Сестринский уход при сахарном диабете профилактика
, . I II . . .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
:
: .
: ..
2015
1.
1.1
1.2
1.3 ,
1.4
1.5
1.6 ,
1.7
2.
3.
– , . 145 . 30 . 2025 . , . ! – . .
, , , ( ). , , , , , ( – ) . ( 30-40 ), – , “” . ( 2 ). , .
, , .
:
;
;
I II ;
;
;
;
;
;
;
;
.
:
: .
:
-;
;
.
: C .. , .
– , , .
– , , .
1.
1.1
“diabaino” .
, . , , , – , , , .
, , , . 3% , , , 0,3%. , , , 6-10%.
, , 15 . , 2000 , 120 , 200 .
, , – .
– , (.. ). , , . . , , , . , , , .
, , , , , . , , , ( ). , , , , . , , , , , . , , , . – ( ), , , , , .
1.2
1. .
() () ().
2. .
– , ( ), . .
o 1 ():
, (). : , , , . , 30 , , , . ( ) .
o 2 ():
(), , , , .
30 . . , . . , () , .
o :
.
o :
, :
o ( , , , );
o (, , , , );
o ( , – , . – . , ).
:
o ;
o (, , );
o ( – .
1.3 ,
, () , – ( — ). , , 40 , . , , – . ( , – , ). . , , 50 .
, :
1. .
, , — , . , , . , , , , .
2. .
, , , , , .
3. , -.
— , , . .
4. (, , , ).
, . , . , . , , — , . .
5.
.
6. .
, . , . , , .
: , — ., , . , , . , . , . .
, , . , . – 120 % () 140 % ( ), . . , , :
1. , – ( , ),
2. ,
3. ,
4. ,
5. ,
6. ( 1 ),
7. ,
8. ,
9. , ( 2 ),
10. , , ( , .
, 2 . ” “, .
1.4
1- 2- : , , . . .
:
() 6,1 / ( ), 2 ( ) 11,1 /;
( ) 11,1 / ( );
5,9 %(5,9-6,5 %- , 6,5 % );
;
(, ( )).
1.5
, , , , , , 5 – 20 .
. , : . , . . , , ( 1 ), , , . 25 % , , . [2), .50] , 4 – 5 , 15 – 20 43 – 45 % .
, . , , , .
1.6 ,
1
1 , :
(, , , );
1-1,5 ;
;
, — () .
, , 1 , . , 1 , .
2
2 . (> 45 ) . 45 (1 3 ) 2 ( ).
, 2 .
— ! , () , , ( ) . , 2 .
:
1. .
2. . 3-5 . , .
3. .
4. , , .
5. , .
6. — 3 .
7. , . .
8. , .
. . — , , , . . , . , .
. .
( , , .), –
, . . , , .
1.7
, , , .
:
1. , 6,5 /, — 7-8 /;
2. ;
3. ( ).
.
, , .
— (, , ), – . ( ) . ( ), . ( ) – .
. , , .
I , . II , { . . ); ( ).
2.
, . , .
, , , , , . . , , . , , .
, , , . .
, .
. . , . , , . , , .
. , , . , , , . , , .
3.
, 35 ,
: , .
, , , , .
. , , , .
: , , , – . . 88 ./., 140/90 . ., 16 .
I. :
:
– (, ).
– (, ).
– ( ).
– ( ).
– ().
– ( , ).
– (, ).
– , ().
– ( ).
– , ().
– ( , ).
-:
– (, ..).
– , .
– (, , – ).
– , , ( , ).
:
– (, ).
II . :
;
;
;
;
;
;
– ;
;
.
.
: .
: , , .
1. 9. | . |
2. – . | , , . |
3. . | . |
4. . | . |
5. . | . |
6. . | . |
7. (, , , ). | . |
8. 9 | . |
: ; , . .
: 1- .
: , . .
,
:
1. , , .
2. .
3. .
, .
, .
. .
, , .
. . . .
. .
. . (, , .) , , .
.
.
1. III ” “. , , .23 2013 ., .
2. IX ” -2013″. , , . ,28-30 2013 .
3. .. . .: . – 2008. – 752.
4. .., .., .. // 2003. – 1. Web: .. I . / .., .., .. – .: , 2005. – 122.
5. .., .., .., .., .., .. // . — 2000. — 4. — . 72-75.
6. .. . – /: , 2007. – 547.
7. .. / .., .., .. – .: , 2007. – 672.
8. . 2 27.08.97 43.
9. .., .., .. – // . — 2001. — 1. — . 68-70.
10. .. . – /: , 2007. – 473.
11. https://www.pro-medicina.ru.
.
1.
45 0
45 – 54 2
55 – 64 3
65 4
2.
. :
_____: (_____)2 = _____/2
25 /2 0
25 – 30 /2 1
30 /2 3
3.
< 94 < 80 0
94 – 102 80 – 88 3
> 102 > 88 4
4. , ?
1
5. ?
30 3 ?
2
6. – ?
2
7. – () ( , . , )?
5
8. 1 2 ?
: /, // / 3
: , / 5
:
__________.
10 :
7: 1 100, 1 %
7 – 11: 1 25, 4 %
12 – 14: 1 6, 17 %
15 – 20: 1 3, 33 %
20: 1 2, 50 %
12 : .
12 – 14 : , . , .
15 – 20 : 2 . () . . , () .
20 : , 2 . () . () .
Allbest.ru
, . . , . .
[470,2 K], 10.07.2015
, , . , , . – . .
[637,3 K], 26.10.2014
. . . . .
[509,8 K], 17.08.2015
, . – . II . .
[8,9 M], 10.09.2013
. . . .
[103,6 K], 17.03.2011
, . . . . .
[509,5 K], 01.08.2015
, . . . ” “. ” “.
[1,7 M], 16.05.2017
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Сестринский процесс при сахарном диабете включает в себя профессиональную медицинскую помощь, особенности которой заключается в индивидуальном подходе к каждому пациенту.
Расскажем, из каких этапов и манипуляций строится сестринский процесс при диабете 1 и 2 типах, какие проблемы выделяются у несовершеннолетних пациентов, что такое школа здоровья.
↯ Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ
Для чего нужен сестринский процесс при диабете
Сестринский процесс при сахарном диабете позволяет контролировать здоровье больного сахарным диабетом, отслеживать изменения в его состоянии, оказывать психологическую поддержку.
Напомним, что сахарный диабет относится к хроническим заболеваниям, для которого характерно нарушение действия или продукции инсулина, что приводит к нарушениям обмена веществ.
Эти особенности болезни необходимо учитывать при осуществлении сестринского ухода в медучреждении.
Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете, которую может решить грамотный сестринский уход -позволить пациенту чувствовать себя безопасно и комфортно.
В рамках профессионального ухода за группой пациентов закрепляется медсестра, которая тесно взаимодействует с ними, решая следующие задачи:
- Изучает национальные, культурные и возрастные особенности пациентов, что впоследствии помогает врачу в разработке плана диагностики и лечения.
- Изучает проблемы пациентов.
- Изучает патогенез.
I и II тип СД , скачайте таблицу в Системе Главная медсестра.
Сестринский процесс при сахарном диабете строится с учетом видов заболевания, согласно классификации ВОЗ:
- Сахарный диабет 2 типа (не инсулинозависимый). Чаще распространен у лиц пожилого и среднего возраста.
- Сахарный диабет 1 типа (инсулинозависимый). Наиболее распространен у молодых пациентов.
Сахарный диабет имеет различные факторы риска и причины развития, среди которых преобладают: ожирение, стрессы, наследственная предрасположенность, прием алкоголя и токсических веществ, несбалансированное питание и т.д.
Этапы ухода
Сестринский уход при сахарном диабете строится поэтапно. На каждом из этапов решаются самые главные проблемы пациента и обеспечивается необходимый медицинский уход.
Сестринский уход при сахарном диабете 1 типа, 2 типа включает в себя 5 основных этапов:
- 1 этап. Сбор информации о больном.
- 2 этап. На этом этапе выявляются основные проблемы больного.
- 3 и 4 этап. Планирование ухода и его реализация в условиях медицинского стационара, проведение медицинских вмешательств.
- 5 этап. Оценка проведенных мероприятий сестринского ухода.
Проблемы пациента при сахарном диабете могут быть следующими:
1. Настоящие (реальные):
- потеря веса;
- сухость кожи, зуд;
- жажда;
- выделение большого количества мочи;
- боли в нижних конечностях, в области сердца;
- повышенный аппетит;
- необходимость введения инсулина и других противодиабетических препаратов;
- необходимость поддерживать диету;
- высокая утомляемость;
- проблемы со зрением.
2. Потенциальные проблемы связаны с риском возникновения:
- осложнений после приема инсулина;
- катаракт и обусловленной диабетом ретинопатии;
- острого инфаркта миокарда;
- коматозных и предкоматозных состояний;
- гнойничковых болезней кожи и вторичных инфекций;
- гангрены нижних конечностей;
- проблем с заживлением ран и т.д.
Как питаться при СД, таблицы эквивалентной замены продуктов при планировании питания в Системе Главная медсестра.
Скачать таблицы
3. Проблемы дефицита знаний:
- о сущности заболевания, его причинах и последствиях;
- что такое сахарный диабет сестринский процесс при заболевании;
- о диете, которую необходимо соблюдать при данном заболевании;
- об уходе за ногами;
- о пользовании глюкометром;
- о возможных осложнениях и методах самопомощи;
- о самопомощи при гипогликемии;
- о составлении лечебного меню и т.д.
Сестринский процесс при сахарном диабете начинается со сбора информации о пациенте.
При встрече с пациентом медсестра выясняет у него следующую информацию:
- какое лечение назначалось пациенту ранее;
- соблюдает ли он рекомендуемый режим питания и диету;
- принимает ли пациент инсулин, его название, дозировку и срок приема;
- принимает ли пациент иные противодиабетические препараты;
- результаты последних лабораторных исследований крови, мочи;
- есть ли у пациента глюкометр и умеет ли он им пользоваться;
- умеет ли пациент вводить инсулин самостоятельно, пользоваться специальным шприцем;
- какие методы профилактики осложнений знает пациент;
- посещал ли пациент «Школу диабетика», владеет ли навыками оказания самопомощи;
- умеет ли пациент пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;
- выясняет у пациента информацию о наследственной предрасположенности к сахарному диабету;
- узнает о сопутствующих заболеваниях;
- есть ли у пациента жалобы на состояние здоровья на момент осмотра.
Далее сестринский процесс при сахарном диабете включает непосредственный осмотр пациента, в ходе которого медсестра определяет:
- массу тела пациента;
- уровень его артериального давления;
- цвет и влажность кожных покровов, наличие расчесов;
- определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.
Еще одна важная часть сестринского процесса при диабете – проведение манипуляций и вмешательств. Эта работа включает в себя также работу с родными пациента.
Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.
Скачать 17 новых СОПов
1. Беседа и пациентом и его родными. Медсестра рассказывает пациенту и его родным о том, как сахарный диабет влияет на особенности питания пациента, какие продукты ограничены и запрещены при определенной стадии диабета.
2. Объяснить пациенту, почему необходимо строго соблюдать назначенную врачом диету.
3. Рассказать пациенту о том, какие физические нагрузки ему рекомендованы.
4. Рассказать об основных опасностях заболевания, его причинах, а также о возможных осложнениях.
5. Рассказать пациенту о том, что представляет собой инсулинотерапия, какие виды инсулина бывают, как он действует и как он действует совместно с приемом пищи. Как хранить инсулин, применять, какие бывают инсулиновые шприцы и микро-ручки.
6. Медсестра должна обеспечить своевременное введение инсулина, а также прием других препаратов против диабета.
7. Сестринский процесс при сахарном диабете также включает в себя контроль, который осуществляется медсестрой:
- состояние кожных покровов пациента;
- вес пациента;
- показатели пульса на артерии тыла стопы;
- показатели пульса и артериального давления;
- соблюдение пациентом режима питания и диеты, проверка продуктов, которые родственники передают больному.
8. Медсестра должна объяснить пациенту важность постоянного наблюдения у эндокринолога, ведения дневника питания, а также самоконтроля своего состояния и изменения самочувствия.
9. Пациенту рекомендуется посещать «Школу диабетика».
10. Пациенту рекомендуется периодически наблюдаться у кардиолога, нефролога, хирурга, окулиста и других специалистов по показаниям.
11. Рассказать пациенту о симптомах гипогликемии, о коматозных состояниях и их причинах.
12. Обучение родственников и пациента:
- как измерять артериальное давление;
- как составлять меню по количеству хлебных единиц;
- как правильно ухаживать за ногами;
- как оказать больному помощь при гипогликемии;
- как правильно вводить инсулин подкожно специальным шприцем.
Сахарный диабет 1 типа
Сестринская помощь при сахарном диабете 1 типа включает в себя комплекс мероприятий, которые основаны на знаниях особенности развития болезни на этом этапе.
Как правило, этот тип заболевания наиболее характерен для подростков, детей и взрослых в возрасте до 30 лет.
Болезнь проявляется ярко и внезапно чаще всего в осенне-зимний период времени, поскольку поджелудочная железа оказывается неспособной к тому, чтобы вырабатывать достаточное количество инсулина.
В этом случае речь идет о полной инсулиновой недостаточности, то есть жизнь пациента полностью зависит от своевременно вводимого инсулина. Попытки пациента обойтись без инсулина приводят к непоправимым отклонениям и таким опасностям, как кетоацидотическая кома и угроза жизни.
✔ Особенности введения инсулина, узнайте в журнале «Главная медицинская сестра»
Сестринский процесс при сахарном диабете в этом случае строится на плане, который составляется совместно с пациентом. Для этого медсестра должна помнить следующие аспекты.
1. При первом обследовании пациента важно получить полную картину о состоянии его здоровья, определить потребность пациента в сестринском уходе, а также то, способен ли он оказать себе помощь самостоятельно.
Для получения полной информации медсестра использует данные обследований, историю болезни, а также сведения, полученные от самого пациента и его родственников.
2. При первичном обследовании пациента важно обратить внимание на:
- состояние кожных покровов (сухость кожных покровов, их цвет;
- резкая потеря веса или его избыточность;
- особенности питания пациента – какой у него аппетит, есть ли необходимость в консультации диетолога, как пациент питается обычно;
- регулярность стула пациента;
- особенности режима сна, отдыха и труда пациента.
3. Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа включает в себя заполнение наблюдение в «Лист сестринской оценки».
4. Далее медсестра должна обобщить и проанализировать полученную информацию, на основании чего она делает выводы. Основные проблемы пациента при сахарном диабете заключаются в наличии трудностей, связанных с удовлетворением его потребностей.
5. На этапе составления плана ухода медсестра должна выделить главные проблемы пациента, подход к каждому больному при этом является индивидуальным.
6. Медсестра должна знать основные зоны для постановки инъекций инсулина и особенности его всасывания:
- «живот» – зона пояса справа и слева от пупка с переходом на спину. При введении в эту зону идет в работу и всасывается 90% дозы инсулина, его действие происходит быстро;
- «нога» и «рука» – передняя часть бедра от паха до колена или наружная часть руки от плеча до локтя. В этих зонах эффективно работает до 70% дозы инсулина, всасывание происходит медленнее;
- «лопатка» – традиционная зона для всех инъекций под лопатку. Самый неэффективный вариант – всасывание происходит медленно, работает только около 30% введённого препарата.
Сестринский уход при сахарном диабете 1 типа, основные задачи медсестры:
- контролировать состояние и самочувствие пациента;
- проводить работу, направленную на профилактику пролежней и кожных болезней;
- оказать пациенту необходимую помощь при развитии коматозных состояний;
- научить пациента приемам обеззараживания места инъекции при применении инсулина;
- научить пациента контролировать свое питание, массу тела, измерять пульс и давление;
- научить пациента правильно собирать суточное количество мочи на сахар;
- беседы с родственниками о соблюдении режима питания больного, о соблюдении диеты и т.д.;
- объяснить пациенту правила питания при диабете, подбора продуктов, при необходимости направить его на консультацию к диетологу и эндокринологу;
- проведение инъекций инсулина по назначенному врачом режиму;
- контроль уровня глюкозы пациента в течение дня, сбор мочи по Зимницкому, забор венозной крови на анализ;
- контроль за направлением пациента на дополнительные обследования;
- восполнение дефицита знаний пациента о сахарном диабете;
- выполнение врачебных назначений.
Помощь детям: потенциальные проблемы пациента при сахарном диабете
Для детей сестринский процесс при сахарном диабете имеет свои особенности. Большую часть времени заболевший сахарным диабетом ребенок проводит в домашних условиях.
Поэтому течение болезни и ее лечение во многом зависит от того, насколько компетентными окажутся врач и медсестра. В частности, родители должны научиться жить с ребенком, у которого выявлен диабет – это один из важнейших этапов диспансеризации.
Также ребенку необходимо помочь адаптироваться в домашних условиях, убедиться, что у него развито чувство ответственности за назначенное лечение. Необходимо понятно и просто объяснить ребенку, что это самый эффективный путь для долгой жизни.
Для детей назначаются дополнительные обследования:
- ежегодно ребенка направляют в стационар для оценки состояния его сердца, печени, глаз, для коррекции дозы инсулина;
- ежегодно ребенок направляется к фтизиатру, проводится рентгенография грудной клетки;
- раз в полгода проводят реакцию Манту;
- осмотр у стоматолога.
Кроме того, детям, у которых диагностирован диабет, предоставляется дополнительный выходной от занятий в школе – в среду. Пациенты бесплатно получают необходимые лекарства, освобождаются от переводных экзаменов в школе.
Сестринский процесс при сахарном диабете у детей включает в себя субъективные и объективные методы обследования:
Субъективные методы обследования включают в себя:
1. Сбор жалоб от пациента:
- резкое похудание при хорошем аппетите;
- плохой сон;
- частое мочеиспускание, объем мочи достигает 2-6 литров в сутки;
- желание выпить большое количество жидкости, до 2 и более литров;
- недержание;
- головная боль и слабость;
- зуд в области промежности и т.д.
2. Сбор анамнеза. Сахарный диабет у детей характеризуется быстрым и острым течением заболевания – в течение 2-3 недель, часто выявляются провоцирующие факторы.
Большое значение имеет сбор семейного анамнеза – часто заболевание выявляется у детей, входящих в группу риска, с наследственным анамнезом.
2. Объективные методы обследования:
- осмотр пациента;
- лабораторные анализы – общий анализ мочи и биохимический анализ крови, а также другие анализы по показаниям.
Потенциальная проблема пациента при сахарном диабете связана с длительностью заболевания, которое длится не менее 5 лет.
У детей снижается иммунитет, что может привести к риску заражения вторичными инфекциями, задерживается физическое и половое развитие, возможно развитие гипогликемической комы, а также многие другие тяжелые последствия.
В связи с этим важно, помимо других медицинских мероприятий, которые отражаются в плане сестринского ухода, обучить ребенка и его родных образу жизни при сахарном диабете. Им необходимо рассказать и рекомендовать:
- методы самоконтроля состояния ребенка – как вести специальный дневник, как определить глюкозурию, гликемию и как оценить полученные результаты;
- как правильно проводит инсулинотерапию в домашних условиях, как действует инсулин, куда его вводить и когда он необходим;
- режима правильного питания – какие продукты показаны и противопоказаны при сахарном диабете, как рассчитывать суточное меню ребенка, основываясь на системе хлебных единиц, как корректировать питание с учетом состояния ребенка;
- какая физическая активность показана ребенка. Большинству пациентов рекомендуется физическая нагрузка в виде утренней гимнастике, дозированной ходьбе, езде на велосипеде, плавании, а также в виде различных умеренных спортивных игр.
Если сестринский процесс при сахарном диабете будет организован правильно, а его родные будут выполнять рекомендации врача и медсестры – наступит ремиссия и состояние ребенка улучшится. Пациент должен находиться под постоянным контролем эндокринолога.
Диабет 2 типа
Сестринский уход при сахарном диабете 2 типа строится по другой схеме, чем при 1 типе заболевания. Различия связаны с тем, что пациента со 2 типом болезни не являются инсулинозависимыми
Заболевание характерно для лиц более старшего возраста, имеющими проблемы с лишним весом. В целом заболевание протекает более мягко и благополучно.
Большинство пациентов в этом случае не нуждаются в приеме инсулина. Поджелудочная железа способна вырабатывать необходимое количество инсулина, однако, нарушается режим выработки, его качество и восприимчивость тканей к нему.
Основные показания для пациентов – умеренные физические нагрузки, прием препаратов, снижающих повышенный сахар, диета и правильный режим питания.
Сестринский процесс при сахарном диабете этого типа включает в себя несколько этапов:
- Обследование – в ходе визуального и личного осмотра определяется вес пациента, тип его конституции, наличие проблем с кожей, выражение лица и т.д.
- Диагностика – медсестра выявляет круг потребностей, которые оказываются нарушенными в связи заболеванием. Определяются реальные и приоритетные проблемы;
- Планирование сестринских вмешательств. С пациентом проводятся беседы о его питании, соблюдении режима физической активности, выполнении врачебных назначений. При необходимости берется материал для лабораторных обследований.
- Реализация запланированных мероприятий. Включает в себя выполнение врачебных назначений, контроль состояния пациента, его поддержка.
- На последнем этапе сестринского ухода медсестра оценивает достижение запланированных результатов.
Школа диабета
Школа диабета организуется для достижения следующих целей:
- Уменьшение возможных осложнений от заболевания.
- Повышение эффективности лечения.
- Уменьшение случаев инвалидизация и госпитализации.
- Адаптация пациента к нормальной социальной жизни.
- Мотивация пациентов к тому, чтобы самостоятельно контролировать течение заболевания;
- Улучшение качества жизни пациентов.
Сестринский процесс при сахарном диабете всегда включает в себя рекомендации медсестры о посещении пациентом школы диабета.
В деятельность школы включены следующие направления работы:
- организовать обучение больных, их родственником по утвержденным программам;
- оценивать полученные знания пациентов;
- оценить эффективность работы самой школы;
- проводить как первичные, так и поддерживающие курсы обучения;
- мотивация пациентов к самостоятельному контролю собственного состояния;
- обучить медперсонал методам работы с пациентами, а также профилактической работе;
- обучить пациентов методам уменьшения негативного влияния на состояние здоровья.
Материал проверен экспертами Актион Медицина