Самоуход при сахарном диабете в домашних условиях

Самоуход при сахарном диабете в домашних условиях thumbnail

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Наиболее эффективной формой обучения пациентов с сахарным диабетом является групповое обучение с совместным обсуждением теоретических вопросов, с оценкой понимания и усвоения знаний и практических умений.

Программы обучения для больных сахарным диабетом первого и второго типа отличаются, что подразумевает формирование разных групп пациентов для обучения [1].

Пациентов, страдающих сахарным диабетом первого типа, необходимо обучать правилам введения инсулина, им важно объяснять отличие понятия «содержание углеводов в продуктах» от понятия «калорийность». Для пациентов, страдающих сахарным диабетом второго типа, акцент делают на правильном питании и снижении веса. В программу обучения больных сахарным диабетом входит самоконтроль гликемии, правильное купирование приступов гипогликемий, профилактика осложнений сахарного диабета [4].

Обучение пациентов (их родственников) может быть эффективным в том случае, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа [3]:

Этап 1. Сбор информации о пациенте, его обследование и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников. 

Сбор информации о пациенте является непрерывным. Медицинская сестра определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить необходимые знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.

Этап 2. Определение проблем пациента. 

Собрав и оценив информацию, медицинская сестра определяет сестринскую проблему, например, дефицит знаний о водном балансе и технике его определения. В результате оценки медицинская сестра должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения.

Этап 3. Определение целей обучения, планирование его содержания. 

Формулировка целей обучения должна быть ориентирована по трем направлениям: познавательному, эмоциональному и психологическому. Поставленная цель должна содержать три компонента:

1) результат обучения – что необходимо сделать пациенту (что он должен суметь сделать, понять и т.д.);

2) временные рамки – интервал времени, в течение которого будет достигнута цель обучения (например, к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);

3) достижение цели – с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей и т.п.).

После определения целей обучения, медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. Кроме того, в плане уточняются время (утром, перед обедом, после ужина) и продолжительность обучения (по 10 мин в течение 3 суток, по 20 мин через сутки и т.д.).

Медицинская сестра должна привлекать пациента и/или его родственников к составлению индивидуального плана обучения, учитывая личностные особенности пациента, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние [5], например:

1) в течение 20 мин. пациенту объясняется значение и суть определения водного баланса, чтобы убедить его в необходимости самостоятельного определения;

2) в течение 15 мин. пациенту предоставляется информация о диурезе, правилах сбора мочи и подсчета её суточного количества;

3) в течение 15 мин. пациенту объясняются правила измерения и подсчета количества выпитой жидкости, подсчета водного баланса в процентах;

4) в течение 3 суток медицинская сестра контролирует правильность заполнения дневника самонаблюдения пациентом и проводит коррекцию его знаний и умений;

5) на 6-е сутки медицинская сестра оценивает результаты обучения пациента и/или его родственников.

Этап 4. Реализация плана обучения. 

Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения, где планируется обучение, неблагоприятен или состояние пациента оставляет желать лучшего, то обучение лучше отложить.

В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у пациентов интерес, задавать им наводящие вопросы или выстраивать беседу по принципу «вопрос-ответ», подчеркивая информацию важную для пациента[2]. Для того, чтобы убедиться насколько пациенты правильно поняли передаваемую информацию, необходимо систематически проверять и оценивать их знания и умения.

Этап 5. Оценка результатов обучения. 

После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает полученный результат, т.е. соотносит его с поставленными целями. Критерии оценки знаний, умений и навыков, полученных пациентом и/или его родственниками по окончании обучения:

пациент хорошо усвоил информацию и приобрел устойчивые навыки (осознает важность и значение информации и может самостоятельно выполнить навык);

пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, не уверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций) – в данном случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы;

пациент не усвоил информацию и/или не выработал необходимые навыки.

Для проведения научно-исследовательской работы, целью которой было формирование навыков обучения пациентов вопросам само ухода при сахарном диабете, выбрана медицинская организация – ГБУЗ «Бузулукская больница скорой медицинской помощи».

Среди госпитализированных пациентов, количество пациентов с сахарным диабетом второго типа больше, чем пациентов с сахарным диабетом первого типа.

Среди пациентов, страдающих сахарным диабетом преобладают женщины (из 485 человек, больных сахарным диабетом: 207 мужчин (43%) и 278 женщин (57%)) – это связано с тем, что сахарный диабет передается преимущественно по женской линии и женщины имеют дополнительные факторы риска, например, гестационный диабет в анамнезе.

Большинство госпитализированных пациентов с сахарным диабетом находятся в возрастной группе от 51 года до 60 лет. Это объясняется тем, что на 2,5 млн. людей, страдающих сахарным диабетом и поставленных на учет, приходится как минимум 5 млн. тех, кто о своей болезни даже не подозревает. Диагноз выставляется только после развития осложнений, которые начинают проявляться примерно через 10-15 лет от начала заболевания, т. е. как раз в возрасте от 51 года до 60 лет.

Читайте также:  Сахарный диабет жжение во рту

В исследовании принимали участие 18 пациентов, страдающих сахарным диабетом, госпитализированные в терапевтическое отделение ГБУЗ «Бузулукская больница скорой медицинской помощи». Группа из 18 человек была поделена на 2 подгруппы: пациенты с сахарным диабетом первого типа (7 человек) и пациенты с сахарным диабетом второго типа (11 человек).

Исследование проходило в 2 этапа. На 1 этапе было проведение тестирование в двух подгруппах с целью определения уровня знаний о самоуходе при сахарном диабете 1 и 2 типа соответственно. Всего в тестах было по 10 вопросов. Каждый вопрос оценивался в 1 балл. Результаты тестирования, полученные нами на 1 этапе исследования, представлены ниже на рис. 1 и 2.

Рис. 1, 2.Результаты тестирования

Из рисунков видно, что в подгруппе с сахарным диабетом первого типа 5 человек набрали 3-5 баллов и 2 человека – 6-8 баллов.

В подгруппе с сахарным диабетом второго типа 6 человек набрали 3-5 баллов, 3 человека – 6-8 баллов и 2 человека – 9-10 баллов. Большее количество пациентов набрали менее 5 баллов, следовательно, можно сделать вывод, что уровень знаний о принципах самоухода при сахарном диабете ниже среднего, чем обусловлена необходимость проведения обучения у данных пациентов.

Были составлены планы обучения пациентов, страдающих сахарным диабетом первого типа (табл. 1) и пациентов, страдающих сахарным диабетом второго типа (табл. 2).

Таблица 1.

Планирование взаимодействия с пациентами в течение 6 дней

через сутки по 30 минут (первый тип сахарного диабета)

План сестринских вмешательств

Обоснование

Провести беседу с пациентами об особенностях диеты при СД 1 типа; рассказать о хлебных единицах, обучить пользованию таблицей хлебных единиц и их подсчету.

Информирование пациентов об особенностях диеты при СД 1 типа; обучение пользованию таблицей хлебных единиц и их подсчету.

Провести беседу о самоконтроле сахарного диабета 1 типа; рассказать о важности самоконтроля; обучить определению уровня глюкозы в крови и моче.

Информирование о самоконтроле СД 1 типа; обучение определения уровня глюкозы в крови и моче.

Провести беседу о контроле АД при СД 1 типа; рассказать о видах тонометров; обучить определению артериального давления.

Информирование о контроле АД; обучение определения артериального давления.

Провести беседу про инсулинотерапию; рассказать об особенностях хранения и использования инсулина; обучить технике введения инсулина.

Информирование об инсулинотерапии; обучение технике введения инсулина.

Провести беседу о необходимости ведения дневника самоконтроля; обучить заполнять данный дневник при СД 1 типа.

Информирование о ведении дневника самоконтроля при СД 1 типа; обучение заполнения данного дневника.

Провести беседу об особенностях ухода за кожей, ногами, ротовой полостью; обучить данным навыкам. Рассказать о физических нагрузках при СД 1 типа.

Информирование об уходе за кожей, ногами, ротовой полостью; обучение данным навыкам. Информирование о физических нагрузках при СД 1 типа.

Таблица 2

Планируемое взаимодействие с пациентами в течение 6 дней

через сутки по 30 минут (второй тип сахарного диабета)

План сестринских вмешательств

Обоснование

Провести беседу с пациентами об особенностях диеты при СД 2 типа.

Информирование пациентов об особенностях питания при СД 2 типа.

Провести беседу о самоконтроле сахарного диабета 2 типа; рассказать о важности самоконтроля; обучить определению уровня глюкозы в крови и моче.

Информирование о самоконтроле СД 2 типа; обучение определения уровня глюкозы в крови и моче.

Провести беседу о контроле АД при СД 2 типа; рассказать о видах тонометров; обучить определению артериального давления.

Информирование о контроле АД; обучение определению артериального давления.

Провести беседу о необходимости ведения дневника самоконтроля; обучить заполнять данный дневник при СД 2 типа.

Информирование о ведении дневника самоконтроля при СД 2 типа; обучение заполнения данного дневника.

Провести беседу об особенностях ухода за кожей, ногами, ротовой полостью; обучить данным навыкам. Рассказать о физических нагрузках при СД 2 типа.

Информирование об уходе за кожей, ногами, ротовой полостью; обучение данным навыкам. Информирование о физических нагрузках при СД 2 типа.

В соответствии с вышеуказанными планами были реализованы мероприятия по взаимодействию с пациентами (табл. 3, 4).

Таблица 3

Выполненные мероприятия по взаимодействию с пациентом

План сестринских вмешательств

Мотивация

Провел беседу с пациентами об особенностях диеты при СД 1 типа; рассказал о хлебных единицах, обучил пользованию таблицей хлебных единиц и их подсчету.

Информирование пациентов об особенностях диеты при СД 1 типа; обучение пользованию таблицей хлебных единиц и их подсчету.

Провел беседу о самоконтроле сахарного диабета 1 типа; рассказал о важности самоконтроля; обучил определению уровня глюкозы в крови и моче.

Информирование о самоконтроле СД 1 типа; обучение определения уровня глюкозы в крови и моче.

Провел беседу про инсулинотерапию; рассказал об особенностях хранения и использования инсулина; обучил технике введения инсулина.

Информирование об инсулинотерапии; обучение технике введения инсулина.

Провел беседу о необходимости ведения дневника самоконтроля; обучил заполнять данный дневник при СД 1 типа.

Информирование о ведении дневника самоконтроля при СД 1 типа; обучение заполнения данного дневника.

Провел беседу об особенностях ухода за кожей, ногами, ротовой полостью; обучил данным навыкам. Рассказал о физических нагрузках при СД 1 типа.

Информирование об уходе за кожей, ногами, ротовой полостью; обучение данным навыкам. Информирование о физических нагрузках при СД 1 типа.

Читайте также:  Курсовая на тему сестринская помощь при сахарном диабете

Таблица 4

Выполненные мероприятия по взаимодействию с пациентом

План сестринских вмешательств

Мотивация

Провел беседу с пациентами об особенностях диеты при СД 2 типа.

Информирование пациентов об особенностях диеты при СД 2типа.

Провел беседу о самоконтроле сахарного диабета 2 типа; рассказал о важности самоконтроля; обучил определению уровня глюкозы в крови и моче.

Информирование о самоконтроле СД 2 типа; обучение определения уровня глюкозы в крови и моче.

Провел беседу о контроле АД при СД 2 типа; рассказал о видах тонометров; обучил определению артериального давления.

Информирование о контроле АД; обучение определению артериального давления.

Провел беседу о необходимости ведения дневника самоконтроля; обучил заполнять данный дневник при СД 2 типа.

Информирование о ведении дневника самоконтроля при СД 2 типа; обучение заполнения данного дневника.

Провел беседу об особенностях ухода за кожей, ногами, ротовой полостью; обучил данным навыкам. Рассказал о физических нагрузках при СД 2 типа.

Информирование об уходе за кожей, ногами, ротовой полостью; обучение данным навыкам. Информирование о физических нагрузках при СД 2 типа.

В дальнейшем была проведена оценка эффективности обучения методом повторного тестирования пациентов, страдающих сахарным диабетом первого и второго типов по отдельности. Результаты тестирования представлены на рис. 3,4.

Рис. 3.Результаты контрольного тестирования

По результатам контрольного тестирования было отмечено, что пациенты хорошо усвоили информацию и приобрели устойчивые навыки (осознают важность и значение информации и могут самостоятельно выполнять навыки). Таким образом, цель обучения достигнута, оценка результатов обучения является положительной.

Рис.4.Результаты контрольного тестирования

По результатам контрольного тестирования было отмечено, что пациенты данной группы хорошо усвоили информацию и приобрели устойчивые навыки (осознают важность и значение информации и могут самостоятельно выполнять навыки). Таким образом, цель обучения достигнута, оценка результатов обучения является положительной.

В завершающей части исследования были розданы памятки, в которых описаны основные правила самоухода при сахарном диабете.

Таким образом, борьба с сахарным диабетом и его осложнениями зависит не только от согласованной работы всех звеньев специализированной медицинской службы, но и от самих пациентов, без участия которых не могут быть достигнуты целевые задачи по компенсации углеводного обмена при сахарном диабете, а его нарушение и вызывает развитие осложнений.

Список литературы

Гончарова, Е.В. Управление диабетом и современные возможности самостоятельного гликемического контроля / Е.В. Гончарова, Н.А. Петунина // Медицинский совет. – 2018. – № 3. – С. 17-21.

Калашникова, Н.А. Роль медицинской сестры в профилактике и лечении сахарного диабета / Н.А. Калашникова, В.И. Викторова, А.В. Аверин // Сестринское дело. – 2017. – № 2. – С. 34-35.

Поддубченко, О. И. Организация оказания медицинской помощи пациентам с сахарным диабетом 2-го типа / О. И. Поддубченко // Справочник врача общей практики. – 2017. – № 5-6. – С. 18-28.

Результаты деятельности школы здоровья для пациентов с сахарным диабетом и его осложнениями / А.И. Кузнецов [и др.] // Медсестра. – 2018. – №3. – С. 41-46.

Ростова, М.А. Сахарный диабет как сопутствующее заболевание / М.А. Ростова, М.П. Робская // В помощь практикующей медицинской сестре. – 2017. – № 3. – С. 3- 79.

Источник

Сахарный диабет – заболевание хроническое и при отсутствии должного контроля грозящее тяжёлыми последствиями. Одним из самых опасных осложнений сахарного диабета является синдром диабетической стопы (СДС), который может привести к ампутации конечности. Но внимание к себе и простые правила ухода, считает хирург высшей категории, более 20 лет занимающийся лечением СДС, профессор ЮУГМУ Юрий ПАВЛОВ, вполне могут спасти от ампутации.

Тревожные симптомы

Синдром диабетической стопы – это заболевание, которое может проявляться в различных формах.

Основных форм – три. Ишемическая форма, когда страдают артерии, причем при диабете это, как правило, мелкие сосуды, расположенные ниже колена. И нейропатическая форма, когда страдают в первую очередь периферические нервы. Бывает и смешанная форма.

При нейропатии пациенты ощущают онемение конечностей, чувство ползания «мурашек», снижение болевой и тактильной чувствительности. Не чувствуют вибраций. Стопа не ощущает опорную поверхность. Нередко отмечается снижение проприоцептивной чувствительности, пациент, например, при обследовании не чувствует, куда врач смещает его палец вверх или вниз. Однако в некоторых случая можно наблюдать патологическое усиление чувствительности, при любом даже легком прикосновении к коже стоп больные чувствуют сильные боли. Несмотря на онемение, при нейропатии стопы тёплые, розовые.

При ишемии –стопы холодные, бледно-синюшные, пациенты жалуются на зябкость в конечностях. При обследовании у любого врача обнаруживается снижение или отсутствие пульсация на стопах. Это подтверждает УЗИ сосудов.

Больные с сахарным диабетом второго типа это, как правило, пациенты в возрасте и у них уже наблюдаются признаки атеросклероза артерий нижних конечностей, обусловленного возрастным фактором. Поэтому если УЗИ показало атеросклероз, это не обязательно  синдром диабетической стопы. Кровоток обычно компенсируется за счет развития дополнительных артерий, особенно у женщин. У них может полностью отсутствовать пульсация в паховой и подколенной области, а стопы теплые, розовые, без признаков ишемии. Это нужно учитывать.

Смешанный тип синдрома диабетической стопы соответственно предполагает проявления любых из вышеперечисленных симптомов.

Читайте также:  Лечение диабета по методу скачко

Спаси себя сам

Одним из самых важных мероприятий для больных сахарным диабетом и СДС, независимо от формы, является самонаблюдение и самоуход. Соблюдение несложных мер по контролю уровня гликемии и педантичному уходу за стопами, согласно мировой статистике, позволяют уменьшить количество ампутаций в 2 раза.

Вы должны ежедневно осматривать ноги, тыльную и подошвенную поверхности. Не появились ли синие пятна, участки белого цвета (обескровленные), некротические проявления, язвы. При малейших подозрениях необходимо срочно обращаться к хирургу.

Ноги нужно мыть ежедневно в теплой воде, не парить! После этого ноги осушивать, не растирая, а промакивая. После смазывать специальным кремом для диабетиков, таких в аптеках множество.

Нельзя ходить босиком, даже дома, чтобы случайно не повредить кожу. Любое повреждение у диабетика чревато нагноением ранки.

Нужно уделить внимание подбору обуви, лучше всего покупать обувь вечером, когда ноги опухают. Как ни странно для диабетиков наиболее оптимальная обувь – это кроссовки, желательно кожаные, дышащие.

Наблюдение больных должны осуществлять врачи разного профиля, поскольку при сахарном диабете могут поражаться не только стопы, но и почки, глаза и другие органы. Поэтому необходимо консультироваться не реже 1 раза в год у различных специалистов: эндокринолога, сосудистого хирурга, окулиста, хирурга-подолога (специалиста по заболеваниям стоп), невролога.

Основная проблема пациентов в СДС то, что они не контролируют своё состояние, уровень гликемии (уровень сахара в крови), состояние конечностей. Это может привести к развитию некроза, гангрены и закончиться ампутацией.

Профилактика и лечение

Больные сахарным диабетом обязательно должны читать книги и специальную литературу, журналы, интернет-сайты для пациентов, написанную, как  правило доходчивым ясным языком.

Там пишут и обучают диабетиков, как ухаживать за стопами и как обнаружить первые признаки поражения. Поскольку причиной СДС является сахарный диабет, нужно постоянно наблюдаться у эндокринолога или терапевта. Для исключения синдрома диабетической стопы и других осложнений сахарного диабета необходимы периодические консультации хирурга-подолога, сосудистого хирурга, окулиста.

Диабет во всем мире лечат одинаково, есть повышение сахара – назначают сахароснижающие препараты. Надо сказать, за рубежом более развита система обучения и мотивации пациентов, которые дают очень хорошие результаты. Система амбулаторного контроля более структурирована и этих пациентов наблюдают в комплексе междисциплинарные бригады врачей.  Что касается высокотехнологичных методов лечения, допустим, когда происходит сужение сосудов, то ангиохирурги выполняют сложные шунтирования. Этот раздел работы в России развит обычно в крупных многопрофильных центрах. Количество ампутаций снижается там, где этим активно занимаются.

3 вопроса о Синдроме диабетической стопы

15 лет болею диабетом, чувствую онемение в пятке на левой ноге. Является ли это симптомом диабетической стопы?

Это один из признаков нейропатического поражения, которые часто встречаются при диабете. Диабетическую нейропатию нужно лечить, назначения дают неврологи и эндокринологи, применяют обычно витаминные комплексы. Если же появились признаки воспаления, растрескивания кожи, гиперкератоз, язва либо деформация стопы и пальцев нужно обязательно показаться хирургу-подологу.

И еще по поводу потери чувствительности. Нужно помнить, что в этом случае возрастает риск повреждений (порезов), а любое поражение кожи при сахарном диабете может развиться в гнойный процесс.

Мне 68 лет, диабет 2 типа уже 10 лет. У меня язва на одном и пальце на ноге, уже корочка образовалась, мешает ходить. Как их вылечить. С этой проблемой я уже 2 года, мне предлагали ампутацию пальца, но я отказалась (уровень глюкозы до 10), без носок не сплю, пальцы немного деформированы, они не распрямляются полностью?

Скорее всего, речь опять-таки идёт о нейро-ишемической форме СДС.

Необходимо всё время контролировать уровень сахара. Смотреть динамику развития язвы. Если нет гнойного процесса, ваша основная задача – следить, чтобы не возникло воспаление. Для этого использовать обычные жидкие антисептики, которые продаются в аптеках (хлоргексидин, мирамистин), ваша задача не размачивать язвочку мазями, а сушить.

К сожалению, в домашних условиях вылечить синдром диабетической стопы без контроля врачей невозможно. Ваша задача, выявить первые признаки этого осложнения. Поэтому как только вы заметили оттёк, покраснение этого пальца, необходимо срочно идти на приём к врачу-хирургу либо к гнойному, либо к сосудистому. Это тревожные симптомы, их надо контролировать.

Корочку на язве ни в коем случае отрывать нельзя, она работает как биологическая повязка.

Что касается ампутации на уровне пальца, которую вам рекомендовали врачи, я бы не игнорировал их рекомендации. Дело в том, что если процесс прогрессирует – площадь ишемии (корочка)  увеличивается, это может довольно быстро перейти на стопу или голень и тогда можно потерять не только палец, но и ногу. Чтобы не упустить время нужно показаться сосудистому хирургу в областной больнице.

Что вы скажете о лечении диабетической стопы методом фонирования. Аппарат предлагается в интернете, стоит ли его попробовать?

Ультразвуковые и различные вибрационные физиотерапевтические технологии так или иначе улучшают нервную трофику и кровоснабжение. Вреда от этого не будет, но только если нет острого гнойного процесса. В первую очередь они улучшают микроциркулярный кровоток, подключаются «спящие» капилляры. А без кровотока невозможно заживление. Целесообразно проконсультироваться у хирурга-подолога.

Источник