Сахарный диабет дети скорая помощь

Излечить сахарный диабет невозможно. Но при правильном контроле над болезнью можно значительно улучшить качество жизни ребенка. Задача родителей и сотрудников детского сада – помочь ребенку освоить жизненно необходимые навыки, чтобы поддерживать уровень глюкозы в крови, проявить понимание, обеспечить психологически комфортную обстановку. Воспитатели и медсестра не должны пропустить симптомы сахарного диабета. При этом необходимо обеспечить ребенку правильный уход и уметь вовремя оказать помощь при приступе.

Внимание

Полисахариды (сложные углеводы) – крахмал, гликоген. Дисахариды – лактоза, сахароза, мальтоза. Моносахариды – глюкоза и фруктоза

Сахарный диабет – заболевание эндокринной системы, обусловленное относительной или абсолютной недостаточностью инсулина. Оно встречается во всех возрастных группах, в том числе у детей грудного возраста. Чаще всего дебют приходится на группы младшего дошкольного и препубертатного возрастов. Выделяют два основных типа сахарного диабета: инсулинозависимый (сахарный диабет первого типа, ювенильный) и инсулинонезависимый (сахарный диабет второго типа).

В пищеварительном тракте человека полисахариды и дисахариды под влиянием ферментов подвергаются расщеплению до моносахаридов, которые в тонком кишечнике всасываются в кровь. Глюкоза – основной источник энергии в организме. Из крови значительная часть глюкозы поступает в печень и мышцы, где откладывается в виде гликогена. По мере необходимости гликоген мобилизуется из депо и превращается в глюкозу, которая поступает к тканям и используется в процессе жизнедеятельности.

Уровень глюкозы в крови регулируется гормонами – инсулином, глюкагоном, адреналином, соматотропином и кортизолом. Инсулин снижает уровень глюкозы при ее повышении, облегчает ее проникновение в клетки, способствует отложению глюкозы в тканях в виде гликогена. При снижении уровня глюкозы в крови глюкагон, адреналин, соматотропин и кортизол сдерживают захват глюкозы клетками и обеспечивают трансформацию гликогена в глюкозу.

Внимание

Норма уровня сахара в крови – 3,3-5,5 ммоль/литр.

Содержание глюкозы в крови меняется в течение суток в строгих пределах. Инсулин контролирует этот уровень. Этот гормон вырабатывают клетки поджелудочной железы. Он позволяет тканям использовать глюкозу в качестве источника энергии. При сахарном диабете первого типа возникает дефицит инсулина. В результате развивается гипергликемия – накопление глюкозы в крови. При этом ткани организма не имеют возможности ее использовать.

Повышение концентрации глюкозы в крови до определенного уровня вызывает глюкозурию – выделение глюкозы с мочой. Глюкозурия из-за изменения осмотического давления обуславливает полиурию – увеличение выделения мочи. Полиурия объясняется также нарушением связывания воды, которое в норме происходит в результате синтеза белка, гликогена и жира под воздействием инсулина. При глюкозурии и полиурии отмечается повышенное потребление жидкости. Несмотря на повышение аппетита и количества потребляемой жидкости, ребенок худеет в результате нарушения жирового обмена, синтеза белка.

Причины развития сахарного диабета первого типа до конца не изучены. Вклад наследственной предрасположенности невелик и составляет всего 3-6 процентов. Провоцирующими факторами могут быть ожирение, переедание, гормональные нарушения, стресс, инфекционные заболевания.

У детей заболевание развивается быстро: от первых симптомов до наступления тяжелых осложнений может пройти всего несколько недель. Важно знать симптомы, которые позволят медсестре, воспитателям детских садов и родителям заподозрить дебют сахарного диабета. Если вы заметили у ребенка эти симптомы, необходимо обратиться к врачу.

Длительное увеличение уровня сахара в крови приводит к повреждению многих органов и тканей. Развиваются стойкое нарушение зрения, питания тканей, повреждаются периферические нервы. Эти осложнения носят необратимый характер и могут привести к инвалидности. Понижение уровня глюкозы не менее опасно. Низкий уровень сахара в крови приводит к ухудшению самочувствия, а при экстремально низких значениях – к гипогликемической коме.

При отсутствии лечения симптомы болезни усугубляются, обменные нарушения прогрессируют. Это приводит к накоплению токсичных веществ в организме. Нарушается самочувствие, появляется рвота, боли в животе, нарушение сознания вплоть до комы.

Чтобы обнаружить возможное наличие сахарного диабета, врач проверяет уровень сахара в крови натощак. В случае повышения уровня глюкозы в крови врач назначает дообследование. Проводится исследование биохимического анализа крови, глюкозотолерантный тест, при необходимости исследование уровня гормонов, консультация эндокринолога, УЗИ поджелудочной железы.

6 симптомов

сахарного диабета первого типа

  1. Усиление аппетита: ребенок постоянно испытывает чувство голода, с трудом насыщается даже большим количеством пищи.
  2. Жажда: в норме ребенок потребляет около 1-1,5 литра жидкости в сутки, при сахарном диабете это количество увеличивается в 5-10 раз.
  3. Потеря веса: несмотря на усиление аппетита, ребенок теряет вес до 5-10 кг в месяц.
  4. Повышенное мочевыделение.
  5. Запах ацетона от тела: нарушение обмена глюкозы приводит к накоплению промежуточных продуктов обмена – в первую очередь ацетона, что проявляется характерным запахом.
  6. Утомляемость, плаксивость, нарушение сна.

При установлении диагноза «сахарный диабет первого типа» (инсулинозависимый диабет) врач назначает заместительную терапию препаратами инсулина. Родители вместе с ребенком должны пройти школу сахарного диабета. Там их обучают правилам применения препаратов, измерения уровня глюкозы в крови, соблюдения рационального режима дня и питания. Все рекомендации направлены на то, чтобы удерживать уровень глюкозы в нормальных пределах.

Контроль уровня глюкозы

Детям с сахарным диабетом нормальный уровень сахара необходимо поддерживать искусственным путем – регулярно измерять уровень глюкозы в крови и вводить препараты инсулина для коррекции в соответствии с приемом пищи, физической активностью. Уровень сахара в крови измеряется при помощи портативных индивидуальных глюкометров и одноразовых тест-полосок. Ребенок должен научиться выполнять эти манипуляции самостоятельно. Однако на первых порах ему необходима помощь взрослого.

Препараты инсулина врач подбирает индивидуально и определяет кратность введения. При передозировке может возникнуть гипогликемия – падение уровня сахара в крови. Оно проявляется внезапной слабостью, бледностью, похолоданием конечностей, потливостью, раздражительностью или, напротив, апатией, потерей сознания вплоть до состояния комы. В этом случае необходимо срочно вызвать врача.

Питание

Ребенку с сахарным диабетом необходимо особое питание. Он должен получать еду часто, малыми порциями. Питательность пищи рассчитывается по хлебным единицам. Еда должна содержать достаточное количество белка, пищевых волокон, микроэлементов, витаминов.

Физические нагрузки

Ребенку с сахарным диабетом не противопоказаны дозированные физические нагрузки. Физическая активность улучшает утилизацию глюкозы тканями.

+

Воспитатели детского сада и медсестра должны быть готовы оказать правильную первую помощь ребенку, если у него начался приступ диабета. Порядок оказания помощи регламентирует приказ Минздрава № 228н от 12.04.2010. Мы предлагаем инструкцию, которую необходимо иметь в медкабинете детского сада и раздать воспитателям.

Инструкция для медсестры и воспитателя

Автор: Ксения Шакарян, врач-педиатр медицинского холдинга «Неболит», к. м. н., г. Москва

Источник

Слайд 1

Добрый день! 25 .10.2019 Бор

Слайд 2

Первая помощь детям, больным сахарным диабетом

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ? Наиболее часто встречающейся формой сахарного диабета у детей является сахарный диабет 1 типа, в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность, то есть количество инсулина, вырабатываемого поджелудочной железой не может обеспечить адекватный уровень гликемии в течение дня. В норме уровень гликемии (сахара крови) колеблется от 3,3 до 5,5 ммоль /л . При обнаружении уровня сахара в крови более 5,6 ммоль /л следует обратиться к врачу для обследования на предмет нарушений углеводного обмена .

Читайте также:  Как распознать что у ребенка сахарный диабет

Слайд 5

Заболевание встречается у детей любого возраста. К сожалению, в настоящее время нельзя выделить какие-либо патологические факторы, действие которых непосредственно приводит к развитию данного заболевания. К наиболее часто встречаемым можно отнести генетическую предрасположенность , перенесенные инфекционные заболевания (вирусной этиологии), стрессовые ситуации. Дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина и замерах сахара в крови. Основная нагрузка по возвращению ребенка(подростка) с диагнозом сахарный диабет к нормальной жизни ложится на родителей и близких, родственников . А также важное место занимает школа и детский сад.

Слайд 6

Школьный учитель, классный руководитель, воспитатель в детском саду должен иметь необходимую информацию об этом заболевании. Даже учащимся старших классов школы (подросткам) необходим контроль со стороны педагога. КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПРИ ДИАБЕТЕ: ГИПОГЛИКЕМИЯ Этот термин используют для выражения симптомов, развивающихся при значительном понижении уровня сахара крови. Гипогликемия может развиться в том случае, если ребенок (подросток ): – сделал себе инъекцию инсулина, выбрав неправильную дозу ( слишком большую ) или после физической нагрузки; – пропустил или отложил на позднее время прием пищи или поел слишком мало ;

Слайд 7

НЕОБХОДИМО: Чтобы учитель (воспитатель) смог распознать признаки гипогликемии и срочно принять необходимые меры, так как дети в раннем возрасте плохо чувствуют признаки гипогликемии, что может привести к тяжелым последствиям: Симптомы гипогликемии : чувство слабости ; – повышенные нервозность, волнение, агрессивность; – сильная потливость; – тошнота ; – плаксивость ; – ухудшение зрения и слуха, нарушение координации движений; – дрожание рук и озноб; – возможная потеря сознания.

Слайд 8

Проблема состоит в том, чтобы ребенок (подросток) не растерялся и знал, что в этом случае ему нужно сделать. Достать из портфеля (сумки), вне зависимости от того, где он находится (урок , контрольная или экзамен и т.д ), выпить сладкий фруктовый сок примерно 100 гр ., стакан сладкого чая или компота , съесть конфету (карамельку ), или принять 3 таблетки глюкозы или декстрозы.

Слайд 9

Действия учителя (воспитателя ): При первых симптомах гипогликемии разрешить ребенку выпить или съесть вышеуказанное. При этих действиях состояние гипогликемии может и не развиваться дальше, но для закрепления достигнутого эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь поел ( печенье, бутерброд, яблоко и т.д.). Можно разрешить ученику выйти из класса и поесть в школьной столовой, но обязательно отправить его с сопровождающим. Нет необходимости совсем отправлять ребенка домой , гипогликемия обычно проходит буквально через 10-15 минут. Далее нужно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета, чтобы он проконтролировал дальнейшее состояние ребенка ( подростка) на уровень гликемии .

Слайд 10

Если это произошло с ребенком в дошкольном учреждении, необходимо выполнить те же вышеперечисленные требования, обязательно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета и сообщить родителям. Если же ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать “скорую помощь”. Не надо пытаться влить ребенку, находящемуся без сознания, сок или иную жидкость – он может захлебнуться. Гипогликемия – единственное тяжелое состояние , которое можно отнести к критическим и с которым учитель (воспитатель) может столкнуться на уроке (занятиях ) и других мероприятиях. Учитель (воспитатель) должен знать, как важно ребенку (подростку) с диагнозом сахарный диабет вовремя поесть и что может случиться, если не дать ему возможности выполнить все необходимое .

Слайд 11

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ САХАРА КРОВИ у ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет, не так страшен, как гипогликемия, но также требует особого внимания. Обычно высокий уровень сахара крови “набирается ” не сразу, а в течение нескольких дней, если только ребенок не нарушил резко режим, съев сразу много сладкого. Причины повышения уровня сахара крови бывают разные: малое количество инсулина – неправильно подобранная его доза; любой стресс, заболевание и т.п. При этом ребенок много пьет и часто мочится, а, следовательно, может в течение урока или нескольких уроков отпрашиваться в туалет.

Слайд 13

Важно понимать это его состояние и спокойно отнестись к нему, не раздражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников. Обычно родители заранее договариваются с учителем о том, что их ребенку достаточно просто поднять руку, а учителю спокойно разрешить ему выйти. Если же учитель совершит ошибку , заметив: “Я же тебя отпускал в туалет на прошлом уроке!”, это может вызвать насмешки со стороны других учеников. Известны случаи, когда дети, особенно в начальной школе, стесняясь и боясь насмешек , попадали в неловкую ситуацию. Если ребенок участвует в спортивных соревнованиях или других мероприятиях , следует чаще обращать на него внимание.

Слайд 14

Важнейшей задачей является проблема психологической реабилитации ребенка с диабетом . Она имеет два аспекта: как правильно подготовить класс и объяснить, что ребенок имеет диагноз сахарный диабет ( почему он должен есть по времени; что такое гипогликемия; как помочь ему в критической ситуации и т.д.) и как помочь ребенку вернуться в класс после установления диагноза. Здесь много сложностей – не всегда родители больного ребенка хотят, чтобы в классе знали о диабете : опасаются (и часто не без основания ), что ребенка будут дразнить.

Слайд 15

Как поступить в этом случае классному руководителю? Прежде всего, следует все-таки наладить контакт с родителями в решении этого вопроса, так как удержать в тайне наличие заболевания невозможно. Дети в детском саду и в начальной школе внешне меньше переживают, что они чем-то отличаются от других детей. Им просто нужно напоминать о времени еды, замерах сахара и инъекции инсулина. Бывают дети, которые боятся насмешек товарищей; стесняются кушать на перемене; при низком уровне сахара в крови на уроке, постесняются вынуть сок из портфеля и выпить его; лишний раз не поднимут руку, отпроситься в туалет и т.д.

Слайд 16

Сложности определенного плана существуют и у детей старшего возраста. Они могут уже самостоятельно делать инъекции инсулина, измерять уровень сахара в крови, следить за временем приема пищи . Однако , психологически этот возраст , с учетом заболевания, является очень сложным.

Слайд 17

Подростки в этом возрасте осознают болезнь как причину, ограничивающую их жизнедеятельность во многом: в выборе профессии – не все они доступны людям с диабетом; в необходимости делать уколы, ограничивать себя в еде, соблюдать режим , осуществлять самоконтроль и т.д. Поэтому для них характерно состояние стресса , депрессии, неуверенности в своих силах. А если еще в силу тяжелого течения заболевания ребенок остается в одиночестве, не входит ни в одну классную группу, не имеет друзей , ему приходится совсем тяжело.

Слайд 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1 . Ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет всегда должен иметь в легкодоступном месте при себе глюкозу (сок, средство от гипогликемии ), особенно в классе, во время спортивных соревнований, занятий физкультурой , во время игр и экскурсии. 2. Если Вы являетесь классным руководителем или воспитателем, убедитесь в том, что другие учителя (воспитатели) знают о заболевании вашего воспитанника , постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники. 3 . Если ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет, говорит Вам, что плохо себя чувствует, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой – только с сопровождающим .

Читайте также:  Можно есть бобовые при диабете 2 типа

Слайд 19

4. Никогда не задерживайте ребенка с диагнозом сахарный диабет в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол, замерить уровень сахара в крови и пообедать. 5. Ребенок (подросток), имеющий диагноз сахарный диабет, даже в малом возрасте, знает многое о своей болезни и особенностях ее проявления. Поэтому , если такой ребенок обращается к Вам и говорит, что он чувствует себя плохо , пожалуйста , прислушайтесь к нему и примите правильное решение .

Слайд 20

6. Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет не должны стать объектом особого внимания. Они должны в равной мере выполнять все школьные правила, как и другие дети (подростки). С той лишь разницей, что в рамках их заболевания они требуют дополнительной заботы . 7. Чтобы дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет чувствовали себя уверенно на мероприятиях, проводимых в школе и детском саду они должны принимать участие в них. Это требует дополнительного внимания со стороны воспитателей и преподавателей.

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник

КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ПРОТОКОЛ) ПО ОКАЗАНИЮ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ОСТРЫХ ОСЛОЖНЕНИЯХ САХАРНОГО ДИАБЕТА 1 ТИПА У ДЕТЕЙ (ДИАБЕТИЧЕСКОМ КЕТОАЦИДОЗЕ И ГИПОГЛИКЕМИИ)

РАБОЧАЯ ГРУППА ПО РАЗРАБОТКЕ КЛИНИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ:

– Платонов В.В. к.м.н, врач детский эндокринолог Городского детского эндокринологического центра, СПб ГБУЗ «ДГБ №19 им. К.А.Раухфуса»;

– Скородок Ю.Л. к.м.н, доцент кафедры педиатрии, неонатологии и эндокринологии ФП и ДПО ГБОУ ВПО СПбГПМУ Минздрава России;

– Никитина И.Л., д.м.н., зав. НИЛ детской эндокринологии, профессор кафедры внутренних болезней ФГБУ «Северо-Западный медицинский исследовательский центр им. В.А.Алмазова» Минздрава России

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Сахарный диабет 1 типа (СД1) – аутоиммунное заболевание, развивающееся у генетически предрасположенных к нему лиц, при котором хронически протекающий лимфоцитарный инсулит приводит к опосредованной Т-лимфоцитами деструкции бета-клеток с последующим развитием абсолютной инсулиновой недостаточности со склонностью к развитию кетоацидоза (ДКА).

ДКА – острая диабетическая декомпенсация обмена веществ, проявляющаяся резким повышением уровня глюкозы и концентрации кетоновых тел в крови, появлением их в моче и развитием метаболического ацидоза, при различной степени нарушения сознания или без нее, требующая экстренной госпитализации больного.

Код по МКБ-10 Нозологическая форма

Е10.1 Сахарный диабет инсулинзависимый с кетоацидозом

E16.2 Гипогликемия неуточненная

КЛАССИФИКАЦИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА

Этиологическая классификация нарушений углеводного обмена

I.Сахарный диабет 1 типа (СД1) может манифестировать в любом возрасте, но наиболее часто – в детском и юношеском.

А. Аутоиммунный сахарный диабет характеризуется деструкцией β-клеток, наличием аутоантител, абсолютной инсулиновой недостаточностью, полной инсулинозависимостью, тяжелым течением с тенденцией к кетоацидозу, ассоциацией с генами главного комплекса гистосовместимости – HLA.

B. Идиопатический сахарный диабет также протекает с деструкцией β-клеток и склонностью к кетоацидозу, но без признаков аутоиммунного процесса (специфических аутоантител и ассоциации с HLA-системой). Характерен для пациентов африканского и азиатского происхождения.

II. Сахарный диабет 2 типа (СД2) – наиболее распространенный среди взрослых, характеризуется относительной инсулиновой недостаточностью с нарушениями как секреции, так и действия инсулина: от преобладающей инсулинорезистентности с относительной инсулиновой недостаточностью до преимущественного секреторного дефекта в сочетании или без сочетания с инсулинорезистентностью.

III. Другие специфические типы сахарного диабета.

A.Генетические дефекты функции β-клеток:

1. Хромосома 12, HNF-1α (MODY3).

2. Хромосома 7, глюкокиназа (MODY2).

3. Хромосома 20, HNF-4α (MODY1).

4. Хромосома 13, инсулиновый промоторный фактор – IPF-1 (MODY4).

5. Хромосома 17, HNF-1Я (MODY5).

6. Хромосома 2, NeuroD1 (MODY6).

7. Митохондриальная ДНК-мутация.

8. Хромосома 6, KCNJ11 (Kir6.2), ABCC8 (Sur 1).

9. Некоторые другие, причина которых – моногенные дефекты синтеза инсулина.

B.Генетические дефекты действия инсулина:

1. Резистентность к инсулину типа А.

2. Лепречаунизм (синдром Донохью).

3. Синдром Рабсона-Менделхолла.

4. Липоатрофический диабет.

5. Некоторые другие формы диабета, возникающие вследствие мутации гена рецептора инсулина. Клинически – нарушения углеводного обмена от умеренной гипергликемии и гиперинсулинемии до явного сахарного диабета. Синдром Донохью и синдром Рэбсона-Менделхолла манифестируют в детском возрасте и проявляются резко выраженной резистентностью к инсулину.

С.Заболевания экзокринной части поджелудочной железы:

1.Панкреатит.

2.Травма, панкреатэктомия.

3. Новообразования поджелудочной железы.

4. Кистозный фиброз (муковисцидоз).

5. Гемохроматоз.

6. Фибро-калькулезная панкреатопатия

7. Некоторые другие нозологически различные заболевания, при которых наряду со значительными нарушениями экзокринной функции поджелудочной железы наблюдается и недостаточность секреторной функции островковых клеток.

D. Эндокринопатии:

1. Акромегалия.

2. Синдром Кушинга.

3. Глюкагонома.

4. Феохромоцитома.

5. Гипертиреоз.

6. Соматостатинома.

7. Альдостерома.

8. Некоторые другие вследствие контринсулярного действия выделяемых в избыточном количестве гормонов могут приводить к истощению функциональных компенсаторных резервов β-клеток поджелудочной железы.

Е.Диабет, индуцированный лекарственными препаратами или химическими веществами:

1. Вакор.

2. Пентамидин.

3. Никотиновая кислота.

4. Глюкокортикоиды.

5. Тиреоидные гормоны.

6. Диазоксид.

7. β-адренергические агонисты.

8. Тиазиды.

9. Дилантин.

10. α-интерферон.

11. Другие препараты. Механизмы их действия различны: ухудшение действия инсулина на периферии, усиление имеющейся инсулинорезистентности. В детском возрасте наибольшее значение имеет применение α-интерферона, под влиянием которого может развиться аутоиммунный диабет с выраженной абсолютной недостаточностью инсулина.

F. Инфекции:

1.Врожденная краснуха.

2. Цитомегаловирус.

3. Другие. Под действием β-токсических вирусных инфекций происходит деструкция β-клеток с развитием абсолютной инсулиновой недостаточности. Непосредственное поражение вирусом островкового аппарата встречается редко.

G. Редкие формы сахарного диабета

1. Синдром ригидного человека («Stiff-man» syndrome) – аутоиммунное заболевание ЦНС, характеризующееся ригидностью аксиальных мышц с болезненным их спазмом, при котором выявляются антитела к глютаматдекарбоксилазе и почти в 50% случаев развивается сахарный диабет)

2. Синдром полиэндокринной аутоиммунной недостаточности I и II (APS I и II) типов

3. Другие заболевания с образованием аутоантител к рецепторам инсулина – системная красная волчанка, пигментно-сосочковая дистрофия кожи (acanthosisnigricans). При этом может наблюдаться выраженная резистентность к инсулину.

H. Другие генетические синдромы, иногда сочетающиеся с диабетом:

Сахарный диабет может быть компонентом многих генетических синдромов:

1. Синдром Вольфрама.

2. Синдром Дауна.

3. Синдром Шерешевского-Тернера.

4. Синдром Клайнфельтера.

5. Синдром Лоуренса-Муна-Бидля.

6. Синдром Прадер-Вилли.

7. Атаксия Фридрайха.

8. Хорея Хантигтона.

9. Порфирия.

10. Миотоническая дистрофия и пр.

В детском возраста наиболее часто встречается синдром Вольфрама (DIDMOAD), при котором наблюдается дефицит инсулина, требующий обязательной инсулинотерапии.

IY. Гестационный сахарный диабет – любые состояния с нарушением углеводного обмена (в том числе нарушенная толерантность к глюкозе), диагностированные при беременности. Выделение гестационного СД в отдельный тип обусловлено повышенным риском перинатальной смертности и врожденных уродств при нарушениях углеводного обмена у беременных.

ОКАЗАНИЕ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВЫЕЗДНЫМИ БРИГАДАМИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Клиника сахарного диабета варьирует от неургентных проявлений до тяжелой дегидратации, диабетического кетоацидоза вплоть до развития коматозного состояния. К клиническим проявлениям сахарного диабета следует отнести:

Неургентные проявления:

Ургентные проявления:

Полидипсия, полиурия

Тяжелая дегидратация (сухость кожных покровов и слизистых, сниженный тургор кожи, «запавшие глаза»)

Энурез

Многократная рвота

Прогрессирующая

потеря массы тела

Дыхание Куссмауля – равномерное редкое дыхание с глубоким шумным вдохом и усиленным выдохом; смешанная одышка

Рецидивирующие

кожные инфекции

Запах ацетона в выдыхаемом воздухе

Слабость,

утомляемость

Расстройство сознания (дезориентация, прекоматозное или, реже, коматозное состояние)

Вульвит, баланит

Читайте также:  Инсулин для лечения ран при диабете

Критерии диагностики сахарного диабета (ISPAD, 2009)

– Симптомы СД в сочетании со случайным выявлением концентрации глюкозы ≥11,1 ммоль/л* в плазме крови.

Случайным считать выявление в любое время дня без учета времени, прошедшего после последнего приема пищи

или

– Уровень глюкозы в плазме крови натощак ≥7,0 ммоль/л**. Состояние натощак определяется как отсутствие приема пищи не менее 8 ч.

или

– Уровень глюкозы через 2 ч после нагрузки ≥11,1 ммоль/л при проведении орального глюкозотолерантного теста (ОГТТ). Для нагрузки используется эквивалент 75 г безводной глюкозы, растворенной в воде, или в дозе 1,75 г/кг массы тела до максимальной дозы 75 г.

*В капиллярной цельной крови ≥11,1 ммоль/л, для венозной цельной крови -≥10,0 ммоль/л.

**≥6,3 как для венозной, так и для капиллярной цельной крови.

При наличии кетоновых тел в крови и моче показана срочная терапия.

При отсутствии явных симптомов СД или наличии легкой симптоматики случайно выявленная гипергликемия или гипергликемия, обнаруживаемая в условиях стресса (инфекционного, травматического и пр.), может быть транзиторной. Рекомендовано наблюдение.

ДИАБЕТИЧЕСКИЙ КЕТОАЦИДОЗ (ДКА)

Диагноз ДКА основывается на клинической картине, жалобах, наличии гипергликемии, глюкозурии и кетонурии.

Биохимические критерии диагностики ДКА:

• гипергликемия > 11 ммоль/л;

• венозный PH • кетонемия или кетонурия.

Степень тяжести ДКА определяется степенью ацидоза:

• легкий ДКА – венозный PH • умеренный – РН • тяжелый – РН

Неотложные диагностические мероприятия при ДКА:

– Исследование уровня гликемии глюкометром.

– Исследование кетонурии/кетонемии.

Лечение ДКА

ДКА фатален без лечения. Лечение CД с тяжелым ДКА должно проводиться в центрах, где существуют возможности оценки и мониторинга клинических симптомов, неврологического статуса и лабораторных показателей.

На догоспитальном этапе регистрируются пульс, частота дыхания, АД, неврологический статус, ЭКГ-мониторинг, оцениваются общее состояние и жизненно важные функции: сознание, дыхание, кровообращение. При стабилизации витальных функций проводится стандартный соматический осмотр, включающий определение числа дыхания и сердечных сокращений в 1 мин; измерение артериального давления, определение уровня глюкозы крови, пульсоксиметрия. Осматриваются кожа, видимые слизистые, грудная клетка, живот; проводится аускультация легких и сердца; оценивается наличие очаговой симптоматики, менингеальных симптомов и т.д. Проводятся мероприятия по восстановлению и поддержанию жизненно важных функций организма, оксигенотерапия – 4-6 л/мин, обеспечение венозного доступа.

Лечение ДКА на догоспитальном этапе включает умеренную регидратацию (в том случае, если транспортировка до больницы составляет более 1 часа – 1,5 часов) и кислородотерапию.

Регидратацию проводят 0,9% раствором NaCl для восстановления периферического кровообращения (A, 1++), но не гипотоническим раствором.

Начинать введение жидкости следует до начала инсулинотерапии. Регидратация у детей с ДКА должна проводиться более медленно и осторожно, чем в других случаях дегидратации. Проводят умеренную регидратацию обычно в объеме 5-10 мл на кг веса в течение 1-2 часов.

Осложнения терапии ДКА: отек мозга, неадекватная регидратация – гипогликемия, гипокалиемия, гиперхлорэмический ацидоз.

Что нельзя делать при ДКА: недопустим старт инсулинотерапии вне специализированного отделения стационара (ОАРИТ, ПИТ, эндокринологическое отделение).

Дальнейшее ведение пациента (показания к медицинской эвакуации в стационар) с ДКА

Больные нуждаются в немедленном лечении и оказании специализированной помощи.

ГИПОГЛИКЕМИЯ

Гипогликемия – наиболее частое острое осложнение СД 1 типа.

Гипогликемий считается снижение уровня гликемии менее 3,6 ммоль/л, однако в клинической практике пороговым значением при сахарном диабете, требующим медикаментозной коррекции принято считать уровень глюкозы равный 3,9 ммоль/л и менее. (ISPAD 2014)

Причины гипогликемий:

• передозировка инсулина;

• недостаточное количество углеводов;

• физическая нагрузка;

• алкоголь;

• нарушение всасывания (целиакия).

Патогенез.

• Недостаточная секреция глюкагона в ответ на гипогликемию и снижение эпинефринового (адреналинового) ответа;

• Прочие причины:

– нарушения функций печени и почек;

– прием тетрациклина и окситетрациклина, сульфониламидов, ацетилсалициловой кислоты, β-адреноблокаторов, анаболических стероидов.

Клиническая картина гипогликемических состояний связана с энергетическим голодом центральной нервной системы.

Нейрогликопенические симптомы

Автономные симптомы

· Слабость, головокружение

· Сложность в концентрации

· Головная боль

· Сонливость

· Спутанность сознания

· Нечеткая речь

· Неустойчивая походка

· Судороги

· Тремор

· Холодный пот

· Бледность кожных покровов

· Тахикардия

· Повышение АД

· Чувство тревоги и страха

Степени тяжести гипогликемических состояний:

Умеренная (пациент в состоянии оказать себе помощь, нет серьезных нарушений сознания): потливость, дрожь, сердцебиение, беспокойство, нечеткость зрения, чувство голода, утомляемость, головная боль, при прогрессировании – нарушение координации, неразборчивая речь, агрессия, сонливость, заторможенность.

Тяжелая (пациенту требуется посторонняя помощь, так как имеются серьезные расстройства сознания): судороги, сопор, кома.

Гипогликемическая кома возникает, если вовремя не принимаются меры к купированию тяжелого гипогликемического состояния.

На догоспитальном этапе регистрируются пульс, частота дыхания, АД, неврологический статус, ЭКГ-мониторинг, осуществляется оценка общего состояния и жизненно важных функций – сознания, дыхания, кровообращения.

При стабилизации витальных функций проводится стандартный соматический осмотр, включающий определение частоты дыхания и сердечных сокращений в 1 мин; измерение артериального давления, определение уровня глюкозы крови, пульсоксиметрия. Осматриваются кожа, видимые слизистые, грудная клетка, живот; проводится аускультация легких и сердца; оценивается наличие очаговой симптоматики, менингеальных симптомов и т.д. Проводятся мероприятия по восстановлению и поддержанию жизненно важных функций организма, оксигенотерапия – 4-6 л/мин, обеспечение венозного доступа.

Степени тяжести

Лечение

Умеренная

· 10-20 г быстродействующих углеводов (сахар сок, кока-кола);

· При сохранении симптоматики – прием продуктов повторить через 10-15 мин.

Тяжелая

· Глюкагон (в/м, п/к или в/в) 0,5 мг в возрасте до 12 лет,

1,0 мг – в более старшем возрасте

· В/в 20-80 мл 10% раствора глюкозы

Хорошим результатом является повышение уровня гликемии на 3-4 ммоль/л. Этого можно достичь путем приема таблеток глюкозы или подслащённых жидкостей, таких как сок: 9 г глюкозы для ребенка весом 30 кг или 15 г глюкозы для ребенка весом 50 кг (примерно 0,3 г/кг).

Для внутривенного введения рекомендуются растворы глюкозы 10-30% до дозировки 200-500 мг/кг (10% р-р глюкозы – 100 мг/мл).

Следует помнить, что при хронической декомпенсации сахарного диабета ухудшение самочувствия может наблюдаться при показателях гликемии порядка 6-7 ммоль/л. Данные субъективные ощущения не требуют дополнительного введения растворов глюкозы и приема быстрых углеводов.

Дальнейшее ведение пациента (показания к медицинской эвакуации в стационар) с гипогликемией:

• тяжелая гипогликемия (гипогликемическая кома)

• тяжелая гипогликемия (гипогликемия с судорогами, серьезными нарушениями сознания)

• повторная и/или не купируемая умеренная гипогликемия, например, при кишечной инфекции.

ОКАЗАНИЕ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ В СТАЦИОНАРНОМ ОТДЕЛЕНИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (СтОСМП)

Основные принципы оказания скорой медицинской помощи в СтОСМП изложены в Федеральных клинических рекомендациях (протоколах) по ведению детей и подростков при развитии диабетического кетоацидоза и диабетической комы при сахарном диабете.

30.05.2017 | 20:46:40

Источник