимательно нужно отнестись к контролю уровня глюкозы в крови пациентам, которые находится в группе риска. К таковым относятся больные с ожирением, панкреатитом, раком поджелудочной и т. д. Сахарный диабет часто развивается у пациентов с неблагоприятным семейным анамнезом или после вирусных инфекций (особенно при пребывании больного в группе риска по диабету).

Профилактика сахарного диабета

Роль медицинской сестры в профилактике сахарного диабета чрезвычайно важна (особенно в тех случаях, когда речь идет о пациентах, находящихся в группе риска). Чтобы предотвратить диабет первого типа, нужно стараться избегать гриппа, краснухи, паротита, герпеса, стрессов, исключить из рациона консервы и продукты с искусственными добавками, уделить внимание обследованию эндокринологом.

Для профилактики диабета второго типа следует контролировать вес, регулярно заниматься физическими упражнениями, исключить из рациона острую пищу, жирное и жаренное, консервы, сладости, питаться небольшими порциями, тщательно пережевывать пищу. Предупреждение у детей заключается в обеспечении правильного питания, длительном кормлении грудью, исключении стрессов, ограждении от инфекционных заболеваний.

Этапы ведения пациентов

Сестринский уход за пациентами с сахарным диабетом предполагает работу по технологии ухода, которая имеет научное и медицинское обоснование. Основной целью является улучшение качества жизни больного, обеспечение помощи в решении не только имеющихся проблем, но и потенциальных. Основываясь на этом, составляется план сестринского ухода при сахарном диабете.

Читайте также:  Диета при сахарном диабете после ампутации

Процесс начинается с обследования пациента. Младший медицинский персонал должен обеспечить помощь в составлении полной картины заболевания. У каждого человека должна быть история болезни, в которую записываются все наблюдения, результаты анализов и выводу по поводу состояния здоровья. Поэтому сестринский уход при сахарном диабете в стационаре или амбулаторно начинается со сбора информации о пациенте.

На втором этапе (по результатам обследования) ставится конкретный диагноз, при котором учитываются не только существующие проблемы больного, но и потенциальные, то есть те, которые могут появиться в процессе терапии. В первую очередь внимание медиков должно быть направлено на самые опасные симптомы. Сестра может определить проблемы пациента, составить перечень проявлений, которые снижают качество жизни. Проверка истории болезни и опрос — это далеко не все способы, которыми можно ограничиться. Требуется проведение профилактических и психологических мероприятий, включая работу с семьей больного.

В дальнейшем вся полученная информация систематизируется. После этого ставятся цели, которые могут быть как краткосрочными, так и длительными. Вся информация заносится в историю болезни. Особенности сестринского ухода при сахарном диабете будут зависеть от того, какие проблемы удалось определить. Для каждого отдельного пациента разрабатывается обычно индивидуальная схема. Все зависит от того, насколько сложной является болезнь и какая тактика лечения выбрана доктором.

Существующие проблемы пациента

К настоящим (существующим) проблемам пациента обычно относятся:

  • сухость кожи и зуд;
  • повышенный аппетит;
  • жажда;
  • боли в сердце и в нижних конечностях;
  • снижение остроты зрения;
  • слабость, быстрая утомляемость;
  • необходимость постоянно соблюдать лечебную диету, регулярно вводить инсулин или принимать специальные лекарственные препараты.

Больные часто сталкиваются с дефицитом знаний о сущности заболевания и факторах риска сахарного диабета, самопомощи при гипогликемии, диетотерапии, уходе за ногами при болях, пользовании глюкометром, составлении меню и расчете хлебных единиц, возможных осложнениях. В работе медицинская сестра должна проявить профессионализм, чуткость, внимательность и заботу.

Потенциальные проблемы

Потенциальные проблемы должны быть предусмотрены медицинским персоналом — это одна из особенностей сестринского ухода при сахарном диабете. Существует риск развития острого инфаркта миокарда, гангрены нижних конечностей, коматозных и предкоматозных состояний, присоединения вторичных инфекций, осложнений инсулинотерапии, медленного заживления ран (послеоперационных в том числе), хронической недостаточности почек, катаракты и ретинопатии с ухудшением остроты зрения.

Сбор информации при первичном обследовании

Сестринский уход при сахарном диабете 1 типа или 2 предполагает расспрос пациента о:

  • соблюдении диеты (лечебной № 9 или физиологической);
  • проводимом лечении;
  • физических нагрузках в течение дня;
  • инсулинотерапии (дозировка, длительность действия, название инсулина, схема лечения);
  • приеме таблетированных препаратов (наименование, дозировка, особенности, переносимость);
  • ведении дневника наблюдений;
  • наследственной предрасположенности к диабету;
  • сопутствующих заболеваниях;
  • жалобах на момент осмотра.

Медицинская сестра должна удостовериться, что пациент умеет пользоваться таблицей хлебных единиц и правильно составлять меню, знает места введения инсулина, ознакомлен с мерами профилактики осложнений, может пользоваться инсулиновым шприцем или шприц-ручкой, имеет глюкометр. В ходе осмотра оценивается цвет и влажность кожи, наличие расчесов, определяется масса тела, измеряется АД, определяется пульс.

Сестринские вмешательства

Медсестра должна провести беседу с пациентом и его близкими родственниками об особенностях питания и режиме. Сестринский уход при сахарном диабете 2 типа предполагает ознакомление с несколькими образцами меню на сутки. Нужно убедить пациента соблюдать диету, назначенную доктором, и не игнорировать умеренные физические нагрузки.

Следует провести беседу о причинах, сути заболевания и возможных осложнениях, информировать больного об инсулинотерапии (начале и длительности лекарственного действия, особенностях хранения, связи с приемом пищи, побочных эффектах, видах шприцев и так далее), обеспечить своевременное введение необходимых доз и прием таблетированных препаратов. Необходимо контролировать пульс и АД, массу тела и состояние кожных покровов, соблюдение диеты, а также рекомендовать регулярный контроль глюкозы.

Работа с близкими родственниками пациента особенно важна при сестринском уходе при сахарном диабете у детей. Родителей или опекунов нужно обучить расчету хлебных единиц на сутки, введению инсулина шприцем, оказанию помощи при гипогликемии, измерению АД, составлению оптимального меню. Следует порекомендовать профилактические консультации офтальмолога, кардиолога, хирурга и нефролога, занятия в «Школе диабетика».

Особенности ухода за пациентом с диабетом

Сестринский уход за больными сахарным диабетом не менее важен, чем регулярные консультации врача. Процесс осуществляется в соответствии с принятыми нормами. Особенности сестринского ухода при сахарном диабете заключаются в том, что применяется комплексная терапия, поэтому специалисту нужно одновременно контролировать несколько аспектов лечения.

Так, эффективна диетотерапия. Пациентам показано снижение потребления углеводов. Диета эффективна только в сочетании с медикаментозной терапией. Следует обеспечить адекватный режим труда и отдыха, обеспечивающий снижение массы тела до оптимальных показателей. Применяется заместительная инсулинотерапия, медикаментозная терапия, необходим регулярный контроль показателей.

Контроль показателей сахара

При диабете первого типа контроль сахара необходим один раз в неделю. По показаниям дополнительно проводится перед каждым приемом пищи и спустя два часа после еды, утром и на ночь.

При диабете второго типа нужно проводить анализ несколько раз в месяц в любое время суток. Для удобства можно завести дневник, в котором фиксировать показания сахара, время и дату, пищевой рацион и дозы принятых лекарств.

Неотложные состояния

Нарушение режима может стать причиной недостатка или переизбытка глюкозы, что для жизни пациента представляет опасность. Нужно учитывать эти особенности при сестринском уходе при сахарном диабете. При гипогликемии больной ощущает внезапную слабость и головную боль, судороги, головокружение, возникает острое чувство голода. В таком случае нужно дать пациенту сахар (конфеты, мед, сахар в виде сиропа, сладкий чай). Симптомы должны пройти в течение десяти минут. При переизбытке глюкозы возникают тошнота и рвота, аппетит отсутствует, появляется сильная жажда, усталость и заторможенность.

Источник