Ситуационная задача сахарного диабета у детей



содержание   .. 
139 
140 
141 
142   ..

Ситуационные задания по педиатрии (с ответами) – часть 13

Задача 1

Мальчик, 6 лет, болен около 3-4 недель. Родители обратили внимание на
жажду, частые обильные мочеиспускания, отмечался энурез. Несмотря на
хороший аппетит, ребенок похудел на 3 кг.

Из анамнеза жизни
известно, что ребенок от 1-й физиологически протекавшей беременности,
срочных родов. Перенесенные заболевания: острые респираторные инфекции 1
– 2 раза в год, краснуха в 5 лет. Семейный анамнез: у бабушки по линии
матери сахарный диабет 2-го типа.

При поступлении состояние
средней тяжести, сознание ясное. Отмечается сухость кожи, снижение
тургора тканей. Одышки нет, ЧД – 23 в минуту, в легких дыхание
пуэрильное, хрипы не выслушиваются. Тоны сердца громкие, ритмичные. ЧСС
– 94 в минуту, АД 95/55 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный, печень
выступает на 1,5 см из- под края реберной дуги. Явления баланита.
Рефлексы физиологические.

Глюкоза крови при
поступлении – 15 ммоль/л

Анализ мочи: глюкоза
— 3%, ацетон — отрицательный.

Вопросы:

  1. Поставьте диагноз в соответствии с классификацией. Обоснуйте фазу
    болезни.

  2. Перечислите патогенетические стадии развития заболевания.

  3. Какие симптомы позволили заподозрить данное заболевание?

  4. Какая причина гепатомегалии у пациента?

  5. Каковы критерии лабораторной диагностики заболевания?

  6. Назовите принципы лечения данного заболевания.

  7. Каковы принципы диетотерапии при данном заболевании? Что входит в
    понятие

«хлебная единица»?

Задача 2

Мальчик, 8 лет, от 4-й беременности, протекавшей с угрозой прерывания,
гестозом. Роды на 38-й неделе путем кесарева сечения. При рождении масса
3600 г, длина 50 см. Перенесенные заболевания: ОРВИ 2 – 3 раза в год,
ветряная оспа в 4 года, ангины в 6 и 7 лет. Наследственность отягощена:
сахарный диабет 2 типа у бабушки по линии матери.

Два месяца назад родители заметили появление жажды, частое
мочеиспускание, затем – похудание в сочетании с повышенным аппетитом,
слабость. Постепенно состояние ухудшилось. За 2 дня до госпитализации
появились боли в животе, отмечалась рвота 2 раза.

При поступлении состояние
средней тяжести, сознание ясное, запах ацетона изо рта. Кожа сухая,
тургор тканей снижен, румянец на щеках. Дыхание ритмичное, ровное,
одышки нет. Аускультативно в легких дыхание везикулярное. Тоны сердца
громкие, ритмичные, короткий систолический шум в V точке, ЧСС – 96 в
минуту. Пульс удовлетворительного наполнения и напряжения. АД 95/60 мм
рт.ст. Язык обложен белым налетом. Живот мягкий, доступен глубокой
пальпации, болезненный в эпигастральной области. Печень выступает на 3
см из-под края реберной дуги. Стула не было вчера и сегодня. Половые
органы – явления баланита. Рефлексы физиологические. Масса тела 23 кг,
рост 128 см.

Глюкоза крови при
поступлении – 19 ммоль/л.

Анализ мочи: глюкоза
в моче – 4%, ацетон положительный (+++).

Кислотно-основное состояние: рН
– 7,31; ВЕ – 8,5 ммоль/л.

Вопросы:

  1. Поставьте диагноз в соответствии с классификацией.

  2. Какие симптомы позволили заподозрить данное заболевание? Обоснуйте
    фазу болезни.

  3. Как вы представляете патогенез развития основных клинических
    симптомов заболевания?

  4. Каковы критерии лабораторной диагностики этого заболевания?

  5. Продолжите обследование ребенка.

  6. Назначьте лечение.

  7. Оцените физическое развитие.

    Задача 3

    Девочка, 6 лет, от 2-й беременности, протекавшей с гестозом, 2-х
    срочных родов, масса при рождении 4100 г, длина 52 см.

    Из анамнеза известно,
    что ребенок часто болеет острыми респираторными заболеваниями. В
    течение последних 1,5 месяцев отмечались жажда, частые
    мочеиспускания, слабость, вялость, девочка похудела. На фоне острого
    респираторного заболевания состояние ребенка резко ухудшилось,
    появились тошнота, повторная рвота, боли в животе, запах прелых
    фруктов изо рта, сонливость. Девочка госпитализирована в отделение
    реанимации и интенсивной терапии.

    При поступлении:
    состояние очень тяжелое, сознание сопорозное. Дыхание шумное,
    глубокое, типа Куссмауля. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Кожные
    и сухожильные рефлексы снижены, мышечная гипотония. Кожа сухая,
    тургор тканей резко снижен, черты лица заострены, на щеках и
    скуловых дугах – румянец, тонус глазных яблок снижен. Пульс слабого
    наполнения и напряжения, тоны сердца приглушены, ЧСС -140 в минуту.
    АД 75/40 мм рт. ст. Язык сухой, обложен коричневатым налетом. Живот
    при пальпации напряжен. Печень выступает на 5 см из-под края
    реберной дуги. Мочеиспускание обильное.

    Общий анализ
    крови: 
    Hb – 145 г/л; эритроциты – 5,2 х 1012/л;
    лейкоциты – 13,8 х 109/л,
    п/я – 8 %, с/я – 62 %, эозинофилы – 1 %, лимфоциты – 22 %, моноциты
    – 7 %; СОЭ – 15 мм/час.

    Общий анализ мочи: цвет
    желтый, прозрачность – слабо мутная, относительная плотность – 1035,
    реакция – кислая, белок – отсутствует, сахар – 10%, ацетон – резко
    положительный (++++).

    Биохимический анализ крови: глюкоза
    – 27 ммоль/л, натрий – 132 ммоль/л (норма – 125–143 ммоль/л, калий –
    4,1 ммоль/л (норма – 3,5 – 5,5 ммоль/л), общий белок – 70 г/л (норма
    – 65 –82 г/л).

    Кислотно-основное состояние: рН
    – 7,1; ВЕ – 24 ммоль/л.

    Вопросы:

    1. Поставьте диагноз в соответствии с классификацией.

    2. Оцените результаты лабораторных исследований.

    3. Опишите патогенез развития данного состояния.

    4. Какие другие неотложные состояния при данном заболевании вы
      знаете?

    5. Какое обследование необходимо провести дополнительно?

    6. Какие лечебные мероприятия требуются пациенту?

    7. Какие осложнения могут развиться в процессе лечения данного
      состояния?

Задача 4

Мальчик, 7 лет, госпитализирован сегодня в хирургический стационар с
направляющим диагнозом: «острый живот». Два дня назад появились боли в
животе, тошнота, рвота. При осмотре врач «скорой помощи» обнаружил
напряжение мышц живота, положительный симптом Щеткина-Блюмберга. В
приемном отделении хирургического стационара по совокупности
клинико-анамнестических данных и результатов лабораторного обследования
был поставлен диагноз «сахарный диабет, впервые выявленный,
диабетическая кетоацидотическая кома 1 степени». Было решено начать
неотложную терапию с последующим переводом в специализированную клинику.
Проводилась инфузионная терапия физиологическим раствором NaCl,
инсулинотерапия. В состоянии ребенка и лабораторных показателях отмечена
положительная динамика, глюкоза крови в течение 3 часов снижалась на 3,
5, 9 ммоль/л каждый час. На фоне снижения сахара крови состояние
мальчика ухудшилось, стал беспокоен, появилась головная боль,
головокружение, тошнота, рвота, нарушение зрения, напряжение глазных
яблок, ЧСС – 60 в минуту, АД 125/80 мм рт. ст.

Вопросы:

  1. Какое осложнение на фоне лечения диабетической кетоацидотической
    комы развилось у ребенка?

  2. Опишите патогенез развития данного состояния.

  3. Какие мероприятия необходимо провести?

  4. Какие растворы для инфузионной терапии необходимо применять при
    лечении диабетической кетоацидотической комы?

  5. Какие препараты инсулина, в каких дозах применяются при лечении
    диабетической кетоацидотической комы?

Задача 5

Мальчик 9 лет, болен сахарным диабетом 1-го типа четыре года. Течение
заболевания лабильное, диету соблюдает нерегулярно, систематический
контроль уровня сахара в крови отсутствует. Несколько раз был
госпитализирован в связи с развитием кетоацидоза.

Читайте также:  Возраст как фактор риска развития сахарного диабета

Накануне вечером был возбужден, сахар крови не контролировали. После
инъекции инсулина частично отказался от ужина. Ночью проснулся с
чувством страха, беспокойства; мама заметила тремор рук, повышенную
потливость.

Вопросы:

  1. Поставьте предварительный диагноз. Обоснуйте.

  2. Как подтвердить диагноз? Какие результаты обследования вы ожидаете
    получить?

  3. Какие меры необходимо срочно предпринять?

  4. Что может произойти, если не оказать ребенку неотложную помощь?

  5. Назовите основные причины и механизмы развития данного состояния.

Задача 6

Девочка, 13,5 лет, доставлена в стационар в связи с внезапным ухудшением
состояния, потерей сознания, судорогами.

Анамнез жизни: ребенок
от 1-й беременности, протекавшей физиологически, срочных родов. Масса
тела при рождении 3300 г, длина 51 см. Перенесенные заболевания: ОРВИ
2-4 раза в год, ветряная оспа в 5 лет, краснуха в 10 лет. Прививки по
возрасту. С 7 лет – избыточная прибавка веса.

Анамнез заболевания: больна
сахарным диабетом 1-го типа с 10 лет, диагноз был поставлен во время
госпитализации в состоянии диабетической кетоацидотической комы.
Получает инсулинотерапию по базис-болюсной схеме. В связи с избыточным
весом начала заниматься фитнесом (сегодня днем было первое занятие).
Вечером девочка получила обычную дозу инсулина, частично отказалась от
ужина. Мать обнаружила ребенка ночью без сознания в судорогах.

При поступлении состояние
ребенка тяжелое, без сознания, тризм челюстей, клонико-тонические
судороги. Кожа бледная, холодный пот. Пульс удовлетворительного
наполнения и напряжения, 88 ударов в минуту. АД 115/65 мм рт.ст.
Температура тела 36,1

°С.

Глюкоза крови: 1,9
ммоль/л.

Вопросы:

  1. Поставьте диагноз в соответсвие с классификацией.

  2. Назовите причину развития данного состояния.

  3. Опишите начальные клинические проявления, предшествующие потере
    сознания.

  4. Опишите патогенез развития данного состояния.

  5. Проведите дифференциальный диагноз с диабетической кетоацидотической
    комой.

  6. Назначьте лечение.

  7. Продолжите обследование.

Задача 7

Девочка, 1 года 8 месяцев, была госпитализирована в центральную районную
больницу 7 дней назад с диагнозом «ОРВИ, кишечная инфекция». Состояние
ребенка в стационаре ухудшалось: отмечалась фебрильная лихорадка,
слабость, многократная рвота. Девочка часто жадно пила, обильно
мочилась, стул 1-2 раза в день, скудный с зеленью. Отмечались
клонико-тонические судороги. Несмотря на проводимую инфузионную терапию
(глюкозо-солевые, коллоидные растворы), нарастали явления эксикоза.
Определен сахар крови натощак – 53,4 ммоль/л; ребенок срочно переведен в
областную больницу.

При поступлении в
отделение реанимации состояние очень тяжелое, прекома, выраженный
эксикоз. Кожа и слизистые оболочки сухие, язык обложен белым налетом.
Зев гиперемирован. В легких дыхание пуэрильное, хрипы не выслушиваются.
Тоны сердца умеренно приглушены, ЧСС – 160 в минуту. Живот вздут,
умеренно болезнен, урчит при пальпации. Сомнительная ригидность
затылочных мышц.

Глюкоза крови (трехкратно):
67,4 – 68,6 – 70,2 ммоль/л.

Общий анализ мочи: белок
– 0,7 г/л, лейкоциты – 10-15 в п/зр, эритроциты – 4-6 в п/зр, единичные
зернистые цилиндры, реакция на ацетон в моче – сомнительная.

Биохимический анализ крови: натрий
– 175 ммоль/л (норма – 125–143 ммоль/л), мочевина – 14,5 ммоль/л (норма
– до 7,0 ммоль/л), осмолярность плазмы – 500 мосмоль/л (норма: 280-300
мосмоль/л).

Вопросы:

  1. Поставьте диагноз.

  2. О каком варианте комы при данном заболевании можно думать?

  3. Что явилось причиной развития данного неотложного состояния?

  4. Опишите патогенетические и клинические особенности этого варианта
    комы.

  5. Какие другие варианты комы могут развиться при данном заболевании?

  6. Назовите особенности терапии.

Задача 8

Мальчик, 9 лет, поступил в детское эндокринологическое отделение с
жалобами на жажду, частое мочеиспускание, повышенный аппетит,
периодические боли в животе, задержку роста.

Из анамнеза известно, что ребенок
от 2-й беременности, протекавшей с гестозом, мама перенесла ОРЗ в 1 и 2
триместре. Роды 2-е срочные. Вес при рождении 3200 г, длина 51 см.
Перенесенные заболевания: ОРВИ 2 – 4 раза в год. В семейном анамнезе
отягощена наследственность: у дедушки по линии отца сахарный диабет 2
типа. Мать страдает хроническим алкоголизмом.

Болен сахарным диабетом с 1 года 8 месяцев; заболевание манифестировал с
кетоацидотической комы II степени.

Родители часто нарушали режим инсулинотерапии, ребенок не соблюдал
диету, нерегулярно наблюдался эндокринологом. Периодически отмечались
гипогликемические состояния, положительные реакции на ацетон в моче.
Последние 2 года появилось увеличение живота, печени, отстает в росте.

При поступлении: масса
тела 22 кг, рост 122 см. состояние средней тяжести, сознание ясное, кожа
сухая, округлое лицо с отложением жира на щеках, большой живот, липомы
на плечах, животе. В легких дыхание везикулярное, ЧД – 20 в минуту. Тоны
сердца громкие, ритмичные, ЧСС – 88 в минуту. АД 105/65 мм рт. ст. Живот
увеличен в объеме, печень плотная, выступает из-под края реберной дуги
по срединноключичной линии на 6 см, по средней линии занимает верхнюю
половину расстояния от пупка до мечевидного отростка. Селезенка не
пальпируется. Половые органы сформированы правильно, явления баланита.

Глюкоза крови при
поступлении:16
ммоль/л

Биохимический анализ крови:
общий белок 75 г/л (норма 65 – 82 г/л), холестерин 8,5 ммоль/л (норма:
3,1 – 5,9 ммоль/л).

Гликированный гемоглобин HbA1c : 15%
(норма – 4-6%).

Анализ мочи: ацетон
++, глюкоза +.

Вопросы:

  1. Оцените физическое развитие.

  2. О каком осложнении сахарного диабета можно думать?

  3. Как вы понимаете патогенез данного осложнения?

  4. Поставьте диагноз. Обоснуйте.

  5. Какое обследование необходимо дополнительно провести?

  6. О чем свидетельствует показатель HbA1c?

  7. Назначьте лечение

Диагностические ключи

Задача 1. Сахарный
диабет, 1-й тип, впервые выявленный, фаза декомпенсации без кетоза.
Баланит.

Задача 2. Сахарный
диабет, 1-й тип, впервые выявленный, фаза декомпенсации с кетозом.
Баланит.

Задача 3. Сахарный
диабет, 1-й тип, впервые выявленный, диабетическая кетоацидотическая
кома II степени

Задача 4. Отек
мозга.

Задача 5. Сахарный
диабет, 1-й тип, стаж 5 лет, гипогликемическое состояние.

Задача 6. Сахарный
диабет,1-й тип, стаж 3 года, гипогликемическая кома.

Задача 7. Сахарный
диабет,1-й тип, впервые выявленный, гиперосмолярная кома.

Задача 8. Сахарный
диабет, 1-й тип, стаж 2 года, фаза декомпенсации с кетозом.

Синдром Мориака. Липомы на плечах, животе. Баланит.

содержание   .. 
139 
140 
141 
142   ..

Источник

Медицинское училище №2 им. Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы

Методическая разработка для преподавателя

к практическому занятию

по теме: «Сахарный диабет у детей»

Предмет: «Сестринское дело в педиатрии»

Специальность: «Сестринское дело»

Составили:

преподаватель педиатрии:

Ушакова Ф.И.

Рассмотрена и утверждена

на заседании ЦМК педиатрии

Протокол № _____

от «___» _____________ г.

Председатель ЦМК

____________

2010

Методическая разработка для преподавателя к практическому занятию

по теме: «Сахарный диабет у детей»

Специальность: «Сестринское дело».

Место проведения занятия: кабинет доклиники.

Количество часов: 6 учебных часов (270 мин.).

Общая цель: на основании теоретических знаний этиопатогенеза, клиники, принципов лечения и профилактики сахарного диабета у детей уметь осуществлять уход за детьми при этом заболевании, а также оказывать доврачебную неотложную помощь при гипогликемической и диабетической комах.

Читайте также:  Сахарный диабет тип 1 диета меню на неделю

        Целевые задачи:

        Студенты должны

Уметь:

  1. Выявить в статус больного ребенка клинические признаки сахарного диабета и его осложнений (диабетической и гипогликемической комы).
  2. Выявить проблемы пациента и его окружающих.
  3. Планировать уход, определить цели сестринского вмешательства.
  4. Применить деонтологические навыки общения с пациентом и его родственниками.
  5. Оказать неотложную доврачебную помощь при гипогликемической и диабетической комах.
  6. Собрать мочу для определения сахара и оформить направление на анализ.
  7. Провести промывание желудка ребенку.
  8. Набрать и ввести нужную дозу инсулина.

Оснащение занятия

  1. Тестовые задачи.
  2. Ситуационные задачи.
  3. Методическое пособие для учащихся.
  4. Инсулиновые препараты.
  5. Инсулиновые шприцы.
  6. Желудочные зонды, фартук, таз, кувшин.

Хронокарта

Кол-во студентов – 10 человек.

Время – 270 минут.

Название этапа

Время в мин.

Дидактическая система

Примечание

Р

Ц

1.

Организационный момент

10

10

2.

Контроль исходного уровня:

  • выполнение тестовых заданий
  • проверка
  • анализ ошибок  

30

15

5

10

10

9

10

1

Приложение №1

Проводится перекрестно

3.

Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями

45

9

1

Приложение №2

4.

Работа студентов:

  • с методическим пособием (ООД)
  • отработка манипуляций
  • рубежный контроль
  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

120

50

30

30

10

10

10

10

8

7

7

6

2

1

1

1

Приложение №3

Проводится индивидуально

Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД

По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4)

5.

Решение ситуационных задач:

  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

60

20

20

20

7

7

6

3

3

4

По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационные задачи

6.

Подведение итогов занятия

15

10

Методическая разработка к практическому занятию по теме:

«Эндокринные заболевания у детей. Сахарный диабет»

Тип занятия: практическое (продолжительность 270 мин).

Место проведения: кабинет доклинической практики.

Цель занятия: после окончания занятия учащийся должен

Уметь:

  • собрать анамнез, осмотреть ребенка с целью выявления симптомов заболевания
  • подготовить ребенка к сдаче крови на сахар
  • собрать суточную мочу на сахар
  • определить содержание глюкозы в крови с помощью клюкометра и в моче с помощью глюкотеста
  • составить меню больному сахарным диабетом
  • ввести инсулин и обучить введению инсулина ребенка или его родителей
  • обучить пациента и его родителей определению глюкозы в крови с помощью глюкометра и в моче с помощью тест-полосок
  • провести дифференциальную диагностику кетоацидотической и гипогликемической комы  
  • оказать неотложную помощь при кетоацидотической и гипогликемической комах
  • расшифровать углеводную кривую.

Знать:

Причины, основные клинические проявления сахарного диабета и его осложнений, принципы лечения, ухода и диспансерного наблюдения, препараты инсулина, правила их введения и хранения, осложнения при их применении.

Оснащение занятия:

        На каждого студента:

  1. Методическое пособие.
  2. Бланк направления.
  3. Шприцы.
  4. Иглы.
  5. Лотки.
  6. Ватные шарики.
  7. Пинцеты.
  8. Препараты инсулина.

        На двух студентов:

  1. Стеклянная мерная посуда.
  2. Фантом для п/к инъекций.
  3. Тест-полоски для определения содержания глюкозы в моче.

        На бригаду:

  1. Видеодвойка.
  2. Видеофильм «Сахарный диабет у детей».
  3. Глюкометр.
  4. Шприц-ручка для введения инсулина.

Хронокарта

Организационный момент

5 мин.

Актуализация темы

5 мин.

Контроль исходного уровня

20 мин.

Изучение нового материала

60 мин.

Закрепление изученного материала (решение ситуационных задач с элементами ролевой игры)

60 мин.

Отработка практических навыков

90 мин.

Решение профессиональных задач

25 мин.

Подведение итогов, задание на дом

5 мин.

ВСЕГО

270 мин.

Литература для студентов

  1. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Детские болезни: Учебник – М.: Медицина, 2001 г.
  2. Соколова Н., Тульчинская В. Сестринское дело в педиатрии: Практикум – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
  3. Ежова Н.В. и др. Педиатрия: Учебное пособие –  Мн.: Высш. шк., 2000 г.
  4. Смолева Э.В. и др. Карманный справочник. Экстренная помощь в педиатрии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.

Литература для преподавателя

  1. Шабалов Н.П. Детские болезни. С-Пб, 2000.
  2. Балаболкин М.И. Полноценная жизнь при диабете. М.: Универсум Паблишинг, 1995.
  3. Жуковский М. Справочник детского эндокринолога. М.: 2000.

План занятия

  1. Организационный момент:
  • отметить отсутствующих
  • ознакомить студентов с планом занятия
  1. Выявить уровень знаний по данной теме путем решения тестовых заданий (приложение №1):
  • каждому студенту выдается вариант тестовых заданий
  • после их решения проводится перекрестная проверка по эталонам ответов, зачитываемых преподавателем, в ответах указывается число ошибок и, соответствующая их количеству, оценка
  1. Изучение типичных историй болезней детей с сахарным диабетом и его осложнениями:
  • преподаватель предлагает студентам истории болезней детей с типичными проявлениями сахарного диабета и его осложнений и, совместно со студентами, ставят сестринский диагноз и составляют план ухода или ООД неотложной помощи
  1. Работа студентов с методическим пособием и отработка манипуляций:
  • преподаватель раздает методические пособия, по которым студенты самостоятельно (при желании поделившись на группы или индивидуально) осваивают ООД медицинской сестры, а также методики определения сахара в моче глюкотестом, виды инсулиновых препаратов, правила введения инсулина, осложнения при инсулинотерапии, а также отрабатывают вышеперечисленные манипуляции
  • преподаватель контролирует и корректирует их действия
  • рубежный контроль: каждой подгруппе по 3 человека выдается карта-задание (приложение №4) и студенты поочередно демонстрируют свои знания и умения
  1. Решение ситуационных задач:
  • каждой подгруппе по 3-4 человека выдается ситуационная задача, студенты ставят сестринский диагноз, составляют план ухода, затем всей бригадой проводят обсуждение решения задач; оценивает успехи студентов преподаватель совместно с членами всей бригады
  1. Подведение итогов занятия:  
  • преподаватель оценивает активность и успехи каждого студента, сообщает их оценки, а также тему и место проведения следующего занятия

Литература для студентов:

Учебник «Сестринское дело в педиатрии», Н.Тульчинская + лекционный материал

Литература для преподавателя:

«Детские болезни» под редакцией Н.Шабалова, «Справочник эндокринолога» М.А.Жуковского

Мотивация 

Уважаемый студент!

        Прежде чем приступить к изучению данной методической разработки, внимательно прочитай следующие строки:

        Все зло болезни заключается лишь в нарушении функции поджелудочной железы, а точнее, ее крошечного фрагмента, который не превышает и 1 квадратного сантиметра. Именно этот островок железистой ткани по каким-то причинам отказывается вырабатывать один из самых важных гормонов нашей жизни – ИНСУЛИН (лат. insula – «островок»). Трудно поверить, что нарушение функции такого мизерного кусочка – не более 0,01% нашего тела – может привести к катастрофе. И тем не менее до 30-х годов XX столетия это заболевание неизбежно приводило к развитию диабетической комы и заканчивалось смертью.  

        Несмотря на то что, современная медицина достигла колоссальных успехов в лечении диабета, больные по-прежнему находятся в постоянной опасности: каждую минуту они могут впасть в состояние диабетической комы, и тогда их жизнь всецело зависит от грамотности оказавшихся рядом людей.

Читайте также:  Процент смерти при сахарном диабете

Информационный блок

  1. Конспект лекции «Сахарный диабет у детей».
  2. Брошюра В.Г. и Н.В.Бубновых «Как помочь больным сахарным диабетом».
  1. Виды инсулинов.
  2. Памятки для больных, примерное меню.
  3. Уход при сахарном диабете.
  4. Алгоритмы неотложной помощи при диабетической и гипогликемической комах.

Алгоритмы манипуляций

  1. Выполнение инъекции инсулина.
  2. Обучение пациентов сбору мочи на сахар в суточном количестве.
  3. Методы экспресс-диагностики сахарного диабета.
  4. ООД сбора мочи на сахар.
  5. Образец заполнения бланка направления.
  6. Ситуации к разыгрыванию ролей для закрепления алгоритмов манипуляций.

Методический блок

  1. Мотивация.
  2. Цели занятия.
  3. Оснащение занятия.
  4. План занятия.
  5. Хронокарта.
  6. Литература.

Хронокарта занятия

Кол-во студентов – 10 человек.

Время – 270 минут.

Название этапа

Время в мин.

Дидактическая система

Примечание

Р

Ц

1.

Организационный момент

10

10

2.

Контроль исходного уровня:

  • выполнение тестовых заданий
  • проверка
  • анализ ошибок  

30

15

5

10

10

9

10

1

Приложение №1

Проводится перекрестно

3.

Изучение типичных историй болезни детей с сахарным диабетом и его осложнениями

45

9

1

Приложение №2

4.

Работа студентов:

  • с методическим пособием (ООД)
  • отработка манипуляций
  • рубежный контроль
  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

120

50

30

30

10

10

10

10

8

7

7

6

2

1

1

1

Приложение №3

Проводится индивидуально

Проводится подгруппами по 2-3 человека по ООД

По подгруппам по 3 человека с использованием карт-заданий (приложение №4)

5.

Решение ситуационных задач:

  • 1 подгруппа
  • 2 подгруппа
  • 3 подгруппа

60

20

20

20

7

7

6

3

3

4

По подгруппам в 3 человека и 3 ситуационных задачи

6.

Подведение итогов занятия

15

10

Литература для студентов:

  1. «Педиатрия» учебник под редакцией Ежовой и Русаковой.
  2. Рецептурный справочник под редакцией Машковского.  
  3. «Детские болезни» Святкиной.

Литература для преподавателя:

  1. «Детские болезни» Н.Шабалова.
  2. «Справочник детского эндокринолога» М.Жуковского.

Схема ООД сбора мочи на сахар

Общая цель: диагностическая и как вспомогательный метод для контроля за лечением

Цель действия

План действия

Теоретическое обоснование

Критерий

Примечание

1.

Подготовка посуды для сбора мочи

Приготовьте мерную посуду на 3 литра, чистую сухую баночку с крышкой емкостью на 200 мл, стеклянную палочку, направление в лабораторию

2.

Подготовка больного

Подмывание не требуется

3.

Сбор мочи

Предупредите больного:

  1. Первую утреннюю порцию мочи выливайте в унитаз.
  2. Со следующей порции собирайте за сутки до последнего дня всю мочу (например с 700-700).
  3. Через сутки измерьте всю мочу в мл, запишите в направлении.
  4. Перемешайте всю мочу стеклянной палочкой.
  5. Отлейте в баночку на 200 мл, закройте крышкой.
  6. Отнесите в лабораторию.

Общее кол-во мочи необходимо для расчета общего сахара в моче

Собранная за сутки моча должна храниться в прохладном месте, но не на холоде, т.к. при t ниже 00 С может выпадать в осадок аморфные ураты

Примеры выписки рецептов

  1. Глюкоза – 20% р-р для в/в введения.

Rp.: Sol. Glucosae 20% – 100 ml

 D.S. 30 мл в/в струйно ребенку 10 лет

  1. Моносуинсулин для подкожного введения.

Rp.: Monosuinsulini 5 ml (a 40 ED – 1 ml)

 D.t.d. № 12

 S. по 0,5 мл (30 ЕД) под кожу ребенку 5 лет за 15-30 мин. до еды

  1. Суспензия инсулина – семилонг для подкожного введения.

Rp.: Suspensio Insulini semilongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)

 D.t.d. № 12

 S. по 0,5 мл (40 ЕД) под кожу ребенку 12 лет

  1. Суспензия инсулина – ультралонг.

Rp.: Suspensio Insulini ultralongi 5 ml (a 40 ED – 1 ml)

 D.t.d. № 12

 S. по 10 мл (40 ЕД) ребенку 6 лет подкожно перед сном

Приложение № 3

Вопросы по теме: «Сахарный диабет»

(для выявления уровня знаний)

  1. К разряду каких заболеваний относится сахарный диабет?
  2. Какие типы сахарного диабета выделяют?
  3. Какие причины могут вызвать сахарный диабет у взрослых?
  4. Каковы патогенетические механизмы сахарного диабета?
  5. Какие симптомы характерный для сахарного диабета?
  6. Какие лабораторные исследования подтверждают диагноз «сахарный диабет»?
  7. Какие осложнения могут возникнуть при сахарном диабете?
  8. Какие симптомы характерны для гипогликемической комы?
  9. Какие причины вызывают гипогликемическую кому?
  10. Какие симптомы характерны для диабетической комы?
  11. Какие причины вызывают ее?
  12. Какие особенности диетотерапии при сахарном диабете?
  13. Какие инсулиновые препараты применяются в настоящее время?
  14. Какая неотложная помощь проводится при гипогликемической коме?
  15. Какая неотложная помощь проводится при гипергликемической коме?

Уход при сахарном диабете

Цель: не допустить развития осложнений присоединения сопутствующих инфекций.

План сестринских вмешательств

Обоснование

1. Информировать пациента и его родственников о том, что «сахарный диабет – это не болезнь, а образ жизни»

  1. Обеспечивается право пациента на информацию
  2. Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода

2. Организовать питание ребенка с ограничением легкоусвояемых углеводов (мед, варенье, сахар, кондитерские изделия, виноград, инжир, бананы и т.п.)

  1. Легкоусвояемые углеводы дают «залповое» увеличение глюкозы в крови

3. Организовать прием пищи 6 раз в сутки (3 основных приема и 3 «перекуса»)

  1. Достигаются стабильные показатели глюкозы в крови

4. Обучить пациента или его родственников правилам и технике введения инсулина, следить за регулярным приемом противодиабетических препаратов и инсулина

  1. профилактика развития кетоацидотической (гипергликемической) комы

5. Строго следить за приемом пищи после введения препаратов инсулина

  1. профилактика развития инсулиновой (гипогликемической) комы

6. Дозировать физическую и эмоциональную нагрузки больного ребенка

  1. профилактика развития коматозных состояний

7. Строго следить за гигиеной кожи и слизистых оболочек

  1. гнойничковые кожные заболевания являются косвенными признаками сахарного диабета

8. Оберегать ребенка от присоединения сопутствующих инфекций, простудных заболеваний

  1. при сахарном диабете снижен иммунитет – это часто болеющие дети (ЧБД)

Уважаемые студенты!

        Вашему вниманию предлагается тестовое задание по теме: «Сахарный диабет у детей».

        На каждый из вопросов тестового задания может быть один или два правильных ответа.

        Критерии оценки данного тестового задания:

До 3 ошибок (до 10%) – оценивается на «5»

От 3 до 6 ошибок (от 10 до 20%) – оценивается на «4»

От 6 до 9 ошибок (от 20 до 30%) – оценивается на «3»

Свыше 9 ошибок – ставится оценка «неудовлетворительно»

Ситуации к разыгрыванию ролей

        Бригада делится попарно.

        В каждой паре один из студентов берет на себя роль медсестры (фельдшера), а другой – роль пациента (его родителей).

Ситуация № 1

        У ребенка 10 лет при обследовании в поликлинике заподозрен латентный сахарный диабет. Ребенку назначен тест на толерантность к глюкозе.

Объясните маме, как подготовить ребенка к обследованию.

Ситуация № 2

        Ребенку 5 лет поставлен диагноз сахарного диабета.

        Объясните маме, какую диету должен соблюдать ребенок.

Ситуация № 3

         Ребенку 7 лет с сахарным диабетом назначено исследовани