Сахарный диабет проект с целью

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

центр образования №1085

109548, г. Москва, ул. Гурьянова, д.15                                       E-mail: School1085@yandex.ru

Тел./факс: (495) 353-68-50; 353-68-20

Проект по биологии:  «Сахарный диабет. Болезнь или образ жизни ».

                                                                         Выполнила: ученица 10 класса

Гурбанова Севиндж

Научный руководитель: учитель биологии

Джавадян Сильва Валерьевна

Москва 2013 год

Содержание.

  1. Актуальность.
  2. Цели и задачи.
  3. Основная часть.
  1. Определение  термина:  «сахарный  диабет».
  2. Типы сахарного диабета.
  3. Сахарный диабет у детей.
  4. Лечение сахарного диабета.
  5. Ответ на вопрос: «сахарный диабет-заболевание или образ жизни».
  6. Выводы.

Актуальность проекта.

Актуальна данная тема на сегодняшний день? Безусловно, да. Многие столетия ученые всего мира пытаются  найти лечение сахарному диабету.  Лишь немногие смогли вылечиться  от этого заболевания, однако статистика показывает, что  для многих диабет стал образом жизни.

Цели и задачи.

  1. Задачей нашего проекта является нахождение ответа: сахарный диабет это болезнь или образ жизни.

Целями проекта являются.

  1. Исследовать заболевание: сахарный диабет.

Основная часть.

  1. Определение  термина:  «сахарный  диабет».

Для начала узнаем, что такое сахарный диабет.

Сахарный диабет – патология, при котором развивается хроническая гипергликемия (избыток глюкозы в крови), формирующаяся по причине абсолютной или относительной недостаточности инсулина (гормона, отвечающего за усвоения тканями глюкозы) и проявляющаяся следующими состояниями:

1.Гликозурией (наличием сахара в моче).

2.Полиурией (частым мочеиспусканием).

3.Полидипсией (жаждой).

4.Изменениями в липидном обмене (гиперлипидемией, дислипидемией).

5.Нарушением белкового обмена (диспротеинемией).

6.Отклонениями минерального обмена (например, гиперкалиемией)

Термин «диабет» происходит от греческого diabalno – «проходить сквозь, протекать» и относится к большой группе болезней, характеризующихся большим количеством потребляемой жидкости и избыточным выделением из организма мочи. Возникает впечатление, что жидкость  как бы протекает через организм, не оставаясь в нём, и не помогает при мучительном ощущении жажды.

Характеристика  сахарного диабета как заболевание. Инсулин  и его роль в обмене веществ.

Инсулин-это гормон белково-пептидной природы, который вырабатывается бета-клетками островков  Лангеранса поджелудочной железы. Инсулин в той или иной мере оказывает влияние на всё виды обмена веществ. Но важнейшей его функцией является поддержание оптимальной концентрации сахара (глюкозы) в крови. Важнейшим свойством инсулина является его гипогликемизирующее действие. Это  единственный гормон  организма, обладающий подобным  свойством.

Физиологический эффект инсулина.  Инсулин  оказывает сложное и многогранное влияние на обмен веществ и энергии. Главные мишени-печени, мышцы и жировая ткань.

Диагностика сахарного диабета. Несмотря на существенные достижения в диабетологии, в наше время, как и столетия, основным методом  диагностики является определением уровня сахара в крови. А также анализ сахара в моче.

  1. Типы сахарного диабета.

Выделяют следующие клинические формы сахарного  диабета.

  1. Сахарный диабет 1-ого типа  (инсулинозависимый-ИСЗД, гипоинсулинемический, юношеский, ювельный, диабет худых).
  2. Сахарный диабет 2-ого типа (инсулинонезависимый-ИСНЗД, гиперинсулинемический, диабет взрослых, а также  людей пожилого возраста).
  3. Другие формы сахарного диабета (вторичный, или симптоматический, диабет):
  1. Эндокринного генеза (болезнь Иценко-Кушинга, феохромоцитома, акромегалия)
  2. Связанного с заболеваниями поджелудочной железы (воспаление, травмы, опухоли, кисты, склероз сосудов железы и др.)
  3. Более редкие формы (возникающие под действием некоторых лекарственных препаратов, врожденных генетических дефектов и др.)
  4. Диабет беременных (гистационный сахарный диабет)

По степени тяжести  выделяют  следующие степени сахарного диабета:

  1. 1-ая степень (лёгкая)
  2. 2-ая степень (средняя)
  3.  3-ья  степень (тяжёлая)
  1.      Сахарный диабет у детей.

При явном сахарном диабете  отмечаются жажда, полиурия, быстрое похудание. Аппетит может быть повышен, но чаще всего снижен, что связано с быстро развивающимся кетоацидозом. Характерны повышенная утомляемость,  нарастающая слабость, снижение успеваемости в школе. У детей младшего возраста появляется ночной и дневной энурез, моча почти бесцветна, при высыхании   оставляет «крахмальные» пятна на белье.  

Лёгкая форма сахарного диабета (1-ая степень) характеризуется отсутствием осложнений, а компенсация  метаболических нарушений достигается диетическими мероприятиями в сочетании с применением сульфаниламидных препаратов или малых доз инсулина.

У детей диабет имеет лабильное  течение, со склонностью как кетозу, так и гипогликемии, когда уровень гипогликемии  и потребность в инсулине резко меняются. Правильная оценка степени тяжести заболевания возможна лишь  после динамического наблюдения за больным, поэтому при впервые диагностированном сахарном диабете её не указывают.

  1.     Лечение сахарного диабета.

Основной целью лечения считается достижение уровня глюкозы, близкого к нормальному.  Этого можно достигнуть благодаря целому комплексу мероприятий, включающих:

  1. Регулярное наблюдение
  2. Обучение больного навыкам самостоятельного определения уровня глюкозы в крови и самолечение
  3. Применение  инсулина и пероральных гипергликемических препаратов для поддержания оптимального уровня глюкозы
Читайте также:  Препараты от сахарного диабета для повышения потенции

Современные возможности фармакологической  компенсации сахарного диабета с поддержанием  в течение суток уровня гликемии, близкого  к норме, выходят на первый план. Существует федеральная программа «Сахарный диабет» ,  согласно основным её  положениям пациентам с сахарным диабетом 2-ого типа, получающим инсулинотерапии, контроль гликемии необходимо проводить ежедневно не менее 3-4 раз в сутки.

 При любом изменении самочувствия, головокружении, тошноте, повышенном аппетите для исключения гипогликемии исследовать уровень сахара в крови.

При высоких показании уровня сахара в  крови более 13ммоль/ л необходимо исследовать мочу на ацетон.

Всем пациентам с сахарным диабетом 1 раз в 3 месяца необходимо исследовать уровень гликированного гемоглобина.

Обычно для самоконтроля больные пользуются глюкометром,  определяющим инсулин короткого действия, а также визуальными тестполосками при применении инсулина продлённого действия: утром, днем и перед сном.

При лечении сахарного диабета необходимо строгое соблюдение пищевого  режима, с распределением энергетической ценности  суточного рациона, сахарная ценность каждой порции должна быть одинаковой. Физические нагрузки должны быть распределены так, чтобы  они следовали за гипергликемией, так как физическая нагрузка способствует снижению  уровня гликемии.

Сегодня созданы принципиально новые приборы, которые применяются для самостоятельного использования введения инсулина – шприцы-ручки. Новое устройство для введения инсулиновых аналогов –   шприц-ручка  ФлексПен – максимально прост и удобен в использовании. Когда инсулин закончился, не нужно менять картридж – нужно просто взять другую  шприц-ручку.  Возможность лёгкого изменения неправильно набранной дозы. Эти шприц-ручки предназначены для взрослых (от1до 6о ЕД с шагом набора дозы в 1 ЕД), для введения минимальной дозы, а также для маленьких пациентов используется шприц-ручка НовоПен.

Курортное лечение сахарного диабета.

Для больных сахарным диабетом легкой и средней степени в состоянии устойчивой компенсации, без наклонности к ацидозу. Рекомендуются питьевые и климатические курорты. Например, Ессентуки, Звенигород.

Алгоритм лечения сахарного диабета 2-ого типа (смотреть таб.ниже)

Выводы.

Несмотря на огромный прогресс в изучении причин и механизмов развития сахарного диабета, он остается хроническим заболеванием, и полное излечение пока невозможно. Но можно поддерживать хорошую компенсацию диабета, чтобы не допустить или максимально отсрочить осложнения. И ждать нового прорыва в науке, тем более, что разработки и испытания вакцин ведутся учеными многих стран мира: в Германии, Израиле, Канаде.

Много обнадеживающей информации появляется в СМИ. Особенно радует сообщение о том, что остаточный с-пептид (или ц-пептид) обнаруживается даже у очень давно заболевших (определение уровня с-пептида позволяет оценить секрецию инсулина). Практически не бывает людей с нулевым с-пептидом. Возможно, в ближайшие годы ученые еще не добьются полного излечения, но если стабилизация гликемии при инсулинотерапии станет меньшей проблемой – это будет очень хорошая новость для больных сахарным диабетом.

Интенсивная инсулинотерапия + метоформин + глитазоны

Добавляем базальный инсулин или интенсивная инсулинотерапия

HbAc >=7%

HbAc >=7%

Добавляем глитпаоны

Интенсификация  инсулинотерапии

Добавляем базальный инсулин

Добавляем сульфонилмочеви-ну

                 HbAc >=7%

HbAc >=7%

HbAc >=7%

HbAc >=7%

Добавляем глитазоны

          Добавляем      сульфонилмочевину

         Добавляем базальный инсулин

  Изменение образа жизни + метформин

           Диагноз

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                

«Средняя школа № 15»

Исследовательская работа

«Тихий убийца»

Выполнила ученица 8 «А»  класса

Андрийчук Екатерина

Научный руководитель:

Коновалова Л. А., учитель биологии первой квалификационной категории МБОУ «Средняя школа № 15»

г. Арзамас 2017

Содержание.

  1. Введение
  2. Основная часть.
  1. Сахарный диабет и его типы:
  2.  Открытие инсулина
  3. Симптомы сахарного диабета
  4. Осложнения сахарного диабета
  5. Причины диабета
  6. Профилактика СД 2 типа

    3. Практическая часть:

      3.1. Анкетирование

      3.2. Результаты анкетирования

    4. Выводы

    5. Список литературы

1. Введение

     Что угрожает современному человечеству сегодня? Большинству из нас известно о сердечно- сосудистых и онкологических заболеваниях, о распространении СПИД, но есть еще одна болезнь, известная человечеству уже до нашей эры – это сахарный диабет. Проблема сахарного диабета – это проблема более 250 млн. людей, что составляет 4 % населения Земли. К 2030 году во всех регионах мира ожидается удвоение численности людей больных сахарным диабетом. Очень часто симптомы болезни очень слабы. А между тем, сосудистые изменения  развиваются на стадии преддиабета, когда человек ничего не подозревает. В нашем организме нет ни одного органа, который бы не страдал от сахарного диабета, поэтому его по праву называют «тихий» или «молчаливый» убийца.

Читайте также:  Сколько сахара можно сахарным диабетом

    Актуальность проблемы: ООН заявила, что сахарный диабет 2 типа представляет угрозу человечеству. ВОЗ называет распространенность диабета «неинфекционной эпидемией».

Каждые 24 часа:

– диагностируется 2200 новых больных СД 2 типа;

– 512 больных умирает;

– 153 пациентам проводятся ампутации;

– 66 больных умирает.

   Каждые 10 секунд в мире ставится диагноз – сахарный диабет 2 типа.

   Длительное скрытое течение СД 2 типа приводит к тому, что диагностика

СД во всех странах опаздывает не 7-8 лет от начала заболевания, при этом половина пациентов не знает о своем диагнозе, не обращается к врачу, не получает соответствующего лечения и имеет высокий риск развития сосудистых осложнений.

    Именно поэтому так важно привлечь внимание к проблеме правильного питания, увеличения двигательной активности подростков в целях профилактики СД 2 типа.

   Исследовательская новизна: статистический анализ по проблемам СД 2 типа в МБОУ СШ № 15 г. Арзамаса.

  Гипотеза: знают ли подростки о сахарном диабете и мерах профилактики этого заболевания.

  Цель: исследование проблем, связанных с заболеванием сахарный диабет в МБОУ СШ № 15.

 Задачи:

– изучить информацию по данной проблеме;

– провести опрос среди школьников 13-15 лет о сахарном диабете;

– анализировать результаты опроса по проблемам сахарного диабета;

– разработать буклет о мерах профилактики СД 2 типа;

– провести профилактические мероприятия среди школьников о предупреждении  сахарного диабета 2 типа с помощью буклета.

   Методы работы:

– теоретический анализ источников информации о сахарном диабете;

– статистический анализ;

– создание буклета;

– профилактическая работа среди учащихся МБОУ СШ № 15.

2. Основная часть.

2.1. Сахарный диабет, его типы

  Суть болезни в недостаточной выработке поджелудочной железой гормона инсулина, который регулирует содержание глюкозы (сахара) в крови. Если количество инсулина мало, то избыточная глюкоза не перерабатывается, увеличивается её содержание в крови, начинается выделение сахара с мочой. При этом клетки испытывают острый дефицит энергии, потому что глюкоза является основным энергетическим источником для клеток всего организма, но в клетку она может попасть только при помощи инсулина.

        Различают два типа диабета: инсулинзависимый и инсулиннезависимый. При развитии диабета первого типа (детский или юношеский, инсулинзависимый) симптомы обычно проявляются быстро, диагноз не представляет собой особой трудности, но болезнь уже находится в активной стадии. Диабет второго типа (инсулинонезависимый) течёт незаметно, и врач может обнаружить его случайно по анализу крови на сахар.

При этом типе диабета инсулин вырабатывается, но организм не может его использовать, причина этого – жир, так как жировая ткань работает как мощный эндокринный орган.

2.2. Открытие инсулина

    Ещё столетие назад больные диабетом первого типа были обречены на смерть. Но 11 января 1922 года канадский учёный Фредерик Бантинг, после опытов на животных, сделал первую в истории успешную инъекцию инсулина человеку.

      Первая инъекция инсулина была сделана 14-летнему мальчику по имени Леонардо Томпсон 11 января 1922 года, но опыт оказался неудачным — экстракт был недостаточно очищенным, что привело к развитию аллергии. Временно инъекции инсулина были приостановлены.

За две недели биохимик Джеймс Коллип сумел разработать эффективный метод очистки инсулина, и 23 января Леонарду была введена вторая доза инсулина. В этот раз не было не только явных побочных действий, но и у больного перестал прогрессировать диабет. За это открытие Бантинг и его компаньон Джон Маклеод были удостоены Нобелевской премии. Патент они продали Торонтскому университету за один доллар, и вскоре началось производство в промышленных масштабах.

     Из истории открытия

Первые работы по поиску лекарства от сахарного диабета велись задолго до фактического изобретения инсулина. В 1869 году в Берлине студент-медик Пауль Лангерганс изучал строение поджелудочной железы и обратил внимание на ранее неизвестные клетки. Назначение этих клеток было не известным, пока Эдуард Лагус не выяснил, что в них образуется секрет, играющий роль в регуляции пищеварения.

В 1889 году немецкий физиолог Оскар Минковски ради эксперимента произвёл удаление железы у здоровой собаки. Через несколько дней оказалось, что на мочу подопытной собаки слетались мухи. Как оказалось позже — из-за высокой концентрации сахара. Это наблюдение позволило связать работу поджелудочной железы и сахарный диабет.

Работу в области изучения работы поджелудочной железы вели Леонид Соболев, Иван Павлов и другие ученые.

За поддержкой и помощью в проведении опытов Бантинг обратился к физиологу и врачу Джону Маклеоду, который в результате предоставил ему университетскую лабораторию, 22-летнего Чарльза Беста в роли ассистента и 10 собак для проведения опытов.

   После успешных экспериментов и признания открытия инсулина Бантинг был крайне возмущен там фактом, что Нобелевская премия по физиологии и медицине была присуждена ему и Маклеоду. Сначала Бантинг отказывался от денег, но позже согласился принять премию. Свою часть премии Бантинг разделил с Бестом, тогда как Маклеод поделил свою премию с биохимиком Джеймсом Коллипом, ведь именно он разработал эффективный метод очистки инсулина.

Читайте также:  Лечение печеным луком сахарный диабет

    С изучением инсулина связаны еще две Нобелевские премии. Британский молекулярный биолог Фредерик Сенгер в 1958 году он был удостоен Нобелевской премии по химии за то, что определил точную последовательность аминокислот, образующих молекулу инсулина. Таким образом инсулин стал первым белком, для которого была полностью определена первичная структура.

Английский химик и биохимик Дороти Кроуфут-Ходжкинс с помощью метода рентгеновской дифракции определила пространственное строение молекулы инсулина, за что также была награждена Нобелевской премией в 1964 году.

   Применение инсулина

      Поначалу инсулин получали из поджелудочной железы животных, но в 1976 году препарат научились синтезировать. Сегодня он входит в список жизненно необходимых лекарств, для его введения разработаны специальные шприцы, которые удобно носить с собой.

     Всемирный день борьбы с диабетом был введён в 1991 году Международной диабетической федерацией и Всемирной организацией здравоохранения как ответное действие на рост числа заболевших, который принимает характер неинфекционной эпидемии. Проводить Всемирный день борьбы с диабетом именно 14 ноября было решено, чтобы увековечить открытие Бантинга, родившегося 14 ноября 1891 года.

2.3. Симптомы сахарного диабета

1. Жажда и сухость во рту

2. Повышенный уровень глюкозы в крови

3.Быстрая утомляемость и повышенная слабость

4. Учащенное мочеиспускание

5. Кожный зуд

6.Быстрая потеря веса при диабете 1 типа и лишний вес при диабете 2 типа

7. Покалывание и онемение пальцев.

8. Долго не заживаюшие ранки

2.4. Осложнения при сахарном диабете.

1. Артериальная гипертония – 39 %

2. Ишемическая болезнь сердца, инсульт – 25-30%, инфаркт миокарда – 8%;

3. Поражение сосудов ног, диабетическая стопа, гангрена – 25%

4. Снижение зрения – 55%

5. Нефропатия – 30%

6. Нейропатия – 15%

2.5. Причины, которые приводят к диабету.

1. Наследственность: диабет 1 типа наследуется с вероятностью 3-7% по линии матери и 10% по линии отца. Диабет 2 типа наследуется с вероятностью 40%.

2. Ожирение: при избыточной массе тела вероятность диабета 2 типа до 50%

3. Заболевания поджелудочной железы: панкреатит, рак поджелудочной железы могут вызвать нарушения выработки инсулина.

4. Вирусные инфекции: краснуха, ветрянка, грипп могут спровоцировать диабет у тучных людей.

5. «Городские факторы»: стресс, сидячий образ жизни, неправильное питание

2.6. Профилактика сахарного диабета 2 типа

  Избыточная масса тела и ожирение «идут рука об руку с сахарным диабетом 2 типа». Нельзя победить эпидемию диабета, не победив ожирения. Таким образом, основными мерами профилактики являются воспитание культуры здорового питания, активного отдыха, физической культуры.

3. Практическая часть.

3.1. Анкетирование

  С  целью выявления осведомленности учащихся в возрасте  13-15 лет о проблемах сахарного диабета, было проведено анкетирование. В нем приняли участие 63 учащихся 8-9 классов МБОУ СШ № 15.

3.2. Результаты анкетирования

1. Возраст участников опроса

2. Знаете ли вы о сахарном диабете

3. Болеют ли ваши близкие

4. Причины сахарного диабета

5. Признаки сахарного диабета

6. Как обнаружить сахарный диабет

7. Можно ли вылечить сахарный диабет

8. Влияет ли образ жизни на сахарный диабет

  Результаты анкетирования показали, что подростки имеют представление о проблемах сахарного диабета, однако большая часть не знает причины сахарного диабета и признаки сахарного диабета,  66% учащихся ответили,  что образ жизни влияет  на сахарный диабет.

     Наше исследование подтверждает  информацию о высокой распространенности сахарного диабета, так как  38 % опрошенных имеют родственников, страдающих этим заболеванием.

4. Выводы

  В ходе работы я изучила симптомы заболевания сахарный диабет и выявила причины его возникновения. Для достижения своей цели я выполнила следующие задачи:

– провела теоретический анализ литературных источников;

– провела анкетирование среди учащихся 8-9 классов;

– провела статистический анализ анкетирования.

   Анализ опроса показал, что наша гипотеза верна частично, так как школьники владеют информацией о диабете не в полной мере. Конечно, в молодости не хочется думать о будущих болячках, но осведомлённость, профилактика и здоровый образ жизни имеют решающее значение в борьбе с диабетом. В связи с этим, проведение профилактической работы по профилактике сахарного диабета 2 типа является своевременным и актуальным.

5. Список литературы

1. Доскина Е. Ю. «Сахарный диабет и основы правильного питания». Методическое пособие для кафедры эндокринологии диабетологии ГОУ ДПО РМАПО, Москва, 2012

2. Шестакова М. В., Суркова Е.В. «Сахарный диабет: осложнения». Руководство для пациентов, ФГУ Эндокринологический  научный центр, Москва, 2010

3. https://www.aif.ru/infographic/kak_raspoznat_pervye_priznaki_diabeta

Источник