Сахарный диабет 1 типа для медицинской сестры
, , , , . . .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
: – () , , , . . 6-7% . . – – XXI , . 30 . . 285 , 2025 , (), 438 . , . – , . (), 10 1 , 4 – , . : , , . 2-3 , 12-15 , 10 , 20 , . 2006 61/225 , , , . – . 10-15 % . 80 % . – . , , , . 3 , , – 9-10 . , 3-4 . , 6 . , , 280 . 15% .
:
1. 1 ( ) – . , .
2. 2 ( ) . 40 . 90% . .
: .
: .
: .
: , , , , .
1.
1.1
, – . – , . , , , , , , , – .
: ; , . . , 10%, — 80 %.
I . ( ) , , . , , , , , , – , . , , ( 40 ). , 6- . – . . , -, , , . . , , . .
1.2
. , , . :
– ( ) – ;
– ; ;
– , ;
– , ( , – ), (, );
– .
: , .
, .
, , . ( , , ) .
1.3
. .
.
. 1 .
( ). , .
.
, . , . .
:
(, , , ).
( .).
– , , , , .
..
1.4
. . , (, ) – (, C-). . : ( ). : 75 , 1-1,5 , 0.5- 2 . : . () (HbA1c) — , , . , %. , % . . 3- . – ( , ) : – , .
1.5
(, , ), ( ).
( 9) . (6 – 7 ) , . , .
.
: , , . ., , , , .
.
1 . , . ( ) 1 . . , .
:
1) , , .
2) , .
3) .
. , (, , , – ). .
2.
2.1
– . – , , . , . , , . , . , , , , , . . , , . :
1. .
– ;
– ;
– , ;
– ;
– ;
– , ; ;
– ;- ;
– ;
– (, , .);
; ; ; ; ; ; ( ) .
2. .
:
– :
– ;
– ;
– ;
– ;
– , ;
– ;
– , . , , .
, , , . .
, .
, . . , . , , . , , .
. , , . , , , . , , .
, , , , . . , . , , . . () (). , . , , . . , , . , – , . – ; , , , , .
:
;
;
, , ; – ; , );
( );
( ).
(. ).
, . .
, , .
, :
;
;
;
.
, , .
. .
.
, .
,
,
, ,
, ,
,
.
: , , , , , , 70 , (), ( ), , .
I.
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
6. , .
7. , .
8. .
9. 5-6 , , 2 .
10. , .
11. ().
12. .
13. , .
14. .
15. .
II.
16. .
17. 3 (), 2 : , — , 3 .
18.. , , , .
19. 45 (2/3 ); .
20. . .
2.2
. , , . , . .
.
: , , , , ( ), , , , , , , , . : , , — , , , , . , , (1-2 . ). , 40%- . 1 0,1%- . .
.
, . : ; , ; , . : ; ; ; , ; , . , , , , , . / 400–500 – 15 /. 10–16 . , . . . (50–60 ) . .
2.3
, , , – , , . . , , -, , , . , . , , , . . :
– . – , .
– , (, ). , .
-, , . , .
– , .
2.4
( ) – . 5-7 , . , – . – , . , , . , ( ) , ( ). , , , , , .
: . , , .
: . , . . . , . , . , . , , , . : ( ), ( , ), ( ), . , , .
, , . Ÿ , , . , , , .
2.5
– . – – . , , ( , , ). , , . , ., , . , . . , , , .
. . , , . , . – . . .
. , . – . . , , . . . , , – .
, , , , . , .
1. . ., . ., . . . .: , 2008. 544 .
2. . ., . . . 2007. 512 .
3. / . . , . . . . – 2006 .
4. // adiabet.ru >tipy / sestrinskaya-pomoshh-pru saxarnom diabete/.
5. . ., . . . 2 ., . . .: – , 2010. 368 .
6. : . . , . . , . . , 2002 .
7. . 8 // vimede/ord > sait / ?id.
8. . ., . ., . .- . . 13- . . . 2009. 552.
9. . ., . . . .: . , 2009. 464 .
Allbest.ru
…
, . , , . , , .
[1,3 M], 03.06.2010
, , . , . . .
[97,5 K], 18.10.2011
. , . . II , . .
[45,9 K], 17.12.2014
. . . .
[19,7 K], 03.01.2010
, , . . , . , .
[35,1 K], 15.12.2013
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
1. Участие медицинской сестры в диагностике и лечении пациентов страдающих сахарным диабетом 1 типа
Выполнила:
студентка 4 курса м/с «А»
группы Смирнова Е.Н.
Научный руководитель:
Козлова-Швецова Т.В.
2. Актуальность, цель, задачи.
Актуальность. Сахарный диабет является одним из самых распространенных
заболеваний эндокринной системы. А так же он является базой для развития
осложнений, ранней инвалидизацией и смерти.
Цель. Изучить участие медицинской сестры в диагностике и лечении пациентов с
сахарным диабетом 1 типа.
Задачи:
1. Изучить этиологию, патогенез, клиническую картину, осложнения, особенности
диагностики и лечения.
2. Изучить роль медицинской сестры в лечение и диагностики сахарного диабета 1
типа.
3. Изучить статистические данные по сахарному диабету 1 типа .
3. Предмет, объект и метод исследования.
Предмет исследования. Участие медицинской сестры при
диагностике и лечении сахарного диабета 1 типа.
Объект исследования. Пациенты с сахарным диабетом 1 типа,
лабораторные исследования.
Метод исследования. Анализ статистических
данных.
4. Понятие и типы сахарного диабета.
Сахарный диабет (С/Д) – это группа метаболических
(обменных) заболеваний, характеризующихся хронической
гипергликемией, которая является результатом нарушения
секреции инсулина, действия инсулина или обоих этих
факторов.
В зависимости от причины, вызвавшей сахарный диабет,
выделяют следующие его типы:
1. Сахарный диабет 1 типа.
2. Сахарный диабет 2 типа.
3. Специфические типы сахарного диабета.
4. Гестационный сахарный диабет.
5. Клинические проявления.
– высокий уровень сахара в крови (гипергликемия);
– частое мочеиспускание(полиурия);
– сахар в моче (глюкозурия);
– кожный зуд (особенно в области промежности);
– головокружения;
– чувство неутолимой жажды (полидипсия);
– повышенный аппетит (полифагия);
– потеря массы тела, не обусловленная изменением питания;
– слабость, быстрая утомляемость.
Прочие жалобы могут быть обусловлены ранним присоединением
осложнений:
– нарушения зрения, чаще в виде «белой пелены» перед глазами;
– онемение и покалывание в конечностях;
– ощущение тяжести в ногах и судороги икроножных мышц;
– медленное заживление ран и долгое выздоровление при инфекционных
заболеваниях.
6. Диагностика сахарного диабета.
Диагностические мероприятия:
– анализ крови на глюкозу: определяется натощак (по крайней мере 8ч.) из
капилярной крови, в норме > 5.5ммоль/л , в плазме > 7,0 ммоль/л;
– проба на толерантность к глюкозе: натощак принимается
около 75г.глюкозы растворенной в 1-1.5 стаканах воды;
– анализ мочи на глюкозу и кетоновые тела;
– определение гликированного гемоглобина (HbA1 > 6,5% );
– определение инсулина и С-пептида в крови (при С/Д1
типа количество инсулина и С-пептида снижено, а при
втором в норме);
– случайное определение глюкозы плазме в любое время суток без учета
времени, прошедшего после последнего приема пищи, подготовки не
требуется.
7. Подготовка пациента к исследованию.
Медицинская сестра дает рекомендации к следующим видам
обследования:
1. анализ на определение уровня глюкозы в крови;
2. тест на толерантность к глюкозе (ТТГ);
3. определение гликированного гемоглобина;
4. определение инсулина и С-пептида.
8. Участие медицинской сестры в лечении сахарного диабета 1 типа.
Комплексное лечение сахарного диабета 1 типа
включает в себя: инсулинотерапию, диетотерапию и
дозированные физические нагрузки.
Важную роль играет самоконтроль.
9. Инсулинотерапия.
Роль медицинской сестры в лечение в лечение включает в себя:
1. беседа о видах инсулина;
2. техника введения инсулина;
3. медицинская сестра рекомендует
менять места инъекций для профилактики
липодистрофии;
4. рассказывает как правильно подготовиться к
введению инсулина;
5. обучает правильно пользоваться глюкометром.
10. Диетотерапия.
Медицинская сестра должна составить
беседу о питании при С/Д, провести ее с
пациентом и родственниками.
Рассказать о последствиях, которые
могут
привести
при
несоблюдении
диетотерапии.
Медицинская
сестра
может
порекомендовать
завести
дневник
с
подсчетом количества ХЕ, указанием гликемии
и дозы вводимого инсулина.
Рекомендует для удобства установить
на телефон программу, которая поможет
следить за уровнем сахара в крови и
соблюдать правильную диету.
11. Дозированные физические нагрузки.
Медицинская
сестра
советует
соблюдать
определенные
правила:
1. Перед и после физической нагрузкой
необходимо определить уровень гликемии.
2. Определить вид, длительность и силу
физической нагрузки.
3. Не заниматься спортом при плохом
самочувствии.
4. Иметь при себе легкоусвояемые углеводы.
Медицинская
сестра,
изучив
физическую активность пациента с сахарным
диабетом,
составляет
индивидуальную
программу занятий для каждого пациента.
12. Самоконтроль.
Большое внимание пациента
медицинская
сестра
уделяет
самоконтролю. Самоконтроль регулярный контроль гликемии
пациентами или членами их
семей,
анализ
полученных
результатов, учет режима питания
и физической активности, умение проводить самостоятельную
коррекцию инсулинотерапии в зависимости от меняющихся условий
дня.
Медсестра обучает пациентов ведению дневника по
самоконтролю состояния, реакций на введение инсулина.
13. Анализ статистических данных пациентов с сахарным диабетом 1 типа.
Исследование проводилось
на базе БУЗ ВО «Вологодская
городская
поликлиника
Результаты
представлены
№4».
исследования
в
диаграммах и таблице.
следующих
14. Анализ статистических данных.
Численность пациентов, состоящих на
диспансерном учете с сахарным
диабетом 1 типа
Из
представленной
диаграммы видно, что за период
300
266
250
220
200
с
2016
по
2018
год
число
пациентов с сахарным диабетом 1
типа увеличивается.
196
150
100
50
0
2016 год
2017 год
Количество пациентов
2018 год
15. Анализ статистических данных.
Пациенты перешедшие из детской
поликлиники во взрослую с сахарным
диабетом 1 типа
По данным диаграммы можно
сделать вывод, что сахарный диабет 1
35
типа из года в год молодеет, так как
30
увеличивается
25
число
заболевших
в
детском возрасте.
12
10
является основанием для повышения
5
внимания к
0
сахарному диабету и его
22
20
15
Данный результат исследования
30
0
2016 год
профилактике среди детей.
2017 год
Количество пациентов
2018 год
16. Анализ статистических данных.
Количество пациентов с впервые
выявленным с сахарным диабетом 1
Проанализировав данные
диаграммы можно отметить,
что
сахарный
диабет
выявляется и в более позднем
возрасте.
14
12
12
10
9
8
6
6
4
2
0
0
2016 год
2017 год
Количество пациентов
2018 год
17. Анализ статистических данных.
Проанализировав данные из таблицы, и диаграммы можно сделать вывод, что
рост сахарного диабета 1 типа идет в основном за счет пациентов у которых сахарный
диабет 1 типа был выявлен в детском возрасте.
Количество пациентов, взятых на
диспансерный учет (%)
35
30
30
Год
25
22
Впервые
поликлиники во
выявленные
Всего
взрослую
20
15
Перешедшие из детской
12 12
9
10
2016
12 (50 %)
12 (50 %)
24 (100 %)
2017
22 (71 %)
9 (29 %)
31 (100 %)
2018
30 (83 %)
6 (17 %)
36 (100 %)
6
5
0
2016 год
2017 год
Количество пациентов
2018 год
Впервые выявленные
18. Выводы.
1.
Участие медсестры в лечении и диагностики пациентов важно, так как
конечный результат зависит от тщательной подготовки пациента к процедуре.
2.
Медицинская сестра является важнейшим звеном в подготовке пациентов
к методам диагностики, а также играет немалую роль в контроле заболевания.
3.
Главная роль медицинской сестры состоит в том, что она обеспечивает
взаимодействие между врачом, пациентом и лабораторией. Правильно
организованное взаимодействие между врачом, пациентом, медицинской
сестрой и лабораторией помогает с наибольшим для больного эффектом
использовать
диагностические
возможности
клинико-диагностической
лаборатории.
19.
4.
Так как сахарный диабет первого типа неизлечим, только
правильный подход к лечению сахарного диабета и профилактика
осложнений позволит избежать ранней инвалидизации и ранней смерти.
5.
Медицинская сестра – это ключевой специалист, обеспечивающий
подготовку больного к проведению лабораторных исследований.
Профессиональные знания об особенностях выполнения лабораторных
исследований, а также соблюдение правил медицинской этики и
деонтологии во многом позволяют медицинской сестре правильно
подготовить больного к исследованиям и поддерживать необходимый
доверительный характер их взаимоотношений.
20. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Сестринский процесс при сахарном диабете включает в себя профессиональную медицинскую помощь, особенности которой заключается в индивидуальном подходе к каждому пациенту.
Расскажем, из каких этапов и манипуляций строится сестринский процесс при диабете 1 и 2 типах, какие проблемы выделяются у несовершеннолетних пациентов, что такое школа здоровья.
↯ Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ
Для чего нужен сестринский процесс при диабете
Сестринский процесс при сахарном диабете позволяет контролировать здоровье больного сахарным диабетом, отслеживать изменения в его состоянии, оказывать психологическую поддержку.
Напомним, что сахарный диабет относится к хроническим заболеваниям, для которого характерно нарушение действия или продукции инсулина, что приводит к нарушениям обмена веществ.
Эти особенности болезни необходимо учитывать при осуществлении сестринского ухода в медучреждении.
Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете, которую может решить грамотный сестринский уход -позволить пациенту чувствовать себя безопасно и комфортно.
В рамках профессионального ухода за группой пациентов закрепляется медсестра, которая тесно взаимодействует с ними, решая следующие задачи:
- Изучает национальные, культурные и возрастные особенности пациентов, что впоследствии помогает врачу в разработке плана диагностики и лечения.
- Изучает проблемы пациентов.
- Изучает патогенез.
I и II тип СД , скачайте таблицу в Системе Главная медсестра.
Сестринский процесс при сахарном диабете строится с учетом видов заболевания, согласно классификации ВОЗ:
- Сахарный диабет 2 типа (не инсулинозависимый). Чаще распространен у лиц пожилого и среднего возраста.
- Сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый). Наиболее распространен у молодых пациентов.
Сахарный диабет имеет различные факторы риска и причины развития, среди которых преобладают: ожирение, стрессы, наследственная предрасположенность, прием алкоголя и токсических веществ, несбалансированное питание и т.д.
Этапы ухода
Сестринский уход при сахарном диабете строится поэтапно. На каждом из этапов решаются самые главные проблемы пациента и обеспечивается необходимый медицинский уход.
Сестринский уход при сахарном диабете 1 типа, 2 типа включает в себя 5 основных этапов:
- 1 этап. Сбор информации о больном.
- 2 этап. На этом этапе выявляются основные проблемы больного.
- 3 и 4 этап. Планирование ухода и его реализация в условиях медицинского стационара, проведение медицинских вмешательств.
- 5 этап. Оценка проведенных мероприятий сестринского ухода.
Проблемы пациента при сахарном диабете могут быть следующими:
1. Настоящие (реальные):
- потеря веса;
- сухость кожи, зуд;
- жажда;
- выделение большого количества мочи;
- боли в нижних конечностях, в области сердца;
- повышенный аппетит;
- необходимость введения инсулина и других противодиабетических препаратов;
- необходимость поддерживать диету;
- высокая утомляемость;
- проблемы со зрением.
2. Потенциальные проблемы связаны с риском возникновения:
- осложнений после приема инсулина;
- катаракт и обусловленной диабетом ретинопатии;
- острого инфаркта миокарда;
- коматозных и предкоматозных состояний;
- гнойничковых болезней кожи и вторичных инфекций;
- гангрены нижних конечностей;
- проблем с заживлением ран и т.д.
Как питаться при СД, таблицы эквивалентной замены продуктов при планировании питания в Системе Главная медсестра.
Скачать таблицы
3. Проблемы дефицита знаний:
- о сущности заболевания, его причинах и последствиях;
- что такое сахарный диабет сестринский процесс при заболевании;
- о диете, которую необходимо соблюдать при данном заболевании;
- об уходе за ногами;
- о пользовании глюкометром;
- о возможных осложнениях и методах самопомощи;
- о самопомощи при гипогликемии;
- о составлении лечебного меню и т.д.
Сестринский процесс при сахарном диабете начинается со сбора информации о пациенте.
При встрече с пациентом медсестра выясняет у него следующую информацию:
- какое лечение назначалось пациенту ранее;
- соблюдает ли он рекомендуемый режим питания и диету;
- принимает ли пациент инсулин, его название, дозировку и срок приема;
- принимает ли пациент иные противодиабетические препараты;
- результаты последних лабораторных исследований крови, мочи;
- есть ли у пациента глюкометр и умеет ли он им пользоваться;
- умеет ли пациент вводить инсулин самостоятельно, пользоваться специальным шприцем;
- какие методы профилактики осложнений знает пациент;
- посещал ли пациент «Школу диабетика», владеет ли навыками оказания самопомощи;
- умеет ли пациент пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;
- выясняет у пациента информацию о наследственной предрасположенности к сахарному диабету;
- узнает о сопутствующих заболеваниях;
- есть ли у пациента жалобы на состояние здоровья на момент осмотра.
Далее сестринский процесс при сахарном диабете включает непосредственный осмотр пациента, в ходе которого медсестра определяет:
- массу тела пациента;
- уровень его артериального давления;
- цвет и влажность кожных покровов, наличие расчесов;
- определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.
Еще одна важная часть сестринского процесса при диабете – проведение манипуляций и вмешательств. Эта работа включает в себя также работу с родными пациента.
Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.
Скачать 17 новых СОПов
1. Беседа и пациентом и его родными. Медсестра рассказывает пациенту и его родным о том, как сахарный диабет влияет на особенности питания пациента, какие продукты ограничены и запрещены при определенной стадии диабета.
2. Объяснить пациенту, почему необходимо строго соблюдать назначенную врачом диету.
3. Рассказать пациенту о том, какие физические нагрузки ему рекомендованы.
4. Рассказать об основных опасностях заболевания, его причинах, а также о возможных осложнениях.
5. Рассказать пациенту о том, что представляет собой инсулинотерапия, какие виды инсулина бывают, как он действует и как он действует совместно с приемом пищи. Как хранить инсулин, применять, какие бывают инсулиновые шприцы и микро-ручки.
6. Медсестра должна обеспечить своевременное введение инсулина, а также прием других препаратов против диабета.
7. Сестринский процесс при сахарном диабете также включает в себя контроль, который осуществляется медсестрой:
- состояние кожных покровов пациента;
- вес пациента;
- показатели пульса на артерии тыла стопы;
- показатели пульса и артериального давления;
- соблюдение пациентом режима питания и диеты, проверка продуктов, которые родственники передают больному.
8. Медсестра должна объяснить пациенту важность постоянного наблюдения у эндокринолога, ведения дневника питания, а также самоконтроля своего состояния и изменения самочувствия.
9. Пациенту рекомендуется посещать «Школу диабетика».
10. Пациенту рекомендуется периодически наблюдаться у кардиолога, нефролога, хирурга, окулиста и других специалистов по показаниям.
11. Рассказать пациенту о симптомах гипогликемии, о коматозных состояниях и их причинах.
12. Обучение родственников и пациента:
- как измерять артериальное давление;
- как составлять меню по количеству хлебных единиц;
- как правильно ухаживать за ногами;
- как оказать больному помощь при гипогликемии;
- как правильно вводить инсулин подкожно специальным шприцем.
Сахарный диабет 1 типа
Сестринская помощь при сахарном диабете 1 типа включает в себя комплекс мероприятий, которые основаны на знаниях особенности развития болезни на этом этапе.
Как правило, этот тип заболевания наиболее характерен для подростков, детей и взрослых в возрасте до 30 лет.
Болезнь проявляется ярко и внезапно чаще всего в осенне-зимний период времени, поскольку поджелудочная железа оказывается неспособной к тому, чтобы вырабатывать достаточное количество инсулина.
В этом случае речь идет о полной инсулиновой недостаточности, то есть жизнь пациента полностью зависит от своевременно вводимого инсулина. Попытки пациента обойтись без инсулина приводят к непоправимым отклонениям и таким опасностям, как кетоацидотическая кома и угроза жизни.
✔ Особенности введения инсулина, узнайте в журнале «Главная медицинская сестра»
Сестринский процесс при сахарном диабете в этом случае строится на плане, который составляется совместно с пациентом. Для этого медсестра должна помнить следующие аспекты.
1. При первом обследовании пациента важно получить полную картину о состоянии его здоровья, определить потребность пациента в сестринском уходе, а также то, способен ли он оказать себе помощь самостоятельно.
Для получения полной информации медсестра использует данные обследований, историю болезни, а также сведения, полученные от самого пациента и его родственников.
2. При первичном обследовании пациента важно обратить внимание на:
- состояние кожных покровов (сухость кожных покровов, их цвет;
- резкая потеря веса или его избыточность;
- особенности питания пациента – какой у него аппетит, есть ли необходимость в консультации диетолога, как пациент питается обычно;
- регулярность стула пациента;
- особенности режима сна, отдыха и труда пациента.
3. Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа включает в себя заполнение наблюдение в «Лист сестринской оценки».
4. Далее медсестра должна обобщить и проанализировать полученную информацию, на основании чего она делает выводы. Основные проблемы пациента при сахарном диабете заключаются в наличии трудностей, связанных с удовлетворением его потребностей.
5. На этапе составления плана ухода медсестра должна выделить главные проблемы пациента, подход к каждому больному при этом является индивидуальным.
6. Медсестра должна знать основные зоны для постановки инъекций инсулина и особенности его всасывания:
- «живот» – зона пояса справа и слева от пупка с переходом на спину. При введении в эту зону идет в работу и всасывается 90% дозы инсулина, его действие происходит быстро;
- «нога» и «рука» – передняя часть бедра от паха до колена или наружная часть руки от плеча до локтя. В этих зонах эффективно работает до 70% дозы инсулина, всасывание происходит медленнее;
- «лопатка» – традиционная зона для всех инъекций под лопатку. Самый неэффективный вариант – всасывание происходит медленно, работает только около 30% введённого препарата.
Сестринский уход при сахарном диабете 1 типа, основные задачи медсестры:
- контролировать состояние и самочувствие пациента;
- проводить работу, направленную на профилактику пролежней и кожных болезней;
- оказать пациенту необходимую помощь при развитии коматозных состояний;
- научить пациента приемам обеззараживания места инъекции при применении инсулина;
- научить пациента контролировать свое питание, массу тела, измерять пульс и давление;
- научить пациента правильно собирать суточное количество мочи на сахар;
- беседы с родственниками о соблюдении режима питания больного, о соблюдении диеты и т.д.;
- объяснить пациенту правила питания при диабете, подбора продуктов, при необходимости направить его на консультацию к диетологу и эндокринологу;
- проведение инъекций инсулина по назначенному врачом режиму;
- контроль уровня глюкозы пациента в течение дня, сбор мочи по Зимницкому, забор венозной крови на анализ;
- контроль за направлением пациента на дополнительные обследования;
- восполнение дефицита знаний пациента о сахарном диабете;
- выполнение врачебных назначений.
Помощь детям: потенциальные проблемы пациента при сахарном диабете
Для детей сестринский процесс при сахарном диабете имеет свои особенности. Большую часть времени заболевший сахарным диабетом ребенок проводит в домашних условиях.
Поэтому течение болезни и ее лечение во многом зависит от того, насколько компетентными окажутся врач и медсестра. В частности, родители должны научиться жить с ребенком, у которого выявлен диабет – это один из важнейших этапов диспансеризации.
Также ребенку необходимо помочь адаптироваться в домашних условиях, убедиться, что у него развито чувство ответственности за назначенное лечение. Необходимо понятно и просто объяснить ребенку, что это самый эффективный путь для долгой жизни.
Для детей назначаются дополнительные обследования:
- ежегодно ребенка направляют в стационар для оценки состояния его сердца, печени, глаз, для коррекции дозы инсулина;
- ежегодно ребенок направляется к фтизиатру, проводится рентгенография грудной клетки;
- раз в полгода проводят реакцию Манту;
- осмотр у стоматолога.
Кроме того, детям, у которых диагностирован диабет, предоставляется дополнительный выходной от занятий в школе – в среду. Пациенты бесплатно получают необходимые лекарства, освобождаются от переводных экзаменов в школе.
Сестринский процесс при сахарном диабете у детей включает в себя субъективные и объективные методы обследования:
Субъективные методы обследования включают в себя:
1. Сбор жалоб от пациента:
- резкое похудание при хорошем аппетите;
- плохой сон;
- частое мочеиспускание, объем мочи достигает 2-6 литров в сутки;
- желание выпить большое количество жидкости, до 2 и более литров;
- недержание;
- головная боль и слабость;
- зуд в области промежности и т.д.
2. Сбор анамнеза. Сахарный диабет у детей характеризуется быстрым и острым течением заболевания – в течение 2-3 недель, часто выявляются провоцирующие факторы.
Большое значение имеет сбор семейного анамнеза – часто заболевание выявляется у детей, входящих в группу риска, с наследственным анамнезом.
2. Объективные методы обследования:
- осмотр пациента;
- лабораторные анализы – общий анализ мочи и биохимический анализ крови, а также другие анализы по показаниям.
Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете связана с длительностью заболевания, которое длится не менее 5 лет.
У детей снижается иммунитет, что может привести к риску заражения вторичными инфекциями, задерживается физическое и половое развитие, возможно развитие гипогликемической комы, а также многие другие тяжелые последствия.
В связи с этим важно, помимо других медицинских мероприятий, которые отражаются в плане сестринского ухода, обучить ребенка и его родных образу жизни при сахарном диабете. Им необходимо рассказать и рекомендовать:
- методы самоконтроля состояния ребенка – как вести специальный дневник, как определить глюкозурию, гликемию и как оценить полученные результаты;
- как правильно проводит инсулинотерапию в домашних условиях, как действует инсулин, куда его вводить и когда он необходим;
- режима правильного питания – какие продукты показаны и противопоказаны при сахарном диабете, как рассчитывать суточное меню ребенка, основываясь на системе хлебных единиц, как корректировать питание с учетом состояния ребенка;
- какая физическая активность показана ребенка. Большинству пациентов рекомендуется физическая нагрузка в виде утренней гимнастике, дозированной ходьбе, езде на велосипеде, плавании, а также в виде различных умеренных спортивных игр.
Если сестринский процесс при сахарном диабете будет организован правильно, а его родные будут выполнять рекомендации врача и медсестры – наступит ремиссия и состояние ребенка улучшится. Пациент должен находиться под постоянным контролем эндокринолога.
Диабет 2 типа
Сестринский уход при сахарном диабете 2 типа строится по другой схеме, чем при 1 типе заболевания. Различия связаны с тем, что пациента со 2 типом болезни не являются инсулинозависимыми
Заболевание характерно для лиц более старшего возраста, имеющими проблемы с лишним весом. В целом заболевание протекает более мягко и благополучно.
Большинство пациентов в этом случае не нуждаются в приеме инсулина. Поджелудочная железа способна вырабатывать необходимое количество инсулина, однако, нарушается режим выработки, его качество и восприимчивость тканей к нему.
Основные показания для пациентов – умеренные физические нагрузки, прием препаратов, снижающих повышенный сахар, диета и правильный режим питания.
Сестринский процесс при сахарном диабете этого типа включает в себя несколько этапов:
- Обследование – в ходе визуального и личного осмотра определяется вес пациента, тип его конституции, наличие проблем с кожей, выражение лица и т.д.
- Диагностика – медсестра выявляет круг потребностей, которые оказываются нарушенными в связи заболеванием. Определяются реальные и приоритетные проблемы;
- Планирование сестринских вмешательств. С пациентом проводятся беседы о его питании, соблюдении режима физической активности, выполнении врачебных назначений. При необходимости берется материал для лабораторных обследований.
- Реализация запланированных мероприятий. Включает в себя выполнение врачебных назначений, контроль состояния пациента, его поддержка.
- На последнем этапе сестринского ухода медсестра оценивает достижение запланированных результатов.
Школа диабета
Школа диабета организуется для достижения следующих целей:
- Уменьшение возможных осложнений от заболевания.
- Повышение эффективности лечения.
- Уменьшение случаев инвалидизация и госпитализации.
- Адаптация пациента к нормальной социальной жизни.
- Мотивация пациентов к тому, чтобы самостоятельно контролировать течение заболевания;
- Улучшение качества жизни пациентов.
Сестринский процесс при сахарном диабете всегда включает в себя рекомендации медсестры о посещении пациентом школы диабета.
В деятельность школы включены следующие направления работы:
- организовать обучение больных, их родственником по утвержденным программам;
- оценивать полученные знания пациентов;
- оценить эффективность работы самой школы;
- проводить как первичные, так и поддерживающие курсы обучения;
- мотивация пациентов к самостоятельному контролю собственного состояния;
- обучить медперсонал методам работы с пациентами, а также профилактической работе;
- обучить пациентов методам уменьшения негативного влияния на состояние здоровья.
Материал проверен экспертами Актион Медицина