Сестринский процесс при сахарном диабете у детей дипломная работа

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сахарный диабет (СД) – самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.
Информация о заболевании. Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.
Сахарный диабет – это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).
Причина. Сахарный диабет имеет генетический код – наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы. Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец – риск 10 %, если больны оба родителя – риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок – действие провоцирующих факторов:
– вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;
– физические и психические травмы,
– нарушение питания – злоупотребление углеводами и жирами.
Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.
Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.
Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.
Лечебная программа при сахарном диабете:
1. Госпитализация обязательна.
2. Режим физической активности.
3. Диета № 9 – исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ – это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.
4. Заместительная инсулинотерапия – доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.
5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.
6. Лечение осложнений.
7. Фитотерапия.
8. Санаторно-курортное лечение.
9. Рациональная психотерапия.
10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля.
11. Диспансеризация.

Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте

– Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью – ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности.
История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.
– Объективные методы обследования:
Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови – гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи – глюкозурия.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость. слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.
Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.

Читайте также:  Диета для сосудов и диабета

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара

Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.
Постовая медицинская сестра обеспечивает:
Взаимозависимые вмешательства:
– организацию режима с адекватной физической нагрузкой;
– организацию лечебного питания – диета № 9;
– проведение заместительной инсулинотерапии;
– прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);
– транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.
Независимые вмешательства:
– контроль над соблюдением режима и диеты;
– подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;
– динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;
– наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;
– контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:
– организация питания в домашних условиях – ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;
проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;
– обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.
– рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон – 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол – 5-20 мин, теннис – 5-20 мин, городки – 15-40 мин).

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.
Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.

Источник

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей дипломная работа

Симптомы и течение сахарного диабета, возможные осложнения. Организация физических нагрузок у детей с СД. Возможности развития гипогликемических состояний. Питание больного ребенка. Обеспечение сестринского ухода в стационаре соматического отделения.

Подобные документы

  • Характеристика сахарного диабета как мировой проблемы. Исследование классификации и стадий развития заболевания. Особенности сестринского процесса при сахарном диабете. Технология ухода за пациентами. Доврачебная помощь при гипогликемическом состоянии.

    курсовая работа, добавлен 17.08.2015

  • Этиология, патогенез, стадии развития и симптомы заболевания. Методы лечения, профилактическая реабилитация, осложнения и неотложные состояния больных сахарным диабетом. Основные принципы дието- и медикаментозной терапии. Польза физической нагрузки.

    курсовая работа, добавлен 26.10.2014

  • Принципы лечения сахарного диабета. Направление профессиональной деятельности медицинской сестры эндокринологического отделения. Симптомы гипогликемии и диабетического кетоацидоза. Правила введения инсулина. Дневник диабетика, назначение глюкометра.

    презентация, добавлен 18.03.2017

  • Изучение влияния шоколада на содержание сахара, уровень общего холестерина в крови, массу тела, артериального давления, ЧСС. Анализ профессиональной роли медсестры при осуществлении сестринского ухода за пациентами с сахарным диабетом второго типа.

    дипломная работа, добавлен 16.06.2015

  • Этиология, патогенез, клинические проявления, алгоритмы лечения пневмонии у детей. Клинические симптомы крупозной и очаговой пневмонии. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре. Симптоматическое и патогенетическое лечение заболевания.

    курсовая работа, добавлен 10.06.2019

  • Эпидемиология инсулинзависимого и инсулиннезависимого сахарного диабета. Классификация сахарного диабета. Факторы риска развития диабета. Сравнительная гигиеническая оценка условий водоснабжения в контрольном и опытном участках. Оценка питания населения.

    курсовая работа, добавлен 16.02.2012

  • Факторы риска развития диабета у детей, его симптомы. Основная цель современной инсулинотерапии, ее возможные осложнения. Терапия сахарного диабета 1 типа. Инсулины, применяемые в детской практике: хумалог, новоРапид, лантус, подбор необходимой дозы.

    презентация, добавлен 05.10.2016

  • Этиология сахарного диабета, его ранняя диагностика. Тест на толерантность к глюкозе. Распространенность сахарного диабета в России. Анкета “Оценка риска заболевания сахарным диабетом”. Памятка для фельдшеров “Ранняя диагностика сахарного диабета”.

    курсовая работа, добавлен 16.05.2017

  • Приоритетные направления государственной политики в области эндокринологии. Распространенность сахарного диабета и характеристика болезни. Осложнения сахарного диабета, роль самоконтроля за состоянием здоровья, разработка анкет и проведение исследований.

    курсовая работа, добавлен 12.08.2009

  • Этиология, патогенез, факторы риска пневмонии. Клиническая картина заболевания, осложнения в ходе его течения. Методы диагностики и лечения пневмонии. Деятельность медицинской сестры по организации ухода за больными пневмонией в условиях стационара.

    курсовая работа, добавлен 10.07.2015

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам
Читайте также:  Сахарный диабет что можно есть из фруктов

Источник

Сестринский процесс при сахарном диабете

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы:

Сахарный диабет – это группа метаболических (обменных) заболеваний,
характеризующихся гипергликемией, которая является результатом дефектов
секреции инсулина, действия инсулина или обоих этих факторов. Заболеваемость
сахарным диабетом постоянно растет. В промышленных развитых странах она
составляет 6-7% всего населения. Сахарный диабет занимает третье место после
сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Сахарный диабет – глобальная медико-социальная и гуманитарная проблема XXI века, затронувшая сегодня все
мировое сообщество. Еще двадцать лет назад количество людей во всем мире с
диагнозом «сахарный диабет» не превышало 30 миллионов. За время жизни одного
поколения заболеваемость диабетом возросла катастрофически. Сегодня диабетом
более 285 миллионов человек, а к 2025 году, по прогнозу Международной федерации
диабета (МФД), их число увеличится до 438 миллионов. При этом диабет неуклонно
молодеет, поражая все больше людей трудоспособного возраста.

Сахарный диабет – тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание,
которое требует медицинской помощи на протяжении всей жизни больного и является
одной из главных причин преждевременной смертности. По данным Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ), каждые 10 секунд в мире умирает 1 больной
сахарным диабетом, то есть ежегодно умирает около 4 миллионов больных – больше,
чем от СПИДа и гепатита.

Диабет характеризуется развитием серьезных осложнений: сердечнососудистой
и почечной недостаточности, потери зрения, гангрены нижних конечностей.
Смертность от болезней сердца и инсультов у больных сахарным диабетом в 2-3
раза, поражение почек в 12-15 раз, слепота в 10 раз, ампутация нижних
конечностей почти в 20 раз чаще, чем среди населения в целом.

В декабре 2006 года Организация Объединенных Наций приняла специальную
резолюцию № 61/225 по сахарному диабету, в которой признала диабет тяжелым
хроническим заболеванием, представляющим серьезную угрозу не только для
благополучия отдельных людей, но и для экономического и социального благосостояния
государств и всего мирового сообщества.

Диабет – болезнь чрезвычайно затратная. Прямые затраты на борьбу с
диабетом и его осложнениями составляют в развитых странах не менее 10-15 % от
бюджетов здравоохранения. При этом 80 % затрат уходят на борьбу с осложнениями
диабета.

Системный подход к борьбе с диабетом – отличительная черта российской
государственной политики в области здравоохранения. Однако ситуация такова, что
рост заболеваемости в России, как и в мире в целом, сегодня опережает все
принимаемые меры.

Официально в стране зарегистрировано около 3 миллионов больных, однако по
результатам контрольно-эпидемиологических исследований их число не менее 9-10
миллионов. Это означает, что на одного выявленного больного приходится 3-4
невыявленных. Кроме того, около 6 миллионов россиян находятся в состоянии
преддиабета.

По оценкам экспертов, на борьбу с диабетом в России, тратится около 280
миллиардов рублей ежегодно. Эта сумма составляет приблизительно 15% от общего
бюджета здравоохранения.

Предмет изучения:

Сестринский процесс при сахарном диабете.

Объект исследования:

Сестринский процесс при сахарном диабете.

Цель исследования:

Изучение сестринского процесса при сахарном диабете.

Задачи:

Для достижения данной цели исследования необходимо изучить:

·        этиологию и предрасполагающие факторы сахарного диабета;

·        принципы оказания первичной медицинской помощи при сахарном
диабете;

Читайте также:  Вы лечили сахарный диабет 1 типа

·        методы обследований и подготовку к ним;

·        принципы лечения и профилактики данного заболевания
(манипуляции, выполняемые медицинской сестрой).

Для достижения данной цели исследования необходимо проанализировать:

·        два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при
осуществлении сестринского процесса у пациентов с данной патологией;

·        основные результаты обследования и лечения описываемых
больных в стационаре необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.

Методы исследования:

·        научно-теоретический анализ медицинской литературы по данной
теме;

·        эмпирический – наблюдение, дополнительные методы
исследования:

         организационный (сравнительный, комплексный) метод;

         субъективный метод клинического обследования пациента (сбор
анамнеза);

         объективные методы обследования пациента (физикальные,
инструментальные, лабораторные);

·        биографические (анализ анамнестических сведений, изучение
медицинской документации);

·        психодиагностический (беседа).

Практическое значение курсовой работы:

Подробное раскрытие материала по данной теме позволит повысить качество
сестринской помощи.

сахарный диабет болезнь кома

.       

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ

Заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью
инсулина в организме и характеризующееся в связи с этим нарушением всех видов
обмена веществ и в первую очередь обмена углеводов.

Выделяют два типа сахарного диабета:

инсулиннезависимый (диабет II
типа) ИЗСД

Сахарный диабет I типа
чаще развивается у молодых людей, а II типа – у пожилых.

1.1    Этиология

Сахарный диабет чаще всего возникает вследствие относительной инсулиновой
недостаточности, реже – абсолютной.

Главной причиной развития инсулинзависимого сахарного диабета является
органическое или функциональное поражение β-клеток островкового аппарата
поджелудочной железы, что приводит к недостаточности синтеза инсулина. Эта
недостаточность может возникнуть после резекции поджелудочной железы, что , при
склерозе сосудов и вирусном поражении поджелудочной железы, панкреатите, после
психических травм, при употреблении продуктов, содержащих токсические вещества,
непосредственно поражающие β-клетки и пр. Диабет II типа – инсулиннезависимый – может
быть вызван изменением функции (гиперфункцией) других эндокринных желез,
вырабатывающих гормоны, обладающие контринсулярным свойством. К этой группе
относятся гормоны коры надпочечников, щитовидной железы, гипофизарные гормоны
(тиреотропный, соматотропный, кортикотропный), глюкагон. Диабет этого типа
может развиться при болезнях печени, когда начинает вырабатываться в избытке
инсулиназа – ингибитор (разрушитель) инсулина. Важнейшими причинами развития
инсулиннезависимого сахарного диабета являются ожирение и сопутствующие ему
метаболические нарушения. У лиц с ожирением сахарный диабет развивается в 7-10
раз чаще, чем у людей с нормальной массой тела.

1.2     Патогенез

В
патогенезе сахарного диабета выделяют два основных звена:
<#”577047.files/image001.gif”>

ذèٌ. 1. ؤèàلهٍè÷هٌêàے
ٌٍîïà

دذبثخئإحبإ
3

ذèٌ. 2. أë‏êîىهًٍ

دذبثخئإحبإ
4

ذèٌ. 3. دîىïîâàے
èيٌَëèيîٍهًàïèے

دذبثخئإحبإ
5

زàلë. 2. صèىè÷هٌêèé ٌîٌٍàâ è
êàëîًèéيîٌٍü نèهٍè÷هٌêîمî ٌٍîëà ¹9

صèىè÷هٌêèé ٌîٌٍàâ

تàëîًèéيîٌٍü

َمëهâîنû

300 – 350 م

îٌيîâيîى ïîëèٌàُàًèنû)

90 – 100 م
(55
% وèâîٍيûه)

وèًû

75 – 80 م
30
% ًàٌٍèٍهëüيûه)

êàëîًèè

2300 – 1500 êêàë

يàًٍèے
ُëîًèن

12 م

ٌâîلîنيàے
وèنêîٌٍü

1,5 ë

زàلë. 3. ذهêîىهينَهىûه
è èٌêë‏÷àهىûه
ïًîنَêٍû è لë‏نà نëے
نèهٍû ¹ 9.

ذàçًهّàهٌٍے

بٌêë‏÷àهٌٍے

رَïû

èç ًàçيûُ îâîùهé, ùè, لîًù, ٌâهêîëüيèê, îêًîّêà
ىےٌيàے è îâîùيàے; ٌëàلûه
يهوèًيûه
ىےٌيûه, ًûليûه è مًèليûه
لَëüîيû ٌ îâîùàىè, ًàçًهّهييîé êًَïîé,
êàًٍîôهëهى, ôًèêàنهëüêàىè.

êًهïêèه, وèًيûه
لَëüîيû, ىîëî÷يûه
ٌ ىàييîé êًَïîé
<https://edimka.ru/text/produkti/manet>, ًèٌîى
<https://edimka.ru/text/produkti/rise>,
ëàïّîé

صëهل è ىَ÷يûه èçنهëèے

ذوàيîé, لهëêîâî-îًٍَلےيîé, لهëêîâî-ïّهيè÷يûé, ïّهيè÷يûé èç ىَêè 2-مî ٌîًٍà ُëهل, â
ًٌهنيهى 300 م
â نهيü. حهٌنîليûه
ىَ÷يûه èçنهëèے çà ٌ÷هٍ
َىهيüّهيèے êîëè÷هٌٍâà ُëهلà.

èçنهëèے èç ٌنîليîمî è ٌëîهيîمî ٍهٌٍà

جےٌî è ïٍèِà

حهوèًيûه
مîâےنèيà, ٍهëےٍèيà, îلًهçيàے è ىےٌيàے, ٌâèيèيà, لàًàيèيà, êًîëèê,
êًَû <https://edimka.ru/text/produkti/hen>, èينهéêè
<https://edimka.ru/text/produkti/indeyka> â îٍâàًيîى,
ٍَّهيîى
è وàًهيîى ïîٌëه
îٍâàًèâàيèے âèنه, ًَلëهيûه è êٌَêîى.  وèًيûه
ٌîًٍà, ٍَêَ
<https://edimka.ru/text/produkti/duck>, مٌَے
<https://edimka.ru/text/produkti/goose>,
êîï÷هيîٌٍè, لîëüّèيٌٍâî êîëلàٌ, êîيٌهًâû

جîëîêî
<https://edimka.ru/text/produkti/milk> è êèٌëîىîëî÷يûه
يàïèٍêè, ٍâîًîم
ïîëَوèًيûé è يهوèًيûé è لë‏نà èç يهمî.ٌîëهيûه
ٌûًû, ٌëàنêèه
ٍâîًîويûه
ٌûًêè, ٌëèâêè

خâîùè

تàًٍîôهëü
<https://edimka.ru/text/produkti/potatoes>, ىîًêîâü
<https://edimka.ru/text/produkti/carrot>, ٌâهêëà, çهëهيûé مîًîّهê, êàïٌٍَà
<https://edimka.ru/text/produkti/cabbage>, êàلà÷êè, ٍûêâà, ٌàëàٍ,
îمًَِû
<https://edimka.ru/text/produkti/cucumber>, ٍîىàٍû, لàêëàوàيû
<https://edimka.ru/text/produkti/eggplants>. ٌîëهيûه è ىàًèيîâàييûه

دëîنû,
ٌëàنêèه
لë‏نà, ٌëàنîٌٍè

رâهوèه ôًَêٍû è ےمîنû êèٌëî-ٌëàنêèُ ٌîًٍîâ
â ë‏لîى âèنه. ئهëه, ٌàىلَêè, ىٌٌَû, êîىïîٍû, êîيôهٍû يà êٌèëèٍه, ٌîًلèٍه èëè ٌàُàًèيه.

âèيîمًàن <https://edimka.ru/text/produkti/grape>,
èç‏ى, لàيàيû
<https://edimka.ru/text/produkti/bananas>, èيوèً
<https://edimka.ru/text/produkti/inzhir>, ôèيèêè, ٌàُàً,
âàًهيüه.

ذàçىهùهيî يà Allbest.ru

Источник