Сахарный диабет какие методы изучения наследственности

I наследственность как биологический фактор риска для здоровья

К факторам риска для здоровья относят наиболее весомые, часто встречающиеся воздействия, вызывающие патологические реакции и состояния. К факторам риска относят такие как загрязнение окружающей среды, курение, алкоголизм, гиподинамия, несбалансированное питание – это внешние причины болезни.

Но существуют еще биологические факторы, формирующие организм, обуславливающие его развитие и хронические заболевания. В связи с этим все большее значение приобретает изучение наследственности с помощью генетики. Поэтому сказав о внешних причинах, нельзя не сказать о внутренних причинах ослабляющих здоровье и приводящих к хроническим заболеваниям, а именно – о генетическом риске для здоровья.

Ген (единица наследственности) – определяет признаки организма внешние и внутренние, а также контролирует биохимические реакции, следовательно, не трудно представить, что гены имеют непосредственное отношение ко всему происходящему в организме и с организмом.

Гены находятся в каждой клетке (предполагается, что к моменту рождения у ребенка 200 миллиардов клеток) и контролируют все обменные процессы, а обмен веществ – основа жизнедеятельности. Поэтому существует прямая взаимосвязь между генотипом человека (совокупность генов определяющих признаки) и здоровьем человека.

На гены могут влиять различные внешние и внутренние воздействия, что вызывает пороки развития. Поэтому ряд болезней и расстройств здоровья имеют генетическую природу.

II группы болезней

Врожденные заболевания как патологический груз достаются ребенку уже при рождении. Но некоторые «поломки» аппарата наследственности зависят от нарушений внутриутробного развития (воздействия различных токсинов).

Помимо наследственных заболеваний (обусловленных изменениями в генах и хромосомах), существует наследственная предрасположенность, при которой заболевание проявляется под воздействием внешних факторов риска здоровья ( курение, интоксикации, психическое перенапряжение и пр.).

В среднем у 7-8 % новорожденных выявлена какая- либо наследственная патология.

Согласно Ю. П. Лисицину болезни делятся на 4 группы:

1. Наследственные – проявляющиеся сразу при рождении — болезнь Дауна, гемофилия;

2. Наследственные, но возникающие под воздействием внешних факторов (спровоцированы перееданием, переутомлением, переохлаждением, психоэмоциональными конфликтами — подагра, формы диабета, некоторые психологические расстройства;

3. С наследственной предрасположенностью, следовательно порожденные факторами риска — атеросклероз, гипертоническую болезнь, туберкулез, экзему, язвенную болезнь, астму;

4. Болезни, для которых наследственность не играет роли — инфекционные, паразитарные, травмы;

(вторую и третью объединяют в одну, но нюанс сохраняется)

С каждым годом обнаруживаются все новые наследственные заболевания. В настоящее время известно около 2000 наследственных болезней и синдромов. Из них около 1000 связаны с обменов веществ, эндокринной, нервной систем, а также болезни крови, волос, кожи, слизистых оболочек, с органами пищеварения, сердца, сосудов, дыхательной системы, глаз, уха и пр. ( По последним данным наследственных заболеваний примерно 3000)

III генные и хромосомные мутации

Патологические изменения — мутации могут происходить как на генном, так и на хромосомном уровне.

Мутации провоцируются радиацией, вирусами, химическими веществами применяемыми в с/х (пестициды, фунгициды, гербициды, инсектициды), а так же перекись Н и азотная кислота.

Генные мутации. Альбинизм, сахарный диабет, гемофилия, фелилкетонурия.

Фенилкетонурия. На генном уровне в результате генных мутаций может пропадать фермент, что сказывается на обмене аминокислот. Если у человека нет фенилаланингидроксилазы, то соответствующая ему аминокислота фенталанин не расщепляется, а накапливается в крови, что влияет на нервные клетки – в результате развивается слабоумие. Заболевание также выражается в снижении пигмента меланина, поэтому больные всегда выглядят как голубоглазые блондины со светлой кожей.

Хромосомные мутации. Синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Эдвардса.

К числу хронических заболеваний относится болезнь Дауна. У таких больных обнаруживается лишняя 47 хромосома (трисомия по 21 паре). При этом синдроме дети рождаются с косым разрезом глаз, маленький затылок, утолщенной переносицей, большим языком и часто отличаются умственной отсталостью. Частота встречаемости в Омске на 97 год составляла 1 случай на 725 родов.

Таким образом, в результате действия факторов внешней среды (тератогены) на внутриутробный плод возникают деформации рук, ног, лица, черепа, аномалии во внутренних органах и т. д. Эти пороки развития диагностируются у 2,5 % новорожденных, т.к. зародыш раним на ранних стадиях развития в эмбриональный период, когда формируются его органы и системы.

Наследственные заболевания не всегда проявляются сразу, а могут передаться через цепочку поколений, и в этом случае человек может быть носителем заболевания, которое проявится у его детей. Причем ряд наследственных заболеваний могут обнаруживаться не сразу, а на протяжении жизни (следовательно, риск для брака и для будущих детей).

IV значение МГК

Сейчас с развитием медицинской генетики открывается возможность лечения наследственных заболеваний, а также их профилактика. В ряде случаев, специалисты по медицинской генетике могут порекомендовать следующие методы профилактики генетических заболеваний:

1. диетологию

2. Физиотерапию

3. Введение в организм недостающих веществ

4. Выведение избыточных веществ

5. Защита от ионизирующих излучений и химических агентов

6. Защита от патогенных мо.

7. Изучают генеалогию, кариотип (хромосомы родителей)

Ведутся исследования по созданию здорового гена для замещения им патологического, вызывающего заболевание.

Для работ по профилактике и лечению генетических заболеваний создана медико-генетическая консультация. В медико-генетической консультации молодые семьи могут получить консультацию о причинах врожденных пороков и проверить свой генотип на их наличие.

Цель МГК- снижение частоты наследственных заболеваний путем ограничения появления потомства с наследственными патологиями, а также установленные степени генетического риска в обследуемых семьях и разъяснения супругам в доступной форме медико-генетического заключения.

В МГК составляется генетический прогноз в семьях, в которых зарегистрированы какие-либо отклонения здоровья и развития, а также делают выбор профилактических мероприятий по предупреждению рождения больного ребенка.

В МГК ответят на вопросы:

1. Почему у здоровых родителей может родиться больной ребенок?

2. Кто виноват в рождении больного ребенка?

3. Не повторится ли болезнь у следующих детей?

4. Можно ли помочь больному?

Точно и своевременно поставленный диагноз врожденной болезни позволит осуществить эффективное лечение. Если болен один родитель, то риск составляет 25-35 % (родить больного ребенка), если оба, то риск возрастает до 60-70 %.

В настоящее время изучен в большей или меньшей мере характер наследования у человека более чем 2000 признаков, нормальных и патологических. Установлено, что существуют болезни, обусловленные наследственными факторами. Правильное распознавание этих заболеваний важно для их профилактики и лечения. Эти успехи стали возможны после того, как были разработаны методы генетического исследования человека.

Методы изучения наследственности человека

Изучение наследственности человека представляет значительные трудности. К человеку неприложимы, разумеется, методы экспериментальной генетики. Человек размножается медленно, и каждая супружеская пара имеет относительно небольшое количество детей. Какие методы используются в генетике человека и в медицинской генетике, изучающей наследственные заболевания людей? Таких основных методов четыре: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический.

Остановимся кратко на характеристике каждого из них.

Генеалогический метод заключается в изучении родословной людей за возможно большее число поколений. Таким путем удалось установить характер наследования многих признаков человека, в том числе многих наследственных заболеваний. Вот несколько примеров признаков человека, наследуемых по законам Менделя.

Признаки
доминантные рецессивные
Курчавые волосы (у гетерозигот волнистые) Прямые волосы
Раннее облысение Норма
Нерыжие волосы Рыжие волосы
Карие глаза Голубые или серые глаза
Веснушки Отсутствие веснушек
Карликовость Нормальный рост
Полидактилия (лишние пальцы) Нормальное число пальцев

Генеалогическим методом установлено, что развитие некоторых способностей человека (например, музыкальности, склонности к математическому мышлению и т. п.) определяется наследственными факторами. Известны исторические факты проявления музыкальной одаренности во многих поколениях. Примером может служить семья Бахов, где в течение ряда поколений было много музыкантов, в их числе знаменитый композитор начала XVIII в. Иоганн Себастьян Бах.

Читайте также:  Как избежать развитие сахарного диабета

Разумеется, проявление тех или иных генотипически обусловленных психических особенностей человека, в том числе и одаренности, определяется социальной средой, под влиянием которой и формируется в человеческом обществе личность.

Генеалогическим методом доказано наследование многих заболеваний, например некоторых болезней обмена веществ, в том числе сахарного диабета (рецессивный). Он характеризуется нарушением углеводного обмена и распознается по повышенному содержанию сахара в крови. Существует врожденная (рецессивная) глухота. Некоторые формы тяжелого психического заболевания— шизофрения — тоже наследственны (рецессивны). Известны наследственные заболевания, определяемые не рецессивными, а доминантными генами, например ведущая к слепоте наследственная дегенерация роговицы. Предрасположенность к заболеванию туберкулезом носит наследственный характер.

Близнецовый метод состоит в изучении развития признаков у близнецов. Известно, что у человека близнецы бывают двух категорий.

1. В одних случаях оплодотворяется не одна яйцеклетка, а две (в редких случаях три и даже четыре). При этом рождаются дети одного или разных полов, похожие друг на друга как братья и сестры, не являющиеся близнецами.

2. Но иногда одна яйцеклетка дает начало двум (в исключительных случаях трем, четырем и даже пяти) эмбрионам. Тогда получаются однояйцевые близнецы, которые всегда относятся к одному полу и обнаруживают поразительное сходство друг с другом. Это понятно, так как они обладают одинаковым генотипом, а различия между ними обусловлены исключительно влиянием среды. Изучение однояйцевых близнецов в течение всей их жизни, в особенности если они живут в разных условиях, дает много ценных сведений для суждения о роли среды в развитии физических и психических свойств человека.

Цитогенетический метод приобрел за последние годы большое значение. Он дал много ценного материала для понимания причин наследственных заболеваний человека. С генетической точки зрения наследственные заболевания представляют собой мутации, большинство которых рецессивны. Они возникают в половых клетках и распространяются в человеческом обществе, не проявляясь фенотипически до тех пор, пока два одинаковых рецессивных аллельных гена не окажутся в результате оплодотворения в одной зиготе.

У человека хромосомные мутации, которые выражаются в видимых изменениях числа или структуры хромосом выявляются цитогенетический методом. Наличие их устанавливается при исследовании под микроскопом хромосомных наборов, которые отчетливее всего видны на стадии метафазы митоза.

До недавнего времени изучение хромосом человека представляло большие трудности, так как их у человека мною (диплоидное число — 46) и они невелики. За последние годы разработаны новые методы, которые позволяют легко и просто изучить хромосомный набор любого человека, не принося ему никакого вреда. Сущность его сводится к тому, что лейкоциты крови помещают в особую питательную среду при температуре 37°С, где они делятся. Из них изготовляют препараты, на которых видно число и строение хромосом.

Совсем недавно разработаны методы окраски особыми красителями хромосом человека, которые позволяют провести не только количественный подсчет их, но и изучение более тонких изменений структуры отдельных хромосом.

Многие патологические состояния человека обусловлены различными нарушениями нормального хода обмена веществ, что устанавливается соответствующими биохимическими методами. Таких наследственно обусловленных отклонений от нормального хода обмена известно несколько десятков. Яркий пример — сахарная болезнь, или диабет. Это заболевание обусловлено нарушением нормальной деятельности поджелудочной железы, которая не выделяет в кровь необходимого количества гормона инсулина. В результате повышается содержание сахара в крови и происходят глубокие нарушения обмена веществ человеческого организма.

Значение генетики для медицины

Все большее значение приобретает генетика для медицины. Многие отклонения от нормы и болезни человека обусловлены генотипически. Это особенно отчетливо удается установить в тех случаях, когда у человека происходят изменения в числе хромосом. Известны случаи, когда в хромосомном наборе человека оказывается одна лишняя хромосома и в диплоидном наборе их будет 47. Это нарушение имеет тяжелые последствия. Развивается заболевание, называемое болезнью Дауна. Оно выражается в том, что больной имеет непропорционально маленькую голову, узкие глазные щели, плоское лицо и резко выраженную умственную отсталость.

Происхождение такого рода хромосомных нарушений связано со случайными отклонениями в ходе мейоза. При нормальном ходе этого процесса гомологичные хромосомы расходятся в разные клетки и диплоидный хромосомный набор становится гаплоидным. Если при мейозе обе гомологичные хромосомы одной из пар отойдут к одному полюсу, вместо того чтобы распределиться между двумя клетками, то получится гамета с одной лишней хромосомой.

Кроме болезни Дауна, изучено еще свыше 100 нарушений в структуре хромосомного набора человека, сопровождающихся отклонениями от нормального развития и тяжелыми заболеваниями.

Наследственные заболевания определяются особенностями генотипа. Это не означает, что медицина не может бороться с ними. Если в раннем возрасте обнаружено отклонение в хромосомном аппарате, то возможно лечение, которое частично или полностью устраняет тяжелые симптомы заболевания.

На развитие и реализацию генотипа человека в высшей степени отрицательно влияет алкоголь (повышается количество вредных мутаций). Особенно он губителен для молодого растущего организма. Алкоголь затрагивает все стороны развития, как физические, так и психические. Очень часто при его употреблении разрушается печень, почки, отмечаются сердечно-сосудистые заболевания. Губительно действует алкоголь на нервную систему и соответственно на психику. Дети алкоголиков обнаруживают умственную отсталость, психическую и физическую неполноценность.

Большой практический интерес для медицины представляет изучение распределения различных генов в отдельных популяциях людей, например генов, определяющих принадлежность к разным группам крови и т. п. Для этого разработаны специальные методы, на которых мы не будем здесь останавливаться.

Человек — существо социальное, и внешней средой для него является социальная среда, создаваемая самим человеком и различная в разные эпохи человеческой истории. Социальный фактор прежде всего определяет развитие человеческой личности. Но наряду с этим каждый человек обладает своими биологическими особенностями, определяемыми его генотипом. Эта генетическая неоднородность людей находит выражение как в физических признаках (цвет глаз, волос, рост), так и в складе характера, одаренности, склонности к определенным формам деятельности.

Генетическая неоднородность человеческого общества отнюдь не означает биологической неравноценности рас.

Генотипические возможности человека ярко проявляются в социалистическом обществе, где создаются оптимальные возможности для развития каждой отдельной человеческой личности.



Source: biofile.ru

Источник

10 класс

« Методы изучения генетики человека»

Цель урока: Расширить и углубить знания учащихся по теме – особенности изучения генетики человека.

Сформировать знания об основных методах изучения наследственности человека; научить определять основные типы наследования у человека.

Показать значимость генетических знаний для современного человека; роль мутагенов и появление мутаций у человека.

Задачи урока:

Образовательные – Формировать у обучающихся общее представление о значении генетики человека для медицины, об особенностях человека, как объекта изучения генетики, о методах изучения генетики человека. На примере наследственных болезней человека развивать и конкретизировать знания учащихся о видах мутаций, их последствиях для организма, о воздействии факторов среды на генотип.

Развивающие – создать условия для развития у школьников умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, самостоятельного выбора критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов, умения импровизировать. Развивать умение получать и преобразовывать информацию, полученную из разных источников, умение обосновывать суждения, приводить доказательства.  

 Воспитательные – воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье потомства, прививать привычки ЗОЖ, умение организовать деловое сотрудничество и взаимоконтроль в парах; развивать навыки рефлексии, самоанализа.

Читайте также:  Полезен горох при диабете 2 типа

Тип урока  комбинированный

Оборудование: Мультимедийная презентация в режиме интерактивной доски, проектор, раздаточный материал, ноутбуки с выходом в интернет, фрагмент музыкального произведения И.Баха

Продолжительность урока 40 минут

Ход урока

1. Проверка знаний по теме «Основные закономерности изменчивости»

5 минут

( проводится с использованием компьютеров, подключенных к интернет, выполненные работы учащиеся отправляют по электронной почте LudmilaK166@gmail.com, тестирование носит индивидуальный характер)

Уровень А

1 вариант

1. Модификационная изменчивость связана с изменением:

А. генотипа  Б. генофонда  В. фенотипа  

2. Изменения, происходящие в генах – это:

А. мутации Б. модификации В. комбинации

3. Мутации, приводящие к изменению числа хромосом:

А. генные Б. геномные  В. хромосомные

4. Мутации чаще являются:

А. полезными  Б. нейтральными  В. вредными  Г. доминантными

5. Продуктивность животных в условиях улучшенного кормления и ухода улучшается, что иллюстрирует изменчивость:

А. мутационную  Б. модификационную  В. комбинативную  

Г. соотносительную

Уровень А

2 вариант

1. Изменения, происходящие в генах, — это:

А. генотипа  Б. генофонда  В. фенотипа

2. Точечные мутации представляют собой:

А. утрату части хромосом  Б. поворот участка хромосомы на 180  В. отрыв части хромосомы  Г. замену, выпадение или вставку нуклеотидов ДНК

3. Мутация, вызывающая серповидноклеточную анемию, по типу относится к:

А. генной  Б. хромосомной  В. геномной  Г. соматической

4. Цитоплазматическая изменчивость связана с наследованием признаков:

А. лизосом  Б. Рибосом  В. аппарата Гольджи  Г. митохондрий

5. Изменчивость, связанная с перекомбинацией наследственного материала в ходе полового размножения, называется:

А. модификационной  Б. генотипической  В. коррелятивной  Г. комбинативной

Уровень Б

1. Норма реакции у организмов  

А. Определяется совокупностью генов  Б. разная для разных признаков В. существует непродолжительное время и может меняться  Г. позволяет им приспосабливаться к изменениям условий существования  Д. могут передаваться по наследству  Е. возникают в гаметах

2. Соматические мутации:

А. проявляются у организмов, у которых возникли  Б. по наследству не передаются  В. проявляются у потомства  Г. возникают в клетках тела

Д. могут передаваться по наследству  Е. возникают в гаметах

3. Для мутаций характерны следующие свойства:

А. могут возникать повторно  Б. потомству не передаются  В. возникают внезапно  Г.  исчезают медленно  Д. могут наследоваться  Е. проявляются обычно через поколение

4. Пределы модификационной изменчивости признака — ………..

5. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости установил…….

Уровень С

1. Каждому виду изменчивости, приведенному в левой колонке, подберите соответствующие особенности:

1. Наследственная (генотипическая) изменчивость.

2. Ненаследственная (модификационная) изменчивость

3. Комбинативная изменчивость

4. Мутационная изменчивость

А. Способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды

Б. передача новых эволюционно ценных генотипов следующим поколениям

В.изменения генетического материала, передающиеся из поколения

Г. возникновение у потомков новых комбинаций генетического материала

Д. изменения структуры наследственного материала  

2. Форма изменчивости организмов, возникающая при изменении  условий существования и не затрагивающая генотип организма — ……

3. Мутации, связанные с изменением структуры  ДНК — ……..

4. Мутации, связанные с изменением набора хромосом — …..

5. Кратное увеличение числа хромосом — ……..

(часть А: Музафарова Я., Ворбьев Р. Митькина, Семенченко А.)

(часть В: Багаутдинова А., Огурцов А., Подлипнова О., Курганова А., Клиндухова И., Косаткина А., Щипунков А., Чульфаев К. Чумакова Н)

Часть С (Карелова А., Уляшкина Т., Гольцев А.)

2. Во время выполнения тестирования 1 вариантом 2 вариант работает над постановкой проблемы урока, затем меняются

Вопросы для работы на опережение 5 минут

1. какой метод является основным в генетике?

2. Кем и когда предложен этот метод?

3. В чем особенности данного метода?

4. Применим ли этот метод для изучения генетики человека? (объясните почему)

3. Актуализация проблемы ( постановка проблемы) 5 минут

«О разрешите мне загадку жизни.

 Мучительно старинную загадку…

 Скажите, что такое человек.»

Г.Гейне

«Наши врачи должны как азбуку

 знать законы наследственности.»

И.П. Павлов

Звучит музыка И.-С. Баха.

И.-С. Бах (портрет художника Гаусмана)

Учитель. Мы не случайно наш урок начинаем с музыки Баха. Почти 300 лет его музыка восхищает человечество. В семье Бахов в семи поколениях было не менее 53 выдающихся музыкантов и композиторов. Людей всегда волновали вопросы, связанные с наследственностью и наследованием выдающихся способностей. Почему у гениального человека дети далеко не всегда гениальны? Почему одни люди рождаются талантливыми, другие едва осваивают школьную программу? От чего зависит наследственность человека? Чем обусловлены наследственные болезни человека? Почему среди 5 млрд жителей планеты нет двух совершенно одинаковых людей? На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня.

Обсуждение работы на опережение

 Изучение наследственности человека представляет значительные трудности. Давайте сначала обсудим вопрос о методах генетики, применимых к изучению наследственности человека.

Учитель Одним из основных методов экспериментальной генетики является скрещивание. Однако он неприменим к человеку. Известный советский генетик Н.К. Кольцов писал: «Мы не можем ставить опытов, мы не можем заставить Нежданову выйти замуж за Шаляпина только для того, чтобы посмотреть, каковы у них будут дети».

 Трудности заключаются еще в том, что у человека:

1) медленная смена поколений;

 2) потомство не многочисленно;

 3) сложный хромосомный набор;

 4) невозможно использовать гибридологический метод. (записать в тетрадь)

Учитель Однако, несмотря на все эти трудности, генетика человека успешно развивается. Для изучения наследственности человека генетики разработали специальные методы

Учащиеся формулируют цель урока

Ознакомиться с основными методами изучения генетики человека

4. Получение новых знаний 20 минут

1. Организуется работа в парах ( ребята работают с готовой информацией или по ссылкам интернет)

1.задания групп С

Ответить на вопросы, выполнить задания.

Задача 1  В семейной родословной встречается признак – «седая прядь волос», который наследуется как доминантный (рис.1).Определите генотипы исходных родителей. Какие потомки ожидаются от брака двоюродных сестер и братьев 2 и 6?.

 

 — Какой метод иллюстрирует данная задача?

— В чем его суть?

— Кем и когда он введен?

Задача 2

— К какому методу изучения генетики человека подходит эта задача?

3. Какие патологические изменения можно выявить у человека с помощью этого метода?

4. Соотнесите Генетические синдромы с их особенностями

1. Синдром Дауна

2. Синдром Шерешевского-Тернера

3. Синдром Клайнфельтера

4. Синдром Морриса

А. Одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями

Б. Врожденные эндокринные нарушения полового развития, вызванные мутацией гена, отвечающего за андрогеновый рецептор. Подобные расстройства варьируются в зависимости от структуры и чувствительности аномального рецептора. Большинство форм синдрома включают в себя разный уровень неоконченной маскулинизации или бесплодия у XY-индивидов любого гендера.

В. Хромосомная болезнь, сопровождающаяся характерными аномалиями физического развития, низкорослостью и половым инфантилизмом. Моносомия по Х-хромосоме (ХО).

Г. Генетической особенностью этого синдрома является разнообразие цитогенетических вариантов и их сочетаний (мозаицизм). Обнаружено несколько типов полисомии по хромосомам X и Y у лиц мужского пола: 47, XXY; 47, XYY; 48, XXXY; 48, XYYY; 48 XXYY; 49 XXXXY; 49 XXXYY

3. Каким методом определяются данные патологии и какое отношение к этому методу имеет Жанна Дарк?

2. Задание для группы В

Читайте также:  Препараты для печени при диабете 1 типа

Изучите материал презентации и составьте таблицу:

Метод изучения генетики человека

Характеристика метода

Какие болезни выявлены

Задача 1 Изучите родословную королевы Виктории и ответьте на вопросы 

— Как в родословной обозначаются мужчины, женщины?

— Кем приходится русский царь Алексей английской королеве Виктории?

— Как  обозначены люди, больные гемофилией? Люди – носители гена гемофилии?

— Кто чаще всего является больным, а кто носителем? Почему?

— От кого унаследовал русский царь гемофилию?

3. Задание для группы А

Изучите материал параграфа № 49, выполните задание

Соотнесите методы и их характеристику, используя дополнительный материал приведите примеры заболеваний

Метод изучения генетики человека

 Характеристика метода

Примеры заболеваний  

1. Генеалогический  

Этот метод изучения генетики человека также введен в медицинскую практику Ф.Гальтоном в 1876г. Он дает возможность определить вклад генетических (наследственных) и средовых факторов (климат, питание, обучение, воспитание и др.) в развитии конкретных признаков или заболеваний у человека.

2. Биохимический

Основа метода – микроскопическое изучение хромосом человека. Цитогенетические исследования стали широко использоваться с начала 20-х годов ХХ века для изучения морфологии и подсчета хромосом человека, культивирования лейкоцитов для получения метафазных пластинок

3. Близнецовый

Методы направлены на выявление биохимического фенотипа организма. Эти методы позволяют диагностировать наследственные болезни, обусловленные генными мутациями. Биохимические показатели (первичный белковый продукт гена, накопление патологических метаболитов внутри клетки) отражают сущность болезни более адекватно, чем клинические симптомы.

4. Цитогенетический  

Суть метода заключается в составлении родословных, которые позволяют проследить особенности наследования признаков. Метод применим в том случае, если известны прямые родственники обладателя изучаемого признака по материнской и отцовской линии в ряду поколений. Он был предложен в конце IХ века Ф. Гальтоном. Система обозначений родословных была предложена Г. Юстом в 1931 году.

2. Ответить на вопрос 1 на стр. 180

5. Закрепление и рефлексия

По результатам проведенной вами работы составим «фишбоун» к данной теме

                          Генеалогический               Близнецовый  

   методы                                                                                                                                           проблемы генетики                                                                                                                                               здоровья

                                                                                                                                                                    и  генетики

                                                                                                                                                                             связаны

                                        Цитогенетический             Биохимический

А. Параграф 49, 50. Знать особенности каждого метода, приводить примеры болезней.

В.Параграф 49, 50. Знать особенности каждого метода, приводить примеры болезней.

Решить любую задачу из предложенных на рабочем листке.

А. Параграф 49, 50. Знать особенности каждого метода, приводить примеры болезней. Решить  3 любые задачи  из предложенных на рабочем листке.

Творческое (по желанию):

Составить родословную своей семьи в 3-4 поколениях по цвету глаз или курчавости волос

(памятка по составлению родословных есть на рабочем листке )

Всегда полезно оглянуться на сделанное и оценить самого себя, выявить свои затруднения и найти пути их преодоления. Мысленно воспроизведите весь урок сначала. Вспомните свои ощущения: Все ли получилось? Что вызвало затруднения? Как вы можете это исправить?

Если бы Вы готовили этот урок сами, что бы Вы изменили?

Отметьте галочкой гены, которые доминируют  в вашем настроении на данный момент

Рабочий лист для домашнего задания

ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ РОДОСЛОВНОЙ. Составляя графическое изображение родословной, соблюдают следующие правила:

• начинают родословную с пробанда (особи, на которую составляется родословная);

• братья и сестры располагаются в порядке рождения слева направо, начиная со старшего;

• представители каждого поколения в родословной располагаются строго в один ряд;

• римскими цифрами обозначаются поколения: слева от родословной сверху вниз;

• арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения (весь ряд) слева направо последовательно (под каждым представителем — родственником).

Таким образом, каждый член родословной имеет свой шифр, например II-3, III-6.

ЗАДАЧИ ПО ГЕНЕТИКЕ ЧЕЛОВЕКА

  1. Определите по данным таблицы, какие заболевания в большей мере зависят от генотипа?

Болезнь

Идентичные близнецы

Неидентичные близнецы

Корь

98

94

Эпилепсия

67

9

Сахарный диабет

65

18

Инфаркт миокарда

19

15,5

  1. Аня и Таня – однояйцевые сестры-близнецы,  Ваня и Вася   — однояйцевые братья-близнецы. Аня вышла замуж за Ваню, Таня —  за Васю. В обеих семьях родились сыновья. Будут ли они похожи, как  идентичные близнецы? Аргументируйте свой ответ.
  2. Употребление матерью токсических веществ (алкоголь, наркотики) замедляется и нарушается внутриутробное развитие плода. Такой плод характеризуется отставанием в росте и развитии, уменьшением размеров головного мозга, слабоумием, «заячьей губой», «волчьей пастью». Раскройте с позиций генетики причинно-следственный механизм, приводящий к таким  изменениям у плода.
  3. Объясните, почему, если в роду передается по наследству вредный рецессивный ген, то брак между двоюродными братьями  и сестрами сопряжен с риском.  Что может быть причиной заболевания детей изображенной на рис. А. 
  4. Напишите набор хромосом в зиготах больных синдромом Тернера, Клайнфельтера. Укажите причину данных нарушений полового развития человека.                                                        

Source: nsportal.ru

Источник