Роль медсестры в организации режима дня и питания детей с сахарным диабетом

Об организации питания детей с пищевыми особенностями

Представители Управления Роспотребнадзора по Курганской области приняли участие в рабочем совещании «Организация питания детей с пищевыми особенностями в дошкольных и общеобразовательных организациях Курганской области», организованного Уполномоченным по правам ребенка в Курганской области А.Е. Лопатиной.

Специалисты Роспотребнадзора познакомили участников обсуждения (специалисты Департамента образования и науки Курганской области, Департамента здравоохранения Курганской области, Департамента социальной политики Администрации г. Кургана и др.) с методическими рекомендациями МР 2.4.0162-19 «Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях) (далее – МР). МР утверждены руководителем Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 30 декабря 2019 года.  

Рекомендации содержат предложения по организации питания в детских организованных коллективах для детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (фенилкетонурия, целиакия, муковисцидоз, пищевая аллергия).

МР предназначены для:

– дошкольных образовательных организаций, организаций и групп по уходу и присмотру за детьми;

– организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– организаций, обеспечивающих проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавших в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи государства;

– общеобразовательных организаций;

– организаций профессионального образования;

– организаций отдыха и их оздоровления;

– организаций, оказывающих услуги питания детей в организованных детских коллективах.

В данных МР представлены технологические карты на блюда; перечень пищевой продукции, которая не допускается в питании детей и подростков; рекомендуемый набор продуктов по приемам пищи для организации питания детей с вышеуказанными заболеваниями.

С целью обеспечения безопасного и здорового питания детей с заболеваниями (сахарный диабет, фенилкетонурия, целиакия, муковисцидоз, пищевая аллергия), администрации организации совместно с родителями (законными представителями) рекомендуется проработать вопросы организации питания ребенка, проинформировать классного руководителя (воспитателя), работников столовой о наличии у ребенка одного из вышеуказанного заболевания.

Для постановки ребенка на индивидуальное питание в организованном детском коллективе родителю ребенка (законному представителю) рекомендуется обратиться к руководителю образовательной (оздоровительной) организации с заявлением (обращением или иной принятой в организации формой) о необходимости создания ребенку специальных (индивидуальных) условий в организации питания по состоянию здоровья, представив документы, подтверждающие наличие у ребенка заболевания, требующего индивидуального подхода в организации питания.

Для детей с сахарным диабетом, фенилкетонурией, целиакией, муковисцидозом, разрабатывается цикличное меню с учетом имеющейся у ребенка патологии. Для детей с пищевой аллергией к имеющемуся в организации цикличному меню разрабатывается приложение к нему с заменой продуктов и блюд, исключающих наличие в меню пищевых аллергенов.

Планируемое (на цикл) и фактическое (на день) меню, вместе с технологическими картами и продуктами рекомендуется размещать на сайте образовательной (оздоровительной) организации.

По итогам совещания решено уточнить данные по количеству детей в области, нуждающихся в организации особого питания, провести мониторинг ситуации с организацией такого питания.

В настоящее время Управлением Роспотребнадзора по Курганской области проинформированы все заинтересованные организации о введении новых методических рекомендаций в действие.

Источник

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сахарный диабет (СД) – самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.
Информация о заболевании. Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.
Сахарный диабет – это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).
Причина. Сахарный диабет имеет генетический код – наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы. Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец – риск 10 %, если больны оба родителя – риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок – действие провоцирующих факторов:
– вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;
– физические и психические травмы,
– нарушение питания – злоупотребление углеводами и жирами.
Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.
Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.
Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.
Лечебная программа при сахарном диабете:
1. Госпитализация обязательна.
2. Режим физической активности.
3. Диета № 9 – исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ – это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.
4. Заместительная инсулинотерапия – доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.
5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.
6. Лечение осложнений.
7. Фитотерапия.
8. Санаторно-курортное лечение.
9. Рациональная психотерапия.
10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля.
11. Диспансеризация.

Читайте также:  Школа диабете для беременных с сахарным диабетом

Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте

– Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью – ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности.
История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.
– Объективные методы обследования:
Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови – гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи – глюкозурия.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость. слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.
Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара

Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.
Постовая медицинская сестра обеспечивает:
Взаимозависимые вмешательства:
– организацию режима с адекватной физической нагрузкой;
– организацию лечебного питания – диета № 9;
– проведение заместительной инсулинотерапии;
– прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);
– транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.
Независимые вмешательства:
– контроль над соблюдением режима и диеты;
– подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;
– динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;
– наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;
– контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:
– организация питания в домашних условиях – ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;
проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;
– обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.
– рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон – 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол – 5-20 мин, теннис – 5-20 мин, городки – 15-40 мин).

Читайте также:  Струю бобра от сахарного диабета

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.
Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.

Источник

После назначений врача медсестры проводят много времени с диабетиками. Поэтому роль медсестры при сахарном диабете становится наиболее значимой. Среднему медицинскому персоналу широкого профиля по роду своей деятельности в поликлинических или стационарных условиях необходимо контактировать с пациентами больными сахарным диабетом (СД). Сестра милосердия должна иметь необходимый уровень знаний, умений и опыта в сфере эндокринологии. Помимо полученных знаний, медсестры должны обучаться, по соответствующим программам.

Важность работы

Роль медицинской сестры — значима и ответственна. Она грамотно выполняет назначения врача, и обладает такими качествами, как терпение и милосердие. Для оказания своевременной помощи, среднему медицинскому персоналу необходимы знания причин, провоцирующих появление СД, обострения и осложнения, которые вызывает болезнь, варианты компенсации. Пациенту, страдающему СД, медсестры помогают разобраться с проблемами.

Медицинская сестра собирает информацию о пациенте, ставит в известность врача, выполняет обследование. Следующим важным этапом работы медсестры является определение нужд пациентов. Медицинской сестре главное не ошибиться с постановкой сестринского диагноза, определить цель работы. Цель в этой работе пациент, которого необходимо привести в стабильное состояние. Среднему медперсоналу важно грамотно проводить обследование пациентов, терапию, реабилитационные мероприятия и уделять внимание профилактике возможных последствий лечения. Заключительным этапом является результативность действий, выполненных медсестрой диабетического профиля. Сравнение выполненной работы с окончательным результатом — важный критерий оценки умений и профессиональных знаний среднего медперсонала.

Читайте также:  Зуд в паху при диабете чем лечить

Вернуться к оглавлению

Обязанности

В профессиональные обязанности среднего медицинского персонала диабетической сферы входят:

  • Выполнение назначений лечащего врача под его руководством.
  • Избрание необходимых сестринских действий.
  • Взаимодействие с коллегами — лечащим врачом, младшим медицинским персоналом или с узкими специалистами.
  • Медсестра обязана проходить курсы повышения квалификации. При обучении на курсах персонал расширяет знания, навыки, компетенции, способствующие эффективности работы.

Вернуться к оглавлению

На этапе обследований

Измерение артериального давления – одна из обязанностей медсестры.

Первичная оценка или обследование пациента включает — получение информации о состоянии здоровья и выбор действий в сестринском уходе при конкретных потребностях больных сахарным диабетом. На этапе обследования работа медсестры включает:

  • изучение истории болезни;
  • проведение беседы с диабетиком и его родственниками;
  • выявление пагубных привычек;
  • определение избыточного или недостаточного веса, цвета и состояния кожного покрова;
  • контроль соблюдения пациентом режима питания, труда и отдыха;
  • проведение измерения пульса, АД (артериального давления), роста и веса.

Вернуться к оглавлению

Организация питания

Важное значение в лечении сахарного диабета имеет организация рационального и правильного приема пищи диабетиками. При легком типе диабета используя диетическое питание можно в короткие сроки добиться нормализации состояния здоровья, а при среднем и тяжелом типе стабилизировать жизнедеятельность. Виды рекомендуемых диет для терапии и при профилактике сахарного диабета приведены в таблице:

ДиетаРазрешеноЗапрещено
НизкоуглеводнаяБобовые, черный хлеб, крупы (манка исключена)Сахар, конфеты, сладости, виноград, бананы
НизкокалорийнаяЗелень, овощи, рыба и мясо (нежирные)Копчености, сливочное масло, сладости, субпродукты

Сестринский долг — выполнять наблюдение за качеством и количеством продуктов, принесенных родственниками и знакомыми, осуществлять контроль объема съеденного и выпитого диабетиком в условиях стационара. Средний медицинский персонал стационара проводит ревизию холодильника общего пользования, где пациенты хранят свои продукты. Продукты без соответствующей записки или просроченные подлежат утилизации.

Вернуться к оглавлению

Инъекции инсулина

В условиях стационара инъекции инсулина делает медсестра.

При сахарном диабете пациентам необходимо колоть инсулин. Эту процедуру могут делать сами диабетики, но на первых порах ее выполняет медсестра. Уколы ставятся строго подкожно, в этом случае инсулин поступает с необходимой скоростью. Манипуляцию выполняют на чистом участке кожных покровов без отечности. Перед уколом кожу обработать спиртом.

Вернуться к оглавлению

Хранение препаратов

В поликлинике и стационаре за хранение препаратов ответственность ложится на медсестер. Основным препаратом является инсулин, помогающий снизить уровень глюкозы в крови. Как любой лекарственный препарат инсулин имеет дату годности, которая указана на каждой упаковке медсредства. Запасы инсулина необходимо сохранять в холодильнике с температурой не выше +10 градусов. Другие препараты, которые могут понадобиться медсестре для купирования сердечно-сосудистых и нефропатических состояний, хранят в соответствии с инструкциями, прилагаемыми к лекарственным средствам.

Вернуться к оглавлению

Осложнения сахарного диабета и роль медсестры

Осложнения сахарного диабета могут быть следующими:

  • коматозные состояния;
  • сердечно-сосудистые проявления;
  • нефропатия (болезни почек);
  • нейропатии — поражения нервной системы, из-за которой больная стопа деформируется в своде, отекает, воспаляется, и развивается парестезия;
  • ретинопатия (заболевания сосудов глаза).

При появлении этих состояний медсестра должна обеспечить пациенту устойчивое положение, вызвать врача, подготовить необходимые медикаменты, обеспечить внутривенный доступ. После врачебных назначений должна приступить к их выполнению. При своевременном выполнении медсестрой обязанностей зависит жизнь пациента. Медсестре необходимо предупреждать пациентов о возможных осложнениях и рассказывать о самопомощи, которую они могут оказать себе сами.

Источник