Уход за ребенком больным диабетом

Уход за ребенком больным диабетом thumbnail

Диабет первого типа – это пожизненное заболевание для которого на данный момент не существует способа лечения. Ребенку необходимо делать инъекции инсулина. Это может напугать даже ребенка, не говоря уже о детях. Если ребенок очень маленький, то Вы должны будете делать эти инъекции. Когда ребенок повзрослеет, то сможет нести ответственность за инъекции инсулина.

Диета

Ребенок должен строго соблюдать диету. И снова, именно с этим у многих взрослых возникают проблемы, не говоря уже о ребенке. Может помочь, когда в процессе задействована вся семья. Если семья придерживается диеты без содержания жиров, с большим содержанием овощей, то ребенку будет намного легче. И хотя ребенка все еще может соблазнить богатая калориями нездоровая пища, тем не менее Вы предложите ребенку более здоровую пищу, когда он будет находится дома. Прежде всего ребенок должен понимать взаимосвязь между употребляемой пищей и уровнем сахара в крови.

Многие дети «хитрят» во время таких диет и едят что-то еще при этом не говоря своим родителям и другим взрослым. Это может привести к повышению уровня сахара в крови и к госпитализации. Объясните ребенку, что употребление пищи вызывает необходимость в инсулине, поэтому ребенок всегда должен говорить взрослым, если съел что-то, что не входило в сегодняшнее меню.

Очень полезно, чтоб ребенок понял концепцию сбалансированности. Если ребенок хочет съесть что-то, что сегодня не входит в меню, то он должен отрегулировать дозу инсулина в соответствии с этим изменением.

Школа

Школа может представлять определенные трудности для детей с диабетом первого типа, из-за необходимости регулярно делать инъекции инсулина в течении дня, а также из-за необходимости питаться по регулярному расписанию, дети, страдающие диабетом первого типа, отделяются от одногодок. Может быть полезно, если ребенок объяснит своим одногодкам что такое диабет и покажет как работает оборудование. Большинство детей едва ли интересуются такими вопросами и с большой охотой учатся. Также очень важно, чтоб Вы встретились с учителем ребенка, со школьной медсестрой, а также с администрацией школы и обсудили каким образом будет происходить уход за ребенком, страдающим диабетом, в школе. В Америке закон «Об инвалидах» 1990 года включает в себя и детей, болеющих диабетом, поэтому школа должна помогать Вам в лечении ребенка. Убедитесь, что школа обеспечена инсулином для ребенка, обратите внимание на то, чтоб инсулин был от требуемого производителя.

Вы также должны встретиться с учителем физкультуры и обсудить, каким образом физические нагрузки влияют на диабет. Большинство преподавателей физкультуры не знают, каким образом распознать симптомы неожиданного повышения или понижения уровня сахара в крови, поэтому Вы должны объяснить, какие симптомы могут проявиться у Вашего ребенка и как с ними бороться. Поощряйте ребенка заниматься спортом, потому что это позитивно сказывается на лечении диабета. Тем не менее, на планирование физических нагрузок теперь надо потратить больше времени, чем Вы делали до этого. Ваш лечащий врач поможет Вам отрегулировать график физических нагрузок для ребенка в зависимости от типа лечения.

Независимость

По мере того как дети, страдающие от диабета первого типа взрослеют, необходимо поощрять их принимать больше участия в лечении. Как родитель Вы можете хотеть всегда быть рядом с ребенком, когда ему делают инъекцию, но очень важно, чтоб Ваш ребенок развивал независимость. Для детей страдающих диабетом есть много летних лагерей. В таких местах дети могут узнать побольше о своей болезни и о том, как с ней справиться, а также побыть среди других детей, страдающих диабетом первого типа. Если Вы вооружите своего ребенка требуемыми знаниями, то он сможет не только самостоятельно заботиться о себе, но и будет лучше понимать причины возникновения болезни и то, как она лечится.

Поддержка для Вас

Наконец, Вы никогда не должны считать, что Ваша семья в одиночку смотрит за ребенком, страдающим диабетом. Ваш координатор может направить Вас в местную группу поддержки, Вы также можете воспользоваться многочисленными ресурсами в Интернете, а также публикациями различных организаций, например, Американской Ассоциации Диабетологов. Более того, для обеспечения эмоциональной поддержки в таких группах Вас могут снабдить информацией, необходимой для преодоления различных трудностей, которые возникают в

Школа и питание для детей, страдающих диабетом, в возрасте 11 лет и младше Возникают новые трудности, когда ребенок, страдающий диабетом, идет в школу. Если Вы наладите качественную коммуникацию с ключевыми людьми в школе, то значительно облегчите переход ребенка при переходе в школу. Полезно запланировать совещание со школьным персоналом, учителями, тренерами, водителем автобуса, школьной медсестрой, а также с работниками столовой, если у ребенка стоит диагноз диабет. Повторяйте это вначале каждого года. Ребенок должен быть оснащен оборудованием для проведения теста на содержание сахара в крови. При необходимости у школьной медсестры должны быть все медикаменты.

Вопросы питания

Перекус, школьные обеды и еда на вечеринках – обо всем этом надо поговорить, перед тем, как ребенок пойдет в школу. Если ребенок принимает инсулин, то его учитель должен понимать всю важность питания. Объясните Объясните, каким образом перекусы предотвращают понижение уровня сахара в крови. Учителя должны понимать, что время приема пищи нельзя переносить. Предоставьте информацию о том, когда ребенку надо кушать, например, в течение дня, а также до, во время или же после упражнений. У ребенка в школе могут быть обеды. Если ребенку необходимо делать выбор между несколькими блюдами, то ребенок должен хорошо понимать план питания, чтоб делать правильный выбор. Спрашивайте ребенка, чтоб заранее знать, будет ли отложен обед из-за специальных мероприятий в школе, например, вечеринки или походы, таким образом, Вы сможете откорректировать рацион ребенка и дозы инсулина, чтоб предотвратить понижение уровня сахара в крови.

Читайте также:  Задаваемые вопросы при с сахарным диабетом

План лечения

План лечения должен включать:

  • Время, когда необходимо проверять уровень сахара в крови и время, когда необходимо вводить инсулин.

  • Время приема пищи и время перекусов.

  • Список предпочитаемых перекусов и еды на вечеринках.

  • Симптомы, проявляющиеся у ребенка, при понижении или повышении уровня сахара в крови (гипогликемия и гипергликемия).

  • Предпочитаемое лечение при гипогликемии и при гипергликемии, а также, когда необходимо предупреждать родителей.

  • Телефоны скорой помощи, включая номера телефонов родителей и лечащего врача.

В плане должно быть перечислено, как необходимо ухаживать за ребенком, и какой работник школы отвечает за соблюдение плана лечения. Ребенку может понадобится экстренное введение глюкагона, если у него понизилось содержание сахара в крови. Ребенку может быть предоставлена срочная помощь.

Лечащий врач поможет Вам составить план лечения для Вашего ребенка.

Предотвращение гипогликемии

Для детей принимающих инсулин, понижение сахара в крови может наступить из-за дополнительных упражнений или из-за недостаточного потребления пищи, а также из-за низкой дозы инсулина. Ребенок должен носить с собой быстрый источник углеводов, например, таблетки глюкозы, сок или маленький тюбик с сахарной глазурью – их необходимо использовать в случае понижения уровня сахара в крови.

Убедитесь, что ребенок может выявлять симптомы и справиться с низким содержанием уровня сахара в крови или же попросить учителя о помощи. Ребенок также должен носить с собой легкую закуску, например, сдобный крендель, крекер или сендвич, чтоб съесть в случае незапланированных упражнений, или в случае пропуска приема пищи. Хорошо, чтоб у учителя ребенка тоже были с собой легкие закуски, которые бы хранились в ящике стола.

Источник

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сахарный диабет (СД) – самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.

Информация о заболевании. Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.

Сахарный диабет – это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).

Причина. Сахарный диабет имеет генетический код – наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы. Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец – риск 10 %, если больны оба родителя – риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок – действие провоцирующих факторов:

– вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;

– физические и психические травмы,

– нарушение питания – злоупотребление углеводами и жирами.

Особенности течения СД у детей: инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.

Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.

Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.

Лечебная программа при сахарном диабете:

1. Госпитализация обязательна.

2. Режим физической активности.

3. Диета № 9 – исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ – это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.

4. Заместительная инсулинотерапия – доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.

5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.

6. Лечение осложнений.

7. Фитотерапия.

8. Санаторно-курортное лечение.

9. Рациональная психотерапия.

10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля.

11. Диспансеризация.

Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте

– Субъективные методы обследования:

Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью – ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности.

История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.

История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.

– Объективные методы обследования:

Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.

Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови – гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи – глюкозурия.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость. слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.

Читайте также:  Алгоритм оказания первой помощи при диабете

Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара

Цель ухода: способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.

Постовая медицинская сестра обеспечивает:

Взаимозависимые вмешательства:

– организацию режима с адекватной физической нагрузкой;

– организацию лечебного питания – диета № 9;

– проведение заместительной инсулинотерапии;

– прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);

– транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.

Независимые вмешательства:

– контроль над соблюдением режима и диеты;

– подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;

– динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;

– наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;

– контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.

Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:

– организация питания в домашних условиях – ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;

проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;

– обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.

– рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон – 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол – 5-20 мин, теннис – 5-20 мин, городки – 15-40 мин).

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.

Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.

Источник

Теоретическое (лекционное) занятие № 20

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях».

Раздел 3 «Сестринский уход в педиатрии»

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» Группа 31 моз

Тема: Сестринский уход при сахарном диабете у детей

План изложения материала:

Сахарный диабет у детей и подростков

Основные причины и факторы риска развития.

Клинические проявления и осложнения

Гипогликемическая и гипергликемическая кома.

Принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами.

Профилактика.

Сестринский уход.

Диспансерное наблюдение

Опороный конспект

Сахарный диабет – заболевание, обусловлено абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, приводящие к нарушению обмена в-в (в первую очередь углеводного), проявление хронической гипергликемией.

Этиология:

  1. Генетический фактор
  2. Вирусные инфекции
  3. Нарушение питания
  4. Ожирение.
  5. Стрессы, травмы головы.

Формы диабета у детей

Выделяют два основных типа сахарного диабета:

  • Инсулинозависимый диабет (диабет 1 типа). ИЗСД
  • Инсулиннезависимый диабет (диабет 2 типа).

ИЗСД – встречается у детей и лиц молодого возраста.

Степени тяжести.

  1. легкая,
  2. среднетяжелая,
  3. тяжелая.

Стадия развития.

  • Предиабет,
  • латентный СД,
  • явный СД.

Клиника:

  • Предиабет (потенциальный Д) -имеется высокая степень риска заболевания, но нет его развития.

Уровень сахара в крови натощак и после нагрузки глюкозой нормальный. Имеются факторы риска: наличие СД у больных родственников, большая масса тела при рождении (4100), избыточный вес, наличие эндокринных заболеваний, близнецы больного СД

  • Латентный (скрытый) СД.

Характеризуется отсутствием клинических проявлений.

Уровень сахара в крови натощак в пределах нормы, но сахарная кривая носит патологический характер.

Перед проведением пробы обследуемый в течение 3-х дней должен получать обычную пищу без ограничения углеводов.

Берется кровь натощак, затем после приема глюкозы ( 50г на 1 м2 поверхности тела) измерить глюкозу ч/з 1 час ( в норме ее уровень повышается, но не более 50% от исходного), затем берут ч/з 2 часа ( в норме уровень глюкозы снижается до исходного).

  • Явный СД: Типичные симптомы жажда, сухость во рту, частые и обильные мочеиспускания (ночной энурез), быстрая утомляемость, головокружение, похудание за короткий срок при наличии хорошего аппетита.

Отмечаются признаки обезвоживания ( сухая кожа, слизистые, яркий язык), на лице диабетический румянец.

У детей грудного возраста – жадно сосут, отсутствие прибавки массы тела, «накрахмаленные» пеленка из-за отложения на них кристаллов сахара. Характерны стойкие опрелости, Для детей характерны поражения кожи-пиодермии, стоматиты, у девочек вульвовагиниты.

Чаще всего СД течет бурно, но может быть медленное течение, тогда необходимо обращать внимание на спутников СД – (пиодермии, фурункулез, стоматиты и т.д.).

Осложнения:

  • Диабетическая ангиопатия
  • Задержка роста, полиневрит.
  • Комы.
  • Неспецифические (гнойничковые поражения кожи).

Диагностика.

  • Гипергликемия ( ¬ 5,5ммоль/л) явный СД 11-16 ммоль/л.

Определить лабораторным способом, а также глюкометрами, тест-полосками «глюкопрофиль»

  • Глюкозурия ( 2-8%) – определить лабораторно, а также с помощью тест-полосок (глюкотест мультистикс)

Кетоновые тела определить используя полоски «Кетостикс».

Лечение:

  1. Диетотерапия – основа – индивидуальный подбор суточной калорийности, диета, сбалансированная по содержанию углеводов, жиров, белков, витаминов и минералов (ст.№9). Питание 6 раз в сутки (3 основных -завтрак, обед, ужин и 3 «перекуса» – второй завтрак, полдник, второй ужин).
Читайте также:  Как ставить укол при диабете

Из пищевого рациона исключают легкоусвояемые углеводы (сахар, конфеты, варенье, изделия из белой муки). Заменяют на углеводы, содержащие большое количество клетчатки.

Из крупы исключают рис, манную, предпочтение отдают – гречневой, перловой, пшенной. Прием картофеля ограничивают, черный хлеб назначают в количествах, близких к потребностям.

Овощи дают в сыром и тушеном виде, фрукты до 500 гр. В день (зеленые яблоки, слива, апельсины, киви, грейпфрут), исключить виноград , бананы, хурма, дыни, абрикосы.

Сахар заменяют – дают ксилит, сорбит.

Суточная потребность в жирах покрывается за счет сливочного масла, жиров растительного происхождения.

  1. Инсулинотерапия – Доза инсулина зависит от тяжести заболевания и от потери глюкозы с мочой в течение суток. На каждые 5гр. глюкозы, выведенные с мочей, назначают 1ЕД инсулина. Инсулин вводят в основном подкожно, но иногда в/м и в/в.

По действию препараты инсулина могут быть:

  • Короткого действия (пик действия ч/з 2-4ч., ) длительность действия 6-8 час. Актрапид, хумулин Р, авестис. Инсулин Рапид (свиной), хумалог (действие 4ч)
  • Средней продолжительности действия (пик ч/з 5-10 час, действие 12-18час). Инсулонг, Монотард НМ (человеческий), Монотард МС(свиной). Хумулин Н, Базал.
  • Длительного действия ( пик ч/з 10-18час, действие 20-30ч). Ультралонг, Ультратард НМ.

Инсулин может вводиться шприцом (1мл-40ЕД, 1мл-50ЕД, 1мл -100ЕД)., также с помощью шприц-ручек.

Инсулин вводится за 30 минут до еды.

Может применяться помпа – автоматически регулируя введения И в зависимости от уровня глюкозы.

  • Для лечения СД II типа используют, а также при легких формах заболевания сахароснижающие препараты.
  • Витамин группы В, С.
  • Эссенциале, корсил.
  • Необходим уход за стопами (ежедневно мыть теплой водой с мылом, насухо вытирать, смазывать кремом, ногти подстригать и обрабатывать не закругляя на углах, для осмотра подошв использовать зеркало, проверять обувь на наличие посторонних предметов, не ходить босиком, на высоком каблуке, не использовать узкую обувь и тугие носки).
  • В школе рекомендован дополнительный выходной , освобождение от сдачи экзаменов.
  • Контроль за физической нагрузкой ребенка.

Наиболее тяжелыми осложнениями являются комы:

1.Гипогликемическая – резкое уменьшение количества сахара в крови, приводящее к снижению усвоения глюкозы клетками гол.мозга и его гипоксии.

Причины:

  • Нарушение диеты ( после введения инсулина не поел).
  • Передозировка инсулина.
  • Повышенная физическая нагрузка.
  • О.инфекционное заболевание

Клиника: развивается быстро.

Ребенок становится возбужденным, может быть озноб, чувство голода, дрожь, головная боль, головокружение, сердцебиение, повышенная потливость, анемия губ, подбородка, затем наступает потеря сознания, могут быть судороги.

Неотложная помощь:

− если ребенок в сознании дают – быстрорастворимый сахар, сладкий чай, белый хлеб, сок.

− Если без сознания 20-50 мл 20-40% р-ра глюкозы – в/в струйно. При отсутствии сознания – в течение 10-15 минут вводят в/в капельно 5-10% р-р глюкозы до тех пор пока ребенок не придет в сознание. Дают увлажненный О2, кофеин.

Консультация эндокринолога.

2.Гипергликемическая – (диабетическая ) кома – это резко выраженные метаболические расстройства, связанные с ацидозом и кетозом на фоне гипергликемии.

Причины:

− поздняя диагностика СД,

− нарушение диеты (употребление углеводистой пищи),

− недостаточная доза инсулина ( пропуск инъекции)

− стрессы,

− сопутствующие заболевания.

Клиника:

общая слабость, тошнота, рвота, утомляемость, вялость, может быть кожный зуд, полиурия, усиливается жажда, боли в животе, мышцах. Кожа сухая, холодная., пульс частый, АД понижено, характерный запах ацетона изо рта, глаза западают, глазные яблоки мягкие при надавливании. На лице – диабетический румянец. Дыхание шумное. Больной становится заторможенным с дальнейшей утратой сознания.

Неотложная помощь:

  • Промыть желудок р-ром гидрокарбоната натрия или физ. раствором.
  • Поить раствором соды.
  • Очистительная клизма с гидрокарбонатом натрия.
  • Оксигенотерапия.
  • Дезинтоксикационная терапия.
  • Инсулин назначают в/в в дозе 2-4 ед/кг, но вводят только ½ дозы. Через 2-3 часа делают повторную иъекцию, но в небольших дозах с обязательным определением уровня сахара в крови.
  • После прекращения рвоты дают сладкий чай, щелочную минеральную воду., соки.
  • Назначают постельный режим. «Д» наблюдение осуществляют педиатр и эндокринолог. Это комплекс мер лечебных и профилактических.

Диабет для ребенка – это образ жизни. Необходима работа с родителями, чтобы объяснить особенности дальнейшей жизни ребенка., особенности его обучения в школе.

Профилактика

− Выявление детей из групп риска

− Сан. просвет работа среди населения

Теоретическое (лекционное) занятие № 20

Тема Сестринский уход при заболеваниях щитовидной железы

Диффузный зоб – органоспецифическое аутоиммунное заболевание, проявляющееся стойким патологическим повышением продукции тиреоидных гормонов и, как правило, диффузным увеличением щитовидной железы.

Клиника:

­ Увеличение размеров щитовидной железы – “зоб”;

Экзофтальм, неврологические: тремор

Сердцебиение, тахикардия, артериальная гипертензия; повышенная возбудимость, эмоциональная неуравновешенность, плаксивость, тревожный сон;

­ Профузная потливость, дрожжание конечностей и др.

­ Выраженная утомляемость, общая слабость, субфебрилитет, похудание;

­ Со стороны желудочно-кишечного тракта – повышенный аппетит, учащение стула, могут быть боли в животе, увеличение печени.

Диагностика

  1. Биохимия крови
  2. УЗИ щитовидной железы
  3. Определение уровня Т 3, Т4 и ТТГ
  4. Доплерография
  5. Пункционная биопсия
  6. Сцинтиграфия

Лечение токсического зоба:

  1. Тиреостатическая терапия в течение 6 – 12 месяцев. Возможно продление курса лечения, но не более, чем до 2-х лет;
  2. Бета-адреноблокаторы: для купирования тахикардии;
  3. Седативная терапия;
  4. Препараты, улучшающие метаболические процессы.;
  5. Глюкокортикоиды

Эндемический зоб – диффузное увеличение щитовидной железы, встречающееся более, чем у 5% детей младшего и среднего школьного возраста.

Обусловлен поступлением в организм йода или другими зобогенными факторами.

Диагностическа:

­ Увеличение объема щитовидной железы

­ Отсутствие диагностического титра антител к щитовидной железе

На Узи узлы

Лечение:

Препараты калия йодида (йодомарин) в течение 6 мес.

Литература

В.Д. Тульчинская Сестринский уход в педиатрии, 2020

Стр стр 11-12, 270-279,

Источник