Сестринские вмешательства при сахарном диабете 1 типа

Сестринские вмешательства при сахарном диабете 1 типа thumbnail

Сестринский процесс при сахарном диабете. Сахарный диабет – хроническое заболевание, характеризующееся нарушением продукции или действия инсулина и приводящее к нарушению всех видов обмена веществ и, в первую очередь, обмена углеводов. Классификация сахарного диабета, принятая ВОЗ в 1980 г.:

1. Инсулинозависимый тип – 1 тип.

2. Инсулинонезависимый тип – 2 тип.

Сахарный диабет 1 типа чаще встречается у лиц молодого возраста, 2 тип сахарного диабета – у лиц среднего и пожилого возраста.

При сахарном диабете причины и факторы риска настолько тесно переплетены, что иногда трудно их разграничить. Одним из главных факторов риска является наследственная предрасположенность (наследственно более неблагоприятен сахарный диабет 2 типа), также важную роль играют ожирение, несбалансированное питание, стрессы, заболевания поджелудочной железы, токсические вещества. в частности алкоголь, заболевания других эндокринных органов.

Стадии сахарного диабета:

1-я стадия – преддиабет – состояние предрасположенности к сахарному диабету.

Группа риска:

– Лица с отягощенной наследственностью.

– Женщины, родившие живого или мертвого ребенка с массой тела более 4,5 кг.

– Лица, страдающие ожирением и атеросклерозом.

2-я стадия – латентный диабет – протекает бессимптомно, уровень глюкозы натощак нормальный – 3,3-5,5 ммоль/л (по данным некоторых авторов – до 6,6 ммоль/л). Латентный диабет можно выявить тестом на толерантность к глюкозе, когда у пациента после приема 50 г глюкозы, растворенной в 200 мл воды, отмечается повышение уровня сахара в крови: через 1 ч выше 9.99 ммоль/л. а через 2ч – более 7,15 ммоль/л.

3-я стадия – явный диабет – характерны следующие симптомы: жажда, полиурия, повышенный аппетит, похудание, кожный зуд (особенно в области промежности), слабость, утомляемость. В анализе крови повышенное содержание глюкозы, также возможно выделение глюкозы с мочой.

При развитии осложнений, связанных с поражением сосудов ЦНС. глазного дна. почек, сердца, нижних конечностей, присоединяются симптомы поражения соответствующих органов и систем.

Сестринский процесс при сахарном диабете:

Проблемы пациента:

А. Существующие (настоящие):

– жажда;

– полиурия:

– кожный зуд. сухость кожи:

– повышенный аппетит;

– потеря веса;

– слабость, утомляемость; снижение остроты зрения;

– боли в сердце;

– боли в нижних конечностях;

– необходимость постоянно соблюдать диету;

– необходимость постоянного введения инсулина или приема антидиабетических препаратов (манинил, диабетон, амарил и др.);

Дефицит знаний о:

– сущности заболевания и его причинах;

– диетотерапии;

– самопомощи при гипогликемии;

– уходе за ногами;

– расчете хлебных единиц и составлении меню;

– пользовании глюкометром;

– осложнениях сахарного диабета (комы и диабетические ангиопатии) и самопомощи при комах.

Б. Потенциальные:

Риск развития:

– прекоматозных и коматозных состояний:

– гангрены нижних конечностей;

– острого инфаркта миокарда;

– хронической почечной недостаточности;

– катаракты и диабетической ретинопатии с ухудшением зрения;

– вторичных инфекций, гнойничковых заболеваний кожи;

– осложнений вследствие инсулинотерапии;

– медленное заживление ран, в том числе и послеоперационных.

Сбор информации при первичном обследовании:

Расспрос пациента о:

– соблюдении диеты (физиологической или диеты № 9), о режиме питания;

– физических нагрузках в течение дня;

– проводимом лечении:

– инсулинотерапии (название инсулина, доза, длительность его действия, схема лечения);

– антидиабетических таблетированных препаратах (название, доза, особенности их приема, переносимость);

– давности исследования анализов крови и мочи на содержание глюкозы и обследования у эндокринолога;

– наличии у пациента глюкометра, умении им пользоваться;

– умении пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;

– умении пользоваться инсулиновым шприцом и шприц-ручкой;

– знании мест и техники введения инсулина, профилактики осложнений (гипогликемии и липодистрофии в местах инъекций);

– ведении дневника наблюдений больного сахарным диабетом:

– посещении в прошлом и в настоящее время “Школы диабетика”;

– развитии в прошлом гипогликемической и гипергликемической ком, их причинах и симптомах;

– умении оказывать самопомощь;

– наличии у пациента «Паспорта диабетика» или «Визитной карточки диабетика»;

– наследственной предрасположенности к сахарному диабет);

– сопутствующих заболеваниях (заболевания поджелудочной железы, других эндокринных органов, ожирении);

– жалобах пациента в момент осмотра.

Осмотр пациента:

– цвет, влажность кожных покровов, наличие расчесов:

– определение массы тела:

– измерение артериального давления;

– определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.

Сестринские вмешательства, включая работу с семьей пациента:

1. Провести беседу с пациентом и его близкими об особенностях питания в зависимости от типа сахарного диабета, режиме питания. Для пациента с сахарным диабетом 2 типа дать несколько образцов меню на сутки.

2. Убедить пациента в необходимости строю соблюдать диету, назначенную врачом.

3. Убедить пациента в необходимости физических нагрузок, рекомендованных врачом.

4. Провести беседу о причинах, сущности заболевания и его осложнениях.

5. Информировать пациента об инсулинотерапии (видах инсулина. начале и длительности его действия, связи с приемом пищи. особенностях хранения, побочных эффектах, видах инсулиновых шприцов и шприц-ручках).

6. Обеспечить своевременное введение инсулина и прием антидиабетических препаратов.

7. Контролировать:

– состояние кожных покровов;

– массу тела:

– пульс и артериальное давление;

– пульс на артерии тыла стопы;

– соблюдение диеты и режима питания; передачи пациенту от его близких;

– рекомендовать постоянный контроль содержания глюкозы в крови и моче.

8. Убедить пациента в необходимости постоянного наблюдения эндокринологом, ведении дневника наблюдения, где указываются показатели уровня глюкозы в крови, моче, уровень АД, съеденные за день продукты, получаемая терапия, изменения самочувствия.

9. Рекомендовать периодические осмотры окулиста, хирурга, кардиолога, нефролога.

10. Рекомендовать занятия в «Школе диабетика».

11. Информировать пациента о причинах и симптомах гипогликемии, коматозных состояний.

12. Убедить пациента в необходимости при незначительном ухудшении самочувствия и показателей крови сразу обращаться к эндокринологу.

13. Обучить пациента и его родственников:

– расчету хлебных единиц;

– составлению меню по количеству хлебных единиц на сутки; набору и подкожному введению инсулина инсулиновым шприцом;

– правилам ухода за ногами;

– оказывать самопомощь при гипогликемии;

– измерению артериального давления.

Неотложные состояния при сахарном диабете:

А. Гипогликемическое состояние. Гипогликемическая кома.

Причины:

– Передозировка инсулина или антидиабетических таблетированных средств.

– Недостаток углеводов в пищевом рационе.

– Недостаточный прием пищи или пропуск приема пищи после введения инсулина.

– Значительная физическая нагрузка.

Гипогликемические состояния проявляются ощущением сильного голода, потливостью, дрожанием конечностей, резкой слабостью. Если это состояние не купировать, то симптомы гипогликемии будут нарастать: усилится дрожь, появятся путаница в мыслях, головная боль, головокружение, двоение в глазах, общее беспокойство, страх, агрессивность в поведении и больной впадает в кому с потерей сознания и судорогами.

Симптомы гипогликемической комы: больной без сознания, бледен, отсутствует запах ацетона изо рта. кожные покровы влажные, обильный холодный пот, тонус мышц повышен, дыхание свободное. артериальное давление и пульс не изменены, тонус глазных яблок не изменен. В анализе крови уровень сахара ниже 3,3 ммоль/л. в моче сахара нет.

Читайте также:  Глазные капли при диабете профилактика

Самопомощь при гипогликемическом состоянии:

Рекомендуется при первых же симптомах гипогликемии съесть 4-5 кусочков сахара, или выпить теплый сладкий чай, или принять 10 таблеток глюкозы по 0,1 г, или выпить из 2-3 ампул 40 %-ной глюкозы, или съесть несколько конфет (лучше карамель).

Доврачебная помощь при гипогликемическом состоянии:

– Вызвать врача.

– Вызвать лаборанта.

– Придать пациенту устойчивое боковое положение.

– Положить 2 кусочка сахара за щеку, на которой лежит пациент.

– Обеспечить внутривенный доступ.

Подготовить медикаменты:

40 и 5 % раствор глюкозы. 0.9 % раствор хлорида натрия, преднизолон (амп.), гидрокортизон (амп.), глюкагон (амп.).

Б. Гипергликемическая (диабетическая, кетоацидотическая) кома.

Причины:

– Недостаточная доза инсулина.

– Нарушение диеты (повышенное содержание углеводов в пище).

– Инфекционные заболевания.

– Стрессы.

– Беременность.

– Травмы.

– Оперативное вмешательство.

Предвестники: усиление жажды, полиурия. возможна рвота, снижение аппетита, нечеткое зрение, необычайно сильная сонливость, раздражительность.

Симптомы комы: сознание отсутствует, запах ацетона изо рта, гиперемия и сухость кожных покровов, шумное глубокое дыхание, снижение мышечного тонуса – ” мягкие” глазные яблоки. Пульс-нитевидный, артериальное давление снижено. В анализе крови – гипергликемия, в анализе мочи – глюкозурия, кетоновые тела и ацетон.

При появлении предвестников комы срочно обратиться к эндокринологу или вызвать его на дом. При признаках гипергликемической комы срочный вызов неотложной помощи.

Доврачебная помощь:

– Вызвать врача.

– Придать пациенту устойчивое боковое положение (профилактика западения языка, аспирации, асфиксии).

– Взять мочу катетером для экспресс-диагностики сахара и ацетона.

– Обеспечить внутривенный доступ.

Подготовить медикаменты:

– инсулин короткого действия – актропид (фл.);

– 0,9 % раствор хлорида натрия (фл.); 5 % раствор глюкозы (фл.);

– сердечные гликозиды, сосудистые средства.

Источник

: , , . . . . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

– 2012 .

– .

– .

– .

– .

– (1 – 2 ).

– .

– .

– .

– .

– .

– – .

– .

– .

– .

– .

– , , , , .

, , , .

1961 – , , , , , , . , .

, , , , , – . – , , , , , , .

, , .

, , .

:

1. ;

2. ;

3. ;

4. ;

5. ;

6. ;

7. .

, . , , . . , , , , , .

, , , . , , .

, . , , , , .

– .

:

1. .

2. .

3. .

4. .

5. .

6. , .

7. .

8. .

() – , , , , , (), (), .

– – , .

2 4%. 120 . .

: () I () II .

( ), , , .. .

, ( ).

, , . . , .

(1994.)

. .

I. ( I ).

II. ( II )

(, , ):

* ( -, , , );

* (, , , .);

* , ( , .).

:

1. . 2. . 3. .

( ):

1. . 2. .

3. . 4. .

:

1. (, ).

2. .

3. .

(, , , , .).

:

1. ( , ). 2. ( , – .).

. . , ( ), .

HLA-, .

( ) : . , , B () () .

, , – – . 40-50 . . : , , . , ( ), . (, ) , .

:

1. ;

2. ( ) , ;

3. . – . .

: , , .

: , , , .

, , ( ), ( ).

, , , . , . , , ( ) ().

: , , 12- , , , .

– , , . , , . – – 5,2 /.

3 : , , .

– , ( ), , .

: , , , , , , . . , , . , . , . . , , – .

– , 3 /.

: , , , , .

; , , , . – . , .

: , , , , , , , .

: ( ) – , , ; ( , , ) -, , .

() , , , , , . – 160-180 % (9-10 /). , , , , ( , 3 ), , . , ( , ).

, 7-14 , , () , . , , , (, , ), , . : , . , 600 % (33 /), ( 320 /), ( 60-90 %) . 8-10 4-6 . , .

– , () (). .

– , .

– . : ( ); ( ); ( , , , , ); (- ).

() . , , 25 % . 50% .

, , . , ( ) 60 1000 . 10000 . 50 % 3 . 55 % ( ) . 50 % .

, .

:

– . , 70 % – 67 %.

– ( – ), ;

– ;

– ;

– -, – , , , .

. , , – . , , , – , – .

, .

, , .

, .

OAK – ( , ).

AM – ( 1,040), , .

– . – .

– . , , .

( )

: , ,

, , ,

,

,

, , ( )

, , ,

, ,

3,3/ (60/100)

, ,

,

.

, , , . , , . 10-20% , 30-35 . .

60-110 % (3,5-6 /), 10-15% 70-120 % (4-6,5 /). ( ), , .

, . .

. , 15 /.

. 9 ( ). (, , .). . , , . (). 1 12 50 . (): – 25-30 ; – 21 ; – 17 ; 50 – 14 ; – 10 ; – 6 .

. : , , , .

3 :

– , ( , -, , , ); – ( 12-22 ) – , , .; – (25-36 ) – , -, .

. . 15-20 , .

– – , , .

.

– ().

2 : – (, , , , ); – (, , , . . .

, , , , .

.

) : . , . / 5% , – / 4% , .

) 2 , , . , 30-60-90 40% . .

) , . .

) , . – . , , , . .

) – ; , – . – .

) : , . – .

) .

) , ( , , , ); .

) . . . . . . . . .

) , . – ( , ).

()

( , , , ).

. . . .

. ( ). ( )

. , . ( , , )

.

2 . .

.

.

. . , . .

. , .

( ).

: ( ).

1. .

2. .

3. .

4. , , .

5. .

6. ( ).

7. .

. (), , ( ), (). , , 6. . .

; . , .

( ); , , ; ().

, , – . , 60 .

, , , , . . , . . : . ().

, , , . , . , .

, . . , .

I . I , , (, ), .

, . : , () . , . . 1 3-4 .

: .

: , 1 40 (80 100 ); 70; : , , , .

:

1. , .

: , .

2. . : , , , .

3. 36–37 . 3-5 .

4. , , , . .

5. , . .

6. , , . .

7. .

8. 1-2 , , . 1-2 , .

:

I. , : , . . :

1) ;

2) ;

3) ;

4) .

1

35 , I . , , , , .

.

, , , .

: , , , – . . 88 ./., 140/90 . ., 16 .

:

1. ; .

2. .

3. /.

: , , , , , ;

: – , , .

– .

: .

: , , .

1. 9.

.

2. – .

, , .

3. .

.

4. .

.

5. .

.

6. .

.

7. (, , , ).

.

: ; , . .

2. , .

3. .

: , , , , , , 70% , (), , , .

1. .

2. .

3. .

4. .

5. .

6. , .

7. , .

8. .

9. 5-6 , , 2 .

10. , .

11. ().

12. .

13. , .

14. .

15. .

.

16. .

17. 3- (), 2 : , – , 3 .

18. , , , .

19. 45 (2/3 ); .

20. . .

. : – ,- , – , – , – .

21. , ; .

:

22. , () .

23. () .

24. .

25. .

26. .

27. , .

28. .

2

20 , . , 5 , 22 . , . , , , . .

: , , , , , 90 . , 90/60 .., 24 1 , .

:

1. .

2. .

I. ( ) , , – .

, / :

– 5 ; – ;

– : , , , ; – ; – ; – , ; – .

II. :- ; – ; – , ; – , ; – , , ; – , ; – .

– .

– , .

:

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

, , . .

:

1. ,

2.

3. .

– .

.

– , .

.

:

, ;

.

:

;

.

:

;

;

;

.

, , . .

– .

( ) 1973 . , , 114 , , , , , , , .

– , . , .

. . , . .

, – , .

, , .

, :

– , (, , , );

– , , (, , .

, , , . – , , – 2-3-.

, .

– .

– , (, – , – , – ).

:

1. , , , .

2. , , , . , , , , , , . “” .

3. , . , .

4. , . , , .

– .

, , , .

– .

, , , , , , .. , . , .

: .

( 1-2 ).

, , , , , .

3 :

1. ;

2. : , , ;

3. : /-.

, , .

:

.

.

, .

, .

, , . , , .

– .

, , , , .

: , , . .

– , , , . (, , , ..).

– (, , ..).

– . (, ).

, .

, — , ..

– , ..

  • . , . . II , . .

    [45,9 K], 17.12.2014

  • , . – . . II . .

    [3,2 M], 24.02.2015

  • , , . . , . , .

    [35,1 K], 15.12.2013

  • , . . . , .

    [1,3 M], 27.10.2013

  • . . . . .

    [29,0 K], 11.03.2014

  • , . . . .

    [51,8 K], 11.05.2014

  • , . , , . , , .

    [1,3 M], 03.06.2010

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

Потенциальная проблема пациента при сахарном диабетеСестринский процесс при сахарном диабете включает в себя профессиональную медицинскую помощь, особенности которой заключается в индивидуальном подходе к каждому пациенту.

Расскажем, из каких этапов и манипуляций строится сестринский процесс при диабете 1 и 2 типах, какие проблемы выделяются у несовершеннолетних пациентов, что такое школа здоровья.

↯ Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

Для чего нужен сестринский процесс при диабете

Сестринский процесс при сахарном диабете позволяет контролировать здоровье больного сахарным диабетом, отслеживать изменения в его состоянии, оказывать психологическую поддержку.

Напомним, что сахарный диабет относится к хроническим заболеваниям, для которого характерно нарушение действия или продукции инсулина, что приводит к нарушениям обмена веществ.

Эти особенности болезни необходимо учитывать при осуществлении сестринского ухода в медучреждении.

Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете, которую может решить грамотный сестринский уход -позволить пациенту чувствовать себя безопасно и комфортно.

В рамках профессионального ухода за группой пациентов закрепляется медсестра, которая тесно взаимодействует с ними, решая следующие задачи:

  1. Изучает национальные, культурные и возрастные особенности пациентов, что впоследствии помогает врачу в разработке плана диагностики и лечения.
  2. Изучает проблемы пациентов.
  3. Изучает патогенез.

I и II тип СД , скачайте таблицу в Системе Главная медсестра.

Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете

Сестринский процесс при сахарном диабете строится с учетом видов заболевания, согласно классификации ВОЗ:

  1. Сахарный диабет 2 типа (не инсулинозависимый). Чаще распространен у лиц пожилого и среднего возраста.
  2. Сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый). Наиболее распространен у молодых пациентов.

Сахарный диабет имеет различные факторы риска и причины развития, среди которых преобладают: ожирение, стрессы, наследственная предрасположенность, прием алкоголя и токсических веществ, несбалансированное питание и т.д.

Этапы ухода

Сестринский уход при сахарном диабете строится поэтапно. На каждом из этапов решаются самые главные проблемы пациента и обеспечивается необходимый медицинский уход.

Читайте также:  Голод при сахарном диабете причины

Сестринский уход при сахарном диабете 1 типа, 2 типа включает в себя 5 основных этапов:

  • 1 этап. Сбор информации о больном.
  • 2 этап. На этом этапе выявляются основные проблемы больного.
  • 3 и 4 этап. Планирование ухода и его реализация в условиях медицинского стационара, проведение медицинских вмешательств.
  • 5 этап. Оценка проведенных мероприятий сестринского ухода.

Проблемы пациента при сахарном диабете могут быть следующими:

1. Настоящие (реальные):

  • потеря веса;
  • сухость кожи, зуд;
  • жажда;
  • выделение большого количества мочи;
  • боли в нижних конечностях, в области сердца;
  • повышенный аппетит;
  • необходимость введения инсулина и других противодиабетических препаратов;
  • необходимость поддерживать диету;
  • высокая утомляемость;
  • проблемы со зрением.

2. Потенциальные проблемы связаны с риском возникновения:

  • осложнений после приема инсулина;
  • катаракт и обусловленной диабетом ретинопатии;
  • острого инфаркта миокарда;
  • коматозных и предкоматозных состояний;
  • гнойничковых болезней кожи и вторичных инфекций;
  • гангрены нижних конечностей;
  • проблем с заживлением ран и т.д.

Как питаться при СД, таблицы эквивалентной замены продуктов при планировании питания в Системе Главная медсестра.

Проблемы пациента при сахарном диабете

Скачать таблицы

3. Проблемы дефицита знаний:

  • о сущности заболевания, его причинах и последствиях;
  • что такое сахарный диабет сестринский процесс при заболевании;
  • о диете, которую необходимо соблюдать при данном заболевании;
  • об уходе за ногами;
  • о пользовании глюкометром;
  • о возможных осложнениях и методах самопомощи;
  • о самопомощи при гипогликемии;
  • о составлении лечебного меню и т.д.

Сестринский процесс при сахарном диабете начинается со сбора информации о пациенте.

При встрече с пациентом медсестра выясняет у него следующую информацию:

  • какое лечение назначалось пациенту ранее;
  • соблюдает ли он рекомендуемый режим питания и диету;
  • принимает ли пациент инсулин, его название, дозировку и срок приема;
  • принимает ли пациент иные противодиабетические препараты;
  • результаты последних лабораторных исследований крови, мочи;
  • есть ли у пациента глюкометр и умеет ли он им пользоваться;
  • умеет ли пациент вводить инсулин самостоятельно, пользоваться специальным шприцем;
  • какие методы профилактики осложнений знает пациент;
  • посещал ли пациент «Школу диабетика», владеет ли навыками оказания самопомощи;
  • умеет ли пациент пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;
  • выясняет у пациента информацию о наследственной предрасположенности к сахарному диабету;
  • узнает о сопутствующих заболеваниях;
  • есть ли у пациента жалобы на состояние здоровья на момент осмотра.

Далее сестринский процесс при сахарном диабете включает непосредственный осмотр пациента, в ходе которого медсестра определяет:

  • массу тела пациента;
  • уровень его артериального давления;
  • цвет и влажность кожных покровов, наличие расчесов;
  • определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.

Еще одна важная часть сестринского процесса при диабете – проведение манипуляций и вмешательств. Эта работа включает в себя также работу с родными пациента.

Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.

Скачать 17 новых СОПов

1. Беседа и пациентом и его родными. Медсестра рассказывает пациенту и его родным о том, как сахарный диабет влияет на особенности питания пациента, какие продукты ограничены и запрещены при определенной стадии диабета.

2. Объяснить пациенту, почему необходимо строго соблюдать назначенную врачом диету.

3. Рассказать пациенту о том, какие физические нагрузки ему рекомендованы.

4. Рассказать об основных опасностях заболевания, его причинах, а также о возможных осложнениях.

5. Рассказать пациенту о том, что представляет собой инсулинотерапия, какие виды инсулина бывают, как он действует и как он действует совместно с приемом пищи. Как хранить инсулин, применять, какие бывают инсулиновые шприцы и микро-ручки.

6. Медсестра должна обеспечить своевременное введение инсулина, а также прием других препаратов против диабета.

7. Сестринский процесс при сахарном диабете также включает в себя контроль, который осуществляется медсестрой:

  • состояние кожных покровов пациента;
  • вес пациента;
  • показатели пульса на артерии тыла стопы;
  • показатели пульса и артериального давления;
  • соблюдение пациентом режима питания и диеты, проверка продуктов, которые родственники передают больному.

8. Медсестра должна объяснить пациенту важность постоянного наблюдения у эндокринолога, ведения дневника питания, а также самоконтроля своего состояния и изменения самочувствия.

9. Пациенту рекомендуется посещать «Школу диабетика».

10. Пациенту рекомендуется периодически наблюдаться у кардиолога, нефролога, хирурга, окулиста и других специалистов по показаниям.

11. Рассказать пациенту о симптомах гипогликемии, о коматозных состояниях и их причинах.

12. Обучение родственников и пациента:

  • как измерять артериальное давление;
  • как составлять меню по количеству хлебных единиц;
  • как правильно ухаживать за ногами;
  • как оказать больному помощь при гипогликемии;
  • как правильно вводить инсулин подкожно специальным шприцем.

Сахарный диабет 1 типа

Сестринская помощь при сахарном диабете 1 типа включает в себя комплекс мероприятий, которые основаны на знаниях особенности развития болезни на этом этапе.

Как правило, этот тип заболевания наиболее характерен для подростков, детей и взрослых в возрасте до 30 лет.

Болезнь проявляется ярко и внезапно чаще всего в осенне-зимний период времени, поскольку поджелудочная железа оказывается неспособной к тому, чтобы вырабатывать достаточное количество инсулина.

В этом случае речь идет о полной инсулиновой недостаточности, то есть жизнь пациента полностью зависит от своевременно вводимого инсулина. Попытки пациента обойтись без инсулина приводят к непоправимым отклонениям и таким опасностям, как кетоацидотическая кома и угроза жизни.

✔ Особенности введения инсулина, узнайте в журнале «Главная медицинская сестра»

Сестринский процесс при сахарном диабете в этом случае строится на плане, который составляется совместно с пациентом. Для этого медсестра должна помнить следующие аспекты.

1. При первом обследовании пациента важно получить полную картину о состоянии его здоровья, определить потребность пациента в сестринском уходе, а также то, способен ли он оказать себе помощь самостоятельно.

Для получения полной информации медсестра использует данные обследований, историю болезни, а также сведения, полученные от самого пациента и его родственников.

2. При первичном обследовании пациента важно обратить внимание на:

  • состояние кожных покровов (сухость кожных покровов, их цвет;
  • резкая потеря веса или его избыточность;
  • особенности питания пациента – какой у него аппетит, есть ли необходимость в консультации диетолога, как пациент питается обычно;
  • регулярность стула пациента;
  • особенности режима сна, отдыха и труда пациента.

3. Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа включает в себя заполнение наблюдение в «Лист сестринской оценки».

4. Далее медсестра должна обобщить и проанализировать полученную информацию, на основании чего она делает выводы. Основные проблемы пациента при сахарном диабете заключаются в наличии трудностей, связанных с удовлетворением его потребностей.

5. На этапе составления плана ухода медсестра должна выделить главные проблемы пациента, подход к каждому больному при этом является индивидуальным.

6. Медсестра должна знать основные зоны для постановки инъекций инсулина и особенности его всасывания:

  • «живот» – зона пояса справа и слева от пупка с переходом на спину. При введении в эту зону идет в работу и всасывается 90% дозы инсулина, его действие происходит быстро;
  • «нога» и «рука» – передняя часть бедра от паха до колена или наружная часть руки от плеча до локтя. В этих зонах эффективно работает до 70% дозы инсулина, всасывание происходит медленнее;
  • «лопатка» – традиционная зона для всех инъекций под лопатку. Самый неэффективный вариант – всасывание происходит медленно, работает только около 30% введённого препарата.
Читайте также:  Патогенез сахарном диабете 1 типа

Сестринский уход при сахарном диабете 1 типа, основные задачи медсестры:

  • контролировать состояние и самочувствие пациента;
  • проводить работу, направленную на профилактику пролежней и кожных болезней;
  • оказать пациенту необходимую помощь при развитии коматозных состояний;
  • научить пациента приемам обеззараживания места инъекции при применении инсулина;
  • научить пациента контролировать свое питание, массу тела, измерять пульс и давление;
  • научить пациента правильно собирать суточное количество мочи на сахар;
  • беседы с родственниками о соблюдении режима питания больного, о соблюдении диеты и т.д.;
  • объяснить пациенту правила питания при диабете, подбора продуктов, при необходимости направить его на консультацию к диетологу и эндокринологу;
  • проведение инъекций инсулина по назначенному врачом режиму;
  • контроль уровня глюкозы пациента в течение дня, сбор мочи по Зимницкому, забор венозной крови на анализ;
  • контроль за направлением пациента на дополнительные обследования;
  • восполнение дефицита знаний пациента о сахарном диабете;
  • выполнение врачебных назначений.

Помощь детям: потенциальные проблемы пациента при сахарном диабете

Для детей сестринский процесс при сахарном диабете имеет свои особенности. Большую часть времени заболевший сахарным диабетом ребенок проводит в домашних условиях.

Поэтому течение болезни и ее лечение во многом зависит от того, насколько компетентными окажутся врач и медсестра. В частности, родители должны научиться жить с ребенком, у которого выявлен диабет – это один из важнейших этапов диспансеризации.

Также ребенку необходимо помочь адаптироваться в домашних условиях, убедиться, что у него развито чувство ответственности за назначенное лечение. Необходимо понятно и просто объяснить ребенку, что это самый эффективный путь для долгой жизни.

Для детей назначаются дополнительные обследования:

  • ежегодно ребенка направляют в стационар для оценки состояния его сердца, печени, глаз, для коррекции дозы инсулина;
  • ежегодно ребенок направляется к фтизиатру, проводится рентгенография грудной клетки;
  • раз в полгода проводят реакцию Манту;
  • осмотр у стоматолога.

Кроме того, детям, у которых диагностирован диабет, предоставляется дополнительный выходной от занятий в школе – в среду. Пациенты бесплатно получают необходимые лекарства, освобождаются от переводных экзаменов в школе.

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей включает в себя субъективные и объективные методы обследования:

Субъективные методы обследования включают в себя:

1. Сбор жалоб от пациента:

  • резкое похудание при хорошем аппетите;
  • плохой сон;
  • частое мочеиспускание, объем мочи достигает 2-6 литров в сутки;
  • желание выпить большое количество жидкости, до 2 и более литров;
  • недержание;
  • головная боль и слабость;
  • зуд в области промежности и т.д.

2. Сбор анамнеза. Сахарный диабет у детей характеризуется быстрым и острым течением заболевания – в течение 2-3 недель, часто выявляются провоцирующие факторы.

Большое значение имеет сбор семейного анамнеза – часто заболевание выявляется у детей, входящих в группу риска, с наследственным анамнезом.

2. Объективные методы обследования:

  • осмотр пациента;
  • лабораторные анализы – общий анализ мочи и биохимический анализ крови, а также другие анализы по показаниям.

Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете связана с длительностью заболевания, которое длится не менее 5 лет.

У детей снижается иммунитет, что может привести к риску заражения вторичными инфекциями, задерживается физическое и половое развитие, возможно развитие гипогликемической комы, а также многие другие тяжелые последствия.

В связи с этим важно, помимо других медицинских мероприятий, которые отражаются в плане сестринского ухода, обучить ребенка и его родных образу жизни при сахарном диабете. Им необходимо рассказать и рекомендовать:

  • методы самоконтроля состояния ребенка – как вести специальный дневник, как определить глюкозурию, гликемию и как оценить полученные результаты;
  • как правильно проводит инсулинотерапию в домашних условиях, как действует инсулин, куда его вводить и когда он необходим;
  • режима правильного питания – какие продукты показаны и противопоказаны при сахарном диабете, как рассчитывать суточное меню ребенка, основываясь на системе хлебных единиц, как корректировать питание с учетом состояния ребенка;
  • какая физическая активность показана ребенка. Большинству пациентов рекомендуется физическая нагрузка в виде утренней гимнастике, дозированной ходьбе, езде на велосипеде, плавании, а также в виде различных умеренных спортивных игр.

Если сестринский процесс при сахарном диабете будет организован правильно, а его родные будут выполнять рекомендации врача и медсестры – наступит ремиссия и состояние ребенка улучшится. Пациент должен находиться под постоянным контролем эндокринолога.

Диабет 2 типа

Сестринский уход при сахарном диабете 2 типа строится по другой схеме, чем при 1 типе заболевания. Различия связаны с тем, что пациента со 2 типом болезни не являются инсулинозависимыми

Заболевание характерно для лиц более старшего возраста, имеющими проблемы с лишним весом. В целом заболевание протекает более мягко и благополучно.

Большинство пациентов в этом случае не нуждаются в приеме инсулина. Поджелудочная железа способна вырабатывать необходимое количество инсулина, однако, нарушается режим выработки, его качество и восприимчивость тканей к нему.

Основные показания для пациентов – умеренные физические нагрузки, прием препаратов, снижающих повышенный сахар, диета и правильный режим питания.

Сестринский процесс при сахарном диабете этого типа включает в себя несколько этапов:

  • Обследование – в ходе визуального и личного осмотра определяется вес пациента, тип его конституции, наличие проблем с кожей, выражение лица и т.д.
  • Диагностика – медсестра выявляет круг потребностей, которые оказываются нарушенными в связи заболеванием. Определяются реальные и приоритетные проблемы;
  • Планирование сестринских вмешательств. С пациентом проводятся беседы о его питании, соблюдении режима физической активности, выполнении врачебных назначений. При необходимости берется материал для лабораторных обследований.
  • Реализация запланированных мероприятий. Включает в себя выполнение врачебных назначений, контроль состояния пациента, его поддержка.
  • На последнем этапе сестринского ухода медсестра оценивает достижение запланированных результатов.

Школа диабета

Школа диабета организуется для достижения следующих целей:

  1. Уменьшение возможных осложнений от заболевания.
  2. Повышение эффективности лечения.
  3. Уменьшение случаев инвалидизация и госпитализации.
  4. Адаптация пациента к нормальной социальной жизни.
  5. Мотивация пациентов к тому, чтобы самостоятельно контролировать течение заболевания;
  6. Улучшение качества жизни пациентов.

Сестринский процесс при сахарном диабете всегда включает в себя рекомендации медсестры о посещении пациентом школы диабета.

В деятельность школы включены следующие направления работы:

  • организовать обучение больных, их родственником по утвержденным программам;
  • оценивать полученные знания пациентов;
  • оценить эффективность работы самой школы;
  • проводить как первичные, так и поддерживающие курсы обучения;
  • мотивация пациентов к самостоятельному контролю собственного состояния;
  • обучить медперсонал методам работы с пациентами, а также профилактической работе;
  • обучить пациентов методам уменьшения негативного влияния на состояние здоровья.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

Источник