Терапевтическое обучение больных сахарным диабетом

Терапевтическое обучение больных сахарным диабетом thumbnail

Методическое пособие

Авторы: В.А. Носкова, Т.В. Поздеева, А.В. Петров, Е.В. Колбасина

2010 год

Введение

Для современной медицины актуальна реализация комплекса мероприятий по снижению заболеваемости социально значимыми заболеваниями (туберкулез, артериальная гипертензия, сахарный диабет и др.), совершенствованию методов их профилактики и ранней диагностики, обеспечению качества лечения и реабилитации.

Факт наличия хронического заболевания, его проявления и представления о нем влияют на жизнь пациента. Адаптация человека к жизни в той или иной степени нарушается — теряются какие-то возможности, появляются новые потребности. В результате снижается качество жизни, человек с хронической патологией перестает выполнять определенные социальные роли, создается общественная нагрузка — на членов его семьи, людей, так или иначе контактирующих с ним.

При хронических заболеваниях большая часть усилий затрачивается на мероприятия по профилактике осложнений и инвалидизации, на обучение больных правилам контроля заболевания. Терапевтическое обучение, т.е. формирование у пациентов навыков саморегуляции применительно к их хроническому заболеванию и адаптации к лечению, рассматривается как базисный компонент лечения больных, наряду с диагностическими процедурами, медикаментозной терапией и другими терапевтическими методами.

ТОП представляет собой организованную работу медицинского персонала по изменению поведения пациента с хроническим заболеванием, направленную на его адаптацию к жизни с болезнью и на улучшение медицинского прогноза лечения заболевания. ТОП способствует изменению представлений пациента о себе и своей болезни так, чтобы он достиг адекватной самооценки — оценки возможностей, понимания, как эти возможности можно использовать, какие для этого существуют ограничения и какие необходимы условия. ТОП помогает понять новые потребности, возникающие в связи с болезнью, и научить пациента способам их удовлетворения. Целью ТОП является формирование у больного новых форм поведения, улучшающих эти параметры.

Включение ТОП в программу лечения позволяет более эффективно использовать все прочие средства лечения. При этом, чем эффективнее средства лечения заболевания, тем больше возрастает потребность в терапевтическом обучении. Предотвращение осложнений, снижение инвалидности и смертности населения, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных с хронической патологией возможно при рациональном использовании ресурсов в здравоохранении, в том числе — трудовых. Большую роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности медицинской помощи, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи играют специалисты сестринского дела. Пропаганда медицинских знаний, гигиеническое воспитание населения, обучение пациентов и их семей является одной из функций медицинских сестер, которая в связи с ростом распространенности хронических заболеваний в нашей стране приобретает особый смысл и должна стать частью ежедневной работы сестринского персонала.

Исследование самоконтроля заболевания и качества жизни у детей 7–14 лет с сахарным диабетом

Терапевтическое обучение как медицинская практика впервые возникло в лечении больных с сахарным диабетом 1-го типа. Это можно объяснить особенностями данного заболевания. Выраженная декомпенсация метаболизма приводит к ярким клиническим симптомам, влияющим на жизнь пациентов и даже опасным для них. Эти нарушения эффективно устраняет введение инсулина, но оно также имеет побочные эффекты. Поддержание компенсации диабета, предотвращение его осложнений (как острых, так и поздних) возможно при соблюдении на протяжении всей жизни некоторых правил: техники введения инсулина, диеты, контроля гликемии и т.д. Для этого у пациентов должны быть сформированы все эти навыки.

На сегодняшний день единственным способом предотвратить или отсрочить развитие осложнений СД 1-го типа, снизить темпы инвалидизации пациентов молодого возраста и приблизить качество жизни детей с сахарным диабетом к уровню здоровых сверстников является достижение и поддержание компенсации углеводного обмена. Это возможно лишь у хорошо обученных пациентов. В исследовательских работах наглядно продемонстрировано, что дети из семей, которые осведомлены в различных вопросах сахарного диабета, имеют более высокую компенсацию углеводного обмена, гораздо лучше социально адаптированы, адекватнее воспринимают свое состояние и реже госпитализируются.

Исследователи, занимающиеся обучением пациентов, в последнее время все чаще и чаще подчеркивают, что «самоконтроль больного диабетом маленького мальчика, естественно, будут проводить его родители, но ответственность постепенно должна переходить к ребенку». В этой связи родители и специалисты сталкиваются с дилеммой, когда и как передавать детям ответственность за свое здоровье. Успех обеспечен при постепенном снятии ответственности с родителей и только при условии достаточных знаний и опыта самоконтроля у больных детей и, что особенно важно, при наличии у ребенка желания осуществлять самоконтроль. Такой подход сводит к минимуму риск неадекватного метаболического контроля и, вместе с тем, позволяет избежать напряженных отношений между родителями и детьми. Специалисты приходят к выводу, что обучение детей следует начинать как можно раньше. Тогда ребенок воспринимает свое заболевание как неизбежное неудобство, которое его учат преодолевать и которое при соблюдении режима не мешает жить полноценной жизнью.

Источник

Непрерывное медицинское образование (НМО) — это система, разработанная Минздравом для контроля квалификации и качества знаний медицинских и фармацевтических работников. В марте 2021 года вступление в НМО станет обязательным для всех специалистов в сфере здравоохранения.

Читайте также:  Меню на неделю диабет сахарный

Причины создания системы НМО

Главная причина — необходимость улучшения качества образования врачей, среднего медперсонала и фармацевтических работников. Раньше специалистам необходимо было только регулярно проходить курсы повышения квалификации. Получив сертификат раз в 5 лет, медработники могли продолжать работать до следующего срока регулярного обучения.

Однако медицинская и фармацевтическая сфера быстро развиваются. Ежегодно проводятся исследования, разрабатываются новые лекарства и технологии лечения, появляются новые болезни и профессии. Чтобы применять в работе актуальную информацию, недостаточно проходить короткие учебные курсы раз в 5 лет.

Система НМО должна решить проблему с нехваткой квалификации у специалистов. Подобный метод контроля знаний применяется в Европе и Америке. Теперь работникам сферы здравоохранения придется ежегодно набирать баллы.

Особенности системы НМО

По проекту, разработанному Минздравом, специалистам необходимо за 5 лет профессиональной деятельности набрать 250 баллов — 250 ЗЕТ (зачетных единиц). 1 балл равен 1 академическому часу обучения (45 минут).

Каждый год нужно проходить обучение объемом минимум 50 часов. Здесь можно выбрать 1 курс повышения квалификации на 36 часов или 2 курса по 18 часов. Остальные 14 часов добираются за счет подготовки по дополнительным модулям — семинарам, вебинарам, конференциям и так далее.

Такое правило относится только к специалистам, работающим по профессии в течение 5 и более лет. Если медработник прошел переподготовку, сначала необходимо сдать аккредитацию и только после этого набирать баллы для аккредитационного экзамена, который нужно пройти через следующие 5 лет. То же относится к выпускникам вузов и ссузов. Сразу после выпуска они должны сдать проверку знаний в аккредитационных центрах.

Официальный портал НМО

Минздрав создал сайт, на котором ведется учет сведений о подготовке медицинских и фармацевтических работников:

edu.rosminzdrav.ru

Сейчас на портале зарегистрировано почти 1,5 миллиона работников сферы здравоохранения. В прошлом году участников было меньше — 300 тысяч. На сайте ведется учет:

  • программ повышения квалификации — свыше 36 тысяч курсов;
  • интерактивных образовательных модулей — более 3800 программ;
  • образовательных организаций, получивших разрешение на обучение специалистов с начислением баллов НМО, — свыше 1100 центров.

Медработники могут выбрать для обучения одну из представленных на портале программ или обратиться в центры ДПО.

Чтобы стать участником системы, специалисту достаточно зарегистрироваться на сайте по СНИЛС, ввести Ф.И.О. и дату рождения. После регистрации нужно отправить через личный кабинет информацию о полученном образовании — ввести данные о выданном дипломе и дополнительных документах.

Дальше специалист может начать набирать баллы. Для этого достаточно пройти подготовку по одной из программ на сайте или в центрах дополнительного образования, имеющих разрешение на начисление баллов НМО.

Регистрация полученных баллов

Учет ЗЕТ ведется автоматически. После обучения специалист вводит через личный кабинет информацию о полученных на курсах документах. Порядок получения баллов следующий:

  • выбираете курсы или образовательные модули;
  • проходите обучение и получаете документ;
  • вводите код документа в личном кабинете.

Если центр ДПО может проводить курсы с начислением баллов, после ввода данных система сверит информацию и автоматически начислит ЗЕТ.

Порядок вступления в систему НМО

Стать участниками могут только специалисты, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, поэтому для вступления в систему НМО необходимо:

  1. Окончить вуз, ссуз или курсы переподготовки по медицинской или фармацевтической специальности.
  2. Сдать аккредитационный экзамен в специализированных центрах.
  3. Зарегистрироваться на официальном портале НМО и внести сведения об образовательных документах — включая свидетельство об аккредитации.

Сразу после проверки данных специалист может начинать набирать баллы для периодической аккредитации.

Частые вопросы

Специалист вступил в систему НМО и заработал 250 баллов. Придется ли сдавать аккредитацию в 2021 году?

Если медработник раньше не сдавал аккредитационный экзамен, в 2021 году процедура проверки знаний будет обязательна.

Для специалистов, которые уже прошли аккредитацию в 2016 году или позже, а также вступили в систему НМО, процедура проверки знаний будет упрощенной. Аккредитационная комиссия будет рассматривать портфолио специалиста и начислять баллы за:

  • индивидуальные достижения — 0–30 баллов;
  • непрерывное совершенствование компетенций — 2–20 баллов;
  • пройденные курсы обучения и образовательные модули — 20–40 баллов;
  • стаж отчетного периода, за который в портфолио представлена информация об индивидуальных достижениях и обучении специалиста — 3–10 баллов.

Чтобы пройти проверку, за портфолио нужно набрать не менее 70 баллов. Решение о количестве начисляемых баллов принимает комиссия.

Обязательно ли вступать в систему НМО?

На данный момент требование о вступлении в систему непрерывного медицинского образования находится на рассмотрении. Минздрав планирует выпустить приказ в марте 2021 года. До вступления приказа в силу, медработники могут вести практику и учиться по старому принципу.

Специалисты могут продолжать работать без вступления в систему НМО, пока действуют разрешительные документы (сертификаты). По истечении срока действия сертификата нужно будет обязательно сдать аккредитационный экзамен. Далее медработникам в любом случае необходимо будет сдавать периодическую аккредитацию — при повторных экзаменах будут учитываться уже набранные баллы НМО.

Читайте также:  Патогенез развития 2 типа сахарного диабета

Даже если у вас есть действующий разрешительный документ, мы рекомендуем вступить в систему НМО уже сейчас, чтобы все пройденные курсы, вебинары и другие образовательные модули, приносили баллы для дальнейшей аккредитации.

Кто должен оплачивать обучение для набора баллов НМО?

Из-за нового порядка подготовки специалистов изменились и требования к финансированию курсов для сотрудников. По закону работодатель обязан оплачивать регулярное обучение работников. Однако это относится только к обязательным программам подготовки.

Из 50 баллов (50 часов) обязательными являются только 36 часов повышения квалификации в год. Именно эти 36 часов обязан оплатить работодатель. Оставшиеся 14 баллов специалист набирает с помощью дополнительных моделей. Они не попадают в список обязательных программ, поэтому работодатель принимает решение о выделении средств на обучение самостоятельно.

Проще говоря, вы можете рассчитывать только на оплату курсов повышения квалификации по 36-часовым программам. Выделение средств на дополнительную подготовку зависит от лояльности руководителя.

Как получить баллы НМО бесплатно?

Если вы не хотите платить за дополнительные образовательные модули, а работодатель не может выделить средства на обучение из бюджета учреждения, существуют следующие способы набрать баллы бесплатно:

  1. Выбрать модули из предложенных на сайте Минздрава. Их количество очень ограничено на данный момент. Не все модули подходят для конкретных направлений деятельности врачей. При этом большинство занятий проводится очно и в определенных городах.
  2. Получить деньги из фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Вариант подходит для «бюджетников». Руководитель может отправить запрос на выделение средств из ФОМС. Однако такой вариант перспективен в основном для специалистов из Москвы или Санкт-Петербурга. Работники других регионов уже отмечают сложности с получением средств, а ведь система еще не принята официально.
  3. Попробовать получить деньги от третьей стороны. Ряд медучреждений сотрудничает с организациями или получают средства от спонсоров, которые располагают достаточным бюджетом. Также можно попробовать добиться выделения средств от профсоюзов или ассоциаций.

Помимо указанных вариантов, есть небольшой шанс выиграть сертификат на бесплатное обучение от государства (много претендентов, мало сертификатов).

Более удобным вариантом станет программа лояльности центров ДПО. Например, если специалист прошел курсы повышения квалификации, как обязательную программу, учебный центр может бесплатно начислить баллы НМО.

Наш «Институт Медицинского Образования» проводит курсы с возможностью начисления баллов НМО по ряду направлений. Чтобы узнать подробную информацию, позвоните нам по телефону.

Если у специалиста несколько должностей, баллы нужно набирать для каждой?

Да. Однако это действует только, если специалист совмещает работу сразу на двух и более должностях. Например, терапевт, работающий дополнительно рентгенологом, должен проходить подготовку и по профилю «Терапия», и по направлению «Рентгенология».

Если работник имеет дополнительное образование, но не работает сразу на нескольких должностях, то набирать баллы для всех имеющихся специальностей необязательно. Это необходимо, только если врач хочет иметь возможность в любой момент сменить профиль деятельности.

Нужно ли набирать баллы в 2020 году или придется сдавать аккредитацию в 2021 году?

Если вы ранее сдавали аккредитационный экзамен, получили свидетельство и вступили в систему НМО, то набирать баллы нужно. Бонусом станет возможность сдать проверку по упрощенной системе (получить необходимые баллы за портфолио).

Специалисты, которые еще не сдавали аккредитацию, в 2021 году обязаны будут сдать проверку знаний (при условии, что не имеют действующего сертификата). Такое условие относится ко всем специалистам сферы здравоохранения, включая выпускников вузов и ссузов.

Отдельно стоит отметить, что работники, у которых действие сертификатов заканчивается в середине 2021 года и позднее, также сначала обязаны будут сдать аккредитацию. Однако, к этому моменту уже должен будет выйти приказ об обязательном вступлении медицинских работников в систему НМО, поэтому требования и особенности проверки знаний могут несколько раз поменяться.

Источник

«Обучение – это не просто компонент лечения сахарного диабета, это и есть само лечение»
— Эллиот Джослин, американский врач-эндокринолог, пионер исследований и лечения диабета

Гурьева Ирина Владимировна

Гурьева Ирина Владимировна

На базе Федерального центра научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в секторе реабилитации и профилактики инвалидности вследствие эндокринной патологии и формирования здорового образа жизни, под руководством доктора медицинских наук, профессора Гурьевой Ирины Владимировны проводится курс терапевтического обучения пациентов — Школа сахарного диабета.

Сахарный диабет является наиболее распространенным хроническим заболеванием, лечение которого проводится на протяжении всей жизни и требует постоянного контроля. От многих других хронических заболеваний диабет отличается тем, что о нем практически невозможно забыть даже на короткое время.

В управлении сахарным диабетом необходимо участие не только специалистов: эндокринолога, диетолога, ортопеда, окулиста, психолога, но и самого пациента, а, по возможности, и его семьи. Важное место в лечении диабета отводится улучшению качества жизни пациентов, адаптации человека с диабетом в современном обществе.

Многие люди перестают следить за течением своего заболевания уже через 1-2 года после постановки диагноза. В связи с этим крайне важно изменить поведение пациента, особенно в начале заболевания, и научить его грамотно управлять своим состоянием с помощью активного вовлечения в лечебный и восстановительный процесс, что невозможно без самоконтроля жизненно важных показателей состояния здоровья.

Читайте также:  Можно ли колоть антибиотики при сахарном диабете

Контроль гликемии — важный элемент в управлении сахарным диабетом, который пациент должен осуществлять в домашних условиях регулярно. Это необходимо для снижения риска развития поздних осложнений: ретинопатии, нефропатии, нейропатии, поражение коронарных сосудов, поражение периферических сосудов и др.

Отсутствие адекватного контроля приводит к хронической гипергликемии, что является основной причиной развития осложнений и инвалидизации пациентов с сахарным диабетом. В связи с этим задача врача не только лечить, но и обучать пациентов активно управлять своим заболеванием.

Всемирная организация здравоохранения официально признала терапевтическое обучение полноправным методом лечения хронических заболеваний, по значимости равным медикаментозному и хирургическому.

Основными задачами обучения являются освоение практических навыков самоконтроля гликемии, липидов, артериального давления, веса и состава тела; овладение техникой инъекций инсулина, подсчета хлебных единиц; навыков оказания первой само- и взаимопомощи при низком и высоком уровне гликемии; адаптация проводимого лечения к конкретным условиям жизни; профилактика острых и поздних осложнений сахарного диабета, уход за стопой; освоение правил рационального питания и физических нагрузок. Также обучение разрушает многочисленные неверные представления о болезни, которые часто распространены среди пациентов.

Основной целью терапевтического обучения, как непрерывного процесса медико-психолого-педагогического характера, определяющего успех обучения управлению хроническим заболеванием, является приобретение знаний о хроническом заболевании, навыков и мотивации к их использованию в повседневной жизни.

На базе Школы сахарного диабета проводится обучение по нескольким реабилитационным программам:

  1. Базовая программа «Жизнь с диабетом»;
  2. Программа психологического тренинга «Школа управления диабетом»;
  3. Программа «Помповая инсулинотерапия».

Занятия проводят квалифицированные специалисты сектора реабилитации и профилактики инвалидности вследствие эндокринной патологии и формирования здорового образа жизни:

  • врач-эндокринолог, д.м.н., профессор Гурьева Ирина Владимировна
  • врач-эндокринолог, к.м.н. Светлова Ольга Владимировна
  • врач-эндокринолог, к.м.н. Онучина Юлия Сергеевна
  • врач-эндокринолог, к.м.н. Кузина Ирина Викторовна
  • психолог, к.пс.н. Иванова Елена Николаевна
  • врач-эндокринолог, к.м.н. Воронин Александр Викторович
  • врач-эндокринолог Солдатенкова Надежда Андреевна

Привлекаются пациенты для интерактивных занятий в Школе сахарного диабета и приглашаются родственники пациентов.

Курс обучения по базовой программе составляет 10 занятий, продолжительность каждого занятия 60 минут

Основные темы занятий Школы сахарного диабета:

  • Что такое сахарный диабет?
  • Психологическая поддержка пациента с сахарным диабетом
  • Самоконтроль гликемии
  • Неотложные состояния при сахарном диабете
  • Особенности питания при сахарном диабете и метаболическом синдроме
  • Контроль заболевания при использовании сахароснижающих препаратов
  • Физические нагрузки при сахарном диабете
  • Поздние осложнения сахарного диабета. Диабетическая ретинопатия. Диабетическая нефропатия
  • Диабетическая стопа. Особенности ухода за ногами
  • Роль семейной поддержки при сахарном диабете (психологический аспект)

Курс обучения по программе психологического тренинга составляет 7 занятий, продолжительность каждого занятия 60 минут

Основная цель тренинга — повышение реабилитационного потенциала пациента в рамках грамотно сформированных специфических условий, специально организованном пространстве, которое даёт возможность «увидеть» свой ресурс в себе и социуме, уникальный путь абилитации, социализации, личностного роста с опо­рой на свои сохраненные, здоровые качества личности.

Задачами программы данного тренинга являются:

  • повышение уровня мотивации для изменения образа жизни, гармонизация психоэмоционального состояния;
  • формирование устойчивых навыков самоконтроля сахара, мочи, давления, выполнения физических нагрузок, ведения дневника; овладение техниками саморегуляции и самоподдержки;
  • прогрессивное изменение представлений о сахарном диабете;
  • психологическая поддержка и нахождение ресурса больного для профессиональной реабилитации, расширение круга социальных контактов, развитие адаптационных навыков.

Работа психолога Ивановой Е.Н. на тренинге

Работа психолога Ивановой Е.Н.
на тренинге

Программа психологического тренинга в Школе сахарного диабета

  • Тема 1. Знакомство. Психологическая составляющая «картины болезни». Мотивация изменения образа жизни.
  • Тема 2. Психологические типы и отношение к своему здоровью. Здоровый образ жизни и диабет.
  • Тема 3. Интерактивная игра. «Болезнь и моя ответственность».
  • Тема 4. Как обиды влияют на течение сахарного диабета? Эффективные стратегии реагирования.
  • Тема 5. Способы саморегуляции. Как справиться с эмоциями?
  • Тема 6. Значение семьи для больного диабетом.
  • Тема 7. Планирование жизненного пути. «Линия жизни».

Курс обучения по программе «Помповая инсулинотерапия» состоит из 2х занятий, продолжительность каждого занятия 90 минут.

Для пациентов, получающих помповую инсулинотерапию, или которые планируют использование инсулиновых помп, проводится обучение основным навыкам непрерывного введения инсулина с помощью инсулиновых дозаторов.

Преимущества метода непрерывного подкожного введения инсулина очевидны: высокая предсказуемость действия инсулина, максимально приближенный к физиологической секреции режим введения инсулина, уменьшение количества инъекций, точность дозировки (маленький шаг введения инсулина), уменьшение (вплоть до исчезновения) эпизодов гипогликемии, улучшение социальной адаптации (возможность управления помпой, замаскированной под одеждой, с пульта дистанционного управления).

Основные темы занятий по программе «Помповая инсулинотерапия»

Практическое занятие по помповой инсулинотерапии (установка инфузионного набора, работа с инсулиновой помпой)

Практическое занятие
по помповой инсулинотерапии
(установка инфузионного набора,
работа с инсулиновой помпой)

Для пациентов, впервые использующих инсулиновую помпу или планирующих ее применение:

  • Принципы помповой инсулинотерапии
  • Показания к использованию инсулиновых помп. Основные режимы. Базальная доза. Прандиальный болюс. Корригирующий болюс
  • Работа с муляжами и образцами
  • Основные технические инструкции
  • Физическая нагрузка и инсулиновая помпа

Для пациентов, длительно использующих инсулиновую помпу

  • Обсуждение проблем, возникающих при применении помпы
  • Ведение отчетов
  • Технические особенности
  • Помпа и профессиональная деятельность
  • Помпа и спорт
  • Психологические особенности помповой инсулинотерапии

ПРИГЛАШАЕМ НА ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛУ САХАРНОГО ДИАБЕТА В ДИСТАНЦИОННОМ И ОЧНОМ РЕЖИМЕ

Запись по телефону: +7 (499) 487-57-11 доб. 1562, ГУТОВА Елена Борисовна

Правительство Российской Федерации

Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство высшего образования и науки Российской Федерации

Министерство спорта Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Электронное Правительство – госуслуги

Всероссийское общество инвалидов

Всероссийское общество глухих

Всероссийское общество слепых

Доступная среда – жить вместе

Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!»

Источник