Беседа для школы здоровья сахарный диабет

Беседа для школы здоровья сахарный диабет thumbnail

На занятии в школе диабетаСахарный диабет уже не считается редким заболеванием, но лишь немногие люди знают особенности его течения и понимают важность соблюдения врачебных рекомендаций.

Каждому человеку, которому впервые был поставлен такой диагноз, нужно в обязательном порядке пройти соответствующее обучение. Для этой цели существует специальная школа, в которой проводятся занятия для пациентов с сахарным диабетом.

Типы и особенности диабета

Заболевание характеризуется недостатком инсулина и нарушением клеточного углеводного обмена. Результатом развития в организме такого патологического процесса становится рост гликемии, а также обнаружение в моче глюкозы. Течение диабета, его проявления и выбранная лечебная тактика обусловлены типом болезни.

Диабет бывает:

  • 1 типа –Заболевание 1 типа предусматривает выполнение инъекций инсулина в связи с отсутствием или недостаточностью его выработки организмом;
  • 2 типа – характеризуется потерей чувствительности к инсулину и требует приема специальных препаратов;
  • гестационный – выявляется только в период беременности.

Инсулинозависимая форма болезни вызвана поражением бета-клеток, ответственных за секрецию инсулина. Дефицит гормона препятствует усвоению глюкозы, что приводит к росту ее значений в крови. Такое состояние свойственно гипергликемии, когда избыток сахара не проникает в клетки, а остается в крови.

Факторы, способные спровоцировать развитие 1 типа:

  • генетические причины;
  • инфекции, вирусы, поразившие поджелудочную железу;
  • понижение иммунитета.

Такая форма заболевание развивается очень стремительно и часто поражает людей молодого возраста. У них наблюдается снижение веса несмотря на повышенный аппетит и жажду. Постоянно присутствует ощущение усталости, раздражительность и усиленное отделение мочи в ночной период. В течение нескольких дней с момента начала проведения инсулинотерапии к пациенту вновь возвращается нормальный вес и улучшается самочувствие.

Инсулинонезависимый тип Диабет 2 типасопровождается схожей симптоматикой с 1 типом, но все же имеет некоторые особенности:

  • болезнь возникает после 40 лет;
  • уровень инсулина, содержащегося в крови, находится в пределах нормы или незначительно понижен;
  • наблюдается повышение гликемии;
  • патология определяется чаще всего случайно, когда человек проходит плановый осмотр или обращается с жалобой на другое заболевание.

Диабет у таких пациентов развивается медленно, поэтому они могут долго не знать об имеющейся в организме патологии.

Причины возникновения 2 типа:

  • ожирение;
  • отягощенная наследственность.

Лечебная тактика в таком случае основывается на соблюдении диеты, снижении веса и восстановлении чувствительности к имеющемуся в организме инсулину. При отсутствии эффекта от перечисленных мероприятий человеку может быть рекомендован прием специальных препаратов, способствующих понижению глюкозы. В некоторых случаях требуется применение инсулинотерапии.

Появление диабета у беременных связано чаще всего с наличием генетической предрасположенности. Спровоцировать болезнь могут погрешности в питании, а также чрезмерная нагрузка на продуцирующий гормоны орган.

Пациентам с таким диагнозом не стоит отчаиваться и акцентировать внимание на вынужденных ограничениях, установленных заболеванием. Современные научные разработки в области медицины дают шанс всем диабетикам сделать свою жизнь полноценной. Важную роль в профилактике осложнений и сопутствующих болезни патологических состояний играет школа здоровья для диабетиков.

Обучение в школе здоровья

Обучение пациентовУспех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления и дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.

Течение диабета в большей степени зависит от настойчивости больного.

На базе многих медицинских учреждений, оздоровительных центров организованы специальные школы, в которых проводятся обучающие занятия для укрепления и поддержания здоровья диабетика. В них принимают участие не только эндокринологи, но и такие специалисты, как офтальмологи, терапевты, хирурги, диетологи.

Присутствие на занятиях помогает пациентам узнать больше о самой патологии, связанных с ней осложнениях, и научиться предотвращать нежелательные последствия.

Главная цель, которую преследуют специалисты школы, заключается не только в передаче знаний, но и в формировании мотивации у больных для взятия ответственности за лечение диабета, а также изменения своего поведения.

Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.

Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно существовать с учетом установленных заболеванием рамок.

Основными темами, которые согласованы ВОЗ и охватываются в процессе учебы, являются:

  1. Диабет, как образ жизни.
  2. Самоконтроль, как мера профилактики осложнений.
  3. Правила питания.
  4. Диета, основанная на подсчете хлебных единиц.
  5. Инсулинотерапия и виды применяемых гормонов.
  6. Осложнения, возникшие на фоне диабета.
  7. Физические нагрузки и правила коррекции доз препарата.
  8. Гипертония, ИБС.

В школе в основном проводятся групповые занятия для больных, на которых обсуждаются теоретические аспекты лечения. Для лучшего понимания и усвоения материала проводятся в обязательном порядке практические тренинги, включающие игры и решение различных задач.

Читайте также:  Нефропротективным действием у больных сахарным диабетом 2 типа обладают

Благодаря применению интерактивного метода на обучении пациенты обмениваются между собой информацией, что способствует лучшему восприятию полученных знаний. Кроме того, такая обучающая тактика дает возможность вносить корректировки в программу занятий.

Видеооматериал о сахарном диабете 2 типа:

Специалисты школы на каждой встрече задают вопросы по предыдущей лекции, чтобы закрепить и повторить уже изученный материал. Важно, чтобы пациенты после обучения могли применять полученные знания на практике.

План занятий в школе диабета охватывает 3 важных блока:

  1. Самоконтроль гликемии и установление индивидуального приемлемого уровня показателя.
  2. Коррекция рациона и обучение правилам диетического питания.
  3. Умение справляться со стрессовыми ситуациями и соблюдать меры профилактики всех осложнений.

Школа диабета – это ведущее звено в лечении этого заболевания и предотвращения нежелательных последствий.

Контроль сахара

На занятиях, проводимых в рамках школы диабета, пациентам рассказывают о важности самоконтроля гликемии, частоте выполнения его в течение дня.

Регулярное измерение сахара позволяет:

  1. Разобраться какое значение гликемии является наиболее комфортным и оптимальным.
  2. Подобрать меню с учетом реакции организма на прием определенных пищевых изделий.
  3. Установить подходящее количество физических занятий, которые необходимы больным диабетом.
  4. Уметь корректировать дозировку инсулина и сахароснижающих препаратов.
  5. Научиться использовать глюкометры и верно вести дневник питания, в котором следует отражать результаты всех замеров и употребленные продукты. Это даст возможность проанализировать свое состояние, сделать правильные выводы и откорректировать при необходимости лечение.

В сутки следует измерять сахар не менее 4 раз, 3 из которых выполняются перед едой, а 1 – до сна. Пациент может самостоятельно проводить дополнительные замеры гликемии в случаях ухудшения самочувствия, занятия непривычным для себя видом деятельности, в момент стресса или других ситуациях.

Правильное питание

Диета является главным критерием эффективного лечения болезни. Специалисты школы обучают пациентов не только подбирать продукты согласно правилам питания, но и дают рекомендации по установке режима приема пищи, сочетанию продуктов и учету калорийности.

Основные моменты:

  1. Следует держать вес в пределах нормы. Избыток массы тела необходимо устранять посредством сбалансированного питания и физических нагрузок.
  2. Предотвращать снижение веса при наличии склонности к худобе, что наиболее актуально для больных 1 типа.
  3. Приемы пищи должны быть дробными и представлены небольшими порциями. Пациентам важно не допускать продолжительного по времени голодания во избежание гипогликемии, а также комы.
  4. Рацион должен быть калорийным, чтобы восполнять энергетические затраты при недостатке содержания глюкозы в клетках.
  5. Необходимо уметь считать ХЕ (хлебные единицы) во время каждого приема пищи. Это позволит вести правильный учет количества употребленных углеводов, что наиболее важно для инсулинозависимых пациентов при подборе дозировки гормона.

Роль медицинской сестры заключается в контроле соблюдения пациентами условий лечебного питания.

Видеоматериал о питании при диабете:

Преодоление стрессовых ситуаций

Многие люди привыкли устранять эмоциональную нагрузку с помощью приема спиртного, курения или употребления большого количества сладостей.

Люди, страдающие диабетом, не должны позволять себе такие вольности. Эти вредные привычки способны губительным образом сказаться на их здоровье. В процессе обучения опытные психологи оказывают поддержку пациентам, помогают им справиться со стрессом и вернуть стремление к жизни.

Таким образом, залогом счастливой жизни для людей с таким диагнозом является высокий уровень их организованности, а также желание и стремление научиться контролировать свою болезнь.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

Классный час

на тему «Диабет»

Провела классный руководитель:

М.В. Брагина

Русский Акташ, 2016

Класс: 9 А

Дата: 09.04.16

Классный руководитель: Брагина М.В.

Тема: “Диабет”

Направление: Здоровье

Форма проведения: тематическая беседа с детьми с элементами ролевого диалога

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья.

Задачи:

  • 1. Воспитательные:

  • 1.1. Воспитать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

  • 1.2. Воспитать негативное отношение к вредным продуктам питания

  • 1.3. Формировать готовность к коммуникации, воспитывать культуру общения и поведения

  • 2. Развивающие:

  • 2.1. Сформировать привычку правильно питаться и соблюдать режим питания

  • 2.2. Выработать навыки выбора правильных продуктов питания и составления ежедневного рациона

  • 3. Образовательные:

  • 3.1. Познакомить детей с сахарным диабетом, с типами, причинами и мерами профилактики.

  • 3.2. Повышать активность учащихся на уроке

  • 3.3. Работать над сознательным усвоением материала

Оборудование: Презентация на тему «ДИАБЕТ», бланки ответов для проведения теста «Узнайте, нет ли угрозы для вас?», видеоролик.

Литература: https://ru.wikipedia.org/wiki, https://s-diabet.ru/profilaktika-saxarnogo-diabeta/, https://sovets.net/2696-dieta-pri-sakharnom-diabete.html.

Оформление доски

hello_html_m20b403d6.jpghello_html_m30216d00.pnghello_html_mb66b7ed.jpg

План:

1. Организационный момент

1. 1. Приветствие

1. 2. Знакомство

2. Введение в тему классного часа

Читайте также:  Чаи при диабете 2 типа

2. 1. Беседа о здоровье

2. 2. Сообщение темы

3. Раскрытие темы классного часа

3. 1. Беседа о причинах, симптомах, мерах и типах сахарного диабета.

3. 2. Примерное меню диабетика.

3. 3. Проведение теста «Узнайте, нет ли угрозы для вас?».

3. 4. Обсуждение результатов.

3. 5. Подведение итогов классного часа. Рефлексия.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!

Прежде чем объявить тему нашего классного часа, я задам вам несколько вопросов, ребята, а вы ответите на них, подняв руку. Вы любите болеть? Почему? Почему болеть – плохо?

Значит, здоровым быть лучше. А скажите мне, пожалуйста, что такое здоровье вообще? Как вы его понимаете? Зачем нам нужно здоровье?

А кто из вас считает себя здоровым на 100 %? На 90 %? Почему? Как вообще определить, здоровы ли мы или нет? Что мы с вами можем назвать показателями здоровья? Ответ: (Стройность, общий тонус, хорошее самочувствие, активность, настроение, состояние отдельных органов организма – органов дыхания, пищеварительной системы, сердечнососудистой системы, кожи, волос, ногтей). Какое у вас зрение? Как часто вы болеете в течение одного года? Всегда ли у вас хорошее настроение и самочувствие? В какой группе по физкультуре вы состоите?

Мы определили, что среди нас нет абсолютно здоровых людей. Ребята, а от чего же зависит наше здоровье? Давайте определим факторы, влияющие на наше здоровье.

Итак, мы выяснили, что основными факторами являются экология, образ жизни, режим труда и сна, спорт, режим питания и продукты питания. А как вы думаете, что из названного сильнее всего отражается на общем состоянии организма, на его здоровье?

Итак, мы делаем вывод, что наибольшее значение для нас имеет наше питание.

И сегодняшний классный час мы посвятим именно этой, чрезвычайно актуальной в наши дни теме – теме ДИАБЕТ.

Почему данная тема вызывает у меня интерес:

1. сахарный диабет входит в группу лидеров по общему количеству заболеваний 3 место

2. есть знакомый друг, которой больной сахарным диабетом

3. интересуюсь медициной.

Цель работы

– задуматься нужно сейчас

-вести здоровый образ жизни

Что такое сахарный диабет?

Диабет – заболевание, обусловленное недостаточностью или полным отсутствием гормона под названием инсулин, который вырабатывается поджелудочной железой. (Иногда слабой чувствительностью клеток для тела к инсулину.)

Инсулин необходим для того, чтобы клетки организма могли усваивать сахар из крови. При нехватке инсулина уровень сахара в крови может увеличиваться до опасного для жизни уровня. Это заболевание возникает в результате сбоя эндокринной системы.

Причины:

1. наследственная генетическая предрасположенность.

2. ожирение.

3. атеросклероз сосудов поджелудочной железы.

4. малоподвижный образ жизни.

5. некоторые заболевания.

Симптомы и протекание болезни:

1. Жажда и учащение мочеиспускание – покалывание в области рук и ног – покраснение, опухание и болезненность десен.

2. Усталость – потеря веса

3. Ухудшение зрения – медленное заживление ран и частые инфекции.

Типы сахарного диабета.

Сегодня различают два типа СД. При одноминсулин абсолютно необходим, так как существует абсолютная его недостаточность, – это диабет 1 типа, или, как его было принято называть, инсулинозависимый.

Другой тип диабета связан с тем, что снижается чувствительность тканей организма к инсулину, в результате чего возникает относительная недостаточность инсулина – это диабет 2 типа (инсулиннезависимый). Он развивается, как правило, в зрелом и пожилом возрасте и поначалу не требует обязательного введения инсулина. Однако рано или поздно наступает момент, когда поджелудочная железа «истощается» и относительная недостаточность инсулина превращается абсолютную. В этих случаях уже нельзя обойтись без инъекций инсулина.

Меры профилактики:

1. вести здоровый образ жизни.

2. ограничивать себя с детства в углеводах.

3. не увлекаться вредными привычками.

4. следить за количеством сахара в крови.

5. заниматься спортом, вести подвижный образ жизни.

Примерное меню диабетика:

Хлеб – 200 г в сутки, черный или же специальный для диабетиков.

Супы – овощные, приготовленные не очень слабом мясном или рыбном бульоне (не чаще 2 раза в неделю)

Блюда из круп, бобовых, макаронных изделий можно позволить себе только изредка и в небольшом количестве, сокращая в эти дни потребление хлеба.

Овощи – свеклу, морковку и картофель желательно употреблять не более 200 г в сутки, а в вот огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, тыкву, зелень можно есть без ограничений.

Яйца – не более 2 шт. в сутки

Фрукты и ягоды – не более 300 г в сутки

Молоко – только с разрешения врача. Другие кисло – молочные продукты – в небольших количествах изредка. Творог рекомендуется, есть ежедневно, но не более 200 г в день и только в натуральном виде

Читайте также:  При сахаре можно ли употреблять мед при сахарном диабете

Напитки – черный чай, некрепкий кофе, томатный сок, соки из ягод или фруктов кислых сортов.

Если вовремя не распознать сахарный диабет, последствия могут быть весьма опасны. Ответьте на вопросы теста и узнайте, нет ли угрозы для вас.

Вывод

В заключение хотелось бы ребят сказать насколько актуальна проблема заболеваемости сахарным диабетом в современном мире, но я уверена, что снизить вероятность наступления заболевания можно простыми профилактическими мерами (исходя из причин заболевания). Самая главная мера – это доведение до людей в доступной форме информации о сути болезни, о ее причинах, симптомах и т.д. вторая мера – это пропаганда ЗОЖ среди молодёжи (начиная с детского сада). Вести активный образ жизни, заниматься спортом. Сейчас даже правительство России озаботилась проблемой гиподинамии. В Госдуму внесли на рассмотрение предложение: по всей России в школах сделать субботние дни – днями здоровья. Также стремиться повышать свой иммунитет путём закаливания и в весенне-осенний период принимать витамины, тем самым снизить восприимчивость организма к различным инфекционным заболеваниям. Рассказать людям о вреде курения и алкоголя. Третья мера – это правильная организация рационального питания в детских школьных и дошкольных учреждения (исключить из рациона продукты, содержание различные пищевые добавки: красители, консерванты), но если даже вы заболели сахарным диабетом, то это еще не смертельный приговор. С этой болезнью вполне возможно жить полноценной жизнью при соблюдении нескольких условий: постоянное пожизненное введение инсулина, активный образ жизни и диета, которая бедна простыми углеводами.

ТЕСТ

1.Часто ли вы чувствуете усталость после обеда?

– Довольно часто – 3
– Я бодра до самого вечера – 0

2. Можете ли вы сказать, что за последние пару месяцев похудели, хотя и не соблюдали никаких диет?

-Да, скинула больше 5 кг – 5
-Да, немного похудела, но меньше, чем на 5 кг – 2
-Нет – 0

3. Сколько вам лет?

-Меньше 35 – 0
-35-44 – 1
-45-54 – 2
-55-64 – 3
-Больше 64 лет – 4

4. В последние годы вы простужаетесь чаще, чем раньше?

-Да – 3
-Нет – 0

5. Наблюдались ли у вас в последнее время кожные проблемы, например зуд или фурункулы?

-Бывает кожный зуд – 3
-Довольно часто у меня вскакивают фурункулы -3
-Нет – 0

6. Двигаетесь ли вы активно как минимум по 30 мин. в день?

-Как правило, да – 0
-Почти никогда – 1

7. Болел ли у вас кто-нибудь из родственников диабетом?

-Нет – 0
-Да, причем ближайшие родственники (родители, сестры, братья) – 5
-Да, но дальние родственники (бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья, сестры) – 3

8. Страдаете ли вы избыточным весом?
Да – 3
Нет – 0

9. Вам уже когда-нибудь прописывали медикаменты от повышенного кровяного давления?
Да – 2
Нет – 0

10. Жажда мучает вас в последние месяцы больше, чем обычно?
Нет – 0
Да – 3

Результаты:
От 0 до 5 пунктов
Риск развития диабета у вас невелик. Однако начиная с 35 лет следует проходить плановые обследования каждые два года.
От 6 до 17 пунктов:
Риск заболеть диабетом, а также вероятность того, что вы уже им больны, довольно высоки. Жажда, необъяснимые приступы голода, внезапная потеря веса, серьезные кожные проблемы, участившиеся случаи инфекционных заболеваний могут быть симптомами начинающегося сахарного диабета. Если у вас есть подозрение на диабет, купите в аптеке глюкометр и проверяйте уровень сахара в крови через два часа после еды. Он не должен превышать 7,8 ммоль/л.
От 18 до 32 пунктов:
Незамедлительно отправляйтесь на обследование к врачу.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ!
Установлено, что чувствительность организма к инсулину снижается на 40% при превышении массы тела на 35-40% от нормы. Вот почему полные, а тем более страдающие ожирением люди более подвержены сахарному диабету, чем худые.
Проведите небольшой эксперимент: замерьте объем вашей талии. Если он превышает 88 см (у женщин) или 102 см (у мужчин), это с большой долей вероятности указывает на наличие начальной стадии диабета. Вам обязательно нужно провериться у врача и изменить образ жизни: перейти на правильное питание, больше двигаться… Тогда вы наверняка сможете избежать неприятного диагноза.

Спасибо за работу. Молодцы.

Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали на сегодняшнем классном часе? Какой еде вы отдаете предпочтение? Как нужно питаться?

Спасибо за ответы.

Источник