Адаптивная физкультура для детей сахарном диабетом

Автор: Бескровная Ксения Сергеевна

Должность: Студентка

Учебное заведение: СГПИ

Населённый пункт: Город Ставрополь

Наименование материала: Статья

Тема: “Адаптивная физкультура при сахарном диабете I типа”

Дата публикации: 28.01.2019

Раздел: среднее образование

Студентка Бескровная К. С.

Ставропольский государственный педагогический институт (СГПИ)

«Адаптивная физкультура при сахарном диабете I типа»

Сахарный диабет I типа – это заболевание эндокринной системы,

возникающее при абсолютном недостатке инсулина в организме, приводящее

к нарушению обмена углеводов и повышению уровня глюкозы в крови.

Лечебная физкультура при сахарном диабете, как составная часть

комплексного лечения больных сахарным диабетом, благодаря своим

физическим упражнениям, оказывает стимулирующее воздействие на

тканевой обмен, утилизацию сахара в организме и отложение его в мышцах.

Различают три формы заболевания: легкая форма сахарного диабета,

средняя форма и тяжелая.

Если у больного легкая форма диабета, то в этом случае в занятия ЛФК при

сахарном диабете включаются упражнения для всех мышечных групп.

Движения в упражнениях выполняются с большой амплитудой, в медленном,

среднем и быстром темпах. Занятия должны длится около 30-50 минут, темп

выполнения должен быть достаточно быстрым.

При диабете средней формы тяжести упражнения должны использоваться для

всех мышечных групп и должны быть умеренной или малой интенсивности.

Занятия продолжаются не более 25-30 минут при невысокой плотности.

Если у больного наблюдается тяжелая форма сахарного диабета, то первые

занятия ЛФК необходимо проводить по методике проведения ЛФК при

сердечно-сосудистых заболеваниях. При этом необходимо следить за тем,

чтобы общая нагрузка на организм была совсем небольшой.

Выполняемые упражнения можно разделить на 3 группы:

1.

Аэробные укрепляющие упражнения(для снижения глюкозы крови)

2.

Упражнения для ног(для улучшения кровообращения)

3.

Дыхательные упражнения

Комплекс аэробных упражнений:

1.

Вращение головой. Поставить ноги на ширину плеч, а руки на пояс. И

начинать поочередное вращение головой вправо, а затем влево.

2.

Вращение руками. Поставить ноги на ширину плеч, руки расположить

вдоль туловища. Начинать поочередное вращение руками вперед и

назад.

3.

Повороты туловища. Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях,

ладони лежат на плечах. Руки должны находиться параллельно полу.

Нужно выполнять повороты туловища влево и право, при повороте

делая выдох, при возвращении обратно – вдох.

Комплекс упражнений для ног:

1.

Попеременно сгибать и рассгибать пальцы ступней.

2.

Медленно отрывать носок от пола, задержавшийсь в таком положении

несколько секунд, затем его нужно опустить, подняв пятку.

3.

Поднять пальцы вверх, сделав основной упор на пятки, носками делать

круговые движения, не отрывая пяток.

4.

Сделать упор на носки, а пятками совершать вращательные движения в

воздухе.

5.

Поочередное выпрямление ног на весу, постепенное поднятие колена с

направленными на себя носками.

6.

Выпрямление ног с касанием до пола, стараясь не сгибать их в колене.

При сахарном диабете часто назначают дыхательную гимнастику А. Н.

Стрельниковой.

Во время занятий спортом больные диабетом должны учитывать

следующие рекомендации:

1.

Необходимо определить частоту занятий в неделю.

2.

Заниматься спортом нужно через пару часов после приема еды.

3.

Увеличивать нагрузки следует постепенно, начиная с самых коротких

занятий по 5-10 минут. Для больных диабетом I типа время занятий не

должно превышать 40 минут.

4.

Перед занятием нужно проверить уровень сахара в крови.

5.

Необходимо соблюдать режим нагрузок. Сначала в течение 5-7 минут

нужно разогреть мышцы, и лишь потом приступать к основному

комплексу, заканчивать стоит расслабляющими упражнениями.

6.

Больной диабетом обязательно во время тренировки на экстренный

случай должен иметь при себе сахар.

7.

Следует выпивать большое количество воды, как и во время

тренировки, так и после нее.

8.

В течение всего занятия следует тщательно прислушиваться к себе,

если вдруг возникли болевые ощущения, занятие нужно прекратить

немедленно.

9.

Физическая активность приводит к повышенной нагрузке на ноги,

поэтому велика вероятность получить травму. Нужно грамотно

подбирать для занятий специальную мягкую и удобную обувь.

Заключение

Клинически установлено, что физические упражнения при сахарном диабете

приводят к понижению уровня сахара в крови в некоторых случаях до

нормальных величин. Выполнение дозированных физических упражнений

приводит к усилению действия инсулина и позволяет уменьшать его дозу.

Если больные страдают избыточным весом, то лечебная физкультура и

лечебная гимнастика при сахарном диабете способствуют нормализации

жирового обмена, в результате чего жироотложение значительно

уменьшается.

У больных сахарным диабетом, как правило, появляются адинамия и

мышечная слабость, а физические занятия при сахарном диабете помогают

бороться с этими недугами, а также повышают сопротивляемость организма

неблагоприятным факторам.

Читайте также:  Лекарства от тахикардии при диабете

Источник

ÇÌHÇØË©NGk]üi‹rJêÌ3ò7…ÛŸVëIùóш|ÇfpÕ† xÜ%-Í®‡¼¤CÆ€R¨ü”ÓÍš6Æ8ƒŽIðØ(;/m]·³’FeskŒ‹&ÂY€tá%uƒ™Ñ-zóëéýU¬Îçõo’…²ÒÍøš™.lñ mÐm,€s]¶ãuˆ¬¥t²ÕŒ,¦0‹°·, T-$C? Kèv™âYM¸Â}”[=¤%Z#,&òtªžÿ,âGé`ixó5ÂÝ’ªÔ/,ÄvBÕ…£ÂàìÔ7¢BYÀQUC-“ÓŠ?1|gq¯Õ_û;’uçâƒY©‡µ^ßø±…¤¦ñMúPêÛvž;…0auˆ€]ÀèH§]ü”¢² endstream endobj 5 0 obj > endobj 6 0 obj > endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > endobj 9 0 obj > endobj 10 0 obj > endobj 11 0 obj [ 12 0 R] endobj 12 0 obj > endobj 13 0 obj > endobj 14 0 obj > endobj 15 0 obj > endobj 16 0 obj > endobj 17 0 obj > endobj 18 0 obj > endobj 19 0 obj > endobj 20 0 obj [ 21 0 R] endobj 21 0 obj > endobj 22 0 obj > endobj 23 0 obj > endobj 24 0 obj >/ExtGe>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/Box[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 25 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 1>> endobj 25 0 obj > stream xœ½Ko$·¾/°ÿ¡Z#jñý “æ!1`À†ÈAða±±l’Ž€ ÿ>U,’M²©î^©’0äÙ™i’Åz~U,ÎÝñÏç_þôùy¸¿¿;>?úüŸþ>ï>þ÷Ÿ?Ý}÷é-_ÿôüë¿ÃérNß¿»{äW#SÃÇŸß¿ãƒÿø ¼¹”€o~{ÿŽ ¿ÀÃ_ÿ ÌðË¿ñí×ïß=݈?¿yÿîfÂÙÒxÉøÈe9þéfhž½{ƒ½©Öf4 †ÞõÆ ßž‡áî;Üæ·ç¿^·Â’B°þŸ?½÷óWѼb”ì0‹’AÖŠQŠ‰O÷L¨òá ñŸŠ1~aŒÉí¢ZMuVã°qY­ötc>¨þáVÞhüßøó‰ú#¾Ä$Y,œ-rfYVK-rZÍ9- °83š«NëÍœVndnâôpËàI|ö32]žðo‰Ë¦·YÎF]Í Ó”J-Mf×E&Øh«©Wøèzô¡žŠz’ [™Þª¥‰}ob”u_@ï8Ç$g±`P¼CD’¬£/œÉ%bF‰qn4f#%²í‰Ž¹Qsh˜ilÛ¼˜ãáíÛˆøj™°ñ«3½¸ð X>~{à>ÓÇâ3~pÓG€úêGø{8øòcÞæeÄ4rƒOÂ@+qð3|äBÔÀ£H†>‡¯LIó‰&*ˆ…’A:> pð’#¹ŠVKs

,£ïÃ^u±Ëi°9]4ud˜Ðz8ó¯0ÃBâFJltæªg L@(ŒÕ•î rªD> ¹”,)£îz3òjîìUÌ¢‹â]%À-“…y¢²%ňrì« hfV;_O$q¸Z­Ï.…X),ÉtZqš3ªŽ¾MÀØ)˜o쇴ô`0þX˜Ð®+È9Ò7©d©ÒÇš1:0ÆšHq ó 7è›’ ¼ÑÁØž•A_i4í-ÁfkõkÖJ¥”³áµ.ÊuÜÒdß”ÁºÓNá®rºã:%Ú¢/ö9ýüt£-½º_uËRªÑÙbî`.ìm ]±uª5D”YQH^¤XôBšm’åþŸ£‰…· Þ-M.ÖÙáÙ¨dÍþ(è2eàúèí)k7E¢ËáV”6ý8¨ÓQr•” …æÕþ-™¨V!#,”à-Sê>Ðil3_aV©ÐvôÀy&œÕÖ|Ì& ðLÕ’ûâùmt±Á¦­¾™_oW3)mP¼‰¦56¹9›Œ…´l[Pµ½šŒÒ3 m}’f”OÔ _Ñ¥¯xɺ٠ƒü¢#HÁF¯Ù~$w(î³¢LagiY¾ž+úPqó-żKt¶” D(^ϲ(A)WE Á`t¾e:°tKHA”ý§x¾ Œ;nãT=6Åë2″¢sq}ˆ÷hµÓÄô8Åc “ãŠZ ÈLqM-4R@³, “V³Ñ£!¹‡Y(ŸsO­ÊU¹˜|D:®GÉÑØÉ°4ëFº¦Ý arÖ ‰¤ê€¦ä}Cij:ëÂW- ûE­{ÁíhxI͇ܺΠ>2_Í™uÓ ÒÐÇEÊ{)/Ú’âí¼šæ‹81k´Ú´¢Bªç'”㣶3òMFviÅh›œZwBRÀ'(në6bURøÑÌD^@¹»¤´/ÂOA ¬±%k(¡H-žôñm~jù’7»ƒÔïTYÍ_šûQëm8Céu[÷~zÐXõÔ Î ,GF‡Õ/å#Ô…x)A±êešBƒ£³åza©àoC wôʤ#‰úœs‰˜¶Mæj} J|’~l@ÑcEò@Ñ¥š­îžCÜâ®je÷š¯”ïVÚÊ9’1&¼-©S zŒYíbb¡Åz¤|km½™EŒ¥{Åm¡x°¨í,Q0-­lY’ã•%œßxý-VrnÕ”%šlö}SA-“”Ò9_^õK$Êò’ûmÙƒî-Í)‰ÑòÙ¤=Güi%EÒGÚ( L>Çï!ŽT÷¼†t·ÞØé’¾§ûµÚƒîÕ’Ó£·³‰Rõ¬.…e ¾ŠI:‹XªÉ&Á’K…”rñ뀔Dø·½ïÔ`YªÕ5zFq¹)åâጭÇ)ßM’ß)èHHªû‰¨+a² ¦ÝzðÓšŠÙ+ïç!@YÄ›B€aë>”_†øï06-Fõ$‰5Û»éU¥8˜&dâÅ’/vÅê¤9Š²Al”N¦¢®) ta€* …™Í£‹nq¦@Æž+¸”§ÔX»¥Õ(qµj*3 _ãÈ»%ì±}ÍzÀÒÆèŠåËzgzñŠj_Jfx¿ü´”Ò`ppGÊÑêꔊú·¯†ßáár±ÖÒ`kÂXÈPgƒ×Ês tÚû‰ß÷¶ª_±zÓàÌÈ{öüý´$Ìî4£0R»Î˜‰6 »Ä…Ñþ%Öôê”R2_±&BuPŸxò%cnJ{kî3t2:ënq®&[åŠ-WT¢”Û’|ã~åÀP-zë¾zŠ*UØÐ-iªÝ[JŽ}”é˜6ÕÞ.ÄòK1$GW¹˜Ž¯b’µ7£×XÁX2±=ÔLj,5üÐ1ˆ¨ªHÕ&pÉÖU‡S:¹¦jº á-sk 2 SðXÑÁoSXKë=ÖÇ”ûTK¦‰©†3É+VüOuÔš$÷zÆe-À0Ìn™BCXÍ{÷&Aw öT§¨òlÔð”AÄÖÙ¼Šs†ã½Êtº¯1ƒ/WºÂ~8wxÓî’IÀ>ÈA«åe.-Ån˼(€éâ˜`*8£’Ÿ^M ¦eĆevà°ðK™ÅÞC³-g²ãþ¼-LáB5¯Ùie’ŒL_[Y$zlÙ*¡yrGДä- /O ?ùÀ”ᧀ;z’¢Ù£À÷H^3ævwÆ(ð=ìÆTgDxfŽçåxXç=öfÌ(ÿꫬÄ3Ðk¨¯r”wSßòdÍÎ8ûDØ@Úo¯î¤5ã {°Ý…¡r»×U ¬æ¬ ëPÖ½ÊvƒAY,ÉEàË›öÙ]0″Ÿz¡â@9HgT¸C|·”ŠŠE¯à™¸Õ”ñV[£c ©:Fè³9žïÕ{S…”Bü­”E®ÁÊS1µªHïT%g·ï®î¬ñî4ãWSB2¬j=8GVñ²är15ñ…QVQ_ìg 4᧥ ¦úr’c%ÎXÙªkû¢b.1×*šGËî¯@«×eñ.TŠc-k›­µƒh¾Û˜‰®Oê³Ð¹éÁjòÌ…ðÝ)Va‰¤¥0õ_œª~Õ’²xF¦m+ó‹erC’š:JM§úgÜ{®}¦$ aÛÊs,sÓI™q&§0žçqWTFá/÷ÀAòÛ,ÿ¦,饅†ÊvŸ’]Ñfž0´û|ÈŒ%O±æ’O>I)ÉD¬9ÔÁíRF¾¢ï I ¬år.í˜ES’¯æH[ÎJ’I*]ÆñâÒI 1J³’ÏÇiÆfâàã2#Ô5S±vƒ§’×=JO¼ÑÌ ¸¾VŽ”|ÑØá’!ëÛŠ§ýÃ=†ýyÍB•|]U0L~::aáÒ½QÁý µ!ãjÕWXÈbzÚrdªKÚ°é”ë`Ž¨gË(=GŒžÂçsÆóT°˜à ›z”½GÞ/¥Äö¯r§×@¿ØÔ[~Ê3]%Q¼íÍŠ3s³.9öK…x=¸4SÎ`µUÎt4ý@ºB’c÷¤ž‡Û³µwñz¡~eI¾N…«Ö©tÜß×NW¦](51ÔM’9m*;Ë&Áœ3q{%€¡Fº-X£® ……Ú…&¤ïÓQÙ©.@ Uq”[ Îþ*7]†Ïs’·”›ÏTJDY|Š-ÚÉSsW…wÞ¥ ¢d¨~-¹F©WªQû-í¯¼±Ð4+§†¦Øjråüˆ[ÊßTù-oIÁÖ˜Êkx_Íõq¾zZ-ƒy-ó^áTÎ؈hV÷`D@õý¼âîg*§ãQ_²ýsĨà¸J”•´f-«Ö…^Íj2ó˜=œ±â>Õ:¨ÐQ@åZÑ‹9’1¡r×6ÖF*º%|’¿G­Si‹ Ë•%¤l¸D×jܱdA+Ú†åtâJ. ³}WTæÙJÙ:Ý1Í©Dð”ÿ§†ñ]²}C ·)ɬ®Û¾~^‡¿:PÍûBóYuôR_x¹‹Ž7nº§`{7â°a6M²þ+7ˆTø[&dî”O`KXº­Ót€Õ÷×Ë-¶Ð6ën[èìBh§+*«˜Råh(;Y?;ÿ¢/$à:É^¬·ó½°ûºÿ:ò‹8µ}÷šIL*6í^3ðYË›/ϵ«Ÿ ·ØYúÝ!ÿÒH~åÅUæŠ(VQÂœ^ &ºŠ›ÒoS4?¢’k/j’-œ~cúÍ””ͧFa-~¤¢mÆ;ÇŸ¶ÈM5xù^ÑÝ{ºt¯èíy›‰kåW¸Ö½à’g’L{ôlÛ,©˜aÓðp¦¯á1>|3¼€A°w”UaðâD!ø?:ÇzsU×_žèïÚ/ÆÕMóÿº-0Ä endstream endobj 26 0 obj > endobj 27 0 obj > endobj 28 0 obj [ 29 0 R] endobj 29 0 obj > endobj 30 0 obj > endobj 31 0 obj > endobj 32 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/Box[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 33 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 2>> endobj 33 0 obj > stream xœÍKo7¾Ð製€(¾ÉŒ4#Íb r0r0’ñ!ön Ëþû%Yd³ØÝì¦8ƒØHÍhºXÅ”¿¯ääþá¯-Ï¿}øø2¼{wÿðòòáãŸ~Þß¿¾¼|ýó-ûçÿýçÓý~ÿüåÃËç¯_‡áøxŽÏ·7÷g60I¨ž»½auÿ°’03HA,wŸüy{C‡ßýþy{óþxûËðüïÛ›”ïÇHR’2Â-zÿf˜={æÃHF]¨SšhéÄÉh×䆧NÃpÿ£ŸÜ§=´˜€X›€TIJÁN‡!ßQ.éYÊÅSx)Îîíü•º·î·q?Üt˜›.W4 91š¶gÈøìoC´Œ´”ÚÚ ÿ½½QŒí¦Å81ny´”B¸¹Æ‡¿>ÝÞüüá‹{)ãQY’Q¢r!Zw(,’ñvò§8Q®üó¢z:ˆwðR;j~Ðð-RùÓíÍ«lÑ+¶0fÉ87†>ñÏaÜûS|{ͯ;Mé6åËi^ f ëŠÑ¹7‹½÷Sø7ï@·Æ´¹ñš·6 ÀP”Ì-Ü°’k2-FÊ·KG¢A8ÞÒí~HÔÖzà6 QÎ’Du7)%Tg$>ÓêpÇ=ìw§£ù½ƒ”¥Ìcá5-ã1/gáymˆÍè^ž’Ýë#¤G£©GxÍA³§ˆ`$¦ ÚUÇøðù`ý‡’

Источник

МЕДИКО-

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Abstract

OPTIMAL MOTOR REGIMES FOR CHILDREN, SUFFERING FROM DIABETE

T.I. Sulimtsev, doctor of medicine, lecturer

AS. Chubukov, doctor of medicine, lecturer

Moscow e academy of Physical Culture

Key words: physical loading, diabete, age, regime of diet, health.

The purpose of this study was to elaborate the methodics of diabete’s treatment in children with a help of physical exercises. The investigation was organized on the base of the kindergarten N 33 of Moscow Northern district. 20 children of the younger group and 25 children of the elder group acted as subjects. Blood and urine were systematically anatized to determine the blood and the urine sugar. Bisides the diet, insulinization, vitaminization, lipotropic and bile-expelling preparations, centres’ of infection sanitation, the physical activity of children was performed.

As a result it had become possible to conclude, that the most effective were the physical activity sessions holding in the form of aerobic gymnastics and in the regime of moderate intensivity (heart rate – 120 b/min). The musical accompaniment was useful for intensivity’s dosing. The sessions are to be performed three s a week. Their duration must not be more than 30 minutes. The positive effect of the offered methodics was registrated in such cases when the sugar’s level in blood was tower than 300 mg/% (16, 5 mmol/l).

ОПТИМАЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Кандидат медицинских наук, доцент Т.И. Сулимцев,

кандидат педагогических наук, доцент А.С. Чубуков

Московская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: физическая нагрузка, сахарный диабет, возраст, пищевой режим, здоровье.

Среди других заболеваний в детском возрасте сахарный диабет встречается в 3, 8-8% случаев. Его лечение строится комплексно, с учетом имеющихся нарушений обмена веществ. Ведущую роль в лечении играют диета, препараты, уменьшающие содержание сахара в крови, и двигательная терапия, включающая как специальные занятия, так и регламентированный режим тренировочных нагрузок.

Физическая культура для больных детей как очень активный метод терапии, должна быть систематической и дозированной. Эффективность физической нагрузки во многом зависит от правильно выбранного времени занятий, места инъекции инсулина, дозы инсулина, которая будет проявлять свое действие в часы физической нагрузки.

Отработка объема физических нагрузок – во многом процесс эмпирический. Путем проб и коррекции каждому больному ребенку подбирают продолжительность и интенсивность физических упражнений, время занятий, дозу и место введения инсулина, пищевой режим.

Подобрать больному адекватный его состоянию уровень физических нагрузок чрезвычайно сложно. Однако результаты систематических занятий настолько очевидны, что эти трудности сторицей окупаются. Постоянные дозированные нагрузки благоприятно влияют на течение сахарного диабета, поддерживают состояние стойкой компенсации.

Необходимо учитывать, что у детей, больных сахарным диабетом, поражены и другие органы и системы. Часто наблюдаются изменения и заболевания кожи и подкожной клетчатки. Нередко поражение десен и зубов [8]. В связи с потерями кальция, ухудшением кровоснабжения происходят изменения в костях и суставах, развиваются диабетические остеоартропатии, чаще в скелете стопы и голеностопном суставе. У больных диабетом часто поражается печень, тяжелее протекают воспалительные заболевания желчного пузыря, в патологический процесс вовлекаются почки (диабетическая нефропатия) [10]. Многообразны органические и функциональные изменения нервной системы (диабетическая нейропатия) [8].

Более тяжело и длительнее протекают у них сопутствующие инфекционные заболевания, которые, в свою очередь, усугубляют диабетический процесс, нередко декомпенсируя его [10].

Сахарный диабет у детей лечится комплексно, с учетом имеющихся нарушений обмена веществ, и процесс направлен на ликвидацию либо компенсацию инсулиновой недостаточности, нормализацию обменных процессов, восстановление нарушенной физической и умственной работоспособности, предупреждение важнейших патологических изменений внутренних органов, а также на обеспечение нормального роста и развития ребенка [18].

Использование лечебной физкультуры в комплексной терапии способствует более быстрой нормализации обмена веществ, что связано как со стимулирующим, так и с трофическим действием физических упражнений [20]. Под влиянием последних увеличивается потребление мышцами глюкозы, жирных кислот и кетоновых тел, что уменьшает содержание этих веществ в крови. При кратковременной работе потребление углеводов мышцами невелико и не сопровождается уменьшением уровня глюкозы в крови [20]. При длительной мышечной работе умеренной интенсивности уровень глюкозы снижается [13]. Дозированная мышечная работа во время 30-минутных занятий приводит к снижению уровня сахара в крови [20]. По данным Ричардсона, Б.Г. Бажанова, физические упражнения способствуют усилению действия инсулина в цикле Кребса. При введении инсулина на фоне дозированной мышечной нагрузки снижение уровня сахара в крови более выражение, чем в покое [6]. Таким образом, можно считать установленным, что физические упражнения способствуют нормализации окислительно-восстановительных процессов при сахарном диабете в рамках комплексной терапии. Под влиянием физических упражнений улучшается способность организма больного усваивать глюкозу, прежде всего мышечной тканью [20].

Известно, что систематические занятия физкультурой способствуют достижению и поддержанию стабильной компенсации сахарного диабета, улучшают состояние здоровья больных. В то же время неадекватные физические нагрузки при отсутствии соответствующей тренировки и компенсации болезни могут вызвать значительное ухудшение в течении сахарного диабета, стать причиной слепоты и опасных для жизни кардио-васкулярных нарушений [17].

Физическое воспитание детей, больных сахарным диабетом, складывается из трех компонентов:

утренней гимнастики, занятий физкультурой в детском саду, спортивных занятий и игр на прогулке [17].

Однако прежде чем рекомендовать ребенку занятия спортом, нужно учитывать, в какой мере он склонен к гипогликемическим состояниям. Часто дети не регламентируют своих занятий спортом во времени, что может привести к резкому физическому и эмоциональному переутомлению [4]. Педагогам следует знать о том, что гипогликемическое состояние может развиться у ребенка внезапно. Поэтому на занятиях от преподавателя требуется пристальное внимание к детям, больным сахарным диабетом. Им рекомендуется принимать участие в спортивных соревнованиях, заниматься на спортивных снарядах [ 20].

В изученной нами литературе недостаточно полно рассмотрены некоторые вопросы лечения сахарного диабета у детей средствами физической культуры. В частности, не выяснено, каковы интенсивность нагрузки во время занятий, их продолжительность, в какое время наиболее эффективно проводить занятия физическими упражнениями, в какой форме.

Исходя из сказанного, в своей работе мы решали следующие задачи: 1. Разработка наиболее оптимальной формы проведения занятий. 2. Определение наиболее оптимальной длительности и интенсивности занятий. 3. Выявление благоприятного времени проведения занятий в режиме дня.

Исследование проводилось на базе детского сада № 33 Северного округа Москвы. Детский сад специализирован для детей 3-7 лет, больных сахарным диабетом. Дети находятся на пятидневке. Они размещаются в двух группах, младшей (n=20) и старшей (n=25). У них систематически исследуются кровь и моча на сахар. Кроме диеты и инсулинотерапии дети получают витамины, липотропные и желчегонные средства, им проводятся санация очагов инфекции, а также физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня. Физкультурно-оздоровительная работа включает в себя:

1. Утреннюю гигиеническую гимнастику.

2. Занятия по физической культуре.

3. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

4. Физкультурные минутки.

У поступивших в детский сад детей берут анализы крови и мочи на сахар, проводят их антропологическое обследование: рост, вес, окружность грудной клетки, измеряют физиологические показатели: ЖЕЛ, ЧСС в покое и после нагрузки, АД, включая описание формы позвоночного столба, характера свода стопы.

Точное определение содержания сахара в крови осуществляется с помощью карманного анализатора крови “Рефлолюкс С”. Экспресс-контроль содержания сахара в крови производится перед началом занятий физическими упражнениями и сразу после них.

Серия исследований была проведена с двумя группами детей старшего возраста, больных сахарным диабетом. Эксперимент проходил в три этапа по 4 недели в каждом.

На первом этапе занятия проводились продолжительностью 25 мин 3 раза в неделю. С первой экспериментальной группой – в собственно урочной форме. Интенсивность нагрузки – большая (ЧСС в основной части занятия достигала 180 уд/мин).

Со второй экспериментальной группой занятия проводились в форме аэробной гимнастики (физкультурно-кондиционного характера). Интенсивность нагрузки – умеренная (ЧСС во время занятия была на уровне 120 уд/мин).

На втором этапе занятия различной продолжительности проводились в форме аэробной гимнастики. С первой экспериментальной группой – в течение 30 мин, а со второй – 45 мин.

На третьем этапе продолжительностью 30 мин занятия проводились в форме аэробной гимнастики 3 раза в неделю, но в разное время: с первой группой – утром, через 30 мин после завтрака, со второй – вечером, через 30 мин после полдника.

В ходе педагогического эксперимента за всеми детьми осуществлялся медико-педагогический контроль.

Заключение. Основываясь на полученных результатах, мы пришли к следующим выводам:

1. Для детей, больных сахарным диабетом, наиболее эффективными оказались занятия физическими упражнениями, проводимые в форме аэробной гимнастики умеренной интенсивности (ЧСС – 120 уд/мин).

В занятия следует включать упражнения для всех мышечных групп, из любых исходных положений. Интенсивность упражнений легко дозировать с помощью музыкального сопровождения, значительно повышающего эмоциональность занятия. Темп выполнения упражнений – медленный и средний. Общеразвивающие упражнения следует чередовать с дыхательными и на расслабление.

Продолжительность занятий не должна превышать 30 мин.

Занятия физическими упражнениями целесообразно проводить 3 раза в неделю в вечернее время, после дневного сна, через 30 мин после полдника в хорошо проветренном помещении, летом – на улице.

При дозированной физической нагрузке средней продолжительности у больного сахарным диабетом значительно повышается потребление глюкозы мышечной тканью, что приводит к уменьшению содержания сахара в крови и моче. Занятия физическими упражнениями позволяют значительно уменьшить ребенку, больному сахарным диабетом, дозу инсулина. Однако это действие наблюдается только при сахаре крови ниже 300 мг/% (16, 5 ммоль/л). При более высоком сахаре подобный эффект от физических упражнений, как правило, отсутствует, а при наличии, к тому же, ацетона физические нагрузки могут нанести вред.

Во время занятий физическими упражнениями с больными детьми следует тщательно следить за их состоянием. Контролировать общее самочувствие, уровень гипогликемии, глюкозурии и ацетонурии желательно до, во время и после проведения занятия.

Литература

1. Аметов А., Касаткина Э., Франц М. и др. Как научиться жить с диабетом. Пер. с англ. О. Лифсон. – М.: Интерракс, 1991.

2. Будинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1990.

3. Васильева А. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.

4. Дедов И., Йоренс В., Старостина Е. и др. Книга о сахарном диабете. – М.: Медицина, 1983.

5. Жуковский М.А., Щербачева Л.Н., Алексеева P.M. и др. Лечение сахарного диабета. – М.: ИЭЭ и ХГ АМН СССР, 1979.

6. Жуковский М.А., Щербачева Л.Н., Алексеева P.M. и др. Сахарный диабет у детей. – К.: Издательство Куйбышевского обкома КПСС, 1989.

7. Зимкин Н.В. Физиология человека. – М.: ФиС, 1975.

8. Касаткина Э.П. Сахарный диабет у детей. – М.: Медицина, 1990.

9. Кепельман А.В., Кистяковская М.Ю., Осокина Т.И. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. – М.: Просвещение, 1980.

10. Князев Ю.А., Кинберг И.И. Сахарный диабет. – М.: Медицина, 1989.

11. Козлов В.И. Анатомия человека. – М.: ФиС, 1979.

12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991.

13. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.

14. Островская И.М. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. – М.: Медицина, 1983.

15. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет. – М.: Просвещение, 1986.

16. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. – М.: Просвещение, 1988.

17. Попов С.Н. Лечебная физическая культура. – М.: ФиС, 1988.

18. Сборник научных трудов под редакцией Ю.А. Князева. Вопросы патогенеза, диагностики и лечения сахарного диабета и ожирения у детей . – М.: Медицина, 1990.

19. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.

20. Фонарева М.А. Справочник по детской лечебной физкультуре. – Л.: Медицина, 1983.

Поступила в редакцию 13.02.96

На главную В библиотеку Обсудить в форуме

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Реклама:

Читайте также:  Рецепты из манжетки при диабете

Источник