Закон о больных сахарным диабетом в украине

Закон о больных сахарным диабетом в украине thumbnail

Как изменился механизм обеспечения жизненно важными препаратами больных диабетом после введения электронного реестра и как получить инсулин бесплатно или с доплатой – в материале

Каждый сороковой украинец имеет сахарный диабет. Это коварная болезнь, которая формирует образ жизни пациента: если ее не лечат, то она инвалидизирует или убивает. Пациент становится полностью зависимым от препаратов, в данном случае – от инсулинов или сахароснижающих препаратов, без доступа к которым пациент живет меньше, чем мог бы.

С точки зрения государства, обеспечение больных диабетом инсулином – это большие цифры: речь идет о миллиардах. Но есть еще одна важная составляющая – огромная значимость диабета для общества, напоминает Александр Линчевский, заместитель министра здравоохранения.

“Диабет – очень важная общественная проблема. Если не помогать пациенту контролировать его состояние здоровья, болезнь имеет серьезные осложнения, которые требуют длительного и дорогостоящего лечения. А в масштабах страны такие последствия ложатся дополнительным экономическим бременем на бюджет страны, а значит, и на все общество. Все мы с вами как граждане заинтересованы в том, чтобы пациенты с диабетом получали надлежащее лечение”, – говорит он.

Фото: Обеспечение инсулином в Украине (.com/usuprun)

Сахарный диабет бывает двух типов: инсулинозависимый и инсулинонезависимый: первого и второго типа соответственно. Пациентов с сахарным диабетом второго типа в пять раз больше, чем больных с первым типом этой болезни. Они обеспечиваются таблетированными препаратами по программе “Доступные лекарства”. Лекарства для больных инсулинозависимым диабетом финансируются из двух источников – государственного и местных бюджетов.

Сейчас государство на 75% покрывает затрат на инсулин, говорят в Минздраве. Ожидается, что в следующем 2019 году начнется полное возмещение стоимости таких препаратов.

Больше года в Украине работает реестр пациентов, нуждающихся в инсулинотерапии. Теперь потребность в лекарствах рассчитывается по данным реестра. Кое-кто уже назвал эти изменения революционными, ведь подобного реестра в Украине еще не было. Чем новый механизм обеспечения лекарствами отличается от старого, ранее действовавшего, – Styler РБК-Украина расспросил Александра Линчевского.

“Жизнь пациента не может зависеть от рынка, от лоббизма, от взяток”

“Предыдущая схема обеспечения инсулином работала так: мы давали субвенцию в области. Область проводила тендер, покупала инсулин и раздавала его эндокринологам. Эндокринологи выдавали его пациенту”, – объясняет Александр Линчевский.

Такой механизм имел много опасностей. Во-первых, схемы закупок инсулина не исключали коррупционной составляющей, говорит он.

“Давайте говорить откровенно: коррупция в закупках инсулина была. Кроме того, вероятно, инсулины могли закупать по завышенным ценам и по другим причинам. Например, по рыночным. Или по каким-то другим соображениям, закупки не были оптимальными. Не исключался и лоббизм: возможно, некоторые производители тем или иным способом через тендер могли лоббировать свой инсулин”, – объясняет заместитель министра.

Александр Линчевский подчеркивает: сейчас гораздо важнее говорить о том, как жизненно важный инсулин доходит до пациента, потому что именно это – самое главное. Ранее, по его словам, здоровье пациента и наличие жизненно необходимого препарата зависело от своевременности тендера, его прозрачности, беспристрастности, от местных политических споров или конъюнктуры.

“В конце концов, это дикость вообще, когда пациент мог получить только те инсулины, которые чиновник в области закупил. Как так может быть? Представим, что умные вдумчивые эксперты закупали только те инсулины, которые были нужны пациентам. Но даже так сам принцип, когда между пациентом и врачом, между болезнью и выздоровлением стояли департаменты, тендерная процедура, коммерция – неправильный”, – рассказывает он.

Фото: “Это дикость вообще, когда пациент мог получить только те инсулины, которые чиновник в области закупил” – заместитель министра здравоохранения Александр Линчевский (moz.gov.ua)

К тому, что такая схема была неправильная по своей сути, склонялись и многие медицинские эксперты, а активисты годами добивались того, чтобы этот механизм изменили.

“Жизнь пациента не может зависеть от рынка, от лоббизма, от взяток, от тендерной процедуры и времени проведения закупки и поставки. Но от всего этого зависел пациент. Так не должно быть! Думая прежде всего о пациенте, мы не можем с этим мириться. Это и стало причиной нашей настойчивости во внедрении реестра”, – говорит Линчевский.

“Мы увидели перекосы в стоимости инсулинов в различных областях, в аптечных наценках, в назначениях”

Уже больше года в Украине действует электронный реестр больных диабетом. Как работает реестр? Что в нем можно увидеть?

“Это электронная онлайн-система, идеально защищенная, с идеальным дизайном. Мы были первыми, кто сделал подобное на таком уровне. Других реестров в Украине, так сделанных и так защищенных, до того не существовало. Реестр действительно замечательный!” – уверен Линчевский.

Реестр сделан таким образом, что каждый видит в нем лишь ту информацию, которая его касается.

“Это не “расшаренная” на всех Excel-табличка! В аптеке, пользуясь электронным реестром, видят только фамилию человека и рецепт – только то, что им нужно. Врач видит только своего пациента, а не чужого. Вы как посторонний человек не сможете узнать, у кого лечится какой-то пациент, какой инсулин он принимает и в какой аптеке его покупает. Через реестр этого узнать невозможно. То есть информация очень хорошо защищена”, – объясняет он.

В реестре есть информация о каждом враче, каждом пациенте, каждой аптеке, каждом рецепте.

Фото: Как бесплатно получить инсулин? Инфографика Минздрава (moz.gov.ua)

“Теперь мы можем все это посчитать. И когда мы стали это считать, то увидели, как можно помочь пациенту лучше. Мы видим, сколько времени пациент идет от врача к аптеке. И эти данные можно анализировать. Мы наконец получили надежный источник аналитической информации для эффективных управленческих решений”, – рассказывает Александр Линчевский.

В отличие от бумажных отчетов, телефонных звонков и советской статистики, теперь доступна информация о количестве пациентов, врачей, аптек, подключенных к реестру, о назначении и о деньгах – в целом об обеспечении инсулином каждого.

“Сейчас в этой сфере мы имеем идеальную базу для аналитики. Имея реальные данные для аналитики, управленец может принять идеальное решение, которое будет удовлетворять пациента. Мы увидели так называемые “мертвые души”, сознательно или бессознательно внесенные. Их около 31 тысячи, по состоянию на октябрь 2018 года. Мы увидели перекосы в стоимости инсулинов в различных областях, в аптечных наценках, в назначениях. Мы знаем, какие врачи в каких областях чего больше назначают. Это важно даже не с точки зрения “поймать коррупционера”, а с точки зрения принятия решений, важных для пациента”, – добавляет Линчевский.

“Пациент наконец-то начал получать то, что ему нужно”

Как именно реестр работает по состоянию сегодня?

“Области на обеспечение пациентов инсулином на 2018 год подали потребность в сумме более 1,6 млрд грн, а согласно данным реестра получилось чуть больше 900 млн. Есть области, которые еще не всех пациентов внесли в реестр, которые опаздывают. Даже если сумма дойдет до миллиарда, то все равно мы сможем утверждать об экономии не менее 400-500 млн грн, в масштабах государства – это колоссальная цифра”, – объясняет он.

Читайте также:  Паста черничная при сахарном диабете

И все равно, по словам Линчевского, дело здесь даже не в сэкономленных миллионах гривен.

Фото: “Не исключался лоббизм: возможно, некоторые производители тем или иным способом через тендер могли лоббировать свой инсулин” – Александр Линчевский (pixabay.com)

“Сейчас речь не о миллиардах, хотя действительно больше средств будет оставаться в центральном и местных бюджетах, а о совсем другой свободе пациента и здоровых отношениях между пациентом и врачом”, – добавляет Александр.

Как теперь пациент может получить инсулин бесплатно?

“Теперь пациент приходит к врачу и тот назначает именно то, что нужно пациенту. Он идет в аптеку и там бесплатно или с небольшой доплатой получает лекарства. Пациент наконец начал получать то, что ему нужно, и получает это своевременно и в том объеме, который ему нужен. Вот это и есть задумка реестра, вот так должно быть и вот так оно в большинстве областей уже есть”, – подчеркивает Линчевский.

Сейчас в реестр на местах вносят все меньше ложных данных, поскольку реестр уже нельзя обойти, уверяет он.

“В результате постоянного совершенствования технической работы реестра схем, как обойти реестр, становилось все меньше и меньше. Сейчас его обойти уже нельзя. В итоге пациент стал независимым от факторов типа “Ой, не закупили” или от того, что какая-то фирма хочет пролоббировать именно свои препараты инсулина. Сегодня, если в одной аптеке нет нужного инсулина, пациент идет в другую и берет его там. Раньше человек сделать этого просто не мог: его буквально ставили перед фактом и давали только тот инсулин, который закупили на местном уровне, хотя препарат мог человеку вообще не подходить или вызывать массу побочных эффектов и часто – тяжелые осложнения. Местная власть должна выполнять свою задачу по обеспечению инсулинами на местах, центральная власть свою часть задач выполняет в полном объеме”, – говорит Линчевский.

Препараты инсулина закупают за средства центрального и местного бюджетов. Государство за год покрывает большую часть потребности в инсулинах из государственного бюджета, остальное должны профинансировать органы местного самоуправления.

В 2018 году объем медицинской субвенции на возмещение стоимости препаратов инсулина составляет около 701 млн грн, что превышает показатели прошлого года и составляет около 75% от реальной потребности в целом по Украине.

Фото: Раньше в регионах закупали инсулин, который мог человеку вообще не подойти и вызвать массу побочных эффектов и часто – тяжелые осложнения (pixabay.com)

Госбюджет никогда не покрывал 100% потребность в обеспеченности пациентов инсулинами: местные бюджет дофинансируют разницу. Гражданам нужно требовать от местных органов самоуправления, которые они выбирают на местах, эффективного бюджетного планирования и распределения финансирования для бесперебойного обеспечения инсулинами пациентов.

“Средства на обеспечение пациентов препаратами инсулина ежегодно увеличиваются. С 2014 года после старта децентрализации все деньги остаются в местных бюджетах. Из государственного бюджета деньги на инсулины предоставляются вовремя, и их больше, чем в предыдущие годы. Из местных бюджетов лишь доплачивают то, чего не хватает”, – уверяет Александр Линчевский. – Нам известно о проблемах, возникающих на местах, о жалобах пациентов, которым в аптеках не выдают инсулины. Очень важно понимать: нет проблемы отсутствия препаратов инсулина в аптеках. Подавляющее большинство проблем с якобы отсутствием инсулинов сегодня возникают именно из-за НЕвозмещения местной властью аптекам стоимости необходимых пациентам препаратов”.

Как говорилось ранее, внедрение реестра выявило много манипуляций. Мы спросили Александра, не угрожали ему лично после или в процессе того, как реестр ввели.

“Изменения всегда даются тяжело, особенно когда ломают коррупционные схемы. Да, были угрозы. Мы точно не знаем, кто и почему угрожает. А вот самая свежая угроза, которая была – обещали сломать ноги за то, что мы ввели требование для абитуриентов сдавать физику или математику для поступления в медицинский университет. Смс с подобным содержанием мне персонально приходила. Это обычное дело. Нас часто упрекают, что с нами “договориться” нельзя”, – говорит он.

Напомним, в эксклюзивном интервью Уляна Супрун рассказала о средствах на медицину, выборе семейного врача и о сопротивлении медицинской реформе в регионах.

Также ранее Уляна Супрун пояснила, как можно предотвратить диабет и назвала главные методы профилактики болезни.

Видео: Советы тем, кто хочет стать донором крови (video.rbc.ua)

Источник

Пациенты с сахарным диабетом опасаются возможного ограничения их доступа к современным лекарствам в результате изменений в системе реимбурсации инсулинов, которые нарабатываются в Национальной службе здоровья Украины (НСЗУ).

“Как известно, сейчас в НСЗУ проходят консультации по изменениям в реимбурсации инсулинов с апреля 2020 года. Согласно информации, которой мы располагаем, некоторые из предложенных изменений могут ограничить наш доступ к современным инновационным лекарствам”, – говорится в обращении 13 пациентских организаций к президенту Украины Владимиру Зеленскому, председателю комитета Верховной Рады по вопросам здоровья нации Михаилу Радуцкому, министру здравоохранения Зоряне Скалецкой, текстом которого располагает агентство “Интерфакс-Украина”.

При этом пациенты подчеркивают три ключевых требования: сохранить прозрачную систему реимбурсации инсулинов, не допустить ограничения списка доступных препаратов исключительно отечественными препаратами, увеличить бюджет на реимбурсацию инсулинов.

“По нашей информации, с 1 апреля 2020 нам планируют ограничить список доступных препаратов, ограничившись инсулинами украинского производства, входящих в Нацперечне основных лексредств. Мы видим в этом проявление лоббизма интересов определенных отечественных производителей инсулинов. Лечить 200 тыс. инсулинозависимых пациентов только одним или двумя видами инсулинов, входящих в действующую редакцию Нацперечня, это прямое нарушение их прав. Более того, отдельные категории социально уязвимых пациентов (беременные, дети, студенты, незрячие люди и т.д.) крайне нуждаются в доступе к современным формам терапии в картриджах и этот доступ необходимо сохранить”, – говорится в обращении пациентов.

Пациентские организации также отмечают проблему недостаточного финансирования программы реимбурсации стоимости препаратов инсулина больным сахарным диабетом, а также недофинансирование этой программы со стороны местных бюджетов. В частности, по данным пациентов субвенция, выделенная на реимбурсацию, покрывает лишь немногим более половины от необходимой суммы, а “региональная власть постоянно саботировала дофинансирование этой программы со своей стороны”.

На 2020 год в проекте госбюджета предусмотрено определенное увеличение суммы на инсулин на уровне 1,2 млрд грн, однако реальная потребность пациентов составляет, по меньшей мере, 1,8 млрд грн.

“Мы снова будем ограничены в доступе к лечению, который для нас является жизненно необходимым и может привести к смерти. Поэтому просим вас сохранить систему реимбурсации инсулинов, не допустить ограничения списка отечественными препаратами, увеличить бюджетное финансирование на реимбурсация инсулинов”, – говорится в обращении пациентов.

Пациенты напоминают, что “пилотный проект по возмещению стоимости инсулинов для больных сахарным диабетом через аптеки, который действует с 2017 года, позволил сломать старую непрозрачную систему, когда инсулины (часто некачественные и просроченные, которые вызывали слепоту, ампутацию конечностей и другие последствия) закупались на тендерах местными властями”.

Читайте также:  Кизил при сахарном диабете 1 типа

“Получить качественный инсулин иностранного производства было крайне трудно, мы должны были давать взятки, чтобы нам выдали современные лекарства. Благодаря реимбурсации эта ситуация изменилась коренным образом, теперь пациенты не платят взятки врачам и не ждут месяцами без инсулинов до проведения следующего тендера”, – говорится в обращении пациентов.

“Остановите намерения отдельных лоббистов. Помните, что подход, направленный против интересов пациентов, приведет к необратимым последствиям!”, – взывают пациентские организации.

Обращение подписали, в частности, президент Международной диабетической ассоциации Украины Людмила Петренко, председатель Киевского благотворительного фонда “Диабетик” Наталья Власенко, председатель ОО “Диа-Дом Тернопольщины” Роман Островский, председатель ОО “Общество содействия больным сахарным диабетом” Людмила Калашникова, основатель ОО “Диа-Дзен” Елена Погорелова, председатель ОО “Херсонская областная ассоциация диабетиков” Нина Головченко, председатель ОО “Диародина” Юлия Шемет, председатель ОО “Солнце для детей” Татьяна Кравчук, председатель правления ОО “Диабет и дети” Анна Левандовская, председатель ОО “Волынский союз диабетиков” Николай Ткачук, председатель ОО “Диабетический союз Ужгорода” Юрий Головнич, председатель ОО “Львовская диабетическая ассоциация” Андрей Шевцов, руководитель ОО “Диа-дети” Олеся Казьмиришена-Файденко.

Источник

Сахарный диабет – распространенная патология, которая при отсутствии надлежащего лечения характеризуется высоким уровнем инвалидизации и смертности. По данным IDF Diabetes Atlas, в Европе проживает 52,8 млн больных сахарным диабетом, в Европейском Союзе количес­тво пациентов с таким диагнозом составляет 23 млн. Средний показатель распространенности в европейских странах составляет 8,1%. Высокая стоимость лечения сахарного диабета является тяжелой ношей для бюджетов государств Европейского региона, что обусловливает внедрение политик экономии. Бюджет здравоохранения Украины несоизмеримо мал по сравнению с объе­мом выделяемых средств в экономически развитых странах. В то же время изучение вопросов обеспечения пациентов в этих государствах может быть полезным для формирования оптимальной с точки зрения затраты/эффективность политики обеспечения медицинской помощью больных сахарным диабетом в Украине.

Подходы к обеспечению больных сахарным диабетом необходимой медицинской помощью отличаются в разных странах. Объединяет все политики стремление к повышению эффективности первичного звена, а именно – увеличению количества случаев выявления заболевания на ранних стадиях.

В публикации мы рассмотрим на примере некоторых стран (с низким и высоким уровнем доходов) такие параметры, как распространенность патологии, расходы на обеспечение медицинскими услугами пациентов, участие государственного сектора в расходах на лекарственные средства и медицинские изделия. Что Украине стоит перенять из опыта соседей для достижения качес­твенных изменений в сфере обеспечения больных сахарным диабетом необходимым лечением? В статье использованы статистические данные национальных систем здравоохранения, профессиональных ассоциаций и Международной Федерации Диабета (iDF Diabetes Atlas).

Албания

Закон о больных сахарным диабетом в украинеРаспространенность сахарного диабета составляет 3% населения страны, что соответствует 64 тыс. пациентов. Ожидается повышение показателя до 3,6% к 2030 г. Затраты на терапию составляют 4,7% от бюджета здравоохранения.

В Албании стоимость амбулаторного лечения больного сахарным диабетом без осложнений составляет 13,43 евро в месяц, с осложнениями – 34,80 евро. Затраты на госпитальное лечение 1 пациента с данной патологией составляет 20,60 евро в сутки.

Для снижения финансовой нагрузки на государство предпринимаются меры, связанные с ранним выявлением заболевания, что направлено на увеличение доли пациентов без осложнений.

Национальный стратегический план по борьбе с сахарным диабетом включает ведение реестра пациентов, чему предшествует обязательное внедрение национальных рекомендаций по диагностике, лечению и дальнейшему ведению больных.

Бюджет здравоохранения формируется за счет налогов и средств, поступающих в Фонд обязательного медицинского страхования. Несмотря на то что государство является основным плательщиком в сфере здравоохранения, в Албании достаточно большая доля расходов лежит на плечах пациентов. Социально незащищенные группы населения включаются в систему национального страхования. В Албании государство практически не участвует в расходах на лекарственные средства, однако стоимость терапии сахарного диабета покрывается полностью либо частично.

Полное покрытие: инъекционные инсулины и шприц-ручки, изделия для определения липидов в крови, скрининг ретинопатии, офтальмологические исследования, стоматологические услуги для детей и пожилых пациентов.

Не покрываются: тесты для измерения уровня глюкозы в крови, изделия для измерения артериального давления, тесты на определение альбуминов, лечение заболеваний стоп.

Недоступны: инсулиновые помпы и расходные материалы.

Для Албании характерен неравномерный охват больных сахарным диабетом необходимыми услугами здравоохранения, проблема низкого доступа наиболее выражена в сельской местности.

Армения

Закон о больных сахарным диабетом в украинеРаспространенность сахарного диабета среди взрослого населения составляет 9% (более 190 тыс. больных), к 2030 г. данный показатель повысится до 10,1% (227 тыс. пациентов).

Расходы на терапию составляют 11,7% всех расходов на здравоохранения. В Армении отсутствует национальная программа борьбы с сахарным диабетом (в том числе у детей), не утверждены национальные руководства и клинические протоколы. В то же время профильным министерством ведется Реестр пациентов, однако он покрывает не всех больных.

В течение последних лет существенно увеличился охват пациентов препаратами инсулина. Социально незащищенные слои населения, а также льготные категории больных получают терапию бесплатно. Остальным предоставляются необходимые услуги в сфере здравоохранения на условиях доплаты.

Полное покрытие: инъекционные инсулины, скрининг ретинопатии, офтальмологичес­кие исследования.

Частичное покрытие: изделия для определения содержания глюкозы в крови/тесты-полоски (только для детей), изделия для определения артериального давления (только для детей).

Не покрываются: инсулиновые помпы и расходные материалы, ланцетные устройства, изделия для определения липидов в крови, альбуминов, мониторинг заболеваний стоп, стоматологические услуги.

В Армении один раз в год все пациенты с сахарным диабетом получают возможность пройти бесплатное обследование.

Основные причины низкого доступа к лечению, по мнению армянских специалистов, связаны с недостатком финансовых ресурсов. Повышения эффективности терапии можно ожидать после внедрения Национальной программы борьбы с сахарным диабетом.

Азербайджан

Закон о больных сахарным диабетом в украинеРаспространенность патологии среди взрослого населения составляет 2,6% (167 тыс. пациентов), к 2030 г. данный показатель может достичь 3,4% (260 тыс. больных).

Расходы на лечение составляют 4% от всех расходов на здравоохранение, что в денежном выражении – порядка 11,4 млн евро.

В Азербайджане внедрена Национальная программа борьбы с сахарным диабетом, клинические протоколы (не осуществляется мониторинг следования протоколам), существует Реестр пациентов (ведется Министерством здравоохранения, в него включены более 50% пациентов).

В 2010 г. началась реализация 5-летней Национальной программы по борьбе с сахарным диабетом. В рамках данной программы ключевыми стратегиями является первичная профилактика сахарного диабета ІІ типа, предоставление надлежащей медицинской помощи больным, обучающие программы (самоконтроль заболевания), эффективное обеспечение лекарствами, а также необходимыми диагностическими изделиями.

Покрываются: инсулины (шприц-ручки для детей; ампулы для взрослых); тест-полоски для определения уровня глюкозы (охватывает не всех пациентов, которым требуется); ежегодное медицинское обследование (принимают участие около половины больных).

Чешская республика

Закон о больных сахарным диабетом в украинеРаспространенность сахарного диабета среди взрослого населения составляет 6,9% (557 тыс. больных), по прогнозам, к 2030 г. показатель увеличится до 8,3% (659 тыс. пациентов).

Расходы на терапию составляют 8% от всего бюджета здравоохранения. В Чехии внедрена Национальная программа борьбы с сахарным диабетом (направлена на первичную профилактику, раннее выявление патологии), внедрены клинические протоколы, однако не ведется общенациональный реестр пациентов.

Читайте также:  Продолжительность жизни человека болеющего сахарным диабетом

Одна из основных проблем – разница между реальной стоимостью терапии и средствами, выделяемыми страховыми компаниями для реимбурсации. Решение этих вопросов усложняется недостатком данных относительно соотношения эффективности/затрат того или иного метода вмешательства. В настоящее время проводятся фармакоэкономические исследования, цель которых – определить возможность долгосрочной экономии от использования тех или иных мероприятий, например, проведения регулярных осмотров.

В Чехии внедрены национальные и международные протоколы диагностики и лечения сахарного диабета І и ІІ типа, гестационного сахарного диабета, стандартов самоконтроля, направленных на снижение риска развития осложнений и др.

Несмотря на то что международные специалисты оценивают качество оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом в Чехии достаточно высоко, существует ряд проблем. Например, врачи общей практики и частные эндокринологи ограничены в финансовых средствах, поэтому не могут предоставить пациентам такой же уровень услуг, как крупные специализированные центры диабета. Это во многом связано с политикой страховых компаний, ограничивающих расходы. В то же время специализированные центры диабета обеспечивают пациентам доступ к новейшим технологиям и наиболее квалифицированную помощь благодаря тому, что получают достаточную финансовую поддержку.

Покрытие: почти все назначаемые препараты, медицинские изделия и технологии пациенты получают бесплатно. Лишь за стоимость некоторых лекарственных средств доплачивают минимальный процент. Инсулиновые ручки и помпы (включая расходные материалы) возмещаются полностью. На каждого больного, принимающего инсулины, ежегодно бесплатно выделяется 1000 единиц тест-полосок для определения уровня глюкозы; для пациентов, принимающих гипогликемические препараты, – 100 единиц тест-полосок; для тех, кто находится в группе риска по причине избыточной массы тела, – 50 единиц. Каждый больной может получить до 100 ланцетных устройств в год.

Несмотря на то что определение липидов, альбуминов и исследование ретинопатии входит в стандартное лечение, на врачей накладываются ограничения по использованию этих диагностических процедур, что направленно на экономию средств (это касается в наибольшей степени врачей общей практики и частных эндокринологов).

Не покрываются: изделия для самоконтроля артериального давления.

В последние годы в Чехии построено более 20 амбулаторий, в которых осуществляется мониторинг заболеваний ступней, что направлено на снижение уровня инвалидизации.

Франция

Закон о больных сахарным диабетом в украинеРаспространенность сахарного диабета среди взрослой популяции составляет 7,3% (3,3 млн больных), к 2030 г. показатель может повыситься до 8,2% (3,8 млн больных). Расходы на лечение составляют 8,3% от всех затрат на здравоохранение.

Во Франции не ведется национальный реестр пациентов. На государственном уровне внедрены программы: «Улучшения качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями», информационные сервисы (в частности, Национальная программа психологический поддержки и медицинских консультаций «Софиа», Национальный план по борьбе с ожирением, общенациональное соглашение между врачами и страховыми компаниями. Также во Франции внедрены руководства по диагностике и лечению сахарного диабета.

Кроме того, для повышения качества медицинской помощи проведена реформа системы здравоохранения, включающая децентрализацию административной части, что направлено на повышение эффективности распределения финансовых средств.

Национальные программы борьбы с сахарным диабетом сфокусированы на превентивных мерах и направлены на борьбу с факторами риска развития осложнений сахарного диабета.

Покрываются: в рамках французской системы страхования сахарный диабет относится к категории хронических заболеваний, поэтому больные получают все необходимые препараты и изделия бесплатно. Также бесплатно они проходят ежегодное полное медицинское обследование.

Специалисты здравоохранения Франции полагают, что наиболее эффективным методом борьбы с патологией является реализация превентивных мер.

Германия

Закон о больных сахарным диабетом в украинеРаспространенность сахарного диабета среди взрослого населения составляет 8% (5 млн пациентов), к 2030 г. показатель может повыситься до 9,5% (5,6 млн больных).

Расходы на лечение составляют 8,6% от всего бюджета здравоохранения. В натуральном выражении Германия является лидером среди стран ЕС по объему расходов на терапию больных сахарным диабетом, по данным Федерального агентства по статистике, в совокупности на борьбу с патологией тратится более 6,3 млрд евро. Государство ежегодно теряет около 42 млрд евро в связи с затратами на лечение, а также потерями, ассоциированными с инвалидизацией и смертностью.

В Германии существует Национальная программа борьбы с сахарным диабетом, внедрены клинические протоколы, а также ведется Реестр пациентов. Ежегодно выявляется 300 тыс. новых случаев заболевания. Затраты на лечение 1 больного, включающие расходы государства и страховых фондов, в среднем составляют 5,7 тыс. евро. Стоимость лечения пациентов с сахарным диабетом с осложнениями более чем в 3 раза выше, чем заболевания без осложнений.

В связи с этим реформа системы здравоохранения направлена на повышение эффективности первичного звена, раннее выявление и увеличение количества пациентов, получающих лечение до развития осложнений.

Покрывается: инъекционные инсулины, шприц-ручки и инсулиновые помпы (включая расходные материалы), ланцетные устройства, изделия для определения липидов, альбуминов и др.

Частично покрывается: тест-полоски для определения уровня глюкозы, изделия для измерения артериального давления, офтальмологические и стоматологические услуги, лечение заболеваний стоп.

Реестр пациентов

Несмотря на широкую распространенность сахарного диабета и большие расходы на терапию, не все страны предпринимают все доступные меры для эффективной борьбы с патологией, в частности это касается ведения национальных реестров пациентов. В то же время эпидемиологические данные необходимы для формирования целевых программ по борьбе с патологией, распределения бюджетных средств и др.

В ЕС к этой проблеме подошли централизовано: Резолюцией Европейского Парламента от 14 марта 2012 г. принято решение о создании реестра пациентов с сахарным диабетом, что включает сбор данных, мониторинг осложнений и затрат на лечение больных, проживающих в ЕС.

Проект получил название EUBIROD (EUropean Best rmation through Regional Outcomes in Diabetes – Оптимальная информация о распространенности сахарного диабета в ЕС). В настоящее время в проекте принимают участие 20 стран, использующих стандартизированные подходы для ведения данной статистики. Каждый центр, принимающий участие в проекте, самостоятельно ведет учет, обновляя данные по своему усмотрению. Интеграция информации происходит 1 раз в год. Благодаря унифицированному подходу к кодированию объединение данных из разных точек не представляет труда.

В базе данных системы EUBIROD представлена следующая информация: дата рождения, дата установления диагноза, пол, тип заболевания, факторы риска (модифицируемые и немодифицируемые), данные лабораторных анализов, осложнения, медикаментозное лечение. Каждому пациенту присваивается идентификационный номер. Информация подается со стороны центров, принимающих участие в проекте, уже в кодированном виде.

Заключительное слово

Обеспечение больных сахарным диабетом услугами здравоохранения возможно только при надлежащем уровне финансирования. В экономически развитых странах оно осуществляется как за счет государственных средств, так и поступлений со страховых фондов (частных и/или государственных). Это позволяет включать в системы реимбурсации дорогостоящие препараты и медицинские изделия.

В Украине для надлежащего обеспечения больных сахарным диабетом услугами здравоохранения может быть целесообразным введение национальной системы страхования, которая станет дополнительным источником финансирования. Важно понимать, что пока в нашей стране отсутствует эффективная система мониторинга структуры заболеваемости, крайне сложно оценить объем средств, которые требуются для надлежащего обеспечения больных лечением. Решением может стать создание реестра пациентов в Украине.

Галина Галковская

Список использованной литературы

находится в редакции

Источник