Сестринский уход за детьми с сахарным диабетом

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сахарный диабет (СД) – самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.
Информация о заболевании. Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.
Сахарный диабет – это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).
Причина. Сахарный диабет имеет генетический код – наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы. Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец – риск 10 %, если больны оба родителя – риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок – действие провоцирующих факторов:
– вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;
– физические и психические травмы,
– нарушение питания – злоупотребление углеводами и жирами.
Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.
Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.
Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.
Лечебная программа при сахарном диабете:
1. Госпитализация обязательна.
2. Режим физической активности.
3. Диета № 9 – исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ – это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.
4. Заместительная инсулинотерапия – доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.
5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.
6. Лечение осложнений.
7. Фитотерапия.
8. Санаторно-курортное лечение.
9. Рациональная психотерапия.
10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля.
11. Диспансеризация.

Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте

– Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью – ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности.
История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.
– Объективные методы обследования:
Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови – гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи – глюкозурия.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость. слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.
Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара

Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.
Постовая медицинская сестра обеспечивает:
Взаимозависимые вмешательства:
– организацию режима с адекватной физической нагрузкой;
– организацию лечебного питания – диета № 9;
– проведение заместительной инсулинотерапии;
– прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);
– транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.
Независимые вмешательства:
– контроль над соблюдением режима и диеты;
– подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;
– динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;
– наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;
– контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:
– организация питания в домашних условиях – ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;
проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;
– обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.
– рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон – 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол – 5-20 мин, теннис – 5-20 мин, городки – 15-40 мин).

Читайте также:  Яйца и помидоры можно есть при диабете

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.
Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.

Источник

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сахарный диабет (СД) – самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.
Информация о заболевании. Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.
Сахарный диабет – это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).
Причина. Сахарный диабет имеет генетический код – наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы. Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец – риск 10 %, если больны оба родителя – риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок – действие провоцирующих факторов:
– вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;
– физические и психические травмы,
– нарушение питания – злоупотребление углеводами и жирами.
Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.
Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.
Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.
Лечебная программа при сахарном диабете:
1. Госпитализация обязательна.
2. Режим физической активности.
3. Диета № 9 – исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ – это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.
4. Заместительная инсулинотерапия – доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.
5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.
6. Лечение осложнений.
7. Фитотерапия.
8. Санаторно-курортное лечение.
9. Рациональная психотерапия.
10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля.
11. Диспансеризация.

Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте

– Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью – ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности.
История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.
– Объективные методы обследования:
Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови – гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи – глюкозурия.

Читайте также:  Сколько пить воды ребенку при сахарном диабете

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость. слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.
Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара

Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.
Постовая медицинская сестра обеспечивает:
Взаимозависимые вмешательства:
– организацию режима с адекватной физической нагрузкой;
– организацию лечебного питания – диета № 9;
– проведение заместительной инсулинотерапии;
– прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);
– транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.
Независимые вмешательства:
– контроль над соблюдением режима и диеты;
– подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;
– динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;
– наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;
– контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:
– организация питания в домашних условиях – ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;
проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;
– обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.
– рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон – 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол – 5-20 мин, теннис – 5-20 мин, городки – 15-40 мин).

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.
Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.

У детей чаще всего диагностируется сахарный диабет 1 типа. Этот тип диабета еще называют инсулинозависимым или ювенальным. Он возникает, когда поджелудочная железа (орган, расположенный недалеко от вашего желудка) вырабатывает мало инсулина или не производит его вообще. Инсулин является важнейшим гормоном, поскольку он позволяет глюкозе из крови проникать в клетки организма.

Основным топливом для организма является форма сахара, называемая глюкозой, которая поступает с пищей. Глюкоза поступает в кровь и используется клетками для получения энергии. Сахарный диабет развивается, когда ваш организм не может выработать достаточное количество инсулина, либо когда он не может правильно использовать имеющийся инсулин.

Когда это происходит, глюкоза, получаемая во время переваривания пищи, не может попасть в клетки для доставки энергии и остается в крови. Клетки тела буквально голодают из-за отсутствия доступа глюкозы.

Признаки и симптомы сахарного диабета у детей

Признаки и симптомы сахарного диабета обусловлены высоким уровнем глюкозы в крови, и, частично, попытками организма самостоятельно снизить ее уровень.

У детей, впервые заболевших сахарным диабетом 1 типа, могут наблюдаться следующие признаки и симптомы:

Читайте также:  Мкб код сахарный диабет 2го типа

Сильная жажда – один из основных симптомов сахарного диабета у детей

  • затуманенное зрение;
  • сильная жажда и голод;
  • чувство усталости (утомление);
  • частая потребность мочиться;
  • частые инфекции кожи и инфекции мочевыводящих путей;
  • потеря веса, несмотря на повышенный аппетит.

Если уровень глюкозы в крови очень высок, могут наблюдаться следующие симптомы:

  • путанное сознание;
  • учащенное дыхание;
  • фруктовый запах изо рта (признак диабетического кетоацидоза);
  • потеря координации;
  • боль в животе;
  • тошнота, рвота;
  • невнятная речь;
  • потеря сознания.

При наблюдении любого из вышеперечисленных симптомов у ребенка, необходимо немедленно обратитесь к врачу. Убедитесь, чтобы вашему ребенку в больнице сразу же начали оказывать помощь, т.к. промедление чрезвычайно опасно.

Лечение сахарного диабета у детей

Сахарный диабет 1 типа у детей лечится путем введения извне инсулина, который необходим, чтобы поддерживать уровень глюкозы в крови на необходимом уровне. Если высокий уровень сахара в крови не лечить, то повышается риск получения серьезных осложнений. Исследования показали, что чем лучше осуществляется контроль за уровнем глюкозы в крови, тем больше шансов на хорошее здоровье в долгосрочной перспективе.

Ребенок, заболевший сахарным диабетом, должен научиться самостоятельно ставить себе инсулин

Так как сахарный диабет у детей на сегодняшний день не излечим и является хроническим заболеванием, вам и вашему ребенку необходимо научиться управлять этим заболеванием, что является важнейшей задачей лечения. Физическая активность, здоровое питание, измерение уровня сахара в крови и постоянные, правильно подобранные инъекции инсулина – краеугольные камни в лечении ювенального сахарного диабета.

Члены семьи ребенка, больного сахарным диабетом, должны научиться делать уколы инсулина. Когда дети становятся старше, они должны научиться ставить себе инъекции инсулина самостоятельно и контролировать свой уровни глюкозы в крови. Инъекции инсулина могут показаться крайне неприятными сначала, но со временем эта процедура станет менее обременительной и более привычной.

В связи с увеличением случаев детского ожирения, у некоторых детей  бывает диагностируется сахарный диабет 2 типа, так называемый «диабет пожилых людей». Они, как правило, не нуждаются в постоянных инъекциях инсулина, а лечение заключается в соблюдении диеты, в увеличении физической активности и потере веса. Некоторым из этих детей впоследствии может быть необходимо лечение инсулином, если их уровень сахара в крови продолжает оставаться высоким.

Сахарный диабет у детей – Школа доктора Комаровского:

Уход за ребенком с сахарным диабетом

Каждый родитель хочет видеть, что его ребенок правильно питается, сохраняет ежедневную активность и получает достаточно сна, но эти вещи особенно важны, если ваш ребенок страдает от диабета.

Рождение ребенка с сахарным диабетом может быть очень напряженным для родителей. Они должны постоянно следить за тем, что он ест, вводить ему инсулин и проверить его кровь на сахар. Это постоянное наблюдение и уговоры необходимы для снижения риска возникновения проблем с сахаром в крови, который может стать слишком низким (гипогликемия) или слишком высоким (гипергликемия и кетоацидоз).

Но родители не всегда могут быть со своим ребенком, и многие из них бывают очень обеспокоены тем, что не в состоянии контролировать еду, инсулин или сахара в крови своего ребенка, пока он находится в школе или в детском саду.

Хорошей новостью является то, что при правильном планировании и обучении ребенка пониманию своего заболевания, он сам способен хорошо позаботиться о себе, если вас нет рядом.

Научите своего ребенка контролировать свой диабет

Очень важно, чтобы в школе или в детском саду знали, что ваш ребенок болеет сахарным диабетом.

Вот краткий перечень основных моментов, на которые нужно обратить внимание, выбирая школу или детский садик для ребенка-диабетика:

  • Спросите об их опыте работы с детьми, больными сахарным диабетом. Есть ли у них знания и инструменты, чтобы помочь вашему ребенку позаботиться о своем диабете?
  • Предложите им пройти школу диабета и заполнить пробелы в знаниях. Многие люди с удовольствием узнают больше о сахарном диабете, и эти знания могут сыграть решающую роль в отдельных ситуациях.
  • Изучите наличие удобств для вашего ребенка. У вашего ребенка есть инсулиновая помпа? Сможет ли ребенок найти отдельное помещение для проверки уровня сахара в крови или для инъекций инсулина? Есть ли кто-нибудь в школе, кто сможет помочь вашему ребенку в случае возникновения экстренной ситуации (например, при гипогликемии?). Отвечая на эти вопросы, можно сделать правильный вывод о выборе учреждения.
  • Знают ли они о признаках и симптомах гипогликемии и как оказать первую помощь при ней? Симптомы низкого сахара в крови выражаются в дрожи, потливости, ребенок становится бледным, возникает спутанность сознания, слабость и неспособность сконцентрироваться. Воспитатель или учитель при такой ситуации должен срочно обеспечить принятие ребенком таблеток глюкозы и сладкой еды, либо уметь ввести инъекцию глюкагона при сильной гипогликемии. Если у сотрудников детского учреждения отсутствуют такие знания, вы должны изыскать возможность подробно проинструктировать их об этом. 

Источник

Источник