Структурированная программа обучения по сахарному диабету

Структурированная программа обучения по сахарному диабету thumbnail

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 16 июля 2001 г. N 267

О РАЗВИТИИ ДИАБЕТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях повышения эффективности мероприятий по развитию диабетологической помощи населению Российской Федерации в рамках реализации Федеральной целевой программы “Сахарный диабет” приказываю:

1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

1.1. Организовать работу школ обучения больных сахарным диабетом, территориальных диабетологических центров, кабинетов диабетической стопы в соответствии с приложениями N 1, 2, 3.

1.2. Принять необходимые меры по финансированию мероприятий федеральной целевой и территориальных программ “Сахарный диабет”.

1.3. Ежегодно к 1 марта текущего года представлять в Министерство здравоохранения Российской Федерации сведения о состоянии диабетологической помощи населению субъекта Российской Федерации.

2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Вялкова А.И.

Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 16.07.2001 г. N 267

ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЕ ОБУЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Школа больных сахарным диабетом (далее Школа) создается в составе лечебно – профилактических учреждений на функциональной основе.

1.2. В работе Школы может быть использована стационарная (непрерывный цикл обучения продолжительностью 5-7 дней, для обучения детей, подростков и их родителей проводятся непрерывные занятия по 10 дней) или амбулаторная модель обучения (режим занятий 2 раза в неделю в течение 4-х недель), а также форма дневного стационара.

1.3. Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно – профилактического учреждения.

На должность заведующего Школой назначается врач – эндокринолог (врач – диабетолог), или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку.

1.4. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Минздрава России, Уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана, и настоящим Положением.

1.5. В Школу направляются больные сахарным диабетом, не прошедшие обучение (первичный цикл) или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл).

Обучение не проводится больным в состоянии тяжелого кетоацитоза, с выраженным обострением сопутствующих заболеваний, при значительной потери зрения, слуха, нарушении памяти, лица с психическими нарушениями.

1.6. Обучение проводятся по структурированным программам отдельно для каждой категорий больных:

– больные сахарным диабетом 1 типа

– больные сахарным диабетом 2 типа

– больные сахарным диабетом 2 типа, получающих инсулин

– дети и подростки, больные сахарным диабетом, и их родственники

– беременные, больные сахарным диабетом

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

2.1. Основной целью Школы является совершенствование форм организации обучения больных сахарным диабетом.

2.2. Основной задачей Школы является обучение больных сахарным диабетом методом самоконтроля, адаптации проводимого лечения к конкретным условиям жизни, профилактике острых и хронических осложнений заболевания.

3. ФУНКЦИИ ШКОЛЫ

В соответствии с основной задачей Школа:

3.1. Организует обучение больных сахарным диабетом по разработанным структурированным программам.

3.2. Проводит первичные и повторные циклы обучения по проведению самоконтроля и профилактики осложнений диабета.

3.3. Контролирует уровень знаний больных сахарным диабетом.

3.4. Анализирует эффективность работы Школы.

3.5. Координирует свою деятельность с работой других подразделений и специалистами, участвующих в оказании специализированной помощи больным с сахарным диабетом.

4. ОБЯЗАННОСТЬ ШКОЛЫ

Школа обязана ежегодно к 1 марта текущего года представлять в территориальный диабетологический центр отчет за прошедший период.

5. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ШКОЛЫ

Реорганизация и ликвидация Школы производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Приложение N 2
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 16.07.2001 г. N 267

ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ДИАБЕТОЛОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Территориальный диабетологический центр (далее Центр) организуется на базе эндокринологического отделения лечебно – профилактического учреждения на функциональной основе.

1.2. Структура Центра состоит из отделений, обеспечивающих лечение больных с диабетической ретинопатией, нефропатией, диабетической стопой, неврологического и кардиологического отделений, школ обучения больных сахарным диабетом, а также подразделения, осуществляющего ведение территориального регистра больных сахарным диабетом.

1.3. Центр в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минздрава России, органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации и настоящим Положением.

1.4.Центр возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

2.1. Основной целью Центра является увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных сахарным диабетом путем обеспечения их квалифицированной медицинской помощью, раннего выявления и проведения первичной и вторичной профилактики сахарного диабета и его осложнений.

2.2. Основной задачей Центра является совершенствование форм организации профилактики и оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом и внедрение в медицинскую практику новых технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитационной помощи больным сахарным диабетом.

3. ФУНКЦИИ ЦЕНТРА

В соответствии с основной задачей территориальный диабетологический Центр:

3.1.Осуществляет организационно – методическую и практическую помощь учреждениям здравоохранения субъектов Российской Федерации по совершенствованию организации и повышению качества медицинской помощи больным с сахарным диабетом, в том числе и посредством внедрения новых форм организации.

3.2. Обеспечивает оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом.

3.3. Создает условия и обеспечивает функционирование и ведение территориального регистра больных сахарным диабетом, который является неотъемлемой частью Государственного регистра больных сахарным диабетом.

3.4. Определяет ежегодную и перспективную потребность в лекарственных препаратах, диетических продуктах, средствах контроля за сахаром.

3.5. Осуществляет постоянную специализированную подготовку врачей и среднего медицинского персонала для работы в соответствующих подразделениях Центра.

3.6. Участвует в организации и проведении конференций, совещаний и семинаров по вопросам диабетологии.

3.7. Осуществляет широкое информирование населения о проблеме сахарного диабета.

4. ПРАВА ЦЕНТРА

Центр имеет право:

Участвовать в территориальных целевых программах по сахарному диабету и диабетических ассоциациях.

5. ОБЯЗАННОСТИ ЦЕНТРА

Центр обязан ежегодно до 1 марта текущего года представлять в Федеральный диабетологический центр, находящийся на базе Эндокринологического научного центра РАМН, отчет за прошедший период.

6. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЦЕНТРА

Реорганизация и ликвидация Центра производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Приложение N 3
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 16.07.2001 г. N 267

ПОЛОЖЕНИЕ
О КАБИНЕТЕ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ СТОПЫ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Кабинет диабетической стопы (далее именуемый кабинет) организовывается в качестве структурного подразделения лечебно – профилактических учреждений.

1.2. Работу кабинета возглавляет заведующий, прошедший специальную подготовку по диабетологии и сосудистой хирургии и имеющий соответствующий сертификат.

1.3. Кабинет работает по плану, согласованному с территориальным диабетологическим центром и утвержденному руководителем учреждения, в структуру которого входит кабинет.

В состав кабинета входят: кабинет врача, перевязочная, диагностический кабинет.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Основной целью кабинета является уменьшение риска развития диабетологической гангрены и снижения количества ампутаций нижних конечностей у больных сахарным диабетом.

Основной задачей кабинета является совершенствование форм организации оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом с синдромом диабетической стопы.

3. ФУНКЦИЯМИ КАБИНЕТА ЯВЛЯЮТСЯ:

3.1. Организация и проведение всего комплекса профилактики, диагностики и лечения больных сахарным диабетом с синдромом диабетической стопы, в т.ч. с использованием дневных стационаров.

3.2. Выявление больных, входящих в группу риска развития синдрома диабетической стопы, и проведение комплекса диагностических исследований для определения клинической формы синдрома диабетической стопы.

Читайте также:  Можно ли пить при алкоголь при сахарном диабете

3.3. Обеспечение специализированной медицинской помощью больных с нейропатической формой синдрома диабетической стопы и нейропатическими трофическими язвами стоп.

3.4. Обучение больных и их родственников мерам профилактики синдрома диабетической стопы.

3.5. Диспансерное наблюдение за больными сахарным диабетом с осложнениями на сосудах нижних конечностей.

3.6. Направление больных с выраженной ишемией нижних конечностей или гангрены в специализированное хирургическое отделение.

3.7. Оценка степени тяжести заболевания больных, его прогноз и решение вопросов целесообразности направления на медико – социальную экспертную комиссию (МСЭК).

3.8. Участие в повышении уровня квалификации по вопросам диабетической стопы врачей смежных специальностей.

3.9. Составление ежегодных отчетов о работе кабинета, анализ деятельности и внесение предложений по ее улучшению.

Источник

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ЗНАКОМСТВО С ПАЦИЕНТАМИ

1. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: выяснение исходного уровня знаний пациентов по сахарному диабету и самоконтролю заболевания. Ознакомление пациентов с современными представлениями о природе сахарного диабета.

2. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: дать представление пациентам о физиологии углеводного обмена и роли инсулина в организме.

3. ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

3.1. Организационные вопросы

3.1.1. Знакомство с пациентами (Ф.И.О., возраст, длительность заболевания, какие препараты инсулина получает, обучался ли ранее самоконтролю заболевания, какие имеет трудности в связи с заболеванием, ЧТО привело его в “Школу диабетика” и т.д.).

3.1.2. Ознакомление пациентов с расписанием занятий.

3.1.3. Выяснение исходного уровня знаний пациентов по сахарному диабету.

3.2. Природа болезни

3.2.1. Роль глюкозы в организме, что является источником глюкозы в организме (что такое эндогенная и экзогенная глюкоза).

3.2.2. Что такое инсулин и механизм его действия, физиология секреции инсулина (ритмы выделения инсулина у здорового человека и нарушение его секреции у больного); выбор терапевтической тактики (имитация физиологической секреции инсулина многоразовыми инъекциями инсулина).

3.2.3. Симптомы сахарного диабета и их патогенез (почему возникает увеличение объема мочи, жажда, учащенное мочеиспускание, слабость, похудание). Что такое “почечный порог” для глюкозы, что такое “ремиссия” сахарного диабета.

4. НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

ЗНАКОМСТВО С ПАЦИЕНТАМИ 1.0

1. Методические карточки белого цвета – 5 шт.

2. Контрольные вопросы по сахарному диабету для оценки исходного уровня знаний пациентов (43 вопроса).

3. Именные (“визитные”) карточки для пациентов.

4. Блокноты для записей (для пациентов).

5. Шариковые ручки для пациентов.

ЧТО ТАКОЕ ДИАБЕТ? 2.0

1. Методические карточки белого цвета – 19 шт.

2. Доска, мел.

3. Наглядные пособия:

– “Содержание сахара в крови”;

– “Клеткам нужен сахар!”;

– “Инсулин снижает сахар в крови”;

– “Симптомы высокого содержания сахара в крови”;

– “Почечный” порог для сахара”.

5. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

общие представления об этиологии, патогенезе заболевания, физиологии действия инсулина в организме, ритме его секреции.

6. ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЯ ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

распознавать симптомы повышенного содержания сахара в крови.

ПОПРИВЕТСТВОВАТЬ пациентов.

ПОПРОСИТЬ каждого из пациентов представиться и рассказать:

– как долго он болеет сахарным диабетом;

– как до сих пор лечился;

– какие проблемы у него возникают в связи с тем, что он болен диабетом;

– с какой целью решил посещать занятия;

– кто ему посоветовал посещать занятия.

СПРОСИТЬ: как Вы считаете, изменятся ли Ваши представления о сахарном диабете после курса обучения самостоятельному контролю заболевания?

ВЫСЛУШАТЬ ответы пациентов.

ДОПОЛНИТЬ: знание современных принципов лечения сахарного диабета и отработка практических навыков помогут Вам самостоятельно и грамотно регулировать свое лечение.

ПОДЧЕРКНУТЬ: хороший контроль сахарного диабета является на сегодняшний день единственной мерой по предупреждению возникновения сосудистых осложнений!

УКАЗАТЬ, что учебный план занятий подробно изложен в расписании.

НАЗВАТЬ наиболее важные темы, которые включены в курс обучения.

СООБЩИТЬ, что могут быть учтены пожелания пациентов по изменению расписания.

ПОДЧЕРКНУТЬ, что пациент может задавать вопросы во время занятия.

ПРИЗВАТЬ пациентов к активной работе!

ОБСУДИТЬ с пациентами организационные вопросы:

– как будет построен режим питания пациентов во время обучения;

– в какие часы пациент будет измерять содержание сахара в крови.

ОБЪЯСНИТЬ, что в соответствии с полученными результатами контроля содержания сахара в крови будет корригироваться доза инсулина.

ПОДЧЕРКНУТЬ, что желательно присутствие родственников или близких друзей пациентов на занятии по теме “Гипогликемия”.

ПРЕДЛОЖИТЬ пациентам ответить на контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний по сахарному диабету.

СООБЩИТЬ: Ваши ответы позволят нам узнать, каким темам нужно уделить особое внимание на занятиях.

РАЗДАТЬ пациентам блокноты для записей, ручки.

ПРОЧИТАТЬ ВСЛУХ контрольные вопросы.

ПОДЧЕРКНУТЬ: у Вас в течение курса обучения будет достаточно времени найти ответы на эти вопросы.

Источник

Редькин Ю.А.

Планирование
программы обучения для больных сахарным диабетом

            В начале необходимо заметить, что сам
процесс обучения похож на движение по широкому проспекту: если все машины
будут двигаться без правил, то это приведет к автокатастрофе. Для упорядочивания
движения существуют правила дорожного движения. При обучении больных
сахарным диабетом также существует ряд правил, которым необходимо следовать.
Этим правилам и будет посвящена данная статья.

            Даже хорошее знание диабетологами своего
предмета не предполагает хорошее умение обучать. Это тем более касается
диабетологов, ответственных за разработку и проведение программ обучения.
Для того, чтобы проводить обучение успешно, они должны:

            – понимать, что программа не должна
просто информировать больных, а должна обучать их действиям на основе
этой информации;

            – отдавать себе полный отчет в трудностях,
которые возникают при использовании инструкторов, не прошедших предварительную
подготовку для обучения, и от неоднородности “слушателей” по возрасту,
уровню развития, образования, психологического состояния, стремления
к обучению и др.;

            – обеспечить стандартизацию программ
обучения и унифицированный подход;

            – понимать необходимость периодического
повторного обучения;

            – понимать важность оценки выбранного
процесса обучения в отношении знаний больного, влияние сознательного
отношения больного на результат лечения диабета.

            Обучающая бригада (врач, медсестра,
инструктор, диетолог) должна поддерживать равновесие между теоретическими
инструкциями и практическими советами; задачей является необходимость
изменения образа жизни больного в его собственных интересах. Все это
должно проводиться без создания излишней тревоги или усиления чувства
неполноценности, обусловленных поставленным диагнозом “диабет”. Следует
подчеркнуть идею сотрудничества, при котором медицинский персонал и
больной работают вместе над решением вопросов помощи больному.

            Такой индивидуальный подход является
важным в установлении взаимоотношений доверия. Особенностью метода эмоционально-смысловой
адаптации к диабету является стремление к максимальной индивидуализации
группового обучения, что достигается постановкой индивидуализированных
целей, вовлечении каждого “слушателя” в процесс обсуждения тех или иных
вопросов с помощью дискуссии, создании атмосферы взаимного доверия между
больным и обучающей бригадой, правильный подбор места обучения, тщательная
проработка программы обучения и содержания каждого курса, вовлечение
по возможности в обучение членов семей.

            Остановимся более подробно на различных
аспектах планирования обучения и максимальной его индивидуализации.

Читайте также:  Запеченное мясо при сахарном диабете

            Выбор персонала, занимающего обучением.
Обучающая бригада должна отбираться с учетом чуткого и внимательного
отношения к больным, желания и умения научить их необходимым знаниям.
Отбирайте только тех, кто удовлетворяет Вашим представлениям и осознает,
что обучение – наиболее важная часть помощи больным диабетом. Например,
в беседах с врачами-эндокринологами до недавнего времени можно было
услышать такую фразу: “Как, их еще и обучать чему-то надо?”. Конечно,
такого врача нельзя и близко допускать к обучению больных сахарным диабетом.
Ответственный врач должен быть уверен, что каждый член обучающей бригады
не только имеет ясные представления о патофизиологии диабета, но и хорошо
осведомлен об обычных проблемах, которые возникают ежедневно в помощи
больным диабетом. Компетентный, хорошо обученный и опытный инструктор
вселяет доверие. Оно не должно компрометироваться излишним многословием,
неподготовленностью ответов – инструктор должен быть подготовлен так,
чтобы не говорить, что у него нет ответов на многие вопросы, что он
изучит вопрос глубже или обсудит его с кем-нибудь для того, чтобы ответить
на него позже.

            Инструкторы должны хорошо представлять,
что вновь выявленные больные сахарным диабетом настолько взволнованы
и перепуганы, что об обучении не может быть и речи. До тех пор, пока
больной не примириться с поставленным диагнозом и не будет госпитализирован
для обследования и лечения, или пока не будет создана атмосфера взаимного
доверия и уважения – первоначальные инструкции должны ограничиваться
основными сведениями.

            Кроме того, для некоторых больных сама
больничная обстановка или вид персонала в белых халатах может стать
непреодолимым препятствием. Для них непринужденная беседа вне стен медицинского
учреждения или занятия в классной комнате окажутся более результативными.
Тогда инструктор должен быть готов встретиться с больным вне стен центра
по обучению и провести с ним более доверительную беседу, касающуюся
последующих событий его жизни.

Общеизвестно, что диабет – это хроническое
состояние, а чувствовать себя всю жизнь больным невозможно. Поэтом,
в процессе обучения надо стремиться избегать слов “болезнь”, “больной”,
а постоянно подчеркивать, что диабет – это не заболевание, это – определенный
образ жизни. Например, есть люди, которые не едят ничего мясного, –
вегетарианцы, – это их образ жизни. Но чем же отличается от них человек,
который должен вводить себе инсулин? Это некоторая особенность данного
человека, которая не должна влиять на качество его жизни, его привычки,
его окружение, его положение в обществе. Когда начинал работать Московский
областной центр самоконтроля сахарного диабета (6 лет назад), некоторые
сотрудники отделения эндокринологии, особенно младший и средний медицинский
персонал, были крайне негативно настроены против проходящих обучение
молодых людей. Они говорили: “Какие же они больные? Носятся по отделению
как лоси !”, что являлось высшей оценкой работы, проведенной сотрудниками
Центра.

Таким образом, от отношения сотрудников
к пациентам зависит «львиная доля» успеха обучения, а минимальные требования
к составу обучающей группы: по крайне мере один врач и еще один медицинский
работник, способный дать советы по питанию. В дальнейшем бригада может
быть расширена и состоять из медицинской сестры, диетолога, специалиста
по уходу за ногами, инструктора, и, если возможно, клинического психолога.
В правило обучения должны входить частые совещания между всеми членами
обучающей бригады, обеспечивающие последовательный подход. Занятия каждого
обучающего проводятся в присутствии коллег, замечания обсуждаются всеми
участниками обучения, что необходимо для полного понимания соответствия
материалов, предлагаемых для обучения. На первых порах рекомендуется
составлять таблички, в одной из колонок которой перечислены достоинства
и удачные “находки” которые обучающий применяет во время преподавания,
а в другой колонке – недостатки и “промахи”. Сам преподаватель часто
не замечает свои отрицательные стороны, а при коллективном обсуждении
табличек, которые составили его коллеги, есть возможность исправить
положение. Главное, чтобы между членами обучающей группы были доверительные
отношения, исключающие обиды и бурное реагирование на замечания коллег,
только в этом случае эффект от обучения будет максимальным.

            Не менее важен подбор места для обучения.
Оно должно быть хорошо освещено (это особенно важно для больных диабетом),
хорошо проветриваемых, хорошо известным и просто доступным. Стены должны
быть окрашены в нейтральный цвет пастельного тона. Недопустимо использовать
яркие (красный, желтый, зеленый) цвета, так как они стимулируют работу
центральной нервной системы, а так же могут способствовать перенапряжению
зрительного аппарата. По этим же причинам доска для рисования не должна
быть окрашена в белый цвет. Сидения должны быть удобными, в классе должны
быть столы, на которых можно было бы писать. Если в комнате для обучения
Вы планируете поставить один большой стол, за который могли бы сесть
все члены обучения, немаловажный фактор играет форма этого стола. Наиболее
оптимальна круглая или овальная форма, позволяющая каждому из больных
чувствовать себя равноправным участником обучения. При наличии прямоугольного
стола, больные, разместившиеся на узких его гранях будут иметь преимущество,
по сравнению с теми, кто сидит вдоль широких граней стола. А тем более
если за узкой гранью сидит сам преподаватель. Такое расположение ставит
врача в “господствующее” положение и делает процесс обучения менее эффективным
в связи со снижением атмосферы взаимного доверия. Больные не должны
садиться лицом к окну, а преподаватель не должен освещаться со спины.
Занятия в палате крайне нежелательны, так как, как правило, сюда может
в любой момент войти кто-либо из медицинского персонала, что служит
отвлекающим фактором. Но и сама обстановка в палате способствует скорее
расслаблению и отвлечению внимания, чем сосредоточенной работе. Кроме
того, в классе должны находиться учебные пособия, плакаты, слайды, видеоматериалы,
играющие вспомогательную роль.

            Важно, чтобы имелся спланированный
курс обучения и расписание, которое выдается больным заранее для того,
чтобы знать, как долго и чем они должны заниматься. Это предупредит
вопросы, которые у больных неизбежно возникают в процессе обучения и
они задают их, как бы забегая вперед. Существенное внимание необходимо
уделять построению слов и фраз, интонации, с которой произносится та
или иная фраза, исключению или минимизации медицинской терминологии.
Любой медицинский термин, содержащийся в программе обучения должен быть
тщательно объяснен больному. Например, можно часто услышать от пациента
фразу типа: “Я вчера вечером после дискотеки загиповал, но хорошо, что
у меня с собой была конфетка!” И если спросить у него что такое это
“загиповал”, он расскажет, как он себя при этом чувствует, объяснит,
что такое состояние бывает, когда сахар крови снижается слишком низко,
но не сможет расшифровать термин “гипогликемия”. Необходимо разъяснить,
что “гипо” означает “низкий”, “глик” – сахар, “емия” – в крови, а все
вместе, дословно – “низкий сахар в крови”. Необходимо стремиться к тому,
что если больной применяет медицинские термины, то делает это совершенно
осознанно. Более того, программа обучения должна быть построена таким
образом, чтобы обеспечивать единый подход всех членов обучающей бригады,
унифицировать качество и количество подаваемой информации. Очевидно,
содержание курса будет различным для больных Первым и Вторым типами
сахарного диабета, а обсуждаемые в каждой теме детали будут зависеть
от способности больных понять их. Инструкторы должны приспосабливать
программу как для отдельных больных, так и для группы в целом. План
программы должен включать следующие темы: 1. Глюкоза, гликемия. Что
такое диабет? Симптомы, терапевтические подходы, цели лечения, средства
для их достижения. Два типа диабета. 2. Компенсация сахарного диабета
и решение различных жизненных проблем с помощью терапевтических мероприятий.
Пути сохранения хорошей компенсации сахарного диабета. 3. Восприятие
сахарного диабета больными. Качество жизни. Уровень жизни, особенности
личности. Самоконтроль, цели домашней лаборатории, данные и их интерпретация.
Применение результатов самоконтроля к различным жизненным ситуациям,
связь с питанием. Большая свобода при самоконтроле. 4. Предупреждение
гипергликемии и кетонурии. 5. Пища для удовольствия, диабетическая кухня.
Почему диета больного сахарным диабетом нужна и здоровым людям? Планируемое
и непланируемое питание. 6. История инсулина, механизм его действия.
Характеристика препаратов инсулина, его дозировка. Что такое “правильная”
доза инсулина? Инъекции. Сахароснижающие таблетки: почему не инсулин?
7. Предупреждение гипогликемий – слишком много инсулина. Лечение гипогликемий
– сладости, глюкоза, глюкагон, поддержка семьи. 8. Хронические осложнения
диабета. Пути их профилактики. Уход за ногами. 9. Физические упражнения.
Спорт на профессиональном уровне? 10. Поведение в отпуске, во время
путешествия, на берегу моря. Автомобиль: почему бы и нет? 12. ПИФ: питание,
инсулинотерапия, физические нагрузки. Правила поведения в дни плохого
самочувствия, при хирургических вмешательствах. 13. Обучение – менструация
– замужество – беременность – планирование семьи. 14. Лекарства, которые
могут помешать контролю диабета, например мочегонные, кортикостероиды,
пероральные контрацептивы. К каждому циклу обучения вырабатывается собственный
контрольный (общий план) лист, каждый вопрос в нем нуждается в расшифровке,
охватывающей все детали темы. Этот более подробный план нужно рассматривать
до, во время и после каждого занятия для уверенности в том, что ничего
не упущено. Более того, каждое занятие должно быть построено так, чтобы
инструктор точно знал, что должен выучить больной к его завершению.
Это возможно при постановке целей к каждому занятию с обязательным их
включением в контрольный лист, что делает его доступным пониманию и
гибким в соответствии с запросами больных в процессе обучения. Если,
например, большинство больных занимаются спортом (например, бодибилдингом),
то следует добавить соответствующие детали в план обучения. А если в
цикле имеются беременные женщины, подробнее остановиться на планировании
семьи и правилам самоконтроля при беременности. Ниже представлена стандартная
структурированная программа обучения в Московском Региональном Центре
по обучению больных сахарным диабетом. Данная программа содержит все
основные вопросы обучения, однако она не является чем-то стабильным
и может меняться не только от одного цикла обучения к другому, но и
в рамках одного цикла обучения. Например, в ходе обучения выявилось,
что пациенты плохо усвоили “хлебные единицы”, что привело к коррекции
программы обучения и ведению дополнительного семинара по данной тематике.
Обращаем внимание, что структура программы отражает метод эмоционально-смысловой
адаптации и разбита на дни, которые в свою очередь подразделяются на
лекции, дискуссии и семинары. Особенно необходимо заметить, как подобраны
темы для лекций, дискуссий и семинаров. Тема лекции отражает основные
вопросы патогенеза, этиологии и механизмов действия сахароснижающих
препаратов и питания, без которых невозможно дальнейшее обучение. Темы
дискуссий сформулированы в виде вопросов и предполагают обсуждение с
применением личного опыта каждого их больных и их активное участие в
выработке общего вывода. И, наконец, тематика семинаров подразумевает
практическую работу по расчету и подбору питания, технике инъекций инсулина,
лечению гипо- и гипергликемий и т.д. Благодаря такой структуре программы
каждый из членов обучающей бригады подробно знаком с каждой из перечисленных
тем, что позволяет быть каждому из преподавателей активным участником
процесса обучения.

Читайте также:  Лечение сахарного диабета 1 типа у детей в россии

            При возможности, одного или нескольких
членов семьи больного следует включать в программу обучения, что может
способствовать нормализации и гармонизации отношений в семье. Например,
очень часто, при выявлении диабета у одного из членов семьи, родственники
стараются “оберегать” его от нарушений питания, от физических нагрузок,
от эмоциональных стрессов, проявляя гиперопеку, что очень часто раздражает
и расстраивает больных. Необходимо объяснить, что, конечно, помощь больному
сахарным диабетом необходима, но она не должна делать из него “малого
ребенка”, не должна исключать его из полноценной и качественной жизни.
При наличии взаимного доверия между врачом и больным такие проблемы
легко решаются. Например, один из молодых людей, проходящих обучение
в нашем Центре, рассказал, что он только что женился и его жена, зная,
что у него диабет, часто приносит в дом различную выпечку и торты. Наш
больной также любил сладости и не мог себе отказать в кусочке торта,
что естественно приводило к гипергликемии. После обучения он научился
регулировать дозу вводимого инсулина и адаптировать ее к питанию. А
его жена после беседы с нами была очень удивлена тем, что высокий сахар
в крови может быть следствием съеденного маленького кусочка торта. Она
сказала, что если бы знала об этом ранее, то не стала бы провоцировать
мужа на прием сладкого. Этот пример убедительно доказывает необходимость
работы обучающей бригады не только с самими больными, но и с членами
их семей, а так же показывает необходимость распространения знаний о
здоровой пищи и о сахарном диабете в обществе.

            Планирование программы обучения предусматривает
и планирование того контингента, для которого рассчитывается данная
программа. Логично было бы предположить, что больных в возрасте 18-25
лет интересуют несколько другие вопросы, чем пациентов от 40 и старше
(имеется ввиду, что все больные имеют один тип диабета). Кроме того,
больным со стажем 2-5 лет необходимо сообщить более подробно информацию
о причинах и механизме развития диабета, для них более важна психологическая
адаптация к диабету. Пациентам, страдающим данным заболеванием 10-15-20
лет необходима информация о “новинках” в лечении диабета, поскольку
к основам самоконтроля такие больные “пришли” сами, имея огромный опыт
лечения своего заболевания. Таким образом, по объему и качеству информации
циклы обучения для больных с различным стажем диабета и различным возрастом
несколько отличаются друг от друга, что требует внесение соответствующей
коррекции в саму программу обучения. Возможно проведение “тематического”
обучения, например, посвященного беременности при сахарном диабете.
Основной акцент в таком цикле делается на планировании и правилам поведения
женщины во время беременности, в соответствии с чем вносятся изменения
в структуру программы обучения. Другим примером “тематического” цикла
может быть цикл “диабетическая стопа”, акцент в котором делается на
правилах ухода за ногами и лечении уже имеющихся изменений со сороны
ног.

Источник