Сахарный диабет цель задачи курсовая работа

ЛФК
ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ
 
 

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     Введение…………………………………………………………….3

     Глава
1. Клиническое
описание сахарного диабета как одного

      
из самых  распространенных заболеваний
в мире.               

    1. Общие сведения
      о сахарном диабете…………………………5
    2. Классификация
      сахарного диабета……………………………8
    3. Профилактика
      Сахарного диабета…………………………….10
    4. Лечение сахарного
      диабета……………………………………13
    5. Здоровый
      образ жизни…………………………………………14
    6. Здоровое
      питание……………………………………………….14

     1.7Значение
физических упражнений для нормализации

      
массы тела…………………………………………………………..16  

     Глава
2. Роль ЛФК при
лечении сахарного диабета.                 

     2.1
Применение лечебной физической культуры
при

      
сахарном диабете…………………………………………………….17

     2.2
Примерное занятие лечебной гимнастикой
при легкой форме

      
сахарного диабета……………………………………………………….21

     2.3
Самостоятельные занятия больных……………………………..27

     2.4
Особенности физкультуры при 
диабете…………………………28

     Выводы……………………………………………………………
….32

     Литература…………………………………………………………….33 

     
Введение

     Сахарный 
диабет является актуальной медико-социальной
проблемой современности, которая по распространенности
и заболеваемости имеет все черты эпидемии,
охватывающей большинство экономически
развитых стран мира. В настоящее время,
по данным ВОЗ, в мире уже насчитывается
более 175 миллионов больных, их количество
неуклонно растет и к 2025 году достигнет
300 миллионов. Россия в этом плане не является
исключением. Только за последних 15 лет
общее количество больных сахарным диабетом
увеличилось в 2 раза.

     СД 
увеличивает летальность в 2-3 раза,
риск развития ишемической болезни сердца
и инфаркта миокарда увеличивается в 2
раза, патология почек – в 17 раз, гангрены
нижних конечностей в 20 раз, гипертоническая
болезнь – более чем в 3 раза. Наиболее часто
при сахарном диабете развивается инфаркт
миокарда, нарушение мозгового кровообращения.
Основными причинами смерти больных являются
сердечнососудистые и цереброваскулярные
заболевания, атеросклероз (67%), хроническая
почечная недостаточность (6,7%), инфекции
(11,1%).

     Успехи 
в диагностике и лечении привели к увеличению
продолжительности жизни, что привело
к большому количеству поздних осложнений
заболевания. По данным доклада Комитета
экспертов всемирной организации здравоохранения
(ВОЗ) по сахарному диабету продолжительность
жизни при развитии патологии в детском
возрасте около 30 лет (около 50% от нормы)
при СД I типа, а при СД II типа в среднем
около 70% от продолжительности жизни здорового
человека.

     Борьба 
с сахарным диабетом и его осложнениями
зависит не только от согласованной 
работы всех звеньев специализированной
медицинской службы, но и от самих больных,
без участия которых не могут быть достигнуты
целевые задачи по компенсации углеводного
обмена при сахарном диабете, а его нарушение
и вызывает развитие сосудистых осложнений.

     Хорошо
известно, что проблема успешно может
быть решена только тогда, когда все известно
о причинах, стадиях и механизмах ее появления
и развития.

      Лечебная 
роль физических упражнений при нарушениях
обмена веществ прежде всего обусловлена 
их трофическим воздействием. Мышечная
деятельность увеличивает энергетические
траты организма и усиливает обмен веществ.
Однако во многих случаях влияние занятий
лечебной физической культурой не ограничивается
этим. Систематическое применение физических
упражнений способствует восстановлению
нормальных моторно-висцеральных рефлексов,
регулирующих обмен веществ.

  Актуальность:
актуальность изучения проблем сахарного
диабета определяется как исключительно
быстрым ростом заболеваемости, так и
высокой степенью инвалидизации больных,
особенно заболевших в детском возрасте.

  Цель:
и
зучить роль лечебной физической культуры
при лечениии сахарного диабета.
Цель работы раскрывается через ряд поставленных
задач:

   
Задачи:

1.охарактеризовать
понятие сахарного диабета.

2.отразить
применение лечебной физической культуры
при сахарном диабете;

3.выявить
особенности занятия лечебной гимнастикой
при сахарном диабете;

4.сделать соответствующие
выводы по теме.

 При выполнении
работы использовался метод анализа литературных
данных.

Объект 
исследования:
профилактика стабилизации
уровня сахара в крови с помощью применения
методик лечебной физкультуры

  Предмет
исследования:
средства лечебной физической
культурой на разных этапах лечения сахарного
диабета. 

Глава
1
. КЛИНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
САХАРНОГО ДИАБЕТА КАК
ОДНОГО ИЗ САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ В МИРЕ.
 

1.1.
Общие сведения о сахарном
диабете.
 

     Сахарный 
диабет — одно из наиболее распространенных
заболеваний, связанное с нарушением
углеводного обмена из-за недостаточности 
выработки инсулина поджелудочной
железой. При сахарном диабете образование
гликогена в печени и мышцах уменьшается,
в результате повышается содержание сахара
в крови (гипергликемия) и он начинает
выделяться с мочой (глюкозурия). Развитию
сахарного диабета способствуют нарушение
центральной нервной регуляции (часто
после психических травм), расстройствах
питания, излишнее употребление углеводов,
инфекционные болезни, наследственное
предрасположение и другие факторы. Причинами
заболевания могут быть опухоли, воспаление
и склеротические изменения поджелудочной
железы.

     При
значительной гипергликемии ткани 
организма обезвоживаются, больные 
испытывают постоянное чувство жажды,
употребляют большое количество
жидкости и выделяют много мочи.
Расстройство жирового обмена на фоне
сахарного диабета ведет к наводнению
крови жиром. Повышается содержание в
крови холестерина. У больных снижается
тургор кожных покровов, отмечается сухость
кожи и слизистых оболочек, понижается
сопротивляемость организма инфекциям,
появляются различные сопутствующие заболевания
и осложнения (гнойничковые поражения
кожи, гипертоническая болезнь, атеросклероз,
заболевания почек, крови и др.). В пожилом
возрасте диабет может давать осложнения
в виде гангрены нижних конечностей.

     Часто
диабетики страдают и
нарушением белкового и жирового обмена.
В результате в организме скапливаются
ядовитые вещества, которые могут стать
причиной наиболее опасного осложнения,
такого как, гипогликемический шок и диабетическая
кома. Гипогликемический шок наблюдается
при резком падении уровня сахара в крови
под воздействием лечебных препаратов
и характеризуется появлением чувства
слабости, учащенного сердцебиения, чувства
голода, повышением моторной возбудимости,
судорогами и потерей сознания. Диабетическая
кома обусловлена отравлением организма
продуктами неполного сгорания жиров.
Для нее характерны рвота, сонливость
и глубокая потеря сознания.(А.В. Сумаркова;1993)

     Сахарный 
диабет — это заболевание на всю 
жизнь. Больному приходится постоянно 
проявлять упорство и самодисциплину,
а это может психологически надломить
любого. При лечении и уходе за больными
сахарным диабетом необходимы также настойчивость,
человечность, осторожный оптимизм; иначе
не удастся помочь больным преодолеть
все препятствия на их жизненном пути.

     Сахарный 
диабет возникает либо при дефиците,
либо при нарушении действия инсулина.
В обоих случаях в крови повышается концентрация
глюкозы (развивается гипергликемия),
сочетающаяся со многими другими метаболическими
нарушениями: например, при выраженном
дефиците инсулина в крови возрастает
концентрация кетоновых тел.

     Сахарный 
диабет во всех случаях диагностируют 
только по результатам определения 
концентрации глюкозы в крови 
в сертифицированной лаборатории.

     Пробу
на толерантность к глюкозе в 
обычной клинической практике, как 
правило, не используют, а проводят только
при сомнительном диагнозе у молодых пациентов
или для верификации диагноза у беременных.
Для получения достоверных результатов
пробу на толерантность к глюкозе следует
проводить утром натощак; пациенту следует
во время забора крови спокойно сидеть,
ему запрещается курить; в течение 3 дней
перед проведением пробы он должен соблюдать
обычную, а не безуглеводную
диету. В период реконвалесценции
после заболеваний и при длительном постельном
режиме результаты пробы могут оказаться
ложными. Пробу проводят следующим образом:
натощак измеряют уровень глюкозы в крови,
дают обследуемому внутрь 75 г глюкозы,
растворенной в 250-300 мл воды (для детей
— по 1,75 г на 1 кг веса, но не более 75 г; для
более приятного вкуса можно добавить,
например, натуральный лимонный сок), и
повторяют измерение уровня глюкозы в
крови через 1 или 2 ч. Анализы мочи собирают
трижды — перед приемом раствора глюкозы,
через 1 час и через 2 часа после приема.

Читайте также:  Дневник питания при сахарном диабете при беременности

Нарушение
толерантности к 
глюкозе 
Необходимость лечения при
нарушении толерантности к глюкозе врач
определяет индивидуально. Обычно пожилым
больным лечение не проводят, а более молодым
рекомендуют диету, физические упражнения
и снижение массы тела. Почти в половине
случаев нарушение толерантности к глюкозе
в течение 10 лет приводит к сахарному диабету,
в четверти — сохраняется без ухудшения,
в четверти — исчезает. Беременным при
нарушении толерантности к глюкозе проводят
лечение, аналогичное терапии сахарного
диабета. (. Голубев М.А. , Беляева И.Ф.1997) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2
Классификация сахарного
диабета.
 

     Существует 
два основных типа сахарного диабета 
– 1 тип и 2 тип.

     Сахарный 
диабет I типа
– это хроническое нарушение
углеводного обмена вследствии нарушения
продукции инсулина. При сахарном диабете  
1 типа происходит разрушение бета-клеток
поджелудочной железы, приводящее к инсулиновой
недостаточности. Это происходит на фоне
особой наследственной предрасположенности,
которая при воздействии внешних факторов(инфекция,
вирусы, оперативное вмешательство) ведет
к изменению состояния иммунной системы
организма и, в дальнейшем, к развитию
диабета.

     В
большинстве случаев сахарный диабет
1 типа возникает у молодых людей (до 35
лет), но бывают случаи заболевания и в
более поздним возрасте.

     Разрушение
80-90% бета-клеток приводит к появлению
следующих симптомов диабета: учащенное
мочеиспускание; сильная жажда и сухость
во рту; повышенная утомляемость; потеря
веса; недержании мочи у детей и подростков.

     Данные 
симптомы проходят, если человек начинает
получать инсулин, являющийся единственным
эффективным средством лечения сахарного
диабета 1 типа. Целью лечения инсулином
является круглосуточное поддержание
нормального уровня глюкозы в крови.

     Сахарный 
диабет II типа

     Сахарный 
диабет 2 типа – самая распространенная
форма сахарного диабета. 9 из 10 случаев
сахарного диабета составляет сахарный
диабет 2 типа. Чаще всего он начинается
после 40 лет, хотя количество молодых людей
с сахарным диабетом 2 типа непрерывно
возрастает.

     Существует 
множество причин развития сахарного 
диабета II типа, поскольку под этим термином
понимают широкий круг заболеваний с различными
характером течения и клиническими проявлениями.
Их объединяет общность патогенеза: уменьшение
секреции инсулина (вследствие нарушения
функции островков Лангерганса в сочетании
с повышением периферической резистентности
к действию инсулина, которая приводит
к снижению захвата глюкозы периферическими
тканями) или повышение выработки глюкозы
печенью. В 98% случаев причину развития
сахарного диабета II типа определить не
удается — в этом случае говорят об «идиопатическом»
диабете. Какое из поражений (снижение
секреции инсулина или резистентность
к инсулину) первично, неизвестно; возможно,
патогенез различен у разных больных.
Наиболее часто резистентность к инсулину
обусловлена ожирением;

Источник

Êëàññèôèêàöèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà è ýòèîëîãèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà 2 òèïà. Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ è äèàãíîñòèêà ñàõàðíîãî äèàáåòà. Ïîêàçàòåëè ñîäåðæàíèÿ ñàõàðà â êðîâè. Ðåêîìåíäàöèè ïî íåìåäèêàìåíòîçíîé ïðîôèëàêòèêå äèàáåòà. Ôàêòîðû ðèñêà çàáîëåâàíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî çäðàâîîõðàíåíèÿ Êèðîâñêîé îáëàñòè

Êèðîâñêîå îáëàñòíîå ãîñóäàðñòâåííîå ïðîôåññèîíàëüíîå

îáðàçîâàòåëüíîå áþäæåòíîå ó÷ðåæäåíèå

«Êèðîâñêèé ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ»

Êóðñîâàÿ ðàáîòà

ÂÛßÂËÅÍÈÅ ÔÀÊÒÎÐΠÐÈÑÊÀ ÑÀÕÀÐÍÎÃÎ ÄÈÀÁÅÒÀ 2 ÒÈÏÀ

Âûïîëíèëà: Êóçüìèíà Àëåêñàíäðà Ñåðãååâíà,

II êóðñ, ãðóïïà II-À Ë/Ä

Ðóêîâîäèòåëü: Êàðàáàëèíîâà Âèêòîðèÿ Ðîñòèñëàâîâíà,

ïðåïîäàâàòåëü âûñøåé êâàëèôèêàöèîííîé êàòåãîðèè

Êèðîâ, 2018

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • 1. Òåîðåòè÷åñêèåî îñíîâû ÑÄ 2 òèïà
    • 1.1 Êëàññèôèêàöèÿ
    • 1.2. Ýòèîëîãèÿ ÑÄ 2 òèïà
      • 1.2.1 Ôàêòîðû ðèñêà
    • 1.3 Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ÑÄ 2 òèïà
    • 1.4 Äèàãíîñòèêà ÑÄ 2 òèïà
    • 1.5 Ïðîôèëàêòèêà ôàêòîðîâ ðèñêà
  • 2. Âûÿâëåíèå ôàêòîðîâ ðèñêà ÑÄ 2 òèïà
    • 2.1 Ìåòîäèêà ïðîâåäåíèÿ èññëåäîâàíèÿ
    • 2.2 Àíàëèç è èíòåðïðåòèðîâàíèå ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
  • Ïðèëîæåíèÿ

Òåìà äàííîé êóðñîâîé ðàáîòû – «Âûÿâëåíèå ôàêòîðîâ ðèñêà ÑÄ 2 òèïà». Àêòóàëüíîñòü ýòîé òåìû èññëåäîâàíèÿ îáóñëîâëåíà òåì, ÷òî ñàõàðíûé äèàáåò ïðèíàäëåæèò ê ÷èñëó ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ áîëåçíåé ñðåäè âçðîñëîãî íàñåëåíèÿ.  íàñòîÿùåå âðåìÿ â ìèðå ñòðàäàþò ñàõàðíûì äèàáåòîì áîëåå 415 ìëí. ÷åëîâåê, èç íèõ 4 ìëí. – ðîññèÿíå.

Ïî ïîñëåäíèì äàííûì [1], ÷èñëåííîñòü áîëüíûõ ÑÄ â ìèðå çà ïîñëåäíèå 10 ëåò óâåëè÷èëàñü áîëåå, ÷åì â 2 ðàçà. Ñîãëàñíî ïðîãíîçàì Ìåæäóíàðîäíîé äèàáåòè÷åñêîé ôåäåðàöèè ê 2040 ãîäó ÑÄ áóäåò ñòðàäàòü 642 ìëí. ÷åëîâåê. Ñòîëü ñòðåìèòåëüíûé ðîñò çàáîëåâàåìîñòè ÑÄ ïîñëóæèë ïðè÷èíîé ïðèíÿòèÿ Ðåçîëþöèè ÎÎÍ 61/225 îò 20.12.2006 ãîäà â î ñàõàðíîì äèàáåòå è Ïîëèòè÷åñêîé äåêëàðàöèè ÎÎÍ â 2011 ãîäó, îáðàùåííîé ê íàöèîíàëüíûì ñèñòåìàì çäðàâîîõðàíåíèÿ ñ ïðèçûâîì ñîçäàâàòü ìíîãîïðîôèëüíûå ñòðàòåãèè â îáëàñòè ïðîôèëàêòèêè íåèíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé è áîðüáû ñ íèìè, ãäå îñîáîå âíèìàíèå ïðèâëå÷åíî ê ïðîáëåìå ÑÄ, êàê îäíîé èç âåäóùèõ ïðè÷èí èíâàëèäèçàöèè è ñìåðòíîñòè íàñåëåíèÿ.

 Êèðîâñêîé îáëàñòè [1] íà 01.01.2017 ã. – 45,110 òûñÿ÷ ÷åëîâåê, áîëüíûõ ÑÄ 2 òèïà, åñëè ñðàâíèòü ñ 01.01.2016 ã. – 43,5 òûñ., òî çàìåòíà ÿâíàÿ òåíäåíöèÿ ê ðîñòó çàáîëåâàåìîñòè.

 ñâÿçè ñ ýòèì, åæåãîäíî 14 íîÿáðÿ îòìå÷àåòñÿ Âñåìèðíûé äåíü áîðüáû ñ äèàáåòîì.

Îäíàêî ýòè äàííûå íåäîîöåíèâàþò ðåàëüíîå êîëè÷åñòâî ïàöèåíòîâ, ïîñêîëüêó ó÷èòûâàþò òîëüêî âûÿâëåííûå è çàðåãèñòðèðîâàííûå ñëó÷àè çàáîëåâàíèÿ. Òàêèì îáðàçîì, ðåàëüíàÿ ÷èñëåííîñòü ïàöèåíòîâ ñ ÑÄ â ÐÔ íå ìåíåå 8-9 ìëí. ÷åëîâåê (îêîëî 6% íàñåëåíèÿ), ÷òî ïðåäñòàâëÿåò ÷ðåçâû÷àéíóþ óãðîçó äëÿ äîëãîñðî÷íîé ïåðñïåêòèâû, ïîñêîëüêó çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü ïàöèåíòîâ îñòàåòñÿ íå äèàãíîñòèðîâàííûìè, ñëåäîâàòåëüíî, íå ïîëó÷àþò ëå÷åíèÿ è èìåþò âûñîêèé ðèñê ðàçâèòèÿ ñîñóäèñòûõ îñëîæíåíèé. Ñàìûìè îïàñíûìè ïîñëåäñòâèÿìè ãëîáàëüíîé ýïèäåìèè ÑÄ ÿâëÿþòñÿ åãî ñèñòåìíûå îñëîæíåíèÿ – ðåòèíîïàòèÿ, íåôðîïàòèÿ, ïîðàæåíèå ñîñóäîâ ñåðäöà, ãîëîâíîãî ìîçãà, íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, ïîðàæåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû, ðàçâèòèå äèàáåòè÷åñêîé ñòîïû. Èìåííî ýòè îñëîæíåíèÿ ÿâëÿþòñÿ îñíîâíîé ïðè÷èíîé èíâàëèäèçàöèè è ñìåðòíîñòè áîëüíûõ ñ ÑÄ. Òàê â ìèðå, îò îñëîæíåíèé ñàõàðíîãî äèàáåòà êàæäûå 6 ñåêóíä óìèðàåò 1 ÷åëîâåê, à êàæäûå 20 ñåêóíä 1 ÷åëîâåêó àìïóòèðóþò êîíå÷íîñòü.

Читайте также:  Насморк при сахарном диабете чем лечить

Îáúåêò èññëåäîâàíèÿ – âçðîñëîå íàñåëåíèå.

Ïðåäìåò èññëåäîâàíèÿ – ôàêòîðû ðèñêà ÑÄ 2 òèïà.

Öåëü èññëåäîâàíèÿ – âûÿâëåíèå ôàêòîðîâ ðèñêà ÑÄ 2 òèïà.

Äëÿ äîñòèæåíèÿ óêàçàííîé öåëè â êóðñîâîé ðàáîòå ðåøàþòñÿ ñëåäóþùèå èññëåäîâàòåëüñêèå çàäà÷è:

1. Ïðîâåñòè àíàëèç ëèòåðàòóðíûõ èñòî÷íèêîâ ïî èçó÷àåìîé òåìå.

2. Ïðîâåñòè àíêåòèðîâàíèå ñðåäè âçðîñëîãî íàñåëåíèÿ.

3. Èçìåðèòü îêðóæíîñòü òàëèè, âû÷èñëèòü ÈÌÒ, èçìåðèòü ÀÄ.

4. Ñîñòàâèòü ðåêîìåíäàöèè äëÿ íàñåëåíèÿ ïî ïðîôèëàêòèêå ÑÄ 2 òèïà.

1.1 Êëàññèôèêàöèÿ

Ñàõàðíûé äèàáåò 1 òèïà – äåñòðóêöèÿ â-êëåòîê, ïðèâîäÿùàÿ ê àáñîëþòíîé èíñóëèíîâîé íåäîñòàòî÷íîñòè. Äåáþòèðóåò â ìîëîäîì âîçðàñòå.

Ñàõàðíûé äèàáåò 2 òèïà – ðåçèñòåíòíîñòü ê èíñóëèíó, ãèïåðãëèêåìèÿ ñ îòíîñèòåëüíîé èíñóëèíîâîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ. Ðàçâèâàåòñÿ ïîñòåïåííî ó ëèö ñòàðøå 45 ëåò, ñòðàäàþùèõ èçáûòêîì ìàññû òåëà. Âñòðå÷àåòñÿ â 4 ðàçà ÷àùå, ÷åì ñàõàðíûé äèàáåò 1 òèïà.

Ãåñòàöèîííûé äèàáåò – äèàáåò òîëüêî âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè.

Äðóãèå ñïåöèôè÷åñêèå òèïû äèàáåòà [5].

Öåëüþ äàííîé êóðñîâîé ðàáîòû ÿâëÿåòñÿ âûÿâëåíèå ôàêòîðîâ ðèñêà ÑÄ 2 òèïà, ïîýòîìó äëÿ áîëåå ÷åòêîé êàðòèíû äàííîãî çàáîëåâàíèÿ ïðåäëàãàåì ïîäðîáíåé ðàçîáðàòü ýòèîëîãèþ, êëèíèêó, äèàãíîñòèêó è ïðîôèëàêòèêó ÑÄ 2 òèïà.

1.2 Ýòèîëîãèÿ ÑÄ 2 òèïà

Ñàõàðíûé äèàáåò 2 òèïà [6] ÿâëÿåòñÿ ìíîãîôàêòîðíûì çàáîëåâàíèåì ñ íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòüþ. Áîëüøèíñòâî ïàöèåíòîâ ñ ÑÄ 2 òèïà óêàçûâàþò íà íàëè÷èå ÑÄ2 ó áëèæàéøèõ ðîäñòâåííèêîâ; ïðè íàëè÷èè ÑÄ 2òèïà ó îäíîãî èç ðîäèòåëåé âåðîÿòíîñòü åãî ðàçâèòèÿ íà ïðîòÿæåíèè æèçíè ñîñòàâëÿåò 40 %. Áîëüøîå çíà÷åíèå â ðåàëèçàöèè íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê ÑÄ 2 òèïà èãðàþò ôàêòîðû îêðóæàþùåé ñðåäû, â ïåðâóþ î÷åðåäü, îñîáåííîñòè îáðàçà æèçíè: óïîòðåáëåíèå â ïèùó âûñîêîêàëîðèéíîé ïèùè è áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ðàôèíèðîâàííûõ óãëåâîäîâ, ìàëîïîäâèæíûé îáðàç æèçíè, îæèðåíèå. Òàêæå íàðóøåíèå âíóòðèóòðîáíîãî ïèòàíèÿ è íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ â ïîñòíàòàëüíîì ïåðèîäå, ìóòàöèÿ ãåíîâ (èíñóëèíà, ãëþêàãîíà, ãëþêîêèíàçû), íàðóøàþùèõ ñåêðåöèþ èíñóëèíà; ìóòàöèè ãåíîâ, îòâå÷àþùèõ çà íàðóøåíèå àêòèâíîñòè èíñóëèíà (èíñóëèíîâûõ ðåöåïòîðîâ, ïðîòåèíà).

1.2.1 Ôàêòîðû ðèñêà

1. Âîçðàñò ? 45 ëåò. Ñ âîçðàñòîì âîçðàñòàåò ðèñê ðàçâèòèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà 2 òèïà. Ïðè÷èíà òîìó – âîçðàñòíûå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå (óìåíüøàåòñÿ êîëè÷åñòâî â-êëåòîê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, êîòîðûå âûðàáàòûâàþò èíñóëèí). Ôîðìèðóåòñÿ îòíîñèòåëüíûé äåôèöèò èíñóëèíà è ðàçâèâàåòñÿ îòíîñèòåëüíàÿ èíñóëèíîâàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.

2. Ïîâûøåííàÿ ìàññà òåëà. Îæèðåíèå ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì ôàêòîðîì ðèñêà ðàçâèòèÿ ÑÄ 2 òèïà êàê ó ïîæèëûõ, òàê è ó ìîëîäûõ ëþäåé. Ïî äàííûì ÂÎÇ íà èçáûòî÷íóþ ìàññó òåëà è îæèðåíèå ïðèõîäèòñÿ áîëåå 80% ñëó÷àåâ ÑÄ 2 òèïà. Ïðè÷èíîé òîìó ñòàíîâèòñÿ èçáûòî÷íîå ñêîïëåíèå æèðà â êëåòêàõ îðãàíèçìà, ÷òî ïðèâîäèò ê èíñóëèíîðåçèñòåíòíîñòè (ñíèæåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ïåðèôåðè÷åñêèõ òêàíåé ê äåéñòâèþ ýíäîãåííîãî èíñóëèíà).

Èíñóëèíîðåçèñòåíòíîñòü – ýâîëþöèîííî-çàêðåïëåííûé ìåõàíèçì âûæèâàíèÿ â íåáëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ (êîãäà ïåðèîäû èçîáèëèÿ ÷åðåäîâàëèñü ñ ïåðèîäàìè ãîëîäà). Èíñóëèíîðåçèñòåíòíîñòü îáåñïå÷èâàëà íàêîïëåíèå ýíåðãèè â âèäå îòëîæåíèÿ æèðà, ÷òîáû ïåðåæèòü ãîëîä.  ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ â ñòðàíàõ ñ âûñîêèì ýêîíîìè÷åñêèì ðàçâèòèåì è ñêëîííîñòüþ ê ìàëîïîäâèæíîìó îáðàçó æèçíè, ñîõðàíèâøèåñÿ â ãåíåòè÷åñêîé ïàìÿòè ìåõàíèçìû èíñóëèíîðåçèñòåíòíîñòè ïðîäîëæàþò «ðàáîòàòü» íà íàêîïëåíèå ýíåðãèè, ÷òî âåäåò ê ðàçâèòèþ àáäîìèíàëüíîãî îæèðåíèÿ è ÑÄ 2 òèïà.

3. Íàñëåäñòâåííîñòü. Ãåíåòè÷åñêàÿ ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ðàçâèòèÿ áîëåçíè ñâÿçàíà ñ îïðåäåëåííûì ãåíîì. Îí âîçäåéñòâóåò îòðèöàòåëüíî íà àíòèòåëà àóòîèììóííîãî ïðîèñõîæäåíèÿ, êîòîðûå ðàçðóøàþò ïîäæåëóäî÷íóþ æåëåçó, à òàêæå ïîâûøàåò âîñïðèèì÷èâîñòü êëåòîê ê ïîâðåæäàþùèì ôàêòîðàì âíåøíåé ñðåäû (âèðóñû, õèìè÷åñêèå âåùåñòâà). Èç-çà ýòîãî êîëè÷åñòâî êëåòîê ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû ñíèæàåòñÿ, è âûðàáîòêà èíñóëèíà ïðîèñõîäèò â íåäîñòàòî÷íûõ êîëè÷åñòâàõ.

4. Îãðàíè÷åíèå äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè.  ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ íàáëþäàåòñÿ ìàëîïîäâèæíûé îáðàç æèçíè. Òàêèå äâà ôàêòîðà, êàê îæèðåíèå è íèçêàÿ àêòèâíîñòü âçàèìîñâÿçàíû. Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ïîìîãàåò êîíòðîëèðîâàòü ñâîé âåñ, îðãàíèçì ïîëíîöåííî èñïîëüçóåò ãëþêîçó è çàñòàâëÿåò êëåòêè áûòü áîëåå ÷óâñòâèòåëüíûìè ê èíñóëèíó. Îðãàíèçìó íåîáõîäèìî, êàê ìèíèìóì, 30 ìèíóò â äåíü óìåðåííûõ ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê (çàðÿäêà, ïðîãóëêè)

5. Ãåñòàöèîííûé ñàõàðíûé äèàáåò (ÃÑÄ). Âïåðâûå äèàãíîñòèðóåìûé âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè, õàðàêòåðèçóåòñÿ ñíèæåíèåì êëåòî÷íîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê èíñóëèíó íà ïî÷âå ïîâûøåíèÿ â êðîâè óðîâíÿ äðóãèõ ãîðìîíîâ. Ýòî ñîñòîÿíèå ïðîõîäèò ïîñëå ðîäîðàçðåøåíèÿ, íî ïàöèåíòû ñ ÃÑÄ îñòàþòñÿ â ãðóïïå ðèñêà ïî ðàçâèòèþ ÑÄ 2 òèïà.

6. Ñèíäðîì ïîëèêèñòîçíûõ ÿè÷íèêîâ (ÑÏÊß). Âçàèìîñâÿçü ÑÏÊß è ñàõàðíîãî äèàáåòà 2 òèïà äàâíî èçâåñòíà è äîêàçàíà, â îáîèõ ñëó÷àÿõ âàæíûì ôàêòîðîì ÿâëÿåòñÿ íåâîñïðèèì÷èâîñòü òêàíåé ê èíñóëèíó èëè èíñóëèíîðåçèñòåíòíîñòü, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ïðîèñõîäèò óâåëè÷åíèå âûðàáîòêè ýòîãî ãîðìîíà ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçîé. Ó îäíîé èç òðåõ æåíùèí ñ ÑÏÊß åñòü íàðóøåíèå òîëåðàíòíîñòè ê ãëþêîçå è ó êàæäîé äåñÿòîé ðàçâèâàåòñÿ ñàõàðíûé äèàáåò 2 òèïà åùå äî 40 ëåò. Ïîýòîìó ëþáîé æåíùèíå ñ ÑÊÏß äîëæåí áûòü ïðîâåäåí ãëþêîçîòîëåðàíòíûé òåñò. Êðîìå òîãî, ïðè ÑÏÊß â 2 ðàçà ÷àùå ðàçâèâàåòñÿ ãåñòàöèîííûé ñàõàðíûé äèàáåò – âàæíûé ôàêòîð ðèñêà ñàõàðíîãî äèàáåòà 2 òèïà â áóäóùåì. Äëÿ ýòîãî ñèíäðîìà õàðàêòåðíû: íåðåãóëÿðíûå ìåíñòðóàöèè, èçáûòî÷íûé ðîñò âîëîñ, àïíîý, àáäîìèíàëüíîå îæèðåíèå.

7. Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ. Åñëè ÀÄ äëèòåëüíîå âðåìÿ çíà÷èòåëüíî ïðåâûøàåò íîðìó – ýòî óêàçûâàåò íà ïîâûøåííûé ðèñê ðàçâèòèÿ äèàáåòà 2 òèïà.

8. Õîëåñòåðèí ËÂÏ ? 0,9 ììîëü/ë è/èëè óðîâåíü òðèãëèöåðèäîâ ? 2,82 ììîëü/ë. Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî èìåòü ïðîñòî “íîðìàëüíûé” óðîâåíü îáùåãî õîëåñòåðèíà ïîëäåëà, âàæíî òàêæå îöåíèâàòü åãî “êà÷åñòâî”. Íèçêèé óðîâåíü “õîðîøåãî” õîëåñòåðèíà (ëèïîïðîòåèíîâ âûñîêîé ïëîòíîñòè, ËÏÂÏ) è âûñîêèé óðîâåíü “ïëîõîãî” (ËÏÍÏ), ïîâûøàåò ðèñê ðàçâèòèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà 2 òèïà. ËÏÍÏ ñîñòàâëÿþò 60-70% îáùåãî õîëåñòåðèíà è ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûì åãî ïåðåíîñ÷èêîì ê òêàíÿì.

9. Íàðóøåííàÿ òîëåðàíòíîñòü ê ãëþêîçå, íàðóøåííàÿ ãëèêåìèÿ íàòîùàê Ýòî òàê íàçûâàåìîå ïðåääèàáåòè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, êîòîðîå ìîæåò ñïðîâîöèðîâàòü ðàçâèòèå ñàõàðíîãî äèàáåòà [3].

1.3 Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ÑÄ 2 òèïà

Êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ ÑÄ ñàìûå ðàçíîîáðàçíûå:

ü Ïîëèóðèÿ – îáèëüíîå ìî÷åèñïóñêàíèå 3-4 ëèòðà â ñóòêè. Âñëåäñòâèå îñìîòè÷åñêîãî äèóðåçà, êîòîðûé îáóñëîâëåí âûñîêîé êîíöåíòðàöèåé ãëþêîçû â ìî÷å.

ü Ïîëèôàãèÿ – ïîâûøåííûé àïïåòèò, ðàçâèâàþùèéñÿ êàê êîìïåíñàòîðíàÿ ðåàêöèÿ, ïîçâîëÿþùàÿ óâåëè÷èòü ïîñòóïëåíèå èñòî÷íèêîâ ýíåðãèè â îðãàíèçì è íèâåëèðîâàòü èõ ïîòåðþ ñ ãëþêîçóðèåé.

ü Ïîëèäèïñèÿ – êîìïåíñàòîðíàÿ ðåàêöèÿ, îáóñëîâëåííàÿ áîëüøîé ïîòåðåé æèäêîñòè ïðè ïîëèóðèè.

ü Èçáûòî÷íàÿ ìàññà òåëà è îæèðåíèå. Ðàíåå ÑÄ 2 òèïà íàçûâàëè «ñàõàðíûì äèàáåòîì ïîëíûõ».

ü ÑÄ 2 òèïà ìîæåò îêàçàòüñÿ ñëó÷àéíîé íàõîäêîé, ïðè îáðàùåíèè ïàöèåíòà ê âðà÷ó â ñâÿçè ñ ÈÁÑ è ÀÃ.

1.4 Äèàãíîñòèêà ÑÄ 2 òèïà

Äèàãíîñòèêà âêëþ÷àåò â ñåáÿ [1,6]:

Читайте также:  Сахарный диабет и загар солнечный

1. Èçìåðåíèå ãëþêîçû íàòîùàê (òàáë. 1);

2. Ãëþêîçîòîëåðàíòíûé òåñò;

3. Îïðåäåëåíèå Ñ-ïåïòèäà, ýòî íåîáõîäèìî äëÿ äèôôåðåíöèàëüíîé äèàãíîñòèêè.

4. Èññëåäîâàíèå ãëèêîçèëèðîâàííîãî ãåìîãëîáèíà.  2011 ã. ÂÎÇ îäîáðèëà âîçìîæíîñòü èñïîëüçîâàíèÿ HbA1c äëÿ äèàãíîñòèêè ÑÄ.  êà÷åñòâå äèàãíîñòè÷åñêîãî êðèòåðèÿ ÑÄ âûáðàí óðîâåíü HbA1c ?6,5 % Íîðìàëüíûì ñ÷èòàåòñÿ óðîâåíü HbA1c äî 6,0 %.

5. ÎÀÌ

Òàáëèöà 1
Ïîêàçàòåëè ñîäåðæàíèÿ ñàõàðà â êðîâè

Âðåìÿ ïðîâåäåíèÿ

Êîíöåíòðàöèÿ ãëþêîçû

Êàïèëëÿðíàÿ êðîâü

Âåíîçíàÿ êðîâü

Íîðìà

Íàòîùàê

×åðåç 2 ÷àñà ïîñëå ÏÃÒÒ

<5,6

<6,1

<7,8

<7,8

Ñàõàðíûé äèàáåò

Íàòîùàê

×åðåç 2 ÷àñà ïîñëå ÏÃÒÒ

Ñëó÷àéíîå îïðåäåëåíèå

?6,1

?7,0

?11,1

?11,1

?11,1

?11,1

Íàðóøåííàÿ òîëåðàíòíîñòü ê ãëþêîçå

Íàòîùàê

×åðåç 2 ÷àñà ïîñëå ÏÃÒÒ

<6,1

< 7,0

? 7,8 è < 11,1

? 7,8 è < 11,1

Íàðóøåííàÿ ãëèêåìèÿ íàòîùàê

Íàòîùàê

×åðåç 2 ÷àñà ïîñëå ÏÃÒÒ

? 5,6 è < 6,1

? 6,1 è < 7,0

< 7,8

< 7,8

1.5 Ïðîôèëàêòèêà ôàêòîðîâ ðèñêà

Ïðîôèëàêòèêà ÑÄ 2 ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ êàê íà óðîâíå ïîïóëÿöèè â öåëîì, òàê è íà èíäèâèäóàëüíîì óðîâíå. Î÷åâèäíî, ÷òî ïðîôèëàêòèêà â ìàñøòàáàõ âñåãî íàñåëåíèÿ íå ìîæåò îñóùåñòâëÿòüñÿ òîëüêî ñèëàìè îðãàíîâ çäðàâîîõðàíåíèÿ, òðåáóþòñÿ ïëàíû ïî áîðüáå ñ çàáîëåâàíèåì, ñîçäàíèå óñëîâèé äëÿ äîñòèæåíèÿ è ïîääåðæàíèÿ çäîðîâîãî îáðàçà æèçíè, àêòèâíîå âîâëå÷åíèå â ýòîò ïðîöåññ ðàçëè÷íûõ ñòðóêòóð, ïîâûøåíèå èíôîðìèðîâàííîñòè íàñåëåíèÿ â öåëîì, äåéñòâèÿ ïî ñîçäàíèþ «íåäèàáåòîãåííîé» îêðóæàþùåé ñðåäû.

Êàæäûé ÷åëîâåê, ó êîòîðîãî åñòü ïðåäðàñïîëîæåííîñòü â ðàçâèòèè ÑÄ 2 òèïà, ìîæåò ñàìîñòîÿòåëüíî ïðîôèëàêòèðîâàòü ýòî çàáîëåâàíèå. Çäåñü î÷åíü óìåñòåí àôîðèçì Ñèëîâàíà Ðàìèøâèëè: «Ïðîôèëàêòèêà áîëåçíè – ñàìîå ðàçóìíîå ëå÷åíèå».

Ôàêòîðû ðèñêà ðàçäåëÿþò íà:

Íåìîäèôèöèðóåìûå ôàêòîðû:

1. Âîçðàñò.

2. Ñåìåéíûé àíàìíåç (íàëè÷èå ðîäñòâåííèêîâ ñ ïîäîáíûì çàáîëåâàíèåì).

Ìîäèôèöèðóåìûå ôàêòîðû:

1. Èçáûòî÷íàÿ ìàññà òåëà, îæèðåíèå;

2. Îãðàíè÷åíèå äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè;

3. Ãåñòàöèîííûé ñàõàðíûé äèàáåò;

4. Ñèíäðîì ïîëèêèñòîçíûõ ÿè÷íèêîâ;

5.Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ;

6. Ïîâûøåííûé õîëåñòåðèí êðîâè;

7. Íà÷àëüíûå íàðóøåíèÿ óãëåâîäíîãî îáìåíà.

Ðåêîìåíäàöèè ïî íåìåäèêàìåíòîçíîé ïðîôèëàêòèêå ÑÄ 2 òèïà:

Ïðîôèëàêòèêà ÑÄ 2 [6] äîëæíà íà÷èíàòüñÿ ñ óáåæäåíèÿ ïàöèåíòà â íåîáõîäèìîñòè ìîäèôèêàöèè îáðàçà æèçíè.

Ðåãóëÿðíîå ïðîâåäåíèå ñêðèíèíãà, íàïðàâëåííîãî íà êîíòðîëü ñàõàðà êðîâè.

3. Ïàöèåíòû, ñòðàäàþùèå ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíüþ, äîëæíû ïîääåðæèâàòü ÀÄ ìåíåå 14090 ìì.ðò.ñò.

Ñâîåâðåìåííàÿ äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå æåíùèí ñ ÑÏÊß.

Ïðèäåðæèâàòüñÿ ïðèíöèïîâ çäîðîâîãî ïèòàíèÿ. Ñáàëàíñèðîâàííîñòü ïî íóòðèåíòíîìó ñîñòàâó: áåëêè – 10-15%, æèðû – äî 20-30%, óãëåâîäû – 55-70% ñ îãðàíè÷åíèåì ïðîñòûõ ñàõàðîâ.

Ïðîâåäåíèå ñàìîñòîÿòåëüíîãî ðåãóëÿðíîãî ìîíèòîðèíãà âåñà òåëà è îêðóæíîñòè òàëèè. ÈÌÒ äî 25, îêðóæíîñòü òàëèè: Æ – íå áîëåå 80 ñì, ó Ì- íå áîëå 94 ñì.

8. Ñâîåâðåìåííàÿ äèàãíîñòèêà è ëå÷åíèå çàáîëåâàíèé ÑÑÑ, íàáëþäåíèå çà ñîäåðæàíèåì «ïëîõîãî» õîëåñòåðèíà â êðîâè.

Ïðîàíàëèçèðîâàâ ëèòåðàòóðíûå èñòî÷íèêè ïî äàííîé òåìå, è èçó÷èâ ìàòåðèàë, ìû îçíàêîìèëèñü ñ ôàêòîðàìè ðèñêà ðàçâèòèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà 2 òèïà, à èìåííî:

Âîçðàñò ? 45 ëåò;

Ñåìåéíûé àíàìíåç ÑÄ;

Èçáûòî÷íàÿ ìàññà òåëà è îæèðåíèå;

Ãèïîäèíàìèÿ;

Ãåñòàöèîííûé ñàõàðíûé äèàáåò;

Ñèíäðîì ïîëèêèñòîçíûõ ÿè÷íèêîâ;

Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ;

Ïîâûøåíèå óðîâíÿ õîëåñòåðèíà;

Íà÷àëüíûå íàðóøåíèÿ óãëåâîäíîãî îáìåíà;

Íàëè÷èå ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèé.

Òàêæå èçó÷èëè åãî êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, äèàãíîñòèêó, è îçíàêîìèëèñü ñ ïðîôèëàêòèêîé äàííîãî çàáîëåâàíèÿ.

2. Âûÿâëåíèå ôàêòîðîâ ðèñêà ÑÄ. 2 òèïà

2.1 Ìåòîäèêà ïðîâåäåíèÿ èññëåäîâàíèÿ

ñàõàðíûé äèàáåò êëèíè÷åñêèé êðîâü

Öåëüþ èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿëîñü âûÿâëåíèå ôàêòîðîâ ðèñêà ÑÄ 2 òèïà. Èñïîëüçîâàëñÿ ìåòîä àíêåòèðîâàíèÿ ïðè ïîìîùè îïðîñíèêà Finnish Diabetes Risk Score (FINDRISK) äëÿ îöåíêè 10 ëåòíåãî ðèñêà ÑÄ 2 òèïà, ïðîâîäèëîñü èçìåðåíèå àíòðîïîìåòðè÷åñêèõ ïàðàìåòðîâ: îáúåì òàëèè, ðîñò, âåñ è èçìåðåíèå ÀÄ. [1]

 ïðàêòè÷åñêîé ÷àñòè áûëî ïðîâåäåíî àíêåòèðîâàíèå 50 ÷åëîâåê: 10 ìóæ÷èí è 40 æåíùèí. Äëÿ èññëåäîâàíèÿ áûëî âûáðàíî íàñåëåíèå ðàçíîé âîçðàñòíîé êàòåãîðèè. Ñðåäíèé âîçðàñò ñîñòàâëÿë 56 ëåò.

2.2 Àíàëèç è èíòåðïðåòèðîâàíèå ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ

Ðåçóëüòàòû:

Âîçðàñò ?45 ëåò ó 64% (32÷åë.) (Ðèñ.1);

Ðèñ. 1 Ïðîöåíòíîå ñîîòíîøåíèå âîçðàñòà èññëåäóåìûõ

èçáûòî÷íûé âåñ âûÿâëåí ó 44% (22 ÷åë.), îæèðåíèå – ó 20% (10 ÷åë.) îïðîøåííûõ (ðèñ. 2)

Ðèñ. 2 Ïðîöåíòíîå ñîîòíîøåíèå ìàññû òåëà èññëåäóåìûõ

àáäîìèíàëüíîå ðàñïðåäåëåíèå æèðîâîé êëåò÷àòêè âûÿâëåíî ó 64% (32 ÷åë.) (ðèñ.3)

Ðèñ. 3 Ïðîöåíòíîå ñîîòíîøåíèå ïàöèåíòîâ ñ àáäîìèíàëüíûì îæèðåíèåì è íîðìàëüíîé îêðóæíîñòüþ òàëèè

70% îïðîøåííûõ åæåäíåâíî íå õîäÿò ïåøêîì è íå âûïîëíÿþò êîìïëåêñ óïðàæíåíèé (Ðèñ.4);

Ðèñ. 4 Ïðîöåíòíîå ñîîòíîøåíèå ãèïîäèíàìèè è ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè

52% åæåäíåâíî íå óïîòðåáëÿþò â ïèùó íåîáõîäèìîå êîëè÷åñòâî îâîùåé è ôðóêòîâ. (ðèñ.5)

Ðèñ. 5 Ïðîöåíòíîå ñîîòíîøåíèå ðàöèîíàëüíîãî è íåðàöèîíàëüíîãî ïèòàíèÿ

Îòÿãîù¸ííàÿ íàñëåäñòâåííîñòü ó 13 % (ðèñ.6);

Ðèñ. 6 Îòÿãîù¸ííûé ñåìåéíûé àíàìíåç

Àðòåðèàëüíàÿ ãèïåðòåíçèÿ âûÿâëåíà ó 60% (30 ÷åë.) îïðîøåííûõ (ðèñ. 7). 30% (15 ÷åë) èç íèõ èìåþò äèàãíîç Àà â àíàìíåçå, à äðóãèå 30% (15 ÷åë.) íå çíàëè î ïîâûøåííîì ÀÄ è îíî áûëî âûÿâëåíî âïåðâûå ïðè åãî èçìåðåíèè.

Ðèñ. 7 Ïðîöåíòíîå ñîîòíîøåíèå ëþäåé ñ ïîâûøåííûì è íîðìàëüíûì ÀÄ

Ñðåäè îïðîøåííûõ ëþäåé 10-è ëåòíèé ðèñê ðàçâèòèÿ ÑÄ îöåíåí êàê (ðèñ.8):

Î÷åíü âûñîêèé – 15%;

Âûñîêèé – 20%;

Óìåðåííûé – 50%;

Íèçêèé – 15%.

Ðèñ. 8 Ðèñê ðàçâèòèÿ ñàõàðíîãî äèàáåòà

Âûâîä: èòîãîì èññëåäîâàíèÿ ÿâèëîñü òî, ÷òî âñå ôàêòîðû ðèñêà èìåþò ìåñòî áûòü, íî ñàìûìè ðàñïðîñòðàí¸ííûìè ñðåäè îïðîøåííûõ áûëè: èçáûòî÷íûé âåñ è îæèðåíèå 64%(32 ÷åë.), ãèïîäèíàìèÿ 70% (35 ÷åë.), ïîâûøåííîå àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå 60% (30 ÷åë.), íåðàöèîíàëüíîå ïèòàíèå 52%(26 ÷åë.), (ðèñ.9)

Ðèñ. 9 Ïðîöåíòíîå ñîîòíîøåíèå ôàêòîðîâ ðèñêà

Ïðè íàïèñàíèè êóðñîâîé ðàáîòû, ìû èçó÷èëè òåîðåòè÷åñêèå àñïåêòû ÑÄ 2 òèïà.

 äàííîé ðàáîòå ìû ïðîàíàëèçèðîâàëè âîçìîæíûå ôàêòîðû ðèñêà ÑÄ 2 òèïà, âñòðå÷àþùèåñÿ ó íàñåëåíèÿ. Âûÿñíèëè, êàêèå ôàêòîðû ðèñêà íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåíû ñðåäè îïðîøåííûõ, îöåíèëè ðèñê ðàçâèòèÿ ÑÄ.

 õîäå ðàáîòû áûë ïîäãîòîâëåí èíôîðìàöèîííûé ìàòåðèàë äëÿ íàñåëåíèÿ ïî ïðîôèëàêòèêå ÑÄ 2 òèïà.

Îáùåå êîëè÷åñòâî áàëëîâ

Óðîâåíü ðèñêà ÑÄ 2 òèïà

Âåðîÿòíîñòü ðàçâèòèÿ ÑÄ 2 òèïà

Ìåíåå 7

Íèçêèé ðèñê

1 èç 100, èëè 1 %

7 – 11

Ñëåãêà ïîâûøåí

1 èç 25, èëè 4%

12 – 14

Óìåðåííûé

1 èç 6, èëè 17%

15 – 20

Âûñîêèé

1 èç 3, èëè 33%

Áîëåå 20

Î÷åíü âûñîêèé

1 èç 2, èëè 50%

Источник