Структурированные программы обучения школы диабета

Эффективность интенсифицированной базисно-болюсной инсулинотерапии в режиме постоянной подкожной инфузии инсулина с помощью инсулиновой помпы с функцией непрерывного мониторирования гликемии в режиме реального времени (Sensor Augmented Pump therapy – SAP) для лечения пациентов с сахарным диабетом 1-го типа (СД1) подтверждена многочисленными исследованиями [1-3]. Доказано положительное влияние SAP на показатели гликемического контроля (пре- и постпрандиальную гликемию, вариабельность гликемии, частоту гипогликемий, уровень гликированного гемоглобина – HbA1c) и на различные аспекты качества жизни (КЖ) пациентов с СД1 [3-9]. В настоящее временя разработаны международные и отечественные стандарты и руководства по эффективному ведению пациентов с СД1 на SAP [10-15].

Помповая инсулинотерапия остается лишь способом введения инсулина, а непрерывное мониторирование гликемии в режиме реального времени – инструментом самоконтроля. Как и при использовании режима множественных инъекций и при самоконтроле с помощью индивидуального глюкометра, для достижения целей лечения и сохранения высокого КЖ пациенты должны обладать знаниями и владеть навыками интенсифицированной базисно-болюсной инсулинотерапии [16]. Очевидно, что при отсутствии соответствующих знаний и навыков SAP не может быть эффективной, даже при идеальном подборе индивидуального режима введения инсулина и адекватных настроек мониторирования.

Логично предположить, что чем выше уровень знаний об управлении заболеванием у пациентов на SAP, тем лучших результатов они могут достичь. Доказано, что наиболее результативным методом обучения пациентов принципам интенсифицированной инсулинотерапии является групповое по структурированной программе [17]. Однако до настоящего времени все широко применяемые в мире и в России методики группового обучения не ориентированы на пациентов с СД1 на SAP. Именно поэтому повсеместно перевод пациентов на SAP проводится в индивидуальном режиме.

Для повышения эффективности применения SAP у пациентов с СД1 в ФГБУ ЭНЦ разработана специализированная программа группового обучения больных. В основе разработанной программы обучения заложены следующие принципы:

1) групповое обучение больных по структурированной программе;

2) интенсифицированная инсулинотерапия с помощью инсулиновой помпы и самостоятельная адаптация дозы инсулина;

3) интенсивный самоконтроль гликемии, в том числе с помощью непрерывного мониторирования в режиме реального времени;

4) гибкий распорядок дня и режима питания («либерализованная диета», основанная на подсчете углеводов по системе «хлебных единиц» и допускающая изменение больными времени приема и количества пищи при соответствующей коррекции терапии).

Программа обучения рассчитана на 8 дней (35-37 ч), количество больных в группе – 7-10. Программа рассчитана на использование врачами-диабетологами, в том числе в рамках «школ диабета». Программа базируется на классической

структурированной программе обучения пациентов с СД1, но адаптирована с учетом особенностей помповой инсулинотерапии и возможностей непрерывного мониторирования гликемии в режиме реального времени, а также включает дополнительные учебные единицы по управлению устройством.

Основная цель исследования – оценка эффективности разработанной структурированной программы для группового обучения пациентов с СД1 на SAP в отношении улучшения гликемического контроля и повышении КЖ.

В исследование включены 35 пациентов с СД1, из них 14 мужчин, средний возраст 26,5 года (24; 36 лет). Все участники добровольно подписали информированное согласие на участие в исследовании. Для достижения цели исследования проводилась сравнительная оценка показателей гликемического контроля и КЖ в двух группах (структурированного и стандартного обучения). Набор пациентов в группу структурированного обучения проводился из числа пациентов, обратившихся в ФГБУ ЭНЦ для прохождения «школы диабета». Набор участников в группу стандартного обучения осуществлялся из числа пациентов на SAP, самостоятельно обратившихся за консультацией в ФГБУ ЭНЦ.

Критерии включения: СД1 более 1 года; возраст >18 и <60 лет; отсутствие выраженных поздних осложнений сахарного диабета; отсутствие психических расстройств и заболеваний; не планирующие беременность и небеременные на момент отбора; для группы стандартного обучения – использование помповой инсулинотерапии с непрерывным мониторированием гликемии в режиме реального времени на постоянной основе.

В группу структурированного обучения включены 19 пациентов. Перевод на SAP осуществлен в рамках группового обучения по специализированной структурированной программе. В данной группе проводилось наблюдение в течение 4 мес, которое включало визиты для коррекции сахароснижающей терапии (не менее 1 раза в месяц). Пациенты использовали непрерывное мониторирование гликемии в режиме реального времени для самоконтроля постоянно (>12 ч в сутки, >6 сут в неделю). При включении в исследование пациентам на 4 мес предоставлялась инсулиновая помпа Paradigm Real- (MMT-722, «Medtronic», США) с системой непрерывного мониторирования гликемии в режиме реального времени, также все пациенты данной группы на протяжении 4 мес были обеспечены расходными материалами для SAP.

В группу стандартного обучения включены 16 пациентов. Перевод на SAP был проведен ранее в индивидуальном режиме по месту жительства. В исследование включены только пациенты, прошедшие «технический тренинг» по помповой инсулинотерапии (профессионально подготовленным тренером) и индивидуальное обучение лечащим эндокринологом. Пациенты этой группы находились под наблюдением эндокринолога по месту жительства в обычном режиме в течение 4 мес до момента включения в исследование. Все включенные пациенты ранее проходили групповое обучение в «школе диабета» один и более раз. Все пациенты использовали непрерывное мониторирование гликемии >11 ч в сутки, >6 сут в неделю.

В ходе наблюдения за пациентами группы структурированного обучения осуществлялся ежемесячный контроль показателей углеводного обмена, а также оценка комплаентности, уровня освоения прибора и адекватности настроек помпы с использованием программного обеспечения Care Professional, версия 3.3 («Medtronic», США). Степень компенсации углеводного обмена пациентов обеих групп оценивали по показателям самоконтроля гликемии и HbA1c (до и через 4 мес после инициации SAP).

Для оценки КЖ и эмоционального благополучия применялись валидированные русскоязычные версии следующих опросников:

1) краткая форма оценки здоровья (The Medical Outcomes Study 36-Item Short Form Health Survey) – SF-36;

2) аудит диабетзависимого качества жизни (The Audit of the Diabetes-Dependent Quality of Life) – ADDQoL (С. Bradley и соавт., 1999, в адаптации Е.Г. Старостиной, 2003 [18]);

3) опросник по общему самочувствию и эмоциональному благополучию (The 12-item Well-Being Questionnaire) – WB-Q12 [19].

Учитывая небольшую численность участников исследования, все параметры оценивались методами непараметрической статистики с помощью пакета программ «Soft» и «istica v.8.0». Описательные статистические данные в работе представлены в виде медианы и интерквартильного интервала – Me (25; 75) и массовой доли (%); по рекомендациям авторов опросников, оценки шкал представлены в виде среднего и среднеквадратичного отклонения (M±SD). Для сравнения независимых выборок с непараметрическим распределением показателей применялся U-критерий Манна-Уитни. Для анализа колебаний гликемии в рамках настоящего исследования использовали показатель среднего квадратичного отклонения от средней гликемии [±SD]. Критический уровень значимости отличий (p) для проверки статистических гипотез принимался p<0,05.

Читайте также:  Низкобелковая диета при диабете 2 типа

Исходная характеристика пациентов представлена в табл. 1.

Оценка гликемического контроля

В ходе исследования было выявлено значительное снижение уровня HbA1c в обеих группах спустя 4 мес после инициации SAP. Разница в итоговых показателях HbA1c между группами не достигла уровня статистической значимости, что, вероятно, обусловлено недостаточным количеством участников (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика показателей HbA1c в зависимости от вида обучения. При этом в группе структурированного обучения произошло более выраженное снижение уровня HbA1c, чем в группе стандартного обучения (p=0,036).

Таким образом, можно утверждать, что групповое обучение пациентов с СД1 при переводе на SAP по специализированной структурированной программе не менее эффективно улучшает гликемический контроль, чем стандартное обучение в индивидуальном режиме.

Среднесуточные показатели гликемии в группе структурированного обучения также были значимо ниже, чем в группе стандартного обучения: 8,5±3,3 против 10,9±4,0 ммоль/л; p<0,001. При этом интересно отметить, что частота самоконтроля с помощью глюкометра была выше в группе стандартного обучения: 7,1±6,2 против 6,7±3,6 измерений в сутки (p<0,01). Тем не менее более частый самоконтроль гликемии у пациентов после стандартного обучения не привел к лучшим показателям гликемического контроля. В данной ситуации более частый самоконтроль скорее следует расценивать как маркер недоверия к показаниям мониторирования, очевидно, обусловленный недостатком знаний в области точности прибора. Первичной целью многих измерений гликемии было не определение дозы инсулина, а повышение точности показаний прибора. Это подтверждается также меньшей частотой болюсов в группе стандартного обучения – сравнительно меньшая доля измерений приводила к введению болюса инсулина. Более того, «недоверие к показаниям мониторирования» было одной из самых часто встречающихся жалоб пациентов на SAP в этой группе.

Оценка КЖ и эмоционального благополучия

Через 4 мес после перевода на SAP средние значения по шкале «КЖ в настоящее время» (т.е. на момент обследования) не различались между группами: в группе структурированного обучения – 1,00±1,05 балла, в группе стандартного обучения – 0,83±1,34 балла (p>0,05). Большинство пациентов оценивали свое КЖ как «хорошее». В то же время больные отмечали негативное влияние СД на их жизнь: среднее значение по шкале «диабет-специфического КЖ» в группе структурированного обучения составило -1,32±1,00 балла, а в группе стандартного обучения -1,58±1,00 балла. Среднее значение по всем 18 шкалам опросника Average Weighted Impact (AWI-score) в группе структурированного обучения составило -0,99 балла, в группе стандартного обучения -1,67 балла, что отражает негативное влияние СД на КЖ в обеих группах (p>0,05).

Анализ отдельных шкал опросника ADDQoL в обеих группах показал, что СД оказывает негативное влияние на все аспекты КЖ. Значения по шкалам варьируют от -9 до 9 баллов. Положительные значения по шкале означают благоприятную оценку пациентом своего КЖ (от «хорошего» до «отличного»), отрицательные – негативную оценку (от «плохого» до «крайне плохого»). В данном исследовании была выявлена тенденция к более высоким показателям по всем аспектам КЖ среди пациентов, переведенных на SAP в рамках структурированного обучения, в сравнении с группой стандартного обучения (рис. 2).

Рисунок 2. Средние баллы по шкалам опросника ADDQoL у пациентов, использовавших SAP в зависимости от вида обучения. Наибольшая разница между группами была выявлена по некоторым аспектам КЖ, хотя она и не достигла статистической значимости, что связано с малой выборкой больных:

– уверенность в будущем» – -2,21±2,3 против -4,42±3,34 баллов;

– «свобода питания» – -0,95±1,31 против 3,50±3,53 баллов;

– «семейная жизнь» – -0,74±3,07 против -2,33±3,08 баллов;

– «удовольствие от еды» – -0,47±1,02 против -1,17±1,99 баллов;

– «зависимость от других» – -0,42±0,84 против -1,83±2,48 баллов;

– «общественная жизнь» – -0,37±0,76 против -1,67±2,35 баллов.

При сравнении результатов тестирования по опроснику SF-36 в группе структурированного обучения были отмечены значительно более высокие показатели по шкалам «интенсивность боли» и «социального функционирования», чем в группе стандартного обучения (табл. 2).

Показатели каждой шкалы варьируют между 0 и 100, где 100 означает полное здоровье.

При сравнении результатов тестирования по опроснику WB-Q12 выяснилось, что в группе структурированного обучения оценки по шкале «Негативного благополучия» в среднем ниже, чем в группе стандартного обучения, хотя эти различия и не достигли уровня статистической достоверности (табл. 3).

Максимальное количество баллов по каждой из шкал равно 12.

Полученные результаты показали, что СД негативно влияет на все аспекты КЖ. Вероятно, знания об угрозе развития осложнений СД в наибольшей степени негативно влияют на КЖ в аспектах уверенности в будущем, физических возможностей, трудовой жизни, семейной жизни и финансового положения. Причин, определяющих наибольшее негативное влияние СД на аспект свободы питания, может быть несколько. Это и не всегда обоснованные диетические ограничения, и необходимость учета ряда условий в связи с приемом пищи (количества потребляемых углеводов, уровня глюкозы крови, времени начала действия инсулина и др.). Аналогичные данные были получены в ранее проведенных исследованиях [4, 7, 9]. Однако у пациентов, прошедших структурированное обучение, эти стороны КЖ страдали в меньшей степени, чем в группе стандартного обучения. Кроме того, в группе структурированного обучения получены более высокие показатели SF-36 в отношении некоторых параметров как физического, так и психологического компонента здоровья. Вероятно, положительное влияние на данные аспекты КЖ оказали полученные во время структурированного обучения знания о правилах профилактики развития и прогрессирования осложнений СД, правилах рационального питания и количественной оценки углеводов.

Читайте также:  Симптомы сахарного диабета у мальчика

Использование специализированной структурированной программы для группового обучения пациентов при переводе на SAP приводит не только к более выраженному улучшению показателей гликемического контроля, но может положительно влиять на некоторые аспекты КЖ. Для эффективного применения SAP, помимо технического тренинга, необходимо структурированное обучение принципам самостоятельного управления заболеванием, адаптированное к особенностям помповой инсулинотерапии и возможностям непрерывного мониторирования гликемии.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования – Майоров А.Ю., Ибрагимова Л.И.

Сбор и обработка материалов – Ибрагимова Л.И.

Статистическая обработка данных – Филиппов Ю.И., Ибрагимова Л.И.

Написание текста – Ибрагимова Л.И., Филиппов Ю.И.

Редактирование – Майоров А.Ю., Филиппов Ю.И.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов и финансовой заинтересованности. Авторы статьи выражают благодарность сотрудникам Института диабета ФГБУ ЭНЦ О.Г. Мельниковой, О.М. Шмидт, Е.В. Пекаревой, а также Р.М. Есаян за помощь в проведении группового обучения пациентов по структурированной программе; сотрудникам компании «Medtronic BV» за осуществление технической поддержки и проведение обучающих тренингов по работе с программами обработки информации с инсулиновых помп.

Источник

ПОЛОЖЕНИЕ

о “Школе диабета”

  1. Общие положения

    1.1. “Школа диабета ” (далее – школа) организуется на базе ГУЗ ” Городская поликлиника № 6″ , каб. 418.(среда с 15.00 до 16.00)

    1.2. В школе применяется очно-заочная форма обучения, комбинированный вариант, т.е. образовательной работой занимаются как медицинские работники, так и предоставляются материалы для самостоятельного изучения.

  2. Цели школы

2.1. Обеспечение больному сахарным диабетом медицинской и психологической адаптации к жизни среди здоровых людей.

2.2. Предупреждение развития и прогрессии осложнений сахарного диабета и сердечно- сосудистой патологии.

2.3. Способствование полноценной жизни больного с сахарным диабетом.

  1. Задачи школы

    3.1. Мотивация пациентов с сахарным диабетом на поддержание компенсации.

3.2. Обучение больного сахарным диабетом самоконтролю.

3.3. Обучение пациента особенностям коррекции лечения в различных жизненных ситуациях.

3.4. Оказание консультативной помощи пациентам с сахарным диабетом 1 типа, прошедшим основное обучение в «Школе диабета» при стационаре.

3.5. Оказание консультативной помощи родственникам пациента с сахарным диабетом по вопросам амбулаторного ведения диабета.

  1. Порядок работы

    4.1. Формирование группы для занятий в школе проводится по направлению врача-эндокринолога.

    4.2. Школа работает согласно графику и учебному плану занятий, утвержденному главным врачом поликлиники.

    4.3. Занятия в школе проходят с периодичностью 2 раза в месяц.

4.4. По окончанию занятий в школе проводится анкетирование по вопросам усвоения материала, предоставленного в рамках обучения, а также с целью изучения предложений по совершенствованию работы данной школы.

Программа “Школы диабета ” на 2017 год

Тематика занятий

Место проведения

Время проведения

Занятие № 1

Сахарный диабет. Основные типы диабета. Понятие о метаболическом синдроме.

Влияние сахарного диабета на продолжительность и качество жизни. Обоснование необходимости самоконтроля при сахарном диабете. Методы

самоконтроля. Поздние осложнения сахарного диабета (ретинопатия, катаракта,

нефропатия, невропатия и др.). Вред алкоголя и курения при сахарном диабете.

каб. 418.

1-я среда месяца

с 15.00 до 16.00

Занятие

№ 2

Артериальная гипертензия и ишемическая болезнь сердца при диабете. Обоснование

необходимости ранней диагностики осложнений диабета, профилактика их развития

и прогрессии.

Принципы питания при сахарном диабете. Необходимость поддержания нормальной

массы тела. Понятие о «хлебной единице» и качественном составе рекомендуемой

диеты. Физкультура и другие физические нагрузки при сахарном диабете. Роль

физических нагрузок в поддержании компенсации сахарного диабета.

каб. 418.

2-я среда месяца

с 15.00 до 16.00

Занятие

№ 3

Лекарственное лечение сахарного диабета. Общие противопоказания для лечения

таблетированными гипогликемическими средствами. Инсулинотерапия при сахарном

диабете: виды инсулина, методика его назначения, введение инсулина. Особенности проявления ишемической болезни сердца ( в том числе инфаркта

миокарда) при диабете. Интеркуррентные методы лечения сахарного диабета

(фитотерапия, лечебное голодание, иглорефлексотерапия и др.)

каб. 418.

3-я среда месяца

с 15.00 до 16.00

Занятие

№ 4

Понятие о гипогликемических состояниях: причины, предвестники и признаки,

профилактика и меры по устранению гипогликемий. Особенности гипогликемий,

развивающихся на фоне приема таблетированных гипогликемических средств.

Понятие о диабетическом кетоацидозе: причины, проявления, первые меры помощи.

Понятие о компенсации сахарного диабета.

Правила ухода за стопами при диабете. Гигиена полости рта.

каб. 418.

4-я среда месяца

с 15.00 до 16.00

.

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ!!

Главной целью Школы для больных сахарным диабетом является проведение занятий для пациентов врача эндокринолога по обучению их методам самоконтроля, приспособлении назначенного лечения к индивидуальным условиям жизни, предотвращению хронических и острых симптомов имеющегося заболевания.

В чем сущность заболевания “сахарный диабет”?

Сахарный диабет как заболевание был знаком уже в древнем Египте в далеком 170 году до нашей эры. Но причина возникновения выяснилась всего лишь к окончанию прошлого века. И выявилась она при проведении экспериментальной операции по удалению у пса поджелудочной железы. Последствием такого медицинского вмешательства у прооперированного животного явилось развитие сахарного диабета.

По прошествии небольшого времени в 1921 году студенту и молодому лекарю медицинского факультета удалось из поджелудочной железы пса выделить субстанцию, при помощи которой в организме, точнее, в крови происходит понижение уровня сахара. Субстанция получила известное на сегодняшний день название – инсулин. Первый пациент, которому в 1922 году сделали инъекции препарата, прожил долгую полноценную жизнь.

По прошествии двух лет вслед за открытием инсулина доктор из Португалии пришел к выводу, что сахарный диабет является не просто болезнью, а представляет собой совершенно особенный тип жизни пациентов. Так, в мире возникла первая школа для людей, болеющих сахарным диабетом. Теперь подобные школы имеются во многих развитых странах мира. Пациенты с диагнозом сахарный диабет наряду со своими родными получают необходимые для жизни знания о болезни и возможность стать полноценными членами современного мира вопреки поставленному диагнозу.

Разновидности заболевания и их особенности

Сахарный диабет – это неизменно увеличенный уровень сахара в составе крови. И такое определение далеко не случайность, так как все усугубления в организме пациента связаны прежде всего с завышенным уровнем сахара в крови. И умение пациента виртуозно распоряжаться своим самочувствием, удерживая сахар в крови на нормальном уровне, превратит болезнь из серьезного недомогания в особенный тип жизни, придерживаясь которого возможно избежать серьезных проблем со здоровьем.

Образ жизни, которого придется придерживаться больному человеку, прежде всего, зависит от установленного у него типа сахарного диабета.

Существуют 2 вида диабета:

  1. I тип – инсулинозависимый, формируется у человека со сниженным производством инсулина в организме. Чаще всего он развивается у детей малого возраста, подростков и молодых людей. При развитиисахарного диабета 1 типа больной неизменно должен делать себе впрыскивание инсулина.
  2. II тип – инсулинонезависимый, может возникнуть даже при излишке инсулина в составе крови. При таком типе сахарного диабета инсулин недостаточен, чтобы нормализовать сахар в составе крови. Этот тип диабета возникает в зрелом возрасте, довольно часто после 40 лет. Его формирование связано с увеличенной массой тела. При II типе диабета порой достаточно всего лишь внести изменения в диету. А для того чтобы предотвратить тяжелые последствия диабета 2 типа требуется сбросить вес и усилить насыщенность физических нагрузок. При этом многие признаки диабета пропадают.

Реже встречаются специфические виды сахарного диабета.

Симптомы и признаки развития сахарного диабета

Диагноз сахарный диабет I типа подразумевает тот факт, что поджелудочной железой производится малое количество инсулина. В связи с этим глюкоза не попадает в клетки и ее количество в составе крови опасно повышается. У пациента появляется жажда, повышена утомляемость, ощущается сухость в ротовой полости, слабость, плохое заживление ран на коже, зуд слизистых и кожных покровов, выделяется повышенное количество мочи, наблюдается потеря в весе.

Для избавления всех вышеперечисленных симптомов и снижения количества сахара в крови нужен медицинский препарат инсулин. Инсулин представляет собой белковый гормон, каковой вводится исключительно при помощи инъекций, так как в желудке он подвергается разрушению. В случаях когда больной не отслеживает количество сахара, в крови и моче образуется ацетон, впоследствии это приводит к обморокам вплоть до комы или даже смерти.

Это и есть основные причины, по которым пациенту с сахарным диабетом просто жизненно необходимо проводить систематические замеры уровня сахара в крови. Этот несложный момент поможет систематически контролировать свое состояние.

Школа сахарного диабета: в чем ее преимущества для больного?

На нынешний день уже не подвергается сомнениям то, что без наличия у пациента грамотности достичь хороших результатов в профилактике без серьезных осложнений – задача просто нереальная. От ответственности и скрупулезности больного во многом зависит его состояние здоровья.

Занятия в школе диабета – передовое решение в профилактике и лечении сахарного диабета. Как правило, справляться самостоятельно с таким заболеванием достаточно сложно и проблематично, поскольку нужно владеть информацией, о том, каким образом подсчитать необходимое для введения количество инсулина и, главное, как избежать либо предотвратить возникшие вдруг осложнения.

Совершенно недостаточным оказывается получение сугубо теоретических знаний, большее значение все-таки отводится практическим навыкам, чем и занимаются специалисты таких школ. В группах содержится не более 8-10 человек, что позволяет заниматься в режиме индивидуального подхода к каждому больному.

Какие знания получают посетители школы диабета? Обучение самоконтролю пациентов, больных сахарным диабетом, включает в себе:

  • диагностирование количества сахара в моче пациента (глюкозурия);
  • систематическая сдача крови на содержание сахара;
  • установление количества ацетона в составе мочи;
  • умение грамотно анализировать полученные результаты;
  • умение учитывать физическую активность наряду с режимом питания;
  • умение правильно отрегулировать количество доз инсулина, учитывая показания количества сахара в составе крови при разнообразных дневных ситуациях;
  • постоянный контроль за массой тела;
  • проверка АД.

Производить измерения возможно при помощи специализированных реактивных полосок прямо перед приемами инсулина. В большинстве случаев пациенты измеряют уровень сахара перед принятием пищи. Дополнительные измерения проводятся по надобности перед отходом ко сну и в случаях ухудшения самочувствия. Корректировать каждодневные дозы инсулина, соответствующие персональному режиму питания и типу жизни, возможно только при многократных измерениях наличия сахара в крови.

Если пациент знает свой уровень, содержащийся в крови сахара на данный момент, он может:

  • уточнить, какое количество инсулина нужно ввести в организм на данный момент;
  • узнать, достаточна ли введенная доза инулина;
  • каким образом можно изменить вводимую дозу инсулина перед физической нагрузкой;
  • каким образом возможно изменить дозу инсулина в случае какой-либо болезни.

Для независимого, самостоятельного измерения количества сахара возможно использование визуальных тестовых полос или же глюкометра, которые в широком ассортименте представлены на прилавках аптек.

1-ый тип и 2-ой тип диабета: как происходит контроль?

При диагностировании сахарного диабета 1-го типа контроль за сахаром совершают 4 раза на протяжении дня – 3 раза перед употреблением пищи и 1 раз перед отходом ко сну.

При диагностировании у пациента заболевания сахарного диабета 2-го тира проверка производится так же часто, как и при диабете 1-го типа, при условии, что заболевший находится на инсулинотерапии.

Немаловажной частью излечения является строжайшее соблюдение установленного правильного режима питания.

Пациенту просто жизненно необходимо уметь без ошибок высчитывать ХЕ (т.е. хлебную единицу), так как производить подсчет нужно при всяком приеме пищи. Кроме того, требуется корректно высчитывать и пищевую ценность (калорийность) употребляемых продуктов.

Пациенты с диагнозом “сахарный диабет”, знающие систему хлебных единиц, могут с легкостью подсчитать количество углеводов, находящиеся в еде, которую они намереваются употребить в пищу. Следовательно, на основании полученных цифр возможно более легко и наиболее точно рассчитать, какую дозу инсулина следует ввести для короткого действия.

Школа диабета жизненно необходима пациентам и их близким родственникам, поскольку именно здесь человек учится самоконтролю: кроме самостоятельного определения на дому доли сахара в составе крови, но еще и навыки изменения количества сахара, основываясь на полученных показателях производимого лечения. Школа для больных сахарным диабетом на сегодняшний день является одним из главных звеньев излечения и предотвращения усугубления состояния здоровья.

Источник

Читайте также:  Осложнения от диабета на уши