Школа здоровья по сахарному диабету цели задачи
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач
центральная районная больница»
____________ И. В.ИСМАГИЛОВА
«_____»______________ 20 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о школе здоровья для больных сахарным диабетом
1. Общие положения.
1.1. Школа диабета организуется на базе поликлиники ЦРБ».
1.2. Руководителем школы диабета является врач-эндокринолог, который осуществляет методическое руководство, отбор и направление пациентов на обучение.
1.3. Обучением пациентов занимается медицинская сестра – обучатель, которая назначается и увольняется главным врачом .
1.4. На должность обучателя назначается медицинская сестра, имеющая свидетельство об окончании курса повышения квалификации по диабетологии и обучению больных в школе диабета.
1.5. Медицинская сестра непосредственно подчиняется руководителю школы, который осуществляется контроль за эффективностью обучения.
2. Основные цели.
2.1. Улучшение здоровья и повышение качества жизни больных сахарным диабетом.
2.2. Снижение количества тяжелых поздних осложнений, приводящих к инвалидности.
3. Основные задачи.
3.1. Обучение больных сахарным диабетом новому образу жизни.
3.2. Контроль знаний и навыков пациентов.
3.3. Профилактика поздних осложнений сахарного диабета.
3.4. Анализ эффективности обучения больных в школе диабета.
3.5. Совершенствование методик и внедрение новых форм обучения.
4. Функции Школы диабета.
4.1. Организация и проведение групповых занятий для больных сахарным диабетом 2 типа.
4.2. Проведение индивидуальных консультаций.
4.3. Обучение больных методам самоконтроля, основам диетологии, неотложной помощи при острых осложнениях, мерам по профилактике поздних диабетических осложнений.
4.4. Контроль за обязательным ежегодным обследованием (глазное дно, функциональное обследование почек, осмотр стоп, гликированный гемоглобин).
4.5. Составление ежегодного отчета с анализом о проделанной работе.
5. Помещение для работы школы.
5.1. Для проведения занятий в группе необходимо отдельное помещение, которое удовлетворяет санитарно-гигиеническим нормам для учебных помещений. Пропускная способность класса зависит от его площади и количества смен обучения.
5.2. В классе должна быть достаточная вентиляция, освещение, раковина, условия для принятия пищи. При эксплуатации класса в 2-3 смены необходимо дополнительное помещение для работы мед. сестер.
6. Порядок работы школы.
6.1. Обучение в школе проводится по группам в соответствии с расписанием занятий, которое доводится до слушателей.
6.2.Первоочередное обучение проводится для высоко мотивированных декомпенсированных пациентов, а также для больных с впервые выявленным СД.
6.3. Численность группы определяется в зависимости от сложности обучения и составляет обычно 8-10 человек. При 5-ти дневной программе обучения пациентов в группах по 8 человек, за год одна мед. сестра может обучить до 200 пациентов.
6.4. Обучение проводится по утвержденной программе, в соответствии с тематическим планом.
6.5. Типы программ обучения:
– вводный курс (5-ти дневный);
– специальный курс (по типу осложнений и т. п.), для индивидуального обучения.
6.6. Обучение в группе должно продолжаться 2-4 часа в день 1-3 раза в неделю. Продолжительность урока 30-45 минут, в зависимости от возможности пациентов. После занятий с группой при необходимости проводится индивидуальное обучение 18 часов в неделю. Остальное время тратиться на подготовку к занятиям, проверку опросников, анализов, дневников, оформление медицинской документации и методическую работу.
6.7. Для осуществления взаимодействия и преемственности в работе эндокринологов поликлиники и школ диабета используется код для обозначения по 3-х бальной системе конфиденциальной информации о пациенте, на основании которой реализуется индивидуальный подход к обучению. На первой позиции ставится оценка способностей к обучению, на второй – уровень мотивации пациента, на третьей – его дисциплинированность.
6.8. Учет и отчетность работы Школы ведется медицинскими сестрами.
Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.
Сахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.
Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.
Типы и особенности диабета
Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.
Диабет бывает:
- 1 типа – предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
- 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
- гестационный – выявляется только в период беременности.
Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.
Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:
- генетические причины;
- инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
- понижение иммунитета.
Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.
Инсулинонезависимый тип сопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:
- болезнь возникает после 40 лет;
- уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
- наблюдается повышение гликемии;
- патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.
Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.
Причины возникновения 2 типа:
- ожирение;
- отягощенная наследственность.
Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.
Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.
Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.
Обучение в школе здоровья
Успех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.
Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.
На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.
Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.
Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.
Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.
Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.
Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:
- Диабет, как образ жизни.
- Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
- Правила питания.
- Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
- Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
- Осложнения, возникшие на фоне диабета.
- Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
- Гипертония, ИБС.
В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.
Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.
Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:
Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.
План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:
- Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
- Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
- Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.
Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.
Контроль сахара
На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.
Регулярное измерение сахара позволяет:
- Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
- Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
- Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
- Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
- Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.
В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.
Правильное питание
Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.
Основные моменты:
- Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
- Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
- Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
- Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
- Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.
Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.
Видеоматериал о питании при диабете:
Преодоление стрессовых ситуаций
Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.
Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.
Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.
Для каждого без исключения диабетика залогом отличного самочувствия является правильная организация жизни и поведения. Умение в нужный момент среагировать на первые признаки сахарного диабета и обезопасить себя такими мерами, как здоровое питание, уход и правильные физические нагрузки, приходит не сразу. Для того чтобы закрепить свои навыки и получить новые, созданы специальные школы диабета.
Что такое школа здоровья
Школа для больных сахарным диабетом представляет собой курс, состоящий из пяти или семи семинаров, которые проводятся на базе учреждений лечебного и профилактического типа. Посещать их могут все желающие независимо от возраста, будь то ребенок или пожилой человек, к тому же бесплатно. Всё, что необходимо иметь при себе — это направление от врача. Направление на лекцию может быть как единоразовым, так и в виде повторного курса для лучшего усвоения информации.
В связи с тем, что многие диабетики трудоустроены или учатся, то подобные заведения составляют режим своей работы с учётом этих факторов. Именно поэтому длительность лекций и число занятий в Москве и других городах России отличаются.
Больные, которые проходят стационарное лечение, могут параллельно посещать лекции. На протяжении этих занятий врач успевает за неделю донести всю необходимую информацию диабетикам. Для негоспитализированных больных, а также для тех, чьё заболевание удалось распознать вовремя, проводится месячный курс по две лекции в неделю.
Цели и разделы обучения
Нормативной базой школы диабетиков являются акты Министерства здравоохранения России, а также Устав здравоохранения. Проводятся лекции специалистами-эндокринологами либо же медсестрой с высшим образованием, которая прошла подготовку в этом направлении. Некоторые учреждения практикуют онлайн-занятия на своих официальных сайтах. Такие порталы рассчитаны на тех людей, которые не могут посещать групповые уроки. А ещё эту информацию можно использовать как медицинский справочник.
Чтобы улучшить донесение информации, больных, страдающих 1 и 2 типом сахарного диабета, в школе делят на группы по таким направленностям:
- больные с диабетом первого типа;
- больные с диабетом второго типа;
- пациенты с СД второго типа, нуждающиеся в инсулине;
- дети с СД и их родственники;
- беременные с СД.
Школа диабета 1 типа особа важна для детей, так как заболевание этого типа протекает остро и требует особого контроля ситуации. Но в силу того, что маленькие пациенты не могут должным образом воспринимать обучающую информацию, на уроках могут присутствовать их родители.
Главной целью школы здоровья сахарного диабета является максимальное обеспечение больных полезной информацией. На каждом уроке пациентов обучают методам профилактики обострений, технике самоконтроля, возможности совмещать терапевтический процесс с ежедневными хлопотами и заботами.
Обучение соответствует специальной программе, которая обеспечивает контроль полученных знаний. Весь цикл может быть первичным или вторичным. Ежегодно первого марта каждая школа диабетиков представляет отчёт в районный диабетический центр, что позволяет оценить деятельность, проведённую за этот период.
Обучение в таком заведении комплексное. Во время уроков пациентам не только предоставляют теоретическую информацию, но и обучают их практически. В процессе обучения больные овладевают знаниями по таким вопросам:
- общие понятия о диабете;
- навыки по введению инсулина;
- составление диеты;
- адаптация в социуме;
- профилактика осложнений.
Вводная лекция
Суть первой лекции заключается в том, чтобы ознакомить больных с заболеванием и причинами его возникновения.
К диабету приводит увеличение сахара в крови. Но если научиться держать уровень сахара в норме, то можно будет не только избежать осложнений, но и превратить заболевание в особенный образ жизни, который будет отличаться в зависимости от типа диабета.
Инсулинозависимый — это первый тип. Страдают им люди, у которых инсулин в крови вырабатывается в недостаточном количестве. Развивается он зачастую у детей и подростков. В этом случае пациент обязан получать ежедневно дозу инсулина из инъекций.
Инсулинонезависимый — это второй тип диабета, который может возникнуть даже в том случае, если инсулин находится в избытке, но и его не хватает, чтобы нормализовать уровень сахара. Развивается у людей зрелого возраста и связан с лишним весом. В некоторых случаях для исчезновения симптомов достаточно просто придерживаться диеты и физических нагрузок.
Клетки человека, больного СД, испытывают нехватку энергии, так как главный энергетический источник всего организма — глюкоза. Однако, попасть в клетку она способна лишь с помощью инсулина (белкового гормона, который вырабатывают клетки поджелудочной).
У здорового человека инсулин поступает в кровь в нужном количестве. При повышении сахара железа вырабатывает больше инсулина, при понижении — меньше. Для людей, которые не страдают сахарным диабетом, уровень глюкозы (натощак) составляет от 3,3 ммоль/л до 5,5 ммоль/л.
Причина инсулинозависимого диабета — вирусная инфекция. При попадании вируса в организм вырабатываются антитела. Но бывает, что они продолжают свою работу даже после полного уничтожения чужеродных тел. Так антитела начинают атаковать свои же клетки поджелудочной железы. В результате они гибнут, а уровень инсулина понижается, и развивается сахарный диабет.
У больных людей железа почти не вырабатывает инсулин, потому глюкоза не в состоянии проникать в клетки и сосредотачивается в крови. Человек начинает стремительно терять вес, ощущает постоянную сухость во рту и испытывает чувство жажды. Для того чтобы снять эту симптоматику, нужно искусственно вводить инсулин.
Суть инсулинотерапии
Суть второй лекции — не только научить правильно пользоваться шприцами, но и донести информацию об инсулине. Больной должен понимать, что инсулин есть разного вида и действия.
В наше время используется свиной и бычий. Есть и человеческий, который получают пересаживанием гена человека в ДНК бактерии. Стоит учитывать, что при смене вида инсулина его доза меняется, поэтому осуществляется это только под контролем лечащего врача.
По степени очистки препарат бывает: неочищенный, очищенный моно- и многокомпонентный. Важно правильно рассчитать дозировку и распределить её на день.
По временному интервалу действия инсулин бывает:
- Короткий — действует спустя 15 минут в течение 3−4 часов. Например, Инсуман Рапид, Берлинсулин Нормаль, Актрапид.
- Средний — начинает действовать спустя 90 минут, а заканчивает через 7−8 часов. Среди них: Семилонг и Семиленте.
- Длительный — эффект наступает через 4 часа и длится около 13 часов. Среди таких инсулинов Хомофан, Хумулин, Монотард, Инсуман-Базаль, Протафан.
- Сверхдлительные — начинают работать через 7 часов, а заканчивают через сутки. К ним относятся Ультраленте, Ультралонг, Ультратард.
- Многопиковые — это смесь короткого и длительного инсулина в одном флаконе. Примером таких препаратов является Микстард (10%/90%), Инсуман комб (20%/80%) и другие.
Препараты короткого действия отличаются от длительного внешним видом, они прозрачные. Исключение — инсулин B, хоть он и длительного действия, но не мутный, а прозрачный.
Поджелудочная железа постоянно вырабатывает инсулин короткого действия. Чтобы смоделировать её работу, нужно комбинированно вводить короткий и длительный инсулины: первый — с каждым принятием пищи, второй — дважды в день. Дозировка же сугубо индивидуальная и назначается врачом.
На этой лекции больных также знакомят с правилами хранения инсулина. Держать его нужно в холодильнике в самом низу, не допуская замерзания препарата. Открытый флакон хранится в комнате. Инъекции вводятся под кожу в ягодицы, руку, живот или под лопатку. Самое быстрое всасывание — при уколах в живот, самое медленное — в бедро.
Принцип питания
Следующее занятие посвящается питанию. Все продукты содержат минеральные соли, углеводы, белки и жиры, воду, витамины. Но повышать сахар способны только углеводы. И это нужно учитывать. Делятся они на неусваиваемые и усваиваемые. Первые не способны повышать уровень сахара.
Касательно усваиваемых, они делятся на простые, которые усваиваются легко и имеют сладкий вкус, а также трудноусвояемые.
Больные должны научиться различать не только виды углеводов, но и понимать, как они учитываются. Для этого существует понятие ХЕ — хлебной единицы. Одна такая единица равна 10−12 г углеводов. Если инсулин не компенсирует 1 ХЕ, то сахар повышается на 1,5−2 ммоль/л. Если пациентом будет вестись подсчёт ХЕ, то он будет знать, насколько увеличится сахар, что поможет подобрать правильную дозу инсулина.
Отмерять хлебные единицы можно ложками и чашками. Например, кусок любого хлеба, ложка муки, две ложки крупы, 250 мл молока, ложка сахара, одна картошка, одна свёкла, три морковки = одной единице. Три ложки макарон — это две единицы.
В рыбе и мясе углеводов нет, поэтому их можно употреблять в любом количестве.
Одна хлебная единица содержится в чашке клубники, ежевики, малины, смородины, вишни. Кусочек дыни, яблоко, апельсин, груша, хурма и персик — 1 единица.
Во время завтрака, обеда и ужина желательно, чтобы количество ХЕ не превышало семи. Для того чтобы усвоить одну хлебную единицу, нужно от 1,5 до 4 единиц инсулина.
Осложнения сахарного диабета
При избытке глюкозы в крови организм во время энергетического голодания начинает использовать жиры. В результате чего появляется ацетон. Такое состояние, как кетоацидоз, очень опасное, может стать причиной комы или же смерти.
При появлении запаха ацетона изо рта стоит немедленно проверить уровень сахара в крови, если показатели выше 15 ммоль/л, необходим анализ мочи. Если он подтвердит ацетон, то нужно единожды ввести 1/5 дневной дозы короткого инсулина. А спустя три часа ещё раз проверить сахар в крови. Если он не снизился, инъекция вводится повторно.
Если у больного СД поднялась температура, стоит ввести 1/10 часть дневной дозы инсулина.
Среди поздних осложнений СД — поражения систем и органов. Прежде всего это касается нервов и сосудов. Они теряют эластичность и быстро травмируются, что вызывает небольшие местные кровоизлияния.
Одними из первых страдают конечности, почки и глаза. Болезнь глаз, вызванная диабетом, называется ангиоретинопатия. Больные должны проходить осмотр окулистом дважды в год.
Сахарный диабет снижает кожную чувствительность нижних конечностей, поэтому мелкие травмы и порезы не ощущаются, что может привести к их инфицированию и превращению в язвы или гангрены.
Чтобы избежать появления осложнений, нельзя:
- Парить ноги, а также применять для их согревания грелки и электрические приборы.
- Пользоваться бритвами и средствами для удаления мозолей.
- Ходить босиком и носить обувь на каблуках.
Диабетическая нефропатия — это серьёзное поражение почек, вызванное СД, состоит из 5 стадий. Три первые — обратимые. На четвёртой в моче появляется микроальбумин, и начинает развиваться почечная недостаточность хронического характера. Чтобы предотвратить это осложнение, стоит контролировать глюкозу на нормальном уровне, а также 4−5 раз в год сдавать анализ на альбумин.
Последствием СД является и атеросклероз. Инфаркты зачастую протекают без болезненных ощущений по причине поражения нервных окончаний. Больным рекомендуется всегда измерять АД.
Больным стоит понимать, что СД — это не приговор, а особый стиль жизни, который заключается в постоянном самоконтроле и нормализации глюкозы в крови. Человек способен сам себя лечить, врач лишь помогает в этом деле.