Составить беседу с пациентом о сахарном диабете

Составить беседу с пациентом о сахарном диабете thumbnail

Сахарный диабет существует двух типов:

  • сахарный диабет 1 типа возникает вследствие недостаточной выработки инсулина поджелудочной железой,
  • сахарный диабет 2 типа более распространен. Характеризуется тем, что инсулин вырабатывается не только в необходимом, но и большем объеме, однако он не находит применение, так как клетки тканей не усваивают его.

Факторы, способствующие развитию сахарного диабета

Причинами развития сахарного диабета являются:

  • наследственная предрасположенность,
  • превышение допустимого веса (ожирение),
  • частые нервные стрессы,
  • инфекционные заболевания,
  • другие болезни: ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия.

Вследствие того, что причины возникновения заболевания первого и второго типа различны, то и профилактические мероприятия несколько отличаются.

Профилактические меры для сахарного диабета 1 типа

Сахарный диабет 1 типа предупредить невозможно, однако соблюдение некоторых рекомендаций может помочь задержать, приостановить развитие заболевания. Профилактика сахарного диабета особенно необходима людям, относящимся к группе риска. Это те, у кого существует наследственная предрасположенность, то есть состоит в близком родстве с человеком, больным сахарным диабетом первого типа.

К профилактическим мерам относят:

  • правильное питание. Необходимо следить за количеством искусственных добавок, употребляемых в пищу, снижать потребление консервированных продуктов, богатых жирами, углеводами. Рацион должен быть разнообразным, сбалансированным, а также включать фрукты и овощи.
  • предупреждение инфекционных и вирусных заболеваний, которые являются одними из причин развития сахарного диабета.
  • отказ от алкоголя и табака. Известно, что вред от этих продуктов огромен для каждого организма, отказавшись от употребления алкогольных напитков, а также курения можно существенно уменьшить риск заболевания диабетом.

Как не допустить сахарный диабет у детей

Профилактика данного заболевания у детей должна начинаться с рождения. Ввиду того, что искусственные смеси содержат большое количество белка коровьего молока (которое может негативно сказаться на работе поджелудочной железы), то, прежде всего, ребенку необходимо грудное вскармливание до года или полутора лет. Это укрепит иммунитет ребенка и защитит его от заболеваний инфекционного характера. Второй мерой предотвращения заболевания сахарным диабетом является профилактика вирусных заболеваний (гриппа, краснухи и др.).

Сахарным диабетом чаще страдают женщины, однако профилактика сахарного диабета у мужчин также должна производиться и начинаться как можно раньше.

Как не заболеть диабетом второго типа

К группе риска заболевания сахарным диабетом 2 типа относятся люди в возрасте старше 45 лет, а также имеющих родственников с сахарным диабетом. В этих случаях обязательно обследование на определение уровня сахара в крови не реже 1 раза в 1-2 года. Своевременная проверка уровня глюкозы позволит выявить болезнь на ранних стадиях и вовремя начать лечение. Последствия сахарного диабета могут проявиться в следующих осложнениях:

  • потеря зрения,
  • поражение сердечно-сосудистой системы,
  • ухудшение работы почек.

Так как основной после наследственности причиной развития сахарного диабета является ожирение, то профилактика диабета 2 типа должна начинаться с корректировки питания. Известным способом измерения избытка веса является расчет ИМТ (индекса массы тела). Если этот показатель превышает допустимые нормы, то необходимо соблюдать следующие рекомендации по снижению веса:

  • недопустимо голодание и увлечение жесткими диетами,
  • есть лучше несколько раз в день, но небольшими порциями и в определенное время,
  • не есть, если не хочется,
  • разнообразить меню, включить в рацион свежие овощи, фрукты, исключить жирные и консервированные продукты.

Занятия спортом, ежедневные умеренные физические нагрузки также относятся к предупредительным мерам в борьбе с сахарным диабетом. При занятиях спортом активизируется обмен веществ, обновляются клетки крови, улучшается их состав. Однако помните, что вид спорта и уровень нагрузки необходимо подбирать исходя из общего физического состояния, лучше проконсультироваться с врачом.

Профилактика сахарного диабета – это и сохранение положительного эмоционального духа. Постоянные стрессы, депрессия, нервное истощение могут привести к развитию заболевания. Стоит избегать ситуаций, вынуждающих нервничать, находить варианты выхода из депрессивного состояния.

В группу риска попадают те женщины, у которых за время беременности вес увеличился более, чем на 17 кг, а также те, у которых ребенок родился весом 4,5 кг и выше. Профилактику сахарного диабета у женщин нужно начинать сразу после родов, так как сахарный диабет развиваться постепенно и может проявиться через несколько лет. К предупредительным мероприятиям для женщин относят восстановление веса, физические нагрузки и поддерживание правильного образа жизни.

Как избежать осложнений при сахарном диабете

Сахарный диабет – хроническое заболевание, при осложнении которого могут возникнуть другие необратимые последствия:

  • поражение сосудов различных органов,
  • поражение сетчатки глаза, что может привести к снижению и потере зрения,
  • почечная недостаточность, причиной которой могут стать поврежденные сосуды почек,
  • энцефалопатия (поражение сосудов головного мозга).

Ввиду достаточно серьезных последствий, больным крайне необходима профилактика осложнений сахарного диабета.

К превентивным мероприятиям относят:

  • постоянный регулярный контроль над содержанием глюкозы в крови. При превышении допустимого показания начинается процесс поражения сосудов;
  • поддержание уровня артериального давления;
  • люди с сахарным диабетом должны соблюдать диету;
  • диабетикам необходимо отказаться от алкоголя и курения, которые могут усугубить состояние и привести к необратимым осложнениям.

Учитывая, что количество больных сахарным диабетом растет, профилактика желательна для проведения каждым человеком.

Источник

Высший колледж Инновационного Евразийского Университета

Беседа «Жизнь без сахара»

(профилактика сахарного диабета)

Старший куратор гуманитарного отделения

Фелькер Татьяна Александровна

Павлодар 2020

БЕСЕДА НА ТЕМУ ПРОФИЛАКТИКА САХАРНОГО ДИАБЕТА

Цель: Профилактика сахарного диабета

Задачи: Информировать учащихся о заболевании

Привлечь к ведению здорового образа жизни

Сахарный диабет существует двух типов:

  • сахарный диабет 1 типа возникает вследствие недостаточной выработки инсулина поджелудочной железой,

  • сахарный диабет 2 типа более распространен. Характеризуется тем, что инсулин вырабатывается не только в необходимом, но и большем объеме, однако он не находит применение, так как клетки тканей не усваивают его.

Факторы, способствующие развитию сахарного диабета

Причинами развития сахарного диабета являются:

  • наследственная предрасположенность,

  • превышение допустимого веса (ожирение),

  • частые нервные стрессы,

  • инфекционные заболевания,

  • другие болезни: ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия.

Читайте также:  Призывают в армию с сахарным диабетом

Вследствие того, что причины возникновения заболевания первого и второго типа различны, то и профилактические мероприятия несколько отличаются.

Профилактические меры для сахарного диабета 1 типа

Сахарный диабет 1 типа предупредить невозможно, однако соблюдение некоторых рекомендаций может помочь задержать, приостановить развитие заболевания. Профилактика сахарного диабета особенно необходима людям, относящимся к группе риска. Это те, у кого существует наследственная предрасположенность, то есть состоит в близком родстве с человеком, больным сахарным диабетом первого типа.

К профилактическим мерам относят:

  • правильное питание. Необходимо следить за количеством искусственных добавок, употребляемых в пищу, снижать потребление консервированных продуктов, богатых жирами, углеводами. Рацион должен быть разнообразным, сбалансированным, а также включать фрукты и овощи.

  • предупреждение инфекционных и вирусных заболеваний, которые являются одними из причин развития сахарного диабета.

  • отказ от алкоголя и табака. Известно, что вред от этих продуктов огромен для каждого организма, отказавшись от употребления алкогольных напитков, а также курения можно существенно уменьшить риск заболевания диабетом.

Как не заболеть диабетом второго типа

К группе риска заболевания сахарным диабетом 2 типа относятся люди в возрасте старше 45 лет, а также имеющих родственников с сахарным диабетом. В этих случаях обязательно обследование на определение уровня сахара в крови не реже 1 раза в 1-2 года. Своевременная проверка уровня глюкозы позволит выявить болезнь на ранних стадиях и вовремя начать лечение. Последствия сахарного диабета могут проявиться в следующих осложнениях:

  • потеря зрения,

  • поражение сердечно-сосудистой системы,

  • ухудшение работы почек.

Так как основной после наследственности причиной развития сахарного диабета является ожирение, то профилактика диабета 2 типа должна начинаться с корректировки питания. Известным способом измерения избытка веса является расчет ИМТ (индекса массы тела). Если этот показатель превышает допустимые нормы, то необходимо соблюдать следующие рекомендации по снижению веса:

  • недопустимо голодание и увлечение жесткими диетами,

  • есть лучше несколько раз в день, но небольшими порциями и в определенное время,

  • не есть, если не хочется,

  • разнообразить меню, включить в рацион свежие овощи, фрукты, исключить жирные и консервированные продукты.

Занятия спортом, ежедневные умеренные физические нагрузки также относятся к предупредительным мерам в борьбе с сахарным диабетом. При занятиях спортом активизируется обмен веществ, обновляются клетки крови, улучшается их состав. Однако помните, что вид спорта и уровень нагрузки необходимо подбирать исходя из общего физического состояния, лучше проконсультироваться с врачом.

Профилактика сахарного диабета – это и сохранение положительного эмоционального духа. Постоянные стрессы, депрессия, нервное истощение могут привести к развитию заболевания. Стоит избегать ситуаций, вынуждающих нервничать, находить варианты выхода из депрессивного состояния.

В группу риска попадают те женщины, у которых за время беременности вес увеличился более, чем на 17 кг, а также те, у которых ребенок родился весом 4,5 кг и выше. Профилактику сахарного диабета у женщин нужно начинать сразу после родов, так как сахарный диабет развиваться постепенно и может проявиться через несколько лет. К предупредительным мероприятиям для женщин относят восстановление веса, физические нагрузки и поддерживание правильного образа

К превентивным мероприятиям относят:

  • постоянный регулярный контроль над содержанием глюкозы в крови. При превышении допустимого показания начинается процесс поражения сосудов;

  • поддержание уровня артериального давления;

  • люди с сахарным диабетом должны соблюдать диету;

  • диабетикам необходимо отказаться от алкоголя и курения, которые могут усугубить состояние и привести к необратимым осложнениям.

Учитывая, что количество больных сахарным диабетом растет, профилактика желательна для проведения каждым человеком.

жизни.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Наиболее эффективной формой обучения пациентов с сахарным диабетом является групповое обучение с совместным обсуждением теоретических вопросов, с оценкой понимания и усвоения знаний и практических умений.

Программы обучения для больных сахарным диабетом первого и второго типа отличаются, что подразумевает формирование разных групп пациентов для обучения [1].

Пациентов, страдающих сахарным диабетом первого типа, необходимо обучать правилам введения инсулина, им важно объяснять отличие понятия «содержание углеводов в продуктах» от понятия «калорийность». Для пациентов, страдающих сахарным диабетом второго типа, акцент делают на правильном питании и снижении веса. В программу обучения больных сахарным диабетом входит самоконтроль гликемии, правильное купирование приступов гипогликемий, профилактика осложнений сахарного диабета [4].

Обучение пациентов (их родственников) может быть эффективным в том случае, когда медицинская сестра знает и понимает значимость каждого его этапа [3]:

Этап 1. Сбор информации о пациенте, его обследование и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников.

Сбор информации о пациенте является непрерывным. Медицинская сестра определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить необходимые знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.

Этап 2. Определение проблем пациента.

Собрав и оценив информацию, медицинская сестра определяет сестринскую проблему, например, дефицит знаний о водном балансе и технике его определения. В результате оценки медицинская сестра должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения.

Этап 3. Определение целей обучения, планирование его содержания.

Формулировка целей обучения должна быть ориентирована по трем направлениям: познавательному, эмоциональному и психологическому. Поставленная цель должна содержать три компонента:

1) результат обучения – что необходимо сделать пациенту (что он должен суметь сделать, понять и т.д.);

2) временные рамки – интервал времени, в течение которого будет достигнута цель обучения (например, к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);

3) достижение цели – с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей и т.п.).

Читайте также:  Управление диабетом фирмы рош диагностика рус

После определения целей обучения, медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. Кроме того, в плане уточняются время (утром, перед обедом, после ужина) и продолжительность обучения (по 10 мин в течение 3 суток, по 20 мин через сутки и т.д.).

Медицинская сестра должна привлекать пациента и/или его родственников к составлению индивидуального плана обучения, учитывая личностные особенности пациента, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние [5], например:

1) в течение 20 мин. пациенту объясняется значение и суть определения водного баланса, чтобы убедить его в необходимости самостоятельного определения;

2) в течение 15 мин. пациенту предоставляется информация о диурезе, правилах сбора мочи и подсчета её суточного количества;

3) в течение 15 мин. пациенту объясняются правила измерения и подсчета количества выпитой жидкости, подсчета водного баланса в процентах;

4) в течение 3 суток медицинская сестра контролирует правильность заполнения дневника самонаблюдения пациентом и проводит коррекцию его знаний и умений;

5) на 6-е сутки медицинская сестра оценивает результаты обучения пациента и/или его родственников.

Этап 4. Реализация плана обучения.

Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения, где планируется обучение, неблагоприятен или состояние пациента оставляет желать лучшего, то обучение лучше отложить.

В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у пациентов интерес, задавать им наводящие вопросы или выстраивать беседу по принципу «вопрос-ответ», подчеркивая информацию важную для пациента[2]. Для того, чтобы убедиться насколько пациенты правильно поняли передаваемую информацию, необходимо систематически проверять и оценивать их знания и умения.

Этап 5. Оценка результатов обучения.

После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает полученный результат, т.е. соотносит его с поставленными целями. Критерии оценки знаний, умений и навыков, полученных пациентом и/или его родственниками по окончании обучения:

пациент хорошо усвоил информацию и приобрел устойчивые навыки (осознает важность и значение информации и может самостоятельно выполнить навык);

пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, не уверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций) – в данном случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы;

пациент не усвоил информацию и/или не выработал необходимые навыки.

Для проведения научно-исследовательской работы, целью которой было формирование навыков обучения пациентов вопросам само ухода при сахарном диабете, выбрана медицинская организация – ГБУЗ «Бузулукская больница скорой медицинской помощи».

Среди госпитализированных пациентов, количество пациентов с сахарным диабетом второго типа больше, чем пациентов с сахарным диабетом первого типа.

Среди пациентов, страдающих сахарным диабетом преобладают женщины (из 485 человек, больных сахарным диабетом: 207 мужчин (43%) и 278 женщин (57%)) – это связано с тем, что сахарный диабет передается преимущественно по женской линии и женщины имеют дополнительные факторы риска, например, гестационный диабет в анамнезе.

Большинство госпитализированных пациентов с сахарным диабетом находятся в возрастной группе от 51 года до 60 лет. Это объясняется тем, что на 2,5 млн. людей, страдающих сахарным диабетом и поставленных на учет, приходится как минимум 5 млн. тех, кто о своей болезни даже не подозревает. Диагноз выставляется только после развития осложнений, которые начинают проявляться примерно через 10-15 лет от начала заболевания, т. е. как раз в возрасте от 51 года до 60 лет.

В исследовании принимали участие 18 пациентов, страдающих сахарным диабетом, госпитализированные в терапевтическое отделение ГБУЗ «Бузулукская больница скорой медицинской помощи». Группа из 18 человек была поделена на 2 подгруппы: пациенты с сахарным диабетом первого типа (7 человек) и пациенты с сахарным диабетом второго типа (11 человек).

Исследование проходило в 2 этапа. На 1 этапе было проведение тестирование в двух подгруппах с целью определения уровня знаний о самоуходе при сахарном диабете 1 и 2 типа соответственно. Всего в тестах было по 10 вопросов. Каждый вопрос оценивался в 1 балл. Результаты тестирования, полученные нами на 1 этапе исследования, представлены ниже на рис. 1 и 2.

Рис. 1, 2.Результаты тестирования

Из рисунков видно, что в подгруппе с сахарным диабетом первого типа 5 человек набрали 3-5 баллов и 2 человека – 6-8 баллов.

В подгруппе с сахарным диабетом второго типа 6 человек набрали 3-5 баллов, 3 человека – 6-8 баллов и 2 человека – 9-10 баллов. Большее количество пациентов набрали менее 5 баллов, следовательно, можно сделать вывод, что уровень знаний о принципах самоухода при сахарном диабете ниже среднего, чем обусловлена необходимость проведения обучения у данных пациентов.

Были составлены планы обучения пациентов, страдающих сахарным диабетом первого типа (табл. 1) и пациентов, страдающих сахарным диабетом второго типа (табл. 2).

Таблица 1.

Планирование взаимодействия с пациентами в течение 6 дней

через сутки по 30 минут (первый тип сахарного диабета)

План сестринских вмешательств

Обоснование

Провести беседу с пациентами об особенностях диеты при СД 1 типа; рассказать о хлебных единицах, обучить пользованию таблицей хлебных единиц и их подсчету.

Информирование пациентов об особенностях диеты при СД 1 типа; обучение пользованию таблицей хлебных единиц и их подсчету.

Провести беседу о самоконтроле сахарного диабета 1 типа; рассказать о важности самоконтроля; обучить определению уровня глюкозы в крови и моче.

Информирование о самоконтроле СД 1 типа; обучение определения уровня глюкозы в крови и моче.

Провести беседу о контроле АД при СД 1 типа; рассказать о видах тонометров; обучить определению артериального давления.

Информирование о контроле АД; обучение определения артериального давления.

Провести беседу про инсулинотерапию; рассказать об особенностях хранения и использования инсулина; обучить технике введения инсулина.

Информирование об инсулинотерапии; обучение технике введения инсулина.

Провести беседу о необходимости ведения дневника самоконтроля; обучить заполнять данный дневник при СД 1 типа.

Информирование о ведении дневника самоконтроля при СД 1 типа; обучение заполнения данного дневника.

Провести беседу об особенностях ухода за кожей, ногами, ротовой полостью; обучить данным навыкам. Рассказать о физических нагрузках при СД 1 типа.

Информирование об уходе за кожей, ногами, ротовой полостью; обучение данным навыкам. Информирование о физических нагрузках при СД 1 типа.

Читайте также:  Крем для ног больны диабетом

Таблица 2

Планируемое взаимодействие с пациентами в течение 6 дней

через сутки по 30 минут (второй тип сахарного диабета)

План сестринских вмешательств

Обоснование

Провести беседу с пациентами об особенностях диеты при СД 2 типа.

Информирование пациентов об особенностях питания при СД 2 типа.

Провести беседу о самоконтроле сахарного диабета 2 типа; рассказать о важности самоконтроля; обучить определению уровня глюкозы в крови и моче.

Информирование о самоконтроле СД 2 типа; обучение определения уровня глюкозы в крови и моче.

Провести беседу о контроле АД при СД 2 типа; рассказать о видах тонометров; обучить определению артериального давления.

Информирование о контроле АД; обучение определению артериального давления.

Провести беседу о необходимости ведения дневника самоконтроля; обучить заполнять данный дневник при СД 2 типа.

Информирование о ведении дневника самоконтроля при СД 2 типа; обучение заполнения данного дневника.

Провести беседу об особенностях ухода за кожей, ногами, ротовой полостью; обучить данным навыкам. Рассказать о физических нагрузках при СД 2 типа.

Информирование об уходе за кожей, ногами, ротовой полостью; обучение данным навыкам. Информирование о физических нагрузках при СД 2 типа.

В соответствии с вышеуказанными планами были реализованы мероприятия по взаимодействию с пациентами (табл. 3, 4).

Таблица 3

Выполненные мероприятия по взаимодействию с пациентом

План сестринских вмешательств

Мотивация

Провел беседу с пациентами об особенностях диеты при СД 1 типа; рассказал о хлебных единицах, обучил пользованию таблицей хлебных единиц и их подсчету.

Информирование пациентов об особенностях диеты при СД 1 типа; обучение пользованию таблицей хлебных единиц и их подсчету.

Провел беседу о самоконтроле сахарного диабета 1 типа; рассказал о важности самоконтроля; обучил определению уровня глюкозы в крови и моче.

Информирование о самоконтроле СД 1 типа; обучение определения уровня глюкозы в крови и моче.

Провел беседу про инсулинотерапию; рассказал об особенностях хранения и использования инсулина; обучил технике введения инсулина.

Информирование об инсулинотерапии; обучение технике введения инсулина.

Провел беседу о необходимости ведения дневника самоконтроля; обучил заполнять данный дневник при СД 1 типа.

Информирование о ведении дневника самоконтроля при СД 1 типа; обучение заполнения данного дневника.

Провел беседу об особенностях ухода за кожей, ногами, ротовой полостью; обучил данным навыкам. Рассказал о физических нагрузках при СД 1 типа.

Информирование об уходе за кожей, ногами, ротовой полостью; обучение данным навыкам. Информирование о физических нагрузках при СД 1 типа.

Таблица 4

Выполненные мероприятия по взаимодействию с пациентом

План сестринских вмешательств

Мотивация

Провел беседу с пациентами об особенностях диеты при СД 2 типа.

Информирование пациентов об особенностях диеты при СД 2типа.

Провел беседу о самоконтроле сахарного диабета 2 типа; рассказал о важности самоконтроля; обучил определению уровня глюкозы в крови и моче.

Информирование о самоконтроле СД 2 типа; обучение определения уровня глюкозы в крови и моче.

Провел беседу о контроле АД при СД 2 типа; рассказал о видах тонометров; обучил определению артериального давления.

Информирование о контроле АД; обучение определению артериального давления.

Провел беседу о необходимости ведения дневника самоконтроля; обучил заполнять данный дневник при СД 2 типа.

Информирование о ведении дневника самоконтроля при СД 2 типа; обучение заполнения данного дневника.

Провел беседу об особенностях ухода за кожей, ногами, ротовой полостью; обучил данным навыкам. Рассказал о физических нагрузках при СД 2 типа.

Информирование об уходе за кожей, ногами, ротовой полостью; обучение данным навыкам. Информирование о физических нагрузках при СД 2 типа.

В дальнейшем была проведена оценка эффективности обучения методом повторного тестирования пациентов, страдающих сахарным диабетом первого и второго типов по отдельности. Результаты тестирования представлены на рис. 3,4.

Рис. 3.Результаты контрольного тестирования

По результатам контрольного тестирования было отмечено, что пациенты хорошо усвоили информацию и приобрели устойчивые навыки (осознают важность и значение информации и могут самостоятельно выполнять навыки). Таким образом, цель обучения достигнута, оценка результатов обучения является положительной.

Рис.4.Результаты контрольного тестирования

По результатам контрольного тестирования было отмечено, что пациенты данной группы хорошо усвоили информацию и приобрели устойчивые навыки (осознают важность и значение информации и могут самостоятельно выполнять навыки). Таким образом, цель обучения достигнута, оценка результатов обучения является положительной.

В завершающей части исследования были розданы памятки, в которых описаны основные правила самоухода при сахарном диабете.

Таким образом, борьба с сахарным диабетом и его осложнениями зависит не только от согласованной работы всех звеньев специализированной медицинской службы, но и от самих пациентов, без участия которых не могут быть достигнуты целевые задачи по компенсации углеводного обмена при сахарном диабете, а его нарушение и вызывает развитие осложнений.

Список литературы

Гончарова, Е.В. Управление диабетом и современные возможности самостоятельного гликемического контроля / Е.В. Гончарова, Н.А. Петунина // Медицинский совет. – 2018. – № 3. – С. 17-21.

Калашникова, Н.А. Роль медицинской сестры в профилактике и лечении сахарного диабета / Н.А. Калашникова, В.И. Викторова, А.В. Аверин // Сестринское дело. – 2017. – № 2. – С. 34-35.

Поддубченко, О. И. Организация оказания медицинской помощи пациентам с сахарным диабетом 2-го типа / О. И. Поддубченко // Справочник врача общей практики. – 2017. – № 5-6. – С. 18-28.

Результаты деятельности школы здоровья для пациентов с сахарным диабетом и его осложнениями / А.И. Кузнецов [и др.] // Медсестра. – 2018. – №3. – С. 41-46.

Ростова, М.А. Сахарный диабет как сопутствующее заболевание / М.А. Ростова, М.П. Робская // В помощь практикующей медицинской сестре. – 2017. – № 3. – С. 3- 79.

Источник