Роль медицинской сестры в работе школы здоровья сахарный диабет

Роль медицинской сестры в работе школы здоровья сахарный диабет thumbnail

Историческая справка о школах диабета

Самая первая школа для пациентов с СД была организована в Португалии еще в 1923 г. С этого момента началось бурное развитие этой формы лечебной и профилактической работы с населением. Специализированные школы по обучению пациентов с СД организованны и действуют во всех странах Европы. В Великобритании в 1934 г. Была основана школа для пациентов с СД доктором Р.Д.Лоуренсом и его пациентом Х.Г.Уэллсом. Первые научно подтвержденные эффекты обучения пациентов в школах были получены во второй половине 20 века Л.Миллером, Ж.-Ф.Ассалем, М.Бергером. С 1979 г. в Европе работает исследовательская группа по проблемам обучения пациентов с СД, созданная в рамках Европейской ассоциации по изучению диабета.

В Казахстане в 1989 г. впервые было проведено исследование эффективности лечебной программы с обучением пациентов с СД типа 1, разработанной в клинике университета им. Г.Гейне в Германии (программа рекомендована ВОЗ). В результате 2-летнего наблюдения было доказано положительное влияние обучения на клинико-метаболические и медико-социальные параметры, а также на показатели, отражающие связанное с заболеванием поведение.

Организация работы школы «Сахарный диабет»

Школа пациентов с СД создается в составе лечебно–профилактических учреждений (центров здоровья) на функциональной основе.
Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно – профилактического учреждения. Как правило, это врач–эндокринолог (врач–диабетолог) или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Министерства здравоохранения РК, уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана:

Обучение проводится по структуированным программам отдельно для каждой категории пациентов:

1. пациенты СД 1–го типа;

2. пациенты с СД 2–го типа;

3. пациенты с СД 2–го типа, получающие инсулин;

4. дети и подростки, больные СД и их родственники;

5. беременные, больные СД.

Цели школы диабета:

1. обеспечение пациенту с сахарным диабетом медицинской и психологической адаптации к жизни среди здоровых людей;

2. предупреждение развития и прогрессии осложнений сахарного диабета и сердечно-сосудистой патологии;

3. способствование полноценной жизни пациента с сахарным диабетом.

Задачи школы диабета:

1. мотивация пациентов с сахарным диабетом на поддержание компенсации;

2. обучение пациентов с сахарным диабетом самоконтролю;

3. обучение пациента особенностям коррекции лечения в различных жизненных ситуациях;

4. оказание консультативной помощи пациентам с сахарным диабетом 1 типа, прошедшим основное обучение в «Школе диабета» при стационаре;

5. оказание консультативной помощи родственникам пациента с сахарным диабетом по вопросам амбулаторного ведения диабета [4.4.].

В соответствии с задачами медицинский персонал «Школы диабета» осуществляет:

1. ознакомление пациента с представлениями о сахарном диабете и его осложнениями;

2. ознакомление пациента с принципами лечения сахарного диабета;

3. обучение пациентов основам рационального питания и физических нагрузок при сахарном диабете;

4. обучение пациента уходу за стопами;

5. обучение пациента методам самоконтроля;

6. мотивацию пациента на поддержание нормогликемии, нормального веса и артериального давления [4.5.].

Источник

Роль медсестры в работе школы «Сахарный диабет»

Основная роль медсестры в работе школы сахарного диабета. Основные меры первичной и вторичной профилактики заболевания. Симптомы и лечение. Беседы с родственниками пациентов сахарным диабетом. Правила пользования глюкометром. Принципы лечебного питания.

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

Этиология сахарного диабета, его ранняя диагностика. Тест на толерантность к глюкозе. Распространенность сахарного диабета в России. Анкета «Оценка риска заболевания сахарным диабетом». Памятка для фельдшеров «Ранняя диагностика сахарного диабета».

курсовая работа [1,7 M], добавлен 16.05.2017

Причины и признаки сахарного диабета. Уровень сахара в крови. Факторы риска развития гестационного сахарного диабета. Основные рекомендации по ведению беременных с сахарным диабетом. Задачи женской консультации. Сахарный диабет в постродовом периоде.

реферат [52,5 K], добавлен 16.06.2010

Задачи, методы и средства профилактики сахарного диабета. Избыточная масса тела и ожирение — основная причина распространения заболеваемости сахарным диабетом. Особенности сахарного диабета II типа. Формирование концепции здорового образа жизни населения.

презентация [8,9 M], добавлен 10.09.2013

Определение, классификация, основные симптомы сахарного диабета. Факторы риска и первичная профилактика данного заболевания. Возможные осложнения и принципы их профилактики. Разработка положения и программы Школы здоровья, анализ ее эффективности.

курсовая работа [43,6 K], добавлен 07.06.2016

Что такое сахарный диабет. Разновидности заболевания, основные причины возникновения. Симптомы и осложнения, взаимосвязь появления болезни с генетическим фактором. Правила поведения и питания больного диабетом. Методы измерения уровня сахара в крови.

лекция [5,7 M], добавлен 08.02.2010

Классификация, причины развития и распространенность сахарного диабета, цели его лечения и значение здорового образа жизни. Взаимодействие первичного и специализированного звеньев системы медицинской помощи. Роль медсестры в организации помощи пациентам.

дипломная работа [489,0 K], добавлен 16.01.2015

Читайте также:  Диета при сахарном диабете беременных что можно есть

Этиология, патогенез, классификация и дифференциально-диагностические критерии сахарного диабета 1 и 2 типа. Статистика заболеваемости диабетом, основные причины возникновения заболевания. Симптомы сахарного диабета, ключевые критерии диагностики.

презентация [949,8 K], добавлен 13.03.2015

Определение и классификация сахарного диабета — эндокринного заболевания, развивающегося вследствие недостаточности гормона инсулина. Основные причины, симптомы, клиника, патогенез сахарного диабета. Диагностика, лечение и профилактика заболевания.

презентация [374,7 K], добавлен 25.12.2014

Изучение этиологии и патогенеза сахарного диабета — заболевания, обусловленного абсолютной или относительной недостаточностью инсулина. Диетотерапия, лабораторные исследования, факторы риска, прогноз. Диспансерное наблюдение за больными сахарным диабетом.

реферат [65,1 K], добавлен 06.02.2013

Классификация сахарного диабета. Инсулинзависимый сахарный диабет. Инсулиннезависимый сахарный диабет. Этиология. Патогенез. Клиническая картина. Диабетическая кардиопатия. Сахарным коматозные состояния у больных диабетом. Гипергликемическая кома.

реферат [41,6 K], добавлен 06.04.2007

РОЛЬ ШКОЛЫ САХАРНОГО ДИАБЕТА

Обучение больных в «Школе сахарного диабета» и роль медсестры в организации помощи пациентам

Обучение должны проводить в школе сахарного диабета все специалисты, работающие с больными сахарным диабетом; как индивидуально, так и в группах. Недавно заболевших всегда обучают индивидуально. Большинство диабетологических клиник организуют также групповые занятия — от разовых, продолжающихся несколько часов, до недельных семинаров. На занятиях для больных сахарным диабетом I и II типов необходимо организовывать обсуждения, отвечать на все вопросы, обеспечивать практическое обучение. Кроме того, для длительно (несколько десятков лет) страдающих диабетом пациентов необходимо организовывать повторные курсы обучения, чтобы освежить их знания.

Цели программы обучения больных в школе сахарного диабета

* Объяснить причины развития заболевания и его осложнений.

* Изложить принципы лечения, начиная с несложных основных правил и постепенно расширяя рекомендации по лечению и наблюдению; подготовить больных к самостоятельному контролю течения заболевания.

* Предоставить пациентам подробные рекомендации по правильному питанию и изменению образа жизни.

* Обеспечить пациентов литературой.

Начальный комплект литературы должен включать: буклет о сахарном диабете; рекомендации по диете; буклет об амбулаторном мониторировании уровня гликемии с подробными инструкциями; информация о возможности управления транспортными средствами; список телефонных номеров при необходимости в экстренной медицинской помощи; информационные материалы. Система обучения больных сахарным диабетом в настоящее время стала очень сложной, но эффективной: ее применение позволяет снизить потребность в госпитализациях и частоту развития осложнений, а также количество ампутаций. Несомненно, аналогичные системы следует распространить и на другие области медицины.

Обучение медицинских работников. Для удовлетворения стандартам качества медицинской помощи все медицинские работники должны регулярно проходить курсы повышения квалификации; их прохождение контролируют местные органы здравоохранения. Повышать квалификацию должны медсестры отделений врачебной практики, медсестры-диабетологи, медсестры стационаров, врачи (как начинающие, так и опытные) больниц и амбулаторных учреждений здравоохранения. Следует отметить, что организация образовательных программ требует значительных расходов.

Ведение медицинской документации. Для качественного ведения медицинской документации по больным сахарным диабетом большую помощь оказывают специализированные компьютерные программы; эффективность различных программ сходная. Для обеспечения возможности вызывать больных сахарным диабетом для осмотра и обследования необходимо создать их комьютеризированный реестр. Объем записей может быть различным; структура их должна быть компактной и удобной для предоставления. Особенно удобно, если в больнице для больных сахарным диабетом создана отдельная картотека; во многих крупных отделениях такая картотека ведется. Многие отделения врачебной практики также заводят отдельные карточки на больных сахарным диабетом, помимо стандартных амбулаторных карт (в Великобритании это стандарт страховой компании «Lloyd-George»). На эти карточки в хронологическом порядке заносят данные о массе тела больного, концентрации глюкозы в крови, артериальном давлении, анализах мочи, уровне НЬА1с, остроте зрения, осложнениях (в частности, результаты обследования офтальмологом), лечении. Кроме того, в них записывают результаты консультаций и рекомендации по лечению. Необходимо отдельно фиксировать развитие ряда осложнений (например, угрожающей зрению ретинопатии) с указанием даты следующего обследования (например, измерения артериального давления или офтальмоскопии). Нередко к этим картам прикладывают также «лист обучения» больных, содержащий даты посещения «Школы больного сахарным диабетом» и указания о предоставлении ряда рекомендаций.

Медицинским сестрам широкого профиля приходится контактировать с больными сахарным диабетом по роду своей профессиональной деятельности в различных органах здравоохранения. Поэтому исключительно важно, чтобы уже на первичном этапе медицинская сестра имела достаточный уровень навыков и опыта в области диабета, а также доступ к соответствующим обучающим программам.

Цель образования больных сахарным диабетом состоит в том, чтобы помочь им перевести теоретические знания в практические навыки, составляющие индивидуально подобранный план. Как член «команды патронажа больного с сахарным диабетом» медсестра диабетологического профиля должна обладать широкой эрудицией и опытом в различных областях ведения больного с сахарным диабетом.

Наряду с образованием больных сахарным диабетом, медицинская сестра на своем уровне может определять стратегию и тактику лечения и помогать больным развивать собственные планы и цели.

Читайте также:  Прививки больным сахарным диабетом проводят

Обязанности медсестры в работе «Школы сахарного диабета»:

· разрабатывать информационные и обучающие материалы;

· организовывать, проводить и оценивать индивидуальные и групповые обучающие программы для больных;

· внедрять образовательные и патронажные программы в обществе при визитах на дом и сотрудничестве с первичными звеньями в системе диабетической помощи;

· разрабатывать образовательные программы для лиц, по роду службы которые непосредственно контактируют с больными сахарным диабетом (преподавателями, патронажными медицинскими сестрами);

· выступать, там где это уместно, — и это ключевая роль — в качестве защитника больного сахарным диабетом;

· принимать, в рамках местных инструкций, участие в лечении;

· сотрудничать с другими командами специалистов (педиатрами, акушерами, наставниками инвалидов и т.д.);

· быть помощником и советником для организаторов здравоохранения

· быть активной в клинической практике, основанной на научном поиске; медсестра диабетологического профиля должна поощряться для участия и/или проведения независимого научного поиска;

· участвовать в разработке программ усовершенствования медицинских работников совместно с соответствующими институтами.

ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В РАБОТЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ «САХАРНЫЙ ДИАБЕТ»

Историческая справка о школах диабета

Самая первая школа для пациентов с СД была организована в Португалии еще в 1923 г. С этого момента началось бурное развитие этой формы лечебной и профилактической работы с населением. Специализированные школы по обучению пациентов с СД организованны и действуют во всех странах Европы. В Великобритании в 1934 г. Была основана школа для пациентов с СД доктором Р.Д.Лоуренсом и его пациентом Х.Г.Уэллсом. Первые научно подтвержденные эффекты обучения пациентов в школах были получены во второй половине 20 века Л.Миллером, Ж.-Ф.Ассалем, М.Бергером. С 1979 г. в Европе работает исследовательская группа по проблемам обучения пациентов с СД, созданная в рамках Европейской ассоциации по изучению диабета.

В Казахстане в 1989 г. впервые было проведено исследование эффективности лечебной программы с обучением пациентов с СД типа 1, разработанной в клинике университета им. Г.Гейне в Германии (программа рекомендована ВОЗ). В результате 2-летнего наблюдения было доказано положительное влияние обучения на клинико-метаболические и медико-социальные параметры, а также на показатели, отражающие связанное с заболеванием поведение.

Организация работы школы «Сахарный диабет»

Школа пациентов с СД создается в составе лечебно–профилактических учреждений (центров здоровья) на функциональной основе.
Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно – профилактического учреждения. Как правило, это врач–эндокринолог (врач–диабетолог) или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Министерства здравоохранения РК, уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана:

Обучение проводится по структуированным программам отдельно для каждой категории пациентов:

1. пациенты СД 1–го типа;

2. пациенты с СД 2–го типа;

3. пациенты с СД 2–го типа, получающие инсулин;

4. дети и подростки, больные СД и их родственники;

5. беременные, больные СД.

Цели школы диабета:

1. обеспечение пациенту с сахарным диабетом медицинской и психологической адаптации к жизни среди здоровых людей;

2. предупреждение развития и прогрессии осложнений сахарного диабета и сердечно-сосудистой патологии;

3. способствование полноценной жизни пациента с сахарным диабетом.

Задачи школы диабета:

1. мотивация пациентов с сахарным диабетом на поддержание компенсации;

2. обучение пациентов с сахарным диабетом самоконтролю;

3. обучение пациента особенностям коррекции лечения в различных жизненных ситуациях;

4. оказание консультативной помощи пациентам с сахарным диабетом 1 типа, прошедшим основное обучение в «Школе диабета» при стационаре;

5. оказание консультативной помощи родственникам пациента с сахарным диабетом по вопросам амбулаторного ведения диабета [4.4.].

В соответствии с задачами медицинский персонал «Школы диабета» осуществляет:

1. ознакомление пациента с представлениями о сахарном диабете и его осложнениями;

2. ознакомление пациента с принципами лечения сахарного диабета;

3. обучение пациентов основам рационального питания и физических нагрузок при сахарном диабете;

4. обучение пациента уходу за стопами;

5. обучение пациента методам самоконтроля;

6. мотивацию пациента на поддержание нормогликемии, нормального веса и артериального давления [4.5.].

188.130.138.85 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники: https://stud.wiki/medicine/2c0b65635a2bc79b5c53a89421206d27_0.html, https://studbooks.net/1933973/meditsina/rol_shkoly_saharnogo_diabeta, https://studopedia.ru/19_221102_glava—rol-meditsinskoy-sestri-v-rabote-shkoli-zdorovya-saharniy-diabet.html

Source: narmedsovet.ru

Источник

Обучение больных в «Школе сахарного диабета» и роль медсестры в организации помощи пациентам

Обучение должны проводить в школе сахарного диабета все специалисты, работающие с больными сахарным диабетом; как индивидуально, так и в группах. Недавно заболевших всегда обучают индивидуально. Большинство диабетологических клиник организуют также групповые занятия — от разовых, продолжающихся несколько часов, до недельных семинаров. На занятиях для больных сахарным диабетом I и II типов необходимо организовывать обсуждения, отвечать на все вопросы, обеспечивать практическое обучение. Кроме того, для длительно (несколько десятков лет) страдающих диабетом пациентов необходимо организовывать повторные курсы обучения, чтобы освежить их знания.

Читайте также:  Чай каркаде при сахарном диабете полезно и вредно

Цели программы обучения больных в школе сахарного диабета

* Объяснить причины развития заболевания и его осложнений.

* Изложить принципы лечения, начиная с несложных основных правил и постепенно расширяя рекомендации по лечению и наблюдению; подготовить больных к самостоятельному контролю течения заболевания.

* Предоставить пациентам подробные рекомендации по правильному питанию и изменению образа жизни.

* Обеспечить пациентов литературой.

Начальный комплект литературы должен включать: буклет о сахарном диабете; рекомендации по диете; буклет об амбулаторном мониторировании уровня гликемии с подробными инструкциями; информация о возможности управления транспортными средствами; список телефонных номеров при необходимости в экстренной медицинской помощи; информационные материалы. Система обучения больных сахарным диабетом в настоящее время стала очень сложной, но эффективной: ее применение позволяет снизить потребность в госпитализациях и частоту развития осложнений, а также количество ампутаций. Несомненно, аналогичные системы следует распространить и на другие области медицины.

Обучение медицинских работников. Для удовлетворения стандартам качества медицинской помощи все медицинские работники должны регулярно проходить курсы повышения квалификации; их прохождение контролируют местные органы здравоохранения. Повышать квалификацию должны медсестры отделений врачебной практики, медсестры-диабетологи, медсестры стационаров, врачи (как начинающие, так и опытные) больниц и амбулаторных учреждений здравоохранения. Следует отметить, что организация образовательных программ требует значительных расходов.

Ведение медицинской документации. Для качественного ведения медицинской документации по больным сахарным диабетом большую помощь оказывают специализированные компьютерные программы; эффективность различных программ сходная. Для обеспечения возможности вызывать больных сахарным диабетом для осмотра и обследования необходимо создать их комьютеризированный реестр. Объем записей может быть различным; структура их должна быть компактной и удобной для предоставления. Особенно удобно, если в больнице для больных сахарным диабетом создана отдельная картотека; во многих крупных отделениях такая картотека ведется. Многие отделения врачебной практики также заводят отдельные карточки на больных сахарным диабетом, помимо стандартных амбулаторных карт (в Великобритании это стандарт страховой компании «Lloyd-George»). На эти карточки в хронологическом порядке заносят данные о массе тела больного, концентрации глюкозы в крови, артериальном давлении, анализах мочи, уровне НЬА1с, остроте зрения, осложнениях (в частности, результаты обследования офтальмологом), лечении. Кроме того, в них записывают результаты консультаций и рекомендации по лечению. Необходимо отдельно фиксировать развитие ряда осложнений (например, угрожающей зрению ретинопатии) с указанием даты следующего обследования (например, измерения артериального давления или офтальмоскопии). Нередко к этим картам прикладывают также «лист обучения» больных, содержащий даты посещения «Школы больного сахарным диабетом» и указания о предоставлении ряда рекомендаций.

Медицинским сестрам широкого профиля приходится контактировать с больными сахарным диабетом по роду своей профессиональной деятельности в различных органах здравоохранения. Поэтому исключительно важно, чтобы уже на первичном этапе медицинская сестра имела достаточный уровень навыков и опыта в области диабета, а также доступ к соответствующим обучающим программам.

Цель образования больных сахарным диабетом состоит в том, чтобы помочь им перевести теоретические знания в практические навыки, составляющие индивидуально подобранный план. Как член “команды патронажа больного с сахарным диабетом” медсестра диабетологического профиля должна обладать широкой эрудицией и опытом в различных областях ведения больного с сахарным диабетом.

Наряду с образованием больных сахарным диабетом, медицинская сестра на своем уровне может определять стратегию и тактику лечения и помогать больным развивать собственные планы и цели.

Обязанности медсестры в работе «Школы сахарного диабета»:

· разрабатывать информационные и обучающие материалы;

· организовывать, проводить и оценивать индивидуальные и групповые обучающие программы для больных;

· внедрять образовательные и патронажные программы в обществе при визитах на дом и сотрудничестве с первичными звеньями в системе диабетической помощи;

· разрабатывать образовательные программы для лиц, по роду службы которые непосредственно контактируют с больными сахарным диабетом (преподавателями, патронажными медицинскими сестрами);

· выступать, там где это уместно, — и это ключевая роль — в качестве защитника больного сахарным диабетом;

· принимать, в рамках местных инструкций, участие в лечении;

· сотрудничать с другими командами специалистов (педиатрами, акушерами, наставниками инвалидов и т.д.);

· быть помощником и советником для организаторов здравоохранения

· быть активной в клинической практике, основанной на научном поиске; медсестра диабетологического профиля должна поощряться для участия и/или проведения независимого научного поиска;

· участвовать в разработке программ усовершенствования медицинских работников совместно с соответствующими институтами.

Источник